Рабочая программа Эконометрика





Скачать 142.3 Kb.
НазваниеРабочая программа Эконометрика
Дата публикации17.04.2015
Размер142.3 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»

Рабочая программа
Эконометрика

Направление подготовки: 080100.62 – Экономика

Квалификация (степени) выпускника – бакалавр

Санкт-Петербург

2012


Эконометрика: рабочая программа / авт.-сост.

Е.Х.Румак, Б.А. Михайлов.– СПб.: ИВЭСЭП, 2012. – 10с.
Утверждена на заседании кафедры бухгалтерского учета и аудита,

протокол № 9 от 07.05.2012 г.
Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом,

протокол № 1 от 05.09.2012 г.

Авторы-составители


доктор экономических наук, профессор Румак Е.Х.

кандидат экономических наук, доцент Михайлов Б.А.


Рецензент


кандидат экономических наук, доцент Хорошилова Л.В.

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов в области экономики и управления теоретических знаний и практических навыков по применению статистических вероятностных методов для исследования и обобщения эмпирических зависимостей экономических переменных, а также построения надежных прогнозов в банковском деле, финансах, различных сферах предпринимательской деятельности с целью обоснования принимаемых решений.

Эконометрика объединяет совокупность методов и моделей, позволяющих на базе экономической теории, экономической статистики и математико-статистического инструментария исследовать количественные выражения качественных зависимостей. При изучении дисциплины “Эконометрика” предполагается, что студент владеет основами теории вероятностей, математической статистики и матричной алгебры в объеме, предусмотренном Государственным образовательным стандартом.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Эконометрика» относится к базовой части профессионального цикла Б3 изучаемой в рамках профессиональной образовательной программы подготовки бакалавров направления 080100.62 «Экономика».

Дисциплина ориентирована на формирование у студентов следующих компетенций:

А) УНИВЕРСАЛЬНЫХ

1. Общенаучные:

  • способность использовать системный подход к функционированию субъектов экономики и представлять их в виде единой целостной системы, функционирующей под воздействием определенного набора внешних и внутренних факторов (ОНК-1);

  • умение использовать математический аппарат для описания процесса функционирования экономических систем (ОНК-2);

  • умение выделять основные взаимосвязи между различными блоками производственно-экономических систем (ОНК-3);

  • способность анализировать математические зависимости, описывающие основные функциональные блоки деятельности субъекта экономики, и уметь выявить проблемы функционирования конкретного субъекта экономики на основе анализа эконометрических моделей (ОНК-4);

  • способность к теоретико-вероятностной интуиции при построении математических моделей реальных случайных явлений экономической природы (ОНК-5).

2. Инструментальные:

  • умение применять стандартные методы и модели к решению вероятностных и статистических задач (ИК-1);

  • знать основы эконометрического моделирования (ИК-2);

  • уметь формулировать задачу эконометрической модели на основе качественного анализа объекта исследования (ИК-3);

  • уметь применять адекватные эконометрические модели и методы для получения наиболее рационального решения в конкретной ситуации (ИК-4);

  • уметь проводить анализ полученного решения с целью выявления области его устойчивости и степени значимости (ИК-5);

  • владеть количественным анализом ситуаций в экономике, приемами исследования экономических объектов путем построения и анализа эконометрических моделей (ИК-6);

  • эффективно использовать современные технические средства для решения задач моделирования экономических систем (ИК-7);

  • осуществлять сбор, оценку и обработку информации, необходимой для построения эконометрических моделей (ИК-8).

3. Социально-личностные и общекультурные:

  • использовать результаты анализа эконометрических моделей для аргументации обоснования управленческих решений (СЛК-1);

  • использовать эконометрические модели для оценки последствий принимаемых управленческих решений на уровне общества, фирмы, личности (СЛК-2).

Б) ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ (по видам деятельности)

  • готовность к анализу внешней и внутренней среды экономических систем разного уровня иерархии (ПК-1);

  • способность и готовность рассчитывать и оценивать условия и последствия (в т.ч. экономические) принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-2);

  • способность к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умение строить и использовать эконометрических модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ (ПК-3);

  • способность эффективно распределять ресурсы для реализации различных проектов в области экономики (ПК-4);

  • способность принимать управленческие решения в условиях неопределенности и риска (ПК-5).


3. Требование к результатам освоения дисциплины
Дисциплина ориентирована на формирование у студентов:

  • умений осуществлять сбор, оценку и обработку информации, необходимой для построения эконометрических моделей (У_1);

  • умений формировать концепцию эконометрической модели на основе качественного анализа объекта исследования (У_2);

  • умений использовать готовые проекты, алгоритмы и пакеты прикладных программ для обработки экономической информации (У_3);

  • умений проводить анализ полученных регрессионных уравнений с целью выявления наиболее адекватных, статистически значимых, а также оценивать последствия возможных изменений управленческих решений (У_4);

  • умений проводить оценку взаимосвязей экономических показателей с помощью статистических методов (У_5);

  • умений строить эконометрические модели с использованием процедур регрессионного анализа и анализа временных рядов (У_6);

  • умений оценивать качество построенных эконометрических моделей с точки зрения их адекватности фактическим данным (У_7);

  • умений применять эконометрические модели в практике хозяйственного управления (У_8);

  • умений интерпретировать полученные результаты по оценке взаимосвязей с точки зрения экономической сущности явлений (У_9);

  • умений излагать и представлять результаты проведенных эконометрических исследований в соответствии с общепринятыми требованиями (У_10);

  • умений выбрать адекватные вероятностные модели для описания реальных процессов (У_11);

  • умений применять расчетные формулы для вычисления вероятностей событий (У_12);

  • умений находить характеристики случайных величин (У_13);

  • умений определять силу связей между случайными величинами (У_14).

  • системного представления о функционировании субъектов экономики разного уровня (З_1);

  • знаний современной системы показателей, характеризующих социально-экономическую, производственную и управленческую деятельность на микро- и макроуровне (З_2);

  • знаний по применению адекватных эконометрических методов (З_3);

  • знаний по подготовке и анализу исходной статистической информации для построения эконометрических моделей (З_4);

  • знаний по интерпретации решения эконометрических задач для применения в реальной экономической ситуации (З_5);

  • знаний основных понятий комбинаторики и теории вероятностей (З_6);

  • знаний методов вычисления вероятностей (З_7);

  • знаний основных статистических распределений и их характеристик (З_8);

  • знаний основных процедур статистической обработки выборки, оценивания параметров, проверки статистических гипотез (З_9).



Таблица 1

4. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего

зачетных

единиц

(часов)

Семестр




5

Общая трудоемкость дисциплины

3 (108)

3 (108)

Аудиторные занятия:

1,5 (54)

1,5 (54)

лекции

0,75 (27)

0,75 (27)

практические занятия (ПЗ)

0,75 (27)

0,75 (27)

семинарские занятия (СЗ)





лабораторные работы (ЛР)





другие виды аудиторных занятий





промежуточный контроль





Самостоятельная работа:

1,5 (54)

1,5 (54)

изучение теоретического курса (ТО)

0,5 (18)

0,5 (18)

курсовой проект (работа):





расчетно-графические задания (РГЗ)





реферат





задачи





задания





другие виды самостоятельной работы

1 (36)

1 (36)

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет


5. Содержание дисциплины
Таблица 2



п/п

Раздел дисциплины

Лекции зачетные единицы (часы)

ПЗ или СЗ зачетные единицы (часы)

ЛР зачет-ные еди-ницы (часы)

Самосто-ятельная работа зачетные единицы (часы)

Формируемые компетенции



Методологические основы курса

0,1 (4)

0,1 (4)

Не предусмотрены

0,3 (12)

ОНК-1, ОНК-2, ОНК-3 ОНК-4, ОНК-5,



Корреляционный анализ

0,3(10)

0,3 (10)

Не предусмотрены

0,4 (16)

ИК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, ИК-6, ИК-7, ИК-8, СЛК-1, СЛК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5



Модели и методы регрессионного анализа

0,7 (13)

0,7 (13)

Не предусмотрены

0,7 (26)

ИК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, ИК-6, ИК-7, ИК-8, СЛК-1, СЛК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5


5.1. Содержание разделов и тем лекционного курса
Тема 1. Методологические основы курса. Предмет и метод эконометрики.

Основные этапы предварительной обработки данных.

Тема 2. Корреляционный анализ. Типы корреляционных зависимостей.

Оценка значимости корреляционных связей.

Тема 3. Модели и методы регрессионного анализа. Основные предпосылки регрессионного анализа. Метод наименьших квадратов. Оценка качества регрессионной зависимости. Проблемы практического использования регрессионных моделей.


    1. Практические (семинарские) занятия






п/п


№ раздела

дисциплины

Темы занятий


Объем в часах

Раздел 1. Основы эконометрики

1

Методологические основы курса

Предмет и метод эконометрики.

Основные этапы предварительной обработки данных Предварительная обработка статистических данных

0,1/4ч.

2

Корреляционный анализ

Типы корреляционных зависимостей. Корреляционный анализ. Оценка значимости корреляционных связей

0,3/10

3

Модели и методы регрессионного анализа

Модели и методы регрессионного анализа. Основные предпосылки регрессионного анализа. Метод наименьших квадратов. Оценка качества регрессионной зависимости. Проблемы практического использования регрессионных моделей.

0,4/13


    1. Самостоятельная работа






п/п

Виды самостоятельной работы, реализуемые в дисциплине

Зачетные

единицы

(часы)

Характеристика реализуемых в дисциплине видов самостоятельной работы



Самостоятельное изучение теоретического материала


1,5 (54)

Изучение учебного пособия «Эконометрика» по соответствующим темам и изучение основной и дополнительной литературы из списка учебно-методических материалов по дисциплине; ответы на контрольные вопросы каждого раздела.



5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8



1.

Статистика




+























5.3 Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Все-го

1.

Предмет и метод эконометрики

2

2







6

10

2.

Основные этапы предварительной обработки данных

1

1







6

8

3.

Предварительная обработка статистических данных

1

1







6

8

4.

Типы корреляционных зависимостей.

2

2







6

10

5.

Корреляционный анализ

4

4







6

14

6.

Оценка значимости корреляционных связей

4

4







4

12

7.

Модели и методы регрессионного анализа.

2

2







4

8

8.

Основные предпосылки регрессионного анализа.

2

2







4

8

9.

Метод наименьших квадратов.

2

2







4

8

10.

Оценка качества регрессионной зависимости.

4

4







4

12

11.

Проблемы практического использования регрессионных моделей.

3

3







4

10




Итого

27

27







54

108



6. Лабораторные занятия программой не предусмотрено.
7. Примерная тематика курсовых проектов ( работ) программой не предусмотрена.

8 Учебно-методические материалы по дисциплине
а) Основная литература

1. Эконометрика: учебник / под ред. И.И.Елисеевой. ― М: Финансы и статистика, 2005. –574 с.

2. Эконометрика: Теория и практика: учебник / А.Н. Герасимов, А.В. Гладилин, Е.И. Громов. – М . :Кнорус , 2011.

б) Дополнительная литература

1. Балдин К.В. Эконометрика: учебное пособие / К.В. Балдин, О.Ф. Быстров, М.М. Соколов. – М.:Юнити, 2004. –253 с.

2. Практикум по эконометрике : учебное пособие / под ред. И.И.Елисеевой. –М.: Финансы и статистика, 2004. –189 с.

в) программное обеспечение:

1. Microsoft Word

2. Электронные таблицы: Microsoft Exсel

3.Power Point
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Автоматизированная библиотечная информационная система (АБИС) ИРБИС 64.

2. «Консультант Плюс»

3. ЭБС «КнигаФонд (Электронная библиотека) ООО «Центр Цифровой Дистрибуции»

4. «Гарант» информационно – правовое обеспечение.

Перечень наглядных и других пособий, методических указаний и материалов к техническим средствам обучения



п/п

Раздел дисциплины

Аудитор-ные занятия

(часы)

Комплекты наглядных пособий, плакатов, перечень видеофильмов, слайдов, диафильмов, комплекты фотографий и т. п., используемых в данной дисциплине.


1

Основы эконометрики

27

  1. Демонстрационная презентация курса в программе Power point не менее 36 кадров.


9. Материально - техническое обеспечение дисциплины
Для усвоения знаний студентами на текущих занятиях широко используются:

1.Мультимедиа;

2.Интерактивные доски;

3.Компъютерные классы.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
По организации учебного процесса необходим полный перечень учебной, учебно-методической литературы и нормативных актов.

При подготовке к семинарским занятиям необходимо пользоваться конспектом лекций, рекомендованной литературой основного и дополнительного списков, которая включает научные труды ведущих специалистов, ученых и практиков (монографии, учебники, учебные пособия).

Для подбора литературы могут быть использованы формуляры библиотеки института, читального зала института, ЭБС «КнигаФонд», читальных залов городских библиотек и ресурсы сети Интернет. В библиотеках имеются указатели литературы по различным темам, систематические и алфавитные каталоги, библиографические справочники.

При изучении литературы необходимо уделять особое внимание всем вопросам, входящим в программу курса, а также подготовке ответов на контрольные вопросы к практическим занятиям, которые предоставляет преподаватель в начале семестра.

Разработчики:

д.э.н., профессор Е.Х.Румак

(занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
к.э.н., доцент Б.А. Михайлов
Заведующий кафедрой ___________ ____________/ Е.Х Румак /

Декан факультета _________ ___________/ А.Н.Костевят/ Дата составления « »__________________2012 г.
Утвержден на заседании НМС « »__________________2012 г.

Протокол №____ от « »______________ 2012 г.
Дата обновления « »______________20__ г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Эконометрика iconРабочая программа учебной дисциплины «Эконометрика»
Дисциплина «Эконометрика» является вариативной дисциплиной в математическом и естественнонаучном цикле дисциплин Федерального государственного...
Рабочая программа Эконометрика iconРабочая программа по дисциплине б 11. Эконометрика
Целью освоения дисциплины «Эконометрика» является, прежде всего, овладение студентами навыками построения эконометрических моделей,...
Рабочая программа Эконометрика iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины (модуля) Цель дисциплин ы «Эконометрика»
Бардасов С. А. Эконометрика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения (бакалавр по направлению...
Рабочая программа Эконометрика iconПояснительная записка 3 2 Цели и задачи освоения дисциплины «Эконометрика»
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «эконометрика» 3
Рабочая программа Эконометрика iconДисциплины «Эконометрика» Учебно-методический комплекс по дисциплине...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа Эконометрика iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Эконометрика»
Рабочая программа составлена на основании типовой программы гос впо и авторских разработок
Рабочая программа Эконометрика iconРабочая программа учебной дисциплины «Эконометрика (продвинутый уровень)»
Программа: «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит в горной промышленности и геологоразведке»
Рабочая программа Эконометрика iconРабочая программа учебной дисциплины «Эконометрика (продвинутый уровень)»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа Эконометрика iconРабочая программа дисциплины «Эконометрика»
Цель дисциплины – обеспечить базовые знания, позволяющие продолжить изучение предмета самостоятельно и использовать полученные знания...
Рабочая программа Эконометрика iconI. рабочая программа
Цель преподавания дисциплины Эконометрика дать студентам научное представление о методах, моделях и приемах, позволяющих получать...
Рабочая программа Эконометрика iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов всех профилей подготовки
Бардасов С. А. Эконометрика (продвинутый курс). Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной и заочной формы...
Рабочая программа Эконометрика iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины «Эконометрика» для...

Рабочая программа Эконометрика iconУрок контроля и проверки знаний и умений
Методика тестирования в рамках учебной дисциплины «Эконометрика» с использованием платформы lms eFront
Рабочая программа Эконометрика iconЭконометрика
Кафедра математического моделирования Башкирского государственного университета, заведующий кафедрой доктор физико-математических...
Рабочая программа Эконометрика iconТема урока : «Форматирование текста на Web странице»
Методика тестирования в рамках учебной дисциплины «Эконометрика» с использованием платформы lms eFront
Рабочая программа Эконометрика iconМетодические указания по дисциплине «Эконометрика»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск