Скачать 317.62 Kb.
|
На правах рукописи Сушилова Юлия Николаевна ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Специальность: 08.05.00 – Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности в т.ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – промышленность) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Санкт-Петербург – 2010 Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики» Научный кандидат экономических наук, доцент руководитель: Павлова Елена Александровна Официальные доктор экономических наук, профессор оппоненты: Колесников Александр Михайлович кандидат экономических наук, доцент Какава Лаша Омарьевич Ведущая Институт проблем региональной организация экономики Российской Академии Наук Защита состоится 17 декабря 2010 года в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д212.236.05 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна» по адресу: 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д.18, ауд. 241. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна по адресу: 191023, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д.18. Текст автореферата размещен на сайте СПГУТД: http://www.sutd/ru Автореферат разослан 17 ноября 2010 г. Ученый секретарь Л.А. Шульгина диссертационного совета 1. Общая характеристика работы Актуальность темы исследования. Cсовременные условия развития экономических отношений как на уровне мировой экономики, так и на уровне национальной экономики Российский Федерации ставят одним из центральных вопросов теории и практики управления предприятием обеспечение устойчивых темпов роста в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Развитие международного разделения труда, глобализация общественных и экономических отношений, прозрачность границ для экспорта/импорта капитала, технологий, рабочей силы, продуктов производства выдвигают на первый план проблемы обеспечения конкурентоспособности национальных экономик, отраслей народного хозяйства и отдельно взятых предприятий. Именно это имеет в виду Президент России Д.М. Медведев, провозглашая курс на модернизацию экономики и отдельных ее звеньев. Степень разработанности научной проблемы. Проблемы анализа понятия «конкурентоспособность» не новы. Общие теоретические вопросы в области изучения конкуренции, конкурентоспособности и менеджмента получили отражение в работах зарубежных и отечественных ученых- экономистов: М.Э.Портера, А.А.Томпсона, А.Е. Карлика, Х.А.Фасхиева, А.Н. Петрова, Ю.М. Неруша, В.И. Степанова, О.В Васюхина, Н.К. Моисеевой и Т.Р. Адриановой, Ф. Котлера, Е.Н. Голубкова, Д.Дж. Бауэрсокса, Г.Л. Багиева, Я. Деккера, П. Дойля, Б.Г. Мазмановой, и др. Вместе с тем, анализ трудов видных ученых и практиков показывает, что основное внимание уделяется исследованию проблем обеспечения конкурентоспособности продукции предприятий. Однако, как показывает опыт интеграции российской экономики в мировое пространство, решение этой важной задачи не достаточно для обеспечения желаемого уровня конкурентоспособности отдельных национальных отраслей и их первичного звена – предприятий. Таким образом, необходимость разработки методических инструментов обеспечения конкурентоспособности предприятий определила выбор темы диссертационного исследования, его цели и задачи, предмет и объект исследования. Цели и задачи исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является разработка теоретических и методических подходов обеспечения конкурентоспособности деятельности промышленного предприятия. Исходя из поставленной цели исследования, в диссертации поставлены и решены следующие задачи: -исследованы теоретические основы обеспечения конкурентоспособности промышленного предприятия; -проведен анализ критериев и методов оценки конкурентоспособности продукции и предприятия; -определена концептуальная модель анализа и обеспечения конкурентоспособности предприятия; -проведены исследования факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий, анализируемой отрасли национальной экономики России; -разработан алгоритм проектирования конкурентных стратегий и мероприятий промышленного предприятия; -предложен и апробирован механизм реализации оперативных действий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия. Предметом исследования является проблемы анализа и обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий. Объектом исследования являются предприятия по производству светопрозрачных конструкций, действующие на региональном рынке РФ. Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по фундаментальным проблемам развития региональной экономики, теории управления конкурентоспособностью, инвестиционного анализа; исследования, посвященные проблемам повышения конкурентоспособности промышленных предприятий. Обоснованность теоретических положений и аргументация выводов, представленных в диссертации, обеспечивается посредством использования общенаучных и общеэкономических подходов к исследованию: системно-функционального, абстрактно-логического, эволюционного, а также методов монографического обследования, экономико-статистического, сравнительного анализа и инструментальных технологий научного познания: экспертных оценок, SWOT-анализа; табличных и графических приемов визуализации статистических данных. Информационной базой исследования послужили опубликованные в научной литературе данные фундаментальных и прикладных исследований по теме диссертации, материалы научно-практических конференций и семинаров, Интернет-ресурсы, первичный фактический материал, полученный автором при обследовании промышленных предприятий. Структура диссертации и ее соответствие Паспорту специальности. Диссертация содержит 175 страниц основного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных литературы в количестве 152 наименований. Работа содержит 28 таблиц, 18 рисунков и приложения (стр.161-175). Содержание диссертации соответствует Паспорту специальности 08.00.05, разделам 1.1.13 Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов и 1.1.15. Теоретические и методологические основы эффективности развития предприятий, отраслей и комплексов народного хозяйства. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цель, задачи, предмет и объект исследования, отражается научная новизна и практическая значимость полученных результатов. В первой главе – «Теоретические основы обеспечения конкурентоспособности промышленного предприятия» рассмотрены теоретические аспекты понятия «конкурентоспособность»; представлены ключевые характеристики конкурентоспособности предприятия, а также представлена концептуальная модель анализа и обеспечения конкурентоспособности промышленного предприятия. Во второй главе – «Исследование факторов конкурентоспособности промышленного предприятия» - проводится анализ внешней и внутренней среды предприятия работающего в области светопрозрачных конструкций с применением энергосберегающих технологий. Определяются основные направления проектирования конкурентной стратегии с учетом специфики отрасли по производству легких металлических конструкций и изделий из алюминия и алюминиевых сплавов. В третьей главе «Методические основы оценки и обеспечения конкурентоспособности предприятий» - проектируется конкурентные стратегии предприятия, определяются основные направления и механизм реализации конкурентных стратегий. В заключении обобщаются результаты исследования, формулируются основные выводы и предложения. 2. Основные положения диссертационного исследования В современных условиях хозяйствования перед предприятиями России встает проблема формирования и поддержания конкурентоспособности. Целью конкурентной борьбы является максимальное удовлетворение запросов потребителей и высокий уровень эффективности производственно-экономической деятельности. Реализация этих целей состоит в поиске и использовании конкурентных преимуществ, обеспечивающих достижение прочных позиций на рынке. В диссертационной работе рассматривается подход к реализации конкурентных преимуществ предприятия, и достижение высокого уровня конкурентоспособности продукции посредством организационно-экономических механизмов обеспечения конкурентоспособности. Основные положения исследования состоят в следующем. 1. Проведен анализ определений конкурентоспособности, который позволяет выделить целый ряд моментов, важных для рассмотрения данного понятия и определения его места среди других экономических категорий:
2. В современных условиях развития рыночных отношений в мировой экономике, проявления тенденций глобализации, ужесточение конкурентной борьбы требуют уточнения исследуемых понятий. В частности автор предлагает следующее определение конкурентоспособности продукта – это такая его специфическая характеристика, в соответствие с которой потребитель выбирает данного производителя этого продукта, а не другого. С учетом данного подхода предлагается следующее определение конкурентоспособности предприятия – это такая его специфическая характеристика, которая определяет потенциальную возможность предприятия обеспечить себя желаемой долей рынка за счет более полного удовлетворения требований потребителей. 3. Эффективное управление конкурентоспособностью предприятия подразумевает необходимость правильной оценки факторов, влияющих на конкуренцию, выявление конкурентных преимуществ объекта, т.е. необходимость определения тех аспектов производства или хозяйственной деятельности, на которые надлежит обратить внимание в первую очередь. В диссертацтонной работе проведен анализ достоинств и недостатков известных подходов и методов оценки и обеспечения конкурентоспособности предприятия. На основе этого анализа автором сформулирована следующая концептуальная модель решения поставленной проблемы. - наличие развитых рыночных отношений предполагает что, как правило, предприятие действует в условиях развитой конкуренции. Степень концетрации рынка (то есть той или иной остроты конкуренции) определяет возможности отдельно взятого предприятия в сторону наращивания своих конкурентных позиций; - конкурентоспособность предприятия определяется тем, насколько его внутренний потенциал способен отобразить потребности существующей рыночной среды и возможности ее развития; - поскольку потребитель, в конечном счете, прибретает конкретный товар, который в большей или меньшей степени удовлеиворяет его потребности, то и уровень конкурентоспособности предприятия определяется тем, насколько потребитель удовлетворен потребительными свойствами и экономическими условиями приобретения данного товара. Автором предложена модель анализа и обеспечения конкуренстоспособности предприятия, представленная в виде следующей схемы (рис. 1). Рис 1. Схема анализа и обеспечения конкуренстоспособности промышленного предприятия В процессе реализации вышеназванных трех этапов получается интегральная характеристика уровня конкурентоспосбности промышленного предприятия на базе локальных показателей уровня агрессивности внешней среды, степени развитости внутреннего потенциала предприятия и уровня конкурентоспосбности продукции. 4. В диссертационной работе приведено исследование факторов конкурентоспособности предприятий по производству светопрозрачных конструкций. В рамках проведенного исследования, автором обозначены основные угрозы рынку светопрозрачных конструкций:
В табл. 1 представлено распределение рынка оконного профиля в РФ. Таблица 1 Производители оконного профиля в России
Для установления степени конкуренции в исследуемой отрасли автором выполнена оценка уровня рыночной концентрации, которая основывается на анализе поведения отраслей и предприятий в рамках одной отрасли, и определен механизм формирования основных среднеотраслевых показателей, например, как устанавливаются цены в данной отрасли, какова среднеотраслевая прибыль, каков уровень развития и распространения НИОКР, каково распределение предприятий по уровню конкурентоспособности и т.п. Кроме того, уровень рыночной концентрации дает основание для установления типа рынка характерного для данной отрасли или для конкретного географического (национального) рынка. Для определения типа рынка и уровня его концентрации автор использовал Индекс Линда, который рассчитывается по формуле: где - рыночные доли соответственно первого, второго, третьего и четвертого предприятия в ранжированном ряду. На основе данных о распределении рыночных долей между предприятиями, действующими в РФ Индекс Линда составил 145%. Это означает, что на данном рынке имеется возможность для дальнейшей капитализации предприятий в форме слияний, присоединений, концентрации капитала и др., что, в конечном счете, увеличит их рыночную долю при адекватных решениях по основным составляющим конкурентоспособности предприятия. В рамках диссертационной работы, рассмотрено одно из ведущих предприятий по производству и сбыту оконного профиля, окон из ПВХ, деревянных и алюминиевых окон - «Окна VEKA». Автором были выявлены проблемные области характерные для многих промышленных предприятий и, в частности, для «Окна VEKA»: • неумение руководителей работать в условиях острой конкуренции; • разногласия среди учредителей в области стратегии ведения бизнеса; • низкое качество выпускаемой продукции и невыполнение принятых обязательств перед контрагентами; • высокая текучесть кадров; • неразвитость механизмов и систем контроля со стороны госструктур. 5. Проведен детальный анализ внешней и внутренней среды организации, который является базой для определения количественных параметров целей организации, ожидаемых результатов ее деятельности на рынке, и обеспечения повышения конкурентоспособности предприятия. В связи с этим, автором проведена классификация внутрипроизводственных факторов, влияющих на деятельность предприятия по производству ПВХ-конструкций в виде SWOT-анализа и построена матрица решений для предприятия «Окна VEKA» с формулировкой стратегий по ключевым факторам. Формулировка стратегий по квадратам, представлена в табл. 2. Таблица 2 Ключевые факторы матрицы SWOT
Проведенный анализ позволит сформулировать мероприятия для различных ситуаций, применение которых позволит существенным образом повысить конкурентоспособность предприятия по производству светопрозрачных конструкций. 6. Составляющие конкурентоспособности светопрозрачной продукции представляют собой уровни: - технико-эксплуатационных характеристик; - коммерческих условий реализации товара; - организационных условий реализации и потребления товара; - экономических условий потребления товара. Определение набора составляющих конкурентоспособности товара — ключевой момент ее оценки. При этом на первый план необходимо выдвигать те, которые имеют наибольшую значимость для потребительского выбора. Обладающие наибольшей значимостью для потребителя параметры должны исследоваться в первую очередь, что не исключает изучения второстепенных составляющих, которые в некоторых случаях могут оказывать ощутимое влияние на рыночный успех товара. Для анализа и оценки конкурентоспособности продукции предприятия «Окна VEKA» автор использовал модифицированный под специфику решаемой задачи метод расстановки приоритетов, который применяется для решения управленческих задач, требующих, как правило, как количественной, так и качественной оценки различного рода факторов, и установления предпочтений среди анализируемых сущностей. Суть этого метода состоит в том, что на первом этапе устанавливаются приоритеты каждого из сравниваемых объектов (Pnk) по каждому параметру (табл. 3). На втором этапе аналогично (табл. 4) устанавливаются приоритеты самих параметров качества (rk). Таблица 3 Матрица для определения приоритетов объектов по k-му параметру
|
Рабочая программа учебной дисциплины «финансы предприятия» Целью дисциплины является обучение основам устойчивого развития и сохранения конкурентоспособности фирмы в долгосрочной перспективе... | Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2015-2020 годы «Повышение производительности труда и конкурентоспособности промышленного комплекса республики» | ||
Рефератов по дисциплине «Стратегический маркетинг» Вертикальная и горизонтальная интеграция в торговле, ее роль в повышении конкурентоспособности предприятия | Практикум «Маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия» Особенности рассмотрения уголовных и гражданских дел в отношении несовершеннолетних | ||
1. Рынок товаров и услуг промышленного назначения Формирование знаний об особенностях сферы промышленного маркетинга, овладение теоретическими и практическими навыками управления... | Формирование информационно-коммуникационной компетенции специалиста... Остоянии преобразований, обусловленных изменениями экономических и социо-культурных условий развития страны. Новые условия требуют... | ||
Конспект лекций по дисциплине «Рекламные коммуникации промышленного предприятия» ... | Теоретические основы стратегического планирования на предприятии пищевой промышленности 5 Роль стратегического планирования в обеспечении конкурентоспособности предприятия 5 | ||
«Анализ и пути повышения конкурентоспособности предприятия «Геокомп» Для платного получения полной версии обращайтесь: 8-0912-21-09-80(дом.),8-910-902-04-49 (моб). Авторам – обменяемся дипломами!!!... | Почетное право сбросить первую глыбу при перекрытии Енисея было предоставлено… Стилизованное изображение плотины, символизирует гидроэнергетику первопричину образования города, и силуэт промышленного предприятия... | ||
Оценка социально-экономического потенциала регионов как основа формирования... Ой из ключевых проблем является наличие серьезных диспропорций социально экономического развития регионов. Возникает задача разработки... | Учебно-методический комплекс дисциплины «документационное обеспечение... Документационное обеспечение важнейшая сторона деятельности любого учреждения, организации, предприятия | ||
Отчет о состоянии учебно-воспитательной работы Бюджетного образовательного учреждения ... | Разработка маркетинговой программы (на конкретном примере). Определение... Базы знаний и экспертные системы в маркетинговой деятельности предприятия (на примере) | ||
Предпринимательская деятельность Руководитель предприятия. Отношения руководителя предприятия и собственников предприятия | Управление доходами и рентабельностью предприятия Доходы и расходы предприятия влияют на финансовый результат предприятия, целью же любого предприятия является получение прибыли.... |