Идейно-художественные функции иронии в поэме м. Ю. Лермонтова «тамбовская казначейша»





НазваниеИдейно-художественные функции иронии в поэме м. Ю. Лермонтова «тамбовская казначейша»
страница1/6
Дата публикации09.03.2016
Размер1.05 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Философия > Реферат
  1   2   3   4   5   6


ИМЛИ РАН

ФИЛОЛОГИЯ

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ ИРОНИИ В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ТАМБОВСКАЯ КАЗНАЧЕЙША»

Исполнитель: Ронкина Наталья Михайловна

Москва 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………….....3

Глава I. Общая теория иронии……………………………………………….....9

Глава II. Иронический контекст и специфические средства выражения иронии в поэме «Тамбовская казначейша»…………………………………...32

§ 2. 1. Иронический контекст «Тамбовской казначейши»……………...........32

§ 2. 2. Специфические средства выражения иронии в «Тамбовской казначейше»………………………………………………………………..........47

Глава III. Образ автора в «Тамбовской казначейше». Иронические маски и функции авторской иронии…………………………………………………......55

Глава IV. Ирония в «Тамбовской казначейше» и других иронических поэмах М. Ю. Лермонтова: общее и особенное……………………………………......74

Заключение……………………………………………………………………….98

Библиография…………………………………………………………………..104

Введение

Л. Я. Гинзбург в своей работе писала о том, что М. Ю. Лермонтову «не свойственно было просто шутить»1. Конкретизируя мысль исследовательницы, добавим, что ирония Лермонтова носит особый характер, который проявляется в со-противопоставлении иронического и лирического.

Подобный статус иронии как специального приема, служащего для осуществления определенных художественных целей, вызывает к ней исследовательский интерес, желание выявить ее роль и функции. Недаром в ряде исследований (Л. Я. Гинзбург, С. М.Скибин) за целой совокупностью лиро-эпических текстов в творчестве Лермонтова закрепилась жанровая характеристика «иронические (шутливо-иронические) поэмы». В эту группу текстов обычно включают поэмы «Тамбовская казначейша», «Сашка», «Сказка для детей». Данная работа представляет собой исследование закономерностей функционирования иронии в рамках одного произведения Лермонтова, поэмы «Тамбовская казначейша».

Актуальность работы состоит в необходимости выявления и описания закономерностей функционирования иронии в поэме «Тамбовская казначейша», системно не представленных в работах по данной теме.

Объектом исследования является поэма Лермонтова «Тамбовская казначейша».

Предметом исследования являются идейно-художественные функции иронии в поэме Лермонтова «Тамбовская казначейша».

Цель работы представляет собой выявление специфического характера иронии и ее функций в рамках идейно-художественной системы произведения.

В связи с обозначенной целью нам необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть общую теорию иронии;

  2. Выявить иронический контекст в поэме «Тамбовская казначейша»;

  3. Показать специфические средства выражения иронии в поэме «Тамбовская казначейша»;

  4. Раскрыть функционирование иронии в образе автора поэмы «Тамбовская казначейша»;

  5. Проанализировать характер иронии в «Тамбовской казначейше» в связи с другими ироническими поэмами Лермонтова;

Основными методами данного исследования явились: биографический метод, формальный метод.

Научная новизна и теоретическая значимость данной работы заключается в обобщении исследовательского материала по теме исследования, в попытке выявить систему идейно-художественных функций иронии и показать специфические особенности ее функционирования в поэме Лермонтова «Тамбовская казначейша».

Методологическая основа данной работы представлена трудами, обзор которых помещен ниже и которые можно разделить на 2 группы: исследования творчества Лермонтова и исследования феномена иронии.

  1. Исследования творчества Лермонтова.

Л. И. Вольперт в монографии «Лермонтов и литература Франции» отмечает, что ироническая интонация проходит через все творчество Лермонтова; для мировоззрения Лермонтова характерно представление о сложности и множественности мира, и ирония призвана раскрыть это положение. Также исследовательница отмечает, что лермонтовская концепция иронии близка концепции Гегеля, который проводил параллель между ценностью иронии и тем, насколько истинно она отражает объективную действительность.

Э. Г. Герштейн в статье «Отклики Лермонтова на политические и литературные события 1820-30-х годов» включает «Тамбовскую казначейшу» в круг произведений литературной борьбы 30-х годов и рассматривает полемическую направленность поэмы. Предметом полемики является право поэта на свободу творчества, которое и отстаивает Лермонтов вслед за Пушкиным на материале «Тамбовской казначейши».

Л. Я. Гинзбург в работе «Творческий путь Лермонтова. Иронические поэмы» рассматривает категорию иронии и ее функции в поэмах Лермонтова. Работа Л. Я. Гинзбург является ключевой для нашего исследования. В этой работе рассматривается сущность иронии и специфические особенности романтической иронии, проводятся параллели и связи между иронией западной и русской литературы (Байрон, Шекспир – Пушкин, Лермонтов), рассматривается эволюция и изменение демонического героя Лермонтова под влиянием иронии, отмечается психологизм в характере героя, возникший с появлением иронии.

А. И. Глухов в статье «Сатирическая поэма Лермонтова «Тамбовская казначейша». (К вопросу о традициях Пушкина и Гоголя)­» рассматривает поэму «Тамбовская казначейша» как поэму сатирическую и проводит параллели с гоголевскими «Мертвыми душами» и «Миргородом» и пушкинским реализмом.

С. Н. Дурылин в книге «На путях к реализму. Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова» описывает иронию как средство перехода от романтизма к реализму в творчестве Лермонтова. Исследователь говорит о том, что в творчестве Лермонтова, которое находится за пределами реализма, заключаются реалистические тенденции, и основным показателем этого считает иронию. «Тамбовская казначейша» заявлена как завершающий этап формирования реалистического метода.

В. И. Коровин в работе «Творческий путь М. Ю. Лермонтова» подробно анализирует произведения Лермонтова, включенные в школьную программу. Исследователем также делаются заключения о специфике лермонтовского метода, представляющего из себя синкретичное образование, в основе которого лежит диалог между романтизмом и реализмом.

С.М. Скибин в работе «Своеобразие и социально-историческая обусловленность иронии в лирике Лермонтова» отмечает функции иронии в лирике Лермонтова и проводит важную параллель между иронией лирики и иронией иронических поэм Лермонтова. Исследователь показывает, что ирония в лирике Лермонтова обусловлена социально-историческими факторами и что именно ирония лирики закладывает основу объективной иронии, которая впоследствии явит себя в поэмах.

В работе «Функция иронии в формировании жанра реалистической поэмы (на материале шутливо-иронических поэм Лермонтова» С.М. Скибин рассматривает функции, которые имеет ирония в иронических поэмах Лермонтова. Ирония помогает поэту нарисовать правдивую картину общества; ирония передает оценку автора, а иногда, напротив, скрывает его истинное отношение к явлению (ирония появляется от осознания того, что читатель может остаться равнодушным к переживаниям автора); ирония способствует формированию реалистического метода; ирония может оказаться знаком критического отношения к собственному ценностному потенциалу.

Б. В. Томашевский в одной из частей своей работы «Пушкин» показывает влияние «Домика в Коломне» А. С. Пушкина на иронические поэмы Лермонтова.

У. Р. Фохт в работе «Поэмы М. Ю. Лермонтова» рассматривает в числе поэм Лермонтова иронические поэмы, эволюцию творческого метода писателя и связь творческого метода Лермонтова с методом других деятелей литературы.

Б. М. Эйхенбаум в последней части главы II «Стихи второго периода» своей работы «Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки» говорит о связи патетического и комического в лермонтовской поэтике и делает акцент на пародийной природе комического в поэмах Лермонтова. Автор работы подчеркивает, что разница между патетическим и комическим заключается только в психологической мотивировке и комментарии автора. Это положение может быть соотнесено с положением об ироническом контексте, высказанным В. М. Пивоевым2.

  1. Исследования феномена иронии.

В. М. Пивоев в работе «Ирония как феномен культуры» представляет концепцию иронии, акцентируя внимание читателя на амбивалентной природе иронии. Автором предлагаются классификации иронии по различным параметрам (историческая классификация, классификация по направленности иронической критики, классификация по характеру иронического контекста и т.д.). В работе выявляются компоненты иронического процесса и этапы, через которые проходит иронический процесс.

В. Я. Пропп в работе «Проблемы комизма и смеха» рассматривает иронию как разновидность комического в литературе. Сущность иронии он определяет как несоответствие внешнего внутреннему, духовному. Для иронии, как и для комического в целом, согласно исследователю, свойственна тесная связь с трагическим (а не их противоположение) в некоторых произведениях литературы. На примере литературных произведений исследователь анализирует языковые средства комизма, выделяет иронические характеры и виды смеха (добрый, злой, жизнерадостный, обрядовый, разгульный). В освещении проблемы комического автором использован преимущественно исторический подход.

Опираясь на все указанные выше положения, мы можем сформулировать гипотезу данной работы: ирония в «Тамбовской казначейше» имеет специфический характер и множество функций, которые образуют завершенную систему.

Все художественные тексты цитируются нами по полному собранию сочинений:

Тексты М. Ю. Лермонтова – по полному собранию сочинений Лермонтова в 5 томах3;

Тексты А. С. Пушкина – по полному собранию сочинений Пушкина в 17 томах4.

Все цитаты сверены с данными первоисточниками и потому в тексте ссылка на них не оговаривается.

Глава I. Общая теория иронии

Слово «ирония» происходит от греческого    «притворщик, хитрец»,    «притворное незнание, притворное самоуничижение». «Словари фиксируют обычно несколько смыслов слова «ирония»: 1) отрицание или осмеяние, притворно облекаемое в форму согласия или одобрения; 2) «риторическая фигура»: выражение насмешки посредством иносказания, когда слово в контексте обретает противоположный смысл; 3) вид комического, смех под маской серьезности, скрывающей чувство превосходства или скепсиса»5.

«Вербальная форма комического, предполагающая несоответствие точек зрения автора, читателя и героя по отношению к референтному ряду, определяющая структуру произведения в целом», - подобное определение приводит Л. И. Вольперт в качестве дефиниции иронии в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина6. Л. И. Вольперт делает акцент на том, что определение иронии может качественно меняться в некоторых своих составляющих относительно каждого отдельного произведения. Так, в качестве дефиниции иронии в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина исследовательница приводит следующее: «вербальная форма комического, создаваемая подверстыванием на ценностном и семантическом уровнях авторского голоса к голосу героя»7.

Л. И. Вольперт пишет в книге «Лермонтов и литература Франции», что в словесном искусстве ирония – это порой едва уловимая, тонкая и субъективная материя, подвижный и сложный феномен, который с трудом можно поместить в жесткие рамки. «Общие словарные дефиниции иронии как эстетической категории («скрытая насмешка», «риторический троп», «фигура речи» и др.) мало дают для анализа конкретного текста. Их, однако, можно использовать как опорные определения, которые необходимо всякий раз детализировать с учетом поэтики описываемого произведения»8.

«Ироническое - это категория, обозначающая процесс иронизирования от предварительного познания и осмысления к суждению (иронической оценке) и до выражения иронического отношения в конкретной форме. Иронией мы называем, таким образом, выражение эмоционально-ценностного, эстетического отношения, которое, будучи видом комического, характеризуется трехплановой структурой выражения при относительной равноправности этих планов, амбивалентностью, возможностью двунаправленности (интровертной и экстравертной) и специфическим переживанием»9.

Считается, что, подобно многим явлениям современного мира, ирония берет свое начало еще в эпохе античности. Об этом говорил А. Ф. Лосев в работах «История эстетических категорий» (в соавторстве с В. П. Шестаковым), «История античной эстетики», и др.

Ирония рождается благодаря несоответствию между явлениями и представляет собой некий показатель культуры и развития человека в частности и общества в целом. Ирония – это возможность встать над ситуацией и ее компонентами, взглянуть на вещи под другим углом. В. Г. Белинский говорил: «чтобы понимать комическое, надо стоять на высокой степени образованности. Аристофан был последним великим поэтом древней Греции. Толпе доступен только внешний комизм; она не понимает, что есть точки, где комическое сходится с трагическим и возбуждает уже не легкий и радостный, а болезненный и горький смех. ...Толпа никогда не поймет... иронии»10.
Ирония также является показателем того, что мир установленных ценностей, идеалов и принципов более не актуален в той степени, в какой это было раньше, он более не однозначен; поэтому и может быть подвержен иронии.

«Ирония способствует созданию особого характера межличностных отношений, смягчает резкость негативных критических суждений, их оскорбительный, унижающий характер, не уменьшая, а в отдельных случаях и усиливая критическую оценку»11.

«Ирония помогает осознать себя, свои интересы, потребности. Нередко она служит средством, чтобы скрыть робость, смущение в незнакомой обстановке, спрятать неискренность, стремление уйти от ясного и конкретного ответа на поставленный вопрос, служит средством поддержания хорошего настроения, равновесия духа. В то же время ирония иногда выражает творческую бесплодность и бессилие изменить обстоятельства практически, тогда она прячет, замещает потребность в практической деятельности иллюзорными, субъективными формами, иначе говоря, реализует компенсаторную функцию»12.

Л. И. Вольперт выделяет особую функцию иронии как приема авторского всеведения. Эта функция граничит с психологической функцией, когда ирония помогает ярче показать психологию героя. Исследовательница писала, что позиция всеведения автора может плодотворно влиять на раскрытие характера героя13.

Касательно сферы употребления иронии В. М. Пивоев пишет, что она активно реализуется в художественной литературе, живописи, графике, театре, кино, телевидении, цирке, в меньшей степени - в музыке, хореографии, скульптуре, фотографии, декоративном и прикладном искусстве, и практически не реализуется в архитектуре14.

Субъект иронии не стремится представить свой ценностный потенциал как единственно верный и возможный, хотя подобная идея все же присутствует в мотивах субъекта: субъект иронии должен обладать убеждением в превосходстве и истинности своего ценностного потенциала. Тем не менее, сам процесс иронии заключает в себе априорную неоднозначность, ирония самим своим существованием и употреблением как бы указывает на относительность и многовариантность трактовок и смыслов явления. Ирония имеет большие возможности функционирования относительно смеха. Смех осуществляет критику открыто, в то время как ирония делает это завуалировано и более тонко, оставляя возможность сохранения сложившейся морально-психологической атмосферы.

А. Ф. Лосев определял специфику иронии в следующих фразах: «Ирония в отличие от обмана не просто скрывает истину, но и выражает ее, только особым иносказательным образом. Ирония возникает тогда, когда я, желая сказать «нет», говорю «да», и в то же время это «да» я говорю исключительно для выражения и выявления моего искреннего «нет». Представим себе, что тут есть только первое: я говорю «да», а на самом деле думаю про себя «нет». Естественно, что это будет только обманом, ложью. Сущность же иронии заключается в том, что я, говоря «да», не скрываю своего «нет», а именно выражаю, выявляю его. Мое «нет» не остается самостоятельным фактом, но оно зависит от выраженного «да», нуждается в нем, утверждает себя в нем и без него не имеет никакого значения»15.

Ирония является способом отражения реальности, но не посредством прямого изображения ее составляющих, а посредством некоего преломления в соответствие с желанием и целями субъекта иронии.

В. М. Пивоев считает, что «от нормативно-ценностного потенциала субъекта, от его эстетических и нравственных убеждений зависят активность и общественная значимость иронической критики, поэтому творческая активность есть одна из важнейших характеристик иронии, условие плодотворности и конструктивности ее влияния»16.

В. М. Пивоев помещает иронию как форму комического в один ряд с остроумием, юмором, сарказмом, сатирой17. Амбивалентная природа комического, а следовательно, и иронии, снимает однозначность в причинно-следственных связях, дает возможность взглянуть на устаревшие идеалы и ценности с другой стороны, освободиться от отживших принципов и открывает пространство для синтезирования новых.

О комическом говорит также и В. Я. Пропп в своей работе «Проблемы комизма и смеха». Исследователь выделяет связь комического и трагического (а не их противоположение) в некоторых произведениях литературы: «произведения, комичные по своей трактовке и своему стилю, трагичны по содержанию. Таковы «Записки сумасшедшего» или «Шинель» Гоголя»18.

Именно такой синкретизм комического и трагического мы видим в «Тамбовской казначейше». Поэма иронична по форме, но финал приоткрывает завесу иронии и являет взгляду читателя истинное положение вещей, которое имеет несомненный трагический характер.

В работе «Ирония как феномен культуры» В. М. Пивоев, анализируя комическое, касается также и анализа его форм, а именно, сравнивает иронию с другими формами комического.

Фарс, пишет исследователь вслед за Н. Г. Чернышевским, ограничивается лишь внешним противоречием, в то время как ирония проникает гораздо глубже в суть явления. Остроумие блекнет с каждым повторением, чего нельзя сказать об иронии; кроме того, если остроумие приобретает ценностный характер, оно приобретает также и иронический оттенок. Наиболее близкой к иронии формой комического, по мнению исследователя, является пародия. Как правило, пародия направлена против формы пародируемого явления; посредством выражения иронического отношения к форме снижается и содержание явления.

Иронии В. М. Пивоев вслед за многими другими исследователями отводит определенное место, а именно, между юмором и сатирой. Юмор – незлая насмешка и сочувствие, он в большей степени характеризуется утверждением, т. к. это добрый, сочувственный смех; сатира – едкий разоблачительный злорадный смех, потому в сатире преобладает критика; ирония – скрытая насмешка, ирония в относительно равной степени сочетает в себе то и другое, и в одних своих разновидностях сближается либо с сатирой, либо с юмором19.

В зависимости от исторического контекста Пивоев В. М. считает правомерным выделить несколько этапов, через которые проходила ирония в самом широком ее понимании, или, по-другому, виды иронии20.

  1. Ирония Сократа. Сократ использовал прием иронии, чтобы показать своим оппонентам несостоятельность их взглядов на тот или иной вопрос и по возможности выявить истину. Не всегда сам мыслитель, тем не менее, ставил своей целью подвести оппонента к истине, иногда он стремился лишь указать на ложность взглядов собеседника.

  2. Ирония Средневековья и Возрождения. В Средние века ирония была в некотором роде защитой от аскетизма и религиозных догм, попыткой отделения телесного от духовного. В эпоху Возрождения иронию начинают использовать как средство подвергнуть кого-нибудь или что-нибудь осмеянию, избегая прямого указания на личность или явление. Ирония Возрождения явилась средством глубокой переоценки ценностей.

  3. Барочная ирония. Роль иронии для этой эпохи определялась особенностью барокко сопоставлять несопоставимое.

  4. Сатирическая ирония Просвещения. Ирония в этой эпохе в большинстве своем вытеснялась сатирическим смехом. Преимущественная направленность иронии против религии и церкви была обусловлена особенностями эпохи.

  5. Романтическая ирония. Этот вид иронии помогал сгладить ощущение трагизма и примирить романтика с невозможностью устранить противоречие между реализованным замыслом и совершенством идеи в процессе ее воплощения. Ирония романтиков являлась своеобразной игрой, снимающей ответственность и трагизм жизни. Фридрих Шлегель, один из теоретиков романтизма, выявил специфику романтической иронии и показал ее роль в концепции романтизма.

Иронию романтиков Шлегель возводит к иронии Сократа. Ирония по Шлегелю – «умение встать над событиями, над идеями, освободиться от навязываемой системы и увидеть их со стороны»21.

Подобное понимание иронии уничтожает однозначность и завершенность процесса познания. Ирония, названная Шлегелем «трансцендентальной буффонадой», «предлагает новое, освобожденное от нарочитой серьезности отношение к миру и его отражению в искусстве. Размышлять о мире и мироздании совершенно не обязательно в стиле «Мессиады» Ф. Клопштока, можно посмотреть на него и так, как предлагает <…> Л. Тик в «Коте в сапогах»22. Очевидно, что романтическая ирония – не просто выявление противоречия с целью насмешки, но исследование механизмов мироздания, отличное от того, что предлагает наука. Подобное представление о романтической иронии вскрывает специфическую роль, которая отводится бесконечности в поиске истины: конечный для данной задачи результат может оказаться лишь звеном на пути познания для всего человечества. Шлегель считал, что принципиальная непознаваемость, однако, не должна приводить в отчаяние, т. к. в ней заключается сильнейший стимул к поиску истины.

Шлегель видел в романтической иронии «понятие, доведенное до иронии в своей завершенности, абсолютный синтез абсолютных антитез, постоянно воспроизводящую себя смену двух борющихся мыслей…». «Романтическая ирония у романтиков – закон движения мысли – становится законом композиции, где финал часто подвергает переосмыслению все идеи, разрабатываемые ранее. Возникают «открытые финалы», предполагающие появление новых витков мысли»23.

Все эти особенности романтической иронии мы без труда можем найти в рассматриваемой нами поэме «Тамбовская казначейша». Однако есть одна явная и очень характерная особенность, которая рождается из соединения в произведении иронии романтической и иронии над романтизмом и которая является читателю окончательно и наиболее рельефно в конце поэмы Лермонтова.

С одной стороны, читатель, ждущий насыщенной и законченной развязки, получает вместо этого открытый и неожиданно ненасыщенный событиями финал: нет дуэли или иного разрешения конфликта между казначеем и уланом, неясно, что произошло с Дуней после ее нервического припадка и «ухода» с уланом (что полностью соотносится с концепцией романтической иронии и представляет собой ироническое отношение автора к читателям, которое реализуется с помощью приема обмана читательских ожиданий). Вместе с тем, элементы трагичности, присутствующие во время развертывания финального эпизода и связанные с чувствами главной героини, Дуни, которая на протяжении всего произведения воспринималась и казначеем (тем, кто неспособен был увидеть в ней человека) и уланом (тем, кто якобы был способен на соучастие и сострадание) как вещь, как то, что можно проиграть или выиграть в карты, - есть ирония над романтизмом. Гарин, «титаническая» личность, любимая романтиками, не сумел отнестись к Дуне с должным почтением и уважением:

Ее в охапку
Схватив, — с добычей дорогой,
Забыв расчеты, саблю, шапку,
Улан отправился домой.


Дуня – добыча, отношение к ней Гарина по сути своей не сильно отличается от отношения казначея.

  1. Ирония Кьеркегора. Этот вид иронии – пессимистический. Ироническое существование Кьеркегора – субъективное и абстрактное бытие, неизбежно приводящее к тупику. Ирония – лишь средство обнаружения этого тупика, способ указания на него.

  2. Нигилистическая ирония Ницше. Этот вид иронии представляет собой иронию разочарованного романтика, внутренний мир которого состоит из относительных и подвижных ценностей и идеалов. Нигилизм – неотъемлемая составляющая иронии Ницше.

  3. Концептуальная ирония модернизма. Ирония этого типа выказывает свое критическое отношение к идеалам обыденного мира и направляет взгляд человека в мир запредельного, абсолютного. Возникает эмоция переживания художником кризиса в мире, где отсутствуют очевидные позитивные перспективы к достижению гармонии.

Также В. М. Пивоев считает актуальным выделить 2 типа иронии в зависимости от контекста и степени открытости, прозрачности смысла: прикрытая и открытая ирония. Прикрытая ирония лишь слегка намекает на составляющие иронического процесса, опирается на понятный немногим контекст и основывается на рациональном начале, скрывающем негативную оценку. Открытая ирония опирается на широкий контекст и оперирует в основном эмоцией, чувствами, которые не скрывают негативной оценки явления. Прикрытая ирония включает в себя юмористическую, насмешливую, конвенциональную иронию. К открытым видам иронии относится риторическая, драматическая, трагическая, саркастическая, сатирическая ирония.

Дадим краткую характеристику указанным видам иронии.

В юмористической иронии идея критики и осуждения подчинена идее развлечения. В насмешливой иронии социально-критический пафос, хотя и дает себя знать сильнее, тем не менее, прячется под маской одобрения. Возникновение конвенциональной иронии связано с длительным общением людей в микросреде, она служит отграничению «своих» от «чужих». Риторическая ирония имеет очень широкий контекст, т. к. она не обращена ни к кому конкретно, и вместе с тем обращена ко всем. Трагическая ирония основывается на несоответствии между действиями и планами людей и исторической правдой. Драматическая ирония реализуется в ситуации, когда герой, руководствуясь ложным пониманием каких-либо ценностей и истин, совершает поступки, позднее приводящие его планы к краху. Саркастическая ирония основывается на том, что объект иронии (а, возможно, и субъект, если он является одновременно и объектом иронии) находится в положении, не располагающем к смеху. Саркастическая ирония – ирония жесткая. Сатирическая ирония включает в себя минимум утверждающего смеха и максимум едкой критики24.

В «Тамбовской казначейше» доминирует драматическая, риторическая и сатирическая ирония, то есть виды открытой иронии. Например, в эпизоде с объяснением Гарина и Дуни автором используется прием драматической иронии: читательскому вниманию представляется сцена, когда герой, руководствуясь своими желаниями и самонадеянно положившись на свои умения дамского обольстителя, терпит крах. Внезапно и не вовремя вернувшийся казначей рушит планы неудавшегося ухажера.

Сатирическая ирония раскрывается, например, в одном из начальных эпизодов. Критика и сатира преобладает в этом эпизоде над юмористическим пафосом (на что указывает прежде всего лексика: чопорные франты, неумолимые педанты, глупцов, Дианы строгие), вводная конструкция боже правый, контекстные оксюмороны пресная отрава, ласкать черствою рукой.

Но скука, скука, боже правый,
Гостит и там, как над Невой,
Поит вас пресною отравой,
Ласкает черствою рукой.
И там есть чопорные франты,
Неумолимые педанты,
И там нет средства от глупцов
И музыкальных вечеров;
И там есть дамы — просто чудо!
Дианы строгие в чепцах,
С отказом вечным на устах.
При них нельзя подумать худо:
В глазах греховное прочтут,
И вас осудят, проклянут.

Риторическая ирония являет себя в авторских отступлениях, например:

Невинной дружбы тяжкий опыт
Ему решила предложить —
Таков обычай деревенский!


Помучить — способ самый женский
Или:

Но здесь спешить нам нужды нет,
Притом спешить нигде не надо.
Итак позвольте отдохнуть,
А там докончим как-нибудь.


Эта ирония опирается на неопределенный широкий контекст, понятный окружающим. Она не столько осмеивает, сколько выражает удивление перед парадоксом, которого быть не должно25.

В зависимости от характера критики и ее завершенности В. М. Пивоев выделает 2 вида иронии: негативную и амбивалентную. Негативная ирония имеет в своей основе антиномию и утверждает равноправие двух противоречивых явлений без надежды заявить истинность одного из них. Амбивалентная ирония осуществляет одновременно и отрицании и утверждение – отрицание более неактуального и утверждение найденного, предположительно истинного. В «Тамбовской казначейше» доминирует ирония амбивалентная. Иллюстрацией этого утверждения могут служить следующие эпизоды: финал поэмы, в котором утверждается правота Дуни и отрицается жестокость ее мужа; описание казначея и провинциального общества, где отрицаются их негативные качества и через это отрицание, а также через наличие Дуни и Гарина как неотрицательных персонажей, утверждаются положительные качества, которыми должны обладать общество и его члены.

В зависимости от направленности иронической критики Пивоев В. М. выделяет 3 вида иронии: интровертную, направленную внутрь личности субъекта иронии, экстравертную, осуществляющую критику по отношению к явлениям внешнего мира, и бимодальную, сочетающую в себе 2 первых вида26. В «Тамбовской казначейше» доминирует ирония экстравертного характера (при важной роли бимодальной иронии):

Экстравертная:

Во-первых, господин советник,
Блюститель нравов, мирный сплетник,
Ирония направлена на представителя тамбовского общества, то есть на явление внешнего мира.
Бимодальная:

Еще тут были... но довольно,
Читатель милый, будет с вас.
И так несвязный мой рассказ,
Перу покорствуя невольно
И своенравию чернил,
Бог знает чем я испестрил.


Ирония направлена с одной стороны на читателя (реалия внешнего мира), с другой стороны, на самого автора, который ведет повествование, покорствуя перу, а не собственной воле.

В монографии «Ирония как феномен культуры» В. М. Пивоев рассматривает также и психологическую основу явления иронии27. Мы проанализировали материал по данному вопросу и на его основе считаем необходимым выделить компоненты иронического процесса, или, по-другому, процесса, в ходе которого осуществляется (реализуется) ирония. Это:

1. иронический субъект: его ценностный потенциал, убежденность в превосходстве своего ценностного потенциала, владение ироническими средствами кодирования информации, умение трансформировать иронически осмысленный объект в вербальный план выражения;

2. иронический объект: его ценностный потенциал;

3.иронический реципиент: осведомленность в ироническом контексте, способность декодировать специфические средства выражения иронии;

4. иронический контекст;

5. специфические средства выражения иронии;

6. взаимосвязь внутреннего и внешнего смысловых планов иронического высказывания.

Под субъектом иронии автор понимает человека с определенным идеалом, который заявлен им выше идеала объекта иронии, человека, обладающего способностью к восприятию и передаче иронического контекста, а также владеющего языком общения. Несмотря на уверенность в превосходстве своего идеала над общепринятыми нормами, субъект иронии, тем не менее, искусно скрывает истинное положение вещей, выражая противоположную оценку. В рассматриваемой нами поэме субъектом иронии является в основном именно автор, глазами которого мы смотрим на историю Дуни, Гарина и казначея.

Особенностью выражения иронии является одновременное существование и взаимопроникновение двух планов: внешнего и внутреннего. Внешний смысловой план сравнивает ценностный потенциал субъекта и объекта иронии и делает положительный вывод в пользу объекта иронии. Внутренний смысловой план корректирует выводы, сделанные на основе анализа внешнего плана, а именно, выносит положительный вердикт в пользу ценностного потенциала субъекта иронии. При этом субъект иронии преобразует свое ироническое осмысление объекта в вербальный план с помощью специфических средств выражения, которые указывают на иронический контекст. Проиллюстрируем данное положение следующим отрывком из «Тамбовской казначейши»:

И там есть дамы — просто чудо!
Дианы строгие в чепцах,
С отказом вечным на устах.
При них нельзя подумать худо:
В глазах греховное прочтут,
И вас осудят, проклянут.

Субъект иронии в данном случае (как и в большинстве случаев иронии в поэме) – автор. Объект иронии – дамы провинциального тамбовского общества. Внешний смысловой план иронического процесса утверждает непорочность и чистоту дам, тогда как внутренний план корректирует эти выводы посредством специфических средств выражения иронии, вскрывает лицемерие дам (ценностный потенциал объекта иронии осуждается, вскрывается его несостоятельность, и тем самым утверждается ценностный потенциал субъекта иронии как человека, уверенного в превосходстве своего идеала). Иронический контекст в данном случае – нравы провинциального общества описываемого времени, обычаи, которые поощряли ханжество и лицемерие, в частности, в поведении особ женского пола. Специфическими средствами выражения иронии являются: гипербола (с отказом вечным, проклянут), риторическое восклицание (просто чудо!), указание на мнимую проницательность дам, на то, что они предугадают порочные намерения грешника (В глазах греховное прочтут), и даже рифма чудо-худо, сближающая семантику этих слов и катализирующая значение «худое чудо, плохое чудо» (плохое чудо совершают дамы, читая греховное в глазах другого человека, который, возможно, еще и в мыслях не успел совершить ничего предосудительного) функционирует в качестве специфического иронического средства.

В совокупности вышеперечисленные средства указывают на иронический контекст, который и вскрывает истинную сущность ситуации через внутренний смысловой план.

Этот пример иронии – типичная иллюстрация иронии автора-рассказчика. Другие подобные примеры, раскрывающие образ рассказчика, мы проанализируем в главе, посвященной образу автора.

Специфические средства выражения, с помощью которых кодируется ироническое осмысление субъекта, указывают на ценностное превосходство субъекта иронии и дискредитируют ценностный потенциал объекта иронии. Они являются средствами кодирования истинного смысла иронической ситуации (внутреннего смыслового плана) и указания на иронический контекст. Данное положение будет конкретизировано в параграфе 2.2. Специфические средства выражения иронии в «Тамбовской казначейше».

Иронический объект – реалия, которая является предметом иронического процесса. В «Тамбовской казначейше» ироническим объектом являются читатель, автор, явления и предметы окружающего мира.

Иронический контекст - информация, выводящая иронического реципиента на расшифровку истинного смысла иронической ситуации. Под контекстом В. М. Пивоев понимает «совокупность предварительных знаний как языкового, так и в особенности фактического характера, общих в большей или меньшей мере для всех индивидуумов»28. В. М. Пивоев неоднократно подчеркивает значение контекста иронической ситуации для эффективного восприятия иронии. Исследователем также отмечено возможное использование субъектом иронии коннотативных значений семантического поля контекста для расширения иронических ассоциаций. Тонкость иронии зависит от намека на контекст иронии: чем прозрачнее и яснее намек, тем грубее ирония; чем глубже спрятан намек на иронический контекст, тем ирония тоньше. Данное положение будет рассмотрено нами в параграфе 2.1. «Иронический контекст «Тамбовской казначейши».

Иронический реципиент - адресат иронии, в некоторых случаях может совпадать с ироническим объектом. Важно, чтобы иронический реципиент был максимально осведомлен о контексте иронической ситуации: это обеспечит успешную декодировку и проникновение во внутренний смысловой план. Нетрудно выяснить, что реципиент на протяжении основной части пространства поэмы один, это – читатель «Тамбовской казначейши». В некоторых случаях иронии в поэме читатель сам становится объектом иронии, то есть реципиент и объект иронии соединяются в лице читателя.

Это заявлено с самого начала поэмы:

Пою, друзья, на старый лад.
Прошу послушать эту сказку!
Ее нежданную развязку
Одобрите, быть может, вы
Склоненьем легким головы
.

В данном случае внешний смысловой план утверждает читателя как субъекта, суждения которого о поэме – истинны, в то время как внутренний смысловой план предостерегает от поспешности выводов. Иронический контекст определяется следующими фактами: в основе произведения – слышанный Лермонтовым случай; кроме того, иронизируя над читателем, автор имеет в виду прежде всего тех людей, которые любят торопиться с выводами и редко признают свои ошибки (в том числе в суждениях о других). Этот нюанс иронического контекста отметила Э. Г Герштейн: «На <…> многоплановость своих произведений указывал и сам Лермонтов, иронизируя над «несчастной доверчивостью некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слова»29.

Среди специфических средств, служащих выражению иронии, В. М. Пивоев выделяет следующие30:

1. Паралингвистические средства: жесты и интонация. В иронической ситуации именно они несут указание на внутренний, истинный смысловой план, в то время как вербальные средства указывают на внешний план.

2. Лингвистические средства: постоянные эпитеты, архаизмы, неологизмы, смешение стилей и др. Эти средства в свою очередь делятся на 2 подгруппы: общеязыковые и индивидуально-стилистические. Общеязыковые средства, как правило, отмечены в словаре пометой "ирон.", например, это слова вельможа, соизволить, сподобиться. Иронические и общеизвестные смыслы могут иметь отдельные компоненты многозначных слов, например, артист (ловкач). Индивидуально-стилистические средства определяются индивидуальной манерой, стилем, ситуацией общения.

3. Средства художественных произведений: авторские ремарки, каламбуры, цитации, кавычки, курсив.

В качестве компонентов структуры воздействия иронии В. М. Пивоев выделяет следующие: «эмоциональный (отчуждение, заражение), интеллектуальный (понимание) и эстетический (удовольствие)», отмечая, что степень проявления и функционирования каждого из них будет варьироваться в зависимости от вида иронии31.

В. М. Пивоев также выделяет этапы, через которые проходит процесс реализации иронии32:

  1. Осмысление и осознание предмета иронии;

  2. Реализация иронического отношения, адресуемая собеседнику-реципиенту;

  3. Осмысление и восприятие иронии собеседником-реципиентом.

Таким образом, мы дали краткий обзор основных положений теории иронии по работе исследователя В. М. Пивоева. Перейдем к общей поэтике иронических поэм М. Ю. Лермонтова: «Сашка», «Тамбовская казначейша», «Сказка для детей».

Сам Лермонтов дает читателю намек на правильное восприятие иронии в своих произведениях: автор говорит, что иронический тон заключает в себе элемент серьезного и печального. Так, в «Сашке» о переплетении иронии и трагизма автор заявляет прямо:

Печальных много тут вещей,

И вас они заставят рассмеяться
В «Тамбовской казначейше» переплетение иронии и трагизма осуществляется также и на уровне сюжета, в частности, в момент развязки, когда читателю являются трагические чувства главной героини:

Она на мужа посмотрела

И бросила ему в лицо

Свое венчальное кольцо

Внезапно спадает налет иронии, и взору читателя открывается истинный смысл показанного автором представления.

Лермонтовская ирония соединяет в себе две традиции: реалистическую и романтическую. И если романтическая традиция превозносит высокое и духовное, то ирония выявляет степень соответствия романтических тенденций реальности. Так ирония скрепляет между собой мир романтического и реалистического; сосуществуя рядом, реалистическая и романтическая традиции подвергаются влиянию иронии, открывают новые смыслы и грани в восприятии действительности.

Рассмотрим две строфы из поэмы «Сашка». В первой строфе предмет речи описывается с привлечением иронического метода:

Он был мой друг. С ним я не знал хлопот,

С ним чувствами и деньгами делился;

Он брал на месяц, отдавал чрез год,

Но я за то ни мало не сердился

Вторая строфа исполнена в серьезном тоне и апеллирует к романтическому восприятию:

Он был мой друг. Уж нет таких друзей…

Мир сердцу твоему, мой милый Саша!

Пусть спит оно в земле чужих полей,

Не тронуто никем, как дружба наша,

В немом кладбище памяти моей.
Соединение и взаимодействие иронического и романтического метода и открывает те самые новые смыслы и грани, о которых мы говорили выше.

С. М. Скибин считает, что «соединение в изображении одного героя высокого и сниженного в их взаимодействии намечает реалистические тенденции эволюции лермонтовского метода, на что и указывает ирония. Срединное положение между контрастами – суть реалистической иронии»33.

С. М. Скибин отмечает также, что автор использует иронию для изображения порочного общества. Ирония привлекается автором как помощник в изображении истинного положения вещей, и здесь ее функция сближена с аллегорическим Эзоповым языком. Позиция автора «близка к позиции А. И. Герцена, который утверждал: «Смех – одно из самых сильных орудий против всего, что отжило и еще держится бог знает на чем важной развалиной, мешая расти свежей жизни и пугая слабых»34.

Так, в «Сашке» читаем:

Толпа глупцов, веселье городское, —

Наружный блеск, обманчивый недуг;

Кружатся девы, чванятся нарядом,

Притворствуют и голосом и взглядом.

Кто ловит душу, кто пять тысяч душ…
«Сказка для детей»:

Тут было всё, что называют светом...
Не я ему названье это дал,
Хоть смысл глубокий есть в названье этом.
Своих друзей я тут бы не узнал;
Улыбки, лица лгали так искусно,
Что даже мне чуть-чуть не стало грустно
.
«Тамбовская казначейша»:

И там есть чопорные франты,
Неумолимые педанты,
И там нет средства от глупцов
И музыкальных вечеров;
И там есть дамы — просто чудо!
Дианы строгие в чепцах,
С отказом вечным на устах.


Маска лирического героя-рассказчика во всех трех иронических поэмах определяет, по мнению С. М. Скибина, «стилистические особенности всего произведения и манеру изложения, которая в конечном итоге влияет на формирование жанра». В своей работе исследователь приводит высказывание Л. Я. Гинзбург касательно стиля иронического повествования: «Поэт надевает маску, как только он позволил увлечь себя высокому порыву, но через несколько строк опять проговаривается, и за этим опять следует самоодергивние. Такова диалектика иронического стиля»35. С. М. Скибин отмечает, что «ирония Лермонтова носит не столько характер субъективного сознания, сколько выражает неудовлетворенность субъективностью самого поэта. Отсюда в лермонтовской иронии на первый план выступают черты объективности, что является признаком реализма. Именно через иронию проходил один из путей становления реализма в сложном лермонтовском методе»36. Это нашло отражение в образе автора, в частности, в иронии автора над самим собой.

Психологическая основа иронического метода такова, что, скрывая истинное положение вещей, он только усиливает интерес к нему, делает его более рельефным для реципиента иронии. Все это находит отражение в иронических поэмах Лермонтова.

Своеобразие иронической поэтики в трех рассматриваемых нами поэмах Лермонтова состоит кроме всего прочего и в том, что автор не дает читателю четких ориентиров для суждений о героях и ситуациях. Мы, строго говоря, даже не можем быть точно уверены в позиции самого автора. В одной строфе он превозносит своего героя до уровня высокого, надмирного, в другой строфе опускает его в прозаическую бытовую жизнь (например, в поэме «Сашка», цитаты из которой были приведены нами выше). Подобная подвижная система ориентиров есть очередное приближение автора к реалистическому методу, потому что в реальном мире также не существует одного взгляда и одного мнения, есть множество точек зрения, из взаимодействия которых рождается общая достоверная картина.

С. М. Скибин пишет, что «ирония выступает в произведении как средство связи оценочной функции и самого художественного текста. Определение явления через свою противоположность характерно для иронии, в ней уровень явления и его сущности не совпадают»37.

Ирония в лермонтовских поэмах акцентирует внимание читателя на психологии героя, иронический подход намечает тенденцию к более глубокому, к многогранному раскрытию характера действующих лиц.

Выше мы упоминали, что ирония Лермонтова носит объективный характер. Причины этого раскрывает в своей работе С. М. Скибин: «Творчество поэта без реальной связи с жизнью не имеет смысла, ибо оно ничего не дает другим, так как они не находят в нем отражения своих чувств, переживаний. Поэт-мечтатель воспринимается ими как фальшивящий и беспомощный:

Как разрумяненный трагический актер,

Махающий мечом картонным…»38.

С. М. Скибин говорит, что авторский путь от романтизма к реализму проходил через ироническое отрицание романтических идеалов; таким образом осуществлялось приближение к объективной реальности39. Причем начало формирования иронического метода заложено еще в ранней лирике Лермонтова («Исповедь» 1831, «Завещание» 1831, «Опасение» 1830 и др), и связано это с тем, что ирония сама по себе перестает быть привилегией романтического героя; она становится более объективной и приближает автора к реалистическому методу.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Идейно-художественные функции иронии в поэме м. Ю. Лермонтова «тамбовская казначейша» iconОбщественный смотр знаний
А. С. Пушкина «Капитанская дочка», поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Идейно-художественные функции иронии в поэме м. Ю. Лермонтова «тамбовская казначейша» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
По повести а. С. Пушкина «капитанская дочка», поэме м. Ю. Лермонтова «мцыри» и комедии н. В. Гоголя «ревизор»
Идейно-художественные функции иронии в поэме м. Ю. Лермонтова «тамбовская казначейша» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: 1 Определить тему и идею поэмы; углубить представление учащихся о личности М. Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в поэме
Идейно-художественные функции иронии в поэме м. Ю. Лермонтова «тамбовская казначейша» iconИсследовательская работа Тема : «Стилистические функции устаревших...
Берестюк Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы
Идейно-художественные функции иронии в поэме м. Ю. Лермонтова «тамбовская казначейша» iconЛермонтовский праздник. Посвящается 200-летию со дня рождения м....
Конкурс чтецов (стихотворения М. Ю. Лермонтова или авторские стихотворения, посвящённые поэту)
Идейно-художественные функции иронии в поэме м. Ю. Лермонтова «тамбовская казначейша» iconМ. Ю. Лермонтова в сопоставлении с поэзией
Знаменательна общность трагической судьбы двух поэтов. Стихотворение Лермонтова «Смерть поэта», в котором говорится о роковой дуэли...
Идейно-художественные функции иронии в поэме м. Ю. Лермонтова «тамбовская казначейша» iconИстория возникновения общества станковистов и его идейно-художественные основы
4-й этап. Антанта вынуж­дена прекратить (надолго ли?) интервенцию и блокаду. Неслыханно разо­ренная страна едва-едва начинает оправляться,...
Идейно-художественные функции иронии в поэме м. Ю. Лермонтова «тамбовская казначейша» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных Дню православной книги./ Авторы составители:...
Идейно-художественные функции иронии в поэме м. Ю. Лермонтова «тамбовская казначейша» iconКонспект урока литературы в 8 классе Тема: «Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова»
«кавказские» страницы биографии М. Ю. Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе
Идейно-художественные функции иронии в поэме м. Ю. Лермонтова «тамбовская казначейша» iconЛирика Лермонтова М. Ю
Уже ранние стихи М. Ю. Лермонтова напоминает, полный размышлений о жизни и смерти, о добре и зле, о смысле бытия, о любви и верности,...
Идейно-художественные функции иронии в поэме м. Ю. Лермонтова «тамбовская казначейша» iconСочинение «Наш Пушкин» Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова....
Пушкин о назначении поэта и поэзии. «Поэт», «Поэту», «Осень». Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэта...
Идейно-художественные функции иронии в поэме м. Ю. Лермонтова «тамбовская казначейша» iconРеферат «Творчество М. Ю. Лермонтова и живопись М. А. Врубеля»
Иллюстрации М. А. Врубеля к роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Идейно-художественные функции иронии в поэме м. Ю. Лермонтова «тамбовская казначейша» iconУрок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Тема урока: «Итоговый урок по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Сравнительный анализ экранизации поэмы с авторским текстом»
Идейно-художественные функции иронии в поэме м. Ю. Лермонтова «тамбовская казначейша» iconО проведении районной конференции учащихся «Всеведение поэта», посвященной...
Привлечь внимание обучающихся к изучению биографии и творческого наследия М. Ю. Лермонтова
Идейно-художественные функции иронии в поэме м. Ю. Лермонтова «тамбовская казначейша» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ребята, мы продолжаем изучать творчество М. Ю. Лермонтова. Что вы знаете о Лермонтове? Какие произведения Лермонтова мы изучили?
Идейно-художественные функции иронии в поэме м. Ю. Лермонтова «тамбовская казначейша» iconУрок в 6 «в» классе: «Тема одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус»
Аудиозапись романса «Белеет парус одинокий…» Стихи М. Ю. Лермонтова, музыка Варламова, исполняет С. Лемешев


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск