Задачи: образовательные: формировать умение устанавливать смысловые отношения в бсп; отрабатывать навык постановки двоеточия





Скачать 123.78 Kb.
НазваниеЗадачи: образовательные: формировать умение устанавливать смысловые отношения в бсп; отрабатывать навык постановки двоеточия
Дата публикации22.06.2014
Размер123.78 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению случаев постановки двоеточия в БСП.

Задачи:
- образовательные:

  • формировать умение устанавливать смысловые отношения в БСП;

  • отрабатывать навык постановки двоеточия;

- развивающие:

  • развивать критическое мышление через чтение информационного текста;

  • развивать логическое мышление;

  • развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка;

  • развивать умение работать в команде (компетентности: интеллектуальная, социальная).

- воспитательные:

  • поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;

  • воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.


Тип урока: урок изучения нового материала

ХОД УРОКА


  1. Орг. момент.

У вас на партах лежат карточки. Поставьте по пятибалльной системе балл, который соответствует вашему настроению на начало урока.


  1. Занимательная лингвистика.

Палиндромы или перевертыши (поп, кок, потоп, топот)

Возвращался с войны солдат, шел по пыльной дороге, догнал старика. «Здравствуй, отец!» - поприветствовал его солдат. «Здравствуй и ты, только я для тебя скорее, не отец, а тот, чье название как ни читай: справа налево или слева направо – одинаково получится. И имя у меня также можно прочитать. Смекнул солдат, что старик загадал, и отвечает: «Я и сам таков, чье прозвание как ни крути, не ошибешься. Да и жена меня дома дожидается: как ни позови ее – откликнется». Понравилась старику догадливость солдата. Спрашивает он у служивого: «Где ночевать-то будешь? У меня рядом с домом есть такое, что, как ни скажи – не изменится. Там и тебе места хватит». «Благодарствуй, добрый человек, - говорит солдат. – Домой спешу». Расстались они довольные друг другом да своей смекалкой. Догадайтесь и вы, что имели в виду герои истории? (дед, Тит, казак, Анна, шалаш)


  1. Стадия вызова. Определение темы урока. Целеполагание. Актуализация изученного.
    Задание: прочитайте предложения, что их объединяет. Объясните случаи постановки двоеточия. Какие предложения по структуре?

А) Приезжий поежился: «Холодновато тут у вас!»

Б) В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

О каком предложении мы начали разговор на прошлом уроке? Сформулируйте тему нашего урока. Запишем ее в тетрадь.

Определите цель занятия (что должны узнать? чему должны научиться?)
Что вы уже знаете по данной теме?

Заполняют первую графу таблицы индивидуально.


З (знаю)

Х (хочу знать)

У (узнал)

Что такое сложное предложение, на какие виды делятся сложные предложения, ССП, СПП, СПП с несколькими придаточными, БСП, знаки препинания в сложных предложениях

При каких смысловых отношениях в БСП ставится двоеточие





Обсуждаем записанное, выписываем на доску.

Что хотите узнать? (заполняют вторую графу). Обсуждаем, выписываем на доску.


  1. Стадия осмысления.

Учащиеся читают текст, используя маркировочные знаки.

«V» – если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

«+» - если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

«-« - если то, что вы читаете, является для вас новым;

«?» - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.


Информационный текст

Бессоюзным называется сложное предложение, части которого связаны не союзами или союзными словами, а по смыслу, интонационно, соотношением видо-временных форм глаголов и порядком следования частей.

Сложное бессоюзное предложение может состоять из двух и более самостоятельных частей.

Сложное бессоюзное предложение не надо путать с простым предложением, в котором есть однородные члены, соединенные бессоюзной связью.

Между частями в бессоюзных сложных предложениях могут устанавливаться разнообразные смысловые отношения, но при этом необходимо помнить, что в отличие от явно выраженных отношений между частями ССП и СПП, в БСП смысловые отношения выражены неявно и должны извлекаться из содержания частей. Отношения между частями БСП помогают установить интонация и знаки препинания.

Между частями БСП могут ставиться запятая, точка с запятой, двоеточие или тире.

Части бессоюзного сложного предложения, синонимичного ССП, могут по-разному логически соотноситься между собой, и в зависимости от этого соотношения на месте интонационной паузы ставятся знаки препинания: запятая, точка с запятой. Запятая ставится в том случае, если части БСП соотносятся как простые предложения, передающие соединительные отношения. Тогда между частями на месте запятых можно вставить союз И.

Точка с запятой ставится в том случае, если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения с перечислением, но при этом более распространены и менее связаны по смыслу.

В БСП, синонимичных сложноподчиненным, на месте соединения частей ставятся двоеточие или тире.

Двоеточие ставится в следующих случаях:

  1. Вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой части (между частями можно поставить союз потому что).

  2. Вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких-либо ее членов (между частями можно поставить союз а именно).

  3. Вторая часть поясняет сказуемое первой части (между частями можно поставить союз что или глаголы увидел, услышал, почувствовал с союзом что).

  4. Если вторая часть представляет собой прямой вопрос.

БСП с двоеточием требуют особой интонации: она понижается в конце первой части, перед двоеточием.

Обсуждаем по вопросам:

1. Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо?
2. Какую новую информацию вы получили?
3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?


Заполняем третью графу таблицы.
5. Стадия рефлексии.

А) К случаям постановки двоеточия в БСП подобрать примеры. Записать их в тетрадь.

А утром все хрустело вокруг: воздух, дороги, подмерзшие листья. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. Сережка оглянулся: пожар охватывал школу все больше и больше. Павел подумал: когда это будет? Ответить Миллер не успел: лодка вышла в море.

Б) Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Перебрав по пальцам знакомые села, я обнаружил: они стояли на реке.

  • Второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом.

  • Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.

  • Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

В) Найдите в тексте БСП, запишите номера этих предложений, в скобке поставьте знак препинания.

1) Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. 2) Вот и лес. 3) Тень и тишина. 4) Статные осины высоко лепечут над вами; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. 5) Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце. 6) Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идет к запаху ландышей. 7) Далее, глубже в лес… 8) Лес глохнет… 9) Неизъяснимая тишина западает в душу: так дремотно и тихо кругом. 10) Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны. 11) Взгляни: сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где растут высокие травы. 12) Трудно заметить залегшего зайца, потому что русак прячется, таится.

1 (,); 4 (;); 5 (;); 6 (:); 9 (:); 11 (:);

Г) Тестирование.

I. Укажите БСП:

1. Это путешествие, я надеюсь, вам понравится.

2. Нынче жарко, и на дворе парит.

3. День был серый и спокойный, в свежем воздухе пахло морем.

4. Солнце светит одинаково всем: и человеку, и зверю, и дереву.

II. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания на месте цифр:

Однажды я увидел эту птицу днём среди камней (1) и очень испугался её стеклянных глаз (2) круглые (3) как пуговицы (4) они были освещены изнутри каким-то угрожающим огнем.

1) 1, 2, 3. 4- запятые 2) 3, 4- запятые; 2- двоеточие

3) 2, 4- запятые 4) 2- двоеточие; 4- запятая.

III. В каких предложениях знаки препинания расставлены верно:

1) Он обладал всеми лучшими качествами: необыкновенной добротой, честностью, любовью ко всему живому.

2) Я с опаской поглядел вверх, тучи опускались все ниже и ниже.

3) То там, то здесь замаячили огни, но как-то недружно: солдаты, видимо, неохотно разводили их.

4) От луж капель на листьях мокрых витрин было больно глазам, потому что все сверкало, переливалось.

IV. Какое утверждение неверно:

1) В БСП части сложного предложения связываются по смыслу и интонационно.

2) В БСП смысловые отношения выражаются менее четко, чем в союзных.

3) Постановка знака препинания в БСП зависит от смысловых отношений между его частями.

4) В БСП ставится двоеточие, если внутри простых уже есть запятые.

I. 3; II. 2; III. 2, 3; IV. 4.
6. Итак, подведем итоги.
Мы достигли поставленных целей? Чему научились?
Оцените свое настроение по пятибалльной системе, поставьте балл в таблицу.

Урок русского языка.

28 марта 2012г.

Фамилия, имя ____________________________________


Начало урока

Конец урока








Урок русского языка.

28 марта 2012г.

Фамилия, имя ____________________________________


Начало урока

Конец урока








Урок русского языка.

28 марта 2012г.

Фамилия, имя ____________________________________


Начало урока

Конец урока








Урок русского языка.

28 марта 2012г.

Фамилия, имя ____________________________________


Начало урока

Конец урока








Урок русского языка.

28 марта 2012г.

Фамилия, имя ____________________________________


Начало урока

Конец урока








Информационный текст
Бессоюзным называется сложное предложение, части которого связаны не союзами или союзными словами, а по смыслу, интонационно, соотношением видо-временных форм глаголов и порядком следования частей.

Сложное бессоюзное предложение может состоять из двух и более самостоятельных частей.

Сложное бессоюзное предложение не надо путать с простым предложением, в котором есть однородные члены, соединенные бессоюзной связью.

Между частями в бессоюзных сложных предложениях могут устанавливаться разнообразные смысловые отношения, но при этом необходимо помнить, что в отличие от явно выраженных отношений между частями ССП и СПП, в БСП смысловые отношения выражены неявно и должны извлекаться из содержания частей. Отношения между частями БСП помогают установить интонация и знаки препинания.

Между частями БСП могут ставиться запятая, точка с запятой, двоеточие или тире.

Части бессоюзного сложного предложения, синонимичного ССП, могут по-разному логически соотноситься между собой, и в зависимости от этого соотношения на месте интонационной паузы ставятся знаки препинания: запятая, точка с запятой. Запятая ставится в том случае, если части БСП соотносятся как простые предложения, передающие соединительные отношения. Тогда между частями на месте запятых можно вставить союз И.

Точка с запятой ставится в том случае, если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения с перечислением, но при этом более распространены и менее связаны по смыслу.

В БСП, синонимичных сложноподчиненным, на месте соединения частей ставятся двоеточие или тире.

Двоеточие ставится в следующих случаях:

  1. Вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой части (между частями можно поставить союз потому что).

  2. Вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких-либо ее членов (между частями можно поставить союз а именно).

  3. Вторая часть поясняет сказуемое первой части (между частями можно поставить союз что или глаголы увидел, услышал, почувствовал с союзом что).

  4. Если вторая часть представляет собой прямой вопрос.

БСП с двоеточием требуют особой интонации: она понижается в конце первой части, перед двоеточием.

Задание: найдите в тексте БСП, запишите номера этих предложений, в скобке поставьте знак препинания.

1) Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. 2) Вот и лес. 3) Тень и тишина. 4) Статные осины высоко лепечут над вами; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. 5) Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце. 6) Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идет к запаху ландышей. 7) Далее, глубже в лес… 8) Лес глохнет… 9) Неизъяснимая тишина западает в душу: так дремотно и тихо кругом. 10) Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны. 11) Взгляни: сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где растут высокие травы. 12) Трудно заметить залегшего зайца, потому что русак прячется, таится.


Задание: найдите в тексте БСП, запишите номера этих предложений, в скобке поставьте знак препинания.

1) Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. 2) Вот и лес. 3) Тень и тишина. 4) Статные осины высоко лепечут над вами; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. 5) Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце. 6) Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идет к запаху ландышей. 7) Далее, глубже в лес… 8) Лес глохнет… 9) Неизъяснимая тишина западает в душу: так дремотно и тихо кругом. 10) Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны. 11) Взгляни: сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где растут высокие травы. 12) Трудно заметить залегшего зайца, потому что русак прячется, таится.

Задание: найдите в тексте БСП, запишите номера этих предложений, в скобке поставьте знак препинания.

1) Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. 2) Вот и лес. 3) Тень и тишина. 4) Статные осины высоко лепечут над вами; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. 5) Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце. 6) Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идет к запаху ландышей. 7) Далее, глубже в лес… 8) Лес глохнет… 9) Неизъяснимая тишина западает в душу: так дремотно и тихо кругом. 10) Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны. 11) Взгляни: сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где растут высокие травы. 12) Трудно заметить залегшего зайца, потому что русак прячется, таится.

Тестирование.

I. Укажите БСП:

1. Это путешествие, я надеюсь, вам понравится.

2. Нынче жарко, и на дворе парит.

3. День был серый и спокойный, в свежем воздухе пахло морем.

4. Солнце светит одинаково всем: и человеку, и зверю, и дереву.

II. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания на месте цифр:

Однажды я увидел эту птицу днём среди камней (1) и очень испугался её стеклянных глаз (2) круглые (3) как пуговицы (4) они были освещены изнутри каким-то угрожающим огнем.

1) 1, 2, 3. 4- запятые 2) 3, 4- запятые; 2- двоеточие

3) 2, 4- запятые 4) 2- двоеточие; 4- запятая.

III. В каких предложениях знаки препинания расставлены верно:

1) Он обладал всеми лучшими качествами: необыкновенной добротой, честностью, любовью ко всему живому.

2) Я с опаской поглядел вверх, тучи опускались все ниже и ниже.

3) То там, то здесь замаячили огни, но как-то недружно: солдаты, видимо, неохотно разводили их.

4) От луж капель на листьях мокрых витрин было больно глазам, потому что все сверкало, переливалось.

IV. Какое утверждение неверно:

1) В БСП части сложного предложения связываются по смыслу и интонационно.

2) В БСП смысловые отношения выражаются менее четко, чем в союзных.

3) Постановка знака препинания в БСП зависит от смысловых отношений между его частями.

4) В БСП ставится двоеточие, если внутри простых уже есть запятые.

Тестирование.

I. Укажите БСП:

1. Это путешествие, я надеюсь, вам понравится.

2. Нынче жарко, и на дворе парит.

3. День был серый и спокойный, в свежем воздухе пахло морем.

4. Солнце светит одинаково всем: и человеку, и зверю, и дереву.

II. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания на месте цифр:

Однажды я увидел эту птицу днём среди камней (1) и очень испугался её стеклянных глаз (2) круглые (3) как пуговицы (4) они были освещены изнутри каким-то угрожающим огнем.

1) 1, 2, 3. 4- запятые 2) 3, 4- запятые; 2- двоеточие

3) 2, 4- запятые 4) 2- двоеточие; 4- запятая.

III. В каких предложениях знаки препинания расставлены верно:

1) Он обладал всеми лучшими качествами: необыкновенной добротой, честностью, любовью ко всему живому.

2) Я с опаской поглядел вверх, тучи опускались все ниже и ниже.

3) То там, то здесь замаячили огни, но как-то недружно: солдаты, видимо, неохотно разводили их.

4) От луж капель на листьях мокрых витрин было больно глазам, потому что все сверкало, переливалось.

IV. Какое утверждение неверно:

1) В БСП части сложного предложения связываются по смыслу и интонационно.

2) В БСП смысловые отношения выражаются менее четко, чем в союзных.

3) Постановка знака препинания в БСП зависит от смысловых отношений между его частями.

4) В БСП ставится двоеточие, если внутри простых уже есть запятые.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачи: образовательные: формировать умение устанавливать смысловые отношения в бсп; отрабатывать навык постановки двоеточия iconУрок по теме «Виды словосочетаний»
Цель: Формировать умение устанавливать смысловые и грамматические связи слов в словосочетании; уметь использовать для выражения одинакового...
Задачи: образовательные: формировать умение устанавливать смысловые отношения в бсп; отрабатывать навык постановки двоеточия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные: Формировать представление о структуре задачи. Формировать умение различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять...
Задачи: образовательные: формировать умение устанавливать смысловые отношения в бсп; отрабатывать навык постановки двоеточия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Почему люди считают в десятичной системе счисления, а компьютеры – в двоичной?», основные задачи: формировать умение отличать одну...
Задачи: образовательные: формировать умение устанавливать смысловые отношения в бсп; отрабатывать навык постановки двоеточия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: совершенствовать навык слогового вдумчивого чтения; формировать умение целостного восприятия слов; отрабатывать умение пересказывать...
Задачи: образовательные: формировать умение устанавливать смысловые отношения в бсп; отрабатывать навык постановки двоеточия iconТема урока: Письмо другу.
Формировать и развивать навык грамотной письменной речи, умение выделяь смысловые частей письма; познакомить с разными видами письма,...
Задачи: образовательные: формировать умение устанавливать смысловые отношения в бсп; отрабатывать навык постановки двоеточия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Отработать навык нахождения наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного, отрабатывать умение решать задачи...
Задачи: образовательные: формировать умение устанавливать смысловые отношения в бсп; отрабатывать навык постановки двоеточия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: способствовать связной речи обучающихся, формировать умение составлять рассказы на заданную тему, устанавливать пространственные...
Задачи: образовательные: формировать умение устанавливать смысловые отношения в бсп; отрабатывать навык постановки двоеточия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: формировать умения находить бсп в тексте и отличать их от других синтаксических конструкций, ставить тире между частями...
Задачи: образовательные: формировать умение устанавливать смысловые отношения в бсп; отрабатывать навык постановки двоеточия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные: формировать умение выполнять звуковой анализ слов, формировать умение писать букву ф и соединения с ней
Задачи: образовательные: формировать умение устанавливать смысловые отношения в бсп; отрабатывать навык постановки двоеточия iconТема урока «Смысловые отношения между предложениями и последовательность предложений в тексте»
Обучать соблюдать порядок следования предложений в тексте, обосновывать смысловые отношения от предложения к предложению, различать...
Задачи: образовательные: формировать умение устанавливать смысловые отношения в бсп; отрабатывать навык постановки двоеточия iconКомплексное занятие к празднику «рождество христово»
Цель: обобщить и расширить знания учащихся по теме «Обращение»; формировать навык постановки знаков препинания при обращении
Задачи: образовательные: формировать умение устанавливать смысловые отношения в бсп; отрабатывать навык постановки двоеточия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В. Драгунского; формировать и развивать навык чтения; овладевать приемами чтения вслух и про себя, включая приемы выразительного...
Задачи: образовательные: формировать умение устанавливать смысловые отношения в бсп; отрабатывать навык постановки двоеточия iconКласс: 9 Цели урока
Образовательная: усвоение обучающимися особенностей знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать...
Задачи: образовательные: формировать умение устанавливать смысловые отношения в бсп; отрабатывать навык постановки двоеточия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, отрабатывать умение правильно...
Задачи: образовательные: формировать умение устанавливать смысловые отношения в бсп; отрабатывать навык постановки двоеточия iconТема: Обращение. Употребление обращений в устной и письменной речи
...
Задачи: образовательные: формировать умение устанавливать смысловые отношения в бсп; отрабатывать навык постановки двоеточия iconЛобова Ирина Александровна Предмет русский язык Класс 8 Тема урок
Цель: обобщить и расширить знания учащихся по теме «Обращение»; формировать навык постановки знаков препинания при обращении


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск