Контрольно-счетная палата муниципального образования город Краснодар
Методические рекомендации по организации и проведению проверки финансово-
хозяйственной деятельности бюджетного учреждения в условиях совершенствования правового положения муниципальных учреждений
Краснодар – 2011 год СОДЕРЖАНИЕ
1.Общие положения……………………………………………………………………..3 2.Цели и задачи проверки…………………………………………………………….....5
3.Методические основы проведения контрольных мероприятий. Методы
и приемы финансового контроля…………………………………………….................7
3.1. Приемы документального контроля……………………………………………….7
3.2. Приемы фактического контроля………………………………………….............10
3.3. Измерители (показатели), применяемые в ходе контрольного
мероприятия…………………………………………………………………….............11
4. Порядок организации и проведения проверки…………………………….............12
4.1. Подготовительный этап…………………………………………………………...12
4.1.1. Планирование контрольного мероприятия и предварительное
изучение объекта проверки……………………………………………………………12
4.1.2. Подготовка программы проведения проверки…………………………………13
4.2. Основной этап (непосредственная проверка)……………………………............14
4.2.1. Анализ нормативной правовой базы и учредительных документов,
регулирующих деятельность муниципального учреждения………………………...15
4.2.2. Проверка правильности составления бюджетной сметы,
обоснованности расчетов к ней……………………………………………………......15
4.2.3. Проверка правильности формирования муниципального задания
и его финансовое обеспечение………………………………………………………...16
4.2.4. Анализ исполнения бюджетной сметы…………………………………………18
4.2.5. Проверка целевого использования бюджетных средств………………………24
4.2.6. Проверка использования муниципальной собственности…………………...25
4.2.7. Проверка предпринимательской и иной приносящей доход
деятельности………….. ……………………………………………………………….27
4.2.8. Проверка организации и ведения бюджетного учета и достоверности представляемой отчетности…………………………………………………………………28
4.2.9. Проверка устранения недостатков и нарушений, выявленных предыдущими ревизиями и проверками……………………………………………………………….32
4.3. Заключительный этап……………………………………………………………...32
4.3.1. Оформление результатов проверки……………………………………………33
4.3.2.Отчет по результатам контрольного мероприятия……………………………..34
4.3.3. Требования к содержанию отчета………………………………………………35
5.Заключение……………………………………………………………………………36
Общие положения
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края, нормативно-правовыми актами муниципального образования город Краснодар, Регламентом Контрольно-счетной палаты муниципального образования город Краснодар.
Методические рекомендации предназначены для использования в практической работе по организации и проведению проверок:
- бюджетных учреждений до принятия органами местного самоуправления решения о предоставлении им субсидии в соответствии с положениями частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
- бюджетных учреждений и автономных учреждений, в отношении которых в соответствии с положениями частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», органами местного самоуправления принято решение о предоставлении субсидии;
- казенных учреждений.
В целях настоящих Методических рекомендаций применяются следующие понятия:
Автономное учреждение - некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления в сферах образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение - некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Казенное учреждение - муниципальное учреждение, осуществляющее оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ источниками финансирования дефицита бюджета.
Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ источниками финансирования дефицита бюджета.
Бюджетные ассигнования – предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Главный распорядитель бюджетных средств – орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, указанные в ведомственной структуре расходов бюджета;
Получатель бюджетных средств - орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным Кодексом.
Уведомление о бюджетных ассигнованиях – документ главного распорядителя средств бюджета, которым осуществляется доведение бюджетных ассигнований до нижестоящих распорядителей и получателей средств бюджета, находящихся в его ведении.
Лимит бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении бюджета на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и их исполнение в текущем финансовом году.
Текущий финансовый год – год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
Бюджетная смета – документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенному учреждению.
Лицевой счет – регистр аналитического учета органа казначейства, предназначенный для отражения в учете лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов, осуществляемых в процессе исполнения расходов соответствующего главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.
Законность – критерий финансового контроля, характеризующий соответствие операций (действия должностных лиц организаций), являющихся предметом контроля, действующим на момент их совершения требованиям законодательства Российской Федерации и Краснодарского края, нормативно-правовыми актами муниципального образования город Краснодар принятых по вопросам, входящим в их компетенцию.
Результативность – критерий финансового контроля, характеризующий степень достижения запланированных результатов и конечный социально-экономический эффект, полученный от использования бюджетных средств.
Эффективность – критерий финансового контроля, характеризующий степень достижения наивысшего результата при выполнении мероприятий, на финансирование которых предусмотрено расходование бюджетных средств.
Продуктивность – критерий финансового контроля, характеризующий степень соотношения между полученными результатами и использованными на их достижение финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами.
Экономичность – критерий финансового контроля, характеризующий абсолютную и относительную экономию бюджетных средств, исходя из достигнутых количественных и качественных результатов их использования.
Целевое использование (расходование) – критерий финансового контроля, характеризующий направление и использование средств бюджета на цели, соответствующие условиям получения указанных средств, определенным бюджетом на соответствующий финансовый год, сводной бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, бюджетной сметой, субсидией, либо иным правовым основанием их получения.
Муниципальное задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг.
Переходный период - период, установленный Федеральным законом от 05.08.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон), с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года.
Субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания - субсидии, предоставляемые бюджетным и автономным учреждениям муниципального образования из местного бюджета на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ) в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Первоначальные нормативы затрат на оказание бюджетным учреждением, тип которого не изменяется, услуг физическим и (или) юридическим лицам - определенные для бюджетного учреждения в порядке, установленном приказом департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар, нормативные затраты, подлежащие применению для определения объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания в первый год предоставления бюджетному учреждению средств на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.
Финансово - хозяйственная деятельность - проведение и оформление операций по получению, учету, распоряжению финансовыми средствами, а также по приобретению, учету, распоряжению материальными ценностями, объектами основных средств и другим имуществом. 2. Цели и задачи проверки
Цель проверки – определение законности, эффективности, результативности, продуктивности и целевого использования средств бюджета, предназначенных для функционирования казенных, выполнения муниципального задания бюджетных и автономных учреждений.
Основанием для проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения являются положения и требования ст. ст. 266, 269, 270 БК РФ, федерального и краевого бюджетного законодательства, а также муниципальных нормативных правовых актов.
Предметом проверки является деятельность учреждения (действия должностных лиц) по использованию средств соответствующего бюджета или бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; средств, полученных от предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг (кроме казенных учреждений); другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности. Для реализации поставленных целей в ходе проверки необходимо выполнить следующие задачи:
- проверить соответствие учредительных документов действующему законодательству;
- проверить соответствие осуществляемой деятельности бюджетного учреждения нормативным правовым актам, а также учредительным документам;
- проверить правильность составления бюджетных смет (для казенных учреждений);
- проверить правильность формирования муниципального задания и его финансовое обеспечение в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами бюджетного, автономного учреждения;
- проверить правильность определения расчетно-нормативных затрат на оказание учреждениями муниципальных услуг;
- провести анализ исполнения бюджетной сметы в части законности, эффективности и целевого использования бюджетных средств;
- проверить законность, эффективность, результативность и целевое использование муниципального имущества;
- провести анализ законности осуществляемой бюджетным и автономным учреждением предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также полноту и правильность отражения этой деятельности в бюджетном учете и отчетности;
- проверить правильность организации и ведения бюджетного учета (для казенного учреждения), бухгалтерского учета (для бюджетного и автономного учреждения), достоверность отчетности и своевременность ее представления;
- проверить обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей учреждения.
Объектами проверки являются муниципальные учреждения, финансируемые из местного бюджета. 3. Методические основы проведения контрольных мероприятий.
Методы и приемы финансового контроля Метод (способ) в контроле – это совокупность действий, направленных на изучение и исследование документов и хозяйственных операций.
Прием в контроле – это отдельное контрольное действие. 3.1. Приемы документального контроля Фактические методы (способы) контроля подразделяются на приемы. Основными являются следующие приемы документального контроля:
Экономический анализ финансовой и хозяйственной деятельности проверяемого объекта начинается до начала контрольного мероприятия. Предварительный экономический анализ позволяет целенаправленно составить план контрольного мероприятия и проводить проверки, предварительно определив необходимые методы контроля и приемы проверок. В ходе контрольного мероприятия проводится более углубленный экономический анализ. При этом данные экономического анализа подкрепляются текущим анализом, состоящим в сопоставлении бухгалтерских и статистических данных, изучении фактов и другой информации для оценки деятельности объектов проверки, результатов проверок первичных документов, регистров бухгалтерского учета и другой экономической информации.
Технико-экономические расчеты проводятся в ходе контрольного мероприятия для определения правильности расчета действующих и прогнозируемых показателей и нормативов, сметных ассигнований по отдельным статьям расходов проверяемых объектов.
Нормативная проверка проводится для выявления отклонений фактических затрат от нормативных показателей. Нормативной проверкой устанавливаются факты нарушений в финансовой и хозяйственной деятельности. В комплексе с технико-экономическими расчетами этот прием позволяет установить случаи совершенных хищений и перерасходов за счет завышения бюджетных ассигнований по отдельным статьям сметы расходов.
Формальная (техническая) проверка документов имеет своей целью выявление дефектов в оформлении документов, установление правильности заполнения реквизитов и наличия несанкционированных исправлений, подчисток, дописок текста и цифр, уточнение подлинности подписей должностных лиц, соответствие документа действующей типовой форме и т.д. Формальной проверкой устанавливается наличие некачественно составленной документации. В такой документации выявляются фиктивные операции, документы.
Логическая проверка или проверка по существу позволяет определить объективную возможность и целесообразность в расходовании денежных средств и материальных ресурсов, реальность взаимосвязей между отдельными хозяйственными операциями. Эта процедура состоит из анализа и хронологического сравнения пропорций и расхождений в бухгалтерских документах в целях определения несоответствий, которые указывают на необходимость и вид дальнейших контрольных процедур. Качество логической проверки предопределяется квалификацией проверяющего лица, знанием необходимых нормативных документов, умением анализировать взаимосвязи различных финансовых и хозяйственных операций.
Счетно-аналитическая проверка представляет собой эффективный метод финансового контроля и включает в себя элементы формальной (технической) и логической проверки. Главной задачей такой проверки является выявление правильности и полноты отражения в учете и отчетности хозяйственных операций. В этом случае проверка проводится в три этапа:
- проверка согласованности показателей, прямо влияющих на результат хозяйственных операций;
- сличение отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета;
- проверка обоснованности учетных записей по данным первичных документов.
Арифметическая проверка применяется для определения в документах правильности подсчетов и выявления признаков хищений, завуалированных арифметическими действиями.
В результате комплексного применения формальной, логической и арифметической проверок представляется возможным установить и собрать документы, имеющие искажения и недостатки в составлении. Эти документы по существу отраженных в них операций подразделяются на документы: содержащие случайные ошибки; отражающие неправомерные операции; подложные (фиктивные).
К документам, содержащим случайные ошибки, относятся документы, в которых случайно, неумышленно искажены отдельные характеристики реквизитов (номер расчетного счета, название организации, адрес и др.).
К документам, отражающим неправомерные операции, относятся документы, содержащие в себе несоответствие сущности операции действующему законодательству, нормативным актам, положениям, инструкциям.
К подложным (фиктивным) документам относятся документы, в которых умышленно искажаются реквизиты или содержание хозяйственных операций. Встречная проверка - способ, прием проверки, заключающийся в сопоставлении двух экземпляров одного и того же документа или различных документов, связанных между собой единством операции и находящихся в различных организациях или в разных подразделениях одной организации.
Например, этот прием является одним из лучших для установления достоверности сумм, указанных в выписках из лицевых счетов банков. В результате сопоставления банковских выписок из лицевых счетов с приложенными к ним платежными документами, хранящимися в проверяемой организации, с подлинниками лицевых счетов и первых экземпляров платежных документов устанавливаются хищения бюджетных средств или другие злоупотребления.
Прием взаимного контроля применяется для сопоставления различных документов, отражающих взаимосвязанные хозяйственные операции. При этом возможно:
- сопоставление документов, отражающих непосредственное совершения хозяйственной операции, с документами, имеющими к первым косвенное отношение;
- сопоставление документов, отражающих хозяйственную операцию, с документами, оформление и содержание которых обусловливается непосредственно первичными документами.
В результате анализа ежедневного или пооперационного изменения остатков товарно-материальных ценностей и денежных средств устанавливаются отклонения от нормального оборота материальных ценностей или денежных средств и искажения данных об остатках, образующихся после совершения каждой операции. Проверка правильности корреспонденции счетов применяется в целях установления фактов ошибочного или умышленного искажения данных взаимной связи синтетических счетов бухгалтерского учета, которые могут быть направлены на сокрытие хищений денежных средств и материальных ценностей, при безукоризненном составлении первичных документов. Наиболее распространенными видами искажений в корреспонденции счетов, которые можно выявить этим приемом проверки, являются следующие:
- несоответствие записей корреспонденции счетов одних и тех же хозяйственных операций в разных регистрах бухгалтерского учета;
- подложные записи по корреспондирующим дебетуемым и кредитуемым счетам;
- неоговоренные исправления корреспонденции счетов;
- уничтожение записей в бухгалтерских регистрах и другое. Проверка регистров бухгалтерского учета при сопоставлении с данными первичных документов позволяет установить наличие в них подложных записей, сделанных с целью сокрытия нарушений. Применение этого приема проверки дает возможность уточнить достоверность и своевременность отражения хозяйственной операции в бухгалтерском учете. Путем проверки регистров бухгалтерского учета можно установить следующие противоречия:
- наличие записей в регистрах бухгалтерского учета, полностью или частично не подтверждаемых документами;
- несоответствие записей во взаимосвязанных регистрах:
- открытие и ведение регистров бухгалтерского учета, не предусмотренных типовой формой;
- несоответствие аналитического учета записям в регистрах бухгалтерского учета;
- необоснованные или неоговоренные исправления в регистрах бухгалтерского учета.
|