Скачать 340.03 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ Диссертационный совет (Д.002.015.02) по социально-философским наукам На правах рукописи ЗАЙЦЕВ Илья Дмитриевич ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ Специальность: 09.00.11 - Социальная философия АВТОРЕФЕРАТДиссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук Москва – 2008Диссертация выполнена в Институте Философии Российской Академии Наук Научный руководитель: доктор философских наук профессор Смирнова Н. М. Официальные оппоненты: доктор философских наук профессор Волкогонова О. Д. кандидат философских наук Алексеев А. Ю. Ведущая организация: Московский Педагогический Государственный университет, кафедра философии Защита состоится ______________ 2008 г. в __ часов на заседании Диссертационного Совета Д.002.015.02 при Институте Философии РАН по адресу: 119991, Россия, Москва, ул. Волхонка, 14. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института Философии РАН. Автореферат разослан « ___ » ___________ 2008 г. Ученый секретарь Диссертационного Совета, доктор философских наук Крылова И. А. ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования.Интерсубъективность как характеристика социального познания предполагает общность опыта взаимодействующих субъектов и общезначимость его результатов. Интерсубъективные структуры социального опыта субъектов обеспечивают возможность взаимопонимания и лежат в основе коммуникации. Коммуникативные процессы конститутивны для анализа современного социального познания. Объектом социального познания становится сама коммуникация как социальный феномен. Все это заставляет исследователей и социальных методологов обращаться к неклассическому обществознанию в поисках адекватных решений проблемы интерсубъективности. Проблема интерсубъективности предполагает отказ от жесткой субъектно-объектной дихотомии, выявление форм опосредованности познавательного результата инструментальными и ценностно-смысловыми характеристиками субъекта. Многовековой опыт философствования показывает, что адекватная постановка и решение проблемы интерсубъективности оказываются возможны только при рассмотрении познания как социального коммуникативного процесса. Философский анализ социальной коммуникации тесно связан с изучением различных аспектов феномена смысла. В связи с этим важнейшим, конститутивным объектом социального познания становится смысл, а сам социальный объект предстает как «мир, светящийся смыслом». В контексте постановки проблемы интерсубъективности необходимо отметить, что термин «субъективность» понимается в двух смыслах. Первый смысл - как антитеза объективности, или общезначимости (интерсубъективности). Второй - как означающий учет субъекта, принадлежность субъекту, то есть субъектность. Особенно актуальной проблема интерсубъективности представляется в ситуации своеобразного методологического кризиса, который социальное познание переживало в середине XX века. Этот кризис сопровождался разочарованием в просветительской установке, критикой науки за оторванность от реальной жизни и обращением к методологии здравого смысла. Э. Гуссерль полагал, что в основе кризиса европейских наук и европейского человека вообще лежит оторванность науки от жизненного мира человека, поэтому преодоление этого кризиса он мыслил как восстановление связи науки со структурами жизненных миров. В сфере социального анализа ситуация осложняется тем, что социальные связи не даны эмпирически, но требуют теоретической репрезентации. Кроме того, в обществе отсутствует социальная позиция, с которой оно было бы обозримо как целое. Это означает, что социальные связи релятивизированы относительно познающего субъекта, который сам оказывается вовлечен в социальные взаимодействия. Осознание ограниченности классической парадигмы социального знания привело к возникновению неклассических методологий социального познания. Существенные изменения претерпевает и формулировка проблемы интерсубъективности, принимающая вид проблемы теоретической репрезентации социального применительно к неклассической эпистемологии. Социальный аспект проблемы интерсубъективности оказывается определяющим, носит обосновывающий, фундирующий характер по отношению к постановке и решению этой проблемы в общефилософском контексте. Именно проблеме интерсубъективности как социально-философской проблеме и посвящено данное диссертационное исследование. При этом акцент сделан на феноменологическом подходе к решению проблемы интерсубъективности как обеспечивающем, на взгляд автора, оптимальное сочетание теоретической глубины исследования и практической приложимости к проблемам социального познания. Тема диссертационного исследования представляется актуальной еще по целому ряду причин. Во-первых, как уже отмечалось, проблема интерсубъективности непосредственно связана с такими важнейшими проблемами социальной философии, конституирующими ее предмет, как природа социально-философского познания, теоретическая репрезентация действительности, понимание социальности в качестве субстанциальной основы общественной жизни. Трактовка субстанции социальной жизни как системы смыслов, интегрирующих их носителей в социокультурные системы, заставляет обратиться к понятию интерсубъективности смысла. Во-вторых, формирование социальной феноменологии, основную проблему которой можно сформулировать следующим образом: «как возможны взаимное понимание и коммуникация людей, чьи переживания и интерпретации в социальном мире определяются их личной судьбой, отложившейся в памяти человека в уникальных для каждого запасах наличного знания»1, фактически, означало утверждение когнитивного приоритета обыденного знания в качестве основы понимания в социальной сфере и, в конечном счете, когнитивного фундамента философской рефлексии. В диссертационном исследовании рассматривается вопрос о возможности социальной коммуникации, конституирующей социальность как таковую, то есть, по существу, вопрос о природе интерсубъективности. В-третьих, представляется важным рассмотреть методологические импликации путей решения проблемы интерсубъективности социального познания в контексте современной социальной методологии, ориентированной на решение актуальных проблем современного общества во всей его специфике. К этому комплексу проблем относится обеспечение диалога и межкультурного сотрудничества и связанная с этим задача формирования идеала «мягкой», смыслосберегающей методологии, ориентированной на преодоление социо-культурных барьеров. Другой аспект приложения идей социальной феноменологии связан с анализом современного общества как информационного. Информационно-коммуникативные взаимодействия, ставшие неотъемлемым атрибутом жизни общества, требуют адекватных средств анализа и изучения, способных гарантировать интерсубъективность транслируемого смысла. Наконец, интегрированные маркетинговые коммуникации – это еще одна немаловажная сторона коммуникативных процессов в современном обществе, предполагающая не только адекватную передачу смысла маркетингового сообщения представителям целевой аудитории, но и целенаправленное воздействие на целевую аудиторию, обеспечивающее формирование общего, интерсубъективного смысла социальных действий. |
«Философия» Проблема роста, развития знания как центральная проблема в современной западной философии науки | Курс (2012/13 уч г.) Фармацевтический ф-т п л а нсеминарского занятия... ... | ||
Курс; клиническая психология (2013/14 уч г.) П л а нсеминарского... Понятие философии. Знание и мудрость. Проблема самоопределения философии. Предмет философии. Специфика философского знания. Философия... | Проблема взаимосвязи общества и личности в эпоху глобализации в социальной философии э. Гидденса Ведущая организация: Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования | ||
Культурное развитие человека как проблема Проблема культурного развития человека в философии Тип урока: Совершенствование знаний по теме «Снятие измерений, анализ измерений» | Доклад на тему: «Взаимодействие философии и частных наук (метафизическая,... Частные науки, длительное время не имели в своей структуре теоретического уровня знания. Отсюда, науки с необходимостью должны были... | ||
Учебно-методический комплекс специального курса «Проблема человека в Древнегреческой философии» Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры истории философии факультета философии и культурологии юфу от 28. 12. 06 (протокол... | Примеч Проблема синтеза в русской философии (на примере философии В. С. Соловьева, И. В. Киреевского, А. С. Хомякова) | ||
Интернет как проблема социальной онтологии Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования Российской Федерации | Проблема межчеловеческой коммуникации в западной гуманитарной культуре ХХ века Работа выполнена на кафедре истории философии факультета философии и культурологии Южного федерального университета | ||
1. Предфилософский тип мировоззрения. Возникновение философии Изменение предмета философии в ходе истории. Дискуссии о предмете и методе философии. Основные философские дисциплины. Философия... | Вопросы по философии к вступительным экзаменам в аспирантуру в 2013 году Цель освоения дисциплины Методика исследований в социальной работе дать студенту целостное теоретическое представление об основных... | ||
Вопросы для подготовки к кандидатскому экзамену по «Истории и философии науки» Цель освоения дисциплины Методика исследований в социальной работе дать студенту целостное теоретическое представление об основных... | Глобализация и государство: анализ социальной онтологии Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «4» июня... | ||
Примерные вопросы для подготовки к сдаче экзамена кандидатского минимума по социальной философии Социально-философские проблемы русской религиозно-идеалистической философии конца Х1Х первой половины ХХ в в. (В. Соловьев, Н. Бердяев,... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины для бакалавров по... Учебно- методический комплекс разработан доктором философских наук, заведующим кафедрой социальной философии Б. И. Буйло в рамках... |