Скачать 162.01 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» филиал АлтГУ в г.Камень-на-Оби РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ логика (наименование учебной дисциплины) Направление подготовки 080100.62 Экономика Форма обучения заочная (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная) Камень-на-Оби 2012 При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены: 1) ГОС ВПО по направлению 080100.62 «Экономика», утвержденный Министерством образования РФ «25» апреля 2000 г. 2) Учебный план утвержден от «26» июня 2012 г., протокол №12 Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры социально-экономических и естественно-научных дисциплин от «_27_» _августа__ 2012 г. № 11 Заведующий кафедрой ____________ Л.А.Хворова Введение (пояснительная записка) Дисциплина «Логика» занимает особое место в ряду других наук, представляя собой сосредоточение методологии построения теорий. Рациональный характер логики сближает ее с одной стороны, с философией, а с другой – с предметами математического цикла, такими, как информатика, математика. Логика образует фундаментальную основу правовых дисциплин, из которых она нередко черпает эмпирический материал для собственного развития. Благодаря знанию логики открывается возможность проверки теоретических оснований социологических, политологических и этических концепций, в том числе обнаружение скрытых паралогизмов и сознательной игры на иррациональных компонентах человеческой природы. Изучение логики имеет некоторые особенности. Главная из них заключается в том, что эту науку надо изучать систематически. Курс логики невозможно изучить основательно за короткий срок. Овладение данной дисциплиной требует определенных усилий и последовательности. Не освоив предшествующих разделов, нельзя переходить к последующим, поскольку все разделы логики связаны между собой. Так, не усвоив темы “Понятие”, сложно разобраться в теме “Суждение”, а тем более “Умозаключение”. Кроме того, усвоить положения данной науки можно лишь сочетая изучение теоретического материала с решением практических заданий. С этой целью на семинарских занятиях студенты будут выполнять практические задания по логике. Необходимо также научиться связывать изучаемый материал с теми науками, которые изучаются параллельно с логикой. Особое место в курсе уделено теории аргументации. Овладение логическими и методологическими основами теории аргументации позволяет студентам научиться отличать доказательную аргументацию от недоказательной, неопровергающую критику от опровержения, знать правила аргументации и критики, научиться разоблачать уловки, применяемы в спорах. Чтобы овладеть искусством аргументации необходим постоянный тренинг (как в случае с изучением иностранного языка). Для этого нужно стараться постоянно применять получаемые знания в дискуссиях, спорах, при составлении деловых бумаг и т.д. Цели и задачи дисциплины. Целью курса является развитие навыков логического мышления у студентов, знакомство с теорией аргументации, систематическое овладение базовыми формами дискурсивного мышления. Задачи: - дать студентам теоретические знания об основных формах мышления и развития познания, форме и системе знания, семантических категориях языка, а также о законах и правилах логики; - ознакомить студентов с основными проблемами и разработками современной логики; - помочь студентам в овладении практическими навыками правильного оперирования указанными формами и категориями, а также применения логических законов и правил. Место дисциплины в учебном процессе. Дисциплина относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, дисциплины по выбору ГСЭ. В. 1 Логика учебного плана. Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины: микроэкономика, макроэкономика, экономика фирмы, экономический анализ. Тематический план (распределение часов курса по разделам и видам работ)
Содержание дисциплины Тема 1. Предмет и задачи логики. Основные исторические этапы ее развития. Логика как наука о законах и формах правильного мышления. Место логики в системе когнитивных наук. Логика и культура. Общая характеристика логики. Логика как нормативная наука о формах и законах рационального познавательного мышления. Мышление и язык. Истинность мыслей (суждений) и формальная правильность рассуждений (умозаключений). Значение логики в формировании логической культуры и научных убеждений. Логическая культура будущего специалиста как необходимое условие успеха в профессиональной деятельности. Основные исторические этапы развития логики и ее виднейшие представители. Логика традиционная и теоретическая. Возникновение науки логики в Древней Греции, роль в этом ораторского искусства и философии. Онтологический характер логики. Протагор о логических приемах в речи ораторов. “О логике или Каноны” Демокрита. Сократ и проблема метода. Учение Платона о понятиях и определениях. Первое систематическое изложение логики в трудах Аристотеля. Аристотель и законы правильного мышления. Логическое учение стоиков. Средневековая логика: спор номинализма и реализма о природе общих понятий, теория логического следования и анализ семантических парадоксов. Проблематика средневековой арабоязычной логики. Доминирование эмпирической тенденции в логике эпохи Возрождения. Проблема метода в логике Нового времени. Разработка основ индуктивной логики в работе Ф.Бэкона “Новый Органон”. Методы определения причинной связи. Трактовка Кантом понятия логического закона и логической формы. Диалектическая логика Гегеля. Вклад Дж.Ст.Милля в разработку теории научной индукции. Русские логики П.С.Порецкий, Е.Л.Буницкий, М.И.Каринский, Л.В.Рутковский и их основные идеи. Идеи Лейбница и их роль в возникновении математической логики. Математизация формальной логики. Логические системы Дж.Буля, Э.Шредера, С.Джевонса. Развитие логики в связи с проблемой обоснования математики (Г.Фреге, Б.Рассел, А.Уайтхед). Индуктивная логика и теория вероятности в системе неопозитивистской философии науки. Многозначные логики и их значение для современной науки. Интуиционистская (конструктивная) логика как первый вариант неклассической логики. “Воображаемая” логика Н.А.Васильева. Основные направления развития современной логики. Тема 2. Основные законы логики Понятие логической формы и логического следования. Понятие логического закона. Логические законы и теории. Общие и частные законы логики. Нормативные законы традиционной и математической логики. Закон тождества. Формулировка для терминов и высказываний. Примеры его нарушения. Познавательное значение закона тождества. Закон тождества и процедуры идентификации. Закон тождества и употребление синонимов и омонимов. Символическая формулировка закона. Закон противоречия (непротиворечия, или запрета противоречия). Формально – логическое противоречие. . Парадокс. Парадокс «Лжец» и его варианты. Самоприменимость и «порочный круг» при доказательстве парадоксов. Антиномия. Условия применения и неприменения закона в противоположных (контрарных) и противоречащих (контрадикторных) суждениях. Закон исключенного третьего и условия его применимости.. Специфика действия закона исключенного третьего при наличии неопределенности познания. Закон исключенного третьего и рассуждение “от противного”. Выбор с помощью закона одного из взаимоисключающих альтернатив. Закон достаточного основания. Средства, используемые для достижения требования достаточного основания. Методологические значения закона достаточного основания. Законы классической логики и критерии логичности. Тема 3. Логика и язык. Понятие естественного языка как знаковой информационной системы. Естественные и искусственные языки. Понятие знака и виды знаков. Теоретические предпосылки возникновения общей теории знаковых систем (Ч.Пирс, Ф.де Соссюр, Ч.Моррис).Понятие семиотической ситуации. Семиотика как общая теория знаковых систем. Синтаксический, семантический и прагматический аспекты языковых знаков. Семантические категории языка. Понятие высказывания. Понятие функции. Объектный язык и метаязык. Принципы построения формализованных логических языков. Язык логики высказываний и его особенности. Язык логики предикатов и его алфавит. Понятие имени. Смысл и значение как основные категории имени. Экстенсиональный и интенсиональный контексты. Теория именования и ее основные принципы. Логико-лингвистический анализ языкового общения. Основы теории речевых актов. Тема 4. Понятие как форма мышления Понятие и его роль в науке. Понятие как форма мысли. Понятие как смысловое значение имени. Способы выражения понятий в языке. . Признаки, их виды. Понятие как фиксация существенных признаков предметов. Основные приемы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Логические характеристики понятия: объем и содержание. Определение объема и содержания понятий. Основные понятия теории множеств: понятия множества, подмножества, элемента. Понятие нечеткого множества. Операции над множествами. Закон обратного соотношения между содержанием и объемом понятия. Круги Эйлера и их использование для представления объемов понятий. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: равнозначность, пересечение, подчинение. Типы несовместимости: соподчинение. Противоположность, противоречие. Изображение отношений между объемами понятий с помощью кругов Эйлера. Классификация понятий. Виды понятий по объему и по содержанию. Логические операции с понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Определение понятий и его виды (явные и неявные, реальные и номинальные). Значение определений через род и видовое отличие. Генетическое определение. Правила определения. Основные ошибки при определении. Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, сравнение. Деление и расчленение. Таксономическое и мереологическое деление. Ошибки в делении. Классификация и типология. Правила деления понятий. Тема 5. Суждение и его виды. Общая характеристика суждений как формы мышления. Суждение, норма, вопрос. Языковые способы выражения суждений. Логическая структура суждения. Субъект и предикат суждения. Простые и сложные суждения. Классификация суждений по содержанию (свойства, отношения, существования). Объединенная классификация суждений по качеству и количеству: общеутвердительные, сбщеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные. Распределенность терминов в категорических суждениях. Правила распределенности терминов в суждениях. Отношения между суждениями. “Логический квадрат” и его правила. Отрицание суждений. Выражение суждений на языке логики предикатов. Деление суждений по модальности. Виды модальностей. Логические зависимости между модальностями. Сложные суждения. Понятие логической связки, способы выражения логических связок в естественном языке. Основные операции их образования: коньюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция, отрицание. Табличное определение логических связок. Зависимость истинностных значений сложных суждений от истинностных значений составляющих их простых суждений. Выражение суждений на языке логики высказываний. Понятие правильно построенной формулы. Логические отношения между формулами классической логики высказываний. Понятие логического закона в классической логике высказываний. Тема 6. Дедуктивные умозаключения в традиционной и современной логике Общая характеристика умозаключения и его состав. Виды умозаключений: непосредственные и опосредованные. Основные способы построения непосредственных умозаключений: превращение, обращение, противопоставление предикату. Дедуктивные и недедуктивные опосредованные умозаключения. Общая характеристика дедуктивных умозаключений. Понятие силлогизма. Простой категорический силлогизм и его структура. Общие правила простого категорического силлогизма (правила терминов, правила посылок, правила фигур). Наиболее распространенные ошибки при использовании фигур силлогизма. Понятие модуса силлогизма. Правила выведения модусов. Проверка правильности силлогизма по общим правилам и круговым схемам. Сокращенные, сложные и сложносокращенные категорические силлогизмы, их общая характеристика. Энтимема, ее виды. Полисиллогизм. Сорит. Эпихейрема. Условные, разделительные и условно - разделительные силлогизмы, их общая характеристика. Дилемма. Общая характеристика построения логики высказываний в символической логике. Основы исчисления высказываний. Аксиоматический подход. Тема 7. Правдоподобные рассуждения (индукция, аналогия) Роль индуктивных умозаключений в научном познании. Индукция как метод и индукция как вывод. Ограниченность индукции.. Понятие вероятности. Возникновение вероятностной индуктивной логики. Виды индуктивных умозаключений. Полная и неполная индукция. Виды неполной индукции. Научная индукция. Индуктивные методы установления причинных связей (метод сходства, метод различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков, соединенный метод сходства и различия.). Умозаключение по аналогии. Сущность аналогии. Виды аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений. Вероятностный характер выводов по аналогии. Пути повышения степени вероятности. Нестрогая аналогия. Ложная аналогия. Познавательное значение аналогии. Гипотеза: определение и структура гипотезы. Этапы построения гипотезы.. Виды гипотез: Гипотеза и версия. Тема 8 Логические основы теории аргументации (доказательство и опровержение). История формирования теории аргументации. Логико-гносеологические и внелогические аспекты аргументации. Рациональный характер аргументации. Процесс аргументации, его субъекты и поле аргументации. Правдоподобная и демонстративная аргументация. Понятие доказательного мышления. Доказательство как логическое ядро аргументации. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Прямое и непрямое (косвенное) доказательство. Апагогическое доказательство (от противного). Разделительные доказательства (методом исключения или разбором случаев). Правила доказательства. Правила по отношению к тезису. Правила по отношению к аргументам. Правила по отношению к демонстрации. Наиболее типичные ошибки в доказательствах. Понятие опровержения. Тезис и аргументы опровержения. Прямое и непрямое (косвенное) опровержение тезиса (опровержение фактами, установление ложности или противоречивости следствий тезиса, опровержение через доказательство антитезиса). Критика аргументов. Выявление несостоятельности демонстрации. Логические ошибки в опровержении. Софизмы и логические парадоксы. Тема 9. Диалоговые формы аргументационного процесса Диалог как форма коммуникации. Основные исторические формы диалога. Спор как основная форма диалога. Традиционный подход к спору как доказательству. Виды спора. Сосредоточенный спор. Бесформенный спор. Простой и сложный спор. Устный и письменный спор. Спор для проверки истины. Спор для убеждения слушателей. Спор для победы. Нормы, правила и принципы спора. Ошибки в процессе аргументации. Стратегия и тактика спора. Современные формы диалога и аргументации. Дискуссия и полемика. Цели и средства дискуссии и полемики. Требования к дискуссии и полемике. Идеальная модель критической дискуссии. Диспут и его особенности как разновидности спора. Уловки в споре: позволительные и непозволительные. Логические, социально-психологические и организационно-процедурные уловки. Паралогизмы, софизмы и парадоксы. Способы нейтрализации уловок. Этические проблемы борьбы с уловками и софизмами. Список основной и дополнительной литературы, другие информационные источники Основная литература:
Дополнительная литература:
Требования к уровню освоения программы и формам контроля: В результате изучения курса «Логика» студент должен знать:
уметь:
Иметь представление:
Для итогового контроля знаний учебным планом предусмотрен зачет. Итоговая оценка на зачете выставляется в форме «зачтено – не зачтено». Осуществляется в форме зачета, на котором проверяются знания основных вопросов по тематике дисциплины. «Зачтено» ставится в случае, если студент покажет глубокое, исчерпывающее понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, продемонстрирует умения анализировать ситуации, релевантные задачам его профессиональной квалификации. «Не зачтено», если имел место неправильный ответ хотя бы на один из вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов, неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы. Перечень учебных лабораторий и оборудования Реализация программы дисциплины требует наличия аудитории лекционной, практических и семинарских занятий Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; Перечень примерных вопросов к зачету по курсу
|
Рабочая программа дисциплины логика степень выпускника бакалавр Форма... ... | Рабочая программа учебной дисциплины логика и теория аргументации... Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Логика» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62 Направление Юриспруденция на... | Рабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Логика» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62 Направление Юриспруденция на... | ||
Курс лекций дисциплины «логика» Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности... | Логика и теория аргументации Рабочая программа определяет содержание и структуру учебной дисциплины "Логика" и предназначена для обучения студентов образовательных... | ||
Программа учебной дисциплины логика направление подготовки: 030900... Задачей дисциплины является научить студентов данной специальности правильно мыслить; продумывать ситуации, возможные в их профессиональной... | Рабочая программа учебной дисциплины логика Рабочая программа составлена на основании фгос впо по направлению– 030900 – «Юриспруденция». Блок дисциплин – б-1 | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины логика федеральное агентство... Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась в рамках теории познания, и в настоящее... | 1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы м- мифология, религия, философия Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности... | ||
Ых классах (Обобщение опыта работы) Учитель второй квалификационной... Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности... | Основная образовательная программа 030500. 62 Направление Юриспруденция Рабочая программа учебной дисциплины «Логика» составлена в соответствии с требованиями гос впо направления подготовки 030500. 62... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса | Рабочая программа (РП) по учебной дисциплине «Логика» Направление подготовки (специальности) 031001. 65 –правоохранительная деятельность | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «Логика» студентам заочной формы обучения по направлению 030900.... | Рабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... |