Скачать 483.03 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра _философии_ (название кафедры) Утверждаю Начальник кафедры философии_ (название кафедры) . Д.И. Грядовой (подпись) Автор Гончаров Николай Петрович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии (фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность) Фондовая лекция по __________________ФИЛОСОФИИ_____________________ (название учебной дисциплины) Тема _№ 16 «ТЕХНИКА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ»_ (название темы) (РАЗДЕЛ III. ПРИКЛАДНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ для специальности 090103.65 «Организация и технология защиты информации» Обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии протокол №_7_ от «6» _февраля_2008 г. Москва 2008 ТЕМА № 16 ТЕХНИКА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ Лекция по ТЕМЕ № 16 «ТЕХНИКА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ» принадлежит к РАЗДЕЛУ III. «ПРИКЛАДНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии Московского университета МВД России и предназначена для курсантов и слушателей, обучающихся по специальности 090103.65 «Организация и технология защиты информации». Актуальность темы лекции обусловлена необходимостью ее раскрытия для системного понимания и решения целого ряда глобальных проблем современного общества. Теоретическая значимость лекции заключается в том, что она конкретизирует и систематизирует знания, занимающие одно из ведущих мест в современной философии и имеющие особое значение для современной науки. Материал данной лекции способствует установлению и актуализации межпредметных связей и углублению уровня понимания и объяснения ключевых терминов научного знания в целом. Курсанты получают научные ответы на вопросы: в чем сущность кризиса современной цивилизации, что собой представляет экологическое мировоззрение, каково значение принципа «духовного единства человека с природой в новых условиях». Практическая значимость лекции заключается в том, что она включает в себя знания, имеющие для курсантов и слушателей особое значение в контексте их профессиональной деятельности, связанной с использованием техники и технологий. Усвоение материала данной темы в ведомственном вузе системы МВД России особенно актуально для будущих специалистов органов внутренних дел, которым предстоит постоянно иметь дело с техникой не только в быту, но и по долгу службы. Знакомство сотрудника органов внутренних дел с философским осмыслением техники и технического знания способствует сознательному профессиональному освоению не только философии, но и целого ряда общегуманитарных и специальных учебных курсов, предусмотренных учебным планом Московского университета МВД России. В лекции рассматриваются способы, методы, средства практического решения глобальных проблем с использованием современной техники и технологий. Предметом лекции является философский анализ комплекса проблем, связанных с теоретическим осмыслением техники в контексте решения глобальных проблем человечества. Целью лекции является формирование целостного представления о современном уровне философского осмысления техники в контексте глобальных проблем, основных противоречий во взаимосвязи человека с природой и роли техники в их разрешении. Задачи лекции:
Взаимосвязь лекции с ранее изученными темами проявляется в том, что ее содержание логически вытекает из развития и осмысления материалов предшествующих занятий по философии. Для обеспечения качества и эффективности усвоения материалов этой лекции прикладного раздела следует в достаточной степени освоить материалы предыдущих разделов программы курса (Раздел I. «Природа и сущность философского знания»; Раздел II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания»). В частности, лекция развивает темы философского осмысления общества, человека, ценностей человеческого бытия. Взаимосвязь лекции с последующими темами обусловлена важностью усвоения ее содержания курсантами и слушателями для понимания и осмысленного изучения всех тем курса прикладной направленности. Вопрос 1. СОВРЕМЕННЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Человек и общество сталкиваются с множеством проблем-задач. Каждая из них проистекает из противоречия-взаимодействия противоположных сторон вещей, процессов различной сложности. Соответственно у всякой проблемы и ее групп свои особенности, содержание и форма выражения, собственные средства, пути и методы решения возникающих вопросов. В научной литературе изучение глобальных проблем обычно относят к глобалистике (лат. globus — шар, фр. global — всеобщий). Это научная дисциплина, исследующая происхождение, содержание и динамику явлений и процессов, которые относятся к категории общечеловеческих (глобальных). По отношению к глобалистике, как и любому другому частному знанию, философия выступает в качестве всеобщей теории и методологии. Философия современных глобальных проблем исходит из того, что они:
В настоящее время в целом сложилось представление об основных группах, а также так называемых «универсальных» проблем. 1. Группа социально-экономических глобальных проблем. К ним относятся такие как формирование глобальных (мировых) производительных сил; обеспечение надлежащих мировых условий для нормального общественного производства и воспроизводства; преодоление мировых и региональных финансово-экономических кризисов; решение вопросов, связанных с тенденциями к дезинтеграции, нивелировка в развитии крупных регионов; преодоление растущих экономических различий между сложившимися секторами мировой экономики в глубине разделения труда и их включенности в мировой рынок товаров, капиталов, услуг, рабочей силы и информации и др. 2. Гpynna социально-политических и военных проблем. Среди них наиболее крупные: прежде всего предотвращение новой мировой войны с применением оружия массового уничтожения (атомного, водородного, химического, бактериологического); создание соответствующей реалиям XXI в. всеобщей системы международной безопасности, включающей в качестве неотъемлемых составных частей безопасность политическую, военную, экологическую, экономическую, гуманитарную, демократизация, гуманизация и демилитаризация международных отношений. 3. Нa передний план, начиная с 70-х гг. XX в. выдвинулась группа социально-экологических проблем. В глобалистике она получила широкое признание, поисковую и нормативную разработку в связи с деятельностью Римского клуба. Особую важность приобрели такие социально-экологические проблемы, как предотвращение дальнейшего загрязнения и отравления окружающей человека среды обитания: земли, воды и воздуха; спасение от разрушения озонового слоя атмосферы, предохраняющего все живое на Земле от губительных космический излучений; деградация живой (фауна и флора) и неживой (неорганической) природы; прогрессирующее исчерпание естественного потенциала планеты (минеральных, водных, земельных и других ресурсов); утилизация огромных и непрерывно увеличивающихся производственных и бытовых отходов, в том числе радиоактивных. 4. На рубеже XX и XXI вв. резко обозначилась группа социально-демографических проблем. Она обусловлена беспрецедентным ростом темпов увеличения мирового народонаселения за счет развивающихся стран. Острота этой проблемы состоит в том, что непропорционально высокий рост населения Земли по отношению к экономическому развитию является одной из причин массовых бедствий, голода, неразрешенности социальных вопросов. 5. Одна из главных современных глобальных проблем — сам человек. Его бытие зависит от решения всех других мировых проблем. В то же время в человеке все они фокусируются, в известном смысле начинаются и завершаются. В XXI в. под угрозой оказалась не только жизнь человека, но и вся совокупность существенных признаков его внутреннего мира. Каждая крупная глобальная проблема носит относительно самостоятельный характер и одновременно характеризуется множеством связей с другими проблемами человечества, опосредована им. В современной теории укоренилось различие традиционных и техногенных типов общества. Традиционный тип общества (Восток) обладает замедленным темпом развития, придерживается устойчивых стереотипов, канонизированных форм мышления, устоявшихся образцов поведения. В нем господствуют авторитарно-административная система и принцип редистрибуции, т.е. сбора дани, налогов и повинности. Для деспотических государств Востока характерны отсутствие частной собственности, произвол власти, рабская зависимость и угодливость. Все товарные отношения находятся под контролем власть имущих, и неудовольствие чиновников оборачивается разорением и конфискацией имущества в пользу казны. В «азиатских» обществах именно власть рождала собственников и собственность, т.е. господствовал принцип «власть — собственность». Социальную значимость имели лишь люди, причастные к власти, богатство и собственность теряли значение, а утратившие власть становились бесправными. На рубеже VII—VI вв. до н. э. в результате реформ Солона возник феномен античности. Основу античного генотипа европейской цивилизации составили гражданское общество, правовое государство, наличие специально выработанных юридических норм и правил для защиты интересов граждан и собственников. Античный генотип европейской цивилизации в синтезе с христианством способствовал формированию основ рыночного хозяйства в средневековье, в эпоху Возрождения, а в Новое время принял форму капитализма. Несмотря на различия в генотипе, между Востоком и Западом было много общего в культурном развитии. К достижениям Востока относятся изобретение компаса, бумаги, шелка, фарфора, создание крупнейших гидротехнических и оборонительных сооружений, многопалубных кораблей, разборных штифтов; достижения Запада (эпоха Возрождения XIV—XVI вв.) — это книгопечатание, система Коперника, великие географические открытия. Европа знакомилась с наследием античности в переводах с арабского языка, так как оригиналы были утеряны. Книгопечатание на Западе сопровождалось авторитетом книги, а на Востоке — авторитетом учителя, толкователя книги или учения. Наука Запада была обращена к естествознанию, развитию теоретического мышления. Восток характеризовался изучением этико-философских трактатов, привязанностью к традиции и авторитету. Наука на Востоке оставалась в рамках рецептурной деятельности, опиралась на чувственно-индивидуальный опыт ученого, его интуицию. Восток не знал такого средства логического мышления, как доказательство, существовали лишь предписания, «что делать и как делать», не было потребности в строгой формализации знания и в понятийном аппарате. Поэтому все восточные системы знания воспринимались европейцами как «вненаучные», «донаучные», «антинаучные». Консерватизм способов деятельности и медленные темпы эволюции отличают традиционную цивилизацию от техногенной, которую иногда называют западной. Техногенное общество возникло в XV—XVII вв. в связи с развитием в европейском регионе техники и технологии, оно пришло на смену аграрному традиционному обществу. В техногенных обществах основной ценностью являются не канон и норма, а инновация и новизна. Техногенный тип развития — это ускоренное изменение природной среды, сопровождаемое видоизменением социальных связей людей. Для техногенной цивилизации характерно формирование техносферы как искусственного материального мира, который становится основой последующего развития. И уже не природная, а искусственная среда во многом определяет будущее общества. Считается, что техногенная цивилизация весьма агрессивна и приводит к гибели многие сакраментальные культурные традиции или трансплантирует в них модели западного образца. Внутренними резервами роста и развития техногенных цивилизаций являются перестройка и переосмысление принятых основоположений, использование новых возможностей. Диалог с естеством на основе принципа невмешательства — «увей», характерный для традиционных обществ, прерывается. Внешний мир превращается в арену активной деятельности человека, излучающей токи преобразующего и покоряющего импульса. Отсюда и характеристика общекультурных отношений с использованием понятия «сила»: производительные силы, силы знания, интеллектуальные силы. Таким образом, базисные ценности техногенной цивилизации также касаются отношений «человек — природа». Однако в рамках техногенной цивилизации оформляется «идеал господства человека над природой, ориентированный на силовое преобразование» (B.C. Степин). Одна из важных ценностей техногенного общества — научно-технический прогресс (НТП). Быстрые успехи в самых различных областях знания делают науку движущей силой развития техногенной цивилизации. В традиционном и техногенном обществах отношения к проблеме автономии личности различно: традиционному обществу автономия личности не свойственна, личность может самореализоваться, лишь принадлежа к какой-либо корпорации, как элемент корпоративных связей; в техногенном обществе отстаивается автономия личности, позволяющая погружаться в самые разные социальные общности и культурные традиции. Человек воспринимается как активное, деятельностное существо, деятельность которого экстенсивна, направлена вовне, на преобразование внешнего мира, а также природы, которую необходимо подчинить. Это является основанием всеобщей унификации, подчинению стандартам техногенного образа жизни со все возрастающим уровнем потребления. Однако природа не может быть бездонным резервуаром для различного рода техногенных упражнений. Культурная матрица техногенного развития включает три стадии: предындустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Важнейшей ее характеристикой, понятной из самого названия, становится развитие техники и технологии. Предындустриальному обществу соответствуют примитивные производственные формы, неквалифицированный труд, взаимодействие человека с естественной природой, социальный порядок обеспечивается на основе традиций. Индустриальному обществу соответствует развитие производства на основе энергетических ресурсов. Постиндустриальному обществу свойственны тесная взаимосвязь всех сфер производства, обмен информацией и знанием на основе телекоммуникаций. Этому способствует также переход от сырья и энергии к информации как к основному производственному ресурсу. Поэтому основными признаками постиндустриального общества, по мнению Р. Белла, являются центральная роль теоретического знания, создание новой интеллектуальной технологии, рост класса носителей знания, интеллектуальной элиты. Для техногенного общества характерны экспансия науки и техники на все виды человеческого освоения универсума, стремление к «технизации» всех сфер общества в целом. Техносфера разрастается и обнаруживает стремление к замещению биосферы. С точки зрения стандартной концепции науки, развивающейся и рамках техногенной цивилизации, наука должна быть ценностно-нейтральной. Однако такая позиция не согласуется с выводами ведущих ученых. М. Борн в своей известной книге «Моя жизнь и взгляды» обосновывал вывод, что наука и техника разрушают этический фундамент цивилизации, что необходимым следствием роста науки является распад и девальвация этики. К. Поппер подчеркивал, что требование безусловной свободы от ценностей парадоксально, так как объективность, истинность и «сама свобода от ценностей» есть ценности. По мнению современного западного ученого X. Лэйси, «наука и ценности только соприкасаются, но не обусловливают друг друга». Вряд ли можно с этим согласиться, потому что в современных условиях негативные последствия техногенного развития и машинерии воспринимаются весьма болезненно. Негативы современного технократического развития многообразны — это и угроза ядерной и экологической катастроф, генная инженерия и клонирование, сциентизированное мировоззрение и последствия зомбирования нейролептонного характера. Последствия техногенного развития следует разделять на природогенные, т.е. те, которые возникают в природных процессах и сами по себе не являются отрицательными результатами технократического развития (например, землетрясения, наводнения, снегопады, сход лавин, ливни и пр.), и телеогенные, т.е. генерируемые человеко-машинными, техническими системами и тесно связанные с ошибками в расчетах, планировании, проектировании (нарушение норм сейсмостойкости, строительство на затопляемой территории, сброс вод в водохранилище и последующее за этим наводнение или вымирание рыб и пр.). Об отрицательном влиянии человека на среду обитания свидетельствует и разрушение почвенного покрова, и сокращение площади лесов, и уничтожение видов животных и растений. Подобная необдуманная эксплуатация естества грозит гибелью самому человеку. Очевидно и то, что циклы техногенных процессов во много крат превышают скорость восстановления природных ресурсов и ландшафта. Путь технического конструирования часто свидетельствует о человеческой недальновидности, просчетах и произволе. Реализация сиюминутного интереса делает инновационное конструирование весьма конфликтным, основанным на противоестественных, т.е. сопротивляющихся природе, решениях. Осмысление последствий развития техногенной цивилизации приводит к выводу, что неопределенность и риски сопутствуют как глобальному НТП, так и поэтапному внедрению технологических разработок. Императив современного существования говорит о необходимости соорганизации технических разработок и закономерностей мира естественного, коэволюционной стратегии, т.е. органичного взаимодействия технической и природной реальности. Позиция беззаботного технологического оптимизма неоправданна, так как задумки техногенного разума не соответствуют (а во многом и противоречат) природной разумности. Диктат контролирующего влияния, установка на сознательную регулируемость техногенного развития во многом преувеличены. Они каждый раз обнаруживают свою несостоятельность, сталкиваясь с реальной спонтанностью новообразований как последствий и реакций на нарушенный гомеостазис. Современный техногенный мир сложен. Прогнозирование технического развития — одна из наиболее ответственных сфер, сопряженных с действием многообразных эффектов сложных систем, не поддающихся полному контролю. В современном прогнозировании рассматривается не просто система «техническое устройство — человек», а комплекс, где заявлены параметры окружающей среды, социокультурные ориентиры, динамика рыночных отношений. Наряду с настоятельной потребностью усиления контроля социального сообщества над тенденциями современного технического развития методологи фиксируют парадоксальную ситуацию: возможны такие негативные последствия, о существовании которых лучше не знать, ибо эти «опасные откровения» рождают технологический пессимизм и депрессию. В условиях опасности ядерной катастрофы сама жизнь поколения становится рискованным технологическим экспериментом, что в корне меняет отношение к жизни, заставляет жить одним днем, игнорировать отдаленные последствия собственной деятельности и целеполагания. О том, что техника есть инструмент в человеческих руках, можно говорить лишь в сослагательном наклонении: техника преодолевает человека. Представление о том, что человек определяет параметры техногенной цивилизации, в современных условиях заменяется представлением о человеке как простом техническом средстве. Абсолютной гарантии от технологических катастроф не существует. Радиоактивное заражение биосферы, генетические мутации ведут к усилению социального напряжения, весьма оригинальна «эпидемиологическая» модель развития и распространения технических инноваций, указывающая на их динамику, подобную волнам распространения инфекционных заболеваний. В этих условиях весьма злободневно звучат предостережения против пролонгирования техногенного типа развития и призывы к оформлению третьего (кроме традиционного и техногенного) типа цивилизационного развития, предусматривающего новые стратегии научно-технического развития — экологическую этику, этику ненасилия, стратегию регулирования сложных человекоразмерных систем. |
Министерство внутренних дел россии московский университет Учитель думать, уметь сформулировать математическую мысль. Развивать интерес к математике | Министерство внутренних дел российской федерации прика з «18» марта 2013 г. №150 Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних... | ||
Министерство внутренних дел россии московский университет Р-52 Раджабова Н. Н., Умарова Б. Х хусанова Т. К. Методические разработки для самостоятельной работы по русскому языку для студентов... | Министерство внутренних дел Российской Федерации Московский университет... Когда умцик накопил достаточный опыт и достиг наглядных результатов в практической и научной деятельности, Министерство здравоохранения... | ||
Министерство внутренних дел россии московский университет Тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерство внутренних дел российской федерации краснодарский университет мвд россии | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерство внутренних дел российской федерации краснодарский университет мвд россии | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерство внутренних дел российской федерации краснодарский университет мвд россии | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерство внутренних дел российской федерации краснодарский университет мвд россии | Л. В. Карнаушенко «17» сентября 2012 г Министерство внутренних дел российской федерации краснодарский университет кафедра философии и социологии | ||
Министерство внутренних дел российской федерации приказ от 20 июня... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Преображенка Катангского района Иркутской... | Р. С. Белкин криминалистическая энциклопедия Рекомендовано Министерством внутренних дел России в качестве справочного пособия для курсантов, слушателей и преподавателей учебных... | ||
Расширенная рабочая группа при м инистре внутренних дел российской... Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. –М.: Ооо «тид «Русское слово-рс»,... | Министерство образования и науки Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект | ||
План: |Введение |с. 2 | Место добра и зла в категориях этики. Их... «основные категории и принципы этики в деятельности органов внутренних дел» необходимо отметить, что деятельность сотрудников внутренних... | Министерство образования и науки российской федерации министерство... «Об утверждении Порядка осуществления служебной и научной деятельности адъюнктов очной формы обучения»; приказа Минобрнауки России... |