Делового общения





Скачать 486.19 Kb.
НазваниеДелового общения
страница1/4
Дата публикации08.01.2015
Размер486.19 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Философия > Самостоятельная работа
  1   2   3   4


НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОМЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
(НАНОО)

ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ МОДЫ

РГОТУПС

ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ

ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Рабочая программа,

методические указания, тематика

рефератов и контрольных работ



Н А Н О О . М о с к в а - 2 0 0 9


Разработана на основании примерной учебной программы этики делового общения, составленной в соответствии с государствен­ными требованиями к содержанию и уровню подготовки бакалавра для студентов – заочников, дистанционного обучения.

Составитель: канд. исторических наук, доц. В. И. СТЕПАНЕНКО


Курс – 2 - 3

Всего часов - 135

Реферат (контрольная работа) - 20ч

Самостоятельная работа -115ч

Зачет

© Институт индустрии моды,2009

Данный курс тесно взаимосвязан с циклом общеобразователь­ных гуманитарных дисциплин, таких как философия, культуроло­гия, история отечества и др.

Целью представленного курса является ознакомление с шедев­рами мировой этической мысли, начиная с древности и античнос­ти и далее по всем ведущим эпохам человечества, а именно: Сред­невековья, Ренессанса, Нового времени, Просвещения, заканчивая буржуазным обществом. Вместе с тем курс активно обращается к сущности этикета и системе норм общественного поведения в сфере делового партнерства и взаимовыгодного сотрудничества в рамках современных евростандартов. Параллельно он включает в себя ряд практических рекомендаций, необходимых в обыденной деловой практике любого уровня, осмысленных сквозь призму философско­го знания, его системообразующих принципов. Таким образом, тео­рия и практика этики делового общения соотнесены в единое целое, где важнейшим компонентом является проблема человека, его ми­ровоззрение в формах этики, воплощенное в сознании и поведении творчески активного, деятельного субъекта общества.

Изучение данного курса способствует гуманитаризации выс­шего образования, подготовке специалистов по многим обществен­ным направлениям, связанными с нравственными аспектами совре­менности.
ТЕМА 1-2.

Теоретические предпосылки становления

психологии и этики делового общения

Культура Древнего мира и античности об этике или нравствен­ности, ведущей стороне жизнедеятельности человека и общества.

Конфуций (551-479 гг. до н.э.): антропоцентризм этики Конфу­ция; проблема идеального воспитания человека вне сословной иерар­хии общества; процесс социализации личности в системе принци­пов «жэнь»(человечность, гуманность), «сяо» (сыновняя почтитель­ность и уважение к старшим) и «ли» (этикет, правила благоприс­тойности).

Сократ (470-399 гг. до н.э.): нормативность, рационализм в про­цессе общения; параллелизм проблем становления человека и воп­росов познания; логический приоритет морального сознания как одного из способов нормативной регуляции; формирование осново­полагающего принципа «Познай самого себя».

Платон (428-348 гг. до. э.): этические постулаты родоначаль­ника объективного идеализма и этического идеализма во имя идеи Блага; государственно-политические характеристики учения о тео­логических идеях нравственности на уровне понятий индивидуаль­ной добродетели и общественной справедливости; способы их гар­монизации в условном согласии и необходимой регламентации всех видов отношений между человеком и социумом; итоговое представ­ление в эволюции этики в виде равновесия знания и добродетели, традиционного для античности.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.): эвдемонизм как квинтэссен­ция этики объективной целесообразности: концепция высшего Бла­га в психологическом осмыслении деятельного самовыражения че­ловека; проблема выбора этической середины между наилучшим и хорошим и, соответственно, недостижимость нравственного идеала созерцания истины; чувственное и рациональное на уровне этики и политики; философско-мировоззренческий аспект теории нравствен­ной «самодостаточности».

Этика Средневековья (IV-XIII вв. н.э.) в формах патристики и схоластики.

Патристика. Августин Блаженный (354-430 гг.). Неоплатони­ческие доминанты философии и этики Аврелия в русле западной патристики. Проблема определения человеческой личности, ее нрав­ственных основ в земной и божественной истории в теологическом предопределении, высшей благодати Бога и высшего зла через пер­вородный грех; противоречивость нравственного взросления соци­ума и его продолжение в теме необходимости божественной опеки. Элементы мистической диалектики в этике Августина Блаженного Аврелия, аскетизма, смирения, надиндивидуализма и авторитариз­ма на пути к схоластике.

Фома Аквинский (1225-1274 гг.). Теолого-рационалистические смыслы этики Аквината в зрелой схоластике. Гармония веры и зна­ния в культуре здравого смысла. Соотношение «естественного рас­судка» и сверхъестественного, божественного, закона. Проблема че­ловеческого индивида в парных понятиях души и тела в процессе высшего блаженства созерцания божественной сущности; душа как субстанциональная форма и ее взаимосвязь с интеллектуальными компонентами человека. Тема морального и последовательного Доб­ра в осмыслении между пороками и христианскими добродетелями внутри социальных принципов теологического бытия.

Эпоха Возрождения или Ренессанс (XIV-XVI вв.). Общие про­блемы гуманизма в ключевом повороте к человеку, его комплексу свойств и способностей, и переоценке его сущности. Проблемы реа­билитации земного смысла жизни в совокупности чувственного и рационального в теориях гедонизма и эвдемонизма. Возрождение основ античной этики и философии в целом на уровне рационализ­ма, универсальности и природности сущего. Элементы индивидуа­лизма и волюнтаризма в нарождающейся буржуазной этике эпохи грядущих социальных катаклизмов.

Эпоха Нового времени (XVII-XVIII вв.).

Т. Гоббс (1588-1679 гг.). Проблемы общественной морали и ин­дивидуальной этики. Фундаментальное понятие «естественного за­кона» как стремление к самосохранению и удовлетворению потреб­ностей в развитии теории о «прирожденном эгоизме» (Ф.Бэкон). Условность этики рационализма. Общественные характеристики этики, ее долженствования в общегражданском и секулярном смыс­лах.

Д. Локк (1632-1704 гг.). Утилитаризм этики и ее некая взаимо­связь с принципами христианской нравственности. Понятие мораль­ного Добра в следовании природному вектору к счастью. Условие гармонизации личностного и общественного самоопределения и самовыражения в русле европейского механистического детерминиз­ма. Ассоцианизм или ассоциативная психология по проблемам по­ведения и сознания человека, в приверженности к универсализму в традициях сенсуализма ХП-ХШ веков.

К.-А. Гельвеций (1715-1771 гг.). Отрицание постулатов католи­ческой и общерелигиозной этики. Механицизм и метафизика дан­ной этики. Критика теории врожденной моральности в пользу об­щественной нравственности опытного происхождения или этики гражданских добродетелей. Революционный характер этических кон­струкций эпохи XIII века и их соотношение с общественными до­минантами бытия.

Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 гг.). Социальная обусловленность эти­ки неприятия буржуазного эгоизма. Природные основы будущей нравственности на пути преодоления возможного морального рег­ресса. Влияние теории общественного договора в деле совершен­ствования современного индивида и становления его в гражданина социума.

Вольтер (J694-1778 гг.). Антифеодальные и антиклерикальные построения этических конструкций. Неприятие норм католической этики и христианской теории божественного провидения. Тема иде­ального человека в принципах творческой активности.

П.-А. Гольбах (1723-1789 гг.). Этическая концепция в процессе духовного обновления человечества вне сословной иерархии клас­сового буржуазного общества. Новая мораль как основа разумного законодательства и совместного творчества граждан. Идеи полезно­сти, утилитаризма в духе традиций французской буржуазной мыс­ли XIII столетия.

И. Кант (1724-1804 гг.). Уточнение границ этики вне пределов натурализма. Проблема свободы и необходимости в человеческой жизнедеятельности. Личность как самоцель в философии и этике. Категорический императив и его фундаментальность в морали дол­женствования. Скептицизм родоначальника немецкой классической философии, его ригоризм и формализм. Априорность нравственно­сти и ее обусловленность христианскими ценностями протестантиз­ма.

Психология народов.

В. Вундт (1832-1920 гг.). Надиндивидуализм «общего духа» народов. Теория и практика воплощения психологии народов в ми­фологии и культуре в целом. Понятие «нравственной воли» как суб­станциональной основы психического склада отдельного народа. Метод психофизического параллелизма и культурно-исторический метод для оформления предмета психологии, непосредственного опыта. Определение поведения людей в апперцепции, «внутренней духовной силе». Апперцепция в совокупном опыте человечества, ее избирательный и регулятивный характер.

Психология толпы.

Н. Михайловский (1842-1904 гг.). Идея личности и индивиду­альности в системе этики субъективной социологии. «Разнород­ность» личности и ее противопоставление «однородности» обще­ства. Меры борьбы против отчуждения личности от социума. «Ге­рои и толпа» в отражении проблемы народных масс и общества.

Г. Гард (1843-1904 гг.). Тенденции интерпсихологии в запад­ной социологии. Центризм понятия «подражание» и его связь с про­цессами социализации. Социальный конфликт психологии личнос­ти и психологии толпы и его осознание на внерациональном уров­не. Роль и значение СМИ в ходе формирования единого самосозна­ния масс.

Г. Лебон (1841-1931 гг.). Теория «массового общества»: «разно­родность» и «однородность» толпы в иррациональном осмыслении проблемы. Закон духовного единства толпы на уровне поведения и сознания отдельной личности. Проблема процессов лидерства в «мас­совом обществе» и вопросы управления им на уровне внушения, повторения, заражения и пр.

Теория инстинктов социального поведения.

У. Макдугалл (1871-1938 гг.). Биологическая обусловленность психологических исследований. Роль чувств и их иерархия в систе­ме эготизма. Соотношение чувственного и рационального во врож­денных и приобретенных атрибутах человека. Монадология лично­сти в психофизиологической самости индивида.

Бихевиоризм.

Э. Торндайк (1874-1949 гг.). Основная формула поведения «Сти­мул-Реакция» на вербально-невербальном уровне. Описательный метод бихевиоризма вне анализа сознания. Абсолютизация метода непосредственного наблюдения. Основные законы бихевиоризма: от врожденных схем поведения до «закона эффекта» и «закона упраж­нения». Объективизм психологии. Роль и значение биологизаторс-ких тенденций в американской психологии рубежа IX-XX вв.

Необихевиоризм (1930-е гг.). Осознание ограниченности бихе­виоризма и условия его дополнения во введении нового центрально­го термина, «промежуточные переменные». Значение побудительных и познавательных факторов в психологии природного человека.

Фрейдизм.

3. Фрейд (1856-1939 гг.). Теория психоанализа и метод свобод­ных ассоциаций в изучении бессознательного. Новооткрытая струк­тура психики человека: Оно, Я, Сверх-Я, - их тождество и разли­чия. Противоречия бессознательного между творчеством и разру­шением как антагонистов. Либидо и сублимация в процессе психи­ческой активности. Конфликт природного и социального в процес­се утверждения автономности психического начала. Биологизация и натурализм философии З.Фрейда в оценке психологии людей и перспектив ее развития.

Гештальтпсихология (1920-30 гг.). Целостное видение психо­логии человека. Понятие «целое» и «компонентов» как основы геш-тальтпсихологии. Функциональная роль составляющих элементов целого. Динамический характер целостности психического начала в процессах его существования и развития. Физические доминанты целостности. Проблема несопоставимости целого и его частей на уровне общего, особенного и единичного.

Теория поля.

К. Левин (1890-1947 гг.). Естественно-научные основы психо­логии теории поля. Понятие поля как сугубо физического термина на пересечении психологических связей личности и ее окружения. Поведение человека во внешней форме выражения психологичес­кой заданности человека. Проблема взаимосвязи человека и обще­ства в определениях «отношение» и «поле». Валентность силового поля личности и ее значение в процессах социальной адаптации.

ТЕМА 3.


Психология общения


Общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия. Полифун-кциональность общения в отношениях обмена деятельностью, ин­формацией, опытом и культурой в целом. Обратные связи общения на уровне возвратного воздействия результатов коммуникативного процесса. Прогрессивность и регрессивность обратных связей в ходе общения и делового общения в частности. Специфика делового об­щения как средства оптимизации предметной целесообразной дея­тельности. Личностный характер делового общения.

Общение как способ объединения субъектов в непосредствен­ной деятельности. Соотношение чувственного и рационального в ходе общения.

Доминантность процессов подражания и заимствования, сопе­реживания и идентификации: их суммарное влияние на поведение и сознание человека. Подражание как важнейший фактор развития на уровне осознания и адаптации к ситуации. Подражание - сред­ство приобщения к наследию духовности человечества через сте-реотипизацию и научение.

Виды общения: прямое и косвенное, - их тождество и различие. Восприятие и понимание в процессе общения. Восприятие как про­цесс отражения мира и человека в чувственных формах. Целост­ность и осознанность восприятия, его объективизация в ходе соци­ализации субъекта общества и субъекта общения в частности. Уровни адекватности восприятия и его приспособления к должному. Моде­лирующая функция восприятия в прогнозирующей деятельности. Субъективные аспекты восприятия: фактор превосходства, фактор отношения к иным субъектам общества, фактор привлекательности и т.п.

Понимание в ходе процесса общения. Способы межличностно­го понимания:

  1. Идентификация - наиболее элементарный способ уподобле­ния себе или умение уподобиться другому.

  2. Эмпатия - прочувствованный способ понимания. Его изби­рательный характер на уровне субъективных эмоциональных пере­живаний конкретного предметного характера.

  3. Рефлексия - удвоенный процесс зеркального взаимного отра­жения. Роль и значение осознания и осмысления на личностном уровне. Рефлексия как принцип самопознания человечества.

Общение как коммуникация. Значимость общения в процессах передачи информации. Выбор и использование средств коммуника­ции в ходе общения. Проблема преодоления коммуникативных ба­рьеров. Разделение средств общения по внешним и внутренним фак­торам на вербальные и невербальные средства общения.

Невербальные средства общения, их роль и значение на уровне выражения психологического состояния человека. Совокупность социально-психологических показателей личности в невербальных средствах общения. Соотношение скрытых и открытых характерис­тик личности в данных средствах общения. Мера пластичности та­кого уровня контактов.

Систематизация невербальных средств общения.

Мимика. Показатели лицевой мимики в статике и динамике ситуаций выразительных движений. Психологическая дифференци­ация мимики и ее мера воздействия на процессы общения. Ситуа­тивная определенность системы выразительных движений. Основ­ные состояния человеческих эмоций и чувств: гнев, радость, страх, страдание, удивление, отвращение, - и их обязательная соотнесен­ность с общими индикаторами человека.

Визуальный контакт или взгляд. Участие визуального контакта в процессах высказывания и преодоления коммуникативных барье­ров, их уточнения и окончательного формирования. Взгляд как мера отношения к диалогу, общению в целом. Минимизация зрительно­го контакта с субъектами по общению в случае негативного отноше­ния к ним. Максимализация зрительного общения с партнером по деловому общению как условие позитивного отношения, в равной мере как и опасность психологического вызова. Роль и значение природных атрибутов зрения, их бесконтрольность от уровня со­знания в коммуникативных процессах.

Поза. Культурная заданность и обусловленность позы человека или положения тела в пространстве. Типизированность поз в русле определенных культур. Наглядность поз в процессе восприятия и общения. Избирательность пространственных позиций человека и ее связь с социальным статусом носителя. Мера свободы и необхо­димости позы в структурно заданном обществе. Открытость и зак­рытость поз по отношению к собеседнику.

Жесты. Систематизация жестов по их назначению: коммуни­кативные, оценочные, описательные. Природные, возрастные, про­фессиональные и иные характеристики жеста как средства комму­никации.

Походка. Стиль передвижения человека и его обусловленность с психологическими показателями отдельного индивида. Место и роль походки в определении социо-культурных показателей делово­го партнера.

Голос. Ритмико-интонационный строй речи. Тембр голоса в спектре выражений психологических состояний человека. Скорость речевых оборотов, их индивидуальная окраска в зависимости от конкретных показателей субъекта коммуникации.

Суммарное представление о невербальных средствах общения: их роль и значение в определении образа партнера, его психо-раци-онального актуального состояния; непременного фона вербального общения; оптимального уровня эмоционально-чувственного контак­та с партнером по деловому общению; индивидуальному «почерку» фиксации значимых изменений чего-либо в этике деловых комму­никаций.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Делового общения icon«психологии делового общения»
Дисциплина «Социология и психология делового общения» призвана дать научные психологические знания, которые помогут оптимизировать...
Делового общения icon«психологии делового общения»
Дисциплина «Социология и психология делового общения» призвана дать научные психологические знания, которые помогут оптимизировать...
Делового общения iconРабочая программа по дисциплине б психология делового общения
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о психологических особенностях, закономерностях процесса...
Делового общения iconРеферат По дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему «Культура делового общения»
Для делового общения используют официально-деловой стиль. В книге «Культура устной и письменной речи делового человека» приводится...
Делового общения iconРабочая программа «Психология делового общения»
Дисциплина «Психология делового общения» относится к циклу ооп б гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть...
Делового общения iconРабочая программа по дисциплине ф этика делового общения
Задача учебного курса – на основе знания основных норм и правил делового этикета выработать у студентов навыки позитивного общения...
Делового общения iconВопросы для зачета по элективному курсу "Искусство делового общения"
Понятие и структура общения. Роль и значение общения в жизни человека и общества
Делового общения iconРеферат по дисциплине: этика делового общения на тему: «Культура...
У каждого народа существуют свои нормы и представления как о правилах этикета вообще, так и о правилах делового общения, которые...
Делового общения iconПсихологические и этические основы культуры делового общения. Нравственная социализация личности
Ки деловых отношений широко исследуются, служат предметом научных дискуссий и форумов, изучаются во многих высших и средних учебных...
Делового общения iconИмидж делового человека. 3
От культуры делового общения зависит успешность презентации при приеме на работу, конкурентоспособность на рынке труда, карьерный...
Делового общения iconПояснительная записка > Цели и задачи дисциплины Цели дисциплины...
Г. В. Кухтерина Психология делового общения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62...
Делового общения iconПротокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа Наименование дисциплины:...
Взаимосвязь «делового общения» и сфер общественной жизни Наука «деловое общение» сформировалась к середине XX века на основе (этических...
Делового общения iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Речевой этикет делового общения....
Тема: «Речевой этикет делового общения. Официально-деловой стиль. Деловое письмо»
Делового общения iconРеферата по культурологии на тему культура делового общения
Письменная речь – это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью письменного...
Делового общения iconРабочая программа дисциплины «Культура делового общения»

Делового общения iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 2 «Психология делового общения»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск