Скачать 279.98 Kb.
|
Дружинкина Н. Г. Кафедра гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Философия Методические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно в системе высшего профессионального образования по специальностям 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» 061000 «Государственное и муниципальное управление» Гжель 2005 Составитель программы: Дружинкина Н.Г., кандидат исторических наук. Рецензенты: Илькевич Б.В., доктор педагогических наук. Раскин А.Г., заслуженный деятель искусств России, председатель АИС СХ России, искусствовед. Коловангин П.М., кандидат экономических наук. Программа содержит пояснительную записку (цель, задачи, аннотация курса и т.д.), учебно-тематический план, краткое содержание курса, примерные темы семинаров и рефератов, вопросы для подготовки к экзамену, перечень рекомендуемой литературы и другие методические материалы. Пояснительная записка Программа курса «Философия» разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области сервиза и туризма. Изучение курса является необходимой составной частью профессиональной подготовки специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма. 1. Цели курса: Целью данного курса является изучение дисциплины: обучение студентов основным определениям и понятиям философии; развитие умения ориентироваться в категориальном научном аппарате, сложных направлениях философской мыли, знакомство с элементами библиографической и научной работы. 2.Задачи курса: дать студентам основы знаний по теории и истории философии, понимание основных закономерностей и особенностей развития отечественной и мировой философской мысли, привить культуры философского мышления и мировоззрения. 3. Место курса в профессиональной подготовке студента. Дисциплина является основной в плане подготовки специалиста. 4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В течение семестра студенты должны научиться ориентироваться в предмете и задачах философии, основных философских понятиях и категориях, иметь представления о направленности развития философской мысли от античности до современности, основных школах и течениях философии 20 века. 5. Аннотация курса. Курс помогает раскрыть перед учащимися все богатство и многообразие философских проблем, направлений и течений, а также помогает изучающим философию составить себе первоначальное представление об ее проблематике и языке, ее средствах и методах, понятиях и категориях, об истории философии и ее современных проблемах. 6.Текущий контроль успеваемости осуществляется на семинарских занятиях, промежуточный — с помощью сравнительного реферирования текстов философских трактатов и сочинений и проведение коллоквиумов по пройденной теме, итоговый — на экзамен.
Тема 1. Предмет и аспекты философского знания. Тема 2. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Тема 3. Особенности русской философии. Тема 4. Проблема бытия в философии: от Парменида к Хайдеггеру. Тема 5. Материя и сознание. Тема 6. Сознание и познание. Тема 7. Природа. Тема 8. Человек Тема 9. Наука. Тема 10. Общество: генезис, природа, сущность. Тема 11. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Раздел 1. Введение к курсу «Философия». Тема 1.1. Предмет и аспекты философского знания. Проблемное поле философии как системы знаний Генезис философии Предмет и аспекты философского знания Философия и наука Вопросы для самостоятельной работы: 1.Какие вы знаете способы духовного освоения мира? 2. В чем отличие философского знания от мифологического и религиозного? 3.Как делятся философские знания по основанию познаваемости мира? 4.В чем суть предмета философии, сформулированного И. Кантом? 5.В чем различие философии и естественных (точных) наук? 6. Какое место в структуре мировоззрения занимает философия? Литература: основная (1-3), дополнительная (1-4). Тема 1.2. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Философия в потоке времени Философия и время Специфика восточной мысли Китайский тип философствования Особенности индийского типа философствования Философия Древней Греции От Возрождения — к Просвещению Философия Возрождения Философские течения и школы Нового времени Философия европейского Просвещения От немецкой классической философии — к современности Немецкая классическая философия В поисках нового основания: между рационализмом и иррационализмом. Философия и кризис цивилизации Вопросы для самостоятельной работы: 1. В чем особенности восточной философии? 2. Почему одни философы Запада, например Г.В.Ф. Гегель, критически относятся к восточной философии, а другие (А. Шопенгауэр) высоко оценивают ее?
5. Каковы особенности древнеиндийской философии? Чем она отличается от китайской?
Литература: основная (1-3), дополнительная (9-20). Тема 1.3. Особенности русской философии. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ Русская философия: генезис и особенности развития Проблемы возникновения и самобытности философской мысли в Древней Руси. Особенности русской философии Русская философия XVIII—XIX вв.
Русский kocmизм. Русская религиозная философия конца XIX —начала XX в. 1. Особенности формирования русской религиозной философии и ее основные идеи 2. Философские и социально-этические взгляды B.C. Соловьева . 3., Философия Н.А. Бердяева 4. Философские идеи в творчестве Л.Н. Толстого . 5. Философская мысль в России советского и постсоветского периодов
в эпоху сталинизма
Вопросы для самостоятельной работы: 1.В чем состоит суть полемики о времени возникновения русской философии? 2. Каково содержание двух основных периодов становления русской философии? 3.Как можно охарактеризовать влияние исторических условий средневековой Руси на развитие философской мысли? 4. Каковы основные источники русской философской мысли? 5. В чем самобытность и особенности русской философии? 6. В чем состоит прогрессивный характер философии русского космизма? 7.В чем особенности формирования русской религиозной философии? Литература: основная (1-3); дополнительная (20-29). Методические указания При изучении данного раздела необходимо внимательно изучить исторические предпосылки возникновения философии как науки, специфику философской мысли разных регионов, отношение к основному вопросу философии, разработку ее понятийного аппарата. Необходимо знать ведущих философов от древности до современности, понимать их вклад в развитие мировой философской мысли. Раздел 2. Проблемы онтологии и гносеологии. Тема 2.1. Проблема бытия в философии: от Парменида к Хайдеггеру. Бытие: сущее и существующее
Вопросы для самостоятельной работы: 1. В чем выражались социальные и гносеологические предпосылки возникновения категории бытия? 2.Какое содержание вкладывалось Парменидом в категорию бытия? 3. Как понималось бытие в средневековой философии? 4.Какое место занимала категория бытия в философии Нового времени? 5.В чем выражаются особенности понимания бытия в марксистской философии? 6.Какая взаимосвязь существует между общественным бытием и общественным сознанием? 7.Что понимается под бытием в философии экзистенционализма? Литература: основная (1-3), дополнительная (30,31). Тема 2.3. Сознание и познание. Теория познания
Вопросы для самостоятельной работы:
Литература: основная (1-3), дополнительная (32-40). Тема 2.2. Материя и сознание.
и объективная реальность 3. Идеальность сознания. Его структура Вопросы для самостоятельной работы:
Литература: основная (1-3), дополнительная (41,42). Тема 2.4. Природа Природа и культура. Формы восприятия природы в истории культуры. Естественная и искусственная среда. Взаимодействие человека и природы. В чем сущность экологической проблемы? В поисках выхода из экологических трудностей. Научно-технический прогресс и экология. Глобальный характер экологических проблем. Живое и неживое. Место биологии и философии в познании живого. Современные представления о живом . Конечна ли жизнь на Земле?. Вопросы для самостоятельной работы:
Литература: основная (1-3), дополнительная (76-83) Тема 2.5. Человек Человек как субъект предметно-практической деятельности. Проблема антропосоциогенеза. Орудийная деятельность. Генезис самого труда. Социо-творческая функция языка. Регулирование брачных отношений и возникновение первобытно-родовой общины. Нравственно-социальные запреты как фактор антропосоциогенеза. Первобытнообщинная организация и дозревание труда. Все мы родом из предыстории . Природное и общественное в человеке. Биологизаторство и социологизаторство в подходах к человеку. Биология человека в эпоху научно-технической революции. В чем смысл жизни? Постановка проблемы . Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. Сколько жить человеку? Как жить? Во имя чего жить?. «Право на смерть» . Глобальное единство и глобальная опасность. Гуманистическая мера прогресса. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА Традиции философского изучения человека и современность
и ее предмет Человек как личность
Деятельность как способ существования человека 1. Сущность и специфические характеристики деятельности человека 2. Структура, виды, формы и уровни деятельности . Категории человеческой духовности
Вопросы для самостоятельной работы:
Литература: основная (1-3), дополнительная (87-95). |
Методические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно... Целью данного курса является изучение дисциплины: обучение студентов основным понятиям искусства; определениям и понятиям искусства... | Рабочая учебная программа по дисциплине Технология выездного туризма... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа по дисциплине «Практикум работы на пэвм» Предназначена для студентов по специальностям 100103. 65 Социально-культурный сервис и туризм (имиджмейкерские услуги), 100103. 65... | Рабочая учебная программа дисциплины по дисциплине: организация средств... Гос впо специальности 100103. 65 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм" рег. №293 св/сп от 27 марта 2000 г | ||
Сахалинский государственный университет Методические рекомендации по написанию рефератов, курсовых и дипломных работ предназначена для студентов специальности 230500 «Социально-культурный... | Сахалинский государственный университет Методические рекомендации по написанию рефератов, курсовых и дипломных работ предназначена для студентов специальности 230500 «Социально-культурный... | ||
Учебно-методический комплекс для специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» Дисциплина «Сервисная деятельность» предназначена для студентов специальности 10. 01. 03 «Социально-культурный сервис и туризм» и... | Итоговые аттестационные испытания по специальностям Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальностям 030401 История и 100103 Социально-культурный сервис... | ||
Методические указания по выполнению дипломных работ по специальности... «Социально-культурный сервис и туризм» для студентов очной и заочной форм обучения / Изд-во Казанского (Приволжского) федерального... | Учебно-методический комплекс: Программа учебной иноязычной практики... ... | ||
Учебно-методический комплекс: Программа учебной иноязычной практики... ... | Программа курса «Английский язык» по специальности №230500 «Социально-культурный... «Английский язык» для специальности «Социально-культурный сервис и туризм». Программа рассчитана на студентов, изучавших английский... | ||
Социально-культурный сервис и туризм А. Е. Островская. Питание и ресторанный сервис. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины технология продаж туристической... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Программа по дисциплине «Техника и технология социально-культурного сервиса и туризма» Предназначена студентам по специальностям 100103. 65 «Социально-культурный сервис и туризм», 100201. 65 «Туризм» и по направлению... | Социально-культурный сервис и туризм Управление предприятиями социально-культурного сервиса и туризма. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... |