Методические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно в системе высшего профессионального образования по специальностям 230500 «Социально-культурный сервис и туризм»





Скачать 279.98 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно в системе высшего профессионального образования по специальностям 230500 «Социально-культурный сервис и туризм»
страница1/3
Дата публикации23.01.2015
Размер279.98 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Философия > Методические рекомендации
  1   2   3
Дружинкина Н. Г.
Кафедра гуманитарных, социально-экономических

и естественнонаучных дисциплин

Философия
Методические рекомендации и контрольные задания

для обучающихся заочно

в системе высшего профессионального образования

по специальностям

230500 «Социально-культурный сервис и туризм»

061000 «Государственное и муниципальное управление»

Гжель 2005

Составитель программы:

Дружинкина Н.Г., кандидат исторических наук.
Рецензенты:

Илькевич Б.В., доктор педагогических наук.

Раскин А.Г., заслуженный деятель искусств России, председатель АИС СХ России, искусствовед.

Коловангин П.М., кандидат экономических наук.
Программа содержит пояснительную записку (цель, задачи, аннотация курса и т.д.), учебно-тематический план, краткое содержание курса, примерные темы семинаров и рефератов, вопросы для подготовки к экзамену, перечень рекомендуемой литературы и другие методические материалы.

Пояснительная записка
Программа курса «Философия» разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области сервиза и туризма. Изучение курса является необходимой составной частью профессиональной подготовки специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
1. Цели курса:
  Целью данного курса является изучение дисциплины: обучение студентов основным определениям и понятиям философии; развитие умения ориентироваться в категориальном научном аппарате, сложных направлениях философской мыли, знакомство с элементами библиографической и научной работы.

2.Задачи курса:

  дать студентам основы знаний по теории и истории философии, понимание основных закономерностей и особенностей развития отечественной и мировой философской мысли, привить культуры философского мышления и мировоззрения.
3. Место курса в профессиональной подготовке студента.

Дисциплина является основной в плане подготовки специалиста.

4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В течение семестра студенты должны научиться ориентироваться в предмете и задачах философии, основных философских понятиях и категориях, иметь представления о направленности развития философской мысли от античности до современности, основных школах и течениях философии 20 века.
5. Аннотация курса.

Курс помогает раскрыть перед учащимися все богатство и многообразие философских проблем, направлений и течений, а также помогает изучающим философию составить себе первоначальное представление об ее проблематике и языке, ее средствах и методах, понятиях и категориях, об истории философии и ее современных проблемах.
6.Текущий контроль успеваемости осуществляется на семинарских занятиях, промежуточный — с помощью сравнительного реферирования текстов философских трактатов и сочинений и проведение коллоквиумов по пройденной теме, итоговый — на экзамен.


  1. Примерный тематический план.


Тема 1. Предмет и аспекты философского знания.

Тема 2. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.

Тема 3. Особенности русской философии.

Тема 4. Проблема бытия в философии: от Парменида к Хайдеггеру.

Тема 5. Материя и сознание.

Тема 6. Сознание и познание.

Тема 7. Природа.

Тема 8. Человек

Тема 9. Наука.

Тема 10. Общество: генезис, природа, сущность.

Тема 11. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.
Раздел 1. Введение к курсу «Философия».

Тема 1.1. Предмет и аспекты философского знания.

Проблемное поле философии как системы знаний

Генезис философии

Предмет и аспекты философского знания

Философия и наука

Вопросы для самостоятельной работы:

1.Какие вы знаете способы духовного освоения мира?

2. В чем отличие философского знания от мифологического и религиозного? 3.Как делятся философские знания по основанию познаваемости мира?

4.В чем суть предмета философии, сформулированного И. Кантом?

5.В чем различие философии и естественных (точных) наук?

6. Какое место в структуре мировоззрения занимает философия?

Литература: основная (1-3), дополнительная (1-4).
Тема 1.2. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.

Философия в потоке времени

Философия и время

Специфика восточной мысли

Китайский тип философствования

Особенности индийского типа философствования

Философия Древней Греции

От Возрождения — к Просвещению

Философия Возрождения

Философские течения и школы Нового времени

Философия европейского Просвещения

От немецкой классической философии — к современности

Немецкая классическая философия

В поисках нового основания: между рационализмом и иррационализмом.

Философия и кризис цивилизации

Вопросы для самостоятельной работы:

1. В чем особенности восточной философии?

2. Почему одни философы Запада, например Г.В.Ф. Гегель, критически относятся к восточной философии, а другие (А. Шопенгауэр) высоко оценивают ее?

  1. В чем суть философии Конфуция?

  2. Каковы основные идеи даосизма?

5. Каковы особенности древнеиндийской философии? Чем она отличается от китайской?

  1. Каковы главные идеи, сформулированные древнегреческой философией ?

  2. В чем сущность антропологического поворота Сократа в философии ?

  3. Каковы основные идеи философии Платона и Аристотеля?

  4. каковы основные особенности философии и культуры эпохи Возрождения?

  5. Каковы основные парадигмы, школы и течения в философии Нового времени?

  6. В чем суть философско-методологической программы Ф.Бекона?

  7. Каковы особенности рационализма Р.Декарта? Какое содержание он вкладывал в утверждение: «Я мыслю, следовательно, существую» ?

  8. Каковы характерные черты философии эпохи Просвещения?

  9. каковы основные идеи немецкой классической философии?

  10. В чем суть философии К.Маркса и какова ее судьба?

  11. в чем суть основных идей второго позитивизма, неопозитивизма и постпозитивизма?

  12. В чем суть философии иррационализма?

Литература: основная (1-3), дополнительная (9-20).
Тема 1.3. Особенности русской философии.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Русская философия: генезис и особенности развития

Проблемы возникновения и самобытности философской мысли в Древней Руси.

Особенности русской философии

Русская философия XVIII—XIX вв.

  1. Философия русского Просвещения

  2. Русский материализм: М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.

  3. Западники и славянофилы

  4. Философские основы революционно-демократического движения.

Русский kocmизм.

Русская религиозная философия конца XIX —начала XX в.

1. Особенности формирования русской религиозной философии

и ее основные идеи

2. Философские и социально-этические взгляды B.C. Соловьева .

3., Философия Н.А. Бердяева

4. Философские идеи в творчестве Л.Н. Толстого .

5. Философская мысль в России советского и постсоветского периодов

  1. Становление советской философии

  2. Догматизация и идеологизация философских исследований

в эпоху сталинизма

  1. Новые тенденции и направления в философских исследованиях (1960-1980-е гг.)

  2. Философские исследования в постсоветский период .

Вопросы для самостоятельной работы:

1.В чем состоит суть полемики о времени возникновения русской философии?

2. Каково содержание двух основных периодов становления русской философии?

3.Как можно охарактеризовать влияние исторических условий средневековой Руси на развитие философской мысли?

4. Каковы основные источники русской философской мысли?

5. В чем самобытность и особенности русской философии?

6. В чем состоит прогрессивный характер философии русского космизма?

7.В чем особенности формирования русской религиозной философии?
Литература: основная (1-3); дополнительная (20-29).

Методические указания
При изучении данного раздела необходимо внимательно изучить исторические предпосылки возникновения философии как науки, специфику философской мысли разных регионов, отношение к основному вопросу философии, разработку ее понятийного аппарата. Необходимо знать ведущих философов от древности до современности, понимать их вклад в развитие мировой философской мысли.
Раздел 2. Проблемы онтологии и гносеологии.

Тема 2.1. Проблема бытия в философии: от Парменида к Хайдеггеру.

Бытие: сущее и существующее

  1. Возникновение категории бытия

  2. Проблема бытия в европейской философии

  1. Современное понимание и гносеологические перспективы категории бытия.


Вопросы для самостоятельной работы:

1. В чем выражались социальные и гносеологические предпосылки возникновения категории бытия?

2.Какое содержание вкладывалось Парменидом в категорию бытия?

3. Как понималось бытие в средневековой философии?

4.Какое место занимала категория бытия в философии Нового времени?

5.В чем выражаются особенности понимания бытия в марксистской философии?

6.Какая взаимосвязь существует между общественным бытием и общественным сознанием?

7.Что понимается под бытием в философии экзистенционализма?

Литература: основная (1-3), дополнительная (30,31).
Тема 2.3. Сознание и познание.

Теория познания

  1. Многообразие форм знания

  2. Объект и субъект познания

  3. Взаимодействие чувственного и рационального в процессе познания

  4. Понятие истины


Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Как различаются понятия «объективный мир» и «объект познания»?

  2. Что такое «агностицизм» и в каких формах он существует?

  3. Может ли гносеологический образ быть «копией» действительности?

  4. Какую роль играет интуиция в процессе познания ?

  5. В чем различие понятий «чувственное» и эмпирическое познание?

  6. Чем отличается эксперимент от наблюдения?

  7. Какими критериями истины пользуется наука?

  8. Чем истина отличается от правды?

  9. В чем особенности практики как критерия истинности знания?

  10. Можно ли считать истину смыслом смыслом человеческой деятельности?

Литература: основная (1-3), дополнительная (32-40).
Тема 2.2. Материя и сознание.

  1. Материя, пространство, время

  2. Сознание как высшая форма психического отражения

и объективная реальность

3. Идеальность сознания. Его структура

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Каковы особенности понимания материи в рамках метафизического материализма?

  2. в чем выражается сущность материалистического понимания материи?

  3. Какие свойства объективной реальности выражаются с помощью категорий пространства и времени?

  4. В чем особенности субстанциональной и реляционной концепций пространства и времени?

  5. Что нового внес А.Эйнштейн в понимание пространства и времени?

  6. Что общего между материей сознанием, объективной и субъективной реальностью, делающей противоположность между ними относительной?

Литература: основная (1-3), дополнительная (41,42).
Тема 2.4. Природа

Природа и культура. Формы восприятия природы в истории культуры. Естественная и искусственная среда.

Взаимодействие человека и природы. В чем сущность экологической проблемы? В поисках выхода из экологических трудностей. Научно-технический прогресс и экология. Глобальный характер экологических проблем.

Живое и неживое. Место биологии и философии в познании живого. Современные представления о живом . Конечна ли жизнь на Земле?.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Экология. Сущность и проблемы.

  2. Идеи Вернадского о биосфере и ноосфере?

  3. Взаимодействие природы и человека?

Литература: основная (1-3), дополнительная (76-83)
Тема 2.5. Человек

Человек как субъект предметно-практической деятельности. Проблема антропосоциогенеза. Орудийная деятельность. Генезис самого труда. Социо-творческая функция языка. Регулирование брачных отношений и возникновение первобытно-родовой общины. Нравственно-социальные запреты как фактор антропосоциогенеза. Первобытнообщинная организация и дозревание труда. Все мы родом из предыстории .

Природное и общественное в человеке. Биологизаторство и социологизаторство в подходах к человеку. Биология человека в эпоху научно-технической революции.

В чем смысл жизни? Постановка проблемы . Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. Сколько жить человеку? Как жить? Во имя чего жить?. «Право на смерть» .

Глобальное единство и глобальная опасность. Гуманистическая мера прогресса.

ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА

Традиции философского изучения человека и современность

  1. Проблема человека в истории философской мысли .

  2. Философская антропология как научная дисциплина

и ее предмет

Человек как личность

  1. Сущностные характеристики личности

  2. Проблемы типологии личности .

  3. Механизмы социализации личности

Деятельность как способ существования человека

1. Сущность и специфические характеристики деятельности человека

2. Структура, виды, формы и уровни деятельности .

Категории человеческой духовности

  1. Понятие ценностей и их классификация

  2. Жизнь и смерть как финальные ценности человека .
    Духовно-нравственные и ценностные императивы социальной работы

  1. Духовное и нравственное как высшие измерения
    социального бытия

  1. Гуманизм как форма жизненной практики

  2. Ценности и нравственные императивы социальной работы

  1. Ответственность как конституирующий принцип социальной работы

  1. Этические дилеммы и ценностные противоречия в социальной работе.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Каково содержание понятий «индивид», «индивидуальность», «личность»?

  2. В чем суть индивидуалистического подхода к пониманию личности?

  3. В чем недостатки социологической трактовки сущности личности как продукта общественных отношений?

  4. Как взаимосвязаны в личности ее индивидные, индивидуальные и социальные качества?

  5. В чем проявляется сущность личности?

  6. Каковы существуют классификации личностей?

  7. Каково содержание социальной типологии личности?

  8. как классифицируются личности по их рои в истории?

  9. Как различаются личности по типу мировоззрения?

  10. Каково содержание механизмов социализации личности?

  11. Какие существуют механизмы самозащиты личности от разрушения своего Я?


Литература: основная (1-3), дополнительная (87-95).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно в системе высшего профессионального образования по специальностям 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» iconМетодические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно...
Целью данного курса является изучение дисциплины: обучение студентов основным понятиям искусства; определениям и понятиям искусства...
Методические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно в системе высшего профессионального образования по специальностям 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» iconРабочая учебная программа по дисциплине Технология выездного туризма...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно в системе высшего профессионального образования по специальностям 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» iconРабочая программа по дисциплине «Практикум работы на пэвм»
Предназначена для студентов по специальностям 100103. 65 Социально-культурный сервис и туризм (имиджмейкерские услуги), 100103. 65...
Методические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно в системе высшего профессионального образования по специальностям 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» iconРабочая учебная программа дисциплины по дисциплине: организация средств...
Гос впо специальности 100103. 65 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм" рег. №293 св/сп от 27 марта 2000 г
Методические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно в системе высшего профессионального образования по специальностям 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» iconСахалинский государственный университет
Методические рекомендации по написанию рефератов, курсовых и дипломных работ предназначена для студентов специальности 230500 «Социально-культурный...
Методические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно в системе высшего профессионального образования по специальностям 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» iconСахалинский государственный университет
Методические рекомендации по написанию рефератов, курсовых и дипломных работ предназначена для студентов специальности 230500 «Социально-культурный...
Методические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно в системе высшего профессионального образования по специальностям 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» iconУчебно-методический комплекс для специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
Дисциплина «Сервисная деятельность» предназначена для студентов специальности 10. 01. 03 «Социально-культурный сервис и туризм» и...
Методические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно в системе высшего профессионального образования по специальностям 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» iconИтоговые аттестационные испытания по специальностям
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальностям 030401 История и 100103 Социально-культурный сервис...
Методические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно в системе высшего профессионального образования по специальностям 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» iconМетодические указания по выполнению дипломных работ по специальности...
«Социально-культурный сервис и туризм» для студентов очной и заочной форм обучения / Изд-во Казанского (Приволжского) федерального...
Методические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно в системе высшего профессионального образования по специальностям 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» iconУчебно-методический комплекс: Программа учебной иноязычной практики...
...
Методические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно в системе высшего профессионального образования по специальностям 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» iconУчебно-методический комплекс: Программа учебной иноязычной практики...
...
Методические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно в системе высшего профессионального образования по специальностям 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» iconПрограмма курса «Английский язык» по специальности №230500 «Социально-культурный...
«Английский язык» для специальности «Социально-культурный сервис и туризм». Программа рассчитана на студентов, изучавших английский...
Методические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно в системе высшего профессионального образования по специальностям 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» iconСоциально-культурный сервис и туризм
А. Е. Островская. Питание и ресторанный сервис. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности...
Методические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно в системе высшего профессионального образования по специальностям 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» iconУчебно-методический комплекс дисциплины технология продаж туристической...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Методические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно в системе высшего профессионального образования по специальностям 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» iconПрограмма по дисциплине «Техника и технология социально-культурного сервиса и туризма»
Предназначена студентам по специальностям 100103. 65 «Социально-культурный сервис и туризм», 100201. 65 «Туризм» и по направлению...
Методические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно в системе высшего профессионального образования по специальностям 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» iconСоциально-культурный сервис и туризм
Управление предприятиями социально-культурного сервиса и туризма. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск