Скачать 486.19 Kb.
|
НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОМЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (НАНОО) ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ МОДЫ РГОТУПС ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Рабочая программа, методические указания, тематика рефератов и контрольных работ Н А Н О О . М о с к в а - 2 0 0 9 Разработана на основании примерной учебной программы этики делового общения, составленной в соответствии с государственными требованиями к содержанию и уровню подготовки бакалавра для студентов – заочников, дистанционного обучения. Составитель: канд. исторических наук, доц. В. И. СТЕПАНЕНКО Курс – 2 - 3 Всего часов - 135 Реферат (контрольная работа) - 20ч Самостоятельная работа -115ч Зачет © Институт индустрии моды,2009 Данный курс тесно взаимосвязан с циклом общеобразовательных гуманитарных дисциплин, таких как философия, культурология, история отечества и др. Целью представленного курса является ознакомление с шедеврами мировой этической мысли, начиная с древности и античности и далее по всем ведущим эпохам человечества, а именно: Средневековья, Ренессанса, Нового времени, Просвещения, заканчивая буржуазным обществом. Вместе с тем курс активно обращается к сущности этикета и системе норм общественного поведения в сфере делового партнерства и взаимовыгодного сотрудничества в рамках современных евростандартов. Параллельно он включает в себя ряд практических рекомендаций, необходимых в обыденной деловой практике любого уровня, осмысленных сквозь призму философского знания, его системообразующих принципов. Таким образом, теория и практика этики делового общения соотнесены в единое целое, где важнейшим компонентом является проблема человека, его мировоззрение в формах этики, воплощенное в сознании и поведении творчески активного, деятельного субъекта общества. Изучение данного курса способствует гуманитаризации высшего образования, подготовке специалистов по многим общественным направлениям, связанными с нравственными аспектами современности. ТЕМА 1-2. Теоретические предпосылки становления психологии и этики делового общения Культура Древнего мира и античности об этике или нравственности, ведущей стороне жизнедеятельности человека и общества. Конфуций (551-479 гг. до н.э.): антропоцентризм этики Конфуция; проблема идеального воспитания человека вне сословной иерархии общества; процесс социализации личности в системе принципов «жэнь»(человечность, гуманность), «сяо» (сыновняя почтительность и уважение к старшим) и «ли» (этикет, правила благопристойности). Сократ (470-399 гг. до н.э.): нормативность, рационализм в процессе общения; параллелизм проблем становления человека и вопросов познания; логический приоритет морального сознания как одного из способов нормативной регуляции; формирование основополагающего принципа «Познай самого себя». Платон (428-348 гг. до. э.): этические постулаты родоначальника объективного идеализма и этического идеализма во имя идеи Блага; государственно-политические характеристики учения о теологических идеях нравственности на уровне понятий индивидуальной добродетели и общественной справедливости; способы их гармонизации в условном согласии и необходимой регламентации всех видов отношений между человеком и социумом; итоговое представление в эволюции этики в виде равновесия знания и добродетели, традиционного для античности. Аристотель (384-322 гг. до н.э.): эвдемонизм как квинтэссенция этики объективной целесообразности: концепция высшего Блага в психологическом осмыслении деятельного самовыражения человека; проблема выбора этической середины между наилучшим и хорошим и, соответственно, недостижимость нравственного идеала созерцания истины; чувственное и рациональное на уровне этики и политики; философско-мировоззренческий аспект теории нравственной «самодостаточности». Этика Средневековья (IV-XIII вв. н.э.) в формах патристики и схоластики. Патристика. Августин Блаженный (354-430 гг.). Неоплатонические доминанты философии и этики Аврелия в русле западной патристики. Проблема определения человеческой личности, ее нравственных основ в земной и божественной истории в теологическом предопределении, высшей благодати Бога и высшего зла через первородный грех; противоречивость нравственного взросления социума и его продолжение в теме необходимости божественной опеки. Элементы мистической диалектики в этике Августина Блаженного Аврелия, аскетизма, смирения, надиндивидуализма и авторитаризма на пути к схоластике. Фома Аквинский (1225-1274 гг.). Теолого-рационалистические смыслы этики Аквината в зрелой схоластике. Гармония веры и знания в культуре здравого смысла. Соотношение «естественного рассудка» и сверхъестественного, божественного, закона. Проблема человеческого индивида в парных понятиях души и тела в процессе высшего блаженства созерцания божественной сущности; душа как субстанциональная форма и ее взаимосвязь с интеллектуальными компонентами человека. Тема морального и последовательного Добра в осмыслении между пороками и христианскими добродетелями внутри социальных принципов теологического бытия. Эпоха Возрождения или Ренессанс (XIV-XVI вв.). Общие проблемы гуманизма в ключевом повороте к человеку, его комплексу свойств и способностей, и переоценке его сущности. Проблемы реабилитации земного смысла жизни в совокупности чувственного и рационального в теориях гедонизма и эвдемонизма. Возрождение основ античной этики и философии в целом на уровне рационализма, универсальности и природности сущего. Элементы индивидуализма и волюнтаризма в нарождающейся буржуазной этике эпохи грядущих социальных катаклизмов. Эпоха Нового времени (XVII-XVIII вв.). Т. Гоббс (1588-1679 гг.). Проблемы общественной морали и индивидуальной этики. Фундаментальное понятие «естественного закона» как стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей в развитии теории о «прирожденном эгоизме» (Ф.Бэкон). Условность этики рационализма. Общественные характеристики этики, ее долженствования в общегражданском и секулярном смыслах. Д. Локк (1632-1704 гг.). Утилитаризм этики и ее некая взаимосвязь с принципами христианской нравственности. Понятие морального Добра в следовании природному вектору к счастью. Условие гармонизации личностного и общественного самоопределения и самовыражения в русле европейского механистического детерминизма. Ассоцианизм или ассоциативная психология по проблемам поведения и сознания человека, в приверженности к универсализму в традициях сенсуализма ХП-ХШ веков. К.-А. Гельвеций (1715-1771 гг.). Отрицание постулатов католической и общерелигиозной этики. Механицизм и метафизика данной этики. Критика теории врожденной моральности в пользу общественной нравственности опытного происхождения или этики гражданских добродетелей. Революционный характер этических конструкций эпохи XIII века и их соотношение с общественными доминантами бытия. Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 гг.). Социальная обусловленность этики неприятия буржуазного эгоизма. Природные основы будущей нравственности на пути преодоления возможного морального регресса. Влияние теории общественного договора в деле совершенствования современного индивида и становления его в гражданина социума. Вольтер (J694-1778 гг.). Антифеодальные и антиклерикальные построения этических конструкций. Неприятие норм католической этики и христианской теории божественного провидения. Тема идеального человека в принципах творческой активности. П.-А. Гольбах (1723-1789 гг.). Этическая концепция в процессе духовного обновления человечества вне сословной иерархии классового буржуазного общества. Новая мораль как основа разумного законодательства и совместного творчества граждан. Идеи полезности, утилитаризма в духе традиций французской буржуазной мысли XIII столетия. И. Кант (1724-1804 гг.). Уточнение границ этики вне пределов натурализма. Проблема свободы и необходимости в человеческой жизнедеятельности. Личность как самоцель в философии и этике. Категорический императив и его фундаментальность в морали долженствования. Скептицизм родоначальника немецкой классической философии, его ригоризм и формализм. Априорность нравственности и ее обусловленность христианскими ценностями протестантизма. Психология народов. В. Вундт (1832-1920 гг.). Надиндивидуализм «общего духа» народов. Теория и практика воплощения психологии народов в мифологии и культуре в целом. Понятие «нравственной воли» как субстанциональной основы психического склада отдельного народа. Метод психофизического параллелизма и культурно-исторический метод для оформления предмета психологии, непосредственного опыта. Определение поведения людей в апперцепции, «внутренней духовной силе». Апперцепция в совокупном опыте человечества, ее избирательный и регулятивный характер. Психология толпы. Н. Михайловский (1842-1904 гг.). Идея личности и индивидуальности в системе этики субъективной социологии. «Разнородность» личности и ее противопоставление «однородности» общества. Меры борьбы против отчуждения личности от социума. «Герои и толпа» в отражении проблемы народных масс и общества. Г. Гард (1843-1904 гг.). Тенденции интерпсихологии в западной социологии. Центризм понятия «подражание» и его связь с процессами социализации. Социальный конфликт психологии личности и психологии толпы и его осознание на внерациональном уровне. Роль и значение СМИ в ходе формирования единого самосознания масс. Г. Лебон (1841-1931 гг.). Теория «массового общества»: «разнородность» и «однородность» толпы в иррациональном осмыслении проблемы. Закон духовного единства толпы на уровне поведения и сознания отдельной личности. Проблема процессов лидерства в «массовом обществе» и вопросы управления им на уровне внушения, повторения, заражения и пр. Теория инстинктов социального поведения. У. Макдугалл (1871-1938 гг.). Биологическая обусловленность психологических исследований. Роль чувств и их иерархия в системе эготизма. Соотношение чувственного и рационального во врожденных и приобретенных атрибутах человека. Монадология личности в психофизиологической самости индивида. Бихевиоризм. Э. Торндайк (1874-1949 гг.). Основная формула поведения «Стимул-Реакция» на вербально-невербальном уровне. Описательный метод бихевиоризма вне анализа сознания. Абсолютизация метода непосредственного наблюдения. Основные законы бихевиоризма: от врожденных схем поведения до «закона эффекта» и «закона упражнения». Объективизм психологии. Роль и значение биологизаторс-ких тенденций в американской психологии рубежа IX-XX вв. Необихевиоризм (1930-е гг.). Осознание ограниченности бихевиоризма и условия его дополнения во введении нового центрального термина, «промежуточные переменные». Значение побудительных и познавательных факторов в психологии природного человека. Фрейдизм. 3. Фрейд (1856-1939 гг.). Теория психоанализа и метод свободных ассоциаций в изучении бессознательного. Новооткрытая структура психики человека: Оно, Я, Сверх-Я, - их тождество и различия. Противоречия бессознательного между творчеством и разрушением как антагонистов. Либидо и сублимация в процессе психической активности. Конфликт природного и социального в процессе утверждения автономности психического начала. Биологизация и натурализм философии З.Фрейда в оценке психологии людей и перспектив ее развития. Гештальтпсихология (1920-30 гг.). Целостное видение психологии человека. Понятие «целое» и «компонентов» как основы геш-тальтпсихологии. Функциональная роль составляющих элементов целого. Динамический характер целостности психического начала в процессах его существования и развития. Физические доминанты целостности. Проблема несопоставимости целого и его частей на уровне общего, особенного и единичного. Теория поля. К. Левин (1890-1947 гг.). Естественно-научные основы психологии теории поля. Понятие поля как сугубо физического термина на пересечении психологических связей личности и ее окружения. Поведение человека во внешней форме выражения психологической заданности человека. Проблема взаимосвязи человека и общества в определениях «отношение» и «поле». Валентность силового поля личности и ее значение в процессах социальной адаптации. ТЕМА 3. Психология общения Общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия. Полифун-кциональность общения в отношениях обмена деятельностью, информацией, опытом и культурой в целом. Обратные связи общения на уровне возвратного воздействия результатов коммуникативного процесса. Прогрессивность и регрессивность обратных связей в ходе общения и делового общения в частности. Специфика делового общения как средства оптимизации предметной целесообразной деятельности. Личностный характер делового общения. Общение как способ объединения субъектов в непосредственной деятельности. Соотношение чувственного и рационального в ходе общения. Доминантность процессов подражания и заимствования, сопереживания и идентификации: их суммарное влияние на поведение и сознание человека. Подражание как важнейший фактор развития на уровне осознания и адаптации к ситуации. Подражание - средство приобщения к наследию духовности человечества через сте-реотипизацию и научение. Виды общения: прямое и косвенное, - их тождество и различие. Восприятие и понимание в процессе общения. Восприятие как процесс отражения мира и человека в чувственных формах. Целостность и осознанность восприятия, его объективизация в ходе социализации субъекта общества и субъекта общения в частности. Уровни адекватности восприятия и его приспособления к должному. Моделирующая функция восприятия в прогнозирующей деятельности. Субъективные аспекты восприятия: фактор превосходства, фактор отношения к иным субъектам общества, фактор привлекательности и т.п. Понимание в ходе процесса общения. Способы межличностного понимания:
Общение как коммуникация. Значимость общения в процессах передачи информации. Выбор и использование средств коммуникации в ходе общения. Проблема преодоления коммуникативных барьеров. Разделение средств общения по внешним и внутренним факторам на вербальные и невербальные средства общения. Невербальные средства общения, их роль и значение на уровне выражения психологического состояния человека. Совокупность социально-психологических показателей личности в невербальных средствах общения. Соотношение скрытых и открытых характеристик личности в данных средствах общения. Мера пластичности такого уровня контактов. Систематизация невербальных средств общения. Мимика. Показатели лицевой мимики в статике и динамике ситуаций выразительных движений. Психологическая дифференциация мимики и ее мера воздействия на процессы общения. Ситуативная определенность системы выразительных движений. Основные состояния человеческих эмоций и чувств: гнев, радость, страх, страдание, удивление, отвращение, - и их обязательная соотнесенность с общими индикаторами человека. Визуальный контакт или взгляд. Участие визуального контакта в процессах высказывания и преодоления коммуникативных барьеров, их уточнения и окончательного формирования. Взгляд как мера отношения к диалогу, общению в целом. Минимизация зрительного контакта с субъектами по общению в случае негативного отношения к ним. Максимализация зрительного общения с партнером по деловому общению как условие позитивного отношения, в равной мере как и опасность психологического вызова. Роль и значение природных атрибутов зрения, их бесконтрольность от уровня сознания в коммуникативных процессах. Поза. Культурная заданность и обусловленность позы человека или положения тела в пространстве. Типизированность поз в русле определенных культур. Наглядность поз в процессе восприятия и общения. Избирательность пространственных позиций человека и ее связь с социальным статусом носителя. Мера свободы и необходимости позы в структурно заданном обществе. Открытость и закрытость поз по отношению к собеседнику. Жесты. Систематизация жестов по их назначению: коммуникативные, оценочные, описательные. Природные, возрастные, профессиональные и иные характеристики жеста как средства коммуникации. Походка. Стиль передвижения человека и его обусловленность с психологическими показателями отдельного индивида. Место и роль походки в определении социо-культурных показателей делового партнера. Голос. Ритмико-интонационный строй речи. Тембр голоса в спектре выражений психологических состояний человека. Скорость речевых оборотов, их индивидуальная окраска в зависимости от конкретных показателей субъекта коммуникации. Суммарное представление о невербальных средствах общения: их роль и значение в определении образа партнера, его психо-раци-онального актуального состояния; непременного фона вербального общения; оптимального уровня эмоционально-чувственного контакта с партнером по деловому общению; индивидуальному «почерку» фиксации значимых изменений чего-либо в этике деловых коммуникаций. |
«психологии делового общения» Дисциплина «Социология и психология делового общения» призвана дать научные психологические знания, которые помогут оптимизировать... | «психологии делового общения» Дисциплина «Социология и психология делового общения» призвана дать научные психологические знания, которые помогут оптимизировать... | ||
Рабочая программа по дисциплине б психология делового общения Целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о психологических особенностях, закономерностях процесса... | Реферат По дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему «Культура делового общения» Для делового общения используют официально-деловой стиль. В книге «Культура устной и письменной речи делового человека» приводится... | ||
Рабочая программа «Психология делового общения» Дисциплина «Психология делового общения» относится к циклу ооп б гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть... | Рабочая программа по дисциплине ф этика делового общения Задача учебного курса – на основе знания основных норм и правил делового этикета выработать у студентов навыки позитивного общения... | ||
Вопросы для зачета по элективному курсу "Искусство делового общения" Понятие и структура общения. Роль и значение общения в жизни человека и общества | Реферат по дисциплине: этика делового общения на тему: «Культура... У каждого народа существуют свои нормы и представления как о правилах этикета вообще, так и о правилах делового общения, которые... | ||
Психологические и этические основы культуры делового общения. Нравственная социализация личности Ки деловых отношений широко исследуются, служат предметом научных дискуссий и форумов, изучаются во многих высших и средних учебных... | Имидж делового человека. 3 От культуры делового общения зависит успешность презентации при приеме на работу, конкурентоспособность на рынке труда, карьерный... | ||
Пояснительная записка > Цели и задачи дисциплины Цели дисциплины... Г. В. Кухтерина Психология делового общения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62... | Протокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа Наименование дисциплины:... Взаимосвязь «делового общения» и сфер общественной жизни Наука «деловое общение» сформировалась к середине XX века на основе (этических... | ||
Урок русского языка в 11 классе Тема: «Речевой этикет делового общения.... Тема: «Речевой этикет делового общения. Официально-деловой стиль. Деловое письмо» | Реферата по культурологии на тему культура делового общения Письменная речь – это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью письменного... | ||
Рабочая программа дисциплины «Культура делового общения» | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 2 «Психология делового общения» |