Скачать 96.56 Kb.
|
Тема урока: Произведения о семье. В. Осеева "Сыновья" Цели: Познакомить учащихся с рассказом В.Осеевой “Сыновья” Расширять читательский опыт через слушание нового произведения. Развивать память, воображение, речь. Учить характеризовать героев произведений, выражать свое отношение к ним. Воспитание интереса к чтению и книге, обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле. Развитие нравственных чувств, уважение к женщинам. Задачи: 1) развивать учебные и читательские умения: выделять главную мысль произведения, соотносить пословицу с содержанием произведения; выразительно читать произведение, диалоги; активизировать «вдумчивое чтение»; 2) формировать коммуникативные навыки работы в группе, развивать позитивную самооценку учащихся; 3) способствовать воспитанию таких качеств характера, как честность, отзывчивость, смелость, внимательность через создание образов главных героев, воспитывать доброе отношение к семье Предметные УУД: - анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; - выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной и групповой деятельности. Регулятивные УУД: -формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока; - читать в соответствии с целью чтения. Коммуникативные УУД - строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Личностные УУД - эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев; - помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности - способность к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев. Метапредметные: – продолжать находить информацию в тексте, формировать навыки общения в парах, в группах, уметь участвовать в обсуждении, в дискуссии. Предполагаемые результаты: 1. Производить анализ данного произведения, опираясь на понимание идейного смысла. 2.Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. 3.Умение давать оценку нравственным поступкам людей. Оборудование: учебник литературного чтения Л.А.Ефросининой «Литературное чтение», 2 часть - 2 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение №2», мультимедийный проектор, презентация, карточки с пословицами о семье, о матери, иллюстрации к произведениям, портрет В.А.Осеевой., карандаши цветные, карточки для групп. Ход урока
Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная... (семья) -Что такое семья? (Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это любовь и забота, труд и радость, истории и традиции.) -Что должны делать члены семьи, чтобы жизнь в ней стала лучше? Слайд 3 -Можно ли назвать наш класс семьёй? -Если мы семья, то как должны себя вести, чтобы жизнь в классе стала лучше? - Что бы вы пожелали себе и своим одноклассникам на уроке? Слайд 4 Быть … Слушать… Читать…. Отвечать…. Узнать… Поделиться… - Почему я начала урок с разговора о семье? Какой раздел мы изучаем? Слайд 5 Вспомните произведения этого раздела, с которыми мы уже познакомились, авторов. Быль. Л.Н. Толстой "Лучше всех"; Пословицы; Колыбельные - Народная песня - М.Ю. Лермонтов “Спи, младенец мой прекрасный” (Казачья колыбельная песня) Рассказы: Е.Пермяк «Случай с кошельком», С. Аксаков «Моя сестра». Какие произведения данного раздела подойдут к этой модели обложки? Слайд 6 Л. Толстой «Лучше всех»; -Докажите, что быль Л. Н.Толстого тоже подойдёт. Быль - рассказ о том, что было или бывает на самом деле. Е. Пермяк«Случай с кошельком», С. Аксаков «Моя сестра». 3. Проверка домашнего задания. Слайд 7 Подробный пересказ. Е.Пермяк “Случай с кошельком” или С. Аксаков “Моя сестра”. (на выбор ученика) Ученики оценивают, удалось ли рассказать так, как написал автор. Голосом передавать отношения брата к сестре. 5.Физминутка. Слайд 8 Мамам дружно помогаем: Сами в тазике стираем. И рубашки, и носочки Для сыночка и для дочки. (Наклоны вперёд, движения руками, имитирующие полоскание.) Через двор растянем ловко Для одежды три верёвки. (Потягивания — руки в стороны.) Светит солнышко-ромашка, Скоро высохнут рубашки. (Потягивания — руки вверх.) 6. Постановка целей и определение темы урока (совместное целеполагание, постановка учебной задачи). - Посмотрите на портрет. Знаете ли вы, кому он принадлежит? Слайд 9 Осеева Валентина Александровна -Знакомы ли вы с её произведениями? Вспомните их называния. Слайд 10 Предположите, с чем нам предстоит сегодня познакомиться?(с новым произведением В. Осеевой.) Кто милее всех на свете? Кого очень любят дети? На вопрос отвечу прямо: — Всех милее наша... мама Кто весёлый карапузик – Шустро ползает на пузе, Деловитый паренёк, В папу весь растёт… сынок Слайд 11 - Как вы думаете, о ком будет произведение? -Догадайтесь, как называется произведение. СоЫсНеОеВвЬаЯ. Слайд 12 - Какие цели и задачи мы себе поставим на урок? (Познакомиться с текстом произведения и увидеть позицию автора через образы и поступки героев.) 7. Знакомство с рассказом «Сыновья», работа с текстом во время чтения: - Как найти в учебнике рассказ? В оглавлении. Слайд 13 - На какой странице находится? стр. 79 - Приготовьтесь слушать и читать рассказ. Возьмите простой карандаш и отметьте слова, значение которых покажутся вам непонятными. - Чтение рассказа до слов: «Ну что? Каковы наши сыновья?» Слайд 14 - Как вы думаете, понравились ли эти мальчики-«сыновья» старику? (Дочитываем рассказ до конца) Слайд 15 - Вот так закончила свой рассказ Валентина Осеева. Некоторые ваши предположения не совпали с событиями в рассказе. Как вы думаете почему? 8. Словарная работа. - Во время чтения рассказа, вам встретились незнакомые слова? Какие? Слайд 16 Ловок да силен, никто с ним не сладит. (Никто не может его победить) Поёт, как соловей ( Поёт звонко, красиво) 9. Беседа после чтения. Анализ рассказа. Повторное чтение: - К какому жанру относится это произведение? - Давайте с вами порассуждаем, а кто герои этого рассказа? Слайд 17 - Мальчики или сыновья? Почему вы так думаете? - Давайте перечитаем ещё один раз. - А когда будем читать, подумайте, какие бы вы задали вопросы своим одноклассникам по этому произведению? Но вопросы должны быть не простыми, а сложными и начинаться со слов: Зачем? Почему? С какой целью? Вопросы детей и в учебнике. 10. Работа в группах. Слайд 18 Восстановите текст. Приложение 1 Подготовьте чтение по ролям. Приложение 2 Составьте план для пересказа. Дайте характеристику мальчикам. Приложение 3 Соберите пословицы. Приложение 4 Орфографическая зоркость. (Найти в тексте словарные слова, выписать их крупно на лист, выделяя орфограмму зелёным цветом ) Приложение 5 Правило работы в группах. Выступление каждой группы. Пословицы вывешиваются на доску. Найти подходящую к рассказу. Всякой матери своё дитя мило. - Как вы понимаете смысл этой пословицы? Оцените работу группы, каждого участника вашей группы. Слайд 19 11. Домашнее задание. Слайд 20 Посмотрите на иллюстрации. Интересно ли вам узнать кто эта девочка и что с ней произошло? Узнать это вы сможете, прочитав сказку В.А. Осеевой «Волшебная иголочка» В 1 части Хрестоматии на стр. 123-135 Слайд 21 12. Итог урока. Рефлексия. Слайд 22 -Чему научил вас этот рассказ? -О чём заставил задуматься? - Что сегодня на уроке вам больше всего понравилось делать? Задавать вопросы, читать, работать в группе или что-то ещё? - Вспомните, какие цели и задачи мы себе на уроке ставили. Смогли ли мы их выполнить? Ребята, совсем скоро вся наша страна будет праздновать замечательный праздник – 8 марта. И у нас есть прекрасная возможность проявить себя, как настоящие сыновья и дочки! И урок наш я хочу закончить ещё одной пословицей. О любви к маме говорят дела, а не слова. Слайд 23 Приложение 1 (Распечатать и разрезать текст) Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. _____________________________________________________ Вот говорит одна женщина другой: – Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит. – А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая. А третья молчит. ______________________________________________________ – Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки. – Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. ______________________________________________________ Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. _________________________________________________ Спрашивают женщины старичка: – Ну, что? Каковы наши сыновья? – А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу! Приложение 2 (Распечатать по количеству ролей) Распределите роли. Подчеркните свои слова. Подготовьте чтение по ролям. Сыновья. В. Осеева. Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой: – Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит. – А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая. А третья молчит. – Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки. – Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка: – Ну, что? Каковы наши сыновья? – А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу! Приложение 3 (Распечатать в 3 экземплярах, чтобы ускорить работу группы) Дайте характеристику мальчикам. Заполните таблицу, распределив по колонкам слова, характеризующие мальчиков. При необходимости пользуйтесь словариком. Заботливый Весёлый Сильный Талантливый Внимательный Добрый Беззаботный Легкомысленный Беспечный
Словарь: Беспечный - не проявляющий нужного внимания. Беззаботный - не задумывается о своих делах. Нет никаких забот. Легкомысленный - нерассудительный, нерасчетливый, непостоянный, переменчивый, пустой, легковерный. Приложение 4 (Распечатать каждую пословицу крупно, на отдельном листе) Пословицы
Приложение 5 |
Тема: в осеева «Сыновья». Дополнительное чтение: И. Панькин «Легенда о матерях» | Программа «Гармония» Тема урока: В. А. Осеева «Просто старушка» Выявление подтекста читаемого произведения, определение авторского и собственного отношения к литературному произведению | ||
Урок литературного чтения в 3А классе на тему: Валентина Осеева Ученик. В. А. Осеева много лет учила детей. Для своих учеников она сочиняла интересные | Конспект литературного чтения во 2 классе. Тема: В. Осеева «Волшебное слово» «Волшебное слово», создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным... | ||
Рассказ о своей семье Русский язык Литературное чтение — выразительное чтение произведения А. Н. Куприна «Слон», дать характеристику одному из главных героев, стр.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Закрепить знания детей о семье и членах семьи, их взаимоотношениях, о роли взрослых и детей в семье, о том, что в семье все любят... | ||
Методическая разработка урока чтения и развития речи во 2 классе... | Тайна слов «трилогия вочеловечения». Анализ лирического произведения... Известны требования, предъявляемые к письменной работе по лирике. Необходимо написать о творчестве писателя в целом, о связи произведения... | ||
Планирование уроков чтения в 1 классе (Л. А. Ефросинина) Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов – классиков века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие... | В учебнике перед текстом «Чудесного доктора» дана статья с анализом... Учебник как методическое средство при анализе художественного произведения: организация педагогического анализа художественного произведения... | ||
Поощрение и наказание как методы воспитания Дата Задачи: способствовать пониманию родителями разумного отношения к методам и приемам воспитания детей в семье, методам поощрения... | Вопросы к экзамену ... | ||
Изучая географию, вы не раз осуществляли самостоятельный поиск (исследование) Например: углубленное (комментированное) чтение художественного произведения, его отдельных глав, или ответы по тексту произведения,... | Изучая географию, вы не раз осуществляли самостоятельный поиск (исследование) Например: углубленное (комментированное) чтение художественного произведения, его отдельных глав, или ответы по тексту произведения,... | ||
Программа 9-й международной конференции по практической психологии... Ирина Балабуха (Харьков): д. «Насилие в семье: психологические аспекты его предупреждения» | Учебника- о. В. Кубасова по теме: В. Осеева «Волшебное слово» Формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне |