Министерство внутренних дел россии московский университет





Скачать 425.63 Kb.
НазваниеМинистерство внутренних дел россии московский университет
страница1/4
Дата публикации27.08.2013
Размер425.63 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра _философии_

(название кафедры)
Утверждаю

Начальник кафедры философии_

(название кафедры)

. Д.И. Грядовой

(подпись)
Автор Марченя Павел Петрович, кандидат исторических наук,

доцент, доцент кафедры философии

(фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность)
Фондовая лекция

по __________________ФИЛОСОФИИ_____________________

(название учебной дисциплины)
Тема _№ 15 «ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ:

ПРИРОДА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ»_

(название темы)
(РАЗДЕЛ III. ПРИКЛАДНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ

ЮРИДИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

для специальности 030502.65 «Судебная экспертиза»)

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии

протокол №_5_

от «12» _декабря_2007 г.

Москва 2007
ТЕМА № 15
ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ: ПРИРОДА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
ПЛАН


Введение

..…………………………………………….

с. 3

Вопрос 1

Предмет философии техники…………….

с. 5

Вопрос 2

Краткий обзор истории развития техники и технического знания……………………


с. 12

Вопрос 3

Концепции философии техники…………

с. 19

Вопрос 4

Феномен техники, ее назначение и сущность…………………………………...


с. 29

Вопрос 5

Природа и специфика технического знания. Техника и техническое знание в системе МВД………………………………



с. 31

Заключение

..…………………………………………….

с. 38

Список литературы

..…………………………………………….

с. 39

Приложение

Интернет-ресурсы по теме……………….

с. 44



ВВЕДЕНИЕ

Лекция по ТЕМЕ № 15 «ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ: ПРИРОДА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ» принадлежит к РАЗДЕЛУ III. «ПРИКЛАДНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии Московского университета МВД России и предназначена для курсантов и слушателей, обучающихся по специальности 030502.65 «Судебная экспертиза».

Актуальность темы лекции обусловлена необходимостью ее раскрытия для системного решения целого ряда глобальных проблем современного общества.

Теоретическая значимость лекции заключается в том, что она конкретизирует и систематизирует знания, занимающие одно из ведущих мест в современной философии и имеющие важное значение для современной науки. Материал данной лекции способствует установлению и актуализации межпредметных связей и углублению уровня понимания и объяснения ключевых терминов научного знания в целом и технического в частности.

Практическая значимость лекции заключается в том, что она включает в себя знания, имеющие для курсантов и слушателей особое значение в контексте их профессиональной деятельности, связанной с использованием специальной, криминалистической и иной техники и технологий. Усвоение материала данной темы в ведомственном вузе системы МВД России особенно актуально для будущих специалистов органов внутренних дел, которым предстоит постоянно иметь дело с техникой не только в быту, но и по долгу службы. Знакомство сотрудника органов внутренних дел с философским осмыслением техники и технического знания способствует сознательному профессиональному освоению не только философии, но и целого ряда общегуманитарных и специальных учебных курсов, предусмотренных учебным планом Московского университета МВД России.

Кроме того, теоретическое содержание лекции обеспечено прилагаемыми списками наиболее значимых источников, новейшей специальной литературы и востребованных электронных ресурсов, обращение к которым позволяет практически использовать актуальные современные информационно-образовательные технологии и технические средства обучения.

Предметом лекции является философский анализ комплекса проблем, связанных с теоретическим осмыслением феномена техники, технической деятельности и технического знания в жизни человечества.

Целью лекции является формирование целостного представления о современном уровне философского осмысления техники, связанных с ней проблем и путей их решения.

Задачи лекции:

  • постановка и анализ фундаментальных проблем философии техники и ознакомление с ее ключевыми терминами и направлениями;

  • выделение и сравнительная характеристика основных этапов в истории развития техники и технического знания;

  • выявление и сопоставление основных философско-технических концепций;

  • комплексное осмысление феномена техники, ее назначения и сущности;

  • определение природы и специфики технического знания и места техники и технического знания в системе МВД.

Взаимосвязь лекции с ранее изученными темами проявляется в том, что ее содержание логически вытекает из развития и осмысления материалов предшествующих занятий по философии. Для обеспечения качества и эффективности усвоения материалов этой лекции прикладного раздела следует в достаточной степени освоить материалы предыдущих разделов программы курса (Раздел I. «Природа и сущность философского знания»; Раздел II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания»).

Взаимосвязь лекции с последующими темами обусловлена важностью усвоения ее содержания курсантами и слушателями для понимания и осмысленного изучения всех тем курса прикладной направленности.
Вопрос 1.

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

Современная человеческая жизнь невозможна без использования самой разнообразной техники. С помощью машин человек обрабатывает землю, добывает нефть, передвигается, производит различные блага, организует свой досуг и т.д. Основным свойством техники является ее способность совершать полезную работу и, соответственно, позволять во много раз повышать эффективность человеческой деятельности, а также не совершать излишнюю работу человеку.

Современная техника все больше создается усилиями коллективного творчества, особенно если речь идет о сложных системах. Она требует огромных затрат, нередко основывается на интересных и полезных процессах, которые могут быть исключительно опасны и разрушительны. Техника всегда связана с человеком. Люди и техника взаимодействуют между собой не только на производстве, но и в быту, в повседневной жизни. Это общение усиливается вместе с растущей интеграцией техники в общественной жизни.

Бурное развитие и усложнение техники и технических знаний обусловило их всеобъемлющее влияние на современный мир. Страны, обладающие передовой техникой и технологией, имеют возможность доминировать в мире и диктовать свои правила другим. Определяющее воздействие техники испытывают такие социальные сферы и институты как экономика, экология, наука, политика и т.д. Технические знания все глубже приникают в обыденное сознание людей.

В нашем веке это принципиальным образом изменяет социальный статус техники, превращает ее в фактор, определяющий будущее человечества. Немаловажно и другое обстоятельство. Философия науки и техники, а также технические знания занимают одно из ведущих мест в современной философии. Поэтому человек, стремящийся углубить свое образование, должен обратить самое пристальное внимание на этот вопрос.

Хотя техника является настолько же древней, как и само человечество, и хотя она так или иначе во все времена попадала в поле зрения философов, само выражение «философия техники» было введено в научный оборот только в последней четверти XIX в. А как относительно самостоятельная философская дисциплина (или как особый раздел философского знания) философия техники окончательно оформилась лишь во второй половине XX столетия.

Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание «Философия техники», был немецкий философ Эрнст КАПП. Его книга «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения» вышла в свет в 1877 г. По его мнению, в основе техники лежит органопроекция, т.е. проекция человеческих органов вне человеческого тела. Другими словами, техника создается по образцу живого организма. Создание техники не есть создание нового, но раскрытие естественных возможностей организма.

Несколько позже другой немецкий философ Фред БОН одну из глав своей книги «О долге и добре» (1898 г.) также посвятил «философии техники». Техника рассматривалась им как универсальный феномен жизни и деятельности человека.

Одним из первых философов техники принято считать также Альфреда ЭСПИНАСА - автора книги «Возникновение технологии», опубликованной в конце XIX в. А. Эспинас отстаивал идею сакрального происхождения техники.

В России, тоже в конце ХIХ в., отечественный инженер Петр Клементьевич ЭНГЕЛЬМЕЙЕР формулирует задачи философии техники в своей брошюре «Технический итог ХIХ века» (1898 г.). Техника рассматривалась им прежде всего как инструмент прогресса и путь к новым горизонтам бытия, а теория органопроекции Э. Каппа подвергалась резкой критике. Работы П.К. Энгельмейера были опубликованы также на немецком языке и активно обсуждались в среде германских философов и инженеров.

Однако лишь в ХХ в. техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения. Не только философы, но и сами инженеры, начинают уделять осмыслению техники все большее внимание. Особенно интенсивно эта тематика обсуждалась на страницах журнала Союза германских дипломированных инженеров «Техника и культура» в 30-е гг. ХХ в. Можно сказать, что в этот период в самой инженерной среде вырастает потребность философского осознания феномена техники и собственной деятельности по ее созданию. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и перспектив современного технического развития. Одновременно в гуманитарной среде возрастало критическое отношение к ходу технического прогресса современного общества, и внимание привлекалось прежде всего к его отрицательным сторонам. Так или иначе, в обоих случаях техника стала предметом специального анализа и исследования.

Сегодня роль и значение техники столь велико, что выходит далеко за пределы научно-технической среды. Поэтому было бы неверным считать философию техники всего лишь одним из разделов философского знания, существующим наряду с другими. Техника оказывает прямое или косвенное воздействие на все сферы жизни. Следовательно, философия техники задает определенный угол рассмотрения огромного множества философских проблем современности. Анализ особенностей современной техники становится одним из ключей к пониманию всего современного общества и отдельных его сторон.

Таким образом, философия техники, принимая свой непосредственный предмет за отправную точку исследования, призвана рассматривать под определенным углом зрения значительную часть философских проблем современного мира.

Философия техники включает в себя целый комплекс направлений социально-философских и научно-технических исследований, связанных с выявлением и изучением различных аспектов (философских, исторических, социальных, культурологических и др.) отношений «техника - социум».

Философия техники рассматривает систему «человек - техника» в широком контексте развития истории, культуры, ценностных аспектов человеческого бытия. Она изучает вопросы, касающиеся возникновения науки и техники, их смысла, предназначения и перспектив, социально-гуманитарных последствий научно-технического прогресса и т.д. Вопросы развития техники она связывает с вопросами предельного характера: Какова сущность мира? В чем его первоисточник? Какова миссия человека во вселенной? В чем смысл истории общества? В чем состоят фундаментальные основания совместного бытия людей? Каков смысл жизни человека?

По своему методу философия техники не отличается от любого другого раздела философского знания: она представляет собой по преимуществу рациональный способ понимания и объяснения действительности. Философия техники (как и философия вообще) стремится к построению теоретической системы, основанной на знании и разуме, а не на вере или на художественном образе.

По своей цели философия есть знание, свободное от утилитарных практических интересов. Это относится и к философии техники. Философия техники изучает свой предмет с особой точки зрения, присущей только философии. Значение ее состоит не столько в практической полезности, сколько в нравственном, мировоззренческом, социальном и методологическом аспектах.

Например, научно-техническое знание прямо и непосредственно вносит вклад в развитие промышленности, технологии, в создание искусственных устройств и сооружений. В отличие от этого вклад философии в практику, в практическое обустройство жизни человека носит не прямой, а косвенный, опосредованный многими звеньями характер. Вместе с тем, можно с полной уверенностью утверждать, что во всех практических достижениях человечества присутствует значительный, хотя и косвенный, вклад философии. Изучение философских идей с точки зрения их вклада в технику также входит в задачу философии техники как особого раздела философского знания.

Весьма близким к тематике философии науки и техники является особый раздел философского знания, получивший название «Философия и методология технических наук». Его проблематика не только охватывает вопросы о методах технического познания, но и осмысливает технику в различных ее аспектах, охватывая такие вопросы, как понятие и образ техники, возникновение техники, структура технического знания, научные революции, нормы, ценности и идеалы технического сообщества и ряд других.

Необходимо отметить то обстоятельство, что рассматриваемый особый раздел философского знания «методология техники» ставит задачу изучения науки в единой связи с развитием техники. Это обусловлено общественной потребностью философского осмысления закономерностей развития системы «наука и техника» и ее влияния на развитие человечества.

Таким образом, методологическая функция философии техники состоит в том, что она обобщает достижения науки и техники, опирается на них.

В то же время философия вписывает достижения науки и техники в широкий контекст культурного и социального развития. Философский мир дан в идеальных объектах, понятиях и универсалиях. Технический мир дан во взаимодействии тел и сред. Философия исследует, творит и преобразует свой мир, так же как техника свой. Техника и философия постоянно обмениваются между собой своими достижениями и продуктами, но их развитие в истории гетерохронны (разновременны). Агрегатное состояние тел и изменения среды, с которой техника давно имеет дело, гораздо позже становятся предметами интереса философии и науки, так же как и открытия науки и философии, далеко не сразу становится предметом технического отношения.

Поэтому синхронизация истории техники и философии осуществлялась в несколько этапов. Философия техники строилась на встречном движении, от философии к технике и от техники к философии техники.

Философия техники имеет в данном случае те же исходные задачи по отношению к технике, что и философия науки по отношению к науке.

Ее роль, естественно, еще более возрастает при переходе от простых систем к сложным, а также от специализированных видов технической деятельности к системным и теоретическим исследованиям и видам проектирования.

Процессы, происходящие именно на этих этапах развития технической, лучше сказать - научно-технической деятельности, требуют в наибольшей степени философского осмысления.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство внутренних дел россии московский университет iconМинистерство внутренних дел российской федерации прика з «18» марта 2013 г. №150
Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних...
Министерство внутренних дел россии московский университет iconМинистерство внутренних дел россии московский университет
Р-52 Раджабова Н. Н., Умарова Б. Х хусанова Т. К. Методические разработки для самостоятельной работы по русскому языку для студентов...
Министерство внутренних дел россии московский университет iconМинистерство внутренних дел россии московский университет
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Новозубово создана приказом отдела образования...
Министерство внутренних дел россии московский университет iconМинистерство внутренних дел Российской Федерации Московский университет...
Когда умцик накопил достаточный опыт и достиг наглядных результатов в практической и научной деятельности, Министерство здравоохранения...
Министерство внутренних дел россии московский университет iconМинистерство внутренних дел россии московский университет
Тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения...
Министерство внутренних дел россии московский университет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство внутренних дел российской федерации краснодарский университет мвд россии
Министерство внутренних дел россии московский университет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство внутренних дел российской федерации краснодарский университет мвд россии
Министерство внутренних дел россии московский университет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство внутренних дел российской федерации краснодарский университет мвд россии
Министерство внутренних дел россии московский университет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство внутренних дел российской федерации краснодарский университет мвд россии
Министерство внутренних дел россии московский университет iconЛ. В. Карнаушенко «17» сентября 2012 г
Министерство внутренних дел российской федерации краснодарский университет кафедра философии и социологии
Министерство внутренних дел россии московский университет iconМинистерство внутренних дел российской федерации приказ от 20 июня...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Преображенка Катангского района Иркутской...
Министерство внутренних дел россии московский университет iconР. С. Белкин криминалистическая энциклопедия
Рекомендовано Министерством внутренних дел России в качестве справочного пособия для курсантов, слушателей и преподавателей учебных...
Министерство внутренних дел россии московский университет iconРасширенная рабочая группа при м инистре внутренних дел российской...
Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. –М.: Ооо «тид «Русское слово-рс»,...
Министерство внутренних дел россии московский университет iconМинистерство образования и науки
Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект
Министерство внутренних дел россии московский университет iconПлан: |Введение |с. 2 | Место добра и зла в категориях этики. Их...
«основные категории и принципы этики в деятельности органов внутренних дел» необходимо отметить, что деятельность сотрудников внутренних...
Министерство внутренних дел россии московский университет iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство...
«Об утверждении Порядка осуществления служебной и научной деятельности адъюнктов очной формы обучения»; приказа Минобрнауки России...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск