1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований ФГОС). Учебная дисциплина «Ораторское искусство» предназначена как дисциплина по выбору для формирования у студентов теоретических знаний основных положений классической и современной риторики, развития у них навыков и умений общения, убеждения, подготовки и произнесения публичной речи с учетом специфики деятельности.
Цель дисциплины:
овладение студентами знаниями в области современного риторического мастерства. развитие коммуникативных умений в практике публичных выступлений, привитие студентам речевой культуры, раскрытие особенностей риторики в работе с молодёжью, овладение способами правильного и логичного говорения, украшения речи, знакомство с приемами вербального и невербального общения.
Задачи дисциплины:
- овладение языковыми средствами и ораторскими приемами, которые помогут студентам в дальнейшем при подготовке и произнесении публичных речей. - овладение умением строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения,
- подготовить студентов вуза к успешному общению в молодёжной среде, при проведении бесед, переговоров, совещаний и т. п., сформировать речевые навыки устного делового контакта, помочь овладеть психологической культурой, этикой служебного взаимодействия. .
|
Требования к уровню усвоения дисциплины
Обучающийся должен знать
- основы речевого воздействия как науки и место в ней риторики; - основные «модели» и этапы развития риторики в мире и в России; - основные роды и виды красноречия; процесс и этапы работы над речью; «репертуар» средств речевой выразительности; - основы психологической культуры оратора и составляющие продуктивного общения с аудиторией;
- «репертуар» техники речи для обеспечения эффективного воздействия на слушателей
- о риторике как отрасли современного речевого воздействия, как науке и искусстве речевого мастерства;.
- предмет и задачи ораторского искусства;
- основные методы и приемы искусства публичной речи.
- психологические закономерности общения;
- способы поддержки общения, стимулирования активности партнёра;
- способы определения точки завершения общения;
- социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;
- способы выбора невербальных средств своего поведения при организации работы с молодёжью
| Обучающийся должен уметь
- использовать систему категорий и методов риторики для решения следующих задач в области риторики: составить публичную речь различных жанров; сформировать при подготовке к выступлению собственный образ оратора и исполнить его в процессе произнесения речи; установить максимально плодотворный контакт с аудиторией в процессе выступления и владеть аудиторией на протяжении речи; применять различные вербальные и невербальные приемы и средства для достижения максимально результативного воздействия на аудиторию; владеть основными приемами актерского и дикторского тренингов для постоянного поддержания формы «речевой личности»; видеть со стороны свое выступление и объективно оценивать как положительные результаты, так и неудачи; уметь объективно оценивать выступления других ораторов.
- представить основные исторические модели риторики и современные технические приемы овладения речевым мастерством;
- понять, сформировать и раскрыть себя как «речевую личность»;
- показать значение риторики как науки о речевых коммуникациях и речевой деятельности для современного специалиста любой отрасли
- психологически верно и ситуативно обусловлено вступать в общение;
-поддерживать общение, стимулируя активность партнёра;
- психологически и педагогически верно определять точку завершения общения; - -
- максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение; -
- прогнозировать реакцию партнеров на собственные действия, овладевать инициативой общения и удерживать ее; правильно работать над голосом, готовить речь, произносить её;
- умело взаимодействовать с аудиторией, понимать ее потребности, доставлять ей удовольствие;
- завоевать слушателей и самому стать заинтересованным собеседником;
- высказать публично и доказывать свое мнение.
- адекватно ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения;
| Обучающийся должен владеть
- теоретическими правилами и практическими рекомендациями об организации эффективного речевого общения;
Потребностью в профессиональном развитии и быть готовым к повышению своего культурного уровня;
навыками публичных выступлений по различным проблемам в работе с молодёжью;.
методами включения молодежи в социальное взаимодействие
методами разработки и публичного представления проектов, программ и других материалов перспективной деятельности в области развития и поддержки молодежи;
эффективными инструментами, механизмами и технологиями, позволяющими влиять на «жизнедеятельность» молодежи;
| У обучающегося должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК):
- готовность строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, в своей деятельности (ОК-1);
- уважительное отношение к историческому наследию и культурным традициям (ОК-2);
- понимание закономерностей исторического процесса, способность к объективному восприятию исторической информации, её анализу и обобщению (ОК-3);
- инструментальные компетенции (умение осуществлять сбор и классификацию информации; владение навыками составления информационных обзоров по исследуемой проблеме; способность применять статистические и социологические методы сбора социальной информации; владение навыками участия в социальных проектах по реализации молодёжных программ; владение педагогическими приёмами и техниками, необходимыми для работы с различными категориями молодёжи) (ПК 5).
-
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Социология
Государственная молодежная политика в РФ
Психологические основы работы с молодежью.
Правовые основы работы с молодёжью
Молодежные движения в России: история и современность
Политическая система современной России.
Формирования социально-активной позиции молодежи.
Региональная и муниципальная молодёжная политика
Коммуникативные технологии
| Социология молодежи
Социальные технологии работы с молодежь.
Психология управления
Социально-экономическая политика государства
| Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей обучающихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и обучающегося; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя обучающиеся рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (обучающиеся самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы обучающихся осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
| |