Скачать 178.1 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Российской федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» Факультет философии и культурологии Рассмотрено и рекомендовано Утверждаю на заседании кафедры ИФ Декан факультета Протокол № «___»_________200 г. (зам. декана по учебной работе) Зав.кафедрой _______________ «____»_____________________ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСучебной дисциплины«Соотношение религии, философии и науки в Средние века»федерального компонента цикла ОПД По специальности 030101 (020100) ФИЛОСОФИЯ Ростов-на-Дону2009 Пояснительная записка: 1.Цель спецкурса: 1)изучить в деталях гносеологические концепции Френсиса Бэкона и Ренэ Декарта в их сравнении друг с другом; 2) отработать у студентов практические навыки реконструкции сложных теоретических построений посредством анализа оригинальных произведений новоевропейских мыслителей в условиях, когда концепции не разработаны в одном сочинении, а присутствуют во всех произведениях или в виде скрытого теоретического условия разработки различных других тем, или в виде отдельных высказываний, замечаний, концептов, фрагментов построений и т.д. и т.п. 2.Задачи курса: 1)дать студентам углубленное представление о специфике новоеропеской философии в момент её возникновения, об интеллектуальных, идеологических, аксиологических, культурогенных, социально-экономических факторах появления мыслителей новой формации, о личных мотивах их исследований и философствования, о культургенетической роли их идей и теорий, об их влиянии на становление европейской духовной культуры, науки, нового способа ведения хозяйства, изобретения нового политического устройства и нового (вещного) типа социальных связей; 2) проработать изданные на русском языке сочинения Фр. Бэкона и Р. Декарта; освоить навыки формулирования гипотез о наличии в текстах определенного философа тех или иных смыслов; научиться использовать для поиска определённых смыслов научно-справочный аппарат книги: предметный и именной указатели, комментарий, вступительные статьи и послесловия; научиться выделять ключевые термины, представляющие искомый смысл и их синонимический ряд, овладеть навыками накопления высказываний (цитат), прямо или косвенно выражающих искомый смысл, их анализа и сочетания фрагментов смысла в концептуальные образования; приобрести умение обосновывать аутентичность реконструированного смысла тому, что выражено в тексте. 3.Место спецкурса в учебном процессе: специальная дисциплина, рассчитанная завершить подготовку бакалавра по программе концентрации по философии, 7 семестр. 4.Требования к уровню освоения содержания: понять место и роль творчества Бэкона и Декарта (а на их примере и европейской философии вообще) в формировании новоевропейской философии, культуры и цивилизации; освоить навыки самостоятельного изучения оригинальных трудов новоевропейских мыслителей, свободно уяснять их смысл и обсуждать его с коллегами; готовить научные статьи и лекции по темам европейской философии на профессиональном уровне. Программа спецкурса: 1.Формирование предпосылок новоевропейской культуры в эпоху Возрождения 2.Философия Возрождения как теоретическое обоснование светских ценностей и поиск средств их реализации 3Галилей и его программа экспериментально-математического исследования природы 4Ф.Бэкон: обоснование науки как высшей ценности в жизни людей – начало новой философии 5«О достоинстве и приумножении наук» и «Новый Органон» Бэкона: выработка образца науки 6Разработка Бэконом новой, субъект-объектной, гносеологии и нового эмпиризма 7«Новая Атлантида» Бэкона и обоснование идеи науки как социального института 8Декарт – основоположник нового рационализма. Его работы «Правила для руководства ума», «Трактат о свете», «Правила для руководства ума» 9Метафизика Декарта и его “cogito ergo sum” как начало европейской философии самосознания. 10Традиции сравнительного изучения Бэкона и Декарта в историко-философских исследованиях 11Учение Бэкона об ощущениях 12Учение Бэкона о мышлении 13Учение Бэкона о душе 14Учение Бэкона о методах познания 15Учение Декарта об ощущениях 16Учение Декарта о мышлении 17Учение Декарта о душе 18Учение Декарта о методах познания Темы и их краткое содержание: Эпоха Возрождения как подготовка Нового времени. Идеология гуманизма, светская философия и культура, Реформация – факторы формирования личности нового типа. Выдвижение и культивирование новой ценности - права и обязанности человека добиваться счастья и блаженства в земной жизни – генетически исходная ценность и высшая задача европейской культуры и цивилизации. Возрожденческая философия как теоретическое обоснование этой ценности-задачи и теоретическое изыскание средств её реализации. Выработка идей самосовершенствования, религиозной эмансипации, утилитарного изучения природы и построения более совершенного общества – интеллектуальные достижения возрожденческой философии, вплотную подводившие Западную Европу к новой эпохе. Подготовка учения о новом типе знания – утилитарном познании природы – и создание его первых образцов (отраслей). Роль в этом Дж. Бруно (натурфилософия) и Г. Галилея (программа экспериментально-математического исследования природы). Философское обоснование науки как высшей ценности в земной жизни людей («важнейшего дела в Царстве человека» - Фр. Бэкон) – начало новоевропейской философии. «Великое восстановление наук» и «Новый Органон» Фр. Бэкона: выработка «образца» (идеала) науки, критика старого типа знания. Разработка новой субъект-объектной гносеологии, нового эмпиризма (на основе гносеологического парадокса «чувства – единственный источник знания» и «чувства всегда обманывают человека») и новой экспериментально-индуктивной методологии. Создание предпосылок и стимулов разработки новой детальной теории субъекта познания, его познавательных способностей и методов познания. «Новая Атлантида» Ф. Бэкона и разработка идеи науки как социального института, создаваемого и функционирующего при поддержке государства. Модель государства, в котором науки функционируют в статусе «важнейшего дела в Царстве человека» и обеспечивают каждому достойную и благую жизнь (достаток, здоровье, соблюдение человеческого достоинства). Ренэ Декарт как основоположник нового рационализма. Его работы «Трактат о свете», «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе» и разработка в них рационалистического учения о познавательных способностях, о методах познания, об условиях истинного знания. «Метафизические размышления», «Начала философии» и трактат «О страстях души» Р. Декарта. Обоснование им основоположения “cogito ergo sum” («мыслю, следовательно существую») и разработка на его основе дуалистической метафизики как начало европейской философии самосознания и обоснование полной автономии человеческой личности. Традиции сравнительного изучения творчества Ф.Бэкона и Р. Декарта в историко-философских исследованиях. Гегель, Фейербах, Куно Фишер, Виндельбанд; изучение Бэкона и Декарта в традиции отечественной истории новоевропейской философии. Учебно-тематический план семинарских занятий: (самостоятельная работа студентов) Студентам ОЗО предлагается подготовить дома конспекты ответов на вопросы планов семинарских занятий по рекомендованной к ним литературе. Зан. 1. Гносеология Ф.Бэкона. Учение об ощущениях. 1.Разработка идеи субъет-объектной оппозиции в познании (природы). 2.Механизм чувтвенного восприятия. 3.Результат чувственного восприятия, его онтологический сиатус и познавательные возможности, отношение к предмету восприятия. 4.Отношение между чувственным восприятием и другими познавательными способностями и свойствами познающего человека. Литература: 1.Ф.Бэкон. Соч. в 2-х тт. Т.1 и т.2. М., 1973; М., 1978.По предметному указателюнайти страницы со словами: ощущение, чувство, восприятие и близкие к ним посмыслу; вещь, предмет, познаваемое и близкие. 2.Асмус В.Ф. Френсис Бэкон //Асмус В.Ф. Избранные философские труды. М., 1969. 3.Городенский Н.Франциск Бэкон, его учение о методе и эциклопедия философских наук. – Сергиев Посад.-1915. 4.Котарбиньский Т.Основная мысль методологии Бэкона//Котарбиньский Т. Избранные произведения. – М.-1963. 5.Липовой С.П. Курс лекций по истории новоевропейской философии (17- первая половина 18 в.). – Ростов-на-Дону, ИРУ, 1996. 6.Липовой С.П. О роли гносеологии в учении Фр.Бэкона и судьбах эмпиризма//Историко-философский ежегодник,87. – М.-«Наука».-1988. 7.Михаленко Ю.П. Бэкон и его учение. – М.- 1975. 8.Сапрыкин Д.Л. REGNUM HOMINIS.(Имперский проект Френсиса Бэкона). – М. – «Индрик».-2001. 9.Субботин А.Л. Френсис Бэкон. – М.-1975. 10.Фишер К. Реальная философия и её век. Франциск Бэкон Веруламский. – С.-Пб.-1870. Любое современное переиздание. Зан.2.Гносеология Ф.Бэкона.Учение о мышлении. 1.Общая оценка Ф.Бэконом разума как способности человека и как условия его познания. 2.Специфические действия разума (акты мысли), механизмы их осуществления и познавательные возможности. 3.Связь мыслительной деятельности с другими познавательными способностями и различными свойствами человека. 4.Онтологический статус мысли и её отношение к предмету познания. Литература: 1.Ф.Бэкон. Соч. в 2-х тт. Т.1 и т.2. – М.-1973; М.-1978. По предметному указателю страницы со словами: ум, разум, рассудок, интеллект, мысль, мышление и подобрать к ним синонимический ряд. Остальное – см. литературу к зан. №1, в особенности 2, 5,6, 7, 8, 9, 10. Зан3.Гносеология Ф.Бэкона.Учение о душе. 1.Тема и души вообще у Ф.Бэкона. Её место в сочинениях, место и роль понятия души в разработке других тем и концепций. 2.Специально разработанное учение о душе: а) строение (части) души; субстрат души; б) способности души: чувственное восприятие (ощущение), мышление, память; воля, страсти, аффекты, эмоции. 3.Значение учения о душе в гносеологической концепции Ф.Бэкона. Литература: 1.Ф.Бэкон. Соч. в 2-х тт. Т.1 и т.2.-М.-1973; М.-1978. проанализировать по предметному указателю страницы со словами: дух, душа, психея; материя, субстанция, субстрат; воля, страсти, аффекты. Подобрать синонимический ряд к каждому понятию. Остальное – см. литературу к зан. №1. Зан.4.Гносеология Ф.Бэкона. Учение о методах познания. 1. Анализ и оценка Бэконом «орудий познания», используемых в философии и науках до него. 2.Гносеологические и телеологические основания критики традиционных методов познания и подготовка идей нового метода. 3.Эксперимент и индукция – изобретенные Бэконом новые методы познания природы и их гносеологическое обоснование. Литература: 1.Бэкон Ф. Соч. в 2-х тт. Т.1 и т.2.-М.-1973; Ь.-1978. По предметному указателю найти и проанализировать страницы сословами: орудие познания, органон познания, путь познания, методы познания и их синонимический ряд. Остальное – см. литературу к зан. №1. Зан.5. Гносеология Р.Декарта.Учение об ощущениях. 1.Представленность и оценка учения Декарта об ощущениях в историко-философских исследованиях. 2. Эскиз знаковой концепции ощущений в трактате «О свете» и оформление её в знаково-субстанционалистскую в последующих произведениях. 3. Роль ощущений и опыта в познании. Литература:
Зан. 6. Гносеология Декарта. Учение о мышлении.
Литература:
Зан. 7. Гносеология Декарта. Учение о душе
Литература:
Зан. 8. Гносеология Декарта. Учение о методах познания
Литература:
Тематический план курса:
Форма проведения зачета: Отчёт студентов о прохождении спецкурса – подготовка двух рефератов исключительно по произведениям Бэкона и Декарта на обсуждаемые темы. Объём текста реферата 6-8 страниц в компьютерном наборе, размер шрифта – 14, интервал – 1, поля – 2-3-2-1 см, с титульным листом, оглавлением, списком литературы и отсылками в скобках после цитаты к номеру источника в списке литературы и номеру страницы. Данная форма отчёта предлагается с целью научить студентов писать и готовить к публикации научные статьи. Поэтому лучшие рефераты после доработки их преподавателем будут предлагаться к публикации в соавторстве с преподавателем в печати или к выставлению их на странице кафедры (факультета) в Интернете. Темы рефератов – темы или вопросы семинаров (заданий на самостоятельную работу). Список литературы к спецкурсу: ИСТОЧНИКИ:
УЧЕБНИКИ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ:
ИССЛЕДОВАНИЯ: По философии Френсиса Бэкона: 1.Асмус В.Ф. Френсис Бэкон //Асмус В.Ф. Избранные философские труды. М., 1969. 2.Городенский Н.Франциск Бэкон, его учение о методе и эциклопедия философских наук. – Сергиев Посад.-1915. 3.Котарбиньский Т.Основная мысль методологии Бэкона//Котарбиньский Т. Избранные произведения. – М.-1963. 4.Липовой С.П. О роли гносеологии в учении Фр.Бэкона и судьбах эмпиризма//Историко-философский ежегодник,87. – М.-«Наука».-1988. 5.Михаленко Ю.П. Бэкон и его учение. – М.- 1975. 6.Сапрыкин Д.Л. REGNUM HOMINIS.(Имперский проект Френсиса Бэкона). – М. – «Индрик».-2001. 7.Субботин А.Л. Френсис Бэкон. – М.-1975. 8.Фишер К. Реальная философия и её век. Франциск Бэкон Веруламский. – С.-Пб.-1870. Любое современное переиздание. По философии Ренэ Декарта: 1.Асмус В.Ф. Декарт.-М.-1956. 2.Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии: от Аристотеля до Декарта.-М.-1987. 3.Липовой С.П. Курс лекций по истории новоевропейской философии (17 – первая половина 18в.).-Ростов-на-Дону.-ИРУ.-1996. 4.Липовой С.П. В чём суть идеи «картезианского сомнения» и рационалистического метода Декарта?//Философия в вопросах и ответах.-М.-Гардарики.-1999. 5.Липовой С.П. Философия Нового времени//История философии.-Ростов-на-Дону.-Феникс.-2004. 6.ЛяткерА.Я. Декарт.-М.-1975. 7.Мамардашвили М.К. Картезианские размышления.-М.-1993. 8.Рикёр П. Кризис Cogito//Бессмертие философских идей Декарта.-М.-1997. С.14-27. 9.Сартр Ж.-П. Картезианская свобода//Логос.-1996, №8. С. 17-23. 10.Сретенский Н. Лейбниц и Декарт.-Казань.-1915. 11.Фишер К. Декарт. С.-Пб.-1994. Или любое издание. 12.Хёсле В.Декарт: между Я и Богом//Хёсле В. Гении философии Нового времени.-М.-1992. С.12-35. |
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия религии»... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии религии факультета философии и культурологии юфу от «23» апреля 2007 года... | Учебно-методический комплекс Учебной дисциплины «История зарубежной философии» Цели курса: познакомить студентов с философскими идеями второй половины 19 века и начала 20 века, которые позволяют не только осознать... | ||
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия и методология... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта... | Учебно методический комплекс учебной дисциплины «онтология и теория... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 050301. 65.... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «История зарубежной литературы (средние века и эпоха Возрождения)» с другими | Учебно-методический комплекс дисциплины концепции современного естествознания... ... | ||
Ii средние века По сравнению с античность в Средние Века мысли философов образование занимало не так сильно. Но тем не менее они высказывали свои... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов снг» ... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов снг» ... | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины для бакалавров по... Учебно- методический комплекс разработан доктором философских наук, заведующим кафедрой социальной философии Б. И. Буйло в рамках... | Учебно-методический комплекс дисциплины «История религии» Целью данного курса является ознакомительное, сугубо светское изучение феномена религии, начиная с возникновения ее архаичных форм... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры философии «26» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс по Философии Учебно-методический комплекс «Философия» составлен на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных и вузовских... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд ф. 13 Социология религии... Цель и задачи курса – ознакомление студентов с социологией религии как научной дисциплиной, ее основными понятиями и методологическими... | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены |