Исследование и разработка моделей для организации и управления виртуальными предприятиями





Скачать 263.77 Kb.
НазваниеИсследование и разработка моделей для организации и управления виртуальными предприятиями
страница1/2
Дата публикации11.04.2015
Размер263.77 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2


На правах рукописи


КАТАЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ

ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ

ВИРТУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

05.13.10 – Управление в социальных и экономических системах
(экономические науки)

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т
диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Ростов-на-Дону 2008

Работа выполнена на кафедре «Информационные системы в экономике и менеджменте»

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»
Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Волкова Виолетта Николаевна
Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Долятовский Валерий Анастасьевич

Ростовский государственный

экономический университет (РИНХ)
кандидат экономических наук, доцент

Новиков Михаил Васильевич

Таганрогский институт управления

и экономики

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Донской государственный

технический университет (ДГТУ)»

Защита состоится «10» сентября 2008 г. в 14-30 часов на заседании объединенного диссертационного совета по экономическим наукам ДМ 212.208.28 при ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» по адресу: 344007, г.Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88, ауд. 302.
С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: г. Ростов-на-Дону, Пушкинская 148.
Автореферат разослан «09» августа 2008 г.
Отзывы на автореферат в двух экземплярах, заверенные печатью, просим направлять по адресу: 347928, г.Таганрог, ГСП-17а, пер.Некрасовский, 44, объединенный диссертационный совет ДМ 212.208.28, ученому секретарю.
Ученый секретарь

диссертационного совета С.В. Гриненко
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. В современном мире происходит переход к экономике, основанной на информационных технологиях, управлении интеллектуальными ресурсами и партнерскими связями. Глобальные тенденции развития современных рынков, такие как глобализация рынков, растущее значение качества товара, его цены и степени удовлетворения потребителей, повышение важности устойчивых отношений с потребителями (индивидуальными заказчиками), а также растущее значение степени применения новых информационных и коммуникационных технологий в большей степени повлияли на развитие новых организационных форм управления предприятием.

Активно развивающейся формой рыночного взаимодействия хозяйствующих субъектов является сетевая форма, существующая наряду с другими организационными формами и представляющая иной механизм структурной координации, отличный как от внутрифирменного, так и от чисто рыночного механизма. В экономике России виртуальная (сетевая) форма организации предприятий становится одним из перспективных направлений развития бизнеса, а интенсивный рост виртуальных предприятий и партнерских сетей в экономике актуализирует изучение феномена такой формы организации бизнеса и в большей степени инструментов и моделей организации и управления виртуальными предприятиями. Однако виртуальные предприятия, кооперационные сети и сетевые структуры все еще остаются малоизученными с точки зрения разработки формальных моделей и инструментов их организации и эффективного управления.

Таким образом, возрастающая интенсивность межорганизационной кооперации актуализирует решение проблем организации и управления, как всем виртуальным предприятием, так и отдельными процессами.

В то же время термин «виртуальность» используется довольно произвольно. «Виртуальное» интерпретируется и как «искусственно образованное», и как «мнимое, не существующее в реальном пространстве», и как «расширенное за счет совместных ресурсов» и т.д. Нет работ, рассматривающих в комплексе принципы организации виртуальных предприятий, методы и модели управления их деятельностью.

Степень разработанности проблемы. Проблемам организации, управления и функционирования виртуальных предприятий посвящены работы зарубежных авторов: W.H. Davidow, M.S. Malone, A. Mowshowitz, С. Freeman, J. Hagedoorn, C. Faucheux, J. Dyer, H. Singh, P.J. Buckley, M. A. Casson, Ч. Сэведж, Х.А. Вютрих, П. Зибер, А.Ф. Филипп, Р. Патюрель, М. Райсс, Й. Рюэгг-Штюрм, М. Янг и других ученых.

В России исследованию виртуальных предприятий и сетевых организационных структур посвящены работы С.Б. Авдашевой, В.Г. Балашова, В.Н. Буркова, Г.В. Градосельской, Д.А. Иванова, B.C. Катькало, Е.Б. Колбачева, А.А. Колобова, Н.А. Коргина, Г.Б. Клейнера, П.В. Кузнецова, С.П. Куща, Б.З. Мильнера, Д.А. Новикова, А.Н. Олейник, А.Н. Ламанова, С.И. Паринова, В.В. Радаева, Н.М. Розановой, П.О. Скобелева, В.Б. Тарасова, О.А. Третьяк, А.К. Фоминых, М.М. Чучкевича и др.

Вопросам математического моделирования организационных систем, включая сетевые организационные структуры, и принятия управленческих решений посвящены работы Д.А. Новикова, В.Н. Буркова, В.Б. Тарасова, И.М. Смирнова, Т.Е. Шохина, А.Г. Чхартишвили, С.В. Микони, О.И. Ларичева, А.В. Цветкова, С.Н. Петракова др.

Частные вопросы организации сетевых форм бизнеса, маркетинга, финансирования и управления виртуальными предприятиями исследовались также в работах О.Н. Безруковой, Н.К. Волика, Г.В. Гореловой, Р.М. Качалова, Р.М. Кирьякова, А.К. Ляско и др.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы – на основе исследования специфики форм организации и функционирования виртуальных предприятий обосновать подходы и разработать модели принятия управленческих решений по организации и управлению виртуальными предприятиями как социально-экономическими системами.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

- провести концептуально-теоретическое обобщение проблем организации и управления виртуальными предприятиями;

- осуществить исследование моделей взаимодействия агентов виртуального предприятия;

- определить основные направления развития поисковых механизмов для подбора потенциальных партнеров и исполнителей;

- обосновать подходы к организации долгосрочных виртуальных предприятий.

- разработать ряд моделей распределения заказов в рамках виртуального предприятия;

- провести моделирование процесса формирования сети партнеров для выполнения заказа;

- усовершенствовать модели финансирования внутренних проектов виртуального предприятия и распределения бюджета проекта.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают системы управления виртуальными предприятиями. Предметом исследования являются методы и модели организации и управления виртуальными предприятиями и партнерскими сетями.

Область исследований соответствует следующим пунктам паспорта специальности 05.13.10 – управление в социальных и экономических системах:

- п. 4. «Разработка методов и алгоритмов решения задач управления и принятия решений в социальных и экономических системах»,

- п. 12. «Разработка новых информационных технологий в решении задач управления и принятия решений в социальных и экономических системах».

Рабочая гипотеза диссертационного исследования базируется на совокупности теоретических и методических положений, согласно которым для принятия управленческих решений по организации и управлению виртуальным предприятием необходимо рассматривать его как социально-экономическую систему и разрабатывать соответствующие подходы, методы, модели и алгоритмы решения управленческих задач с учетом особенностей организации и функционирования виртуальных предприятий.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области системного анализа и теории систем, теории управления, теории организации, теории принятия решений.

Информационно-эмпирическая база исследования представлена публикациями российских и зарубежных авторов, данными статистической отчетности и внутрифирменной информации ряда российских предприятий.

Инструментарно-методологический аппарат базируется на применении общенаучных методов исследования в рамках системного подхода. Для решения поставленных задач, построения и исследования моделей использовались: подходы и методы теории организации, системного анализа процессов управления предприятиями и организациями; модели и методы теории активных систем; методы теории оптимизации; метод симплициального комплекса; методы информетрии.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Концептуальная модель организации и управления функционированием виртуального предприятия позволяет исследовать его как социально-экономическую систему, имеющую цели, структуру и соответствующие органы управления в форме стратегических координационных центров. Наиболее перспективной формой являются долгосрочные виртуальные предприятия, представляющие собой динамические сети взаимодействующих предприятий (организаций, отдельных коллективов и людей), обладающих ключевыми компетенциями для поиска и выполнения различных рыночных заказов и базирующиеся на единой информационной системе.

2. Долгосрочное виртуальное предприятие базируется на динамической сети партнеров, для которой должны быть созданы среда и условия эффективного взаимодействия участников сети в целях увеличения их дохода, снижения затрат и экономического развития. При организации долгосрочного виртуального предприятия необходимо формировать «ядро», представляющее собой определенный состав участников, обладающих компетенциями для поиска и исполнения основного потока рыночных заказов и задач предприятия в соответствии с предназначением, направлением и сферой деятельности предприятия.

3. Для эффективного управления процессом организации и функционирования виртуальным предприятием необходима система поиска, оценки, отбора, привлечения и объединения партнеров, решающая две взаимосвязанные и взаимодополняющие задачи: привлечение новых участников динамической сети, обладающих ключевыми компетенциями для эффективного выполнения отдельных задач, возможных рыночных заказов и для функционирования долгосрочного виртуального предприятия в целом; оптимальный отбор и объединение исполнителей и партнеров, обладающих ключевыми компетенциями для выполнения конкретного рыночного заказа, в соответствии с целями и задачами проекта. Управление виртуальным предприятием должно базироваться на формальных моделях и методах организации и управления виртуальным предприятием, чтобы максимально снизить влияние субъективного мнения администраторов (координационного центра) и конфликты среды участников сети, а также увеличить эффект взаимодействия участников сети и степень удовлетворения потребностей заказчика.

4. Математические оптимизационные модели распределения заказов, построенные с использованием методов линейного программирования и многокритериального выбора, позволяют сформировать автоматизированные процедуры оперативного и оптимального распределения заказов по совокупности партнеров с учетом таких параметров заказа, как время, качество и стоимость выполнения, при различных ограничениях ресурсов.

5. Оптимизационная модель формирования сети партнеров для выполнения заказа, использующая методы сетевого планирования и управления, линейного программирования и многокритериального выбора для принятия решений при управлении виртуальными предприятиями как сетью партнеров позволяет оптимальным образом подобрать и распределить партнеров на выполнение работ проекта, учитывая: последовательность и взаимосвязь работ; возможные сроки начала и окончания планируемых работ; параметры выполнения отдельных работ и проекта в целом (время, цена, качество); невозможность выполнения работ тем или иным партнером.

Научная новизна диссертационного исследования. Наиболее значимыми результатами исследования, полученными автором лично и характеризующими научную новизну исследования, являются следующие:

1. Разработана концептуальная модель организации и управления функционированием долгосрочного виртуального предприятия как социально-экономической системой; определены основные функции стратегического координационного центра виртуального предприятия.

2. Предложена методика организации процесса выполнения заказов ориентированная на повышение эффективности поиска, оценки, отбора, привлечения и объединения партнеров, обладающих ключевыми компетенциями для эффективного выполнения отдельных задач, возможных рыночных заказов и для функционирования долгосрочного виртуального предприятия в целом. Для принятия решений по включению в сеть и исключению партнеров из сети виртуального предприятия предложен подход к оценке состояния и деятельности агента, объединяющий экспертные оценки и фактические данные.

3. Предложен подход к подбору участников сети виртуального предприятия и формированию «ядра» бизнеса, базирующийся на анализе матриц связности ключевых компетентностей, методе симплициального комплекса для упорядочения потенциальных партнеров и использовании закономерностей информетрии.

4. Разработаны однокритериальные и многокритериальные модели распределения типовых заказов, учитывающие такие параметры заказа, как время, качество и стоимость выполнения, при различных ограничениях ресурсов для различных ситуаций: для ситуации, когда один заказ может быть полностью выполнен одним партнером; для распределения совокупности заказов по совокупности партнеров.

5. Разработана оптимизационная модель формирования сети партнеров на основе методов сетевого планирования и управления, линейного программирования и многокритериального выбора. В рамках модели предложены методы управления надежностью выполнения заказа на этапе отбора исполнителей. Выделены два направления повышения надежности – функциональная и компетентностная избыточность, для которых решается задача «риск-затраты» при выборе вариантов с максимальной надежностью при фиксированных затратах, или минимизация затрат на обеспечение заданного уровня риска.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется научно-практической актуальностью поставленных задач и заключается в том, что полученные в ходе исследования положения, модели и методики обобщают, развивают и дополняют ряд аспектов теории управления социально-экономическими системами применительно к сетевым организациям и виртуальным предприятиям.

Практическая значимость результатов определяется возможностью создания эффективных систем организации и управления виртуальными предприятиями, используя предложенные подходы и разработанные формальные модели.

Результаты исследования могут быть также использованы для учебного процесса при изучении дисциплин: «Менеджмент», «Экономико-математические методы и модели», «Теория организации», «Теория принятия решений».

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлялись и обсуждались на конференциях «Системный анализ в проектировании и управлении» (2002, 2005 и 2007 гг.), проводимых Санкт-Петербургским государственным политехнических университетом, и конференциях профессорско-преподавательского состава Таганрогского государственного радиотехнического университета (2001-2007 гг.).

Результаты диссертационной работы были использованы предприятием ООО «АУП-Консалтинг» (г. Таганрог) при создании партнерской сети по оказанию консалтинговых услуги и проведению маркетинговых исследований.

По результатам диссертационного исследования опубликовано 15 научных работ.

Логическая структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Текст изложен на 147 страницах, содержит 11 рисунков и 22 таблицы. Библиографический список включает 245 источников.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Разработана концептуальная модель организации и функционирования долгосрочного виртуального предприятия как социально-экономической системы.

Под виртуальным предприятием мы понимаем временную сеть партнеров (предприятий, организаций, отдельных коллективов и людей), обладающих ключевыми компетенциями для наилучшего выполнения рыночного заказа, базирующуюся на единой информационной системе (рисунок 1).



Рисунок 1 – Модель организации и функционирования виртуального предприятия
Долгосрочное виртуальное предприятие представляет собой базирующуюся на единой информационной системе динамическую сеть взаимодействующих предприятий (организаций, отдельных коллективов и людей), обладающих ключевыми компетенциями для поиска и выполнения различных рыночных заказов.

Под динамической сетью в данной модели понимается изменяющаяся совокупность предприятий, объединенных общими целями, имеющая четкие границы, принципы и правила взаимодействия, коммуникации, входа и выходы из сети.

Динамическая организация представляется собой изменяющуюся организационную структуру, ориентированную на выполнение рыночных возможностей и рыночных заказов и способствующую достижению поставленных целей долгосрочного виртуального предприятия в целом.

В условиях объединения разнородных партнеров с различными целями, стратегиями и возможным «временем жизни» в сети и ориентацией на постоянный поиск и выполнение различных заказов и проектов создаются определенные трудности в выработке и согласовании целей, разработки различных стратегических решений и, главное, развития долгосрочного виртуального предприятия в целом.

Анализ практической деятельности таких виртуальных предприятий показывает, что одним из решений в данной ситуации является создание некого стратегического координационного центра, в состав которого входят представители основных предприятий (ядро сети), либо привлечение в сеть партнера, обладающего соответствующими ключевыми компетенциями.

Основные функции такого центра, можно разбить на три основных блока:

1. Маркетинговые функции – организация поиска рыночных заказов, привлечения клиентов, реализации продуктов или услуг и т.п.

2. Организационно-управленческие функции – разработка целей и задач, стратегий, планирование, организация, координация и управление предприятиям.

3. Функции управления знаниями – идентификация, накопление, привлечение и развитие ключевых компетенций.

2. Предложены методы формирования ядра долгосрочного виртуального предприятия

Ядро на базе существующей динамической сети формируется следующим образом:

1. Определение рыночной возможности, формирование бизнес-идеи как направления и сферы деятельности виртуального предприятия;

2. Определение минимума ключевых компетенций для осуществления деятельности по выбранному направлению и сфере деятельности;

3. Определение состава, возможностей и компетенций участников динамической сети;

4. Построение матриц возможностей участников сети в соответствии с требуемыми ключевыми компетенциями для осуществления деятельности долгосрочного виртуального предприятия.

5. Отбор и объединение участников сети, имеющих наибольшее совпадение возможностей с требуемыми ключевыми компетенциями.

Для первоначального отбора потенциальных партнеров можно воспользоваться матрицами связанности, в которых отражается связь компетенций потенциальных партнеров с требуемыми компетенциями.

Этапы построения матриц связанности можно представить следующим образом (рисунок  2):

  1. Определение множества требуемых компетенций предприятия, на базе которого планируется объединить другие, {Кi}, где i=1..n, n - количество компетенций;

  2. Определение множества компетенций каждого потенциального k-го партнера {Pj}, где j=1..m, m - количество компетенций каждого потенциального партнера.

  3. Составление матриц связанности с элементами {aij}, где отражена связь i-ой требуемой компетенции с j-ой компетенцией k-го партнера, 0 - отсутствие связи.

  4. Для каждого потенциального партнера суммируется количество связей: Skj = I aij

  5. Ранжирование партнеров по Si.



Рисунков 2 – Алгоритм формирования оценочных показателей матрицы связанности
Для отбора участников виртуального предприятия также предлагается оценка степени интеграции потенциальных участников друг с другом на основе использования метода симплициального комплекса, в соответствии с которым формируется матрица инциденций и рассчитывается эксцентриситет.

На основе закономерности концентрации и рассеяния выделяются предприятия, обладающие максимальным количеством компетенций в определенной сфере деятельности.
3. Обоснована методика организации процесса выполнения заказа

Для эффективного выполнения отдельных заказов в рамках долгосрочных виртуальных предприятий необходимо решать две взаимосвязанные и взаимодополняющие задачи:

1. Привлечение новых участников динамической сети, обладающих ключевыми компетенциями для эффективного выполнения отдельных задач, возможных рыночных заказов и для функционирования долгосрочного виртуального предприятия в целом.

2. Оптимальный отбор и объединение исполнителей и партнеров, обладающих ключевыми компетенциями для выполнения конкретного рыночного заказа, в соответствии с целями и задачами проекта.

Задача оптимального отбора и объединение исполнителей и партнеров разделяются на следующие этапы:

1. Определение необходимых ключевых компетенций и ресурсов, требующихся для выполнения задач и требований проекта.

2. Поиск среди участников динамической сети потенциальных исполнителей и партнеров, обладающих требуемыми ключевыми компетенциями и ресурсами для выполнения рыночного заказа.

3. Оценка ключевых компетенций и ресурсов потенциальных исполнителей и партнеров с целью отбора партнеров, которые наилучшим образом могут выполнить определенные задачи.

4. В случае отсутствия в динамической сети подходящих ключевых компетенций и ресурсов производится поиск и оценка потенциальных исполнителей и партнеров вне динамической сети.

5. Привлечение потенциальных исполнителей и партнеров.

6. Оптимальный отбор исполнителей и партнеров в соответствии с целями и задачами проекта, ограничениями по времени, стоимости, качеству исполнения и т.п.

7. Объединение исполнителей и партнеров для выполнения рыночного заказа или проекта.

На рисунке 3 приведена методика организация процесса выполнения заказов, включая модели распределения заказов и формирования сетей партнеров для выполнения проектов.
4. Сформированы модели распределения совокупности заказов по совокупности партнеров с учетом таких параметров заказа, как время, качество и стоимость выполнения, при различных ограничениях ресурсов.

Одним из основных этапов управления виртуальным предприятием является оптимальное и оперативное распределение заказов среди партнеров (агентов) виртуального предприятия.



Рисунок 3 – методика организации процесса выполнения заказов
Выделены следующие группы характеристик заказа, которые могут выступать и как критерии оптимальности, и как ограничения:

1) стоимостные характеристики заказа;

2) временные характеристики выполнения заказа;

3) характеристики качества выполнения заказа;

4) количественные характеристики заказа;

В общем случае при выборе и распределение партнеров по заказам необходимо минимизировать стоимостные характеристики выполнения заказа и время выполнение заказа с одновременной максимизацией качества и количественных характеристик выполнения заказа.

Учитывая, что полной информацией по независимым и автономным агентам и их возможностям нет, необходимо производить оценку и отбор по той информации, которую они предоставляют сами, и по внешним результатам и оценкам их деятельности как в целом, так и в рамках виртуального предприятия. По этим и другим показателям введены ограничения (фильтры) при первоначальном отборе потенциальных исполнителей заказа из всей совокупности агентов и при оптимизации распределения заказов. Эти критерии могут быть также решающими при возникновении «конфликтных» случаев, когда по всем параметрам один заказ одинаково могут выполнить несколько партнеров.

Разработаны однокритериальные и многокритериальные модели распределения типовых заказов, учитывающие такие параметры заказа, как время, качество и стоимость выполнения, при различных ограничениях ресурсов для различных ситуаций: для ситуации, когда один заказ может быть полностью выполнен одним партнером; для распределения совокупности заказов по совокупности партнеров. Предлагаемые однокритериальные и многокритериальные модели приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 Однокритериальные модели распределения независимых заказов


Общая модель «задачи о назначениях»

Модель распределения типовых заказов

Модель распределения заказов с типовыми ресурсами

;



;



;

,

Исходные параметры моделей:

n – количество партнеров, m – количество заказов;

 – стоимость выполнения j-го заказа i-ым партнером. Также, может быть компетентностью i-го партнера при работе на j-й должности; временем выполнения заказа и др.

- количество возможных заказов.

- количество (объем) требуемых ресурсов для выполнения заказа;

- возможное количество (объем) ресурсов, которое может выделить партнер для выполнения заказов.

Искомые параметры:

1.  – факт распределения или нераспределения j-го заказа i-му партнеру:



2.  – общая (суммарная) характеристика качества распределения заказов по партнерам.


Таблица 2 Многокритериальные модели распределения независимых заказов


Модель распределения типовых заказов

Модель распределения заказов с типовыми ресурсами








где - количество возможных заказов;

- количество (объем) требуемых ресурсов для выполнения заказа;

- возможное количество (объем) ресурсов, которое может выделить партнер для выполнения всех заказов;

- максимальное время, за которое необходимо выполнить j-й заказ;

- минимальная компетенция партнера, которая необходима для выполнения j-го заказа;

- максимальная стоимость выполнения j-го заказа.

SK - матрица интегральных показателей:

;

, , - стоимость, компетенция и время выполнения j-го заказа i-ым партнером;

, , - коэффициенты важности соответствующих критериев, причем ;


5.Разработана оптимизационная модель формирования сети партнеров для выполнения заказа, использующая методы сетевого планирования и управления, линейного программирования и многокритериального выбора.

Одной из задач распределения заказов в рамках виртуального предприятия является задача оптимального распределения, когда один заказ не может быть выполнен при заданных параметрах одним партнером.

В ходе исследования, выделены четыре подхода к принятию решений по распределению заказов в данном случае:

1. Разбивка заказа на независимые части (подзаказы) и распределение их по партнерам, используя модели распределения независимых заказов.

2. Предварительная разбивка заказа на отдельные задачи (работы) и подбор партнеров под эти задачи. Данный подход применим в случае, когда администратор имеет информацию и возможность спроектировать выполнения заказа по этапам, работам, срокам, требуемым ресурсам и т.п.

3. Формирование группы партнеров, которой заказ перейдет полностью, на основе выделения ключевых компетенций, требуемых для выполнения заказа. Этот подход эффективен в том случае, когда администратор может выделить необходимые ключевые компетенции и общие требования, но не может спроектировать ход выполнения заказа по отдельным этапам, работам и т.п.

4. Определение партнера, который может наилучшим образом выполнить или организовать выполнение заказа, а затем вместе с этим партнером находятся пути улучшения параметров (сроков, качества, стоимости и т.п.) выполнения заказа за счет передачи отдельных задач (работ) другим партнерам. Данных подход можно применять в том случае, когда нет возможности применить предыдущие.

В случае, когда нет возможности разбить заказ на невзаимосвязанные и независимые работы, предлагается воспользоваться методами управления проектами и сетевого планирования и управления.

Сетевая модель выполнения проекта для конкретного случая представлена на рисунке 4.



Рисунок 4 Сетевая модель выполнения проекта

На рисунке приняты следующие обозначения:

 - ранний срок наступления события s. Это время, которое необходимо для выполнения всех работ, предшествующих данному событию s;

 - поздний срок наступления события s;  - резерв времени наступления события s.

 - работа (k, g), где k - номер начального события работы, а g – номер конечного;  - время выполнения работы .

 - свободный резерв работы показывает максимальное время, на которое можно увеличить продолжительность работы или отсрочить ее начало, не меняя ранних сроков начала последующих работ.

Предложена оптимизационная модель формирования сети партнеров на основе методов сетевого планирования и управления, линейного программирования и многокритериального выбора. Однокритериальная модель формирования сети партнеров для выполнения проекта приведена в таблице 3. Многокритериальная модель формирования сети партнеров для выполнения проекта – в таблице 4.
Таблица 4 Однокритериальная модель формирования сети партнеров для выполнения проекта




Исходные параметры модели:

n – количество партнеров, m – количество задач (работ);

 – стоимость выполнения j-го заказа i-ым партнером.

- ранний срок наступления события s. Т.е. время, которое необходимо для выполнения всех работ, предшествующих данному событию s;

и - ранние сроки наступления начального и конченого события для работы ;

 - время выполнения работы i-ым партнером;

- максимальная длительность выполнения всего заказа;

- срок наступления конечного для проекта события (срок окончания проекта).

Искомые параметры:

1.  – факт распределения или нераспределения j-го заказа i-му партнеру:



2.  – общая (суммарная) характеристика качества распределения задач по партнерам.


Таблица 4 Многокритериальная модель формирования сети партнеров для выполнения проекта





Исходные параметры модели:

n – количество партнеров, m – количество задач (работ);

 – стоимость выполнения j-го заказа i-ым партнером.

- ранний срок наступления события s.

и - ранние сроки наступления начального и конченого события для работы ;

 - время выполнения работы i-ым партнером ( и время возможного начала и окончания работы);

 - свободный резерв работы показывает максимальное время, на которое можно увеличить продолжительность работы ;

- максимальная длительность выполнения всего заказа;

- срок наступления конечного для проекта события (срок окончания проекта);

SK - матрица интегральных показателей:



, , - стоимость, компетенция и время выполнения j-го заказа i-ым партнером;

, , - коэффициенты важности соответствующих критериев, причем ;


Разработанная многокритериальная модель формирования сети партнеров для выполнения проекта позволяет оптимальным образом подобрать и распределить партнеров на выполнение работ проекта, учитывая:

- последовательность и взаимосвязь работ;

- возможные сроки начала и окончания планируемых работ (периоды времени, когда партнер может выполнить работу с заявляемыми параметрами);

- параметры выполнения отдельных работ и проекта в целом (время, цена, качество);

- невозможность выполнения работ тем или иным партнером.

В эту модель также можно добавлять ограничения на ресурсы конкретных партнеров, предпочтения заказчиков и др.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование и разработка моделей для организации и управления виртуальными предприятиями iconРазработка и исследование моделей устойчивых систем инерциальной навигации
Работа выполнена в лаборатории прецизионных оптических методов Института автоматики и процессов управления дво ран
Исследование и разработка моделей для организации и управления виртуальными предприятиями iconОглавление Аннотация к отчету. Общее описание Метаигры 2 Разработка...
Данный период был обозначен неизбежным моментом, который в любом случае наступил в результате перехода от феодализма к капитализму....
Исследование и разработка моделей для организации и управления виртуальными предприятиями iconОтчет о научно-исследовательской работе «Разработка моделей и образцов...
«Разработка моделей бакалавра по специальности и магистра по специальности. Реализация моделей по группам специальностей»
Исследование и разработка моделей для организации и управления виртуальными предприятиями iconРабочая программа элективного предмета «Исследование информационных моделей»
Н. Д. Угриновича «Исследование информационных моделей» Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы Составитель Бородин...
Исследование и разработка моделей для организации и управления виртуальными предприятиями iconИсследование систем управления Специальности: «Менеджмент организации»
«Исследование систем управления» является ведущей,в учебном процессе среди смежных дисциплин
Исследование и разработка моделей для организации и управления виртуальными предприятиями iconОрганизация обслуживания иностранных посетителей предприятиями питания...
Целью работы является разработка рекомендаций по организации обслуживания иностранных посетителей предприятиями общественного питания...
Исследование и разработка моделей для организации и управления виртуальными предприятиями iconРабочая учебная программа по дисциплине «Исследование систем управления»
Учебно – методический комплекс по дисциплине «Исследование систем управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Исследование и разработка моделей для организации и управления виртуальными предприятиями iconИсследование моделей корпоративной социальной
Рассматриваются вопросы формирования моделей корпоративной социальной ответственности, используемых в мировой практике (европейской,...
Исследование и разработка моделей для организации и управления виртуальными предприятиями iconРазработка и исследование моделей поведения динамических объектов...
Специальность: 05. 13. 18 – Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Исследование и разработка моделей для организации и управления виртуальными предприятиями iconРабочая программа по дисциплине дс системный анализ в таможенном деле (практикум)
Охватывает широкий спектр разнородных проблем – от анализа экономической ситуации до разработки методик и моделей синтеза социально-экономических...
Исследование и разработка моделей для организации и управления виртуальными предприятиями iconИсследование систем управления процесс определения организационной...
Место исследований систем управления в комплексе дисциплин по теории и практке управления
Исследование и разработка моделей для организации и управления виртуальными предприятиями iconВысшего профессионального образования
Целью изучения курса «Эконометрика» является приобретение умений анализа статистических данных и построения эконометрических моделей,...
Исследование и разработка моделей для организации и управления виртуальными предприятиями iconМетодическая разработка общая идеология интеллектуальных деловых игр
Подготовлено кафедрой систем управления энергетикой и промышленными предприятиями Высшей школы экономики и менеджмента Уральского...
Исследование и разработка моделей для организации и управления виртуальными предприятиями iconЭлективный курс «Исследование информационных моделей» в старшей школе Пояснительная записка
В новом образовательном стандарте на третьей ступени общего образования, т е в старшей школе (10 – 11 классы), предусмотрено изучение...
Исследование и разработка моделей для организации и управления виртуальными предприятиями iconДиплом разработка и исследование информационных моделей шифратора и дешифратора
Во многих устройствах, в том числе и в электронно-вычислительных машинах (эвм), используются кодированные сигналы или коды. Кодом...
Исследование и разработка моделей для организации и управления виртуальными предприятиями iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Организации управления...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск