Оглавление Аннотация к отчету. Общее описание Метаигры 2 Разработка процессных моделей для Метаигры 4 Разработка моделей инновационных продуктов для Метаигры 19 Разработка сценарной модели Метаигры 33 Разработка ролевых моделей для Метаигры,





НазваниеОглавление Аннотация к отчету. Общее описание Метаигры 2 Разработка процессных моделей для Метаигры 4 Разработка моделей инновационных продуктов для Метаигры 19 Разработка сценарной модели Метаигры 33 Разработка ролевых моделей для Метаигры,
страница1/22
Дата публикации28.08.2013
Размер2.06 Mb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Право > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
Оглавление


Аннотация к отчету.
Общее описание Метаигры 2


Разработка процессных моделей для Метаигры
4


Разработка моделей
инновационных продуктов для Метаигры 19


Разработка сценарной модели Метаигры 33

Разработка ролевых моделей для Метаигры, индивидуальных ролей 95

Подготовка игротехнического обеспечения Метаигры 98

Подготовка программного обеспечения (онлайн-модулей) для Метаигры 120

Приложения 154





Аннотация к отчету.
Общее описание Метаигры


Образовательное бюро «СОЛИНГ» представляет разработку механизма подготовки студентов в логике инновационной деятельности в различных сегментах российского бизнеса на основе межвузовского социального тренажера «Метаигра».

В игре участники принимают на себя роли уровня среднего и высшего звена различных производств и административных структур.

Содержательно игру можно представить как наборы кейсов технологического и управляющего менеджмента предприятия с пересекающимися сюжетами.

Рамочный сценарий игры – инновационные стратегии развития России с 2009 года.

Учебные цели проекта:

  • обучить студентов культуре работы в логике возможностей;

  • обучить студентов приемам работы с инновационными продуктами (поиск инноваций, продажа инноваций, внедрение инноваций);

  • сформировать у студентов понятийный аппарат и базовые компетенции, необходимые для работы в логике инновационного развития и венчурного бизнеса;

  • создать прецедент формирования межвузовских команд для реализации совместных проектов.

Результаты проекта оцениваются по развитию компетенций студентов (организационные, аналитические, профильные компетенции) и по уровню игровых достижений участников.

В роли оценщиков выступают внешние эксперты (в т.ч. от ОАО «РВК), преподаватели, игротехники организаторов.

Игра проводится с 9 октября в течение 15-18 дней и состоит из активной и пассивной частей. Активная часть – 10 игровых сессий по 3-5 часов с заранее проработанными сценариями и сюжетами. Пассивная часть – коммуникации на интернет-ресурсах игры, коммуникации между игроками, выходящие за пределы основного сценария, разработанного организаторами, учебные тренинги с участием партнеров ОАО «РВК».

Все результаты и ход игры фиксируются на портале проекта, доступном внешним наблюдателям.

Все технологии проекта прошли апробирование в 2007 г. на базе МГИМО (У) МИД РФ. В проекте представлено 5 вузов, общая численность студентов в проекте – до 200 человек.

Разработка процессных моделей для Метаигры



Для создания непротиворечивых моделей различных процессов в Метаигре к разработке были привлечены эксперты нескольких крупных российских компаний:

  • ОАО «Федеральная Сетевая Компания»

  • ОАО «Объединенная Авиационная Корпорация»

  • ОАО «Ситроникс»

  • ОАО «Российская Венчурная Компания»

В разработке концепции игры были использованы предельные сценарии развития России на ближайшие десятилетия, опубликованные группой исследователей МГИМО – «Альтернативные сценарии российского будущего».

Рамочные процессные модели для Метаигры


В исследовании «Альтернативные сценарии российского будущего», проведенном экспертами МГИМО, были выявлены четыре сценария будущего России в мире к 2020 году. В основе каждого из них – своя интрига и свое «предельное» сочетание «драйверов», отражающее возможные ключевые бифуркации в российском и международном развитии. («Полис», №4(106) 2008, А.Ю Мельвиль, И.Н.Тимофеев «Россия 2020: Альтернативные сценарии и Общественные предпочтения»)

Эти сценарии будущего России мы поместили в углах прямоугольника. В средних частях сторон прямоугольника располагаются конкурирующие на данный момент сценарии инновационного развития России, выделенные экспертами образовательного бюро «СОЛИНГ» в результате анализа проявлений инновационной и образовательной политики со стороны различных акторов.

Сценарии МГИМО рассматриваются как «предельные», то есть маловероятные в чистом виде, но задающие «предельные отклонения», а, следовательно, «коридоры возможностей», в рамках которых и будут располагаться реальные сценарии развёртывания будущего.

Кремлёвский гамбит

Постиндустриальное инновационное развитие, опирающееся

на малый и средний высокотехнологичные сектора

Новая мечта

Индустриальное инновационное развитие




Модернизация, построенная

на интеграции

с Европой

Крепость

Россия

Инновационное развитие, опирающееся на ТНК

Российская

мозаика





Модели инновационного развития России со сценариями «предельных отклонений» соотносятся двояко. С одной стороны, каждый вариант развития страны предполагает определенный «коридор возможностей», в рамках которой он реализуется, а значит, задает определенные модель модернизации экономики и соответствующую ей модель образовательной системы. С другой стороны, выбранные пути модернизации явно влияют на политическое лицо страны, подталкивая к разворачиванию того или иного «предельного сценария».

Поэтому на сценариях инновационного развития России остановимся подробнее.

Сценарий индустриального инновационного развития


Инновационное развитие осуществлялось и в рамках индустриального общества, его модели и технологии хорошо знакомы, более того, большинство акторов, ведущих свое происхождение из индустриальной эпохи, имеют своего рода «социальные рефлексы», действующие в силу привычки и традиции.

Основными компонентами этого развития сейчас являются:

  • директивное управление;

  • модернизация оборудования (смена машинного парка, инвестиции в основные фонды);

  • управляемость кадровыми потоками, построенная на технологии «распределения» студентов после окончания ВУЗов.


На практике это выглядит так: на производство (обычно государственное, но подобное может происходить сегодня в любой корпорации с индустриальным типом управления) приходит новое оборудование. Директор должен обеспечить включение нового оборудования в производственную цепочку. Так как согласования были проведены лишь поверхностно, то он не всегда понимает, как наладить использование новой техники. Примером подобной модернизации может служить массовая компьютеризация производства и НИИ во второй половине 1980-х годов ещё в рамках СССР. На части предприятий персонал часто не знал, что с этими компьютерами делать, играл на них в игрушки, и производительность труда даже упала, а не поднялась. Тем не менее, опыт нельзя считать отрицательным, так как в итоге благодаря массовому доступу работников к новым средствам труда были освоены новые технологии, сэкономлены деньги и время. Кратковременные падения производительности труда на отдельных предприятиях – неизбежные издержки, происходящие в период модернизации и обучения персонала.

Таким образом, директивное обновление парка оборудования – вполне возможная технология инновационного развития. Ее активно поддерживают как крупные оптовые поставщики оборудования, которые получают импульс в развитии своего бизнеса, так и различные фирмы-посредники (и связанные с ними чиновники), через которые осуществляется закупка и поставка техники, так как это прекрасное средство «отмывки» денег.

Серьёзной проблемой для реализации этого сценария модернизации является кадровый вопрос. Модернизация предполагает появление качественно новой продукции и услуг, что, как правило, связано с деятельностью молодых пассионарных специалистов, готовых изобретать и развивать новые технологии. Но как привлечь этих специалистов на предприятия в условиях резкого увеличения издержек, связанных с неразберихой модернизации, а значит, ограничениями фонда заработной платы?

В ближайшие годы проблема дефицитности рынка квалифицированного труда обострится в связи с накопленными противоречиями, зародившимися в «лихие 90-е»: «демографической ямой», разрушением старой системы образования, оттоком специалистов за рубеж, разрушением социальных инфраструктур, изменений предпочтений в выборе профессий и т.д.

В качестве средства решения данной проблемы рассматривается возрождение советской системы распределения: пусть молодой специалист-выпускник попадёт на предприятие, поработает там 2–3 года (вот с этим новым оборудованием), а там мы его «зацепим» на интерес, престиж, социальные льготы – глядишь, он и не уйдет. Кроме того, предполагается создание отраслевых вузов в качестве филиалов профильных головных, например, ядерного – на основе МИФИ.

Государство в данном сценарии является основным действующим лицом, осуществляющим программу модернизации промышленного парка, поддержку и финансирование отраслевых вузов, а также обеспечение, через контрольные и силовые органы, системы распределения.
Достоинства сценария индустриального инновационного развития:

  • возможность быстрой реализации при достаточных финансовых потоках;

  • понятность схемы для большинства руководителей индустриальных секторов экономики или происходящих из этих секторов;

сохранение крупных лабораторий, направлений фундаментальных исследований, так как сохранение этого потенциала возможно лишь при крупных инвестициях, которые может осуществлять лишь крупный актор, к коим государство, естественно, относится.
Недостатки сценария индустриального инновационного развития:

нерациональное расходование ресурсов. По некоторым оценкам экспертов, лишь 10% полученных ресурсов используется эффективно, остальное растрачивается (откаты, многоступенчатые схемы поставок, просто простаивают и не используются и т.п.). Но, как отмечают сторонники данного сценария, даже этих процентов может оказаться достаточно для нового инновационного рывка.

  • логика использования индустриальных управленческих решений: этот путь консервирует страну в рамках индустриальной модели развития, а следовательно, не оставляет шансов совершить переход через постиндустриальный фазовый барьер, в который упёрлось наше общество. Директивное управление было свойственно командно-административной системе, кризис которой и привел к коллапсу СССР – одной из моделей индустриальной эпохи. После НТР возросла сложность экономических систем и производственных процессов, возникла необходимость замены старой системы управления на иную модель, подразумевающую на порядок большее количество самостоятельных управляющих центров. Залог дальнейшего развития – распространение новых моделей взаимодействия этих центров между собой, а никак не сохранение директивной модели управления. Остаться же в индустриальной парадигме – серьёзный риск при реализации данного сценария.


Сценарий индустриального инновационного развития помещается нами в коридоре возможностей между «Крепостью Россия» и «Кремлёвским Гамбитом». Если произойдёт «консервация индустриальной парадигмы», увеличится вероятность осуществления «Крепости России». Ещё сильнее она увеличится, если данный тип модернизации будет сочетаться со сценарием инновационного развития, опирающимся на крупные ТНК, о чём скажем чуть далее. Наоборот, вероятность «Кремлёвского Гамбита» возрастёт, если данный сценарий реализуется в сочетании с постиндустриальным инновационным сценарием. В этом случае модернизация промышленной базы и достижения фундаментальной науки становятся базисом для развития малого и среднего бизнеса, выделившегося в результате развития аутсорсных схем и делегирования полномочий. Крупные корпорации сохраняются в качестве операторских центров, распределяющих заказы для «облака» малых и средних компаний. В случае реализации сценария, близкого к «Кремлёвскому Гамбиту», переход общества через постиндустриальный фазовый барьер достаточно вероятен.

Сценарий постиндустриального инновационного развития


Во всех странах, наиболее близко подошедших к фазовому барьеру, наблюдается резкое увеличение роли малого и среднего бизнеса в показателе ВВП, вплоть до достижения им статуса ведущего в рамках «постиндустриального сектора» экономики. При этом в массовом сознании существует миф, что малый бизнес – это что-то типа парикмахерских и торговых ларьков. Этот миф приводит к иллюзии, что именно подобные «парикмахерские» и обеспечивают в развитых странах большую долю ВВП. На самом же деле, его образуют высокотехнологичные компании, выведенные из ТНК в качестве подрядчиков на аутсорсинг. Такая система разделения полномочий оказывается более конкурентоспособной в современном динамичном обществе, так как позволяет быстрее реагировать на изменения. Кроме того, это увеличивает капитализацию ТНК, так как меньшее количество работников, оставшихся в постоянном штате при сохранении оборота компании рассматривается в качестве индикатора роста производительности труда. Малые предприятия - основа ВВП развитых стран – это не «парикмахерские». Как правило, это заводы мелкосерийного производства, выполняющие разработку, а иногда и производство «компонентов» для крупных компаний, к примеру, для «Boeing» - на субподряде. Часто эти компании объединены в единый холдинг – организационную форму, появившуюся в развитых странах благодаря распространению принципа «делегирования полномочий».
Основными компонентами, задающими соответствующий сценарий инновационного развития, являются:

  • упор на создание развитой инфраструктуры, недирективного самостоятельного планирования – создание институций согласования и проектирования деятельности на основе банка «образа будущего», а также создание инфраструктуры, облегчающей выход предприятий на международный рынок и развитие информационной среды;

  • модернизация парка предприятий в результате распространения лизинговых схем;

  • возможность набора трудовой высококвалифицированной силы посредством специально созданной инфраструктуры, охватывающей основные ВУЗы и другие образовательные центры.


Стратагемы, вытекающие из необходимости роста высокотехнологичных предприятий малого и среднего бизнеса, строятся на необходимости компенсировать основной недостаток этого сектора – отсутствие достаточных денежных средств на создание необходимых инфраструктур собственными силами.

Например, ни одно малое и среднее предприятие, в отличие от ТНК и государства, не способно самостоятельно содержать вуз, и последние будут всегда иметь преимущество в отборе квалифицированных кадров (тем более при системе распределения или заключения трудовых контрактов ещё в стенах вуза). Именно поэтому важно уравнять шансы этого сектора с контрагентами крупного бизнеса, в том числе государственного. Иначе сектору угрожает «обескровливание», а значит деградация и смерть. Новая образовательная инфраструктура, решающая эту задачу, строится, как правило, на новых образовательных парадигмах. Это возможность непрерывного образования, дистантное образование, сеть тренингов и тренажёров (в том числе социальных и экономических), олимпиады и конкурсы. Новая парадигма должна затронуть изменение стандартов измерения уровня образование – фиксация компетенций, а не только ЗУНов (подробнее о компетенциях и ЗУНах). Договориться между собой огромному количеству предприятий сектора малого и среднего бизнеса намного сложнее, чем нескольким ТНК, имеющим общее руководство. А значит, создание такой инфраструктуры будет делом очень долгим без активного вмешательства государства.

Также высока роль государства и в продвижении лизинговых схем. Нужна оптимизация законодательства, оценка параметров необходимого оборудования, построенная на массовом изучении спроса со стороны малых и средних предприятий, массовая закупка оборудования, создание лизинговых контор, готовых взять на себя соответствующий сервис и т.д.

Важную роль играет государство и в создании информационной инфраструктуры: оптико-волоконных сетей, сотовой и спутниковой связи, цифрового телевидения, развитии средств дистантной коммуникации, поддержки социальных сетей и программ, нацеленных на согласование интересов различных акторов, а также выработки необходимых навыков для выполнения процедур этого согласования на постоянной основе. Поддержка развития этих секторов в рамках национальных интересов требует грамотного государственного стимулирования и управления. Стихийность развития способна привести к формированию основных опорных компонентов данной инфраструктуры за рубежом, с соответствующими последствиями в распределении, как сегментов рынка постиндустриальной экономики, так и центров политического влияния.

Итак, мы видим, что государству в данном сценарии отводится большая роль, при этом эта роль предполагает, что у государства, или, по крайней мере, у достаточного количества чиновников, принимающих решения, есть воля, преодолевающая индустриальные стереотипы. То есть государство должно специально поставить перед собой цель создания альтернативной инфраструктуры. Естественно, такие шаги будут сталкиваться с сопротивлением консервативных кругов, но история знает примеры, когда государство преодолевало подобное сопротивление внутри собственных структур и являлось двигателем общественной модернизации: Петровская Эпоха в России, революция Мейдзи в Японии и т.д.
Основным достоинством данного сценария инновационного развития является то, что он увеличивает вероятность прохождения фазового барьера, а, следовательно, вероятность качественного инновационного рывка национальной экономики.
Основной недостаток – относительная сложность в реализации, так как создание соответствующих инфраструктур, изменение законодательства, выработка новых стандартов и систем оценки, изучение спроса для программы массового лизинга и т.д. – программы весьма сложные и трудоёмкие в масштабах страны. Они могут затянуться во времени, завязнуть в согласованиях, и страна опоздает к разделу основных постиндустриальных ниш в рамках мирового разделения труда.
В своей реализации данный сценарий инновационного развития опирается с одной стороны на государство как активного актора, имеющего соответствующую политическую волю к преодолению фазового барьера, с другой – на процессы глобализации. Поэтому данный сценарий инновационного развития располагается в коридоре возможностей между «Кремлёвским гамбитом» и «Новой мечтой». Социальной опорой является менеджмент малого и среднего бизнеса.

Сценарий инновационного развития с опорой на ТНК


Рост ТНК и глобализация бизнеса являются устойчивыми трендами развития в последние годы. Некоторые футурологи даже прогнозируют эпоху ослабления национальных государств и приход им на смену владычества «корпоративных монстров». В любом случае, ТНК являются сегодня важным игроком, осуществляющим свои стратагемы, в том числе и в области инновационного развития.

Основными компонентами, задающими сценарий инновационного развития с опорой на ТНК, являются:

  • распространение корпоративного стиля управления, основанного на бизнес-логике и отстаивания корпоративных интересов в противовес общенациональным;

  • превращение ТНК в основной генератор инноваций, как посредством скупки ими инновационных решений за рубежом, так и содержании собственных корпоративных лабораторий, в том числе и в области фундаментальной науки, обновление промышленного парка за счет фондов корпораций;

  • опора на создание собственных корпоративных вузов, нацеленных на погашение спроса в трудовой силе каждой отдельной корпорации.


Достоинства данной стратегии:

  • сохраняется концентрация финансовых средств, что позволяет обеспечить нужный уровень развития науки и техники, пусть лишь внутри корпоративного сектора; при этом нет опасности повторить путь СССР: в сети корпораций центров управления экономикой много больше;

  • приближение науки к бизнесу, к производству в противовес «чистой науки», которая не склонна превращать свои достижения в конкретные технологические решения.


Недостатки данного сценария инновационного развития

Основной недостаток данной стратегии в том, что корпорации по своей внутренней сути ориентированны на собственные интересы, и, занимая ключевые роли в обществе, могут сильно «оттянуть одеяло» на себя.
Создание собственных корпоративных вузов, к примеру, вызывает массу вопросов у скептиков. Дело в том, что ТНК часто без энтузиазма относятся к идее прикрепления к ним старых вузов, оставшихся от советской эпохи, как это предлагается в рамках индустриального сценария инновационного развития. Они полагают, что легче отстроить вуз заново, чем переделать созданный в другой парадигме и отягощённый традициями и устаревшими схемами обучения, подобно тому, как порой легче и дешевле построить завод с нуля и в чистом поле, чем модернизировать старый. Таким образом, новая образовательная система замкнётся на обслуживании интересов ТНК, прочие же сектора экономики и интересы общества будут проигнорированы. Образуются анклавы «цивилизации», связанные с ТНК, а остальному населению останется прозябать, без доступа к качественному образованию, высоким доходам, а значит, и достойному уровню жизни. Такое развитие приводит к сценарию, обозначенному экспертами МГИМО, как «Российская мозаика».

Другой вариант: если ТНК станут на путь, близкий к советскому поствузовскому распределению, рассмотренному выше. В этом случае высок риск сохранить индустриальную парадигму и прийти к сценарию «Крепость Россия». Наибольшая же вероятность реализации этого сценария при сочетании данного сценария в паре с индустриальным сценарием. Эта возможность достаточно велика: индустриальный тип модернизации естественно поддерживается не только госчиновниками, но и менеджерами госкорпораций. Этот вариант предполагает, что корпорации развиваются как государственные, воспроизводя индустриальную схему управления. И вероятность преодоления фазового барьера становится минимальной. Это наименее благоприятный, с нашей точки зрения, сценарий развития будущего России. Даже вариант «Российской мозаики» даёт больше шансов на преодоление фазового барьера.
Понятно, что социальной базой сценария инновационного развития с опорой на ТНК является менеджмент самих крупных корпораций. При варианте, близкому к «Крепости России», он выступает как союзник чиновничества, в варианте «Российской мозаики» действует самостоятельно, игнорируя или даже противопоставляя себя государственной бюрократии.

Модернизация, построенная на интеграции с Европой


Путь модернизации общества по некому образцу – типичный путь развития русского этноса, начиная от эпохи Киевской Руси, когда модернизация происходила по греческому (византийскому) образцу, и кончая большевистской модернизацией, заимствовавшей у Запада организацию конвейерного производства и идеологию марксизма. Но наибольшей известностью как проект модернизации по западному образцу славится эпоха Петра I. С тех пор «западники» – устойчивая группа в политическом спектре российских элит. Поскольку нынче Запад (Европа менее, а США более) также подошли к фазовому барьеру и делают попытку его преодоления, то заимствования успешных достижений, в том числе и в области инновационной политики, вполне может являться самостоятельной стратегией инновационного развития страны. Курс на интеграцию с Европой, предложения обмена активами ведущих корпораций несколько раз подчёркивались высшим руководством страны.
Однако проблема в том, что Европа не желает принимать наши элиты в качестве равных. Сказывается разность в менталитете, страх перед «русской неуправляемостью», собственная корысть и тщеславие местных элит. Это сейчас главное препятствие для осуществления соответствующей стратегии развития. Тем не менее, часть европейских элит (например, итальянцы и немцы) не занимает столь категорическую позицию, и потому реализация сценария в принципе возможна. В этом случае процессы глобализации и интеграции будут нарастать, экономики, структура проживания населения, культурные традиции - переплетаться.
Основными компонентами развития этого сценария сейчас являются:

  • слияние российской и европейской элиты в одну страту, создание общих моделей управления на межнациональной основе в различных секторах хозяйства;

  • модернизация и заимствование инновационных решений на Западе, разделение рынков, смена промышленного парка на основе широкого потока инвестиционных предложений со стороны западных компаний, и симметричное проникновение российского бизнеса, в том числе выросшего на использовании инновационных решений, в Западную Европу;

  • разделение рынка образовательных услуг как европейского, так и мирового и появление в России нескольких ВУЗов, признанных лидеров мирового образования, где и будет обучаться российская элита, интегрированная с западной.


Последняя стратагема предполагает крупное финансирование, создание лабораторных производственно-технических комплексов, бизнес-центров и бизнес-инкубаторов при этих вузах-лидерах. Курс на создание таких вузов, способных «откусить» достойную часть мирового рынка образования, уже вполне обозначился в действиях правительства РФ.
Плюсы развития данного сценария:

  • высокая степень интеграции российской экономики в мировую, что при нарастании тенденций глобализма видится, как важная возможность стать значимой величиной в будущем.

  • понятность данного сценария, который не раз уже был апробирован в ходе российской истории.


Минус данного сценария: отказ от собственной парадигмы развития и копирование европейских форм организации общества, в то время как Запад не доказал ещё, что способен преодолеть фазовый барьер. Таким образом, если Европа не найдёт нужную социальную организацию, соответствующую уровню развития современной науки и техники, то она и сама не сможет преодолеть барьер и с неизбежностью подвергнется деградации (как технической, так и социальной), и потянет за собой Россию.
Преодоление фазового барьера наиболее вероятно при реализации данного сценария инновационного развития в паре с постиндустриальным инновационным сценарием. В этом случае социальные слои, связанные с новой инновационной экономикой, станут доминантами на российско-европейском пространстве. В этом случае Россия подойдёт к сценарию, обозначенному экспертами МГИМО, как «Новая мечта». Это – наиболее оптимистичный сценарий с точки зрения преодоления фазового барьера.

Однако сейчас наиболее острая борьба среди европейских элит идет по линиям: представители национальных экономик и бюрократии против общеевропейских; а также ТНК против евробюрократии.

Если в этой борьбе побеждают ТНК, а в России реализуется сценарий евроинтеграции, то это приводит к «Российской мозаике», так как часть населения оказывается интегрированной в Европу с ее уровнем жизни, а часть - брошенной. Шансы для преодоления фазового барьера, как мы указывали выше, сокращаются.

Если же в этой борьбе побеждает евробюрократия, которая под воздействием неких обстоятельств соглашается на слияние с российскими элитами, то наиболее вероятно развёртывание параллельных сценариев инновационного развития, связанных с модернизацией по Европейскому образцу и индустриальной моделью инновационного развития, контролируемой бюрократией. Здесь также невелики шансы для преодоления фазового барьера.

Предпочтительные сценарии для инновационного развития


В итоге расклад наиболее благоприятных сценариев развития выглядит следующим образом:

Наиболее желательный: постиндустриальный инновационный сценарий в сочетании со сценарием, базирующимся на интеграции с Европой. Пока он блокируется со стороны европейской элиты. В предельном случае он превращается в сценарий, обозначенный у экспертов МГИМО, как «Новая мечта».

Менее желательный, но также способный привести к переходу через фазовый барьер: постиндустриальный инновационный сценарий в сочетании с индустриальным. В предельном случае этот вариант ведёт к «Кремлёвскому гамбиту».

Маложелательный и менее вероятный: развитие постиндустриального инновационного сценария в паре со сценарием, опирающимся на ТНК. В этом случае предполагается, что Европа отгородилась, государство потеряло влияние и частично децентрализовалось, доминирование приобрели ТНК, но ко времени развала успели сложиться инфраструктуры, поддерживающие инновационные предприятия малого и среднего бизнеса, которые и разделили национальный рынок с ТНК. Переход через фазовый барьер возможен, но затруднён.

Возможный, но нежелательный случай: сценарий инновационного развития, построенный на интеграции с Европой вкупе со сценарием, опирающимся на ТНК. В этом случае прохождение фазового барьера возможно, но маловероятно. Данный вариант в предельном воплощении соответствует сценарию «Российская мозаика».

Наиболее неблагоприятные сценарии развития, при которых переход через фазовый барьер почти невозможен, зато вероятно наступление эпохи индустриальной реакции:

  • индустриальный сценарий инновационного развития в паре со сценарием инновационного развития, опирающейся на ТНК. В предельном случае - «Крепость Россия»;

  • индустриальный сценарий инновационного развития в паре со сценарием, опирающимся на модернизацию по Западному образцу, то есть интеграция в западное общество победившей евробюрократии.


Возможно также рассмотрение вариантов, интегрирующих не по две возможные стратегии инновационного развития, а по три. Вероятность их появления меньше, но возможна.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Оглавление Аннотация к отчету. Общее описание Метаигры 2 Разработка процессных моделей для Метаигры 4 Разработка моделей инновационных продуктов для Метаигры 19 Разработка сценарной модели Метаигры 33 Разработка ролевых моделей для Метаигры, iconОтчет о научно-исследовательской работе «Разработка моделей и образцов...
«Разработка моделей бакалавра по специальности и магистра по специальности. Реализация моделей по группам специальностей»
Оглавление Аннотация к отчету. Общее описание Метаигры 2 Разработка процессных моделей для Метаигры 4 Разработка моделей инновационных продуктов для Метаигры 19 Разработка сценарной модели Метаигры 33 Разработка ролевых моделей для Метаигры, iconОтчет по проекту: Разработка инновационных моделей и методологии
Государственное учреждение «Центр сравнительной образовательной политики Министерства образования Российской Федерации»
Оглавление Аннотация к отчету. Общее описание Метаигры 2 Разработка процессных моделей для Метаигры 4 Разработка моделей инновационных продуктов для Метаигры 19 Разработка сценарной модели Метаигры 33 Разработка ролевых моделей для Метаигры, iconОбластной конкурс муниципальных общеобразовательных учреждений Московской...
«Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации обучающихся»
Оглавление Аннотация к отчету. Общее описание Метаигры 2 Разработка процессных моделей для Метаигры 4 Разработка моделей инновационных продуктов для Метаигры 19 Разработка сценарной модели Метаигры 33 Разработка ролевых моделей для Метаигры, iconИсследование и разработка моделей для организации и управления виртуальными предприятиями
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический...
Оглавление Аннотация к отчету. Общее описание Метаигры 2 Разработка процессных моделей для Метаигры 4 Разработка моделей инновационных продуктов для Метаигры 19 Разработка сценарной модели Метаигры 33 Разработка ролевых моделей для Метаигры, iconРазработка моделей принятия решений с применением методов искусственного...
Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям)
Оглавление Аннотация к отчету. Общее описание Метаигры 2 Разработка процессных моделей для Метаигры 4 Разработка моделей инновационных продуктов для Метаигры 19 Разработка сценарной модели Метаигры 33 Разработка ролевых моделей для Метаигры, iconПроекта
Разработка моделей социальных явлений с помощью методов интеллектуального анализа данных
Оглавление Аннотация к отчету. Общее описание Метаигры 2 Разработка процессных моделей для Метаигры 4 Разработка моделей инновационных продуктов для Метаигры 19 Разработка сценарной модели Метаигры 33 Разработка ролевых моделей для Метаигры, iconПояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Разработка...
Курсовая работа содержит: страниц – 20, источников – 8, рисунков – 7, таблиц – 2
Оглавление Аннотация к отчету. Общее описание Метаигры 2 Разработка процессных моделей для Метаигры 4 Разработка моделей инновационных продуктов для Метаигры 19 Разработка сценарной модели Метаигры 33 Разработка ролевых моделей для Метаигры, iconПояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Разработка...
Курсовой проект содержит: страниц – 22, источников – 8, рисунков – 9, таблиц – 1
Оглавление Аннотация к отчету. Общее описание Метаигры 2 Разработка процессных моделей для Метаигры 4 Разработка моделей инновационных продуктов для Метаигры 19 Разработка сценарной модели Метаигры 33 Разработка ролевых моделей для Метаигры, icon«Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития...
Цели освоения дисциплины содействовать развитию профессиональной компетентности бакалавра в области психолого педагогического образования...
Оглавление Аннотация к отчету. Общее описание Метаигры 2 Разработка процессных моделей для Метаигры 4 Разработка моделей инновационных продуктов для Метаигры 19 Разработка сценарной модели Метаигры 33 Разработка ролевых моделей для Метаигры, iconРазработка моделей и Методов мониторинга сервис-ориентированных информационных систем
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Оглавление Аннотация к отчету. Общее описание Метаигры 2 Разработка процессных моделей для Метаигры 4 Разработка моделей инновационных продуктов для Метаигры 19 Разработка сценарной модели Метаигры 33 Разработка ролевых моделей для Метаигры, iconРазработка и исследование моделей поведения динамических объектов...
Специальность: 05. 13. 18 – Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Оглавление Аннотация к отчету. Общее описание Метаигры 2 Разработка процессных моделей для Метаигры 4 Разработка моделей инновационных продуктов для Метаигры 19 Разработка сценарной модели Метаигры 33 Разработка ролевых моделей для Метаигры, iconПрограмма для студентов специальности 010503. 65 «Математическое...
Целью изучения курса «Математическая экономика» является приобретение умений построения математических моделей и навыков алгоритмизации...
Оглавление Аннотация к отчету. Общее описание Метаигры 2 Разработка процессных моделей для Метаигры 4 Разработка моделей инновационных продуктов для Метаигры 19 Разработка сценарной модели Метаигры 33 Разработка ролевых моделей для Метаигры, iconРазработка и исследование моделей устойчивых систем инерциальной навигации
Работа выполнена в лаборатории прецизионных оптических методов Института автоматики и процессов управления дво ран
Оглавление Аннотация к отчету. Общее описание Метаигры 2 Разработка процессных моделей для Метаигры 4 Разработка моделей инновационных продуктов для Метаигры 19 Разработка сценарной модели Метаигры 33 Разработка ролевых моделей для Метаигры, iconЗадачами конкурса при этом выступают
«Разработка и внедрение моделей сетевого взаимодействия образовательных учреждений в сфере экологического воспитания, совершенствование...
Оглавление Аннотация к отчету. Общее описание Метаигры 2 Разработка процессных моделей для Метаигры 4 Разработка моделей инновационных продуктов для Метаигры 19 Разработка сценарной модели Метаигры 33 Разработка ролевых моделей для Метаигры, iconЗадачами конкурса при этом выступают
«Разработка и внедрение моделей сетевого взаимодействия образовательных учреждений в сфере экологического воспитания, совершенствование...
Оглавление Аннотация к отчету. Общее описание Метаигры 2 Разработка процессных моделей для Метаигры 4 Разработка моделей инновационных продуктов для Метаигры 19 Разработка сценарной модели Метаигры 33 Разработка ролевых моделей для Метаигры, iconНаучно-исследовательская работа Экспедиционные изыскания по Сахалинской...
Разработка вычислительных моделей и информационно-аналитических программных комплексов для решения задач мониторинга и контроля состояния...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск