Урок спектакль. Урок-спектакль-это такая форма личностно-ориентированной технологии в условиях, в которых наиболее эффективно выражаются личностные смыслы и идеалы школьников. Тему «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»





Скачать 55.17 Kb.
НазваниеУрок спектакль. Урок-спектакль-это такая форма личностно-ориентированной технологии в условиях, в которых наиболее эффективно выражаются личностные смыслы и идеалы школьников. Тему «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»
Дата публикации09.09.2014
Размер55.17 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
УРОК - СПЕКТАКЛЬ.

Урок-спектакль-это такая форма личностно-ориентированной технологии в условиях, в которых наиболее эффективно выражаются личностные смыслы и идеалы школьников. Тему «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» завершает урок-спектакль «Дети великой трагедии и подвига» на основе писем с фронта, стихов Роберта Рождественского, музыки Г. Cвиридова, песен О. Митяева. Буквально в условиях «мозгового штурма» создается спектакль, способный оказать влияние на гостей-зрителей. Искренность такого рода открывает глубинные смыслы явлений культуры и возводит к переживанию личностных смыслов жизни актеров и зрителей. Ответный свет зрительского отношения запечатлевается в сознании актеров-детей устойчивыми структурами, которые в дальнейшем станут основанием поступков взрослого человека. Организация урока-спектакля имеет свои правила, их необходимо придерживаться, чтобы реализовать поставленные цели.

1.Урок-спектакль-должен быть простым, ясным в своей идее и не продолжительным по времени.

2.В уроке-спектакле, выполняя свои функции, участвуют все Микрогруппы класса.

3.Сверхзадача урока-спектакля должна носить двуединый характер. Ее направленность есть открытие смысла в культуре и истории, а также личностных смыслов жизни участников спектакля.

4.Урок-спектакль должен оказывать духовное влияние на актеров-школьников и зрителей-гостей.

5.Урок-спектакль должен быть актом творческой радости и жизненного вдохновения.

Основная сюжетная линия спектакля представлена судьбой молодого человека, 18-летнего лейтенанта, закончившего курсы Красных командиров, а затем погибшего на фронте. Он воевал в том городе, в котором учатся дети, создающие урок - спектакль. Идея «сценического» смыслового штурма состоит в том, чтобы в классе дети самостоятельно создали атмосферу страдания, печали и святости подвига. В противоречивом сознании современного человека соединить эти состояния почти невозможно. Однако задача состоит в том, чтобы отбросить сиюминутное и обратить человеческий взор к судьбе отдельного человека.

Для начала дети разбиваются на пять групп:

Группа 1-декорации и музыкальное оформление.

Группа 2-ведущие от театра.

Группа 3-группа, создающая сценический образ первого письма лейтенанта.

Группа 4-группа второго письма.

Группа 5-группа третьего письма.

Условный сюжет спектакля - молодой человек, которому всего 18 лет, заканчивает краткосрочные курсы лейтенантов и отправляется на передовую, защищать свой город. С фронта его мама получила три письма и похоронку. Первое письмо сразу после первого боя. Второе написано через час после того, как на руках молодого лейтенанта умер от ран его друг и одноклассник. Третье письмо с радостью победы и предчувствием смерти. Эти письма являются сюжетной основой будущего спектакля. Рота молодого лейтенанта попала в окружение. Неравный бой происходил в бывшем Парке культуры и отдыха. Немцы окружили роту, и солдаты, у которых почти закончились боеприпасы, врастают в землю, пытаются слиться с ней, и эти маленькие комочки человеческих тел засыпает спасительный осенний листопад.

Группам предлагаются задания.

Группа 1-создает декорации спектакля: березы парка, желтые листья, свет и подсвет осеннего парка. Место, где будет сидеть лейтенант, и писать письма маме.

Группа 2-готовит к введению в спектакль отрывки из поэмы Р.Рождественского « 210 шагов», соотносит их с будущими монологами в письмах и создает образное начало в спектакле.

Группа 3-создает письмо лейтенанта после первого боя.

Группа 4-создает письмо лейтенанта после смерти раненого друга.

Группа 5 создает письмо лейтенанта с сообщением о радости победы и с предчувствием смерти.

НАЧАЛО СПЕКТАКЛЯ.

Группа 1.Представитель группы обращается к зрителям образным монологом, символически вскрывающим сущность будущего спектакля и объединяющим слово, музыку и декорации (монолог)

Группа 1. Включает песню Олега Митяева:

В осеннем парке городском

Вальсирует листва берез.

А мы лежим, упав ничком,

Нас листопад почти занес.

Занес скамейки и столы,

Занес пруда бесшумный плес…

Прожектор освещает квадрат парка, на заднем фоне березы, желтые листья, топчан, накрытый шинелью, тлеющий отсвет костра. Звучит песня « В осеннем парке городском». На ее фоне появляется актер группы 3 и усаживается на топчан, доставая планшет и бумагу для письма. На фоне музыки в парке появляется актер группы 4 и становится позади топчана. Актер группы 5 садится возле костра.

1 сцена спектакля.

Музыка стихает и актер читает письмо лейтенанта:

« Здравствуй, мама, пишу тебе прямо с передовой. Вчера с ребятами мы впервые вступили в бой. Ты помнишь, конечно, моего товарища по классу Сашку Трифонова, он еще жил на улице Горького, теперь мы с ним в одной роте. У нас очень хороший командир. После боя он пожал мне и Сашке руку и сказал, что мы смело выдержали боевое крещение. Не волнуйся, мама, со мной будет все хорошо. Я счастлив, что сражаюсь за тебя, за свою Родину, за свой любимый город. Целую тебя, твой Ленька.

Актер группы 2 читает первый отрывок из поэмы.

Танки…

И сразу истошное «к бою!»

Так они встретились -

Он и война.

Воздух наполнился

Дымом, гуденьем

Мир был издерган,

Был истощен.

Это казалось

Ошибкой, виденьем,

Страшным, чудовищным миражом.

Только виденье не проходило. Следом за танками

Из-за моста

Пыльные парни в черных мундирах

Шли и стреляли от живота

Дыбились шпалы, небо качалось.

Кроме пожаров не видно ни зги. Будто бы это планета кончалась

Там, где сейчас наступали враги.

Будто ее становилось все меньше

Ежась от близких разрывов гранат. черный, растерзанный, онемевший

В жестком кювете лежал лейтенант…

Актер группы 4 читает второе письмо лейтенанта.

«Здравствуй, мама. Вчера мы впервые ощутили весь ужас войны. Я понял, что война это страшная и грязная работа, в которой нет победителей. Вчера на моих руках скончался мой друг Сашка. Мы поднялись в атаку, а через несколько минут он уже лежал на раскисшем от грязи поле, с перерезанным осколком горлом. Кровь лилась сильно, я пытался ее остановить. Вся моя гимнастерка была в крови. Сначала он не чувствовал боли и что-то тихо мне говорил, но потом он начал стонать и кричать. А еще через минуту его тело стало грузным, щеки серыми, дыхание исчезло. Он умер. Его не стало. Скончался. Как же так - только что был рядом и вдруг кончился. Мне стало так больно и страшно… Прости меня, мама, что написал об этом тебе. Но мне очень нужно было с кем-то поделиться.

На последних строчках второго письма участники группы 1 включают музыку Г.Свиридова «Романс».

На фоне музыки актер группы 2 читает второй отрывок поэмы

Мальчик лежал посредине России,

Всех ее пашен, дорог и осин.

Что же ты, взводный? Докажем, осилим.

Вот он фашист - докажи и осиль.

Вот он фашист, оголтело и мощно

Воет его знаменитая сталь.

Знаю, что это почти невозможно.

Знаю, что страшно, но все-таки встань.

Встань, лейтенант!

Слышишь, просят об этом, вновь возникая из небытия,

Дом, весь сияющий солнечным светом.

Город. Отечество. Мама твоя.

Просят твои не рожденные дети.

Просит история.

И тогда

Встал лейтенант и шагнул по планете.

Выкрикнул не по - уставу « Айда!»

Вздрогнул, как будто от сильного ветра,

Падал он медленно, нараспев.

Падал он долго, упал он мгновенно.

Он даже выстрелить не успел.

И для него наступила сплошная

И бесконечная тишина…

Актер группы 5 читает третье письмо.

«Здравствуй мама, пишу тебе с радостным чувством победителя. Вчера наша рота провела несколько успешных операций и вскоре наш родной город будет освобожден. Не знаю почему, но в радости победы у меня страшные предчувствия, что это мой последний бой. Я люблю тебя, мама! Люблю свой город, люблю его особенно весной, когда цветут акации и каштаны, мы с ребятами идем по улице Кирова, едим мороженое, счастливые, беззаботные.

Прощай, дорогая, не поминай лихом, если что. Твой сын Ленька.

Актер группы 1 включает мелодию песни «В осеннем парке городском». Актеры покидают сцену. Музыка продолжает звучать, освещен лишь квадрат парка. Гаснут прожектора, остаются только блики костра, наконец, все замирает.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок спектакль. Урок-спектакль-это такая форма личностно-ориентированной технологии в условиях, в которых наиболее эффективно выражаются личностные смыслы и идеалы школьников. Тему «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Место в учебной теме 10 урок из 12 в теме «Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг»
Урок спектакль. Урок-спектакль-это такая форма личностно-ориентированной технологии в условиях, в которых наиболее эффективно выражаются личностные смыслы и идеалы школьников. Тему «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» iconКонкурс сочинений «Великая Отечественная война 1941-1945 годов в истории моей семьи…»

Урок спектакль. Урок-спектакль-это такая форма личностно-ориентированной технологии в условиях, в которых наиболее эффективно выражаются личностные смыслы и идеалы школьников. Тему «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» iconУроку. Рабочий лист (для групп 1-2) Тема урока
Великая Отечественная война (1941—1945) — война Советского Союза против нацистской Германии и её европейских союзников (Болгарии,...
Урок спектакль. Урок-спектакль-это такая форма личностно-ориентированной технологии в условиях, в которых наиболее эффективно выражаются личностные смыслы и идеалы школьников. Тему «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» iconТема урока: Великая Отечественная война глазами современников и потомков....
Арм (автоматизированное рабочее место) учителя – класс («один ко многим») – фронтальная работа
Урок спектакль. Урок-спектакль-это такая форма личностно-ориентированной технологии в условиях, в которых наиболее эффективно выражаются личностные смыслы и идеалы школьников. Тему «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» iconКонкурс «Летчикам героям ярославского неба»
Великая Отечественная война 1941-1945 годов – главное событие ХХ века. Чем дальше уходит время, тем все более ценными становятся...
Урок спектакль. Урок-спектакль-это такая форма личностно-ориентированной технологии в условиях, в которых наиболее эффективно выражаются личностные смыслы и идеалы школьников. Тему «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» iconПравительство республики марий эл военный комиссариат республики марий эл
...
Урок спектакль. Урок-спектакль-это такая форма личностно-ориентированной технологии в условиях, в которых наиболее эффективно выражаются личностные смыслы и идеалы школьников. Тему «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи: на основе восприятия плакатов, произведений живописи, музыки, фотографий на военную тематику изобразить по представлению...
Урок спектакль. Урок-спектакль-это такая форма личностно-ориентированной технологии в условиях, в которых наиболее эффективно выражаются личностные смыслы и идеалы школьников. Тему «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» icon«Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» и защитить его. Так кафедра...
«Менделеевки». Это и фотоколлажи, и показ кинофильма, и игра в волейбол между командами ветеранов мхти и «Олимпийцами-70-х», сотрудников...
Урок спектакль. Урок-спектакль-это такая форма личностно-ориентированной технологии в условиях, в которых наиболее эффективно выражаются личностные смыслы и идеалы школьников. Тему «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» iconМетодическая разработка изучения темы «История второй мировой и Великой Отечественной войны»
Методическая разработка изучения темы “Вторая Мировая и Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945
Урок спектакль. Урок-спектакль-это такая форма личностно-ориентированной технологии в условиях, в которых наиболее эффективно выражаются личностные смыслы и идеалы школьников. Тему «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» iconВеликая Отечественная война Советского Союза небывалая в истории...
Да, Война – страшное слово. Война…Как много говорит это слово. Война – это страдание матерей, сотни погибших, сотни сирот и семей...
Урок спектакль. Урок-спектакль-это такая форма личностно-ориентированной технологии в условиях, в которых наиболее эффективно выражаются личностные смыслы и идеалы школьников. Тему «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» iconМоу «Никифоровская сош №1» Оглядываясь назад, мы всегда будем помнить тех
На долю России в ХХ веке выпало немало перемен. Это революции, воины, смена правительств, катастрофы, эпидемии. Важнейшим испытанием,...
Урок спектакль. Урок-спектакль-это такая форма личностно-ориентированной технологии в условиях, в которых наиболее эффективно выражаются личностные смыслы и идеалы школьников. Тему «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» icon«Великая Отечественная война: 65 лет памяти»
«Великая Отечественная война: 65 лет памяти» : результаты областного исследования / Волгогр обл юнош б-ка; инновац метод отд.; сост....
Урок спектакль. Урок-спектакль-это такая форма личностно-ориентированной технологии в условиях, в которых наиболее эффективно выражаются личностные смыслы и идеалы школьников. Тему «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Особенно интересно проходят урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-сказка. Они позволяют сделать обучение доступным,...
Урок спектакль. Урок-спектакль-это такая форма личностно-ориентированной технологии в условиях, в которых наиболее эффективно выражаются личностные смыслы и идеалы школьников. Тему «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» iconКредит и его основные формы
Открытый урок – презентация по истории 11 класс. Тема: «Великая Отечественная Война» Учитель Анникова О. В
Урок спектакль. Урок-спектакль-это такая форма личностно-ориентированной технологии в условиях, в которых наиболее эффективно выражаются личностные смыслы и идеалы школьников. Тему «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Финансы и кредит»
Открытый урок – презентация по истории 11 класс. Тема: «Великая Отечественная Война» Учитель Анникова О. В
Урок спектакль. Урок-спектакль-это такая форма личностно-ориентированной технологии в условиях, в которых наиболее эффективно выражаются личностные смыслы и идеалы школьников. Тему «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» iconУрок в 9 классе по теме «Великая Отечественная война»
Цели: 1 изучить ход событий Великой Отечественной войны, ее итоги, основные этапы, познакомить с ключевыми персоналиями


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск