ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ
образовательное учреждение
высшего образования
«Российская правовая академия
Министерства Юстиции Российской Федерации»
Северный (г. Петрозаводск) филиал
(СФ РПА Минюста России)
|
| УТВЕРЖДАЮ
Директор СФ РПА Минюста России
___________ Е.Е. Петров
|
Рабочая программа учебной дисциплины
ЛОГИКА
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 031001.65 –ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – СПЕЦИАЛИСт
кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Петрозаводск
2013
Составитель: А.Ю. Ильин – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин СФ РПА Минюста России.
Рабочая программа составлена на основе Рабочей программы РПА Минюста России.
Автор:
Спирин А.Д., кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и социально-экономических дисциплин РПА Минюста России
Рецензенты:
внутренний: Д.А. Григорьев – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и социально-экономических дисциплин РПА Минюста России
внешний: Г. А. Торгашев – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия Рабочая программа (РП) по учебной дисциплине «Логика» подготовлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031001.65 – «Правоохранительная деятельность».
Обсуждено на заседании кафедры
«__»____________ 201_ г.
Протокол № __ Зав. кафедрой гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
В.М. Пивоев
© РПА Минюста России, 2013
Раздел 1. Общая характеристика дисциплины 1.1. Цель преподавания дисциплины состоит в формирование основ логической культуры мышления, которые необходимы для профессиональной, научно-исследовательской, организационно-управленческой и проектной деятельности; в совершенствование способности аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; в формирование и развитие способности анализировать правоприменительную, правоохранительную практику и научную информацию, отечественный и зарубежный опыт; в способности обобщать и отчетливо формулировать свои мысли, готовить логически не противоречивые отчеты по результатам своей научной и профессиональной деятельности.
1.2.Задачами преподавания дисциплины являются:
- приобретение студентами совокупности знаний способствующих правильному логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения;
- освоить основные правила и приемы решения логических задач и упражнений, а также помочь научиться правильно мыслить и аргументировано доказывать и обосновывать правильность своего мышления;
- посредством систематических упражнений в решение логических задач добиться что бы полученные теоретические знания перешли в практические навыки правильного мышления;
- развить ясность и четкость мышления, внимательность, аккуратность, обстоятельность и убедительность в суждениях, умение сосредоточиться на структуре мысли и выразить ее ясно и логически непротиворечиво;
- превратить студента в человека, владеющего навыками логического мышления, который всегда понятен в изложении своих мыслей, исключает расплывчатость в деловом разговоре, неоднозначность в составлении деловых бумаг и бессистемность в обработке информации. В человека, который способен находить рациональное зерно в чужой речи, оценивать доказательную силу высказываний и находить кратчайшие и правильные пути исправления ошибок. 1.3. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Логика» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла С.1 дисциплин подготовки студентов по направлению 40.05.02 – Правоохранительная деятельность квалификация (степень) – юрист.
Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных в общеобразовательной школе.
Для изучения дисциплины студент должен обладать следующими входными знаниями, умениями и компетенциями:
– иметь представление об идеально-духовной природе мышления;
– знать о существовании рационально-логической и обыденной коммуникации, правильного и ошибочного мышления и стремиться к их разграничению;
– иметь начальное представление о необходимости обоснования и доказывания истины в профессиональной и общественной деятельности,
– уметь выделять в процессе коммуникации содержание и форму передаваемой информации: лексико-грамматическую и научную.
Раздел 2. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В результате освоения программы учебной дисциплины «логика» выпускник должен обладать следующимиобщекультурными компетенциями:
(ОК-2) - способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии;
(ОК-9) - способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения;
(ОК-11) - способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности;
(ОК-14) - способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии;
в области научно-исследовательской деятельности:
(ПК-33) - способностью анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования;
(ПК-34) - способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов;
(ПК-35) - способностью обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты, публикации по результатам выполненных исследований;
Различаются следующие основные уровни освоения компетенций:
- минимальный, свидетельствующий о понимании значения логики и способности логически мыслить для анализа, систематизации и обобщения правовой информации, для профессиональной, научно-исследовательской, и организационно-управленческой деятельности в целом. Способность осуществлять эту деятельность под квалифицированным руководством.
- базовый, добавляющий к минимальному уровню способность самостоятельно логически правильно мыслить и аргументировано доказывать и обосновывать правильность своего мышления.
- продвинутый, добавляющий к базовому способность самостоятельно убедительно и логически непротиворечиво, исключая расплывчатость и неоднозначность, вести дискуссию и профессиональный спор. Способность находить рациональное зерно в чужой речи, оценивать доказательную силу высказываний и находить кратчайшие и правильные пути исправления ошибок.
В результате освоения программы учебной дисциплины «логика» выпускник должен:
Освоение учебной дисциплины «логика» зволяет обучаемым приобрести осведомленность и опытность в сфере правового обеспечения национальной безопасности:
а)знания:
- предмета и основных этапов формирования и развития логики, ее значение и основные сферы приложения в области правотворческой, правоохранительной и правоприменительной деятельности;
- основных форм теоретического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
- основных законов и языка логики;
- системы логических категорий;
- общих и специальных методов и правил аргументирования;
- мировоззренческих, методологических и логических основ юридического мышления.
в)умения:
- ориентироваться в системе логического знания как одного из важнейших компонентов профессиональной культуры юриста;
- применять стандартные методы логического анализа и оценки различного типа рассуждений и доказательств, оценки логической корректности юридических документов;
- логически правильно оперировать (совершать действия) формами мысли;
- выводить сложные логические формы из простых;
- формализованно выражать структуру научного мышления и логических действий;
- доказывать и опровергать суждения;
- пользоваться логическими правилами ведения диалога и дискуссии.
в)навыками:
- владения системой логической символизации и формализации будущего профессионального мышления, методами аргументирования и анализа;
- применения методов логического анализа;
- правильного мышления, использования приемов логического построения рассуждений, распознавания логических ошибок в материалах судебно-следственной, оперативно-служебной и других видов профессиональной деятельности;
- публичных выступлений, ведения дискуссии, полемики и аргументации профессиональной позиции.
Знания, полученные при изучении дисциплины «Логика», могут быть использованы длянаписании выпускной квалификационной работы и при освоении дисциплин профессионального цикла. Примерная характеристика компетенций:
Код компетенций
| Общие требования компетенций
| Общекультурная компетенция
ОК-2
| способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии;
| Общекультурная компетенция
ОК-9
| способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения;
| Общекультурная компетенция
ОК-11
| способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности ;
| Общекультурная компетенция
ОК-14
| способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии;
| Содержание и способы развития компетенций в аспекте учебной дисциплины
| Качества обучаемого
| Применяемые формы обучения
| Средства и методы
контроля
| знания: предмета и основных этапов формирования и развития логики, ее значение и основные сферы приложения в области правотворческой, правоохранительной и правоприменительной деятельности; основных форм теоретического мышления: понятие, суждение, умозаключение; основных законов и языка логики; системы логических категорий; общих и специальных методов и правил аргументирования; мировоззренческих, методологических и логических основ юридического мышления.
| Лекция
Семинар
Самостоятельная работа
| Выступление на семинаре
Устный опрос законов и правил логики
Тестовый опрос.
| умения: ориентироваться в системе логического знания как одного из важнейших компонентов профессиональной культуры юриста; логически правильно оперировать (совершать действия) формами мысли; выводить сложные логические формы из простых; формализованно выражать структуру научного мышления и логических действий; доказывать и опровергать суждения; пользоваться логическими правилами ведения диалога и дискуссии.
| лекция.
семинар.
самостоятельная работа.
| эссе.
логические игры
логические кроссворды
| навыки: владения системой логической символизации и формализации будущего профессионального мышления, методами аргументирования и анализа; применения методов логического анализа; правильного мышления, использования приемов логического построения рассуждений, публичных выступлений, ведения дискуссии, полемики и аргументации профессиональной позиции.
| лекция
семинар.
самостоятельная работа
| решение логических упражнений и задач. диалоговая форма опроса и оценки правильности выполнения упражнений и задачю
| Характеристики уровней освоения компетенций в аспекте учебной дисциплины
| Уровни
| Содержание
| Формы развития
| Минимальный
| Понимание значения логики, способности логически мыслить для анализа, систематизации и обобщения правовой информации, для профессиональной, научно-исследовательской, и организационно-управленческой деятельности в целом. Способность осуществлять эту деятельность под квалифицированным руководством.
| выступления;
участие в дискуссиях на семинаре; выполнение заданий по практике
решение логических упражнений и задач.
| Базовый
| Минимальный плюс способность самостоятельно логически правильно мыслить и аргументировано доказывать и обосновывать правильность своего мышления.
| разработка презентаций; НИРС, проявление самостоятельности в подготовке к занятиям и в работе на семинарах.
| Продвинутый
| Базовый плюс способность самостоятельно убедительно, логически непротиворечиво, исключая расплывчатость и неоднозначность, вести дискуссию и профессиональный спор. Способность находить рациональное зерно в чужой речи, оценивать доказательную силу высказываний и находить кратчайшие и правильные пути исправления ошибок.
| Выступления с докладами на конференциях; написание статей;
НИРС; участие в олимпиадах, конкурсах
|
Код компетенций
| Общие требования компетенций
| Профессиональная компетенция
ПК-33
| способностью анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования ;
| Профессиональная компетенция
ПК-34
| способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов ;
| Профессиональная компетенция
ПК-35
| способностью обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты, публикации по результатам выполненных исследований ;
| Содержание и способы развития компетенций в аспекте учебной дисциплины
| Качества обучаемого
| Применяемые формы обучения
| Средства и методы
контроля
| знания:основных форм теоретического мышления; системы логических категорий; общих и специальных методов и правил аргументирования; мировоззренческих, методологических и логических основ юридического мышления.
| Лекция
Семинар
Самостоятельная работа
| Выступление на семинаре
Устный опрос законов и правил логики
Тестовый опрос.
| умения: применять стандартные методы логического анализа и оценки различного типа рассуждений и доказательств, оценки логической корректности юридических документов; логически правильно оперировать (совершать действия) формами мысли; выводить сложные логические формы из простых; формализованно выражать структуру научного мышления и логических действий; пользоваться логическими правилами ведения диалога и дискуссии.
| Лекция
Семинар
Самостоятельная работа
| эссе.
логические игры
логические кроссворды
| навыки: владения системой логической символизации и формализации будущего профессионального мышления, методами анализа; применения методов логического анализа; распознавания логических ошибок в материалах судебно-следственной, оперативно-служебной и других видов профессиональной деятельности.
| НИРС
Семинар
Самостоятельная работа
| решение логических упражнений и задач.
диалоговая форма опроса и оценки правильности выполнения упражнений и задачю
| Характеристики уровней освоения компетенции в аспекте учебной дисциплины
| Уровни
| Содержание
| Формы развития
| Минимальный
| Понимание значения логики, способности логически мыслить для анализа, систематизации и обобщения правовой информации, для профессиональной, научно-исследовательской, и организационно-управленческой деятельности в целом. Способность осуществлять эту деятельность под квалифицированным руководством
| Выступления; доклады, рефераты; участие в обсуждениях на семинаре; выполнение заданий по практике
| Базовый
| Минимальный плюс способность самостоятельно логически правильно мыслить и аргументировано доказывать и обосновывать правильность своего мышления.
| Подготовка рефератов;
разработка презентаций; НИРС, проявление самостоятельности в ходе практики
| Продвинутый
| Базовый плюс способность самостоятельно убедительно, логически непротиворечиво, исключая расплывчатость и неоднозначность, вести дискуссию и профессиональный спор. Способность находить рациональное зерно в чужой речи, оценивать доказательную силу высказываний и находить кратчайшие и правильные пути исправления ошибок.
| Выступления с докладами на конференциях; написание статей;
НИРС; участие в олимпиадах, конкурсах
|
Раздел 3. Структура и содержание дисциплины 3.1. Распределение трудоемкости дисциплины по видам работпо семестрам
Вид учебной работы
| Трудоемкость
| зач.
ед.
| час.
| по
семестрам
| 1
| 2
| Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
| 3
| 108
| 108
|
| Аудиторные занятия
|
| 58
| 58
|
| Лекции (Л)
|
| 24
| 24
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
| -
| -
|
| Семинары (С)
|
| 34
| 34
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
| -
| -
|
| Самостоятельная работа (СРС)
|
| 50
| 50
|
| в том числе:
|
| -
| -
|
| курсовая работа (проект)
|
| -
| -
|
| контрольные работы (по учебному плану)
|
| -
| -
|
| Экзамен
|
| 27
| 27
|
| Зачет
|
| -
| -
|
|
|