Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
"Утверждаю"
|
| "Утверждаю"
| Проректор по учебной работе
| Зав.кафедрой
| МГГУ им. М.А. Шолохова
| К.и.н., доцент
| Ярыгин Д.В.
| Никифоров Ю.А.
| ______________________
| ___________________
|
| Решение заседания кафедры
|
| протокол № от 2013
|
Рабочая программа по дисциплине
«ФИЛОСОФИЯ» для направления подготовки 050100 Педагогическое образование (профиль 050126 Начальное образование) (квалификация (степень) «бакалавр»)
Кафедра: Истории, философии и культурологии Составители:
ИВАННИКОВ С.И., к.филос.н., доцент;
СМИРНОВ Д.В., к.филос.н., доцент МАТЮШИН Г.Г.,к.филос.н.,доцент
Москва 2013 г.
1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Курс направлен на ознакомление студентов бакалавриата, обучающихся по специальности «педагогическое образование», с ведущими содержательными направлениями философии как образовательной дисциплины и предполагает формирование навыков оперирования теоретическими понятиями, владения предметной тематикой, приемами теоретического анализа, которые помогут учащимся в их будущей профессиональной деятельности.
Фундамент курса составляет освоение учащимися основных понятий, структур и теоретических представлений философского цикла, которые относятся к таким фундаментальным разделам, как онтология, философская антропология, теория познания, социальная философия, личность и общество, современные концепции философии науки, философия и методология социальных и гуманитарных наук, философия техники. Обучающиеся должны понимать сущность и место философии в современном обществе, уметь отображать средствами философского анализа смыслы, ценности и проблемы разного рода, включая профессиональные. От обучающихся требуется не только понимание различных представлений о разделах философии, но и умение и распознавать важнейшие философские проблемы в окружающем мире, усматривать ведущие культурные смыслы, ценности, символы, уметь их использовать в собственной жизненной практике.
По проблематике и содержанию представленная образовательная дисциплина выстраивается авторами с опорой на классическую основу философского знания и современные результаты философского анализа, а также с учетом образовательных стандартов и требований ФГОС.
Цель:формирование у студентов знаний и представлений о важнейших содержательных направления и формах философского познания.
Указанная цель достигается через решение следующих задач:
Раскрыть и освоить онтологическую проблематику философского анализа;
Рассмотреть философские направления анализа, связанные с пониманием антропологического подхода к человеку и социально-личностных аспектов его существования;
Изучить теорию познания, рассмотреть концепции философии науки, философскую проблематику методологии социальных и гуманитарных наук;
Раскрыть проблемы социальной философии, включая философию права, а также философии техники, философских проблем естествознания.
Объем в ЗЕ:4 кредита Время изучения:
очная форма обучения: курс 1,2 семестр 2,3
заочная форма обучения: курс 2 семестр 3,4 Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:Логика с основами методологии мышления, История философии и этика. Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Методология исследовательской деятельности, История философии и науки. Групповая принадлежность ОМ: общекультурный
Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий Модуль направлен на формирование следующих компетенций: - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
- способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
- готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15) Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
выработать у бакалавра способность оценивать под углом зрения философского анализа познавательные и практические проблемы, относящиеся к профессиональной компетенции бакалавра. Формы освоения ОМ:
традиционные (лекции, семинары, контрольные работы и т.д.) и активные формы (проблемные лекции, дискуссионные группы, круглый стол);
новые (инновационные) формы с использованием информационных технологий/ технических средств (мультимедийные лекции, презентационные семинары);
семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;
самостоятельная работа студентов, в которую входит самостоятельное освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашних заданий, подготовка к рубежному (текущему) и итоговому контролю и т.п. Формы контрольных и учебных заданий:
1 уровень сложности:тесты с закрытой формой задания; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности;
2 уровень сложности:реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; структурирование проблемы;
3 уровень сложности:эссе, проект.
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
70/30 % Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Раздел
| Лекции (групповая работа)
| Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)
| Практические занятия
(групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
| Способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4)
| Раздел 1. Онтология
| Конспекты, презентации
|
Задания
2 и 3 уровня сложности:
|
Задания 2 и 3 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях
| Способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
| Раздел 2. Философская антропология
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях
| Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
| Раздел 3. Теория познания
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях
| Способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15)
| Раздел 4. Социальная философия. Личность и общество
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях
| Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2)
| Раздел 5. Современные концепции философии науки. Философия и методология социальных и гуманитарных наук
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях
| Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2)
| Раздел 6. Философия техники
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях
| Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2)
| Раздел 7. Философские проблемы естествознания
| Конспекты, презентации
| Задания
2 и 3 уровня сложности
| Задания 2 и 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, написание эссе, рефератов, курсовых, аннотаций, конспектов
| устный/письменный опрос, проверка конспектов, рефератов, курсовых работ, оценка степени участия в семинарских и лабораторных занятиях
|
Объем модуля и виды учебной работы
Очная форма обучения
Факультет Педагогический \Начальное образование год набора 2012
Факультет / Направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
|
|
|
| Аудитор.
| Самост. работа
|
| Факультет
Педагогический\
Начальное образование
| Философия
| Лекции
Лекции
| 12
30
|
| 2-й
3-й
| Практические/семинарские
| 6
24
| 18
18
| 2-й
3-й
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
Зачет
Экзамен
|
|
36
|
2-й
3-й
| Общий объем часов по дисциплине: 144
| 72
| 72
|
|
|