Скачать 99.76 Kb.
|
Краснова Татьяна Ивановна, канд. филол. наук, доцент Кафедра речевой коммуникации Журналистика, очно-заочная форма, 3 курс 7 семестр 2014-2015 уч. г. РЕЧЕВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И МЕХАНИЗМЫ ИДЕОЛОГИЗАЦИИ В СМИ: ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ МАНИПУЛИРОВАНИЯ Спецкурс Под идеологизацией понимается продвижение идеологически значимых ценностных смыслов через языковые дискурсивно-текстовые образования. Необычность нашего подхода к этому явлению заключается в том, что идеологию мы понимаем широко, в русле концепции ученых круга М. М. Бахтина. Идеология это система ценностей, или идей, не только в политическом плане (дискурсе), но и в других предметно-смысловых планах социального и индивидуального бытия, которые широко представлены в СМИ не тоталитарного общества. Спецкурс включает два аспекта, в которых феномен идеологизации рассматривается: 1) как распространение в массовом сознании политических доктрин об устройстве и принципах функционирования данного общества, составляющих идеологическую систему, закрепленную в политической практике; 2) как распространение в групповом (массовом) сознании научных, эстетических, этических, предметно-бытийных и др. идей, которые входят в разнообразные идеологические конструкты общественного сознания и существуют в дискурсивной практике различных его субъектов, слоев общества. Понятие «идеологического субъекта» носит общий характер. Существенным является понятие «языковой личности», которое в современных исследованиях рассматривается во взаимодействии ее социальных и коммуникативных ролей. Для студентов-журналистов изучение и структурно-смысловой анализ идеологических дискурсов может послужить экспликации оценочных механизмов мыслительной работы и идеологии, которой подчинена речевая стратегия говорящего. Идеи могут содержаться в скрытом виде, если речь идет о манипуляциях. Нужно понимать, что в любой сфере специфика работы журналиста состоит в том, что она, так или иначе, идеологически осмыслена и только поэтому прагматически направлена, то есть имеет цель. Задачам конкретной идеологии служит оценка. Она же выполняет функцию связующего звена между ментальной сферой языковой личности и социально-культурным контекстом. Медиадискурс входит в сложную по своим ценностным ориентациям историко-культурную среду, обладающую объектами, которые проявляют свойство к противоположению. Разновидности политического дискурса («оппозитивный», «провокативный», «обвинительный», «защитительный», «состязательный») как и др. виды дискурсов, которые с большим или меньшим успехом действуют в идеологически конкурентной среде, будут находиться в фокусе нашего внимания. При изучении риторического аспекта дискурса рассматриваются самые значимые для выражения главных идей средства и приемы. Спецкурс поможет его участникам получить представление о технике создания журналистского текста актуальной проблематики, приобрести навыки адекватного восприятия и разбора высказываний с точки зрения соответствия речевых и неречевых изобразительно-выразительных средств смыслу сообщаемого; расширить свой кругозор в контексте необходимых для анализа материалов СМИ культурологических знаний. Список авторских публикаций по теме спецкурса
План лекционных занятий Занятие 1. Концепции идеологии (как системы идей; научной идеологии; системы иллюзорных представлений; формы ложного сознания; идеологического мифа, «маниакальной» идеологии). Понятие идеологизации в СМИ, диалогичность и смысловая структура медиатекста. Идеологизация как ценностный коммуникативный процесс в свете ведущих функций коммуникации. Идеологизация в тоталитарном обществе. Манипуляция как проведение ложной (или лживой) идеи. Занятие 2. Инструментальная функция языка. Субъект речи и субъект идеологии, понятия «дискурс» и «позиция субъекта» в дискурсе. Ценностный аспект языковой личности; экспрессивный ресурс идеологии. Модальность и рационализация аффективных состояний. Дискурс страстей и его структурно-речевые признаки. Роль модализации в процессе порождения идеологизированной речи. Занятие 3. «Точка зрения» и понятие интерпретации. Роль контекста и виды контекстов (внешний, внутренний; исторический, социокультурный, психологический). Механизмы влияния контекста на язык дискурса (прецедентность как прием повышения авторитетности высказывания)). Занятие 4. Ключевые слова (политические константы) и ключевые смыслы; концепты как инструмент измерения ценностей в дискурсе. Ключевые смыслы современных медиатекстов. Понятие квантования в стилистике. Кванторное слово в пропагандистской публицистике. Занятие 5. Ценностные ориентиры языковой личности и механизмы риторической организации текста. Метафора в качестве приема речевого воздействия и манипулирования. Синтаксико-стилистические риторические механизмы оппозитивности. Занятие 6. Аргументация и ее приемы. Комический ресурс идеологизации текста. Занятие 7. Образность сценарного типа и сюжетосложение. Части сюжетной композиции, используемые для проведения идей. Занятие 8. Манипуляция как лингвистическое явление, ее гибкость, изменчивость и способность к адаптации. Языковые механизмы манипулятивного воздействия (базовые оппозиции и приемы). Список вопросов к зачету
Текущая аттестация Посещение лекций обязательно. По темам пропущенных занятий студент должен подготовить реферат. Рефераты сдаются на проверку в письменном виде не позднее чем за неделю до зачета. Студент, не ликвидировавший задолженность по текущей аттестации, к сдаче зачета не допускается. Критерии оценки (зачет) Зачет сдается по результатам собеседования (2 часа). Оценка «Зачет» ставится, если студент активно работал на занятиях, пропустил не более двух занятий и выполнил рефераты по пропущенным темам в срок и на высоком уровне, то есть знаком с литературой, изучил и понял материал, сформировал и обосновал собственную позицию. Оценка «Незачет» ставится, если студент пропустил более половины занятий, рефераты выполнил плохо (материал изучен поверхностно). Список основной литературы
Список дополнительной литературы
Перечень иных информационных источников
|
Крупнейшие города в территориально-хозяйственной системе юга россии:... | Программа по учебному предмету по. 02 «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты» | ||
Программа по учебному предмету по. 02 «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты» | Инструменты рисования и редактирования. Ретушь изображений Инструменты рисования – инструменты, с помощью которых изменяются цвета пикселей в изображении по траектории движения курсора | ||
Дополнительные общеобразовательные программы в области музыкального... Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета | Программы в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные... Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета | ||
Пояснительная записка Спецкурс «Педагогическая деонтология» Спецкурс «Педагогическая деонтология» представляет собой дисциплину, в которой представлена систематизация знаний, касающихся | Брендинг и брендбилдинг Спецкурс Спецкурс «Брендинг и брендбилдинг» Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | ||
Брендинг и брендбилдинг спецкурс Спецкурс «Брендинг и брендбилдинг» Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | Образовательная программа в области музыкального искусства «духовые и ударные инструменты» «Специальность» по виду «ударные инструменты», далее – «Специальность (ударные инструменты)» разработана на основе и с учетом федеральных... | ||
Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы... Г. А. Жуковская, заведующая теоретическим отделом Детской музыкальной школы Академического музыкального колледжа при Московской государственной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: речевые способности к анализу, к сравнению и сопоставлению, речевые способности формулировать грамматическое правило и выявлять... | ||
1. Диагностический пакет «Личностный потенциал» Программа «Личностный... Впрочем, в любом деле быть профессионалом значит уметь творчески мыслить, искать нетривиальные пути, постоянно расти над собой и... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Совершенствование навыков употребления в речи лексических и фразеологических единиц по теме «сми». Выражение своего отношения к сми,... | ||
Пояснительная записка Дисциплина «Финансовые инструменты инвестирования в реальные активы» Финансовые инструменты инвестирования в реальные активы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов магистерской... | Урок закрепления-повторения Защита проектов По теме «Средства массовой информации в нашей жизни» Социокультурный аспект – знакомство с мнениями одноклассников о том, какое место занимают сми в нашей жизни, характеристикой различных... |