Мифологическое сознание как способ освоения мира





Скачать 458.52 Kb.
НазваниеМифологическое сознание как способ освоения мира
страница1/3
Дата публикации08.01.2015
Размер458.52 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ

На правах рукописи

ПИВОЕВ Ваcилий Михайлович
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КАК СПОСОБ ОСВОЕНИЯ МИРА
Специальность 09.00.11 "социальная философия"
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук

Москва - 1993

Работа выполнена в Петрозаводской государственной консерватории.
Официальные оппоненты - доктор философских наук, профессор КЕЛЛЕ В. Ж.

доктор философских наук, профессор ОГАНОВ А. А.

доктор философских наук, профессор ГУРЕВИЧ П. С.

Ведущая организация - Московский государственный педагогический университет, кафедра философии
Защита состоится "___" ____________.1993 г. на заседании Специализированного совета Д.002.29.II по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Институте философии РАН по адресу: 121019, Москва, ул. Волхонка, 14.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института философии РАН.

Автореферат разослан "___" ________________ 1993 г.

Ученый секретарь

Специализированного совета,

кандидат философских наук Крылова И. А.
3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Объектом исследования в диссертации является социальная жизнь, общества. "Жизнь" при этом понимается в ее имманентном иррациональном качестве в духе традиций "философии жизни".

Понимание метафизики и философии М.Хайдеггер связывал со словами Новалиса "Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома". Что значит "быть дома"? Человек осваивает мир, делает его "своим", удобным, безопасным. Иначе говоря, задачу философии следует видеть в интеллектуально-духовном освоении мира. Эта функция духовного освоения мира изначально принадлежала мифологии, которая продолжает по-своему выполнять и сегодня.

Под "освоением" диссертант понимает такое осмысление мира человеком, которое создает наиболее благоприятные и оптимальные условия для жизни социальной общности. "Освоение" - это изучение, познание мира и ценностное самоопределение в нем, создание такой картины мира, которая обеспечивала бы гарантированное пропитание и безопасные условия существования человека и развития культуры.

Предметом исследования является мифологическое сознание и мифология, которые функционируют в общественном сознании и практике социальной жизни. Мифологическое сознание исследуется как форма такого освоения (осмысления) мира, где иррациональные компоненты играют доминирующую роль, поэтому работа имеет методологическую направленность на изучение иррациональных сторон сознания и социальной жизни.

Актуальность темы
Актуальность исследования определяется потребностями изучения, осмысления характера современной социальной жизни, закономерностей формирования и функционирования мифологических компонентов современного общественного сознания и прак-
4

тики социальной жизни, которые способствовали установлению того или иного политического режима, воодушевляли народные массы на "исторические свершения" и провоцировали жестокий террор, вдохновляли художников на творчество, соблазняли людей иллюзиями и надеждами.

Актуальность исследования проблем мифологического сознания определяется также тем, что в настоящий момент рухнула мономифологическая картина мира и происходит поиск и выстраивание полимифологической картины, в которой переплетаются различные мифологические представления и системы, в том числе религиозные. Возникают закономерные вопросы: мифология ли это? а если мифология, то чем она отличается от древней, в чем причины ее живучести?

Исследованием мифологии с разных точек зрения занимаются специалисты по этнографии, филологии, политологии, теологии, культурологии, психологии и социологии. В связи с этим возникает необходимость в обобщенной теории мифа и мифологического сознания, чтобы обеспечить взаимопонимание специалистов разного профиля. Вместе о тем осмысление мифологии и ее функционирования в социальной жизни дает возможность исследовать методологические проблемы иррационального освоения, познания и осмысления мира, актуальность которого трудно переоценить в связи с отказом от монополизма рациональной методологической программы и осознанием "радикального плюрализма" современной ("постмодернистской") культуры.

Степень изученности проблемы
Первые попытки исследования причин появления мифологии относятся к античности (Аристотель, Олимпиодор Младший, Эвгемер). Вплоть до эпохи Просвещения слово "миф" имело уничижительный оттенок. Переоценка мифа начинается с "Новой науки" Дж. Вико, а после работ романтиков, Р. Эмерсона и Ф. Ницше начинается научное изучение мифологии (Ф. Шеллинг, Я. Гримм, Э. Тайлор, Г. Спенсер, Ю. Липперт, В. Вундт, А. Кун, М. Мюллер, Дж. Фрэзер и др.).

В отечественной науке наиболее активно исследовали миф
5

фольклористы и этнографы Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев, О. Ф. Миллер, А. Н. Снегирев, М. Д. Чулков, И. П. Сахаров, И. Е. Забелин, С. В. Максимов, В. И. Даль, Д. К. Зеленин, А. Н. Веселовский, В. Я. Пропп.

В последние годы интерес к мифологии в нашей стране усилился, появляются работы, анализирующие миф с позиций лингвистики и палеорелигиоведения (Вяч. Вс. Иванов, В. Н. Топоров), этнографии и фольклора (Е. М. Мелетинский, Б. Н. Путилов, И. М. Дьяконов, Г. Л. Пермяков, Б. Л. Рифтин, Е. А. Костюхин, П. А. Гринцер, Г.А.Ткаченко, Е. С. Котляр, С. Л. Невелева, Е. Б. Вирсаладзе, Е. С. Новик, Е. М. Неёлов, Н. А. Криничная, С. С. Парамов), психологии (А. М. Пятигорский), литературоведения и искусствознания (Н. Ф. Ветрова, Е. Г. Яковлев, А. А. Тахо-Годи, Н. В. Григорьев), религиоведения и атеизма (Д. М. Угринович, К. К. Платонов, С. А. Токарев, А. Г. Химченко, В. П. Римский, Ш. А. Эситашвили, Б. А .Ярочкин, В. В. Патерыкина и др.), философии (М. И. Шахнович, С. Г. Лупан, О. Т. Кирсанова), социологии и социальной философии (М. А. Лифшиц, П. С. Гуревич, А. В. Гулыга, Г. Х. Шенкао, И. А. Третьяков, А. А. Карягин, А. Ф. Елыманов и другие).

В числе первых применили термин "миф" к явлениям социальной жизни Ф. Ницше и Ж. Сорель. В русской философии осмысление мотивов и побуждений, которыми руководствовались народные массы в социальной жизни предпринял Н. А. Бердяев. Он высказывал догадки о том, что среди этих мотивов ведущую роль играют мифы. Немало ценных наблюдений и замечаний о сущности, характере и функциях современной мифологии содержится в работах французского филолога Р. Барта. Большую теоретическую и методологическую значимость для философского осмысления закономерностей возникновения, становления и функционирования социальной мифологии, с точки зрения диссертанта, имеют работы С. С. Аверинцева, исследования логики мифа Я. Э. Голосовкера и В. В. Налимова, анализ символических форм мифа Э. Кассирера, исследование Ф. Х. Кессиди становления логоса из мифа, понимание А.Ф.Лосевым мифа как имени, исследование К. Леви-Стросом бинарных мифологем, обстоятельные исследования различных мифологических систем Е. М. Мелетинского, психологический подход Д. М. Угриновича к религиозной мифологии и его противопоставление древней мифологии и практического сознания, глубокие идеи П. А. Флоренского

6

о генезисе мифа и его роли в религии, замечательные наблюдения и интерпретация смысла ранних этапов становления мифологии О. М. Фрейденберг, идеи К. Г. Юнга и Э. Фромма об "архетипах коллективного бессознательного" и роли сновидений в генезисе мифологии, анализ М. Элиаде функций мифа в древней обрядовой практике.

Различные аспекты социальной мифологии рассматривали в последние годы Э. А. Араб-Оглы, Э. Я. Баталов, Ю. Н. Давыдов, О. А. Феофанов. Плодотворные идеи о характере мифотворчества в обыденном сознании принадлежат Н. С. Автономовой. Наиболее содержательная работа, специально посвященная исследованию социальной мифологии, опубликована П. С. Гуревичем (см.: Гуревич П. С. Социальная мифология. - М., 1983). Своей задачей он ставил анализ взаимоотношений мифологии и идеологии, генезиса понятия "идеологии", эволюции западных социально-философских воззрений на идеологию и роль мифологии как ее опоры.

Большинство предшествующих исследований мифологии находилось под определяющим влиянием рационально-гносеологических методологических установок, что обусловило постановку задач и получаемые результаты. Объектом исследования являлись мифы в их функционировании в фольклорном сознании, в устном бытовании в вербально-текстовой форме. Такой подход имел положительные стороны, но одновременно происходило отождествление древней мифологии с поздними формами ее существования в фольклоре и религии и искажение сущности мифа. Кроме того, гносеологическая установка и большая сохранность поздних этиологических (объяснительных) мифов привела к ошибочному выводу о главенстве познавательно-объяснительной функции мифа. В отличие от предшествующих работ, наш подход можно определить как функционально-аксиологический, он позволяет более полно раскрыть сущность и функции мифологии в общественном сознании и практике социальной жизни. Особенностью нашей работы является также то, что автор соотносит свой подход к исследованию поставленной им проблемы с традициями "философии жизни" (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель) и их развитием в русле "философской герменевтики".

7

Цель и задачи исследования
Целью работы являются выявление методологических закономерностей возникновения, становления и функционирования мифологии как иррационального феномена социальной жизни, поиски ответа на вопросы: какую роль играет мифология в ряду способов социальной связи индивидов, детерминант и мотивов поведения народных масс и индивидов в социальной жизни? как помогает миф осваивать мир? какие функции при этом выполняет?

Реализация этой цели требует решения следующих конкретных задач:

- раскрыть условия и закономерности возникновения и развития древней мифологии как способа освоения мира;

- раскрыть характер и формы выражения мифологии;

- раскрыть и исследовать закономерности функционирования мифологии, ее влияние на характер социальных отношений в трех сферах социальной жизни: в религиозной жизни, в искусстве и в социально-политической сфере,- функции мифа в социальной жизни в целом.
Методология и принципы исследования
Большинство предшествующих исследований мифологии возлагали чрезмерные надежды на рациональные методы познания, которые ограничивают ее изучение некоторым набором познавательных приемов (анализ, аналогия, сравнение), абсолютизируют их значимость и проявляют полное недоверие к иррациональным подходам к объекту исследования, практически не способны синтезировать результаты исследований. Причины такого недоверия понятны, они связаны с почти трехвековой историей безраздельного господства рационализма в европейской философии, истоки которого восходят к Сократу и Декарту и обусловлены зрительной доминантой в освоении мира.

Рационально-гносеологический подход недостаточен при изучении мифологического сознания, поскольку анализ эволюции мифа позволяет обнаружить собственно гносеологическую функцию
8

только на поздних этапах существования мифа в его зрелых формах и в процессе разложения.

Под "рациональным" диссертант понимает, во-первых, однозначную причинную обусловленность, во-вторых, осознанность, подотчетность контролю разума, рассудка и вербализованность. Соответственно, "иррациональное" обозначает отсутствие однозначной причинной обусловленности или ее невыявленность, а также принципиальную или временную неподконтрольность сознанию, рассудку, невербализованность. Иногда "рациональность" понимают как целесообразность, тогда противоположный смысл следует обозначить термином "нерациональность", поскольку иррациональное нередко вполне целесообразно, хотя целесообразность эта может быть неочевидной. Классическая наука считала однозначность своим идеалом, поскольку формировалась в немалой степени в ответ на потребности практики, нуждающейся в однозначных рекомендациях науки. В гуманитарной науке, как это хорошо показано В. Дильтеем, многозначность и неоднозначность часто вполне допустимы логически, могут вписываться в современную картину мира.

Абсолютизация рациональной методологической программы не позволяет понять в мифологии очень многого. Например, почему вопреки очевидному для рационалиста-гносеолога факту, что Бога нет и "не может быть никогда", число верующих не только не уменьшается, но неуклонно растет!? Почему одни люди могут обходиться без религии, а другие нет? В чем причины потребности в иллюзиях? Почему люди стремятся к свободе и бегут от нее, отдавая ее за кусок хлеба или за небольшую надежду?

Рационалистический подход дает возможность понять жизнь лишь в дискретных смыслах, континуальность жизни может быть осмыслена только иррационально. Мгновения настоящего не могут стать объектом рационального исследования, а о будущем можно рассуждать лишь гипотетически. Таким образом, наука, в ее традиционных подходах, может исследовать только историческую жизнь человеческого общества. В то же время, поскольку философский инструментарий формировался в рамках рационалистической философской традиции, нам необходимо пользоваться обоими
9

подходами (рациональным и иррациональным),отказываясь от претензий на окончательный ответ и абсолютную истину. Тем более, что очевидно - условием эффективности и реальности коммуникации является рациональность сообщения; абсолютная иррациональность превратит добытую истину в "вещь-в-себе", закрытую для понимания и осмысления другими.

Рационалистическая философия "очуждала" иррациональное, выводя его за пределы "своего". Сегодня стоит задача диалектического снятия этого очуждения и последовательного освоения иррациональных сторон мира. Решение этих задач в значительной степени облегчается благодаря применению функционально-аксиологического метода, основы которого были разработаны Р. Г. Лотце, Г. Риккертом в конце XIX - начале XX вв., и возвращенного в отечественную философию В. П. Тугариновым. Особенно успешно методология аксиологического подхода разрабатывалась в последние два десятилетия М. С. Каганом, А. Ф. Еремеевым, Л. Н. Столовичем, Н. З. Чавчавадзе, В. Н. Ивановым, Л. А. Зеленовым и другими эстетиками. Аксиологические проблемы науки исследовались В. С. Степиным, Е. А. Мамчур, Л. М. Косаревой, А. А. Ивиным, О. М. Бакурадзе, Л. А. Микешиной. Аксиологический подход позволяет исследовать социальные феномены в их отношении к субъектам сознания, в системе ценностных связей. Он заключается в оценке значимости предмета (явления) для удовлетворения потребностей человека и в учете этой значимости (называемой ценностью) в интерпретации смысла предмета (явления). Аксиологический подход не исчерпывает иррационального, в котором можно обнаружить также интуитивный, эмпирический, эмоциональный, инстинктивный и другие аспекты. Сосредотачивая внимание на аксиологическом подходе, диссертант меньше использует онтологический и праксеологичоский подходы не потому, что недооценивает их значимость, но лишь потому, что аксиологический считает важнейшим для понимания существа мифа.

Такое сложное явление как мифология требует многостороннего подхода с использованием не только философских и обще-научных познавательных приемов, но и методов специальных наук (таких как психология, эстетика, культурология и теология), которые также используются автором.
10

В качестве ведущих принципов исследования диссертант считает необходимым назвать: историзм (исследование явления в генезисе и развитии) и комплексность (использование и синтез точек зрения и подходов различных наук).

Специфика философского исследования мифологии заключается в отвлечении от частных особенностей мифологий разных народов, от этнографических деталей (которые сами по себе важны и интересны) и в выявлении общих законов формирования и развития мифологического сознания с целью облегчения понимания сложных процессов и явлений. Формально-образная сторона мифа исследована в работах этнографов и филологов (Е. М. Мелетинсrого, Вяч. Вс. Иванова, В. Н. Топорова, В. Я. Проппа, К. Леви-Строса и др.), поэтому во второй главе рассматриваются только основные проблемы выражения мифа.

Поведение человека в социальной жизни в значительной степени определяется жизненным опытом, который включает в себя, во-первых, непосредственные впечатления от реальных фактов и событий, во-вторых, личные установки и предпочтения, и, в-третьих, усвоенный общественный опыт освоения мира, сформировавшиеся в общественном сознании ценностные ориентации и предрассудки. Феноменологический метод Э. Гуссерля был направлен на очищение непосредственных впечатлений от индивидуальных и общественных предрассудков и установок. Нас же интересуют именно они.

Источниками исследования являются мифологические и фольклорные тексты народов мира. Установка автора на философское обобщение и теоретическую рефлексию по поводу выводов конкретных гуманитарных наук позволяет рассматривать и использовать в качестве источников работы этнографов, фольклористов, литературоведов и историков (С. С. Аверинцева, И. М. Дьяконова, Вяч. Вс. Иванова, К. Леви-Строса, Ю. М.Лотмана, Е. М. Мелетинского, С. Ю. Неклюдова, В. Н. Топорова, Б. А. Успенского, О. М. Фрейденберг, Дж. Фрэзера, М. Элиаде, Й. Хейзинги, Ж. М. Гоффа, Н. М. Карамзина, К. Н. Леонтьева, Л. Н. Гумилева, А. Я. Гуревича и др.).
11

Научная новизна и основные результаты исследования
Последовательное применение функционально-аксиологического подхода к исследованию мифологии проведено впервые, что обусловило новизну полученных результатов, оригинальность выносимой на защиту концепции мифологии:

- в эволюции человека выявлены три ступени - эмоционально-практическая, эмоционально-рефлексивная и рационально-рефлексивная; древнее мифологическое сознание возникает на этапе эмоционально-рефлексивного освоения мира и осмысления социального опыта, при этом решающую роль играют превербальный этап формирования сознания и доминирование правого полушария головного мозга; мифологическое сознание возникает на основе ночных переживаний человека и сущностью его является ценностное самоопределение и жизнеутверждение социальной общности (первобытного рода) в символической форме, которые опираются на потребность в "иллюзиях" и на позитивную эмоциональную рефлексию (самооценку);

- в выражении мифа обнаружена закономерность ценностной обусловленности (аксиологики); сформулированы основные характеристики мифологии: упрощение и поляризация картины мира на "свой" и "чужой"; иллюзорно-обнадеживающая картина мира, имеющая статус достоверной жизненной реальности ("абсолютной истины"); символический характер выражения; позитивная самооценка и запрет критической рефлексии; мощный мотивационно-телео-логический и организационно-интегративный потенциал;

- раскрыты закономерности мифологического освоения мира и функционирования мифа в религии, искусстве и социально-политической сфере и общие функции мифа в социальной жизни (аксиологическая, телеологическая, праксеологическая, коммуникативно-воспитательная, познавательно-объяснительная, компенсаторная, организационно-архитектоническая); возникший в древности механизм мифологического ценностного самоопределения, способствующий одухотворению и мотивационной интеграции социальной общности, успешно работает как "киматоид" (волноподобная форма), наполняемая в последующие эпохи в дифференцированных сферах жизни новым содержанием; обнаруженная потреб-
12

ность в "иллюзиях" является основой для перманентной регенерации мифологического сознания как обнадеживающей картины мира; выявленные закономерности мифологического освоения мира имеют методологическую значимость для изучения и понимания феноменов социальной жизни.
Научно-практическая значимость исследования
Практическая значимость полученных результатов определяется тем, что они позволяют понимать и осмысливать мифологические явления в общественно-политических, культурных процессах социальной жизни и вырабатывать к ним адекватное отношение, помогают прогнозировать и оптимизировать эти процессы, избегать деструктивных конфликтов и напряженностей, бесплодной борьбы с мифами "вообще". Обнаруженные закономерности позволяют анализировать ценностный потенциал и направленность мифов, нейтрализовать негативные, поддерживать и использовать позитивные мифы.

Теоретико-методологическое значение результаты исследования имеют для этнографов, фольклористов и искусствоведов, историков, социологов и политологов, поскольку позволяют переосмыслить и лучше понять процесс развития традиционной и современной культуры различных народов. Особенно плодотворными являются выявленные закономерности аксиологики для исследования процессов художественного творчества и восприятия, которые имеют аксиологическую детерминацию.

Содержание диссертации, полученные результаты использованы в преподавании курсов философии, эстетики, политологии и культурологии. Таким образом, предлагаемая концепция мифологии, по мнению диссертанта, имеет и практическое, и теоретическое, и методологическое значение.
Апробация работы
Работа была обсуждена на кафедрах философии Петрозаводской государственной консерватории, Петрозаводского государственного университета, на докторантском семинаре Высшей школы повышения квалификации и переподготовки преподавателей со-
13

циально-гуманитарных дисциплин при Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, в отделе социальной философии Института философии Российской Академии наук. По материалам диссертации прочитаны три спецкурса в Петрозаводской государственной консерватории и Карельском политическом институте. По теме диссертации опубликована 20 работ, в том числе монография и два учебных пособия, 0 результатах исследований по теме диссертации автор докладывал на научных конференциях "Национальное, интернациональное и общечеловеческое в жизни и искусстве" (Минск, 1988), "Эстетика М.М.Бахтина и современность" (Саранск, 1989), "Диалектика реального и художественного времени" (Саратов, 1989), "Народное зодчество" (Петрозаводск, 1989), "Современное мифотворчество и искусство" (Петрозаводск, 1991), "Мифы провинциальной культуры" (Самара, 1992).
Структура работы
Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии. Изложена на 280 страницах.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновываются методологические принципы и подходы автора к исследованию мифологии, дается краткий исторический обзор изучения мифа, формулируются цель и задачи исследования.

Первая глава "Условия и закономерности возникновения древней мифологии".

При исследовании мифологии диссертант считает важным различать мифологическое сознание (впечатления, образы и переживания - субъективную реальность) и его выражение в знаковых системах (собственно мифы и их систему - мифологию).

Первый параграф посвящен раскрытию исторических условий и предпосылок возникновения мифологического сознания.

Деятельность человека по освоению мира складывается на
14

первоначальном этапе из двух аспектов - практического освоения и эмоциональной реакции на пробы и ошибки. На основе формирующегося в памяти опыта этих реакций, его абстрагирования и обобщения возникает эмоциональная рефлексия (положительная самооценка), и, наконец, по мере развития практического опыта, его осмысления, абстрагирования и обобщения,- возникает потребность рациональной (критической) рефлексии, на основе которой формируется познавательно-объяснительное отношение к осваиваемому миру в поисках возможностей рационального обоснования мифологического сознания и особенно его противоречий.

На основании этого, а также в связи с известным вычлением К. Марксом трех видов деятельности по освоению мира (практической, практически-духовной и духовной), - диссертантом выделяются три этапа, три ступени в ранней эволюции человека: эмоционально-практическое, эмоционально-рефлексивное и рационально-рефлексивное освоение мира.

Уже животное осваивает некоторую территорию обитания и защищает ее от других особей своего вида, так как освоенная территория необходима для гарантированного пропитания и без-пасного проживания. Важным признаком, характеризующим этот процесс и этот этап развития сознания (психики), является маркирование освоенной территории.

Освоение мира человеком осуществляется в ответ на базисные потребности выживания, безопасности. Это практическое освоение сопровождается эмоциональной "охраной", которая уже у животных получает характер элементарного абстрагирования и обобщения. Результатом эмоционально-практического освоения мира, в ходе которого началось зарождение собственно человеческой общины, стала освоенная зона обитания, которая охранялась от "чужаков", от врагов.

Практическое сознание нуждается в проверке достоверности, адекватности отражения реальных свойств предметов окружающего мира, ибо в истинности отражения мира заключается условие выживания, недостоверный практический опыт приведет к гибели. Мифологическое сознание строится на других принципах, оно не ставит вопроса о проверке достоверности принятых ценностных ориентации и ценностной картины мира в целом.
15

Как справедливо писал З.Фрейд, страх - это эмоция, связанная не столько с самой опасностью, сколько о нашей неготовностью к ней. Но важно еще то, что страх может парализовать человека или мобилизовать его на активную оборону. Это зависит от типа нервной системы и наличия опыта преодоления опасностей. Если опасность освоена, известна, мы имеем опыт ее преодоления, то мы готовы к ней, страх может отсутствовать. Если же источник опасности неизвестен, то мы не можем оценить нашей готовности к ней - страх может быть большим. К. Г. Юнг называл "мизонеизмом" страх перед новым, неизвестным.

Осознание того, что освоенная территория необходима для гарантированного пропитания и безопасного проживания, положило начало эмоциональной рефлексии и формированию дуалистических аксиологических абстракций "своего" и "чужого" миров. На основе эмоционально-рефлексивного способа освоения мира формируется система ценностных ориентации - первая ценностная картина мира или мифологическое сознание. Сам факт осознания человеком себя в мире получил выражение в мифах о сотворении мира. По мере дальнейшего освоения мира в связи с ростом потребностей происходит накопление опыта. На смену жестовому общению, сопровождаемому эмоциональными возгласами, приходит вербальное общение (сопровождаемое жестами), на основе которого формируется рационально-рефлексивное освоение мира.

В связи с совершенствованием, усложнением технологии "праворучной" производственной деятельности и вербальной коммуникацией развиваются левое полушарие головного мозга и его центры управления целесообразной, точной деятельностью рук. Образное мышление с его нечеткими, приблизительными представлениями уже не устраивает человека, не соответствует потребностям его трудовой практики. Практическая деятельность требует все более однозначных средств общения, которое связано с рационально-рефлексивным освоением мира. Вербальная речь и понятийно-логическое мышление ускоряют развитие общественного сознания и человеческой культуры,

В параграфе втором анализируются условия генезиса мифологического сознания. Жизнь древнего человека отчетливо подразделяется на дневную и ночную. Дневная жизнь - это мир прак-
16

тической, рациональной деятельности, более-менее безопасной жизни. Ночью мир человека полон опасностей, иррациональных страхов, сомнений и надежд. Днем господствует рациональное, практическое сознание; ночью - иррациональное, человека обступают ночные "демоны" одиночества, сомнения, страха смерти. Правда, смерть понималась древним человеком иначе, чем сегодня, как переход из "своего" мира в "чужой", как "очуждение". Человек умирал, то есть прекращал свое существование в прежнем статусе, и возрождался в другом. Подтверждение такой версии древний человек получал во сне. Умершие родственники являлись к нему в сновидениях, давали советы, предостерегали от опасностей и ошибок, предсказывали будущее. Внешнее сходство спящего с умершим позволяло интерпретировать сон как разновидность смерти, а ночь - как временное установление власти "чужого", потустороннего мира, временное "очуждение" своего. Для борьбы с этим "чужим" ночным миром нужен был социальный механизм.

Зрительный контакт и жестовое общение, которые в дневное время играли ведущую роль, тогда как звуковые возгласы имели второстепенное значение, в темное время суток уступали основную роль звуковому общению. Это особенно важно по следующим причинам. С одной стороны, психика древнего человека была более неустойчивой, эмоционально-возбудимой, нежели у современного. С другой - в отличие от дневного существования, позволявшего обеспечивать относительно безопасную жизнь, когда опасность можно было обнаружить заблаговременно и своевременно принять меры к самообороне,- ночное существование такой безопасности не гарантировало. Этот чужой мир ночной темноты, полный неизвестный опасностей, возбуждавших в силу этой неизвестности мощные импульсы страха, накладывавшиеся на особенности психики древнего человека, создавал сильный эмоционально-стрессовый потенциал, который привел к возникновению потребностей самоопределения и положительного ценностного самоутверждения (хотя бы через "иллюзии"). Эти потребности и вызвали возникновение мифологического сознания.

Мифологическое сознание возникает на основе эмоционального обобщения опыта в связи с достигнутым уровнем материальных
17

потребностей (физиологических, безопасности, воспроизводства) и возникновением потребностей духовных (самоопределения и самореализации). Для обозначения интровертного механизма ценностного отношения диссертантом вводится термин "эмоциональная рефлексия", под которой понимается самооценка. Но если обычно под рефлексией понимают рационально-критическую самооценку, критический самоанализ, то эмоциональная рефлексия в мифологическом сознании имеет характер синтетической позитивной самооценки. Аналитическая функция также проявляется, но здесь она реализуется через соотнесение осваиваемого предмета (явления) с потребностями человека и определение положительного или отрицательного ценностного потенциала объекта, оценку и разграничение "своего" и "чужого". Эмоциональная рефлексия дает возможность заложить основы первой ценностной картины мира, поляризовать иерархию элементов "своего" и "чужого" миров, дифференцировать их ценностный потенциал, установить социальный статус каждой вещи или человека, способность удовлетворять те или иные человеческие потребности. "Чужой" есть не только во внешнем мире. "Чужое" проявляется также в виде животных, "звериных" инстинктов, которые могут прорываться сквозь корку социальных норм и контрольные барьеры сознания, и которыми нужно управлять.

В третьем параграфе рассматривается возникновение потребности в "иллюзиях" как важного условия возникновения мифологии. Источников ее несколько: во-первых, обобщение опыта освоения мира ставит человека перед выбором оптимальной стратегии выживания в условиях разнообразных опасностей "чужого" мира и формирует потребность самоопределения. На первый взгляд, наилучшие результаты будут достигнуты, когда максимум сил и времени будет затрачен на оборону и боеготовность. Но тогда будут заброшены и деградируют другие сферы жизнедеятельности, будет застой в экономике и культуре. Противоположная крайность - абсолютное игнорирование опасностей и полная беззаботность - также не приемлема, потому что скоро будет наказана. Значит, нужно искать нечто среднее. Опыт показывает, что наиболее оптимальными будут такая стратегия выливания и такая самооценка, которые заставляют человека немного недооценивать,
18

приуменьшать размер опасностей и преувеличивать силы и боеготовность к отражению возможных врагов. То есть необходима несколько приукрашенная, идеализированная картина мира, которая способствует внушению уверенности в себе, заставляет подтягиваться до намеченного уровня, образца самоидентификации. Говоря иначе, к "иллюзиям" толкает своеобразный "комплекс неполноценности" и необходимость его преодоления замещенными иллюзорными способами.

Во-вторых, в человеке живет память о внутриутробном существовании, когда все потребности плода удовлетворялись автоматически, существование его в среде являлось вполне гармоничным; спроецированная в будущее память об этой внутриутробной гармонии со средой формирует ожидания и надежду на возвращение этой гармонии со средой во внешнем мире.

В-третьих, возникновение иллюзий связано с переживанием неудовлетворенной потребности, которое, если имеются стимулы, становится устойчивой и сильной страстью, способной по закону доминанты подчинять близкие ощущения, формировать "иллюзии".

Можно сослаться также на известный этнографам феномен "смерти Вуду" у австралийских туземцев, который заключался в том, что невольный нарушитель каких-то табу, за которые по мифологическим законам полагалась кара духов, ложился на землю и умирал. Причиной смерти здесь являлся не столько страх, сколько безнадежность, переживание неотвратимости кары, подобной взгляду змеи, парализующему жертву. Отсюда видно, что потребность в "иллюзиях" или надежде является мощным фактором, мобилизующим человека на преодоление сопротивления среды.

Таким образом, условия и закономерности возникновения древнего мифологического сознания сводятся к следующим:

- освоение территории, необходимой для безопасного проживания и гарантированного пропитания;

- постоянная угроза "чужого" мира и потребность ценностного самоопределения в "иллюзорной" форме;

- эмоциональная доминантность и неустойчивость психики древнего человека;

- "ночное сознание", складывающееся из переживаний бодрствования и сновидений;
19

- способность эмоциональной рефлексии (позитивной самооценки) и символического выражения оценок.

Для современного человека мир явлений природы есть главным образом "оно", для древнего человека мир рассматривался как равноправный партнер и участник отношений. Можно выделить такие этапы в развитии древнего мифологического сознания в его отношении к миру:

- мир есть "я", он отождествляется с субъектом сознания, человеком, не различающим границ своего тела и мира (целостное мифологическое сознание);

- мир есть "ты", живой равнозначный и равноправный собеседник, такой же субъект сознания и действия (начало разложения мифологического сознания, потому что человек уже начал отделяться от мира);

- мир есть "оно", инертный объект отношения и действия, познания и преобразования (многомерное рационализированное сознание).

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мифологическое сознание как способ освоения мира iconИстория искусств
План: искусство как культурный феномен, способ познания и преобразования мира, способ самопознания
Мифологическое сознание как способ освоения мира iconКонтрольная работа по дисциплине «Культурология»
«Картина мира» в сознании человека культуры. Их историческое разнообразие: мифологическое, религиозное, мистическое, научное понимание...
Мифологическое сознание как способ освоения мира iconПротокол №1 от «25» 08 2011г
Динамическая эквивалентность как способ преодоления различий в национальных картинах мира
Мифологическое сознание как способ освоения мира iconПрограмма всероссийской молодежной
Динамическая эквивалентность как способ преодоления различий в национальных картинах мира
Мифологическое сознание как способ освоения мира iconЛожные друзья переводчика
Динамическая эквивалентность как способ преодоления различий в национальных картинах мира
Мифологическое сознание как способ освоения мира iconТема. Перестановка и группировка множителей
Динамическая эквивалентность как способ преодоления различий в национальных картинах мира
Мифологическое сознание как способ освоения мира iconПрограмма курса «Алгебра и геометрия»
Динамическая эквивалентность как способ преодоления различий в национальных картинах мира
Мифологическое сознание как способ освоения мира iconТемы рефератов Проблема генезиса философского знания. Философия и...
Космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм как принципы понимания мира и человека
Мифологическое сознание как способ освоения мира iconВыиграет ли строительная наука от перестановки слагаемых в министерстве?
Динамическая эквивалентность как способ преодоления различий в национальных картинах мира
Мифологическое сознание как способ освоения мира iconЗадачи по курсу “Компьютерные науки” первый курс
Динамическая эквивалентность как способ преодоления различий в национальных картинах мира
Мифологическое сознание как способ освоения мира iconРазвитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как...
Мифологическое сознание как способ освоения мира iconУрок по алгебре Учитель: Карпенко С. В. Тема урока : «Перестановки»
Динамическая эквивалентность как способ преодоления различий в национальных картинах мира
Мифологическое сознание как способ освоения мира iconТем Метафора как способ концептуализации мира в языке
Чудинов А. П. Когнитивно-дискурсивное исследование политической метафоры // Вопросы когнитивной лингвистики,2004.№1
Мифологическое сознание как способ освоения мира iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов...
Мифологическое сознание как способ освоения мира iconБиблиографический указатель изданий, поступивших в библиотеку сгпи в III квартале 2010 г
Динамическая эквивалентность как способ преодоления различий в национальных картинах мира
Мифологическое сознание как способ освоения мира iconПроект «Живое слово» как способ формирования у школьников целостной картины мира
Из опыта работы Филипповой И. А., учителя русского языка и литературы моу сош №4 г. Грязи Липецкой области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск