Скачать 0.64 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова» УТВЕРЖДАЮ Ректор ФГБОУ ВПО «ИГПИ им. П.П. Ершова» ______________С.П. Шилов «____» _________ 20___ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Р.1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 050403. 65 - КУЛЬТУРОЛОГИЯ Ишим 2011 Рабочая программа «Экономическое развитие Тюменской области» Предисловие ПРИНЯТО ОДОБРЕНО На заседании кафедры истории и СГН на заседании ученого совета факультета Протокол № 13 от 16 июля 2011 г. Протокол № 9 от 1 июля 2011 г. Зав. кафедрой Председатель ученого совета факультета ______________ __Курышев И.В ________ Е.В. Воронина роспись И.О.Ф. зав. кафедрой роспись И.О.Ф. председателя ученого совета факультета СОГЛАСОВАНО « 28 » июня 2011г. начальник ОИБО________ Л.Б.Гудилова роспись И.О.Ф. ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ С «1» сентября 2011 г. РАЗРАБОТАНА: Курышев И.В., к.и.н., доцент кафедры истории и сгн РЕЦЕНЗЕНТ: Любимов А.А., к.и.н., доцент ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПЕРЕСМОТРА: перед началом каждого учебного года Содержание 1. Программа дисциплины……………………………………………………………………..4 Введение 1.1. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины……………………………………4 1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины………………………………………...5 1.3. Требования к организации дисциплины………………………………………………5 2.Содержание дисциплины……………………………………………………………………..6 2.1. Разделы дисциплины, виды и объем занятий……………………………………………..6 2.2. Содержание разделов дисциплины…………………………………………………………7 2.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………………………….12 3. Организация аудиторной и самостоятельной работы студентов…………………………..13 3.1. Организация аудиторной работы студентов……………………………………………….13 3.2. Организация самостоятельной работы студентов………………………………………18 3.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………………………..18 4. Методические рекомендации…………………………………………………………………20 5. Материалы входного, текущего и итогового контроля………………………………………23 6. Терминологический минимум…………………………………………………………………..25 1. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Введение Примерная программа дисциплины «Экономическое развитие Тюменской области» составлена в качестве дисциплины регионального компонента государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Отсутствие в учебниках истории Отечества сибирских материалов обедняет и искажает образ прошлого. В связи с этим понятна необходимость изучения региональной истории. Вначале XXI в. как никогда актуально звучат слова М.В. Ломоносова: "Российское могущество прирастать будет Сибирью". При этом Сибирь является краем огромных социальных контрастов и противоречий, истоки которых уходят вглубь истории. Понимание этого, извлечение практических уроков из многотрудного исторического опыта весьма необходимо на современном этапе реформирования России. Обновление России невозможно без ее духовного возрождения, что, в свою очередь, немыслимо без восстановления связи времен, без развития патриотических чувств, включающих и любовь к своей малой родине – краю, области, району, городу, селу. А это требует знания региональной истории. 1.1. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины Целью курса "Экономическое развитие Тюменской области" является: дать студентам основные знания по истории Тюменской области с учетом новых подходов в исторической науке, прежде всего, с момента ее освоения русскими людьми, включения в состав государства и до современного этапа; помочь понять противоречивость и неоднозначность нашего исторического развития, в особенности, в ушедшем ХХ столетии; способствовать духовному, патриотическому воспитанию студентов; подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов. Задачи курса предполагают изучение: основных этапов и событий исторического развития Сибири, освоения ее русскими, становления в качестве неотъемлемой, органической составляющей российского евразийского пространства; подробное изучение таких тем и проблем, как "Открытие Сибири русскими", "Формирование сибирского крестьянского населения и аграрная политика русского самодержавия", "Экономическое развитие Сибири в XVIII – нач. ХХ вв.", "Политическая ссылка в Сибири", "Развитие регионального самосознания, областническое движение", "Революция 1917 г. и гражданская война в Сибири", "Военный коммунизм в Сибири", "Антикоммунистические восстания 1920-1921 гг. в Сибири", "Индустриализация и коллективизация в Сибири", "Сибирь в годы Великой Отечественной войны", "Индустриальное развитие Сибири в 1950-1980-е годы", "Пути сибирской науки"; формирование представлений о проблемах, противоречиях, возможностях и перспективах исторического развития современной Сибири. 1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: :
1.3. Требования к организации дисциплины Общий объем дисциплины и виды учебной работы
2. Содержание дисциплины 2.1. Разделы дисциплины, виды и объем занятий
2.2. Содержание разделов дисциплины 1. Древнейшее прошлое Сибири. Присоединение Сибири и её развитие в составе России в ХVI - начале XVIII вв. Сибирь в древности. Первые сведения о Сибири. Происхождение слова "Сибирь". Античные историки о народах Северной Азии. Первые обитатели Северной Азии. Палеолит, мезолит, неолит, эпоха раннего металла на территории Сибири. Следы пребывания древнего человека в Сибири. Взаимовлияние культур. Афанасьевская, окуневская, андроновская культуры. Хозяйственная деятельность древних племен. Железный век на территории Сибири. Племена лесостепной и степной полосы Западной Сибири. Формирование политических союзов и древних государств. Возникновение на территории Центральной Азии государства гуннов (III в. д. н.э.). Объединение гуннов, угров и сарматов. Перемещение гуннов на запад. Образование Тюркского каганата (VI в. н.э.) и его влияние на народы Сибири. Курумчинская культура. Политическое объединение кочевых сибирских племен - Кыргызский каганат (VII -ХIII вв.). Татаро-монгольское нашествие и народы Сибири. Сибирь накануне присоединения к России. Распад монгольской державы и судьбы сибирских народов. Образование феодального государства у татар - Сибирского ханства (конец XIV в.). Государственно-политическая непрочность ханства (феодальная раздробленность, междоусобная борьба). Этническая пестрота и неравномерность социально-экономического развития народов Сибири. Начало русского проникновения в Сибирь. Расширение земельных владений в Х1-ХII вв. на северо-восток Великим Новгородом. Освоение Поморья и начало русского проникновения за Урал. Проникновение усиливающегося Московского княжества на север. Основание Пермской епархии с целью распространения христианства. Организация Иваном III военных походов с целью полного присоединения Югры (1483 - 1499 гг.). Печорский чрезкаменный и морской пути в Сибирь. Владения Строгановых. Непрочность вассальных отношений между сибирскими правителями и Россией. Захват Сибирского ханства Кучумом и обострение взаимоотношений с Россией. Организация похода Ермака в Сибирь. Начало присоединения Сибири к Русскому государству. Разноречивые сведения о личности Ермака. Продвижение отряда Ермака по территории Сибирского ханства. Гибель Ермака. Значение похода казачьей дружины Ермака в подготовке процесса присоединения территории Сибири к Русскому государству. Постройка острогов и городов. Война с Кучумом. Последствия победа над Кучумом. Отношения с южными соседями (телеутами, джунгарами), коренными жителями Сибири. Хозяйственное освоение Сибири (земледелие, промыслы, ремесла, торговля). Особенности государственного управления в Сибири. Сбор ясака. Продвижение на восток Сибири. (строительство в 1619 г. Енисейского, 1628 - Красноярского острога, 1636-1637 гг. - Канского острога, 1646 - Нижнеудинского острога). Землепроходцы Восточной Сибири (походы на реку Лену, на Камчатку, в Забайкалье и на Амур, строительство Якутска - 1643 г., Нерчинский 1689 г. договор с Китаем, установивший границы в Забайкалье; жизнь и подвиг казака Семена Дежнева; Ерофей Хабаров и его экспедиция на Амур). Русское население Сибири в ХVII - начале ХVIII в. Вольнонародная и правительственная колонизация в Сибирь. Отношение правительства к вольным переселенцам в Сибирь. Состав и численность русского населения Сибири. Формирование крестьянского населения в Сибири. Начало сибирского земледелия. Пашенные и оброчные крестьяне. Государева десятинная пашня. Складывание основных земледельческих районов (Верхотурско - Тобольского, Томско - Кузнецкого, Енисейского, Ленского, Забайкальско - Амурского). Опыт сибирского земледелия. Земледельческие поселения и их основные типы (деревни, заимки, слободы). Первые сибирские города и их жители (облик сибирских городов, развитие в них ремесел и торговли, быт горожан). Сибирь в системе всероссийского рынка. Начало изучения Сибири. (сибирские землепроходцы - первые исследователи края; составление чертежей и карт; историк, картограф и градостроитель - С.У. Ремезов; научно-экспедиционное обследование Сибири). Культура края (развитие просвещения, первые школы; сибирское летописание, литературная деятельность Юрия Крижанича, протопопа Аввакума и др.; народное театральное искусство; иконопись, русская архитектура в Сибири). |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Годы», «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы», «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия... | I. Качество окружающей среды и состояние природных ресурсов Тюменской области, департамента агропромышленного комплекса Тюменской области, департамента образования Тюменской области, Управления... | ||
План мероприятий по реализации партийного проекта «Дороги «Единой... Заслушивание информации угибдд гувд по Тюменской области о состоянии безопасности дорожного движения в Тюменской области за 2011... | Пояснительная записка к проекту Закона Тюменской области «О внесении... Ений ряда статей действующего Кодекса Тюменской области об административной ответственности, а также упорядочения привлечения к административной... | ||
I. Качество окружающей среды и состояние природных ресурсов Тюменской области, департамента образования и науки Тюменской области, Управления по охране, контролю и регулированию использования... | Оплата по-тюменски Администрации Тюменской области от 6 декабря 2004 г. №164-пк «Об утверждении методики формирования фонда оплаты труда общеобразовательных... | ||
Заместитель Губернатора Тюменской области, директор департамента... Настоящее Положение определяет цели, задачи, порядок проведения, критерии оценки, механизм подведения итогов областного общественного... | Индивидуальное задание Тюменской области и муниципальных образований по очно-заочной форме обучения в Объединенном учебно-методическом центре Управления... | ||
Департамент по спорту и молодёжной политике Тюменской области Государственное... Проблемы, пути и перспективы развития молодежного самодеятельного творчества в новых социально-экономических условиях | Подпрограмма «Развитие промышленности строительных материалов и индустриального... Подпрограммы «Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Калужской области» * | ||
Методическое пособие по интеллектуальным играм («Тройка», «Эрудит-квартет») Целью его является популяризация интеллектуального движения молодежи Тюменской области, а также содействие развитию локальных интеллектуальных... | Урок Официальный портал органов государственной власти Тюменской... В рамках реализации распоряжения правительства РФ №632-р, в Тюменской области запущен и функционирует портал администрации области,... | ||
Индивидуальное задание Рабочей программе обучения руководителей спасательных служб Тюменской области, муниципальных образований и организаций по очно-заочной... | Индивидуальное задание Рабочей программе обучения руководителей спасательных служб Тюменской области, муниципальных образований и организаций по очно-заочной... | ||
Рабочая программа фд. А. 01. История формирования нефтегазового комплекса... ФД. А. 01. История формирования нефтегазового комплекса Тюменской области в ХХ веке | Образованием, курирующим вопросы аттестации педагогических работников Тюменской области направляет инструктивно-методические рекомендации по проведению аттестации педагогических и руководящих работников... |