Идейно-художественный





Скачать 444.28 Kb.
НазваниеИдейно-художественный
страница1/3
Дата публикации01.01.2015
Размер444.28 Kb.
ТипОбзор
100-bal.ru > Литература > Обзор
  1   2   3
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

МОТИВ ДОРОГИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

ЭЛЕМЕНТ ПОЭТИКИ

Александра Сергеевича Пушкина.

РЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ


ученицы 10 г класса

ЛАРЮШКИНОЙ ВИОЛЕТТЫ

(тел. (49234)35196

e-mail: violettalaryushkina@yandex.ru)
научный руководитель – учитель русского языка и литературы

НЕВЕРОВА ТАТЬЯНА БОРИСОВНА

МУРОМ

2009

СОДЕРЖАНИЕ

I. ВВЕДЕНИЕ стр.

1 .Значение мотива дороги в русской литературе. 3

  1. Цели и задачи реферата. 3-4

  2. Использованные в исследовании методики. 4

  3. Обзор литературоведческих работ по истории вопроса. 4-5

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

  1. Взаимосвязь разработки мотива дороги и творческого метода пи-­
    сателя в русской литературе. Классицистические традиции изображе-­
    ния пути как части пейзажа. 5-6

  2. Многообразие функций образа дороги в поэзии и прозе Пушкина. 6

3. Дорога - символ бегства, изгнания в романтическом периоде
творчества. Мотив дороги в «Цыганах» как одно из воплощений

темы свободы. 6-8

4. Расширение функций пути в реалистическом наследии Пушкина.

- образ зимней дороги и неясность судьбы поэта в одноименном произведении.

  • дорога - «карнавальное пространство», готовящее неожиданные
    встречи. 8-9

5. Разнообразие оттенков философского звучания образа дороги:

      • жизненный путь;

      • непредсказуемая судьба;

      • символ перепутья, нравственного выбора;

      • антитеза семьи, дома;

      • завершение странствий, возвращение на круги своя. 9-25

6. Особенности пушкинского героя - путника, странника,
путешественника, паломника. 25

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  1. Причины системной разработки Александром Сергеевичем
    Пушкиным мотива дороги в своем творчестве. 25-26

  2. Новаторство автора в создании знакомого образа. 26-27

  3. Результаты исследования. 27-28

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 28

I. ВВЕДЕНИЕ.

1.3начение мотива дороги в русской литературе.

Анализ произведений русской классики позволяет выделить в них мотив пути как один из элементов поэтики разных авторов. Современная поэзия и проза, безусловно, восприняли эту традицию. Человек XXI века все время спешит - к этому побуждают и фантастический ритм жизни, и честолюбивые мечты, и желание найти свой единственно правильный жизненный путь. Дорога, уходящая в неизведанную даль, стала символом исканий человека и человечества. Это обусловило изображение пути как важного элемента композиции и содержания разных литературных произведений. На мой взгляд, наиболее новаторское звучание в литературе первой половины XIX века мотив пути получил в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. В трактовке поэта дорога истолковывается в самых разных значениях в соответствии с авторским замыслом и жанровой природой произведений. Его поэзия и проза насыщены описаниями пути, пейзажными зарисовками, где дорога становится лейтмотивом, образом, как конкретным, так и отвлеченным, рождающим море ассоциаций.

Пушкин любил странствия. В очерке «Путешествие в Арзрум» он признавался: «С детских лет путешествия были моею любимою мечтою».1 «Эта страсть, по словам К. П. Лахостского2, вытекала из постоянного и могучего стремления к всестороннему познанию жизни - родной страны и зарубежных стран». Отсюда, а не только из-за мысли о бегстве из политической несвободы возникали попытки получить разрешение на поездку в Западную Европу, Китай. Об этом можно прочесть в письме поэта Бенкендорфу: «Покамест я еще не женат и не зачислен на службу, я бы хотел совершить путешествие во Францию или Италию. В случае же, если оно не будет мне разрешено, я бы просил соизволения посетить Китай с отправляющимся туда посольством... » За свою короткую жизнь Пушкин совершил около 120 длинных и коротких поездок и проделал более 30000 верст пути. Свои путешествия Александр Сергеевич Пушкин совершал на лошадях в коляске или кибитке, как и многие герои, созданные его воображением. Дорожный пейзаж был неотъемлемой частью быта. Долгая езда, помимо неудобств и потраченного времени, давала возможность думать, наслаждаться родными пейзажами, поговорить с попутчиками, увидеть своими глазами жизнь народа, узнать истинную Россию, задуматься над ее будущим. Пушкин любил дорогу, которая для него и других писателей эпохи была школой жизни. Вот почему в разработке мотива пути поэт не только освоил литературные традиции, но и внес новаторские черты в осмысление знакомой темы.

1 Пушкин А. С. Путешествие в Арзрум

2 Лахостский К. П. Александр Сергеевич Пушкин. Биография. Пособие для учащихся - М.-Л.: «Просвещение», 1964, стр. 107.

2. Цели и задачи реферата.

В своем исследовании я выделила следующие цели:


  • определить круг произведений, в которых Пушкин создает многофункциональный образ дороги;

  • выяснить обусловленность разработки мотива пути фактами биографии и особенностей творческого этапа поэта;

  • вычленить черты новаторства Пушкина в развитии сквозного мотива русской литературы;

  • доказать, что тема дороги в искусстве пушкинской поры вырастает в размышления о жизненном пути человека, определяясь как индивидуальностью писателя, так и общими закономерностями литературного процесса.

Задачи исследования:

1. Обобщить и прокомментировать имеющиеся в литературоведении

мнения по теме.

  1. Разграничить идейную нагрузку мотива в романтическом и реалистическом наследии Пушкина.

  2. Уловить все разнообразие оттенков философского звучания мотива пути в различных произведениях поэта.

  3. Охарактеризовать особенности авторского героя-путника.

  4. Найти причины системного обращения к дорожным мотивам.

  5. Проследить, как тема пути в творчестве А.С.Пушкина вырастает в проблему России и человечества.

1. Использованные в исследовании методики.

Для достижения поставленных целей мной использованы следующие методики:

    • отбор библиографии,

    • сопоставление литературоведческих оценок по истории вопроса,

    • изучение биографии поэта,

    • анализ художественных текстов,

    • сравнительный анализ эпизодов.

4. Обзор литературоведческих работ по истории вопроса.

В нашем литературоведении нет специального исследования, посвященного разработке дорожных мотивов в литературе пушкинской поры. Я опираюсь на замечания, почерпнутые из монографий и статей, рассматривающих определенные произведения и их идейно-художественное особенности. Наиболее значимыми для меня при выполнении исследования стали работы М. Я Васиной, К.П. Лахостского, Б. С. Мейлаха, В. А.

Рождественского и А. Л. Слонимского. Именно в их трудах системно анализируются дорожные мотивы в пушкинском творчестве.

Особо интересна полемика в современном пушкиноведении о том, как мысли поэта о жизненном пути порождают «тему пути-дороги». Вопрос о пути личности вырастает у Пушкина в проблему пути России и человечества.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1.Значение разработки мотива дороги и творческого метода писателя в русской литературе. Классицистические традиции изображения пути

как части пейзажа.

Мотив пути не был индивидуальным мотивом пушкинского творчества. Он имеет давнюю традицию в русской литературе, и поэт в разработке образа дороги во многом использовал опыт предшественников.

Для русской классики путешествие, странствие, дорожная тема стали одним из устойчивых моментов. Однако назначение мотива пути было обусловлено традицией: дорога являлась фоном, где разворачивались события, помогала организовать сюжет, оживляла описание места действия пейзажными зарисовками. Дорожная тема - одна из излюбленных в русской литературе. К ней обращались почти все великие мастера художественного слова. В этой теме воплотились и народная философия, и взгляды авторов на проблемы истории и эстетики.

Поэтому кажется особенно интересным и актуальным рассмотрение темы, воплотившей своеобразие и многогранность нашей литературы, национального мышления и быта, индивидуальность художественного дара поэта. Недаром А. Блок говорил, что первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги. Как никому другому это чувство было присуще Пушкину.

М. М. Бахтин так пишет о пересекающихся дорогах, хранящих следы разных человеческих судеб: «На дороге («большой дороге») пересекаются в одной временной точке пространственные и временные пути многоразличнейших людей - представителей всех сословий, состояний, вероисповеданий, национальностей, возрастов. Здесь могут случайно встретиться те, кто нормально разъединен социальной иерархией и пространственной далью, здесь могут возникнуть любые контрасты, столкнуться и переплестись различные судьбы... Здесь время как бы вливается в пространство и течет по нему (образуя дороги), отсюда и такая богатая метафоризация пути-дороги: «Жизненный путь», «вступить на новую дорогу», «исторический путь» и проч.; метафоризация дороги разнообразна и многопланова».3 Справедливость данного положения подтверждают коллизии пушкинских сюжетов. Именно дорога стала пересечением путей «крестьянки» Акулины и Алексея

3 Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990, стр.

21.

Берестова («Барышня-крестьянка»), Марьи Гавриловны и Бурмина («Метель»), Петра Гринева и Пугачева («Капитанская дочка»), свела в стихии, заставив потерять счет времени ямщика и барина («Бесы»). На большую дорогу вынужден выйти вместе с бывшими крепостными Владимир Дубровский. Дорога приводит готового к мщению Сильвио в дом графа, а станционного смотрителя Самсона Вырина гонит в Петербург. Это «карнавальное пространство» позволяет пересечься путям многих героев, а читателя заставляет увидеть настоящее России и задуматься о ее будущем.

2. Многообразие функций образа дороги в поэзии и прозе Пушкина.

Функции мотива пути в творческом наследии поэта многообразны: это и конкретные пейзажные зарисовки, и метафора жизни, и необходимость нравственного выбора. Дорога предстает у Пушкина антитезой семьи. Это и отправная точка скитаний, и средство возвращения в родной дом. Путь - неясность будущего, с другой стороны, по точному выражению М. Бахтина, - «карнавальное пространство»4, готовящее неожиданные, непредсказуемые встречи, символ стихии жизни.

3. Дорога — символ бегства, изгнания в романтическом периоде творчества. Мотив дороги в «Цыганах» как одно из воплощений

темы свободы.

Для Пушкина "южного" периода мотив дороги связан с идеологией романтизма, одной из главных тем которого была тема изгнанничества или добровольного бегства. Традиционными для романтической поэзии причинами этого бегства были неудовлетворенность героя его отношениями с обществом:

Людей и свет изведал он

И знал неверной жизни цену...

("Кавказский пленник", 1820)

...Я вас бежал, питомцы наслаждений, Минутной младости минутные друзья... — ("Погасло дневное светило...", 1820)

или неразделенная любовь: Лежала в сердце, как свинец, Тоска любви без упованья. ("Кавказский пленник")

Романтический герой оставляет родные края и отправляется странствовать:

4

Там же, стр. 23

Покинул он родной предел

И в край далекий полетел

С веселым призраком свободы...

В период южной ссылки поэта восхищали окрестности Пятигорска с двуглавым Бештау и мохнатой шапкой Машука, гряда кавказского хребта со снежными шапками Эльбруса и Казбека, берега Кубани, Тамань, Гурзуф. Скиталец пишет: «Из Феодосии до самого Юрзуфа я ехал морем. Всю ночь не спал; луны не было; звезды блистали; передо мной в тумане тянулись полуденные горы... Перед светом я заснул. Между тем корабль остановился в виду Юрзуфа. Проснувшись, увидел я картину пленительную: разноцветные горы сияли, плоские кровли хижин татарских издали казались ульями, прилепленными к горам; тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались между ними; справа огромный Аюдаг и кругом это синее, чистое небо и светлое море...» А после родилась элегия «Погасло дневное светило», одно из лучших романтических стихотворений поэта.

...Лети, корабль, неси меня к пределам дальним

По грозной прихоти обманчивых морей,

Но только не к брегам печальным

Туманной родины моей,

Страны, где пламенем страстей

Впервые чувства разгорались,

Где музы нежные мне тайно улыбались,

Где рано в бурях отцвела

Моя потерянная младость,

Где легкокрылая мне изменила радость

И сердце хладное страданью предала...

По замечанию Лахостского, «Здесь впервые в лирике Пушкина появляется образ скитальца, разочарованного, тоскующего, переживающего».5 Через некоторое время образ разовьется и в поэмах. Примечательно, что элегические настроения не отменяют для героя наслаждение жизнью, красотой природы, всей полнотой бытия.

Романтический герой — вечный скиталец, вся его жизнь — дороги, и любая остановка означает потерю свободы.

Вскоре после приезда в Михайловское в 1824 году Пушкин напишет поэту Языкову («К Языкову», 1824):

...Но злобно мной играет счастье:

Давно без крова я ношусь,

Куда подует самовластье;

Уснув, не знаю, где проснусь.

Всегда гоним, теперь в изгнанье

Влачу закованные дни....

5 Лахостский К. П. Александр Сергеевич Пушкин. Биография. Пособие для учащихся - М.-Л.: «Просвещение», 1964, стр.39.

7


В романтической поэзии с мотивом дороги очень тесно связана тема свободы. Не случайно поэму "Цыганы" Пушкин начал с описания кочевого цыганского быта:

Цыганы шумною толпой

По Бессарабии кочуют.

Они сегодня над рекой

В шатрах изодранных ночуют.

Как вольность, весел их ночлег

И мирный сон под небесами.

4. Расширение функций пути в реалистическом наследии Пушкина.

Когда Пушкин приходит к реализму, идейно-художественные функции мотива пути в его творчестве заметно расширяются. Дорога в ряде произведений становится антитезой дома. Это, в свою очередь, является причиной одиночества. Если романтический герой Пушкина видит в дороге средство избавления от несвободы, выбирает добровольное изгнанничество, то персонажи и лирический герой реалистических произведений стремятся к Дому, их гнетет кочевая бесприютная жизнь. Образ дороги здесь приобретает символическое, метафорическое звучание, развивая темы неопределенности, раздвоенности судеб, распутья. Конкретный путь порождает раздумья о жизненной дороге, судьбе отдельной личности и судьбе России. Указанные функции мотива пути я усмотрела в ряде стихотворений «дорожного цикла»: «Зимней дороге», «Дорожных жалобах», «Бесах». Еще многограннее они представлены в прозаических произведениях: «Метели», «Выстреле», «Станционном смотрителе», «Капитанской дочке» и романе в стихах «Евгений Онегин».

На антитезе дом дорога построено стихотворение "Зимняя дорога" (1826). Мотив пути здесь связывается с "волнистыми туманами", "печальными полянами" и "однозвучным" колокольчиком, а сама дорога названа "скучной".

Автор разделил эти стихи на две части, противопоставив их друг другу. В первых четырех строфах описывается скучная зимняя дорога и побрякивание колокольчика под дугой. В пятой строфе после слов, подводящих итог: «Скучно, грустно...» - сразу происходит перелом. Тон стихотворения становится бодрым, почти радостным, и лишь в самом конце возвращается
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Идейно-художественный icon«Идейно- художественное своеобразие повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
Тема урока: «Идейно- художественное своеобразие повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
Идейно-художественный iconОбеспечение формирования и развития профессиональных переводческих...
Художественный перевод как разновидность межъязыковой и межкультурной коммуникации. Понятие «художественный перевод». Цели и задачи...
Идейно-художественный iconРабочая учебная программа по «Изобразительному искусству» составлена...
Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. Авторы программы:-Т. Я. Шпикалова, Е. В. Алексеенко, Л. В. Ершова, Н....
Идейно-художественный iconРабочая программа по изо 2 класса, по программе Б. М. Неменского...
Программа. Государственная программа «изобразительное искусство и художественный труд»Б. М. Неменский
Идейно-художественный iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по технологии для 4 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта...
Идейно-художественный iconОсновной образовательной программы специальность 071301. 65 Народное...
Квалификация – «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель»
Идейно-художественный iconТематическое планирование литература 7 класс
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы
Идейно-художественный iconТема урока Кол-во часов
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы
Идейно-художественный iconПояснительная записка к тематическому плану уроков по учебной программе...
Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (М.: Просвеще­ние, 2005) и рассчитано на 35 часов в учебный год...
Идейно-художественный iconДоклад на тему: «Памятники Анапы»
«О повышении идейно-теоретического и методического уровня, результативности партийной учёбы и просветительской работы»
Идейно-художественный iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2012 года, примерных программ Министерства образования России,...
Идейно-художественный iconЗадачи -обучающие: Обучать графическим умениям и навыкам, расширить...
Развивающие: развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус
Идейно-художественный iconТематическое планирование уроков литературы в 7 классе
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы
Идейно-художественный iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно- политические итоги
Идейно-художественный iconЗ. Вестфаль, В. Крейпе, Г. Блюментрит, Ф. Байерлейн, К. Цейтцлер,...
«О повышении идейно-теоретического и методического уровня, результативности партийной учёбы и просветительской работы»
Идейно-художественный iconПовесть и. С. Шмелева «неупиваемая чаша»: творческая история, история текста, поэтика
Охватывает лексический, идейно-тематический, образно-мотивный уровни


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск