Лекция №1 Риторика теория красноречия. Предмет и задачи изучения риторики. История зарождения риторики в Древней Греции. Ораторское искусство в Древнем Риме. Теория красноречия в России. Термин «ораторское искусство»





НазваниеЛекция №1 Риторика теория красноречия. Предмет и задачи изучения риторики. История зарождения риторики в Древней Греции. Ораторское искусство в Древнем Риме. Теория красноречия в России. Термин «ораторское искусство»
страница1/8
Дата публикации06.09.2014
Размер1.2 Mb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Философия > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8

Лекция № 1

Риторика – теория красноречия.



1. Предмет и задачи изучения риторики.

2. История зарождения риторики в Древней Греции.

3. Ораторское искусство в Древнем Риме.

4. Теория красноречия в России.
1. Термин «ораторское искусство» (лат.oratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово «риторика» и русское «красноречие».

Риторика – теория ораторского искусства, теория красноречия, наука об умении говорить хорошо, так как нужно в данном случае (на латинском «элоквенция»).

Красноречие – способность, умение говорить красиво, убедительно, ораторский талант. Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство.

Выражение «ораторское искусство» также имеет несколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом.

Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

С самого начала риторика развивалась и как искусство, и как наука. Риторику часто сравнивали с поэзией и актерским творчеством.

Р.З.Апресян, один из исследователей ораторского искусства, подчеркивает тесную связь ораторского искусства с наукой. Он отмечает, что ещё античные философы Платон и Аристотель рассматривали красноречие в системе знаний как способ познания и толкования сложных явлений. Что же позволяет рассматривать ораторское искусство в связи с наукой?

Во-первых, ораторское искусство пользуется открытиями и достижениями всех наук и вместе с тем широко пропагандирует и популяризирует их.

Во-вторых, многие идеи или гипотезы первоначально излагались в устной форме, в публичных речах, лекциях, научных докладах, сообщениях, беседах.

В-третьих, ораторское искусство имеет свой предмет и объект изучения, методы и приёмы.

Но в риторике сосредоточены и начала подлинного искусства, потому что никакие правила не могут гарантировать успешный результат речи каждого начинающего оратора.

Таким образом, в красноречии искусство и научность составляют сложный сплав относительно самостоятельных способов воздействия на людей. Ораторство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи.

Как учебный предмет риторика состоит из четырех частей: истории, теории, практики и техники. Как наука риторика содержит пять разделов:

  1. Инвенция – в русском переводе «изобретение мыслей», нахождение материала для последующего выступления;

  2. Диспозиция, или композиция, расположение материала в наилучшем для конкретной речи порядке, соблюдение логичности и последовательности в изложении тезисов;

  3. Элокуция и орнамента выражение и украшение (выбор средств языка, стиля, работа над культурой речи, поэтика);

4. Мемориа запоминание подготовленного текста, тренировка памяти, ее высокой готовности;

5. Акция, или исполнение, безупречное владение речью, мастерство устной выразительности, умение держаться, использование жестов и пр.

Кому же нужна риторика сегодня? Всем без исключений. В начале 90-х годов 20 века в «Известиях» была напечатана статья «Почему Клинтон говорит так складно?» Потому что его учили. В США мастерство публичной речи, полемики, умение свободно и доброжелательно общаться ценится очень высоко. Да и в России меткое слово всегда вызывало уважение, и даже зависть. «Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадежность и одухотворить», писал В.А. Сухомлинский.

По речи, по ее культуре судят о человеке: «Заговори, чтобы я тебя увидел», сказал Сократ своему новому ученику... Человека встречают и провожают по речи. Сократ был и уродливым, и даже злым, но его уважали сильные и власть имущие. Иван Грозный остался в памяти россиян великим правителем потому, что являл везде, в том числе на площади перед народом, образцы убеждающего монолога.

Если субъект сформировал в себе такие качества личности, как активность, коммуникабельность, умение не теряться в сложных ситуациях общения, да еще обнаруживает отличное владение языковыми средствами – он достигнет успеха, уважения, а возможно – и известности.

Таким образом, значение изучения данного предмета – каждый человек должен уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли; нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, для которой плохая, запутанная, бестолковая речь была бы благом. В риторике обобщены определенные приемы, которые позволят вам научиться выступать публично так, чтобы донести до аудитории свои мысли, убедить ее в вашей правоте, воздействовать на чувства слушателей, а может, и побудить их к каким-либо действиям. Но, осваивая риторику, вы приобретаете навыки не только выступающего, но и слушателя. Из публичных выступлений можно почерпнуть богатую информацию, поэтому надо их запоминать.

То, что излагается оратором, нужно уметь и оценивать: убедительно или нет содержание речи, что можно противопоставить услышанному. Внимательно слушая оратора, вы развиваете свое мышление. Часто публичные выступления воздействуют на ваши чувства. Надо ли разделить с оратором его переживания или надо противостоять его эмоциональному напору – все это должен решать слушатель.

Отметим еще одну особенность ораторского искусства. Оно имеет сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика – вот науки, на которые опирается ораторское искусство. Специалистов разного профиля интересуют различные проблемы красноречия. Например, лингвисты разрабатывают теорию культуры устной речи, дают рекомендации ораторам, как пользоваться богатствами родного языка. Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения, занимаются проблемами устойчивости внимания во время публичного выступления, исследуют психологию личности оратора, психологию аудитории как социально-психологической общности людей. Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступление, доказывать истинность выдвигаемых положений и опровергать ложные утверждения противников.

2. История свидетельствует, что важнейшим условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой прогрессивных идей, критической мысли являются демократические формы правления, активное участие граждан в политической жизни страны. Неслучайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии».

Родиной красноречия считается Эллада, хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, в Вавилоне, в Индии. Но именно в античной Греции оно стремительно развивается, и впервые здесь появляются систематические работы по его теории. Но не во всей Греции. Для сравнения возьмем два наиболее значительных города-государства Спарту и Афины, имевших различное государственное устройство.

Спарта была типичной олигархической республикой. Она управлялась двумя царями и советом старейшин. Верховным органом власти считалось народное собрание, но фактически никакого значения оно не имело. Плутарх, рассказывая биографию Ликурга, легендарного законодателя, повествует о порядке проведения собраний в Спарте. Когда народ менял принятые решения, цари устанавливали: «Если народ постановит неверно, старейшинам и царям распустить», т.е. решение принятым не считать, а уйти и распустить народ на том основании, что он извращает. Такой порядок ведения государственных дел давал возможность аристократам почти бесконтрольно решать все вопросы и не способствовал широкому участию граждан в управлении страной.

По-иному складывалась жизнь в Афинах, которые в середине 5 века до нашей эры стали самым крупным экономическим, политическим и культурным центром Древней Греции. Здесь был установлен строй рабовладельческой демократии.

Большое значение имели три основных учреждения: народное собрание, совет пятисот и суд.

Главная роль принадлежала народному собранию, которое юридически обладало полной верховной властью. Через каждые 10 дней афинские граждане собирались на площади своего города и обсуждали важные государственные дела. Только народное собрание могло принять решение об объявлении войны и заключении мира, об избрании высших должностных лиц и т.д., народному собранию подчинялись все другие государственные органы.

Между заседаниями народного собрания текущие дела рассматривались советом пятисот. Судебными делами, а также законодательной деятельностью занимался суд присяжных. Он был довольно многочисленным. В него входило 6 тысяч присяжных заседателей, что исключало опасность подкупа судей. Специальных государственных обвинителей в Афинах не было. Любой гражданин мог возбуждать и поддерживать обвинение. Не было на суде и защитников. Подсудимый должен был защищаться сам. Естественно, что при таком демократическом строе в Афинах гражданам часто приходилось выступать в суде или на народном собрании, принимать активное участие в делах полиса. И чтобы успешно вести дело в суде или удачно выступить в народном собрании, надо было хорошо и убедительно говорить, отстаивать свою позицию, опровергать мнение оппонента, т.е. владение ораторским искусством и умение спорить было первой необходимостью для афинян. Особенно распространённым жанром в древности были судебные речи. В жизни древнего грека суд занимал очень большое место, он весьма мало походил на современный суд. Институтов прокуроров не существовало, обвинителем мог выступать каждый. Обвиняемый защищался сам: выступая перед судьями, он стремился не столько убедить их в своей невиновности, сколько разжалобить, привлечь их симпатии на свою сторону. Для этой цели применялись самые неожиданные, на наш взгляд, приёмы. Если обвиняемый был обременён семьёй, он приводил своих детей, и те умоляли судей пощадить их отца. Если он был поэтом – он читал свои стихи, демонстрируя своё искусство (такой случай известен в биографии Софокла). Перед громадной с нашей точки зрения судейской коллегией (В Афинах нормальное число судей было 500, а всего суд присяжных, гелиэя, насчитывал 6000 человек!) довести до каждого суть логических доводов было делом почти безнадёжным: гораздо выгоднее было любым способом подействовать на чувства. «Когда судьи и обвинители – одни и те же лица, необходимо проливать обильные слёзы и произносить тысячи жалоб, чтобы быть с благожелательностью выслушанным», – писал опытный мастер и знаток проблем риторики Дионисий Галнкарнасский.

В условиях запутанного судебного права судиться в древних Афинах было делом нелёгким, к тому же не все обладали даром слова, чтобы расположить к себе слушателей. Поэтому тяжущиеся прибегали к услугам лиц опытных, а главное, обладавших ораторским талантом. Эти люди, ознакомившись с существом дела, составляли за плату выступления своих клиентов, которые те заучивали наизусть и произносили на суде. Таких сочинителей речи называли лотографами. Бывали случаи, когда лотограф составлял одновременно речь и для истца, и для ответчика – то есть в одной речи опровергал то, что утверждал в другой (Плутарх сообщает, что однажды так поступил даже Демосфен).

По свидетельству историков, казарменное спартанское государство не оставило ничего достойного своим потомкам, в то время как Афины с их демократическими спорами на площадях, в суде и на народных собраниях в короткий срок выдвинули величайших мыслителей, ученых, поэтов, создали бессмертные произведения культуры. В Греции появляются платные учителя-софисты, которые не только обучали практическому красноречию, но и составляли речи для нужд граждан.

Софисты принадлежали к сложившейся в Афинах во 2 половине 5 века до н.э. школе философов-просветителей, создавших невиданный культ слова. Они мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию.

Популярность учителей-софистов была необычайно велика. Они ездили по всей Греции, выступая перед слушателями и помогая желающим овладеть красноречием. Как правило, софисты были людьми почитаемыми и богатыми. На собрании Греков в Олимпии Горгий обратился к собравшимся с призывом к единодушию в борьбе против варваров. Олимпийская речь надолго прославила его имя. Горгий разрабатывает методику воздействия на слушателей и выводит ряд средств – горгианских фигур. Суть их – в привнесении в ораторскую прозу чисто поэтических приёмов, с помощью которых речь оратора становится более убедительной. Горгий вызывал восторг не как судебный или политический оратор, а как мастер торжественного красноречия. Главным поприщем, на котором совершенствовал себя мастер парадного красноречия, было умение хвалить.

Софисты уделяли большое внимание не только практике, но и теории красноречия. Именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. По мнению софистов, цель оратора — не раскрытие истины, а убедительность. Главное место в софистической педагогике занимала теория убеждения. Убеждение в споре называлась эристикой.

А убеждать, как считал Горгий, может только искусно составленная речь; при этом неважно, соответствует она истине или нет: задача софиста научить «делать слабое мнение сильным». Отсюда значение слова софизм – преднамеренно ложный выбор. В современном языке софизм используется в значении «средство обмана и манипуляции людьми».

Примеры софизмов:
Кто лжёт, говорит то, чего нет; но того, чего нет, нельзя сказать, следовательно, никто не может лгать.

Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее, следовательно, вор желает хорошего.

Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарства нужно как можно больше.
Итак, во времена софистов риторика была «царицей всех наук». Против положения софистов об относительности истины выступил древнегреческий философ Сократ. Для Сократа абсолютная истина божественна, она выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Сократ осуждал ораторов-софистов за стремление к успеху, за их готовность силою красноречия убедить публику в чем угодно. Он считал недопустимым брать плату за уроки.

Сократ (469-399 до н.э.) – афинский философ, величайший мыслитель человечества, в юности ваятель (скульптор), чему он научился у своего отца. Сократ родился в Афинах в семье каменщика Софрониска и повитухи Фенареты. До сорока лет он и сам создавал памятники, а потом оставил это занятие и занялся философией: собрал вокруг себя молодёжь и посвятил свою дальнейшую жизнь философским диспутам, устно излагая своё учение.

Об образовании и воспитании Сократа нам мало что известно: в детстве он получил образование, типичное для той эпохи, а потом занимался самообразованием. Он был женат и имел троих детей. Имел кое-какой доход, позволявший содержать семью, но весьма незначительный, финансово его поддерживал богатый друг, с которым у Сократа были поистине братские отношения – Критон. Сократ был хорошо известен в городе. Его внешность – своеобразная и парадоксальная – не имела ничего общего с эллинским идеалом красоты. Он был некрасив: с глазами навыкате, коротким и широким носом, толстыми губами, лысиной и толстым животом. Но душевные его качества были удивительными: это был человек тонкий, деликатный, выдержанный, излучавший спокойствие и гармонию.

Сократ учил методом диалога: простыми вопросами из области религии, морали, политики он вовлекал в дискуссию людей из разных общественных классов. Он говорил с ними об их жизни, об образовании их детей, о справедливости, о добродетели – т.е. о том, что интересно человеку. Начинал диалог с замечания, что вот он, мол, не знает, а хотел бы знать, например, что такое справедливость и что несправедливость, что есть добро и зло, мужество и трусость. Такой способ начинать философский спор с указания на своё незнание получил название «сократовская ирония».
Он ходил по улицам и беседовал с прохожими, со своими учениками (но термин «ученик» не принимал, полагая, что недостаточно мудр, чтобы иметь «учеников», а вместо слова «ученик» выражался иносказательно – «люди, беседующие со мной»), согражданами, стараясь способствовать их нравственному и интеллектуальному развитию, ратуя против ложных знаний и ложного понимания вещей. Он не оставил никакой школы, не оставил письменного наследия, а учил на площадях, отвечая на вопросы желающих и задавая вопросы любому встречному.

В своих размышлениях Сократ отводит центральное место человеческому поведению. Душа является вместилищем личного интеллекта и характера, поэтому Сократ видел своё предназначение в заботе о душе и стремился сделать её как можно лучше.

Сократ выбирал известного политического деятеля или просто известного человека. После того, как тот прочитал речь, Сократ начинал задавать свои знаменитые вопросы. Причём вначале Сократ безудержно хвалил своего собеседника, говорил, что он такой умный, известный человек в городе, и что ему не составит труда ответить на такой элементарный вопрос (но только на первый взгляд). Собеседник дерзко и нехотя отвечал на него, Сократ в свою очередь задавал очередной вопрос, касающийся всё того же вопроса, собеседник опять отвечал, Сократ спрашивал, и это доходило до того, что собеседник, в конце концов, своим последним ответом противоречил своему первому ответу. Тогда взбешённый собеседник спрашивал Сократа, а сам то он знает ответ на это вопрос, Сократ же совершенно спокойно отвечал, что не знает, и мирно удалялся.

Главным вкладом Сократа в искусство ведения полемики было изменение им содержания дискуссии. Если до этого спорящие стороны не обращали особого внимания на суть выступлений соперников, сосредотачивая внимание на силе и убедительности собственной речи, то теперь в риторическом арсенале появились наводящие вопросы, сами по себе являющимися и аргументами, и контраргументами. Соперники стали прислушиваться к доводам противной стороны. Споры превратились из горячих перепалок в изящные и остроумные представления. Вот, например, юмористический диалог с участием представителя одной из сократических школ (мегарской):

Ты уверен, что не рогат?

Вполне!

А как насчёт того, чего ты не терял?

То, что я не терял, остаётся при мне.

Рога не терял?

Нет!

Значит, они у тебя остались…

Многие афиняне симпатизировали Сократу, но ещё больше было тех, кто порицал его – за неуважение к привычным институциям религиозной и общественной жизни и даже отрицание их. В 399 году три афинских гражданина – Мелет, Анит и Ликон – привлекли его к суду по следующему обвинению: «Сократ виновен и в том, что развращает молодёжь, и в том, что не поклоняется богам, которым поклоняется город, и в том, что иные, новые несёт нам божества».

Суд состоялся в том же году. Ученики Сократа позаботились о том, чтобы известный афинский оратор Лисий подготовил для него апологию – оправдательное слово. Апология была составлена, но Сократ отказался выступить с этой защитной речью. Он сказал, что свою истинную апологию создавал сам, в течение всей своей жизни, своими поступками, всегда имевшими высшей целью истину и благо. И защищал себя на суде сам. В его оправдательном слове – составленном им самим и лишённым красноречивых и риторических приёмов – присутствовала привычная сократовская ирония. Сократ заявил судьям, что, по его мнению, к нему не следует применять никакого наказания, наоборот, долг общества кормить его в Пританее (помещение у подножия Акрополя, где заседали пританы – члены афинского совета – и где бесплатно кормили граждан, имевших особые заслуги перед государством), так как он посвятил свою жизнь усовершенствованию сограждан. Однако суд признал Сократа виновным и приговорил его к смерти. Приговор был исполнен не сразу, и Сократ оставался в камере ещё 30 дней. В это время его ученики буквально наводнили его тюрьму, которая превратилась в настоящую философскую школу, и Сократ, абсолютно спокойный давал последние советы своим ученикам.

Мысли Сократа изложены его учеником Платоном в знаменитых диалогах «Горгий», «Софист», «Федр», центральный персонаж Сократ. Платон посещал школу Сократа. Войдя в период зрелости, он решил обосновать свою собственную школу, купил на северо-западе от Афин гимназию и сад, смежный с ней. Это место находилось под покровительством мифического героя Академа; школа получила, соответственно, название «Академия». Это был своего рода маленький университет.

Как считает Платон (диалог «Федр»), оратор должен не гоняться за чужими мнениями, а сам постигать и постичь истину того, о чём он собирается говорить.

В своих трудах Платон приходит к определению софистики как мнимой мудрости. Риторике софистов Платон противопоставил подлинное красноречие, основанное на знании истины, а поэтому доступное только философу. Эта теория красноречия изложена в диалоге «Федр».

Суть теории: прежде, чем начать речь о каком-либо предмете, надо четко определить данный предмет. Далее необходимо познание истины, т.е. сущности предмета. Ясно и четко говорится в диалоге о построении речи: вступление, изложение, доказательства и правдоподобные выводы. Возможны также подтверждение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала.

Ценное в теории красноречия Платона – идея воздействия речи на душу. Оратор должен соотносить виды речей и виды души, и ее состояние. Познав сущность вещей, человек приходит к правильному о них мнению, а, познав природу людских душ, имеет возможность внушить свое мнение слушателям.

Ученик великого Платона, Аристотель, многогранный ученый, автор «Метафизики», «Логики», «Политики», «Поэтики», «Аналитики» написал и наиболее значительный для своего и нашего времени труд в трех книгах – «Риторику», охватив, таким образом, мир разума и духовного богатства человека. Закончив обучение юного Александра Македонского, Аристотель в 335 году до н.э. возвратился в Афины и только тогда открыл свою школу – знаменитый Ликей, или Лицей. Последователей Аристотеля, слушавших в Лицее его беседы, стали называть перипатетиками. По утрам Аристотель собирал самых близких и преданных учеников, а вечером на его беседы могли приходить все желающие. Лицей просуществовал около 30 лет. Это был самый плодотворный период в жизни Аристотеля, когда он написал большую часть своих философских и научных работ.

В 1 книге Аристотеля рассматривается предмет риторики и виды ораторских речей. Цель науки красноречия Аристотель видит в служении добру и людскому счастью. Собственно красноречие у Аристотеля подразделялось на совещательные речи (их цель одобрять или отклонять что-либо), судебные (их цель обвинять или оправдывать) и эпидейктические (их задача хвалить или порицать).

Во 2 книге говорится о «причинах, возбуждающих доверие к говорящему». Это разум, добродетель и благорасположение. Аристотель пишет о качествах, необходимых оратору: это высокая образованность, общественная активность, уважаемая народом должность, государственные заслуги, мастерство речи и безупречная честность.

3 книга посвящена самой речи. Рассказывается, как нужно убедить слушателей. Невозможно пользоваться только достоверным знанием.

Желая убедить, мы пользуемся различными примерами из жизни, приводим суждения вероятного характера и делаем выводы из них.

Крупным политическим деятелем был Демосфен. Афинский государственный деятель и великий оратор древности Демосфен всю свою жизнь посвятил родине и умер в борьбе за ее свободу. Он родился в Афинах в 384 году до н. э. Отец его (которого звали также Демосфеном) был состоятельным человеком, имел оружейную мастерскую.

Когда мальчику было семь лет, умер отец, оставив в наследство будущему оратору и его пятилетней сестре крупное состояние.

Воспитание ребенка было поручено матери и опекунам; опекуны (его дяди по матери), однако, оказались людьми недобросовестными. Они не платили жалованья учителям, не заботились об образовании детей и их воспитании. Мальчик рос слабым, физически недоразвитым.

Когда Демосфен достиг совершеннолетия, опекуны отдали ему лишь дом с рабами, а большую часть денег и имущества присвоили себе. Молодой человек пытался сначала уговорить опекунов добровольно вернуть наследство, но те отказались. Тогда он решил судом добиваться возврата похищенных денег. Чтобы успешно вести дело в суде, нужно было основательное знакомство с афинскими законами, а самое главное – умение хорошо и убедительно говорить.

Демосфен начал судиться с опекунами. Суд тянулся целых пять лет. Опекуны всячески старались избежать ответственности; так, они уничтожили даже само завещание отца Демосфена и другие важные документы. В конце концов опекуны были осуждены, однако молодому человеку не удалось целиком вернуть своего наследства. Тяжелая многолетняя борьба с опекунами закалила характер будущего оратора, развила в нем упорство и настойчивость.

Выступать перед народом Демосфен мечтал еще мальчиком. Как-то раз еще в ранней юности Демосфен упросил своего воспитателя взять его на заседание суда послушать речь знаменитого оратора. Мальчик видел, как толпа народа провожала рукоплесканиями оратора, и удивлялся силе красноречия, которая покорила всех. С тех пор он бросил все другие занятия и игры со своими сверстниками и стал усиленно упражняться в красноречии. Он твердо решил сделаться оратором.

Но, прежде чем выступать перед народом, Демосфену пришлось, по примеру своего учителя, писать судебные речи для других. Такое занятие оплачивалось в Афинах довольно хорошо, и молодому человеку удалось не только прокормить свою мать и сестру, но и сделать некоторые сбережения. Однако составление речей не могло удовлетворить Демосфена: он был пламенным патриотом и мечтал посвятить свои силы общественной деятельности.

Демосфен сначала имел большие недостатки, слабый голос и короткое дыхание, так что посреди периода часто должен был останавливаться и начинать снова, с ранней юности речь его имела что-то косноязычное, букву «р» не мог выговорить правильно. Ударение слов было у него ошибочное, положение тела неловко: он поддергивал одним плечом. Демосфен приложил неутолимое старание, чтобы превозмочь обидевшую его природу. Чтобы придать своему языку подвижность и быстроту, он брал в рот черепки и с ними пробовал говорить ясно и громко; чтобы усилить голос и дыхание, он скорыми шагами всходил на крутизну, громко, одним духом произнося места из поэтов, бродил по прибрежью моря и старался голосом пересилить шум и плеск морских волн.

В своём доме он устроил себе подземную комнату, в которой никто не мешал его упражнениям. Там оставался он часто по дням и месяцам, и чтобы ничто не соблазнило его оставить своё уединение, выбривал себе половина головы. С потолка этой комнаты свисал острый меч, которым он должен был поранить себя, если бы начал дёргать плечом.

После долгих и упорных усилий Демосфен достиг своей цели и стал выдающимся оратором. Однако он никогда не говорил без подготовки, всегда выучивал наизусть заранее написанную речь; по ночам при свете лампы он старательно готовился к выступлению, тщательно обдумывая каждое слово. Все это дало впоследствии повод противникам великого оратора упрекать его в отсутствии вдохновения и природных способностей. Как-то раз один из недругов даже бросил ему упрек: "Твои речи пахнут маслом", то есть "Ты сидишь над ними целыми ночами при свете масляного светильника". Но даже враги, наконец, вынуждены были признать силу и мастерство его красноречия.

Демосфен на вопрос: «Что составляет самую существенную принадлежность оратора?», отвечал: «Прежде всего – произношение, во-вторых, опять произношение, и, в-третьих, – опять таки произношение речи».

Он был защитником афинской рабовладельческой демократии. В течение 30 лет с гневом и изумительным упорством произносил он речи против македонского царя Филиппа, главного врага Афин, призывал граждан прекратить между собой все раздоры и объединиться против Македонии. Речи Демосфена производили огромное впечатление на слушателей. Рассказывают, что когда Филипп получил доставленную речь Демосфена, он сказал, что если бы он сам слышал эту речь, то, вероятно, голосовал бы за войну против себя. Интонационной окраске голоса оратор придавал особое значение, и Плутарх в биографии оратора приводит характерный анекдот: «Рассказывают, что к нему пришёл кто-то с просьбой сказать речь на суде в его защиту, жалуясь на то, что его поколотили. «Нет, с тобой ничего подобного не было», – сказал Демосфен. Возвысив голос, посетитель закричал: «Как, Демосфен, этого со мной не было?!» – «О, теперь я ясно слышу голос обиженного и пострадавшего», – сказал оратор…» Он не оставлял без ответов никаких реплик в свой адрес, не терялся, когда политические страсти разгорались и атмосфера накалялась. Для усиления общественного внимания к произносимой речи и вовлечения слушателей в творческую, размышляющую обстановку атмосферу Демосфен охотно использовал приём риторического вопроса. Например: «К чему я это говорю! – для того, чтобы…». Или «Что же именно? – Это то…». В некоторых случаях оратор как бы забрасывал своих слушателей вопросами, оставляя их безответными, на размышление аудитории. Пользуясь вопросно-ответным приёмом, то есть фактически диалогической формой, Демосфен драматизировал собственную речь, как бы воссоздавая живую картину характеризуемых им событий.

Демосфен, упорнейшим трудом подготовивший себя к общественной деятельности и посвятивший все свое ораторское мастерство служению родине, сумел верно определить социальную природу ораторской речи.
3. Рим, завоеватель Греции, ревностно перенял эллинскую культуру: и поэтический дар, и науки, и риторическое мастерство ценились чрезвычайно высоко. Риторические школы в Риме достигли расцвета, непревзойденными ораторами и поныне признаются Марк Туллий Цицерон, Юлий Цезарь, Марк Юний Брут. Огромен вклад Рима в мировую литературу: сочинение Горация оказали влияние на развитие литературных и риторических традиций Европы. Но для римского периода характерны и свои тенденции. Во-первых, повышался социальный статус оратора, признание его роли в социальной жизни достигло необычайной высоты. Во-вторых, это повышение роли правил, подготовки в области красноречия. Знание риторических приемов и длительные упражнения необходимы: умение завоевать внимание слушателей, их доверие обеспечат успех. Эта линия в римской риторике особенно тщательно разработана Марком Фабием Квинтилианом. В-третьих, возрастает эстетический фактор в мастерстве красноречия. Хорошая, совершенная, украшенная речь в этот период ценится все выше. Особенно Цицерон ценит контрастные фигуры, лаконичность речи, многообразие интонации, ритмику речи, иносказание, намек. Цицерон наметил основные линии воспитания оратора: известно, что у него была своя ораторская школа, он и руководил ею, и преподавал.

Римская школа красноречия подразделяется на два стиля: аттицизм и азианизм. Азианизм господствовал в Риме до 50-х годов 1 века до н.э. Представители этого стиля превращали свои выступления в яркое и темпераментное театральное представление, с помощью которого весьма эффектно преподносили свои идеи толпе. Из ораторов этого стиля наиболее известным является Марк Туллий Цицерон.

Аттицизм стал преобладающим стилем с момента падения республиканского строя и исчезновения в обществе демократической традиции свободы выступления. Аттицизм отличает монотонность, строго ограниченный набор жестов и движений оратора. Оратор спокойно и высокопарно излагал свою точку зрения аудитории, совершенно не обращая на неё никакого внимания. Аттицизм вошёл в моду благодаря его горячему поклоннику Юлию Цезарю, взявшему власть над империей в свои руки.

М.Т. Цицерон совместил в себе мастерство и оратора, и поэта, и государственного деятеля, и ученость ритора.

Еще совсем в юном возрасте Цицерон обнаружил особый интерес и склонность к ораторскому искусству. Он усердно посещал форум, где слушал выступления выдающихся ораторов того времени – Красса и Антония, занимался искусством декламации под руководством знаменитого актера Росция, который ставил ему голос и учил его ораторским жестам.

Когда молодой Цицерон получил право надеть мужскую тогу, т.е. достиг, по римским понятиям, совершеннолетия (это произошло в 90 г.), отец поручил его попечениям знаменитого законоведа – Авгура Квинта Муция Сцеволы, беседы с которым считались наилучшим ведением в изучение права.

Всё лучшее, что достигло римское ораторское искусство, сконцентрировано в ораторском мастерстве М.Т. Цицерона (106-44 до н.э.). Одарённый от природы, он получил прекрасное образование: изучал римское право у знаменитого юриста Сцеволы, учился диалектике – искусству спора и аргументации, знакомился с греческой философией, изучал ораторское искусство греческих мастеров слова, учился ему у Красса и Антония.

Но на первый план Цицерон выдвигал труд. Он много работал над голосом, чтобы устранить его природную слабость и придать ему приятное звучание и силу. Всегда тщательно готовился к произнесению речей, постоянно совершенствовал своё ораторское мастерство. Наиболее полезным для оратора Цицерон считал этику и логику, философию, историю и литературу, так как знание логики помогает логически правильно построить речь, знание этики – выбрать тот приём, который вызовет нужную реакцию у слушателей. Философия, история и литература делают интересным то, что уже известно.

Его труды «Об ораторе», «Оратор», «Брут». Трактат «Об ораторе» состоит из трёх книг и написан в форме диалога. В этой работе Цицерон определил конкретные задачи красноречия. Оратор, по Цицерону, должен: изобрести, расположить, украсить. Цицерон утверждал: свойство оратора –активность, смелость, общительность, разносторонность интересов, оратор –мыслитель, а в тревожных ситуациях – воин. В книге «Об ораторе» автор показывает идеального всесторонне образованного оратора. В трактате «Об ораторе» он выбирает свободную форму философского диалога, что позволило ему излагать материал проблемно, дискуссионно, приводя и взвешивая все доводы за и против. Цицерон сетует на то, что красноречие среди всех наук и искусств имеет меньше всего представителей. И это не случайно. По его мнению, настоящих хороших ораторов мало, потому что красноречие – нечто такое, что даётся труднее, чем это кажется. Красноречие рождается из многих знаний и умений.

В трактате «Брут», посвящённом своему другу Бруту, Цицерон говорит об истории греческого и римского красноречия, останавливаясь более подробно на последнем. Цель трактата – доказать превосходство римских ораторов над греческими. В «Ораторе» разрабатывался вопрос о лучшем стиле. Цицерон исходит из трёх основных назначений ораторского искусства: учить, услаждать, побуждать. Идеальный оратор тот, кто в своих речах и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение, и подчиняет себе их волю. Первое – долг оратора, второе – залог популярности, третье – необходимое условие успеха. Стенографию изобрёл раб ЦицеронаТирон. Будешь ли ты мне верно служить? – Даже если не купишь! Он всегда был рядом со своим господином, подробно записывал его речи.

Около 20 лет Квинтилиан обучал ораторскому искусству цвет римской молодёжи – отпрысков самых знатных и богатых римских семей, Квинтилиану было поручено воспитание наследников императора. Знаменитый римский оратор Марк Фабий Квинтилиан автор обширного сочинения в 12-ти книгах «Риторические наставления». Труд систематичен и строго продуман. Здесь учтен весь опыт классической риторики и обобщен собственный опыт преподавателя риторики и судебного адвоката. Это вершина исследования ораторского искусства. Риторика есть наука о способности хорошо говорить и силе убеждать. Вершина ораторского мастерства, по мнению Квинтилиана, способность говорить, не готовясь, а для этого необходимы огромные знания и разнообразные навыки. В первой книге Квинтилиан рассказывает о воспитании будущего оратора. Будущего оратора должны воспитывать с детства, на него влияет окружение (кормилицы, родители, дядьки), учителя, которые должны хорошо учить. Эта книга содержит методические рассуждения об учении в детском возрасте: учение должно быть забавою, ребенок сознательно должен запоминать материал, заниматься чистописанием и чтением вслух. Речь должна быть правильна, ясна и красива. Для этого необходимо изучать грамматику и образцовых ораторов, поэтов, прозаиков, затем переходить к собственным сочинениям. Будущий оратор должен знать очень много, в том числе философию, музыку, геометрию, произношение. Вторая глава посвящена методике работы учителя, в частности говорится о системе упражнений, даются рекомендации для чтения художественных произведений и речей известных ораторов. «Следует ли жестко придерживаться риторических правил?» спрашивает Квинтилиан. Он считает, что оратор не должен почитать риторические правила за непременные законы. В правилах может многое изменяться сообразно делу, времени, случаю и обстоятельствам. Квитилиан отходит от принятой до него в риторике жесткой регламентации построения речи. Правила являются лишь руководством к действию, но не догмой, они не должны сковывать оратора и лишать его возможности проявлять самостоятельность. Он сравнивает жёсткие правила с предписанием полководцу, как расположить войско. Но ведь расположение войска зависит от обстановки. «Так и в речи надобно знать, нужно ли или излишне вступление, и притом краткое, или пространное; обращать ли всю речь к судьям или к другому лицу, употребив на то какую-либо фигуру; успешнее ли для защищаемого дела повествование короткое или длинное, непрерывное или разделённое на части…» Квинтилиан риторику как науку разделяет на три части: в первой рассуждают об искусстве, во второй – об искуснике, в третьей – о самом произведении. «Искусством будет то, чему по правилам учиться должно, и это составляет науку хорошо говорить; искусник есть тот, кто постиг сие искусство, т. е. оратор, коего цель есть хорошо говорить. Произведение же то, что делает искусник, то есть хорошая речь». Здесь Квинтилиан повторяет мнение Цицерона: истинным красноречием владеет лишь добрый и честный человек. Собственно, это мнение было распространено в Древнем Риме. Квинтилиан пишет, что риторика состоит в способности и силе убеждать. Это определение, замечает Квинтилиан, идёт от Исократа (риторика – творительница убеждения). Такого же мнения придерживается Цицерон. Тут же Квинтилиан иронически замечает, что убеждают словом и прелестницы, и ласкатели, и развратники. Тот же недостаток в определении Аристотеля, который говорил, что риторика есть способность или сила изобретать всё, что может убеждать в речи. Автор критикует эти определения, которые подхватили и школьные учебники красноречия. Он предлагает иное определение, делая оговорку, что оно найдено у других: риторика есть наука хорошо говорить.

А в средневековой культуре риторикой было отсутствие украшений на фоне всеобщего увлечения ею, то есть речь лаконичная, точная, подчёркивающая нормативную кодифицированность. По окончанию античной эпохи теоретические изыскания в области красноречия прекратились. А саму сферу публичных выступлений монополизировала церковь. Речи ораторов приобрели форму проповедей, а свободные дискуссии превратились в богословские диспуты. Единственное, за что можно сказать спасибо Средневековью, так это за то, что схоласты сохранили знания Древнего мира для Возрождения и более поздних времён.
4. Самая первая риторика в России появилась в начале 17 века. Это перевод с латинского языка на древнерусский учебника немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона. Отступление от оригинала были незначительны и вызваны стремлением приспособить книгу к российским условиям. Предполагается, что автор перевода митрополит Макарий.

Если до 18 в. авторами риторики были церковные лица, то, начиная с Ломоносова, ею занимаются светские авторы — филологи, писатели, государственные деятели. Подлинный расцвет и всеобщее признание риторики в России началось с выхода в 1747 году «Краткого руководства к красноречию» Этот труд М.В. Ломоносова сразу получил признание, несколько раз переиздавался при жизни автора, его риторика обращена к античному миру Сократу, Платону, Аристотелю. В своем труде Ломоносов выделяет собственно риторику, т.е. учение о красноречии вообще; ораторию, т.е. наставление к сочинению речей в прозе, поэзию, т.е. наставление к поэтическим произведениям. Он отстаивал научную истину в речах, советовал, во-первых, в совершенстве знать предмет своей речи, во-вторых., уметь сказать о нем, передать другим свое знание т.е. построить свою речь так, чтобы слушатель понял и принял. В первой половине 19 в. действовали учебники А.С. Никольского, А.Ф. Мерзлякова.

Высоко ценился труд М.М. Сперанского «Правила высшего красноречия», а также общая и частная риторика Н.Ф. Кошанского профессора Царскосельского лицея, одного из учителей юного Пушкина.

В конце XVIII века начинается кризис риторики. У термина риторика появляется второе, крайне пренебрежительное значение – «внешне украшенное пустословие». По этому поводу С.С. Аверинцев отмечает, что слово «риторика» начинает употребляться, особенно в XIX веке, как бранное слово. А.И. Солженицын в книге «Россия в обвале» пишет, что речи власть имущих «риторны и приторны». Все это привело к тому, что во второй половине XVIII века все реже издаются книги по риторике, она исчезает из планов многих учебных заведений. Причем школы не отказываются от ее содержательных материалов, от многих приемов, таких как работа над темой, композиция сочинений, как рассуждение и доказательство, тропы и стилистические фигуры, но употребляют их под другими названиями: развитие речи учащихся, стилистические упражнения, теория словесности, культура речи, поэтика. Отказ от риторики подчас носит лишь внешний характер. Происходит расцвет судебного красноречия, академического мастерства.

Лидерами по уровню мастерства участников публичных выступлений в 30-х годах становятся Германия и СССР. Диктаторские режимы этих стран ввели выступления в ранг общеобязательных мероприятий, больше похожих на культовый обряд, нежели на высказывание собственного мнения. Подавляющее большинство людей имело единственный контакт с Гитлером – через его голос. Он был неутомимым оратором, и перед тем как пришёл к власти, мог произносить от трёх до четырёх речей за один день в разных городах. Даже самые непримиримые его оппоненты признавали, что он – величайший оратор, при этом звучание его голоса было далёким от приятного. Он держал массы под гипнотическим колдовством.

Риторика как самостоятельный предмет с 20-х по 80-е годы XX века сохранилась лишь в нескольких учереждениях (МГУ, Тбилисском). Игнорирование систематического, целостного предмета «риторика» привело к заметному упадку речевых умений в самых разнообразных сферах общения. Следует отметить, что в большинстве развитых стран мира кризисные явления не привели к гонениям на риторику. В середине XX века начинается ренессанс риторики, поднимается новая волна интереса к ней. В России это конец 70-х годов. Интерес к этому предмету не угасал даже в самые трудные годы в научной среде. Назовем имена В.В. Виноградова, М.М Бахтина, С.С. Аверинцева и других. Были переведены на русский язык «Общая риторика» под редакцией Дюбуа «Основы искусства речи» Сопера, книги Д. Карнеги. Традиции высокой культуры, несомненно, стали одной из важнейших причин преобразования интереса к риторике среди аспирантов, преподавателей. Возможно, что это – первый важнейший фактор возрождения риторики. Второй фактор – успехи наук о речи, возникших на рубеже языкознания и психологии.

В качестве важной причины возрождения риторики нередко называют установление демократии в России в конце 80-х годов и в 90-е годы XX века. С этим тоже нельзя не согласиться. Парламентские дебаты, возросшая свобода прессы – все это вызвало у многих недоумение: почему мы, имея среднее и даже высшее образование, не умеем ясно и толково, образно выразить свою мысль.

Нельзя игнорировать тот факт, что речи политиков, транслирующиеся по телеканалам, за последнее десятилетие улучшилось и по их логике, и по культуре по сравнению с тем, что мы слушали на рубеже 80 – 90-х годов XX века.

Лекция № 2


  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция №1 Риторика теория красноречия. Предмет и задачи изучения риторики. История зарождения риторики в Древней Греции. Ораторское искусство в Древнем Риме. Теория красноречия в России. Термин «ораторское искусство» iconДоклад. 2 Собеседование по теме: «Предмет риторики и виды красноречия»
Составление вступительной и заключительной части своего выступления на заданную тему
Лекция №1 Риторика теория красноречия. Предмет и задачи изучения риторики. История зарождения риторики в Древней Греции. Ораторское искусство в Древнем Риме. Теория красноречия в России. Термин «ораторское искусство» icon1. Цели и задачи дисциплины
«Ораторское искусство» предназначена как дисциплина по выбору для формирования у студентов теоретических знаний основных положений...
Лекция №1 Риторика теория красноречия. Предмет и задачи изучения риторики. История зарождения риторики в Древней Греции. Ораторское искусство в Древнем Риме. Теория красноречия в России. Термин «ораторское искусство» iconТемы рефератов риторика в Древней Греции. Риторика в Древнем Риме
Риторические тропы (определение, виды тропов, их употребление в юридической речи)
Лекция №1 Риторика теория красноречия. Предмет и задачи изучения риторики. История зарождения риторики в Древней Греции. Ораторское искусство в Древнем Риме. Теория красноречия в России. Термин «ораторское искусство» iconТемы рефератов риторика в Древней Греции. Риторика в Древнем Риме
Риторические тропы (определение, виды тропов, их употребление в юридической речи)
Лекция №1 Риторика теория красноречия. Предмет и задачи изучения риторики. История зарождения риторики в Древней Греции. Ораторское искусство в Древнем Риме. Теория красноречия в России. Термин «ораторское искусство» iconО. А. Баева ораторское искусство и деловое общение
...
Лекция №1 Риторика теория красноречия. Предмет и задачи изучения риторики. История зарождения риторики в Древней Греции. Ораторское искусство в Древнем Риме. Теория красноречия в России. Термин «ораторское искусство» iconОраторское искусство. История и современность Риторика как наука
Программные задачи: Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса. Обогатить и расширить...
Лекция №1 Риторика теория красноречия. Предмет и задачи изучения риторики. История зарождения риторики в Древней Греции. Ораторское искусство в Древнем Риме. Теория красноречия в России. Термин «ораторское искусство» icon«Культура речи» Авторизованный реферат по курсу «Риторика»
Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н э и было связано с потребностями демократического общества высочайшей...
Лекция №1 Риторика теория красноречия. Предмет и задачи изучения риторики. История зарождения риторики в Древней Греции. Ораторское искусство в Древнем Риме. Теория красноречия в России. Термин «ораторское искусство» iconДошкольном образовательном учреждении
Преподавание риторики в школе необходимо, так как это предмет одновременно решает много задач – не только образовательных, но и воспитательных....
Лекция №1 Риторика теория красноречия. Предмет и задачи изучения риторики. История зарождения риторики в Древней Греции. Ораторское искусство в Древнем Риме. Теория красноречия в России. Термин «ораторское искусство» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Риторика и ораторское искусство» курс, рассчитанный на выработку у студентов ниу-вшэ основных навыков создания и анализа текстов...
Лекция №1 Риторика теория красноречия. Предмет и задачи изучения риторики. История зарождения риторики в Древней Греции. Ораторское искусство в Древнем Риме. Теория красноречия в России. Термин «ораторское искусство» iconПрограмма курса Составитель: проф. Ивлев Юрий Васильевич Москва, 2009
Эсхин, Ликург, Демосфен и др. Теория аргументации в Древней Греции. «Риторика», «О
Лекция №1 Риторика теория красноречия. Предмет и задачи изучения риторики. История зарождения риторики в Древней Греции. Ораторское искусство в Древнем Риме. Теория красноречия в России. Термин «ораторское искусство» iconВопросы к зачету по дисциплине «Ораторское искусство» для студентов заочного отделения
Опорные конспекты лекций по дисциплине «Риторика» для студентов специальности: 260502 Технология продукции общественного питания....
Лекция №1 Риторика теория красноречия. Предмет и задачи изучения риторики. История зарождения риторики в Древней Греции. Ораторское искусство в Древнем Риме. Теория красноречия в России. Термин «ораторское искусство» iconПрограмма курса по дисциплине «Ораторское искусство»
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
Лекция №1 Риторика теория красноречия. Предмет и задачи изучения риторики. История зарождения риторики в Древней Греции. Ораторское искусство в Древнем Риме. Теория красноречия в России. Термин «ораторское искусство» iconКонтрольные вопросы к зачету по дисциплине «тренинг профессионально ориентированной риторики»
Назовите величайших ораторов Древней Греции и Древнего Рима. Каково их значение в развитии ои? Основные положения их теории
Лекция №1 Риторика теория красноречия. Предмет и задачи изучения риторики. История зарождения риторики в Древней Греции. Ораторское искусство в Древнем Риме. Теория красноречия в России. Термин «ораторское искусство» iconКонтрольная работа по истории медицины на тему: «Производство и применение...
Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика)”, Одесса, 2004 – 360 с
Лекция №1 Риторика теория красноречия. Предмет и задачи изучения риторики. История зарождения риторики в Древней Греции. Ораторское искусство в Древнем Риме. Теория красноречия в России. Термин «ораторское искусство» iconМонологические и диалогические
Ораторское искусство никогда не было однородным. В зависимости от конкретной сферы применения оно исторически подразделялось на различные...
Лекция №1 Риторика теория красноречия. Предмет и задачи изучения риторики. История зарождения риторики в Древней Греции. Ораторское искусство в Древнем Риме. Теория красноречия в России. Термин «ораторское искусство» iconОраторское искусство и его виды
Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск