В. А. Осеева «Волшебное слово»





Скачать 90.04 Kb.
НазваниеВ. А. Осеева «Волшебное слово»
Дата публикации23.08.2014
Размер90.04 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы

  1. Скосырская Ольга Иосифовна

  2. МОУ Новониколаевская СОШ Барабинского района Новосибирской области

  3. Литературное чтение

  4. 2 класс

  5. В.А. Осеева «Волшебное слово»

  6. Изучение нового материала


Тема: В.А. Осеева «Волшебное слово»

Цель:

  1. Учить пониманию и осмыслению прочитанного произведения.

  2. Развивать умение выражать свои мысли.

  3. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование: учебник «Родная речь» 2 класс, М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, карточки для учащихся с синквейном, портрет В.А. Осеевой
Ход урока:

1. Организационный момент.

  • Ребята, я хочу начать урок с замечательного стихотворения

Ты улыбкой, как солнышко брызни,

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни,

Предостаточно бед и забот…

Разве любы нам хмурые лица,

Или чья то сердитая речь

Ты улыбкой сумей поделиться,

И ответную искру зажечь.

Давайте и мы с вами улыбнемся и скажем друг другу добрые слова.

  • Какие добрые слова вы сказали друг другу?

Учащиеся перечисляют слова.

  • Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на этом уроке?

(Дети обсуждают в парах и высказывают свои предположения)

  • Сегодня мы прочитаем рассказ В.А. Осеевой.

Портрет автора и рассказ о ней. (Рассказывают заранее подготовленные ученики)

Валентина Александровна Осеева родилась 28 апреля 1902 года...
В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Института им. Н.В.Лысенко в Киеве. Однако все изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск. В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание - воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей.

Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 г. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ - «Гришка». А в 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот».
Осеева много писала для малышей - стихи, сказки, короткие рассказы. Ее произведения были отмечены живостью изложения и построены на близких детям сюжетах. Умерла писательница 5 июля 1969 г. в Москве.
2. Стадия «Вызов»

Прием «Чтение с остановками»
В. Осеева Волшебное слово
- Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем может быть этот рассказ?

(На доске записываются предположения)


  • Давайте прочитаем рассказ и узнаем, верны ли ваши предположения.


3. Стадия «Осмысление»
Прием «Чтение с остановками»
Дети читают текст. Рассказ разбит на смысловые части. Учитель останавливает чтение и предлагает вопросы разного уровня.
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком

чертил что-то на песке.

- Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

- С тобой что-то случилось?

- Ну и ладно! А вам-то что? - покосился на него Павлик.

- Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...

- Ещё бы! - сердито буркнул мальчик.- Я скоро совсем убегу из дому.

- Убежишь?

- Убегу! Из-за одной Ленки убегу.- Павлик сжал кулаки. - Я ей сейчас чуть

не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

- Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

- Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала...

прямо тряпкой, тряпкой...

Павлик засопел от обиды.

- Пустяки! - сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет.

- Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик.- Брат на лодке едет кататься, а меня

не берёт. Я ему говорю: “Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу,

сам в лодку залезу!”

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

1 остановка:

- Как вы думаете, почему старичок обратил внимание на мальчика?

- Из–за кого Павлик решил убежать из дома?

- Почему мальчик рассердился на сестру?

- За что он обиделся на бабушку?

- О чем Павлик просил своего брата? Правильно ли он это делал?

- Как бы вы поступили на месте мальчика?

- Как вы думаете, что будет дальше?

- Что же, не берёт тебя брат?

- А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:

- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...

Павлик раскрыл рот.

- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом,

глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни - тихим голосом, глядя прямо

в глаза...

- А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась

Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

- Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

- Я попробую, - усмехнулся Павлик,- я сейчас же попробую. - Он вскочил и побежал домой.

2 остановка:


  • Почему Павлик «раскрыл рот» от удивления?

  • Как нужно произносить это слово?

  • Как вы думаете, почему «волшебное слово» нужно произносить по-особенному?

  • Знаете ли вы, какое слово сказал Павлику старичок?

Физминутка: Выберите те слова, которые можно назвать «волшебными»

Сенсорный круг

В качестве основы для сенсорного круга может использоваться любой круглый предмет, например обруч или круглая вешалка для мелких вещей с прищепками. Этот круг прикрепляется кронштейном к стене около классной доски на высоте 2,3 м. По его окружности привязываются разноцветные ленты. Их длина различна и зависит от роста учащихся класса. На концах ленточек прикреплены прищепки с колечками. В них — задания в виде табличек. На табличках записаны слова: спасибо, отстань, пожалуйста, будь здоров, надоел и т.д. Учитель приглашает учащегося к доске для выполнения задания. Школьник тянется, открывает прищепку и берет задание. «Волшебные» слова располагаются на доске.

Сенсорный круг способствует правильной осанке и стимулирует развитие спинных мышц.

  • В каких случаях вы говорите такие слова?

  • Поверил мальчик старичку или нет?

  • Зачем Павлик побежал домой?

  • Как вы думаете, что будет дальше?


Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зелёные, синие, красные - лежали

перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

Обманул старик! - с досадой подумал мальчик. - Разве такая поймёт волшебное слово!..”

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась.

Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

- Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола,

она смущённо пробормотала:

- Ка-кую тебе?

- Мне синюю, - робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках,

походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска.

Он думал теперь только о волшебном слове.

3 остановка:


  • Почему Лена сначала спрятала краски от брата?

  • Как вы думаете, воспользовался Павлик советом старичка?

  • Почему он вернул краску сестре?

  • Как вы думаете, к кому он пойдет дальше?


Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?”

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.

Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое

лицо, заглянул в глаза и прошептал:

- Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.

Бабушка выпрямилась.

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

- Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала

она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

Волшебник! Волшебник!” - повторял он про себя, вспоминая старика.

4 остановка:


  • Зачем Павлик пошел к бабушке?

  • Вы действительно думаете, что он просто хотел получить пирожок?

  • Почему бабушка не прогнала внука?

  • «Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке» Как вы это понимаете?

  • Чему так обрадовался мальчик?

  • Как вы думаете, брат возьмет Павлика кататься на лодке?


За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата.

Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо

и тихо попросил:

- Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

- Возьми его, - вдруг сказала сестра. - Что тебе стоит!

- Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - Конечно, возьми.

- Пожалуйста, - повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика

по плечу, взъерошил ему волосы:

- Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

Помогло! Опять помогло!”



  • Оправдались ваши предположения?

  • Почему сестра и бабушка попросили взять Павлика покататься на лодке?

  • Как вы думаете, чем может закончиться рассказ? (дети устно высказывают свои предположения и обсуждают)

  • Давайте прочитаем, как заканчивает рассказ автор В. Осеева.



Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика.

Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.


  • Как вы думаете, что подумал Павлик, увидев, что скамейка пуста?

  • Подумайте, что было бы, если бы старичок не обратил внимания на Павлика?



  • Давайте вспомним, с чего начался урок, и проверим предположения: «О чем рассказ?»

  • Ребята, давайте рассмотрим ситуацию, которая описана на карточках, лежащих у вас на столах. Можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» вежливым?

Леночка сидела в трамвае. Она всё время вертелась и болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

Девочка! Сиди спокойно, ПОЖАЛУЙСТА. Так нельзя себя вести, - заметила Лене старушка, сидевшая напротив.

А что я сделала? - возразила Лена. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно. И она, надувшись, смотрела в окно.

Дети читают описанную ситуацию и высказывают свои мнения.

Физминутка.

4. Стадия «Рефлексия»

    • Из частей пословиц соберите целые и подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа.

Добрый человек… …потом – говори.

Сначала думай… …добром и платят.

Вырасти вырос… …добру и учит.

Век живи… …а ума не вынес.

За добро… …век учись.

Дети работают в парах, обсуждают, затем высказывают свои мысли.
Прием «Синквейн»


  • Чему хотела нас научить В. Осеева? (говорить вежливые слова, быть внимательными друг к другу)

  • Кто на самом деле творил «чудеса» в этом рассказе?

  • Определите тему синквейна и дополните его. (Синквейн напечатан на карточках)


___________
Доброе Волшебное

Просит Желает Приветствует

Ласковое слово и камень растопит

___________
Учащиеся читают свои варианты синквейнов.


  • Как вы думаете, какая строка синквейна совпадает с мнением автора рассказа? (Ласковое слово и камень растопит)




  • Хотели бы вы прочитать другие рассказы В. Осеевой?




  • На следующих уроках мы с вами продолжим знакомство с творчеством писателя.


Домашнее задание: Перечитать рассказ и подумать, какие еще вопросы мы не задали к этому тексту.
Использованные ресурсы::

  1. Е.С. Гостимская, М.И. Байкова «Поурочные разработки по чтению», 2 класс

  2. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/O/OSEEVA_Valentina_Aleksandrovna/_Oseeva_V._A..html – биографические сведения

  3. http://www.glinskie.ru/common/message.php?table=calend&num=93 – портрет писательницы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. А. Осеева «Волшебное слово» iconТема: В. Осеева «Волшебное слово»
Цели: познакомить детей с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово»; развивать внимание, навыки чтения, умение подтверждать свои высказывания...
В. А. Осеева «Волшебное слово» iconКонспект литературного чтения во 2 классе. Тема: В. Осеева «Волшебное слово»
«Волшебное слово», создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным...
В. А. Осеева «Волшебное слово» iconУрок литературного чтения по теме: «В. А. Осеева «Волшебное слово»
Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина
В. А. Осеева «Волшебное слово» iconУчебника- о. В. Кубасова по теме: В. Осеева «Волшебное слово»
Формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне
В. А. Осеева «Волшебное слово» iconУрок по теме В. А. Осеева «Волшебное слово» 2 класс
Цель нашего урока сегодня поговорить о волшебных словах и понять, как они действуют на людей
В. А. Осеева «Волшебное слово» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Чтение художественных произведений: К. И чуковский "Доктор Айболит", "Бармалей", "Тараканище"; Н. Носов "На горке"; И. Туричин "Человек...
В. А. Осеева «Волшебное слово» iconУрок литературного чтения в 3А классе на тему: Валентина Осеева
Ученик. В. А. Осеева много лет учила детей. Для своих учеников она сочиняла интересные
В. А. Осеева «Волшебное слово» iconКонспект занятия по книге В. А. Осеевой "Волшебное слово"
Программа воспитания и обучения в детском саду. /под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой./ Москва. Мозаика-Синтез,...
В. А. Осеева «Волшебное слово» iconУрок в 4 классе Тема "Волшебное слово"
Сегодня к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как мы умеем работать. Давайте посмотрим на них и сажем "Доброе утро"
В. А. Осеева «Волшебное слово» iconТема урока: Воспитание вежливости по В. Осеевой «Волшебное слово». Цель урока
Цель урока: формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне
В. А. Осеева «Волшебное слово» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: познакомить учащихся с биографией писателя и с рассказом «Волшебное слово»; развивать внимание, навыки чтения, умения подтверждать...
В. А. Осеева «Волшебное слово» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Хором, по слогам читаем 1 слово (слово закрывается) – пишем это слово; читаем 2 слово (слово закрывается) – пишем это слово; читаем...
В. А. Осеева «Волшебное слово» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Волшебное слово для работы с детьми мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что...
В. А. Осеева «Волшебное слово» iconКонспект литературного чтения во 2 классе. Учитель начальных классов...
«Волшебное слово», создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным...
В. А. Осеева «Волшебное слово» iconТема: в осеева «Сыновья». Дополнительное чтение: И. Панькин «Легенда о матерях»

В. А. Осеева «Волшебное слово» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово – слово учителя, слово писателя


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск