МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе ______________Л. М. Капустина
«___»__________________2012 г. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Методические указания к контрольным работам для магистрантов заочной формы обучения
Направление подготовки
Экономика
Магистерская программа
Конкурентная разведка в международном бизнесе
Квалификация выпускника
Магистр
Екатеринбург
2012
Контрольная работа пишется для актуализации и демонстрации магистрантами знаний и умений в соответствии с компетенциями ГОС. В процессе подготовки текста контрольной работы магистрант консультируется с преподавателем, читающим дисциплину «Методика преподавания экономических дисциплин», получает его согласие на изменения темы, если в этом возникает необходимость.
Структура и технология написания контрольной работы стандартны для аналогичных работ. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1–2003. Ссылки на источники – постраничные. Источники данных должны использоваться только актуальные – текущего года.
В конце текста работы магистрант прилагает протокол оценки оригинальности авторских рассуждений после экспертизы через систему «АНТИПЛАГИАТ».
Для детального ознакомления магистранта с требованиями к содержанию контрольной работы предусмотрены соответствующие часы консультаций с преподавателем, читающим курс, применяются Интернет-консультации, а также ресурсы УИС университета.
Тема контрольной работы избирается магистрантом в соответствии с нумерацией в списке группы, используемом в экзаменационных листах. По согласованию с преподавателем тема контрольной работы может быть конкретизирована или заменена.
Основными критериями оценки является оригинальность текста, личностный подход магистранта к анализу соответствия теории и практики.
Работа оценивается, как зачтенная, если все, указанные выше, условия соблюдены, а текст работы представлен доля рецензирования преподавателю в сроки, определенными внутренним регламентов УрГЭУ. Как правило, за месяц до начала сессии и не позднее, чем за неделю до зачета.
Содержание контрольной работы предопределено основной задачей: разработка модели занятия (подготовка плана-конспекта) со слушателями системы повышения квалификации по актуальным проблемам конкурентной разведки в международном бизнесе.
Структура практической части работы для всех магистрантов одинакова.
Все магистранты разрабатывает план-конспект занятия.
Указывается тема занятия, тип занятия (занятие освоения новых знаний; занятие проверки, оценки, корректировки знаний, умений, навыков, и т.д.). Продолжительность занятия – 40-45 минут.
Если магистрант выбрал особую форму проведения занятий – время может быть увеличено.
Конкретизируются цели занятия:
Образовательная цель
| Развивающая цель
| Воспитательная цель
| Какие новые знания должен получить обучаемый в процессе работы вместе с преподавателем над темой и самостоятельно во время подготовки практических заданий?
| Какие навыки и умения представляется возможным продолжать развивать в процессе организации занятий по теме?
| Какие воспитательные задачи позволит решить коллективная и индивидуальная организация работы обучаемых над изучаемой темой?
| (законы, правила, определения понятий, имена, даты, ситуации, регламенты и т.д.)
До начала занятия обучаемые знают…, имеют представление…, обладают навыками…
| (умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, обобщать, систематизировать, работать с первоисточниками, сводить вербальную информацию к таблице и наоборот и т. Д.)
| (в самовоспитании, становлении взаимоотношений с окружающими, в отношении к труду в целом и к профессиональным обязанностям - в частности)
| Методы обучения (описываются)_________________________________________________
Формы обучения (описываются)__________________________________________________
Оборудование кабинета и необходимый дидактический материал (описываются)____________________________________________
Составляется собственно план – конспект занятия (урока) по следующей форме:
Время реализации этапов занятия (урока)
| Действия преподавателя
| Действия обучаемых
| 1-3 мин.
| Организационный этап:
Приветствие: Здравствуйте! Цель сегодняшнего занятия….
| Подготовка к активному деятельностному общению:
Проверяют наличие раздаточного материала…
| И т.д.
|
|
|
Все действия и преподавателя, и обучаемых описываются. В плане – конспекте дается полная информация о тексте сообщения, материалах, записанных на доске, графиках, фамилиях ученых, терминах и т. д. Например:
ТЕМА: ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
Основная цель: освоение нового материала.
Образовательные цели:
1. Обучающая:
-закрепление понятий потребность, удовлетворение потребности, виды потребности.
2. Развивающая:
-раскрытие способности к систематизации, оценке, анализу;
-развитие навыков умения сопоставлять информацию, делать выводы и обобщать;
- развитие умения сопоставлять и адаптировать к конкретным условиям изученные понятия.
3. Воспитывающая:
актуализация практики уточнения ценностей в процессе осмысления представлений о потребностях человека и легитимных способах их удовлетворения. Тип занятия: освоения и закрепления новых знаний (синтетический). Форма организации деятельности учащихся: индивидуально-групповая. Методы обучения:
По источнику знаний: словесные (рассказ, объяснение, беседа), иллюстративный (показ слайдов).
По этапу обучения: изучение и закрепление нового материала, его конкретизация.
По способу руководства учебной деятельности: методы объяснения педагога и демонстрация материала.
По дидактическим целям: организация совместной познавательной деятельности.
По характеру деятельности обучаемых: объяснительно иллюстративный.
Оборудование: медиапроэктор, компьютер, тетрадь рабочая, мел. Главные понятия:
-потребность
-удовлетворение потребности
-иерархическая теория потребностей (по А. Маслоу). В результате изучения темы учащиеся должны:
понимать что представляют собой потребности человека;
знать, какие потребности могут быть у людей, и уметь анализировать различные виды потребностей;
на основе конкретных примеров показывать, какую роль в формировании личности имеют те или иные потребности;
уметь анализировать свои потребности и выстраивать легитимные пути их удовлетворения;
давать определения следующим понятиям: потребности человека, удовлетворение потребности и иерархия потребности.
Пояснительные материалы о типах и видах лекций представлены в приложении.
Тематика контрольных работ:
План-конспект проведения лекции-конференции на тему:…
План-конспект проведения семинара – пресс-конференции на тему:…
План-конспект проведения лекции-визуализации на тему:…
План-конспект проведения семинара с элементами дебатов на тему:…
План-конспект проведения лекции по типу «лекция-вдвоем» на тему:…
План-конспект проведения семинара-диспута на тему:…;
План-конспект проведения лекции по типу «лекция с ошибками» на тему:…
План-конспект семинара-дискуссии на тему:…;
План-конспект проведения проблемной лекции на тему:…;
План-конспект проведения семинара – «круглый стол» на тему:…;
План-конспект проведения семинара – «мозговой штурм» на тему:…;
План-конспект проведения семинара – коллоквиума (беседа преподавателя с обучаемыми для выяснения их готовности к выполнению регламентов и процедур, связанных с профессиональной деятельностью)
План-конспект проведения семинара – экскурсии (на производство, в организацию, учреждение, в отдел и т.д.) на тему:…;
План-конспект проведения семинара – деловой игры на тему:… ;
План-конспект проведения семинара комментированного чтения и анализа документов (литературы) на тему:…;
План-конспект проведения семинара решения задач на самостоятельность мышления на тему:…;
План-конспект проведения семинара по материалам исследования, проведенного сотрудниками системы безопасности предприятия по выполнению регламента…;
План-конспект проведения семинара по материалам публикаций об организации на зарубежных предприятиях….;
План-конспект проведения занятия по технологии коучинга (технология - на выбор магистранта) на тему:…;
План-конспект проведения занятия по технологии групповых экспертных оценок (технология - на выбор магистранта) на тему:…;
План-конспект проведения занятия по методу контекстного обучения на тему:…;
План-конспект проведения занятия по технологии ТОГИС (Технология Образования в Глобальной информационной Сети) на тему:…
Тематика лекций и семинаров выбирается магистрантами самостоятельно. Направления для выбора тематики занятий:
- Блогосфера и социальные сети в защите репутации предприятия;
- Внешнеторговая политика и проблемы безопаности человека и предприятия;
- Выявление и противодействие дезинформации в международной конкурентной среде;
- Информационные воздействия в Интернете методами активных мероприятий;
- Конкурентная разведка в сфере международного бизнеса: концепции и методы;
- Корпоративный блоггинг как инструмент конкурентной борьбы: теория и практика;
- Организация конкурентной разведки зарубежных компаний;
- Оценка и корректировка информационного поля в глобальной бизнес-среде: теория и практика;
- Сервисы микроблоггинга как инструменты влияния на конкурентную среду;
- Теория и практика мониторинга бизнес-данных в глобальной конкуренции.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Методика преподавания экономических дисциплин» включает электронные версии учебников по педагогике и психологии, дидактике, коучинге, НЛП и др. значимым аспектам курса. Электронная версии представлены на портале электронных образовательных ресурсов по дисциплине «Методика преподавания экономических дисциплин» в разделе «Ресурсы».
Для изучения дисциплины «Методика преподавания экономических дисциплин» следует использовать основную литературу, дополнительную литературу, информационные сайты и другие Интернет-ресурсы:
а) основная литература:
Бордовская Н. Современные образовательные технологии. – М.: КноРус. – 2011. – 432 с.
Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы: Учебное пособие для вузов Изд. 3-е, испр., доп. – М.: Академия. – 2008.- 224 с.
Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы.– М.: Феникс. – 541 с.
Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. – М.: Просвещение. – 2012. – 56 с.
б) дополнительная литература:
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: «Наука» . Русский гуманитарный Интернет-университет. Библиотека научной и учебной литературы: www.i-u.ru.
Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП /Перев. с англ В.П. Чурсина. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 192 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 25).
Зайцев В.Н. Практическая дидактика. – М.: Народное образование. – 2006. – 261 с.
Как продвинуть свою новость в СМИ с максимальным эффектом? (Из книги Stephanie Seacord. Public Relations Marketing: Making a Splash Without Much Cash // Successful Business. Oasis Press, 1999. – Chapter 6, c. – 53-65. Перевод Е. Яковлевой ) - Русский гуманитарный Интернет-университет. Библиотека научной и учебной литературы: www.i-u.ru.
Кара-Мурза С.Г. Манипулирование сознанием. – М.: Изд-во:Эксмо, 2005.
Кастельс М.Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - Русский гуманитарный Интернет-университет. Библиотека научной и учебной литературы: www.i-u.ru.
Педагогика и психология высшей школы / Отв. Ред. М. В. Буланова-Топоркова. – URL: http://lib.rus.ec/b/3737/read
Петухов В.В.Типология индивидуальности - Русский гуманитарный Интернет-университет. Библиотека научной и учебной литературы: www.i-u.ru.
Профессионализация в условиях современной системы инновационного образования /под. ред. В.Делия. – М.: ИСЭПиМ, Де-По. – 2011. – 292 с.
Связи с общественностью в некоммерческих организациях (Из книги Dilenschaider R. L., Forestal D.J. Dartnell's Public Relations. - The Dartnell Corporation, USA, Canada, Britain, 1996) - Русский гуманитарный Интернет-университет. Библиотека научной и учебной литературы: www.i-u.ru.
Черниченко В.И. Дидактика высшей школы. История и современные проблемы. – М.: Вузовская книга. – 2007. – 236 с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Справочные порталы:
http://www.ecsocman.edu.ru/
http://www.russia-gateway.ru/
http://www.tisbi.ru/Resource/Lib/l
http://socionet.narod.ru/socisl.
http://www.vedi.ru/analis
http://www.rost.ru/news
http://www.bizon.ru/
http://soctech.narod.ru/ - Институт социальных технологий
http://article-sociology.ru/
http://youth.crno.ru/youth/social/
http://www.isras.ru/csuisp.html
http://www.st-academy.ru/projects/
http://www.advertology.ru
http://www.socionics.ibc.com.ua
http://www.lib.ua-ru.net/diss.
http://sotis.ucoz.com/
http://socionom.ru/journal/
Журналы (электронные варианты публикаций):
Методические указания к контрольным работам для магистрантов заочной формы обучения составлены в соответствии с Программой. Программа разработана в соответствии с требованиями ГОС ВПО по направлению 080100.68 «Экономика», магистерская программа «Конкурентная разведка в международном бизнесе», квалификация - магистр. Автор: Филипповская Татьяна Владимировна, доцент, к. пед. н.
Программа размещена на портале электронных образовательных ресурсов в разделе «Ресурсы».
|