История возникновения общества станковистов и его идейно-художественные основы





НазваниеИстория возникновения общества станковистов и его идейно-художественные основы
страница1/3
Дата публикации10.01.2015
Размер339 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЩЕСТВА СТАНКОВИСТОВ И ЕГО ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ
После окончания гражданской войны наступил новый период в рево­люционной жизни страны, о начале которого В. И. Ленин, определяя че­тыре этапа пролетарской революции, писал: «4-й этап. Антанта вынуж­дена прекратить (надолго ли?) интервенцию и блокаду. Неслыханно разо­ренная страна едва-едва начинает оправляться, только теперь видя всю глубину разорения, испытывая мучительнейшие бедствия, остановку про­мышленности, неурожаи, голод, эпидемии.

Мы поднялись до самой высокой и вместе с тем до самой трудной сту­пени в нашей всемирно-исторической борьбе»1.

Страна приступила к перестройке экономики. Началось восстановление разрушенного хозяйства и подведение через нэп экономического «фунда­мента» для начала строительства нового социалистического здания. Во всех областях и сферах жизни общества, в том числе и в области искус­ства, началась глубочайшая по своему содержанию перестройка форм и методов работы, учебы, деятельности миллионов людей всех профессий, социальных групп, классов.

В этих условиях в художественной жизни страны возникла общая для всех художников тенденция к определению своего пути и места в строи­тельстве нового общества. В этом общем движении активно участвовали созданные в то время государственные и общественные организации и уч­реждения, не только практически, но и теоретически помогающие творче­ской перестройке художников.

Именно такого рода учреждения имели самое непосредственное отно­шение к творческому формированию и сплочению некоторой части моло­дых художников, впоследствии организовавших Общество станковистов. Прежде всего это был изоотдел Наркомпроса, затем — Институт художе­ственной культуры (Инхук), 1-е и 2-е Государственные свободные художественные мастерские, Вхутемас и Музей живописной культуры. Каждое из этих учреждений оказало то или иное идейное и художествен­ное влияние на этих молодых людей, жизненно и духовно сблизив и в кон­це концов объединив их.

Изоотдел Наркомпроса был организован в Петрограде 29 января 1918 года. По предложению А. В. Луначарского его возглавил Д. П. Штеренберг, который позже в 1924 году, и стал председателем правления Об­щества станковистов. Вскоре и в Москве образовалась художественная коллегия, обладающая теми же правами, что и петроградская. Здесь пред­седателем коллегии стал В. Е. Татлин, а в ее состав входили П. В. Кузне­цов, И. И. Л'ашков, К. С. Малевич, Н. А. Удальцова, С. В. Ноаковский, С. Т. Коненков, В. В. Кандинский, Р. Р. Фальк, А. И. Шевченко и другие. В дальнейшем состав изменился, и в связи с переездом правительства в Москву отдел возглавил Штеренберг.

Деятельность изоотдела в те годы была обширной и чрезвычайно на­пряженной. Отдел практически осуществлял ленинский план монумен­тальной пропаганды в тяжелейших для разоренной страны условиях, когда нахождение даже самых, казалось бы, простых материалов — гипса, камня, дерева, гвоздей, красной ткани, красок — являлось сложной, иногда почти неразрешимой проблемой. При саботаже части интеллигенции отдел сумел привлечь к оформлению празднеств, к революционной агитации и пропа­ганде, а также к полной реформе художественного образования и органи­зации свободных мастерских во многих городах, к сохранению художе­ственных ценностей, к созданию новых музеев большое число художников разных направлений, педагогов, искусствоведов.

Теперь, по прошествии более пятидесяти лет, после выхода в свет мно­гих исторических исследований и организаций выставок уже полностью доказана необоснованность обвинения изоотдела в однобокой «левацкой» художественной политике, как будто бы проводимой отделом. В условиях того времени каждый человек, изъявивший желание работать с Советской властью, представлял большую ценность и сразу привлекался руковод­ством к организационной и творческой деятельности. Но поскольку именно ищущие художники-новаторы (некоторые — крайне левых направлений) и художественная молодежь, еще только начинающая свой путь, не выжи­дая, с самых первых дней приняли революцию, многие из них и оказались наиболее активными участниками и организаторами художественной жиз­ни страны. Вполне естественно, что в своей деятельности они осуществля­ли и проводили свои взгляды на искусство, свои принципы.

Однако само руководство Наркомпроса привлекало к работе художни­ков самых разных групп и течений, не считая ни одно из направлений главным, основным, но «утверждая ту истину, что новое пролетарское и социалистическое искусство может быть построено лишь на фундаменте всех приобретений прошлого» и «оказывая в то же время всяческое содей­ствие новым исканиям в области искусства»1. Это поощрение новаторских устремлений имело исключительно большое значение в сближении пози­ций ищущей молодежи с задачами и целями Наркомпроса. Следует, однако, сказать, что эта позиция вызвала у многих, в том числе у части молодых художников, придерживавшихся традиционных форм искусства, настороженное, а иногда и враждебное отношение к деятельности изоотдела. Именно на этой почве и распространилась легенда о якобы однобокой ле­вацкой политике, проводимой этим отделом.

Во всех начинаниях изоотдела ищущая молодежь, и среди них все бу­дущие члены ОСТа, принимала самое непосредственное, действенное уча­стие, касалось ли это выполнения и выпуска плакатов-трафаретов по лик­видации неграмотности, содействия фронту, борьбе с голодом, или участия художников в промышленности или в связи с реформой художественного образования, организации более чем в двадцати городах Государственных свободных художественных мастерских, или участия в работе одиннадцати коллективов художественного труда и среди них в «Агитплакате», «Жив-скульптархе», «Обмоху». Многие будущие члены ОСТа не только практи­чески поддерживали эти начинания изоотдела, но некоторые из них, в част­ности Л. Я. Вайнер и Н. Ф. Денисовский, непосредственно работали в са­мом аппарате изоотдела. Это имело значение в истории зарождения Обще­ства станковистов.

Деятельность изоотдела не могла развиваться без теоретического ее обоснования, тем более важного, что в то время вообще в жизни обще­ства, а в искусстве в особенности, возникало множество теорий как резуль­тат развернувшейся классовой борьбы, столкновения мировоззрений, идео­логий, взглядов. На многочисленных дискуссиях, в декларациях, в докла­дах, в выступлениях говорилось о сущности искусства вообще о новом пролетарском искусстве, о художественной форме, о традициях и новатор­стве, о художественной культуре. Многие из этих теорий не имели какой-либо научной основы и выражали лишь сугубо субъективные взгляды и домыслы отдельных художников и небольших групп. Но в то же время была тенденция и к нахождению объективных закономерностей, но глав­ным образом в области художественной формы. Одну из таких попыток предпринял и изоотдел еще в начале своей деятельности, выработав «По­ложение о художественной культуре». Основным тезисом этого положения явилось утверждение, что «понятие художественной культуры содержит в себе по самому смыслу слова культуры, как деятельности активной, мо­мент творческий; творчество предполагает создание нового, изобретение; художественная культура есть не что иное, как культура художественного изобретения»2. Однако в «Положении» ничего не говорилось о содержании этих изобретений. Объективными же признаками художественной цен­ности однобоко утверждались лишь элементы художественного языка — материал, цвет, пространство, время, техника и так далее.

После этой первой попытки теоретической разработки вопросов искус­ства изоотдел в мае 1920 года основал в Москве Институт художественной культуры (Инхук), целью и задачей которого были аналитические иссле­дования основных элементов как отдельных искусств, так и искусства в целом. Первая его программа, составленная В. В. Кандинским, конечной целью имела исследование воздействия элементов искусства на психику человека, а исходным пунктом должен быть анализ средств каждого от­дельного вида искусства. Программа открывала дорогу психоаналитиче­скому методу в искусстве и была направлена на раскрытие содержания синтетического (монументального) искусства. Она получила известность, поскольку была одобрена А. В. Луначарским, и оказала свое влияние на некоторую часть молодых художников. Вскоре, однако, в Инхуке возобла­дали совершенно иные теории, провозглашавшие «материальную само­довлеющую вещь» как субстанцию творчества»1, но понимаемую не только в практическо-жизненном ее бытии, но и в эстетическом смысле, как объект «чистого» искусства. Но и эта концепция, оказав свою долю влия­ния на формирующуюся молодежь, продержалась недолго. На смену ей пришел конструктивизм, провозгласивший борьбу со всеми формами и видами станкового искусства. Однако и конструктивизм был переходной стадией к теории производственного искусства как художественной дея­тельности, единственно нужной пролетариату в его строительстве социа­листического общества. 25 ноября 1922 года двадцать пять художников, среди которых были А. А. Веснин, А. М. Лавинский, Л. С. Попова, А. М. Родченко и другие, отказались от «чистых» форм искусства, при­знали станковизм изжитым, а свою деятельность в этой сфере бесцельной. Они призвали всех художников идти в производство, к непосредственному деланию на заводах предметов, машин и вещей, нужных пролетариату. Появилось много статей, докладов и даже несколько книг теоретиков про­изводственного искусства — Н. Тарабукина, Б. А. Кушнера и О. М. Брика на темы: «От мольберта к машине», «От картины к ситцу», «Картина умерла» и т. д.

Вместе с переходом в 1922 году Инхука в состав Академии художе­ственных наук позиции производственников в институте окончательно закрепились. Тем самым была углублена теснейшая связь Инхука с Вхуте­масом. Большинство членов Инхука были профессорами мастерских, и они же, еще в первый период, разрабатывая программы основного отделения, архитектурного и производственных факультетов Вхутемаса, обосновывали принципы так называемых «дисциплин» по цвету, пространству, линии и объему, обязательных для прохождения студентами всех факультетов.

Воздействие всех этих теорий на вхутемасовцев было прямым и очень заражающим, поскольку провозглашались они их непосредственными учи­телями и руководителями. Но в то же время в 1922 году в московском Вхутемасе и в самом Инхуке появились и совершенно иные тенденции, связанные со все возрастающим интересом среди самых разных групп художников к образно-содержательному изобразительному искусству. В известной мере эти тенденции, помимо других важных причин, о кото­рых будет сказано позже, возникли как реакция на конструктивизм, ве­щизм и производственность.

На диспутах во Вхутемасе возникали горячие споры профессоров и преподавателей живописи с «производственниками». Некоторые члены Общества станковистов вспоминают теперь один из таких диспутов, на котором Д. П. Штеренберг, руководивший живописной мастерской во Вхутемасе, резко обрушился на О. М. Брика и в знак протеста против новой линии руководства Инхука, объявившего борьбу со станковизмом, вышел из его состава. Вышли из Инхука также Б. Д. Королев, А. Д. Древин, Н. А. Удальцова, И. В. Клюн и другие. Орган художественного отдела Главполитпросвета «Вестник искусств» так характеризовал разгоревшуюся борьбу: «Если прежде противоречия среди живописцев левого лагеря вызывались различными эстетическими направлениями, то теперь пред­метом серьезного раздора является иное.

Левые раскололись на два лагеря. Одни отстаивают станковую жи­вопись и видят в ней самоценные элементы живописного мастерства. Они настаивают [на том], что живопись, как таковая, не умрет и будет разви­ваться. Сторонников этого течения называют «станковистами». Другие решительно выступают против изобразительного искусства, как такового, заявляя, что после пролетарской революции стыдно серьезно защищать искусство вообще. Здоровые основы живописи, как-то: цвет, линию, плос­кость и ее формы — они переносят из сферы спекулятивной деятельности (картины) в область реального дела, практического строительства. Они называют себя конструктивистами и ставят перед собой задачи найти ком­мунистическое выражение материальных сооружений.

Искусство, с их точки зрения, так же опасно, как и религия. Если ре­лигия — опиум народа, то искусство — угар. Религия держала массы в тем­ноте и рабской покорности, когда господствующие классы эксплуатировали трудящихся. Искусство посягает на свободу раскрепостивших себя масс, увлекая их в чертоги прекрасного. Искусство пронизано самым реакцион­ным идеализмом. Материалистичным оно быть не может»1.

В борьбе с подобными, крайне левацкими взглядами и теориями, опас­ными для искусства, стали объединяться художники разных направлений, стоящие на позициях станковизма, начиная со сторонников конкретно-изобразительного, образного искусства и кончая последователями так назы­ваемого абстрактного станковизма (К. С. Малевич, И. В. Клюн, И. Кудряшев и другие).

Эти острые разногласия и борьба противоречивых теорий, направлений, методов происходила во всех кругах и группах художественной интелли­генции и, пожалуй, с особым ожесточением и непримиримостью среди мо­лодежи и в том числе среди учащихся 1-х и 2-х Государственных свобод­ных художественных мастерских и вхутемасовцев. Причем здесь наблю­далась или особенно быстрая смена взглядов и теорий, или почти фанати­ческая вера в однажды открывшиеся истины и преданность им. Именно здесь и начинался обычно сложный процесс формирования художника, рождалось его личное понимание задач искусства и делался выбор своего пути в искусстве.

Столь большое значение Государственных свободных художественных мастерских и Вхутемаса в формировании молодых художников, в том числе и всех остовцев, объясняется особым характером этих учебных заве­дений, возникших лишь в результате осуществления давно уже назревав­шей реформы художественного образования.

Но две эти художественные школы оказали на учащихся очень разное воздействие в силу большого различия их педагогических систем и методов обучения, хотя для многих вхутемасовцев переход из Государственных свободных художественных мастерских в художественно-технические ма­стерские (Вхутемас) был настолько внешне незаметен, что некоторые из них до сих пор считают начало учебы во Вхутемасе не с 1920 года, когда он был организован, а с 1918 года, когда возникли 1-е и 2-е Государствен­ные свободные художественные мастерские. 1-е мастерские были органи­зованы на базе бывшего Строгановского художественно-промышленного училища, а 2-е — на основе бывшего московского Училища живописи, вая­ния и зодчества. В них мог поступить любой человек, желающий полу­чить специальное художественное образование, без какого-либо экзамена в течение всего года. Более того, всем без исключения учащимся мастер­ских предоставлялось право выбирать руководителя по художественным предметам, а также возможность работать и без руководителя. И действи­тельно — в 1-х мастерских была мастерская без руководителя. На эти в до­статочной мере анархические порядки Наркомпрос вынуждеп был согла­ситься, поскольку невозможно было в то время противостоять исключи­тельной активности самих учащихся, желающих не только учиться, но и учить своих учителей.

Все же главной особенностью Государственных свободных художе­ственных мастерских было предоставление всем школам и основным на­правлениям современного изобразительного искусства возможности уча­стия в воспитании молодежи. Поэтому, в случае количественного перевеса мастерских какого-либо одного направления, Наркомпрос, исправляя поло­жение, назначал, вопреки результатам выборов, руководителями некото­рых мастерских художников других направлений.

В мастерских отсутствовали единые программы, хотя студентам, или, как их официально называли, подмастерьям, читались крупными искус­ствоведами и специалистами лекции по истории искусства, по социологии и эстетике, пластической анатомии, технологии живописи. Метод воспи­тания в мастерских был индивидуальным. Каждый профессор готовил мо­лодежь к самостоятельной творческой жизни на основе своего личного педагогического и художественного метода, своего понимания задач искус­ства. При всей анархичности системы 1-х и 2-х мастерских в них были ис­пробованы разные методы и в том числе метод, близкий по сути эпохе Возрождения, когда каждый известный мастер, подготавливая себе помощ­ников, достигал большого совершенства в чисто профессиональном их вос­питании, что при наличии таланта рождало новых крупных художников, а при отсутствии больших способностей — хороших ремесленников и ис­полнителей.

В мастерских искали связи искусства с практическими потребностями нового общества, прежде всего в агитационно-пропагандистской работе, в театрально-зрелищном искусстве, в оформлении празднеств, клубов, красных уголков, киосков и так далее. В живописных мастерских С.В.Ма­лютина, А. Е. Архипова, К. А. Коровина развивали традиции московской школы живописи, идущие от мастеров Союза русских художников. В ма­стерских Р. Р. Фалька, А. В. Лентулова, А. И. Шевченко, П. П. Кончаловского воспитание студентов шло главным образом через освоение ими французской художественной культуры. К. С. Малевич вел своих «подма­стерьев» от усвоения импрессионистического метода к последовательному изучению всех основных направлений, вплоть до супрематизма. В мастер­ской В. В. Кандинского проводилась иная последовательность обучения, начиная с изучения статичной и двигающейся натуры, через композицион­ные предметные построения к свободной живописной гармонизации цвето-формы. В. Е. Татлин развивал у своих учеников чуткое восприятие мате­риала и его свойств, учил конструктивному построению форм в их взаимо­действии со средой и пространством.

Почти все будущие члены ОСТа учились у разных руководителей ма­стерских: А. В. Вильямс у К. А. Коровина и П. П. Кончаловского, К. А. Вялов у В. В. Кандинского и А. В. Лентулова, С. А. Лучишкин у А. Е. Архи­пова, Ю. А. Меркулов у И. И. Машкова, И. Кудряшев у К. С. Малевича. Затем большинство из них, в связи с реорганизацией мастерских, перешло во Вхутемас. Здесь студент, обучавшийся на каком-либо факультете, мог заниматься по отдельным предметам на других факультетах. Кроме того, на двухгодичном основном отделении все студенты получали общепласти­ческое образование, изучая элементы художественной формы — цвет, объем, линию, пространство, материал. Прохождение этих дисциплин по­вышало у студентов требовательность к пластической стороне произведе­ний, воспитывало более строгое отношение к композиционно-пространственному построению картин, рисунков, иллюстраций, театральных ма­кетов и архитектурных сооружений.

Очень большое значение в формировании многих вхутемасовцев имел теоретический кур с композиции, который для всех факультетов читал В. А. Фаворский. Основная идея курса заключалась в объяснении законов пластически целостного, взаимосвязывающего все элементы и функцио­нального построения любого произведения, будь то книга или картина, стул, ткань или фреска. Будучи в течение трех лет ректором Вхутемаса, В. А. Фаворский наиболее полно проводил в эти годы педагогическую си­стему института. С его именем связаны рождение и расцвет московской школы гравюры на дереве, что также сказалось на развитии многих вхуте­масовцев, в том числе и нескольких остовцев.

Во Вхутемасе получило большое распространение творческое участие художников в изменении внешнего вида предметов быта, орудий труда, что привело к возникновению особого вида искусства, называемого сейчас дизайном, без которого уже немыслима наша современная художественно-техническая культура. Особую роль в определении принципов дизайна сыграли два мастера — А. М. Родченко и Эль-Лисицкий, с деятельностью которых связана высокая культура художественного конструирования, свойственная многим воспитанникам Вхутемаса, которые в дальнейшем работали в области оформления книги, празднеств, выставок, в архитек­туре, в театре, также в текстильной и мебельной промышленности и т. д.

На живописном факультете Вхутемаса, имевшем три отделения — станковое, монументальное и театрально-декорационное, — при наличии достаточно четко и подробно разработанных программ продолжал действо­вать принцип индивидуальных мастерских, где руководитель готовил бу­дущих живописцев, опираясь больше всего на свой собственный педаго­гический опыт и на свой творческий метод.

Особенно настойчиво этому следовали профессора станкового отделе­ния. Здесь преподавали художники, связанные в основном с двумя боль­шими художественными объединениями — с бывшим «Бубновым валетом» и «Маковцем». Они были принципиальными последователями француз­ской живописной культуры, прививая эту культуру своим многочисленным ученикам. Это обстоятельство очень важно для правильного понимания острых противоречий, возникших внутри института, а затем в творческих объединениях.

Дело в том, что, кроме приверженцев специфической, свободной, яркой, густой и насыщенной живописности в духе искусства французских масте­ров, блестяще представленных в двух известных московских собраниях — Щукинском и Морозовском, досконально изученных многими студентами, во Вхутемасе развивались и совсем иные тенденции, а именно: увлечение многих студентов четкой графической формой, плакатностью, строгой ли­нейностью и аскетической ограниченностью цвета.

Сосуществуя, эти две линии, два разных типа художественного вос­приятия мира, сталкиваясь, или резко отрицали одна другую или взаимо­действовали. Это приводило к тому, например, что немалое число студентов-графиков пыталось работать в живописи, создавая подчас большие, выра­зительно и крепко нарисованные картины, но плакатно-плоскостные по своему пластическому решению, иногда очень упрощающему образ, а иногда неожиданно обогащающему содержание произведений. Это про­тиворечие методов и попытки их преодоления порождали множество внут­ренних конфликтов и в то же время создавали в студенческой среде атмо­сферу соревнования. Не учитывая всего этого, нельзя будет полностью по­нять, почему объединилась группа студентов, состоящая, с одной стороны, из прирожденных живописцев, а с другой — из одаренных графиков, чтобы организовать Общество станковистов, а также нельзя понять серьез­ных внутренних противоречий, возникших уже в самом начале создания общества.

При всем необыкновенном разнообразии сторон и особенностей Вхуте­маса, только в общих чертах обрисованных мною, в целом его педагогиче­ская система подготавливала художника-общественника и гражданина, активного участника жизнестроения нового общественного строя страны. Последовательно изучая разные элементы искусства, молодые художники приходили в конце обучения к ясному пониманию целостности искусства, формирующего сознание людей через картину или скульптуру, через кни­гу или театральную декорацию при условии их образно-пластического художественного решения. В революционной по своему духу демократиче­ской среде Вхутемаса формировались социально-активные и идейно устрем­ленные художники. Желание найти новые пути в искусстве было преобла­дающим среди студептов, и эти их поиски приводили к постепенному объ­единению в отдельные группы с явно выраженным в каждой группе опре­деленным направленческим содержанием. Некоторые группы быстро рас­падались, но те из них, которые возникали вокруг профессоров, оказались более прочными, например группа учеников П. П. Кончаловского и И. И. Машкова организовала общество «Бытие», просуществовавшее семь лет, ученики А. В. Лентулова, Г. Б. Якулова и А. М. Родченко объедини­лись в Общество молодых художников (ОБМОХУ). Но, вообще говоря, на процесс организации той или иной группы влияли многие факторы — иногда жизненно случайные — товарищество и дружба, иногда связанные с каким-либо общим увлечением, например театром или поэзией.

В процессе возникновения Общества станковистов увлечение некото­рых его членов театром имело существенное значение. Началось с того, что в 1922 году, когда обнаружились актерские способности и интерес к театру у ряда вхутемасовцев и их друзей со стороны, стали думать о том, чтобы организовать что-то вроде самодеятельного театра, небольшую труппу, с целью осуществить зародившиеся у них идеи. Вдохновителем и руководителем труппы стал С. Б. Никритин, молодой, ищущий художник, с ясно сраженной способностью к теоретическому обоснованию искусства, ока­завший вообще заметное влияние на многих своих товарищей по Вхуте­масу. Вторым активным членом труппы был С. А. Лучишкин, который одновременно с обучением во Вхутемасе занимался в Институте деклама­ции, а позже в Институте слова у профессора В. Сережникова. В состав труппы, кроме них, вошли: артистка Театра им. Мейерхольда А. Амханицкая, артисты А. Богатырев и А. Свободин, художники П. В. Вильямс и Л. Резник. Были близки этой труппе артисты В. Н. Яхонтов и Е. А. Тяпкина.

В 1923 году в Доме печати труппой была осуществлена эксперимен­тальная постановка «Трагедия А. О. У.», представлявшая композицию из чисто пластических движений и отдельных речевых звуков. В оформле­нии постановки впервые в театре (параллельно мейерхольдовской «Земле дыбом») были применены динамические конструкции, своего рода универ­сальный сценический станок, сделанный Н. А. Тряскиным, макет которого получил потом на ряде выставок высокую оценку. По существу это была одна из первых в истории театра попыток создания абстрактного спек­такля.

Театр назвали, по предложению С. Б. Никритина, Проекционным. Это название имеет определенный смысл и непосредственное отношение к раз­рабатываемой в то время Никритиным и его друзьями теории, или, лучше сказать, платформе, на основе которой должен был строиться их творче­ский метод и их совместные выступления на выставках. По этой теории художник не является производителем вещей быта и искусства, а только создателем их проекций, то есть замыслов, концепций, планов, экспери­ментов; создателем лишь самих методов, на основании которых будут де­латься вещи миллионами людей, то есть почти каждым человеком. В своего рода программе, написанной несколько позже, они объявили, что «искус­ство есть наука об объективной системе организации материалов»1.

Этот метод группа распространила и на свой театр, который она рас­сматривала как проекцию вообще любого массового театра в любой стране, поскольку его спектакли строились не на текстовом материале, а па дви­жении, на динамической конструкции и на эмоциональном содержании самодовлеющего речевого звука в его наиболее «чистом» виде.

При всей теоретической слабости основных положений «проекционизма» следует, однако, сказать, что он, как и некоторые другие течения 20-х годов, на десятки лет определил возникновение одного из модных на­правлений в современном западноевропейском искусстве, так называемого концептуализма.

В 1924 году Проекционный театр осуществил в Доме Союзов еще одну постановку по трагедии А. Б. Мариенгофа «Заговор дураков», в которой сюжетная, смысловая сторона была разрушена. Сценическая площадка с динамической конструкцией Н. А. Тряскина была построена в центре зала. Стульев не было, и зрители смотрели спектакль стоя. Постановка пол­ностью провалилась, но ее увидел А. К. Гастев, который предложил труппе перейти в возглавляемый им Центральный институт труда, где принципы отвлеченного сценического действия своеобразно использовались для про­паганды научной организации труда (НОТ). Под разными названиями труппа проекционистов просуществовала до 1932 года.

Одновременно с театром организовалась и группа художников-проек-ционистов. В ее состав вошли, кроме С. Б. Никритина и С. А. Лучишкина, А. А. Лабас, 3. Комиссаренко, М. И. Плаксип, К. Н. Редько, Н. А. Тряскин, А. Г. Тышлер. Следует сразу сказать, что здесь зародилась одна из ячеек будущего ОСТа. Эта группа еще в 1922 году выступила со своими работами на выставке в Музее живописной культуры на улице Воровского (где по­мещается ныне Союз писателей СССР). Выставку проекционистов заметил один из самых объективных критиков того времени и глубокий исследо­ватель искусства 20-х годов Я. А. Тугендхольд. В одном из январских но­меров газеты «Известия» за 1923 год была опубликована его статья о вы­ставке1. Анализируя общее состояние живописи тех лет и критикуя тео­рию «производственников» о ненужности пролетариату станкового искус­ства, критик писал: «Реакция против эстетизма, против картины в золотой раме, украшавшей буржуазную гостиную, привела к крайности обрат­ной — к отрицанию живописи вообще...» Однако критик считал, что ра­бочий класс вряд ли удовлетворится только художником производства, «едва ли согласится с тем, что живопись —«бесцельное» дело». Критик считал, что «для бодрости в борьбе нужен праздник для глаз, нужны глу­бокие радости цвета, нужны картины и фрески общественных зданий, за­ражающие могучей эмоциональной силой цвета». Поэтому критик пред­лагал ввиду «угрожающего бойкота живописи [...] приветствовать усилие вернуться к разработке цветовых задач». Именно попытки углубленной работы над цветом он приветствовал в работах проекционистов. И хотя критик считал, что это еще лабораторные опыты молодых художников, «но это уже маленький шаг вперед из четырех стен лаборатории наружу, к плоти и крови живого мира. Шаг вперед — от односторонности чисто красочного супреметизма Малевича и бесцветного конструктивизма Тат­лина».

Выставка, получив таким образом известное признание в печати, имела и чисто практический успех, поскольку почти все экспонированные работы Наркомпрос включил в состав выставки советского искусства в Бер­лине — первой советской выставки за рубежом.

Организация выставки проекционистов не в каком-либо ином поме­щении, а именно в Музее живописной культуры была далеко не случай­ной. Дело в том, что с деятельностью музея были связаны почти все будущие члены ОСТа, и именно он явился одним из важных факторов первоначального объединения всего основного состава общества.

Музей был основан Наркомпросом в 1919 году как показательно-педа­гогический музей современного искусства; он располагался в старом особ­няке на Волхонке. Коллекция музея, состоящая почти исключительно из произведений художников новых, левых направлений и групп, была при­обретена закупочной комиссией Наркомпроса. В июне 1921 года музей был закрыт, а картины переданы на хранение в музейное бюро Наркомпроса. Осенью 1922 года после переговоров с Литературно-художественным ин­ститутом музей был снова открыт на Поварской, 52 (ныне здание прав­ления Союза писателей СССР), но новых приобретений, ввиду отсутствия средств и тяжелейшего положения страны, больше не было и пополнялся он лишь за счет обмена с другими музеями и из запасов Государственного фонда. До 1922 года первыми заведующими были сначала В. В. Кандин­ский, затем А. М. Родченко. Но уже с июля 1922 года заведующим стал еще совсем молодой художник, учащийся Вхутемаса, будущий активный член ОСТа П. В. Вильямс. Именно при нем и была организована в 1922 го­ду выставка работ проекционистов — его же товарищей по Вхутемасу, близких ему по позициям в искусстве. Через год, в июле 1923 года, заве­дующим музеем стал скульптор Л. А. Вайнер, коммунист, работник изоотдела Наркомпроса, один из членов-учредителей Общества станковистов. П. В. Вильямс стал его заместителем. Вайнер добился перевода музея в помещение Вхутемаса на Рождественке, И, и фактически музей стал почти составной частью Вхутемаса и местом, где особенно часто встреча­лись будущие члены ОСТа.

Музей привлекал молодежь не только своей экспозицией, составленной из произведений очень популярных в то время в художественной среде К. С. Малевича, В. Е. Татлина, И. И. Машкова, А. В. Лентулова, В. В. Кан­динского, Л. С. Поповой, П. П. Кончаловского, Р. Р. Фалька, А. М. Род­ченко и других близких им мастеров, но и своими лекциями и докладами. Так, например, К. С. Малевич прочел цикл докладов «От Сезанна к супре­матизму», в которых пытался внушить молодым слушателям, что супрема­тизм является высшей точкой в смене направлений и историческом раз­витии современной живописи. С. Б. Никритин сделал сообщение о проекционизме как о новом методе в разных видах искусства, а искусствовед и литературный критик Шиманович прочитал реферат «Митурич — Хлебни­ков» о духовно-структурных связях изобразительного искусства и поэзии на примере творчества этих двух больших художников.

Музей организовал также несколько выставок, среди них выставки про­изведений К. С. Малевича, П. В. Митурича, Л. С. Поповой, большую нашумевшую выставку «15 лет левого течения в русском искусстве», и, наконец, что важно особо отметить, музей предоставил помещение и при­нял непосредственное участие в организации и проведении 1-й выставки Общества станковистов.

По существу вся деятельность музея находилась в руках молодых художников. В художественный совет музея входили П. В. Вильяме, А. Г. Тышлер, А. А. Лабас и С. Б. Никритин, составившие большинство в совете. Ко всему этому С. Б. Никритин занимал в музее поочередно не­сколько должностей — ученого секретаря, консультанта, экскурсовода. Та­ким образом совершенно очевидным становится, что не только музей объ­единил организаторов ОСТа, но и сам он был в значительной мере дети­щем тех, кто учредил ОСТ.

Целью музея была демонстрация достижений современной живописи, а также выработка и утверждение новых методов в искусстве. Музей про­водил работу по анализу композиции в произведениях старых мастеров и современных художников и на этой основе пытался искать новые методы построения картин. Одной из задач музея было исследование методов со­временного производственного искусства и его связи со станковой жи­вописью.

Уже из сказанного видно, что музей и весь его актив связывали разви­тие искусства с исканиями новых художественных школ и направлений, то есть с открытием новых путей в искусстве, со смелыми экспериментами и изобретениями. В теоретическом плане музей сосредоточил внимание на анализе отдельных элементов художественной формы — цвета, объема, пространства, материала, композиции, архитектоники, фактуры и т. д.

Молодые художники — будущие организаторы ОСТа — проводили в му­зее много времени. Они собирались у Вильямса, чтобы поспорить, обсу­дить свои жизненно-практические дела и общие проблемы искусства. Встречи эти проходили в комнатах музея на фоне собранных здесь кар­тин, вызывавших бесконечные споры. Участник этих встреч С. А. Лучишкин вспоминает: «Уставши вести словесный бой, из шкафа вынимали боксерские перчатки. Мгновение, и комната музея превращалась в ринг, где по всем правилам шел бой в три раунда, с судьей и секундантами. Дейнека (полутяжелый вес) боролся с Вильямсом (средний вес). Их сменяла новая пара: Пименов — Вялов и т. д. А потом всей гурьбой шли на диспут в Политехнический музей или на очередную серию «Дома ненависти» в кино на Малой Дмитровке»1
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История возникновения общества станковистов и его идейно-художественные основы iconПрограмма по предмету «история искусств» дополнительной предпрофессиональной...
Восприятие искусства человеком зависит от его личной системы ценностей, определяемой предшествующим жизненным опытом и, во многом,...
История возникновения общества станковистов и его идейно-художественные основы iconПовесть и. С. Шмелева «неупиваемая чаша»: творческая история, история текста, поэтика
Охватывает лексический, идейно-тематический, образно-мотивный уровни
История возникновения общества станковистов и его идейно-художественные основы iconИдейно-художественные функции иронии в поэме м. Ю. Лермонтова «тамбовская казначейша»
Ii. Иронический контекст и специфические средства выражения иронии в поэме «Тамбовская казначейша»
История возникновения общества станковистов и его идейно-художественные основы iconТезисы лекций по дисциплине «отечественная история»
История (от греческогоhistoria) означает рассказ о прошедшем, об узнанном. Имеет много определений, но прежде всего – это процесс...
История возникновения общества станковистов и его идейно-художественные основы iconРеферат: История отечественной и зарубежной журналистики тема: «История...
Тема: «История возникновения и деятельности популярных отечественных печатных изданий сми»
История возникновения общества станковистов и его идейно-художественные основы iconРеферат Тема: «Учреждение Ветхозаветного Священства, его права и обязанности»
История возникновения иерархического священства в ветхозаветной Церкви. Основные обязанности и качества ветхозаветных священников....
История возникновения общества станковистов и его идейно-художественные основы iconИсаева Оксана Николаевна 2012 г. Вид занятия: изучение нового материала...
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения дорожных знаков, пробудить интерес к изучению Правил дорожного движения, развить...
История возникновения общества станковистов и его идейно-художественные основы iconТемы рефератов для направления «машиностроение» (г. Туймазы. Заочники)...
История возникновения нанотехнологий и наук о наносистемах. Междисциплинарность и мультидисциплинарность. Объекты и методы нанотехнологий....
История возникновения общества станковистов и его идейно-художественные основы iconУрок изучения нового материала
Цель. Закрепить определение и свойства тригонометрических функций. Назначение тригонометрических функций, необходимость их возникновения....
История возникновения общества станковистов и его идейно-художественные основы iconИстория первобытного общества. Хронологические рамки, источники, задачи
История первобытного общества изучает период от появления человека до появления цивилизации
История возникновения общества станковистов и его идейно-художественные основы iconУчебно-практическое пособие Дисциплина : «Менеджмент» Тема «История...
Целью данного пособия является ознакомление студентов с историей возникновения и развития менеджмента; отличительными чертами основных...
История возникновения общества станковистов и его идейно-художественные основы iconАндрей платонов и его эпоха
Познакомить ребят с драматической судьбой писателя-земляка, показать трагизм идейно-нравственного противоречия у этого писателя
История возникновения общества станковистов и его идейно-художественные основы iconI социально-исторический контекст возникновения общества потребления...

История возникновения общества станковистов и его идейно-художественные основы icon«История мировой (зарубежной) литературы» «Литература 18 века. Литература 19 века (романтизм)»
Изучить литературу романтизма первой трети века в европейской и американской литературе, историю его возникновения, формирования...
История возникновения общества станковистов и его идейно-художественные основы iconТемы рефератов и научных работ по политологии Аграрная политика в Республике Беларусь
Брсм и его роль в идейно-политическом воспитании студенческой молодежи (на примере Гродненских вузов и сузов)
История возникновения общества станковистов и его идейно-художественные основы iconИдейно-художественный
Его поэзия и проза насыщены описаниями пути, пейзажными зарисовками, где дорога становится лейтмотивом, образом, как конкретным,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск