Нашего занятия «Затеси» в произведениях В. Астафьева»





Скачать 72.47 Kb.
НазваниеНашего занятия «Затеси» в произведениях В. Астафьева»
Дата публикации15.09.2014
Размер72.47 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ликургская основная общеобразовательная школа

Буйского муниципального района Костромской области
157063 Костромская область Буйский район с. Ликурга ул. Овражная д.1

«Затеси» в произведениях В.Астафьева.

(Внеклассное чтение – 5-6 классы).

Подготовила Лебедева Людмила Геннадьевна,

учительница русского языка и литературы

Ликургской основной школы.

Цель: сформировать у каждого учащегося знания о «затесях» В.Астафьева.

Задачи:

Обучающие:

- создать условия, чтобы каждый учащийся усвоил понятие «затеси» как нравственный урок В.Астафьева.

- научить детей выделять «затеси» в произведениях писателя.

Воспитательные:

- способствовать формированию чувств у учащихся:

доброты, отзывчивости, ответственности за свои поступки, уважения к старшим.

Развивающие:

- развивать умение находить и понимать «затеси» В.Астафьева,

- развивать умение анализа текста, умение подтвердить текстом своё мнение,

- развивать монологическую речь учащихся.
Ход урока:
1. Тема нашего занятия – «Затеси» в произведениях В.Астафьева».

А что такое «затеси»?

- Зарубки в лесу на деревьях, которые оставляют, чтобы не заблудиться в большом, незнакомом лесу.

Как вы думаете, о каких зарубках пойдёт речь у нас на уроке?

- Зарубки в памяти, которые необходимы человеку в жизни. Есть фразеологизм «Заруби себе на носу», т.е. запомни.
Учитель: Итак, тема урока - «Затеси» в произведениях В.Астафьева» или по-другому: «Нравственные уроки в произведениях В.Астафьева».
Какие задачи мы должны решить на уроке?

  1. Определить, какие «затеси» содержатся в произведениях В.Астафьева.

  2. Ответить на вопрос, нужны ли эти «затеси» Астафьева каждому из нас в жизни.


Кто оставляет зарубки в лесу?

- Опытные проводники: лесники, охотники, т.е. люди, хорошо знающие лес.

Кто может стать опытным проводником в жизни?

- Человек, много повидавший, чтобы мы не потерялись в огромной, незнакомой нам жизни.

Является ли таким проводником Астафьев?

Мы ответим на этот вопрос, прослушав доклад об Астафьеве.
2. Доклад о жизни и творчестве В.Астафьева
Почему же В.Астафьев может стать проводником в нашей жизни?

- прожил долгую, трудную жизнь,

- добился сам многого в жизни, никто ему не помогал,

- освоил много специальностей,

- всегда был честным, жил для счастья других, всегда помогал слабым, тем, кто нуждался в поддержке.

О каких зарубках, нравственных уроках мы уже говорили при изучении произведений Астафьева?

-5 класс, «Васюткино озеро» - «Помни опыт предшествующих поколений, будь благодарным»

- 6 класс, «Конь с розовой гривой» - «Добро всегда побеждает зло, в доброте – сила»
3. Для анализа рассказов делимся на группы (5 и 6 классы или один класс).

Групповая работа.
Какие рассказы вы читали дома?

1 группа – «Зачем я убил коростеля?»

2 группа – «Белогрудка»
Какой нравственный урок вы получили, прочитав данный рассказ?

Какую затесь мы должны сделать в своей памяти?

Работа в группах – 3 мин.
«Зачем я убил коростеля?» - жестокое отношение ко всему живому и позднее раскаяние героя

«Белогрудка» - бездумное отношение к животным. Природа жестоко мстит человеку за такое отношение.
Затесь: «Надо любить и заботиться «о братьях наших меньших» - «Любовь ко всему живому на земле».
Какой рассказ показывает, что животные хорошо чувствуют, как к ним относятся, и испытывают ответные чувства?

- «Гуси в полынье» (или чтение его на уроке)
4. Для анализа рассказов делимся на разновозрастные группы


1 группа – «Древнее, вечное» - читают и называют основную мысль.

2 группа – «И прахом своим» - читают и называют основную мысль.


О чём рассказ?

Какова главная мысль? Подтвердите словами текста.
1 группа – «Мерины и кобылы стояли, обняв­шись шеями, а в середке, меж их теплых боков, опустив головенки, хвосты и желтенькие, еще коротенькие гривы, стояли и спали тонконогие жеребята».

«Другие лошади, сколь я ни смотрел на них, ни разу не потревожились, не пробудились и только плотнее и плотнее жались друг к дружке, обнимались шеями, гре­ли жеребят, зная, что, раз в табуне есть старшой, он и возьмет на себя главную заботу, — сторожить их, спать вполусон, следить за порядком. Коли потребуется, он и разбудит всех, поведет куда надо. А ведь давно не му­жик и не муж этим кобылам старый, заезженный мерин, давно его облегчили люди и как будто избавили от на­добностей природы, обрекли на уединенную, бирючью жизнь. Но вот поди ж ты, нет жеребцов в табуне — и старый мерин, блюдя какой-то нам неведомый закон или зов природы, взял на себя семейные и отцовские заботы».

2 группа – «Елочка долго и трудно будет сверлить пень кореш­ком, пока доберется до земли. Еще несколько лет она будет в деревянной рубашке пня, расти из самого сердца того, кто, возможно, был ее родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.

И когда от пня останется одна лишь труха и сотрут­ся следы его с земли, там, в глубине, еще долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому дерев­цу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей жизни».
Вывод: Всё живое заботится о своём потомстве, чтобы продолжился их род.
Затесь: «Не забывать свои корни… тех, кто дал жизнь. Даже растения и животные заботятся о своём потомстве.
Кластер: Какие же нравственные уроки даёт нам Астафьев?



Прожив долгую жизнь, сделав ошибки, автор подводит читателей к тому, какой ещё урок дала ему жизнь.

Все эти «затеси» объединены в сборнике «Последний поклон». Есть одноимённый рассказ. Вы его читали дома.

Какой смысл вкладывает автор в название рассказа и почему даже сборнику даёт такое же название?


Коллективная работа.

1) О чём жалеет автор? К чему призывает?

«Спешите делать добрые дела».

Будь благодарен своим родным за «уроки», спеши делать добрые дела, иначе можешь не успеть.


Любовь ко всему живому

2) Можно ли по названию рассказа сказать, о чём пойдёт речь?

3) Отражены ли все остальные «затеси» в данном рассказе?


  1. Почему весь сборник рассказов назвал так же? Почему назвал самой «сокровенной»?

Здесь даны главные уроки, которые преподнесла ему жизнь, все «затеси».

Поклон – раньше на Руси так благодарили. Это благодарность, дань памяти людям, которые его вырастили, научили быть на этой земле человеком.

Астафьев хочет, чтобы и другие тоже их знали, а может быть, и учились у них. Этих людей уже нет, и это последнее, что он может сделать для них в благодарность за их самоотверженную любовь, доброту и чуткость – оставить в памяти людей. Поэтому «сокровенная».
Рефлексия. «Вершина знаний».


«Прокляты и убиты»


«Царь-рыба»


«Людочка»


«Фотография, на которой меня нет»

«Конь с розовой гривой»


«Васюткино озеро»

Где вы сейчас находитесь? На какой ступени?

Мы должны достигнуть вершины знаний. В следующих классах мы продолжим изучение «затесей» В.Астафьева.

Вот мы и подошли к концу разговора об Астафьеве и его произведениях. Но это не последняя встреча с ним. Знакомство с его произведениями продолжится в следующих классах.
Подведение итогов. Анкета для учащихся по итогам урока

Цель: выявить позицию ученика на уроке, его удовлетворенность уроком.

Выбери и подчеркни один из вариантов ответа на предложенные вопросы или утверждения:

1 .Проведенный урок

а) очень понравился, хочу еще такой урок!

б) понравился

в) не понравился

г) больше не хочу таких уроков!

2, На этом уроке я больше всего был

а) зрителем, слушателем

б) исполнителем указаний учителя

в) активным участником;

г) работал самостоятельно,

д) консультантом,

е) организатором деятельности разновозрастной группы ребят,

ж) организатором деятельности всего класса

3, На этом уроке учитель был

а) организатором и строгим «требователем»

б) «нянькой»
в) наставником

г) советчиком

д) участником совместной деятельности

е) наблюдателем

4. На следующих уроках я бы хотел

а) чтобы учитель обращал на меня меньше внимания

б) чтобы учитель обращал на меня больше внимания

в) быть более самостоятельным,

г) чаще занимать позицию организатора

5. Мне больше нравится урок, если

а) учитель интересно дает готовые знания

б) если приходится самостоятельно добывать знания из учебной
литературы

в) если на уроке я самостоятельно разрешаю проблемную ситуацию

г) если мы группой или коллективно решаем проблемную
ситуацию

д) если мы работаем в разновозрастной группе


Д/З: написать мини-сочинение «Какие жизненные уроки, «затеси» усвоили вы?»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нашего занятия «Затеси» в произведениях В. Астафьева» iconИсследование средств выразительности произведений В. П. Астафьева
Художественные средства выразительности в произведениях В. П. Астафьева
Нашего занятия «Затеси» в произведениях В. Астафьева» iconКонспект урока литературы в 6 классе «Нравственный выбор моего ровесника...
Воспитательная: Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность
Нашего занятия «Затеси» в произведениях В. Астафьева» iconРеферат Николая Шевченко на тему: «Поэты нашего края»
«Вектор», постоянно посещаю занятия кружка журналистики, печатаюсь на страницах газеты. Часто на занятия нашего кружка приходят Сергей...
Нашего занятия «Затеси» в произведениях В. Астафьева» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Природа нашего края в произведениях художников Владимирской земли (картинная галерея)
Нашего занятия «Затеси» в произведениях В. Астафьева» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Нашего занятия «Затеси» в произведениях В. Астафьева» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Шесть десятилетий, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили нашего интереса к этому историческому событию. Много...
Нашего занятия «Затеси» в произведениях В. Астафьева» iconКонспект занятия по окружающему миру в старшей группе
Много. А сколько профессий знаете вы? А откуда вы знаете о профессиях? Правильно, от родителей, знакомых, смотрите телевизор, слушаете...
Нашего занятия «Затеси» в произведениях В. Астафьева» iconКонспект профориентационного занятия «5 + мы» с учащимися 5-6 классов Вводная часть
Много. А сколько профессий знаете вы? А откуда вы знаете о профессиях? Правильно, от родителей, знакомых, смотрите телевизор, слушаете...
Нашего занятия «Затеси» в произведениях В. Астафьева» iconОтзыв на реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя»
«Россия в произведениях Н. В. Гоголя» (по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»), написанный Ларионовой Дарьей Олеговной, ученицей 10...
Нашего занятия «Затеси» в произведениях В. Астафьева» iconУрок по литературному чтению в 4 классе Тема: Образ природы в произведениях А. К. Толстого Цель
Цель: Сформировать представления учащихся об образе природы в произведениях А. К. Толстого
Нашего занятия «Затеси» в произведениях В. Астафьева» iconУказатель разделен на две части. Мы отдельно выделили ростовских...
Данный указатель, посвящен 70-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Он включает биографии донских писателей-фронтовиков,...
Нашего занятия «Затеси» в произведениях В. Астафьева» iconКонспект интегрированного занятия на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны»
Много. А сколько профессий знаете вы? А откуда вы знаете о профессиях? Правильно, от родителей, знакомых, смотрите телевизор, слушаете...
Нашего занятия «Затеси» в произведениях В. Астафьева» iconГабриэля Гарсиа Маркеса Плужникова Камилла Николаевна
В произведениях позднего периода одним из главных становится мотив беатификации. Именно с ним связана интериоризация мировоззрения...
Нашего занятия «Затеси» в произведениях В. Астафьева» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» факультет биологии, географии и химии
Нашего занятия «Затеси» в произведениях В. Астафьева» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Здравствуйте, ребята. Сегодня цель нашего занятия – изучение нового тактического приема – завлечение
Нашего занятия «Затеси» в произведениях В. Астафьева» iconФгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет...
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск