Министерство образования и науки Российской Федерации Ивановский государственный химико-технологический университет
Гуманитарный факультет
Кафедра философии «УТВЕРЖДАЮ» проректор по учебной работе
______________Рыбкин В.В.
«____»_____________ 2010 г.
Рабочая программа по дисциплине «ЭТИКА» Направление подготовки 033000 - Культурология Профиль подготовки Социокультурное проектирование
Квалификация (степень) Бакалавр
Форма обучения очная
Иваново 2010
1. Цели освоения дисциплины Целями изучения этики являются:
– формирование рационального системного подхода к этическим проблемам;
- формирование практических навыков решения профессиональных этических проблем на основе изучения теоретических и методологических основ этики как философской дисциплины;
- развитие у студентов моральных качеств, способствующих их самосовершенствованию и творческому росту. Задачи курса:
- знакомство с основными теоретическими категориями и направлениями в этике;
- изучение особенностей развития базовых этических установок, их места в современном моральном сознании и поведении;
- всесторонняя рациональная характеристика современного морального состояния общества;
- формирование представлений о важнейших нравственных проблемах и способах их решения;
- формирование представлений об общепрофессиональных моральных ценностях и стандартах корпоративной культуры. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина относится к базовым дисциплинам общегуманитарного цикла, основывается на результатах освоения социально-гуманитарных дисциплин.
Для успешного освоения дисциплины студент должен:
знать:
- предмет и специфику этики в качестве одной из философских дисциплин;
- методы и приёмы философского анализа проблем;
- специфику философского анализа общества, сфер общественной жизни и сознания;
- место человека в историческом процессе, в социально-политической организации общества;
- основные ценностные и моральные установки современной культуры; уметь:
- анализировать и оценивать социальную информацию;
- теоретически и логически грамотно выражать свои оценки происходящего;
- отличать и понимать ценностные установки и нормы общественной жизни;
- совершенствовать и развивать свой научный и интеллектуальный потенциал,
- применять полученные философские знания для анализа конкретных проблем;
владеть:
- базовой научной терминологией по гуманитарным дисциплинам;
- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений;
- навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;
- навыками критического восприятия информации;
- установками и ценностями рационалистического отношения к миру, природе, обществу, человеку. Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо при изучении всех последующих дисциплин социально-гуманитарного цикла и в качестве ценностной и мировоззренческой основы – дисциплин профессионального цикла.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Студент специальности «Культурология» в соответствии с целями ООП и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО должен демонстрировать следующие компетенции: а) универсальные:
- общенаучные:
- готовность использовать на практике теоретические знания в области этики в различных социальных обстоятельствах;
- владение навыками философско-аналитической и ценностной интерпретации конкретных моральных феноменов и фактов;
- рационально интерпретировать информацию, необходимую для формирования самостоятельных суждений по различным этическим проблемам;
- инструментальные:
- владение навыками аргументации и ведения дискуссии по вопросам этики и морали;
- способность находить нестандартные решения моральных проблем;
- социально-личностные и общекультурные:
- способность нравственно совершенствоваться;
- способность критически оценивать реальные моральные обстоятельства, адаптироваться к их изменению;
- готовность к ответственному участию в социальной жизни;
- готовность к принятию существующих в обществе нравственных приоритетов, нравственно-культурных различий;
- готовность к взаимопониманию, разрешению моральных противоречий и конфликтов;
- готовность к совместной профессиональной деятельности и сотрудничеству в профессиональной сфере. б) профессиональные:
- научно-исследовательская деятельность:
- понимание места этики в системе гуманитарного знания; взаимосвязи этики и наук о культуре;
- осмысление морали как составляющей духовной культуры, способность использовать теоретические знания по этике в профессиональной деятельности;
- организационно-управленческая деятельность:
- владение навыками и приемами профессионального общения;
- способность применять на практике управления в социокультурной сфере знание теоретических основ профессиональной этики;
- способность ответственно и рационально оценивать последствия принимаемых организационно-управленческих решений;
- культурно-просветительская деятельность:
- формирование воспитательной и этической составляющей в рамках реализуемых социально-культурных проектов;
- способность к реализации социально-культурных программ, связанных с сохранением высших моральных ценностей и совершенствованием духовно-нравственной ситуации в обществе. В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- место этики в системе гуманитарного знания; взаимосвязи этики и наук о культуре;
- особенности морального регулирования социальной жизни;
- основные этические концепции, их достоинства и недостатки;
- основные нравственные обязанности человека;
- особенности современной моральной практики и их этическую оценку;
- специфику функционирования этических норм в сфере культуры; уметь:
- видеть индивидуальность каждой личности и многовариантность моральной ситуации;
- всесторонне анализировать и давать нравственную оценку социальной информации,
- планировать и осуществлять свою деятельность с учетом социально-значимых нравственных критериев;
- оценивать нравственные последствия своей социальной и профессиональной деятельности; владеть:
- базовыми этическими категориями;
- навыками и приемами профессионального общения, способностью к деловым коммуникациям в профессиональной сфере;
- навыками аргументации и ведения дискуссии по вопросам этики и морали;
- навыками философско-аналитической и ценностной интерпретации конкретных моральных феноменов и фактов;
- способностью к организации работы коллектива и управлению им с учетом моральной ценности личности. 4. Структура дисциплины «Этика»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
4 семестр
| Аудиторные занятия (всего)
| 34
| 34
| В том числе:
|
|
| Лекции
| 14
| 14
| Практические занятия (ПЗ)
| 20
| 20
| Самостоятельная работа (всего)
| 38
| 38
| В том числе:
|
|
| Рефераты, доклады
| 10
| 10
| Подготовка к текущим занятиям
| 22
| 22
| Подготовка к зачету
| 6
| 6
| Вид промежуточной аттестации (зачет)
|
|
| Общая трудоемкость час
зач. ед.
| 72
2
| 72
2
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
1. Модуль 1. Понятия этики и морали. Основные этические проблемы и концепции. А) Распределение лекционных часов
№
|
Название темы
| Кол-во часов
|
1.
|
Предмет этики и морали. Основные проблемы этической теории.
|
2 ч.
|
2.
|
Классические этические концепции.
|
2 ч.
|
3.
|
Моральный поступок: условия, цели, мотивы. Моральное качество.
|
2 ч.
|
4.
|
Типы этических установок. Гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм в этике.
|
2 ч.
|
|
Итого
|
8 ч.
|
Тема 1. Предмет этики морали. Основные проблемы этической теории.
Предмет этики. Этика как практическая наука. История становления этики. Научный статус этики: возможно ли рациональное системное исследование морали? Эмотивизм. Проблема определения онтологического статуса моральных категорий. Абсолютное в морали. Относительность моральных принципов. Объективность и субъективность морального регулирования. Вопрос о соотношении морали и религии. Проблема автономии морали. Самоценность морального долга.
Мораль как форма общественного и индивидуального сознания. Основания морали: разум и свобода. Добро и зло как основные моральные категории. Внеинституциональность морального регулирования. Всеобщность и универсальность моральных норм. Общезначимость моральных требований. Духовный характер моральной санкции. Тема 2. Классические этические концепции.
Жизнь Сократа как пример нравственного поведения. Добродетель есть знание. Нравственное содержание сократовского диалога. Рационализм этики Сократа.
Формирование гуманизма в культуре Западной Европы. Сущность гуманизма. Индивидуалистическая направленность этики гуманистов. Стремление к наслаждению жизнью.
Этика Канта как этика долга. Понятие доброй воли. Идея автономии морали. Абсолютный характер морального закона. Категорический и гипотетический императив. Долг и свобода. Границы чистого и практического разума.
Этика В.С. Соловьева. Религиозная основа этики. Идея любви и свобода личности. Общечеловеческие начала нравственности: стыд, жалость и благоговение. Нравственность как путь к Богочеловечеству. Тема 3. Моральный поступок: условия, цели, мотивы. Моральное качество.
Понятие о добродетелях и пороках. Чувство долга и ответственность как важнейшие моральные качества личности. Гуманность. Уважение. Чувство собственного достоинства. Справедливость. Честность. Феномен совести.
Моральный поступок и внеморальное действие. Многообразие мотивов поступка. Соотношение мотива и результата поступка. Морально-идеальные, морально-правильные и морально-допустимые поступки. Представление о морально-оправданном. Условия, средства и цели поступков. Эмоциональная составляющая морального действия. Тема 4. Типы этических установок. Гедонизм, эвдемонизм и утилитаризм в этике.
Принцип наслаждения в этике. Удовольствие и страдание. Гедонизм как этическая установка и образ жизни. Этические ограничения гедонизма.
Сущность эвдемонистической этики. Счастье и удовольствие. Счастье и власть. Счастье и богатство. Парадокс счастья. Счастье и покой.
Этика пользы. Польза личная и общественная. Польза и удовольствие. Польза как выгода и ее моральная оценка. Полезность и справедливость. Материальное и духовное измерение полезности. Прагматизм и практика разумного эгоизма. Успешность, эффективность и их моральная оценка.
2. Модуль 2. Особенности современных моральных отношений. Профессиональная этика. А) Распределение лекционных часов
№
|
Название темы
| Кол-во часов
|
1.
|
Понятие о профессиональной этике.
|
2 ч.
|
2.
|
Этика современных деловых отношений. Этика предпринимательства.
|
2 ч.
|
3.
|
Этические нормы в сфере культуры и социокультурного проектирования.
|
2 ч.
|
|
Итого:
|
6 ч.
|
Тема 1. Понятие о профессиональной этике.
Предмет профессиональной этики. Возникновение и исторические этапы развития профессиональной этики. Институциональный характер профессиональной этики.
Основные категории профессиональной этики. Функции профессиональной этики. Соотношение профессиональных и общеморальных требований. Понятие о профессиональном призвании. Профессиональная и прикладная этика. Тема 2. Этика современных деловых отношений. Этика предпринимательства.
Прагматизм в этике и предпринимательство. Этико-религиозный контекст «франклиновских добродетелей». Идеал протестантской этики. Протестантский образ жизни.
Мораль в системе ценностно-нормативного регулирования предпринимательской деятельности. Социально-нравственный смысл предпринимательской деятельности и проблема ее легитимации. Различные концепции этики бизнеса. Проблема доверия в бизнесе. Социальная и нравственная ответственность бизнеса. «Этический кодекс предпринимателя».
|