МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
экономический факультет
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-
методической работе, проф.
_________________Елина Е.Г.
"__" __________________20__ г.
Рабочая программа дисциплины
Философия Направление подготовки
222000 Инноватика
Профиль
Инновационная экономика
Квалификация выпускника
Бакалавр Форма обучения
очная
Саратов
2013 год
1. Цели освоения дисциплины
Курс представляет собой введение в философскую проблематику. Основная цель курса – способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, формированию и эволюции философского мировоззрения и мироощущения. Это связано с решением ряда задач:
развитием у студентов интереса к фундаментальным знаниям,
стимулированием потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности,
усвоением студентами комплекса философских концепций человека, бытия, познания и мирового историко-культурного процесса в их взаимосвязи и развитии.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная дисциплина и относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1). В ее объем входит рассмотрение различных форм бытия; процессов развития природы, общества и сознания; различных сфер социокультурного пространства (науки, искусства, религии и т.д.); мировой философской мысли в её истории; теории и практики общественной коммуникации; процессов познавательной и творческой деятельности; философских аспектов формирования и развития личности.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Философия»
В результате освоения дисциплины «Философия» студент формирует следующие компетенции: должен обладать способностью уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1); способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль личности в истории, политической организации общества (ОК-2); способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); способностью понимать значения гуманистических ценностей для сохранения и развития цивилизации, способностью принять на себя нравственные обязательства по отношению к обществу и природе (ОК-5); способностью к работе в коллективе, способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК-6).
В частности, в результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
предмет, структуру, метод и функции философии;
восточные и западные типы философствования;
основные понятия, категории современной философии;
природу сознания, его социальную сущность;
философские концепции истины;
подсистемы общества, их соотношение;
основные взгляды на место человека в мире;
уметь:
оценивать достижения культуры на основе знания современных философских направлений и школ; осознавать роль основных исторических типов философского познания и осмысления ведущих тенденций эпохи в борьбе против кризиса и упадка цивилизации, культуры и духовности человека;
логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;
вести дискуссии, полемику, диалог;
правильно использовать методы диалектического и формально-логического мышления в профессиональной деятельности;
владеть:
методами логического анализа различного рода суждений и методами философского познания;
навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий и полемики;
навыками работы в коллективе над решением научных проблем.
способностью использовать теоретические общефилософские знания в практической деятельности.
4. Структура и содержание дисциплины «Философия» Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа).
№
п/п
| Раздел дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
Формы промежуточной аттестации
| лекции
| семинары
| сам. работа
| всего
|
| 1.
| Философия и ее историческое развитие
|
|
| 2
| 18
| 30
| 50
|
| 1.1.
| Предмет философии, ее структура и функции
| 3
| 1
| 2
| 2
| 2
|
| опрос, реферат
| 1.2.
| Античная философия
| 3
| 2
|
| 2
| 6
|
| опрос, реферат
| 1.3.
| Философия Средних веков и эпохи Возрождения
| 3
| 3
|
| 2
| 2
|
| опрос, реферат
| 1.4.
| Философия Нового времени и Просвещения
| 3
| 4
|
| 2
| 4
|
| опрос, реферат
| 1.5.
| Немецкая классическая философия
| 3
| 5
|
| 2
| 4
|
| опрос, реферат
| 1.6.
| Европейская философия XIX – начала ХХ века
| 3
| 6
|
| 2
| 4
|
| опрос, реферат
| 1.7.
| Современная европейская философия
| 3
| 7-8
|
| 4
| 6
|
| опрос, реферат
| 1.8.
| Философия в России
| 3
| 9
|
| 2
| 2
|
| опрос, реферат
| 2.
| Теоретическая
философия
|
|
| 16
| 18
| 24
| 58
|
| 2.1.
| Философское учение о бытии
| 3
| 10
| 2
| 4
| 4
|
| опрос, реферат
| 2.2.
| Философское учение о сознании
| 3
| 11
| 2
| 2
| 4
|
| опрос, реферат
| 2.3.
| Теория познания. Истина и ее критерии
| 3
| 12-13
| 2
| 2
| 4
|
| опрос, реферат
| 2.4.
| Философия науки. Методы и формы научного познания
| 3
| 14
| 2
| 2
| 2
|
| опрос, реферат
| 2.5.
| Философская антропология
| 3
| 15
| 2
| 2
| 2
|
| опрос, реферат
| 2.6.
| Социальная философия
| 3
| 16
| 2
| 2
| 4
|
| опрос, реферат
| 2.7.
| Философия истории
| 3
| 17
| 2
| 2
| 2
|
| опрос, реферат
| 2.8.
| Философия и глобальные проблемы современности
| 3
| 18
| 2
| 2
| 2
|
| опрос, реферат
|
|
|
|
|
|
|
| 36
| экзамен
|
| Итого
|
|
| 18
| 36
| 54
| 144
|
|
Раздел 1. Философия и ее историческое развитие ТЕМА 1.1. Предмет философии, ее структура и функции Происхождение термина «философия». Проблематика философии. Природа философского знания. Функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, праксеологическая, аксиологическая, общекультурная. Разделы философии. Методологическая база философии. Источники философии. Миф и религия как специфические типы мировоззрения. Философия как особая форма познавательного отношения к миру. Разделы философии. Место философии в системе научного знания. Философия как форма ценностного сознания и как форма самосознания культуры.
|