Речевые инструменты и механизмы идеологизации в сми: воздействующий потенциал манипулирования спецкурс





Скачать 99.76 Kb.
НазваниеРечевые инструменты и механизмы идеологизации в сми: воздействующий потенциал манипулирования спецкурс
Дата публикации15.11.2014
Размер99.76 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Краснова Татьяна Ивановна,

канд. филол. наук, доцент

Кафедра речевой коммуникации

Журналистика, очно-заочная форма, 3 курс

7 семестр

2014-2015 уч. г.
РЕЧЕВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И МЕХАНИЗМЫ ИДЕОЛОГИЗАЦИИ В СМИ: ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ МАНИПУЛИРОВАНИЯ
Спецкурс
Под идеологизацией понимается продвижение идеологически значимых ценностных смыслов через языковые дискурсивно-текстовые образования. Необычность нашего подхода к этому явлению заключается в том, что идеологию мы понимаем широко, в русле концепции ученых круга М. М. Бахтина. Идеология это система ценностей, или идей, не только в политическом плане (дискурсе), но и в других предметно-смысловых планах социального и индивидуального бытия, которые широко представлены в СМИ не тоталитарного общества.

Спецкурс включает два аспекта, в которых феномен идеологизации рассматривается: 1) как распространение в массовом сознании политических доктрин об устройстве и принципах функционирования данного общества, составляющих идеологическую систему, закрепленную в политической практике; 2) как распространение в групповом (массовом) сознании научных, эстетических, этических, предметно-бытийных и др. идей, которые входят в разнообразные идеологические конструкты общественного сознания и существуют в дискурсивной практике различных его субъектов, слоев общества. Понятие «идеологического субъекта» носит общий характер. Существенным является понятие «языковой личности», которое в современных исследованиях рассматривается во взаимодействии ее социальных и коммуникативных ролей.

Для студентов-журналистов изучение и структурно-смысловой анализ идеологических дискурсов может послужить экспликации оценочных механизмов мыслительной работы и идеологии, которой подчинена речевая стратегия говорящего. Идеи могут содержаться в скрытом виде, если речь идет о манипуляциях. Нужно понимать, что в любой сфере специфика работы журналиста состоит в том, что она, так или иначе, идеологически осмыслена и только поэтому прагматически направлена, то есть имеет цель. Задачам конкретной идеологии служит оценка. Она же выполняет функцию связующего звена между ментальной сферой языковой личности и социально-культурным контекстом. Медиадискурс входит в сложную по своим ценностным ориентациям историко-культурную среду, обладающую объектами, которые проявляют свойство к противоположению. Разновидности политического дискурса («оппозитивный», «провокативный», «обвинительный», «защитительный», «состязательный») как и др. виды дискурсов, которые с большим или меньшим успехом действуют в идеологически конкурентной среде, будут находиться в фокусе нашего внимания. При изучении риторического аспекта дискурса рассматриваются самые значимые для выражения главных идей средства и приемы.

Спецкурс поможет его участникам получить представление о технике создания журналистского текста актуальной проблематики, приобрести навыки адекватного восприятия и разбора высказываний с точки зрения соответствия речевых и неречевых изобразительно-выразительных средств смыслу сообщаемого; расширить свой кругозор в контексте необходимых для анализа материалов СМИ культурологических знаний.
Список авторских публикаций по теме спецкурса


  1. Краснова Т. И. Аргументация в публицистическом тексте: жанрово-стилистический аспект. – Свердловск, 1992 (в соавторстве с Л. М. Майдановой и др.)

  2. Краснова Т. И. Выражение концепции коммерческого издания в ключевых словах // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. Вып. Х. - СПб. 2009.

  3. Краснова Т. И. Дискурс-ориентированный контекстный подход: вспомогательная роль идеологии в дискурсе о языке (социологическое направление) // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика. Вып. Х1. 2010, С. 101-108.

  4. Краснова Т. И. Другой голос: анализ газетного дискурса русского зарубежья 1917-1920 (22) гг. - СПб, 2011.

  5. Краснова Т. И. Идеологические аспекты языка газеты // Подготовка журналистских кадров (опыт, история, проблемы). – СПб, 1992.

  6. Краснова Т. И. Именование в сфере культуры // Современный русский язык и особенности его функционирования в различных сферах общения. – СПб, 2011, С. 47-55.

  7. Краснова Т. И. Импликация. Пресуппозиция. Подтекст // Языковое и литературное образование в школе и в вузе. – СПб., 1997.

  8. Краснова Т. И. Ключевые смыслы современных медиатекстов // Известия Уральского государственного университета. Сер.1. Проблемы образования, науки и культуры. Вып. 19. № 40. 2006. С. 210-214.

  9. Краснова Т. И. К вопросу об историко-культурном разграничении понятий «ментальность» и «менталитет» (эпоха революционного кризиса) // Журналистика в мире политики: ценностный раскол и согласие. – СПб, 2012, С. 73-82.

  10. Краснова Т. И. К вопросу о структурах знания и мнения в эмигрантском газетном дискурсе эпохи кризиса // Русский язык и культура речи: прошлое, настоящее, будущее. СПб, 2008, С. 51-69.

  11. Краснова Т. И. Коммерческая газета эпохи 1-й мировой войны и революции // Психология, коммерция, дизайн: актуальные проблемы подготовки специалистов. – СПб, 2008, С. 162-190.

  12. Краснова Т. И. Контраст как ведущий прием речевого развертывания сюжета в фельетоне // Журналист. Пресса. Аудитория. Вып. 3. - Л. 1986. С. 112-118.

  13. Краснова Т. И. К проблеме исследования идеологического дискурса газет русского зарубежья эпохи кризиса // Русистика и современность. Т. 1. Лингвокультурная и межкультурная коммуникация. – СПб, 2011, С. 372-377.

  14. Краснова Т. И. Модус существования и мироощущение автора в пространстве культуры // Русистика и современность. СПб, 2005.

  15. Краснова Т. И. Оппозитивность в структуре коммуникации (на материале эмигрантских газет эпохи кризиса) // Вестник Пермского государственного университета. Сер. заруб. и русская филология. 2011. № 1, С. 107-112.

  16. Краснова Т. И. Пушкин в Зарубежной России // Вестник Санкт-Петербургского госуд. ун-та. 2000. Серия 2 (№ 9), С. 108-112.

  17. Краснова Т. И. Речевые стереотипы российской массовой культуры // Невский наблюдатель. – СПб., 2000, № 1 (5), С. 35-42.

  18. Краснова Т. И. Роль композиционного анализа в исследовании жанрового стиля // Вестник Ленинградского госуд. ун-та. 1981. № 4, С. 111-113.

  19. Краснова Т. И. Стиль – категория прагматическая (идеографические аспекты стиля) // Разновидности текста в функционально-стилистическом аспекте. – Пермь, 1994, С. 29-35.

  20. Краснова Т. И. Субъективность в системе знаний и представлений // Невский наблюдатель. – СПб, 2002., № 1, С. 34-40.

  21. Краснова Т. И. Субъективность - модальность. - СПб, 2002.

  22. Краснова Т. И. Типы отрицательных высказываний в публицистическом тексте // Современная наука и журналистика. – СПб, 1991.

  23. Краснова Т. И. Язык художественной публицистики. – Л., 1983 (в соавторстве).


План лекционных занятий
Занятие 1. Концепции идеологии (как системы идей; научной идеологии; системы иллюзорных представлений; формы ложного сознания; идеологического мифа, «маниакальной» идеологии). Понятие идеологизации в СМИ, диалогичность и смысловая структура медиатекста. Идеологизация как ценностный коммуникативный процесс в свете ведущих функций коммуникации. Идеологизация в тоталитарном обществе. Манипуляция как проведение ложной (или лживой) идеи.

Занятие 2. Инструментальная функция языка. Субъект речи и субъект идеологии, понятия «дискурс» и «позиция субъекта» в дискурсе. Ценностный аспект языковой личности; экспрессивный ресурс идеологии. Модальность и рационализация аффективных состояний. Дискурс страстей и его структурно-речевые признаки. Роль модализации в процессе порождения идеологизированной речи.

Занятие 3. «Точка зрения» и понятие интерпретации. Роль контекста и виды контекстов (внешний, внутренний; исторический, социокультурный, психологический). Механизмы влияния контекста на язык дискурса (прецедентность как прием повышения авторитетности высказывания)).

Занятие 4. Ключевые слова (политические константы) и ключевые смыслы; концепты как инструмент измерения ценностей в дискурсе. Ключевые смыслы современных медиатекстов. Понятие квантования в стилистике. Кванторное слово в пропагандистской публицистике.

Занятие 5. Ценностные ориентиры языковой личности и механизмы риторической организации текста. Метафора в качестве приема речевого воздействия и манипулирования. Синтаксико-стилистические риторические механизмы оппозитивности.

Занятие 6. Аргументация и ее приемы. Комический ресурс идеологизации текста.

Занятие 7. Образность сценарного типа и сюжетосложение. Части сюжетной композиции, используемые для проведения идей.

Занятие 8. Манипуляция как лингвистическое явление, ее гибкость, изменчивость и способность к адаптации. Языковые механизмы манипулятивного воздействия (базовые оппозиции и приемы).
Список вопросов к зачету


  1. Концепции идеологии. Идеологизация в тоталитарном обществе и механизмы языковой самообороны.

  2. Диалогичность и смысловая структура медиатекста. «Ответная позиция» как механизм в процессе выражения идеологических предпочтений в тексте.

  3. Дискурс страстей и его структурно-речевые признаки. Роль речевых средств и механизмов модализации в процессе порождения текста в идеологическом дискурсе.

  4. Манипуляция как прием в дискурсных механизмах господства и подчинения. Специфика манипулятивного воздействия.

  5. Механизмы риторической организации текста. Оценочные средства и речевые приемы в материалах полемической направленности.

  6. Открытая и косвенная форма выражения противодействия в свете проблемы «речевая агрессия в СМИ» (роль эвфемизации в речи).

  7. Словесно-логическое и наглядно-образное представление идеи: стилистические и сюжетные средства передачи конфликта в медиатексте.

  8. Понятие квантования в механизме стилистики художественной речи. Кванторное слово в пропагандистской публицистике.

  9. Механизмы экспрессивности (типы выдвижения). Интерпретация текста как установление иерархии его частей. Экспрессивная лексика и синтаксис в медиатекстах с концептом «Неприятие».

  10. Лингвистический механизм комического эффекта идеологизации.


Текущая аттестация
Посещение лекций обязательно. По темам пропущенных занятий студент должен подготовить реферат.

Рефераты сдаются на проверку в письменном виде не позднее чем за неделю до зачета.

Студент, не ликвидировавший задолженность по текущей аттестации, к сдаче зачета не допускается.
Критерии оценки (зачет)
Зачет сдается по результатам собеседования (2 часа).

Оценка «Зачет» ставится, если студент активно работал на занятиях, пропустил не более двух занятий и выполнил рефераты по пропущенным темам в срок и на высоком уровне, то есть знаком с литературой, изучил и понял материал, сформировал и обосновал собственную позицию.

Оценка «Незачет» ставится, если студент пропустил более половины занятий, рефераты выполнил плохо (материал изучен поверхностно).
Список основной литературы


  1. Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. – СПБ, 1999.

  2. Баранов А. Г. Функционально-прагматическая концепция текста. – Ростов н/Д, 1993.

  3. Блакар P. M. Язык как инструмент власти / Р. М. Блакар // Язык и моделирование социального взаимодействия. – М., 1987. С. 88–124.

  4. Вайнрих Х. Лингвистика лжи // Язык и моделирование социального взаимодействия. – М., 1987. С. 44–87.

  5. Вежбицкая А. Антитоталитарный язык в Польше: механизмы языковой самообороны // Вопросы языкознания. 1993. № 4. С. 107–126.

  6. Ворошилова М. Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению. – Екатеринбург, 2013.

  7. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М., 2005.

  8. Греймас А.-Ж., Фонтаний Ж. Семиотика страстей: от состояния вещей к состоянию души. – М., 2007

  9. Дзюба Е. В. Концепт «ум» в русской лингвокультуре. – Екатеринбург, 2011.

  10. Какорина Е. В. Стилистический облик оппозиционной прессы // Русский язык конца ХХ столетия (1985–1995). - М., 1996. С. 409–425.

  11. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. М. : Наука, 1987.

  12. Лазарева Э. А. Профессиональные коммуникации. Краткий курс. Ключевые слова, максимы, правила. – Екатеринбург, 2013.

  13. Михалева О. Л. Политический дискурс: специфика манипулятивного воздействия. – М., 2009.

  14. Садуов Р. Т. Феномен политического дискурса Барака Х. Обамы: лингвокультурологический анализ. – Уфа, 2012.

  15. Слово и ключевые смыслы в современных медиа-текстах. – Екатеринбург, 2004.

  16. Спиридовский О. В. Лингвокультурные характеристики президентской риторики как вида политического дискурса; серия монографий «Аспекты языка и коммуникации». – Воронеж, 2011.

  17. Чудинов А. П. Очерки по современной политической метафорологии. – Екатеринбург, 2013.

  18. Шаховский В. И. Голос эмоций в языковом круге homo sentiens. – М., 2012.


Список дополнительной литературы


  1. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. – М., 1999.

  2. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. - М., 1989.

  3. Виноградов В. В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // В. В. Виноградов. Избранные труды : исслед. по рус. грамматике. – М.: Наука, 1975. С. 53–87.

  4. Володина М. Н. Язык массовой коммуникации – особый язык социального взаимодействия / М. Н. Володина // Язык средств массовой информации / под ред. М. Н. Володиной. – М. : Академ. Проект, 2008. С. 27–47.

  5. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. – М., 2006.

  6. Гаспаров Б. М. Язык. Память. Образ: лингвистика языкового существования / Б. М. Гаспаров. – М.: Нов. лит. обозр., 1996.

  7. Грицанов А. А. Идеология // Новейший философский словарь. – Минск, 1998. С. 256–257.

  8. Гудков Д. Б. Прецедентные феномены в текстах политического дискурса // Язык средств массовой информации. – М., 2008. С. 401–418.

  9. Демьянков В. З. Политический дискурс как предмет политологической филологии // Политическая наука. 3. Политический дискурс: история и современные исследования. – М.: ИНИОН РАН, 2002. С. 32–43.

  10. Казин А. Л. Искусство и истина // Новый мир. 1989. № 12. С. 235–245.

  11. Полярность в культуре / сост. В. Е. Багно, Т. А. Новичкова. СПб, 1996. Речевая агрессия и гуманизация общения в средствах массовой информации. – Екатеринбург, 1997.

  12. Рождественский Ю. В. Принципы современной риторики. – М., 2003.

  13. Шляхов В. И. Сценарная основа речевого общения: Технология обучения. – М., 2010.

  14. Шмелева Т. В. Модус и средства его выражения в высказывании // Идеографические аспекты русской грамматики. – М., 1988. С. 168–202.

  15. Эпштейн М. Н. Идеология и язык / М. Н. Эпштейн // Вопросы языкознания. 1991. № 6. С. 19–33.


Перечень иных информационных источников


  1. Аксючиц В. Под сенью креста. YIII О природе зла. Идеологизация зла. www.regels.org/p 1017.htm

  2. Вежбицкая А. Толкование эмоциональных концептов. http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/8/80/10008269.htm

  3. Кибрик, А., Паршин, П. Дискурс http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/7/75/1008254.htm

  4. Степанов Ю. С. Концепт // Электронная Библиотека МГУ: теория языка. URL: http://genhis.philol.msu.ru/article_120.shtml














Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Речевые инструменты и механизмы идеологизации в сми: воздействующий потенциал манипулирования спецкурс iconКрупнейшие города в территориально-хозяйственной системе юга россии:...

Речевые инструменты и механизмы идеологизации в сми: воздействующий потенциал манипулирования спецкурс iconПрограмма по учебному предмету по. 02
«Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты»
Речевые инструменты и механизмы идеологизации в сми: воздействующий потенциал манипулирования спецкурс iconПрограмма по учебному предмету по. 02
«Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты»
Речевые инструменты и механизмы идеологизации в сми: воздействующий потенциал манипулирования спецкурс iconИнструменты рисования и редактирования. Ретушь изображений
Инструменты рисования – инструменты, с помощью которых изменяются цвета пикселей в изображении по траектории движения курсора
Речевые инструменты и механизмы идеологизации в сми: воздействующий потенциал манипулирования спецкурс iconДополнительные общеобразовательные программы в области музыкального...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Речевые инструменты и механизмы идеологизации в сми: воздействующий потенциал манипулирования спецкурс iconПрограммы в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Речевые инструменты и механизмы идеологизации в сми: воздействующий потенциал манипулирования спецкурс iconПояснительная записка Спецкурс «Педагогическая деонтология»
Спецкурс «Педагогическая деонтология» представляет собой дисциплину, в которой представлена систематизация знаний, касающихся
Речевые инструменты и механизмы идеологизации в сми: воздействующий потенциал манипулирования спецкурс iconБрендинг и брендбилдинг Спецкурс Спецкурс «Брендинг и брендбилдинг»
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Речевые инструменты и механизмы идеологизации в сми: воздействующий потенциал манипулирования спецкурс iconБрендинг и брендбилдинг спецкурс Спецкурс «Брендинг и брендбилдинг»
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Речевые инструменты и механизмы идеологизации в сми: воздействующий потенциал манипулирования спецкурс iconОбразовательная программа в области музыкального искусства «духовые и ударные инструменты»
«Специальность» по виду «ударные инструменты», далее – «Специальность (ударные инструменты)» разработана на основе и с учетом федеральных...
Речевые инструменты и механизмы идеологизации в сми: воздействующий потенциал манипулирования спецкурс iconДополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы...
Г. А. Жуковская, заведующая теоретическим отделом Детской музыкальной школы Академического музыкального колледжа при Московской государственной...
Речевые инструменты и механизмы идеологизации в сми: воздействующий потенциал манипулирования спецкурс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: речевые способности к анализу, к сравнению и сопоставлению, речевые способности формулировать грамматическое правило и выявлять...
Речевые инструменты и механизмы идеологизации в сми: воздействующий потенциал манипулирования спецкурс icon1. Диагностический пакет «Личностный потенциал» Программа «Личностный...
Впрочем, в любом деле быть профессионалом значит уметь творчески мыслить, искать нетривиальные пути, постоянно расти над собой и...
Речевые инструменты и механизмы идеологизации в сми: воздействующий потенциал манипулирования спецкурс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Совершенствование навыков употребления в речи лексических и фразеологических единиц по теме «сми». Выражение своего отношения к сми,...
Речевые инструменты и механизмы идеологизации в сми: воздействующий потенциал манипулирования спецкурс iconПояснительная записка Дисциплина «Финансовые инструменты инвестирования в реальные активы»
Финансовые инструменты инвестирования в реальные активы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов магистерской...
Речевые инструменты и механизмы идеологизации в сми: воздействующий потенциал манипулирования спецкурс iconУрок закрепления-повторения Защита проектов По теме «Средства массовой информации в нашей жизни»
Социокультурный аспект – знакомство с мнениями одноклассников о том, какое место занимают сми в нашей жизни, характеристикой различных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск