Программа курса онтология теория познания” для специальности -522700 (конфликтологи) Автор Д. ф н., проф. Савчук В. В. Рецензент: Д. ф н., проф. Шилков Ю. М





Скачать 295.59 Kb.
НазваниеПрограмма курса онтология теория познания” для специальности -522700 (конфликтологи) Автор Д. ф н., проф. Савчук В. В. Рецензент: Д. ф н., проф. Шилков Ю. М
страница1/2
Дата публикации10.04.2015
Размер295.59 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа
  1   2



Рассмотрено и рекомендовано: УТВЕРЖДАЮ

1. На заседании кафедры Онтологии и теории познания декан

философского факультета

Д.ф.н., проф. Ю.Н. Солонин

протокол от 6 марта 2003 г. № 7

Заведующий кафедрой онтологии и

теории познания д.ф.н., проф. Липский Б.И

2. На заседании методической

комиссии философского факультета

протокол от №

Председатель методической комиссии
Д.ф.н., проф. В.С. Никоненко


ПРОГРАММА КУРСА "ОНТОЛОГИЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ”

для специальности -522700 (конфликтологи)
Автор

Д.ф.н., проф. Савчук В.В.
Рецензент: Д.ф.н., проф. Шилков Ю.М.

Санкт-Петербург 2003 г.
1. Организационно-методический раздел
1.1. Цель изучения дисциплины: обучение студентов культуре мышления, общефилософским методам; формирование навыков саморефлексии, философского мировоззрения, знакомство с метафизическим уровнем анализа проблем

1.2. Задачи курса: изучение фундаментальных подходов к проблемам бытия, становления, развития и основных парадигм теории познания.

1.3 Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Основной курс. Дисциплина "Онтология теория познания” является базовой в подготовке профессионального политолога и конфликтолога и служит основой для изучения других дисциплин по специальности

1.4. Требования к уровню освоения дисциплины "Онтология теория познания

знать содержание излагаемой дисциплины и иметь достаточно полное представление как об истории, так и современного состояния онтологической и теоретико-познавательной проблематики. Уметь связывать общие теоретические вопросыф с конкретным анализом политических процессови и стратегий решения конфликтов различного уровня,

- уметь различать уровни методологического абстрагирования, на котором производится анализ,

  • овладеть философской терминологией


2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля *


Всего аудиторных занятий


68 ч. часов


из них: - лекций


34 часов


- практические занятия


34 часа


Самостоятельная работа студента (в том числе на курсовую работу по дисциплине)


50 часов


Итого (трудоемкость дисциплины)


118 часа



Изучение дисциплины по семестрам:

1 семестр. Лекции - 34 ч., практические занятия - 34 ч.,
Форма контроля - экзамен;

3. Содержание дисциплины
3.1.1. Темы дисциплин, их краткое содержание н виды занятий
Онтология и теория познания (34 ч.)
Тема 1. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ (2 ч.)

Исторические типы и формы мировоззрения. Структура ми- ровоззрения: мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Основные функции мировоззрения. Мифологическое, религиозное, философское мировоззрение. Природа, структура, функции мифа. Мифологии древние и современные. Религиозное мировоззрение и исторические формы религии. Происхождение философии; ее отношение к мифу и религии. Мифологическая, религиозная и философская "модели" мира. Идея трансцендентного в философии и в религии. Монизм, дуализм, плюрализм. Практическое, познавательное и ценностное отношение че- ловека к миру. Философская рефлексия. Предмет и структура философского зна- ния. Природа и специфика философских проблем. Философия при- роды и философия духа. Онтология, гносеология, аксиология как основные разделы философии. Мировоззрение, целеполагание, ориентация. Исторические формы философствования. Метафизика как учение о предельных основаниях бытия и познания. Рационализм и иррационализм. Классический и неклассический идеалы рацио- нальности. Философия: "строгая наука" (Гуссерль) или "акт жизни" (Бердяев). Методологические функции философии. Притязания разума. Умозрение и эмпирический опыт. Философия и естествознание. Философия и гуманитарное знание. Диалектический метод и его исторические формы. Герменевтический метод в философии. Деструкция и деконструкция — техники анализа современной философии. Философия в системе культуры. Философия Востока и фило- софия Запада. Философия идеология политика. Философия и политика. Власть и насилия как проблема онтологии. Политики тела. Добро и зло. Осуществление философии: философия как "искусство жизни". Язык философии: жанры и стили философской литерату- ры. Философия в ситуации постсовременного, постиндустриального, постинформационного и посттоталитароного общества.
Тема 2. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ (4 ч.)

Бытие как предмет онтологии. Открытие "бытия": бытие, небытие, становление. Онтологичес- кое (метафизическое) и физическое понимание бытия. Бытие ис- тины и истина бытия. Бытие как онтологический абсолют. Бытие и сущее, единое и многое. Сущность как единица бытия и сущность как единство рода. Число как "эйдос" сущего. Существование, реальность, дейс- твительность. Сущность как субстанция. Субстанция и акциденции. Субс- танция как субстрат носитель атрибутов. Модусы и атрибуты субстанции. Доказательства бытия Бога в христианской "онтотеоло- гии". Онтология современного неотомизма. Разум и бытие. Он- тология как аналитика чистого разума. Онтологические компо- ненты философии марксизма. "Онтологический поворот" в философии ХХ века. Мышление о бытии и бытие как мышление. Бытие в себе; бытие для себя; бытие для другого. Основные современные онтологические кон- цепции. "Критическая онтология" Н.Гартмана. Онтологические аспекты феноменологической философии Э.Гуссерля. "Фундамен- тальная онтология" М.Хайдеггера. Онтология "возможных миров" У.Куайна. Бытие в мире. Трансценденция и экзистенция. Пределы че- ловеческой свободы. Со-бытие: бытие сообщества или сообщест- во бытия? Реальность повседневной жизни. Бытие как "воля к коммуникации". Концепция “Коммуникативного разума Ю.Хабермасса”.

Тема 3. КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ РЕАЛЬНОСТИ (2 ч.)

Онтологическая, гносеологическая и логическая функции категорий. Категории как высшие роды бытия. Категории как априорные принципы синтеза объекта. Категории как ступени самопознания Абсолюта. Лингвистическая трактовка категорий. Категории бытия: бытие и ничто, единое и многое, целое и часть, количество и качество, содержание и форма, единичное и общее, возможность и действительность. Единство сущего и многообразие существующего. Сущность и существование: проблема индивидуации. Индивидные и общие сущности. Спор об универсалиях. Бог как универсальная сущ- ность. Проблема объективности существенного. Многокачественность субстанции: качества первич- ные и вторичные. Проблема единства, двойственности или мно- жественности субстанций. Субстанция протяженная и субстанция мыслящая. Психофизический параллелизм. Субстанция как субъ- ект. Реальность объективная и субъективная. Объективность идеального. Мир идей и мир вещей. Материя как объективная реальность. Основные философские и естественнонаучные предс- тавления о материи. Единство и многообразие материального мира. Критика редукционизма. Структуры реальности. Вещи, свойства, отношения. Вещь как конечный элемент бесконечного мира. "Вещь", "тело", "предмет" ("объект"). Качество ("чтойность") вещи. Вещи и признаки; признаки и свойства. Свойства, связи и отношения. Проблема идентификации вещей: совокупность свойств или функ- ция отношений? Отношения внутренние и отношения внешние. Ка- чество и смысл. Проблема осмысления реальности. Объективные и субъективные концепции пространства и времени. Субстанциональные и реляционные теории пространства и времени. Время статическое и динамическое, циклическое и линейное. Календарное и историческое время. Специфика физического, социального, психологического и биологического пространства и времени. Тенденция ускорения исторического времени. Политическое пространство. Время, вечность, вневременное бытие. Время длительность и время событие. Направление времени. Бесконечность временная и пространственная. Математическое и философское понимание бесконечности. Бесконечность потенциальная, актуальная и реальная.
Тема 4. ДВИЖЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ, РАЗВИТИЕ (2 ч.)

Устойчивость и изменчивость вещей: становление, измене- ние, развитие. Движение и самодвижение. Динамика отношений как фундаментальная основа изменений. Самодвижение и движе- ние как результат внешнего воздействия. Непрерывность и прерывность изменений. Эволюция и рево- люция. Коэволюция. Движение как "логика" и движение как "история": поря- док явлений или поток событий. Основные концепции движения: циклическая, линейная, дивергентная. Движение и развитие. Развитие и творчество. Эмерджентная эволюция. Прогресс и регресс. Прогресс в технике, нуке, искусстве, морали, политике. Устойчивость и изменчивость отношений. Система универ- сальных отношений. Отношения внутренние и внешние. Мир как целое. Порядок мира. Гармония и дисгармония. Принцип детерминизма и его основные трактовки. Катего- рии причины и следствия. Причина и цель. Необходимость, ве- роятность, целесообразность. Причинность и закономерность. Закон как выражение необходимости. Понятие закона природы его основные интерпретации: законы имманентные и трансцен- дентные; закон как устойчивый порядок наблюдаемых фактов; закон как конвенция. Законы динамические и статистические. Законы неустойчивых (хаотических) систем. Детерминизм и проблема свободы.
Тема 5. ПРИРОДА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА (2 ч.)

Понятие и образ природы в истории философии и культуры. Философия природы (натурфилософия) и основные этапы ее исто- рического развития. Природа как органическое единство. Natura naturans (природа творящая) и natura naturata (приро- да сотворенная). Механистическое понимание природы. Природа естественная и искусственная, внешняя и внутренняя. Техническое освоение мира какпрограмма "покорения" природы. Природа как объективная реальность. Эволюционный про- цесс в природе. Природа неживая и живая. Философский смысл главных концепций происхождения жизни (креационизм, вита- лизм, эволюционизм). Основные факторы биологической эволю- ции. Естественно-природные предпо- сылки возникновения человека и общества. Жизнь и разум в контексте глобальной эволюции Вселенной. Понятия биосферы и ноосферы. Этногенез и биосфера Земли. Человеческая деятельность как планетарное явле- ние.Природа и культура. Коэволюция природы и общества. Архаический опыт и глобальные экологические проблемы современной цивилизации.
Тема 6. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА (2 ч.)

Природа, сущность и судьба человека. Образ человека в истории культуры и философии. Человек как биосоциальное су- щество. Человек и животное и животное в человеке. Концепции происхождения человека. Труд, общение, речь основные факторы антропосоциогенеза. Метафизика труда. Труд как ору- дийная деятельность, производство условий жизни. Общение: индивид и род. Первобытные системы родства, как формы инсти- туализации человеческой жизни. Роль языка в процессе антро- посоциогенеза. Моральная норма как принципиально новая форма регуляции поведения. Роль магии, мифологии и религии в ста- новлении и развитии человека. Практические и практически-духовные способы освоения мира и их эволюция в ис-тории общества. Практика как преобразование природы. Типы практики и типы мировоззрения. Структуры практики. Практика как реализация идеи. Диалектика цели, средства и результата практической деятельности. Практика как форма социальной коммуникации. Типы практики и типы общественных отношений (экономические, политические, социальные, культурные и др.) Специфика политическойпрактики. Человек и его место в мире. Макрокосмос и микрокосмос. Человек, индивидуальность, личность. Понятие человеческого Я. Плоть и дух. Акты духа как акты свободы. Возникновение и развитие нравственности как фактор антропогенеза. Аскетизм. Человек как "наблюдатель" и человек как "участник" жиз- ненного процесса. Метафизика бытия человека в мире. Единство утилитарно-прагматического и коммуникативно-духовного опыта. Социальная системность и духовная общность. Проблема отчуж- дения. Человек и техника: преобразование телесности, рацио- нальности, нравственности. Конечность человеческого бытия. Смысл жизни. Любовь как акт коммуникации. Я и Ты. Смерть и бессмертие. Проблема жиз- ни и смерти духовном опыте человечества. Самоценность чело- веческой жизни. Бытие социального. Исторические формы философской рефлексии социальнсти. Рефлексия в условиях постсовременности. Топологическая рефлексия. Коммуникация и эмансипация. Формы отчуждения и репрессивности и проблема их преодоления.
Тема 7. СОЗНАНИЕ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ (2 ч.)

Сознание как фундаментальная характеристика человечес- кого существа. Сознание и бытие: отношение к миру, к друго- му, к самому себе. Сознание в контексте антропогенеза. Соз- нание как универсальный регулятор жизнедеятельности челове- ка. Кибернетические модели сознания и поведения. Модели пер- вобытного сознания. Формы дорефлексивного опыта. Сознание и рефлексия; самосознание. Основные философские концепции сознания. Сознание как совокупность знаний. Сознание как воля. Сознание как дея- тельность и сознание как трансцендентальный акт. Сознание как бытие. Сознание как коммуникация. Данности сознания. Сенсуалистическая модель: от чувства к мысли. Рационалисти- ческая традиция: априористские и диалектические модели. Ант- ропологические концепции: феноменология сознания, прагматика сознания, психоаналитика сознания. Культурно-исторический подход: герменевтика сознания. Экзистенциальная и религиоз- ная онтологии сознания. Мультипликация сознания в постструктурализме. Мировоззрение и ориентации.
Тема 8. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ (2 ч.)

Психика, сознание, мышление. Сознание и тело модели взаимодействия. Сознание и мозг: локализация психических функций. Энергетические (аффективные) и структурные (когни- тивные) компоненты сознания. Перцептивные (ощущение, воспри- ятие представление) и интеллектуальные (понятие, сужение, умозаключение) элементы когнитивного процесса. Рассудок и разум. Проблема рациональности. Открытие бессознательного. Бессознательное как психи- ческий феномен. Структура бессознательного (Я, Оно, Сверх-Я). Бессознательное индивидуальное, коллективное, со- циальное. Архетипы бессознательного. Эмоциональное сознание: телесно-психическая и ценностная природа эмоций. Память и воля как компоненты сознания. Память и время. Волевые процессы: воля и мотивация. Интенциональные характе- ристики сознания: целенаправленность, намеренность, осмыс- ленность. Интенциональность как состояние и интенциональ- ность как акт. Воображение и интуиция.

Тема 9. СОЗНАНИЕ И ДЕЙСТВИЕ (2 ч.)

Сознание, язык, речь. Язык как знаковая система и средство общения. Естественные и искусственные языки. Знак, значение, предмет. Значение и смысл. Семиотическая, речевая, языковая эволюция сознания. Современное языкознание: семио- тика, семантика, семиология. Жест, символ, знак, слово, письмо. Основоположники неклассической дискурсивности (К.Маркс, Ф.Ницше, Э. Фрейд). Средства массовой информации. Информационное и постинформационное состояние общества. Сознание как интериоризация структур практики и обще- ния. Экстериоризация сознания. Диалогическая природа созна- ния. Диалог как со-бытие с другим. Дискурсивный характер ди- алогических ситуаций. Продуктивно-оценочные акты сознания. Сознание и познание. Перцептивный опыт и сенсорная ин- формация. Познание и жизнь.Проблема формирования чувственно- го образа. Образ и представление. Практическое и познава- тельное отношение к миру. Умение, знание, понимание. Обыден- ное познание и здравый смысл. Донаучное, вненаучное и науч- ное сознание. Идеология и психология масс. Общественное сознание и его структура: обыденное и тео- ретическое сознание. Идеология как форма общественного соз- нания. Общественная психология: настроения, переживания, ве- рования и др. эмоциональные акты. Общественное сознание и социальное действие.
Тема 10. ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАЕМОСТИ И ПРИРОДА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ (2 ч.)

Онтология, аксиология и гносеология как формы отношения к миру. Предмет и структура гносеологии. Соотношение теории, практки и познания. Познание как Созерцание и деятельность как модусы познания. Непосредственность и опосредованность чувстыенного познания. Эмпиризм и рационализм о природе и источнике знаний. Проблема обоснования знания. Скептицизм и агностицизм как формф радикального сомнения в познаваемости мира. Субъект и объект познания. Объективизм, субъективизм, трансцендентализм в истории познания. Познание и рефлексия. Рефлексия и творчество. Виды рефлексивной деятельности. Топологическая рефлексия. Проблема самопознания. Познание и его объекты. Объекты материальные и идеальные. Познание - социально-опосредованное отношение человека к действительности. Орудийный характер человеческого взаимодействия со средой. Гео- и антропоцентризм в познании. Интерсубъективность познавательных средств и методов. Проблема субъекта в пост-современности.

Донаучное, научное и вненаучное знание. Обыденное позна- ние, его особенности и функции. Познание и практика. Здравый смысл как регулятив обыденного познания и деятельности.

Миф и религия как специфические формы познания и освоения мира; специфика их познавательных ориентаций. Рациональность мифического. Способ мышления и опыта в мифологии и религии. Место мифологического и символического в социальном познании. Познание и идеология. Природа политической рефлексии.
Тема 11. СТРУКТУРА, УРОВНИ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ. (2 ч.)

Уровни и формы познавательной деятельности. Специфика чувственного познания. Основные формы чувственности: ощущение, восприятие, представление. Восприятие и "конструирование" объектов познания. Оптикоцентризм. Социокультурная обусловленность чувственного отражения человеком внешних воздействий. Единство образных и знаковых элементов познавательной деятельности. Рациональное познания; его основные формы и их соотно- шение с формами чувственного познания. Понятие, суждение, умозаключение — основные формы логического познания. Роль интуиции в познании. Познание и воображение. Проблема репрезентации объектов познания.
Тема 12. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ПОЗНАНИИ. (2 ч.)

Эволюция представлений о природе и сущности человечес- кого знания. Знание (episteme) и мнение (doxa) в античной философии. Знание, убеждение и вера. Проблема источников знания и спо- собов его обоснования. Виды знания. Умозрение, откровение, эмпирический опыт. Знание явное и неявное. Знание, понимание, умение. Знание коллективное и индивидуальное. "Личностное" знание. Понятие "информация" и его соотношение со знанием. Знание как ценность. Знание как прогноз и программа возможной дея- тельности. Проблема истины в познании. Классическое определение истины и пути его исторического развития. Онтологическая гносеологическая концепции истины. Объективность и конкрет- ность истины. Диалектика относительных и абсолютных форм ис- тины. Природа критериев истины. Оценка истинностных значений языковых форм представленности знаний: проблемы и подходы к их решению. Истина и ложь; истина и заблуждение. Истина и правда. Вариативность истины и логическая прагматика. Способы получения ис- тинных знаний и их проверки. Истинность и рациональность. Социальная значимость истины. Истина и коммуникация. Истори- ческая истина и социальная реальность. Истина и свобода. Власть и истина. Неклассические концепции истины.
Тема 13. НОРМЫ И ИДЕАЛЫ ПОЗНАНИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКЕ. (2 ч.)

Генезис науки в истории общества. Место науки в духов- ной культуре, ее взаимосвязь с обыденной жизнью, мифологией, религией, философией. Основные особенности научного познания в отличие от неспециализированных типов. Наука и практика: соотношение внутренних и внешних факторов становления и раз- вития науки. Функции науки: описание, объяснение и прогнозирование. Наука и власть. Эволюция образа науки в общественном сознании. "Космос" и "логос" античной философии. Проблема "сущности" в филосо- фии средневековья. Зарождение и развитие экспериментального познания. "Магия" и "технология" в культуре Возрождения. Предпосылки и факторы становления механико-математичес- кого естествознания. Целерациональная парадигма "классичес- кой" науки. Кризис классического естествознания" на рубеже XIX-XX веков и формирование основных идей "неклассической" науки. Сциентизм и антисциентизм. Критерии научного знания: системность, простота, непротиворе- чивость. Классический и неклассический идеалы научной рациональности. Методологические ориентации научного исследования. Уровни и формы научного познания. Об- щенаучные и частнонаучные методы исследования. Индукция и дедукция; анализ и синтез; описание и объяснение. Описания эмпирические и теоретические. Описание и реконструкция. Понятие "факта" науки. Научные факты и методы их обобщения. Факты эмпирические и теоретические, их взаимосвязь. Моделирование в науке. Сущность и виды моделей. Роль моделей в познавательной деятельности. Аксиоматизация и фор- мализация в науке. Гипотетико дедуктивная модель познания. Критерии оценки гипотез. Верификация и фальсификация научно- го знания. Природа научных революций. Закономерности развития науки: факторы объективные исубъективные. Традиции и новации в эволюции научного знания. Научное открытие: его сущность и типы. Историческая обуслов- ленность фундаментальных открытий. "Рост" научного знания и проблема его организации и переорганизации. Кумулятивная и и "революционная" модели развития науки. Интернализм и экстернализм. "Специализированное" знание и проблемы генезиса технической цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Мировоззренческие итоги развития науки в ХХ веке.
Тема 14. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ (2 ч.)

Проблема классифкации наук. Общее и особенное в познании природных и социальных явлений. Сфера научного познания и его культурные де- терминанты. Естественнонаучная, социальня, гуманитарная и техни- ческая формы знания. Специфика объектов социально-гуманитарного познания. Принципиальная неустранимость субъекта из объекта социально-гуманитарного познания. Соотно- шение действительности и ее образов в социальном познании. Социокультурные ориентации теоретического исследования. Проблема ценностей в социальном научном познании. Проблема смысла и ее интерпретации в различных сферах познавательной деятельнос- ти. Основные этапы становления и развития социального знания. Переход от мифологических к рациональным объяснениям природы человека и его бытия в мире. Античная философия о сущности человека и общества. Первые философские учения о роли языка и культуры в организации индивидуальной и общест- венной жизни человека. Рациональное и иррациональное в объ- яснении смысла и цели человеческого бытия в религиозной фи- лософии средневековья. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения, фор- мирование начал гуманитарного познания. Социальные утопии как выражение специфических особенностей общественного соз- нания эпохи. Роль авторитета и традиции в естественнонаучном и социально- гуманитарном познании. Организация общества и организация знаний о нем. Познание мира и познание человека: взаимодейс- твующие или принципиального противоположные сферы познания?

Художественное познание. Роль и место познавательной функции в художественной практике. Природа и способы прояв- ления познавательных аспектов искусства. Художественный об- раз и его познавательное значение.

Специфика познания идеологических и политических процессов в обществе.
Тема 15. МЕТОДЫ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ. (4 ч.)

Проблема метода в социально-гуманитарном познании: эволюция основных представлений. Объективизм и субъективизм социально-гуманитарных теорий, критерии их проверки. Редукционизм и холизм как альтернативные исследовательские стратегии. Системный подход в социально-гуманитарных дисциплинах, его особенности и функции. Комплексный характер объектов социо- гуманитарного познания. Познавательный статус социально-гуманитарных теорий, их структура и типология. Внутренняя дифференциация предметных областей социально-гуманитарного знания: социологический и гуманитарные подходды. Понятие "факта" в социальном и гуманитарном подходе. Специфические особенности идеализаций

Объективистская парадигма классической науки попытки распространения методов естествознания на сферу социально-гуманитарных исследований (би- хевиоризм, марксизм, физикализм, структурно-функциональный анализ и др.). Переоценка степени универсальности естествен- нонаучной методологии. в гуманитарном познании, их место функции в развитии знания. Социально-историческое описание, объяснение и законы исто- рии. Особенность понятия "закон" в социально-гуманитарных наук. Соотношение объяснения и понимания в социально-гуманитарном познании. Социально-гуманитарное познание как система "понимаю- щих" наук. Номотетические и идеографические описания как две различные познавательные ориентации. Идеалы, нормы и ргулятивы социально-гуманитарного познания. "Классическая" социальная теория, ее развитие и кри- зис. Формирование неклассической методологии социального познания. Языки описаний и проблема их интерпретаций. Понятие дискурсивности. Философия и герменевтика. Эволюция представлений о сущности герменевтики.

Модернизм и постмодернизм - проявления кризиса класси- ческого идеала рациональности. Место и роль постмодернист- ских техник в современных познавательных стратегиях.

Изменение представлений о прогрессе в концепциях социо- гуманитарного знания. Техника и человек: взаимные ог- раничения и стимулы развития. Техника и футурология. Техни- ка, "массовая культура" и нормы общественного поведения с точки зрения социально-гуманитарного познания. Гносеологические проблемы политологии. Политики тела. Современные формы власти и насилия.
3.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. История предмета философии

  2. Язык философии (гномы, поэма, диалог, лекция, исповедь, медитации, аффоризм, эссе, научный трактат).

  3. Основные типы и формы мировоззрения: мифология, религия, наука, обыденное сознание.

  4. Миф, космос, логос.

  5. Онтология, гносеология, аксиология как основные разделы философии.

  6. Понятие философской рациональности

  7. Рационализм и иррационализм.

  8. Тематизация бытия и небытия в европейской философской традиции.

  9. Эволюция представлений о бытии.

  10. Категориальные структуры бытия (онтологическая функция категорий).

  11. Категориальные структуры мышления (гносеологическая функция категорий).

  12. Диалектическое саморазвитие категориальных структур как всеобщий принцип бытия и мышления. Специфика естественно-научного познания.

  13. Гуманитарное и социальное познание.

  14. Противоречие и конфликт.


3.3. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса онтология теория познания” для специальности -522700 (конфликтологи) Автор Д. ф н., проф. Савчук В. В. Рецензент: Д. ф н., проф. Шилков Ю. М iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторский коллектив: В. Г. Антонов, д э н., проф., О. Н. Громова д э н., проф., Г. Р. Латфуллин, д э н., проф., А. В. Райченко, д...
Программа курса онтология теория познания” для специальности -522700 (конфликтологи) Автор Д. ф н., проф. Савчук В. В. Рецензент: Д. ф н., проф. Шилков Ю. М iconПрограмма дисциплины История экономических учений для специальности...
«Экономическая теория» экономическая методологии и истории Председатель проф. О. И. Ананьин Зав кафедрой проф. О. И. Ананьин
Программа курса онтология теория познания” для специальности -522700 (конфликтологи) Автор Д. ф н., проф. Савчук В. В. Рецензент: Д. ф н., проф. Шилков Ю. М iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проф. В. М. Гаврилов, проф. В. А. Голиченков, проф. Л. П. Корзун, проф. А. М. Рубцов, проф. Е. С. Лобакова, доц., к б н
Программа курса онтология теория познания” для специальности -522700 (конфликтологи) Автор Д. ф н., проф. Савчук В. В. Рецензент: Д. ф н., проф. Шилков Ю. М icon«Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»...
Проблематика курса «Онтология и теория познания» является базовой для освоения программы подготовки студентов по специальности «Онтологии...
Программа курса онтология теория познания” для специальности -522700 (конфликтологи) Автор Д. ф н., проф. Савчук В. В. Рецензент: Д. ф н., проф. Шилков Ю. М iconРабочая программа для аспирантов специальностей 09. 00. 01 онтология и теория познания
Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00....
Программа курса онтология теория познания” для специальности -522700 (конфликтологи) Автор Д. ф н., проф. Савчук В. В. Рецензент: Д. ф н., проф. Шилков Ю. М iconПрограмма дисциплины история экономических учений для направления...
Авторы: проф. В. С. Автономов, проф. О. И. Ананьин, доц. Г. Д. Гловели, П. Н. Клюкин, проф. Н. А. Макашева
Программа курса онтология теория познания” для специальности -522700 (конфликтологи) Автор Д. ф н., проф. Савчук В. В. Рецензент: Д. ф н., проф. Шилков Ю. М iconПрограмма дисциплины История экономических учений для специальности...
«Экономическая теория» экономическая методологии и истории Председатель проф. О. И. Ананьин Зав кафедрой проф. О. И. Ананьин
Программа курса онтология теория познания” для специальности -522700 (конфликтологи) Автор Д. ф н., проф. Савчук В. В. Рецензент: Д. ф н., проф. Шилков Ю. М iconПрограмма дисциплины Иностранный язык Английский язык II этап (III...
Макарова Н. Э. natal; доц. Пугачева Е. Ф.; ст преп. Марей М. А.; доц. Марина О. А. marinaolga2008@yandex ru; 4 курс: проф. Баркова...
Программа курса онтология теория познания” для специальности -522700 (конфликтологи) Автор Д. ф н., проф. Савчук В. В. Рецензент: Д. ф н., проф. Шилков Ю. М iconРабочая программа учебной дисциплины
Российского государственного медицинского университета (ака­демик ран и рамн, проф. В. С. Савельев, проф. Ю. А. Нестеренко, проф....
Программа курса онтология теория познания” для специальности -522700 (конфликтологи) Автор Д. ф н., проф. Савчук В. В. Рецензент: Д. ф н., проф. Шилков Ю. М iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Онтология и теория...
А1 «На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным созвездием он родился». Данное утверждение является примером
Программа курса онтология теория познания” для специальности -522700 (конфликтологи) Автор Д. ф н., проф. Савчук В. В. Рецензент: Д. ф н., проф. Шилков Ю. М iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Программа курса онтология теория познания” для специальности -522700 (конфликтологи) Автор Д. ф н., проф. Савчук В. В. Рецензент: Д. ф н., проф. Шилков Ю. М iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Программа курса «Теория метапознание»
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальностей 09. 00. 01 Онтология и теория познания и
Программа курса онтология теория познания” для специальности -522700 (конфликтологи) Автор Д. ф н., проф. Савчук В. В. Рецензент: Д. ф н., проф. Шилков Ю. М iconПрограмма дисциплины экономическая история
Авторы: д и н., проф. Л. И. Бородкин и д э н., проф. С. К. Никитина (ответственные за выпуск), к э н., доц. Г. Д. Гловели, д э н.,...
Программа курса онтология теория познания” для специальности -522700 (конфликтологи) Автор Д. ф н., проф. Савчук В. В. Рецензент: Д. ф н., проф. Шилков Ю. М iconИнформационный бюллетень московского онкологического общества. Издается...
Президиум: проф. А. И. Пачес, проф. Г. А. Клясова, проф. Н. В. Дмитриева, к м н. К. Н. Мелкова
Программа курса онтология теория познания” для специальности -522700 (конфликтологи) Автор Д. ф н., проф. Савчук В. В. Рецензент: Д. ф н., проф. Шилков Ю. М iconПрограмма дисциплины Экономическая теория: микроэкономика Для направления...

Программа курса онтология теория познания” для специальности -522700 (конфликтологи) Автор Д. ф н., проф. Савчук В. В. Рецензент: Д. ф н., проф. Шилков Ю. М iconРабочая программа учебной дисциплины «Динамика подвижного состава...
Автор Николаев Виктор Александрович, проф кафедры тм, д т н., проф ф и о полностью, должность, ученая степень, ученое звание


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск