ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУВПО "ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра политических наук .
(название кафедры) Ф.и.о. автора Рахшмир Павел Юхимович .
Учебно-методический комплекс по дисциплине
Политическая философия
(название) Специальность: 030201.65 Политология .
(код по ОКСО) (наименование специальности) ____________________________________________
(код по ОКСО) (наименование специальности)
Согласовано: Рекомендовано кафедрой:
Учебно-методическое управление Протокол №____
«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.
________________________ Зав. кафедрой _________
Пермь 2007
Автор-составитель:
Рахшмир Павел Юхимович, д.и.н., профессор
Учебно-методический комплекс «Политическая философия» .
(название дисциплины) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности 020200 «Политология»
(наименование специальности)
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.
Согласование с деканом обучающего факультета: Декан историко-политологического факультета И.К.Кирьянов
Директор библиотеки
(подпись) (Н.В.Якшина.)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
I. Рабочая программа дисциплины 4
1.Цели и задачи изучения дисциплины 4
2.Требования к уровню освоения дисциплины 4
3.Объем дисциплины 5
3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы 5
3.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 7
4.Содержание курса 10
5.Темы семинарских занятий 17
6. Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов и методические указания по их выполнению 26
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 26
7.1. Литература 26
7.2.Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплин 28
7.3. Методические указания студентам 28
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации 29
I. Рабочая программа дисциплины 1.Цели и задачи изучения дисциплины
Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями ГОС ВПО по специальности подготовки.
Цель состоит в том, чтобы раскрыть содержание наиболее общих категорий политического знания и системную взаимосвязь всего теоретического комплекса политологических дисциплин.
Задачи заключаются в том, чтобы раскрыть ценностные аспекты политического знания, их соотношение с аспектами функциональными, показать сложный характер взаимосвязи между теми или иными вариантами политической философии различными идейно-политическими течениями и идеологиями, проследить эволюцию политической философии от ее классических разновидностей до современных. 2.Требования к уровню освоения дисциплины
Требования к уровню освоения дисциплины соотносятся с квалификационными характеристиками специалиста в соответствии с ГОС ВПО.
Политическая философия – один из важнейших теоретических курсов в системе политологического знания. Он теснейшим образом связан со всеми курсами теоретического блока, предусмотренного Госстандартом. Вместе с тем и в России, и в зарубежных странах его разработка и чтение связаны с серьезными трудностями методологического и методического характера.
Нет единства в трактовке самого его названия. Часть специалистов разводит понятия «философия политики» и «политическая философия». Другие используют их как синонимы. Те, кто разделяют оба термина, употребляют понятие «политическая философия» во множественном числе и фактически отождествляют его с теоретически осмысленными идеологическими системами различных идейно-политических течений. Отсюда либеральная политическая философия, консервативная политическая философия и т.д.
Противоречие между этими двумя подходами «снимается» в данном курсе благодаря их включению в широкий исторический контекст. Философия политики зародилась как элемент, можно сказать, всеобъемлющих философских систем. Основной вопрос, который она ставила, носил ценностный характер: какое государственное устройство является наилучшим? Это, прежде всего, характерно для античной философской мысли. Изначально метафизические аспекты соседствовали в ней с практическими. Философия представала в качестве учительницы жизни, а сами философы часто являлись активными участниками общественно-политической борьбы.
В новое время в связи с обособлением политики относительно морали и религии усиливается тенденция к автономизации философии политики по отношению к всеобъемлющим философским системам. Возрастает роль собственно политических, даже прагматических, аспектов. Подобное развитие становится все более распространенным по мере становления идейно-политических течений, претендующих на обладание своей собственной политической философией.
Таким образом, в процессе эволюции философия политики все более дифференцируется, частично теряя в уровне обобщения и удельном весе ценностных мотивов, но становится все более многообразной.
Поэтому в сферу курса входят как философия политики вообще, так и «частные» политические философии. При этом следует иметь в виду, что и философия политики в исходном ее смысле, отнюдь не является неким единством. Само по себе философствование на таком уровне – удел выдающихся мыслителей, поэтому уже политико-философские воззрения Платона и Аристотеля вряд ли можно подвести под общий знаменатель.
В рамках данного курса предпринимается попытка, избегая упрощенчества и схематизма представить такую систему связей, в которой бы метафизические аспекты политики сочетались с более конкретными, приближенными к политической практике концепциями и идеями.
То обстоятельство, что курс читается на историко-политологическом факультете, способствует рассмотрению политико-философской проблематики во взаимосвязи с историческим процессом. Это позволяет глубже раскрыть как собственную логику эволюции политической философии, так и учитывать роль внешних по отношению к ней факторов.
Особое внимание в курсе уделяется тем мыслителям, которые заложили фундамент философского истолкования политики, а также тем, кто продолжил эту традицию.
Изучение их творчества помогает студентам ощутить и осознать масштабность такого явления, как политика. Изучение этого курса высвечивает односторонность сугубо прагматического подхода к политике, тот факт, что она отнюдь не сводится к набору неких правил и практик.
Тем самым студенты получают представление о сложности и многообразии мира политики, о роли ценностей как ориентира в этом мире.
Многосторонний анализ предмета курса обеспечивается тремя взаимодополняющими друг друга подходами: персоналистским проблемным и «направленческим» (имеются в виду различные течения и школы политико-философской мысли).
Курс дает возможности для развития творческих задатков студентов. В частности, этому способствуют эссе, в процессе работы над которыми студенты должны выявлять философские аспекты в воззрениях политических мыслителей, не являвшихся философами в прямом смысле слова. В этом же типе задания студентам предлагается провести сравнительно-типологический анализ различных политико-философских систем.
Для формирования у студентов ценностных принципов в подходе к политической теории, а особенно к практике, существенную роль играет разбор под ценностным углом зрения конкретных эпизодов «большой политики» и их собственной политологической практики.
Студенты должны знать различные точки зрения по вопросам о сути и предмете политической философии. Им следует представлять себе взаимосвязь между политической философией, политической мыслью и политической теорией.
Студентам нужно приобрести навыки политико-философского анализа политических явлений, соотношения в них ценностного и функционального моментов. Им необходимо также уметь распознавать характер взаимосвязи между политической философией и политическим и идеологиями. Необходимо знание дискуссионных материалов по вопросам сути и предмета политической философии, а также персоналий выдающихся политических философов.
|