Министерство внутренних дел россии московский университет





Скачать 483.03 Kb.
НазваниеМинистерство внутренних дел россии московский университет
страница1/3
Дата публикации27.08.2013
Размер483.03 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Философия > Лекция
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра _философии_

(название кафедры)
Утверждаю

Начальник кафедры философии_

(название кафедры)

. Д.И. Грядовой

(подпись)
Автор Гончаров Николай Петрович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

(фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность)
Фондовая лекция

по __________________ФИЛОСОФИИ_____________________

(название учебной дисциплины)
Тема _№ 16 «ТЕХНИКА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ»_

(название темы)
(РАЗДЕЛ III. ПРИКЛАДНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ

ЮРИДИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

для специальности 090103.65 «Организация и технология защиты информации»
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии

протокол №_7_

от «6» _февраля_2008 г.

Москва 2008
ТЕМА № 16
ТЕХНИКА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
ПЛАН


Введение

..…………………………………………….

с. 3

Вопрос 1

Современные глобальные проблемы…….

с. 5

Вопрос 2

НТП и определяющие этапы технического развития современной цивилизации…………………………….....



с. 17

Вопрос 3

Философские школы и концепции, посвященные анализу отношений «человек-техника-биосфера»…………….



с. 25

Вопрос 4

Роль экологического мировоззрения в современных условиях……………...….…


с. 43

Заключение

..…………………………………………….

с. 48

Список литературы

..…………………………………………….

с. 49



ВВЕДЕНИЕ

Лекция по ТЕМЕ № 16 «ТЕХНИКА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ» принадлежит к РАЗДЕЛУ III. «ПРИКЛАДНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии Московского университета МВД России и предназначена для курсантов и слушателей, обучающихся по специальности 090103.65 «Организация и технология защиты информации».

Актуальность темы лекции обусловлена необходимостью ее раскрытия для системного понимания и решения целого ряда глобальных проблем современного общества.

Теоретическая значимость лекции заключается в том, что она конкретизирует и систематизирует знания, занимающие одно из ведущих мест в современной философии и имеющие особое значение для современной науки. Материал данной лекции способствует установлению и актуализации межпредметных связей и углублению уровня понимания и объяснения ключевых терминов научного знания в целом. Курсанты получают научные ответы на вопросы: в чем сущность кризиса современной цивилизации, что собой представляет экологическое мировоззрение, каково значение принципа «духовного единства человека с природой в новых условиях».

Практическая значимость лекции заключается в том, что она включает в себя знания, имеющие для курсантов и слушателей особое значение в контексте их профессиональной деятельности, связанной с использованием техники и технологий. Усвоение материала данной темы в ведомственном вузе системы МВД России особенно актуально для будущих специалистов органов внутренних дел, которым предстоит постоянно иметь дело с техникой не только в быту, но и по долгу службы. Знакомство сотрудника органов внутренних дел с философским осмыслением техники и технического знания способствует сознательному профессиональному освоению не только философии, но и целого ряда общегуманитарных и специальных учебных курсов, предусмотренных учебным планом Московского университета МВД России. В лекции рассматриваются способы, методы, средства практического решения глобальных проблем с использованием современной техники и технологий.

Предметом лекции является философский анализ комплекса проблем, связанных с теоретическим осмыслением техники в контексте решения глобальных проблем человечества.

Целью лекции является формирование целостного представления о современном уровне философского осмысления техники в контексте глобальных проблем, основных противоречий во взаимосвязи человека с природой и роли техники в их разрешении.

Задачи лекции:

  • постановка и анализ фундаментальных проблем философии техники в контексте глобальных проблем и ознакомление с ее ключевыми терминами и направлениями;

  • осмысление НТП и определяющих этапов технического развития современной цивилизации;

  • характеристика философских школ и концепций, посвященных анализу отношений «человек-техника-биосфера»;

  • рассмотрение экологического и ноосферного мировоззрения и его развития в современных условиях.

  • выявление роли экологического мировоззрения в условиях глобального кризиса современного мира.

Взаимосвязь лекции с ранее изученными темами проявляется в том, что ее содержание логически вытекает из развития и осмысления материалов предшествующих занятий по философии. Для обеспечения качества и эффективности усвоения материалов этой лекции прикладного раздела следует в достаточной степени освоить материалы предыдущих разделов программы курса (Раздел I. «Природа и сущность философского знания»; Раздел II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания»). В частности, лекция развивает темы философского осмысления общества, человека, ценностей человеческого бытия.

Взаимосвязь лекции с последующими темами обусловлена важностью усвоения ее содержания курсантами и слушателями для понимания и осмысленного изучения всех тем курса прикладной направленности.
Вопрос 1.

СОВРЕМЕННЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Человек и общество сталкиваются с множеством проблем-задач. Каждая из них проистекает из противоречия-взаимодействия противоположных сторон вещей, процессов различной сложности. Соответственно у всякой проблемы и ее групп свои особенности, содержание и форма выражения, собственные средства, пути и методы решения возникающих вопросов.

В научной литературе изучение глобальных проблем обычно относят к глобалистике (лат. globus — шар, фр. global — всеобщий). Это научная дисциплина, исследующая происхождение, содержание и динамику явлений и процессов, которые относятся к категории общечеловеческих (глобальных). По отношению к глобалистике, как и любому другому частному знанию, философия выступает в качестве всеобщей теории и методологии.

Философия современных глобальных проблем исходит из того, что они:

  • возникают на базе глобальных противоречий между обществами, находящимися на различных ступенях цивилизационного и формационного развития; между обществом и природой (в рамках макро- и метасоциоэкосистем); между обществом и созданной им в процессе научно-технической революции общегражданской и военной техносферой; между обществом (государством) и человеком; между людьми различных рас, наций, имущественного положения;

  • выражают глобальную необходимость интеграции, установления нового мирового экономического, политического и информационного порядка;

  • формируют всеобщий интерес человечества в сохранении жизни (выживание) и ее «очеловечивании»;

  • фиксируют тотальные причинно-следственные (каузальные) связи в обществе, естественной и искусственной природе;

  • отражают существенные (глубинные), возобновляемые глобальные отношения и направления общественного и природного развития;

  • имеют фундаментальное значение для всех стран, объединяя их усилия в оптимальном разрешении общих противоречий, обеспечении поступательного раз­вития мировой цивилизации.

В настоящее время в целом сложилось представление об основных группах, а также так называемых «универсальных» проблем.

1. Группа социально-экономических глобальных проблем. К ним относятся такие как формирование глобальных (мировых) производительных сил; обеспечение надлежащих мировых условий для нормального общественного производства и воспроизводства; преодоление мировых и региональных финансово-экономических кризисов; решение вопросов, связанных с тенденциями к дезинтеграции, нивелировка в развитии крупных регионов; преодоление растущих экономических различий между сложившимися секторами мировой экономики в глубине разделения труда и их включенности в мировой рынок товаров, капиталов, услуг, рабочей силы и информации и др.

2. Гpynna социально-политических и военных проблем. Среди них наиболее крупные: прежде всего предотвращение новой мировой войны с применением оружия массового уничтожения (атомного, водородного, химического, бактериологического); создание соответствующей реалиям XXI в. всеобщей системы международной безопасности, включающей в качестве неотъемлемых составных частей безопасность политическую, военную, экологическую, экономическую, гуманитарную, демократизация, гуманизация и демилитаризация международных отношений.

3. Нa передний план, начиная с 70-х гг. XX в. выдвинулась группа социально-экологических проблем. В глобалистике она получила широкое признание, поисковую и нормативную разработку в связи с деятельностью Римского клуба.

Особую важность приобрели такие социально-экологические проблемы, как предотвращение дальнейшего загрязнения и отравления окружающей человека среды обитания: земли, воды и воздуха; спасение от разрушения озонового слоя атмосферы, предохраняющего все живое на Земле от губительных космический излучений; деградация живой (фауна и флора) и неживой (неорганической) природы; прогрессирующее исчерпание естественного потенциала планеты (минеральных, водных, земельных и других ресурсов); утилизация огромных и непрерывно увеличивающихся производственных и бытовых отходов, в том числе радиоактивных.

4. На рубеже XX и XXI вв. резко обозначилась группа социально-демографических проблем. Она обусловлена беспрецедентным ростом темпов увеличения мирового народонаселения за счет развивающихся стран. Острота этой проблемы состоит в том, что непропорционально высокий рост населения Земли по отношению к экономическому развитию является одной из причин массовых бедствий, голода, неразрешенности социальных вопросов.

5. Одна из главных современных глобальных проблем — сам человек. Его бытие зависит от решения всех других мировых проблем. В то же время в человеке все они фокусируются, в известном смысле начинаются и завершаются. В XXI в. под угрозой оказалась не только жизнь человека, но и вся совокупность существенных признаков его внутреннего мира.

Каждая крупная глобальная проблема носит относительно самостоятельный характер и одновременно характеризуется множеством связей с другими проблемами человечества, опосредована им.

В современной теории укоренилось различие традиционных и техногенных типов общества. Традиционный тип общества (Восток) обладает замедленным темпом развития, придерживается устойчивых стереотипов, канонизированных форм мышления, устоявшихся образцов поведения. В нем господствуют автори­тарно-административная система и принцип редистрибуции, т.е. сбора дани, налогов и повинности. Для деспотических го­сударств Востока характерны отсутствие частной собственнос­ти, произвол власти, рабская зависимость и угодливость. Все товарные отношения находятся под контролем власть имущих, и неудовольствие чиновников оборачивается разорением и кон­фискацией имущества в пользу казны. В «азиатских» обществах именно власть рождала собственников и собственность, т.е. гос­подствовал принцип «власть — собственность». Социальную зна­чимость имели лишь люди, причастные к власти, богатство и соб­ственность теряли значение, а утратившие власть становились бес­правными.

На рубеже VII—VI вв. до н. э. в результате реформ Солона воз­ник феномен античности. Основу античного генотипа европей­ской цивилизации составили гражданское общество, правовое го­сударство, наличие специально выработанных юридических норм и правил для защиты интересов граждан и собственников. Ан­тичный генотип европейской цивилизации в синтезе с христи­анством способствовал формированию основ рыночного хозяй­ства в средневековье, в эпоху Возрождения, а в Новое время принял форму капитализма.

Несмотря на различия в генотипе, между Востоком и Запа­дом было много общего в культурном развитии. К достижени­ям Востока относятся изобретение компаса, бумаги, шелка, фар­фора, создание крупнейших гидротехнических и оборонитель­ных сооружений, многопалубных кораблей, разборных штифтов; достижения Запада (эпоха Возрождения XIV—XVI вв.) — это кни­гопечатание, система Коперника, великие географические от­крытия.

Европа знакомилась с наследием античности в переводах с арабского языка, так как оригиналы были утеряны. Книгопеча­тание на Западе сопровождалось авторитетом книги, а на Вос­токе — авторитетом учителя, толкователя книги или учения.

Наука Запада была обращена к естествознанию, развитию теоретического мышления. Восток характеризовался изучением этико-философских трактатов, привязанностью к традиции и авто­ритету. Наука на Востоке оставалась в рамках рецептурной дея­тельности, опиралась на чувственно-индивидуальный опыт ученого, его интуицию. Восток не знал такого средства логического мышления, как доказательство, существовали лишь пред­писания, «что делать и как делать», не было потребности в строгой формализации знания и в понятийном аппарате. Поэтому все во­сточные системы знания воспринимались европейцами как «вненаучные», «донаучные», «антинаучные». Консерватизм способов деятельности и медленные темпы эволюции отличают традици­онную цивилизацию от техногенной, которую иногда называют западной.

Техногенное общество возникло в XV—XVII вв. в связи с раз­витием в европейском регионе техники и технологии, оно при­шло на смену аграрному традиционному обществу. В техноген­ных обществах основной ценностью являются не канон и нор­ма, а инновация и новизна. Техногенный тип развития — это ускоренное изменение природной среды, сопровождаемое видо­изменением социальных связей людей. Для техногенной циви­лизации характерно формирование техносферы как искусствен­ного материального мира, который становится основой последующего развития. И уже не природная, а искусственная среда во многом определяет будущее общества. Считается, что техно­генная цивилизация весьма агрессивна и приводит к гибели многие сакраментальные культурные традиции или трансплан­тирует в них модели западного образца.

Внутренними резервами роста и развития техногенных циви­лизаций являются перестройка и переосмысление принятых ос­новоположений, использование новых возможностей. Диалог с естеством на основе принципа невмешательства — «увей», харак­терный для традиционных обществ, прерывается. Внешний мир превращается в арену активной деятельности человека, излуча­ющей токи преобразующего и покоряющего импульса. Отсюда и характеристика общекультурных отношений с использовани­ем понятия «сила»: производительные силы, силы знания, ин­теллектуальные силы. Таким образом, базисные ценности тех­ногенной цивилизации также касаются отношений «человек — природа». Однако в рамках техногенной цивилизации оформля­ется «идеал господства человека над природой, ориентирован­ный на силовое преобразование» (B.C. Степин). Одна из важных ценностей техногенного общества — научно-технический прогресс (НТП). Быстрые успехи в самых различных областях знания делают науку движущей силой развития техногенной цивилиза­ции.

В традиционном и техногенном обществах отношения к про­блеме автономии личности различно: традиционному обществу автономия личности не свойственна, личность может самореа­лизоваться, лишь принадлежа к какой-либо корпорации, как элемент корпоративных связей; в техногенном обществе отстаи­вается автономия личности, позволяющая погружаться в самые разные социальные общности и культурные традиции. Человек воспринимается как активное, деятельностное существо, деятель­ность которого экстенсивна, направлена вовне, на преобразование внешнего мира, а также природы, которую необходимо подчи­нить. Это является основанием всеобщей унификации, подчи­нению стандартам техногенного образа жизни со все возраста­ющим уровнем потребления. Однако природа не может быть бездонным резервуаром для различного рода техногенных упраж­нений.

Культурная матрица техногенного развития включает три ста­дии: предындустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Важнейшей ее характеристикой, понятной из самого названия, ста­новится развитие техники и технологии.

Предындустриальному обществу соответствуют примитивные производственные формы, неквалифицированный труд, взаимодействие человека с естествен­ной природой, социальный порядок обеспечивается на основе традиций.

Индустриальному обществу соответствует развитие про­изводства на основе энергетических ресурсов.

Постиндустриальному обществу свойственны тесная взаимосвязь всех сфер произ­водства, обмен информацией и знанием на основе телекоммуникаций.

Этому способствует также переход от сырья и энергии к информации как к основному производственному ресурсу. Поэтому основными признаками постиндустриального общества, по мне­нию Р. Белла, являются центральная роль теоретического знания, создание новой интеллектуальной технологии, рост класса носи­телей знания, интеллектуальной элиты. Для техногенного обще­ства характерны экспансия науки и техники на все виды челове­ческого освоения универсума, стремление к «технизации» всех сфер общества в целом. Техносфера разрастается и обнаруживает стрем­ление к замещению биосферы.

С точки зрения стандартной концепции науки, развивающейся и рамках техногенной цивилизации, наука должна быть ценно­стно-нейтральной. Однако такая позиция не согласуется с выводами ведущих ученых. М. Борн в своей известной книге «Моя жизнь и взгляды» обосновывал вывод, что наука и техника раз­рушают этический фундамент цивилизации, что необходимым следствием роста науки является распад и девальвация этики. К. Поппер подчеркивал, что требование безусловной свободы от ценностей парадоксально, так как объективность, истинность и «сама свобода от ценностей» есть ценности. По мнению совре­менного западного ученого X. Лэйси, «наука и ценности только соприкасаются, но не обусловливают друг друга».

Вряд ли можно с этим согласиться, потому что в современных условиях негативные последствия техногенного развития и машинерии воспринимаются весьма болезненно. Негативы современного технократического развития многообразны — это и угроза ядерной и экологической катастроф, генная инженерия и клонирование, сциентизированное мировоззрение и последствия зомбирования нейролептонного характера.

Последствия техногенного развития следует разделять на природогенные, т.е. те, которые возникают в природных процессах и сами по себе не являются отрицательными результатами тех­нократического развития (например, землетрясения, наводнения, снегопады, сход лавин, ливни и пр.), и телеогенные, т.е. гене­рируемые человеко-машинными, техническими системами и тес­но связанные с ошибками в расчетах, планировании, проекти­ровании (нарушение норм сейсмостойкости, строительство на затопляемой территории, сброс вод в водохранилище и после­дующее за этим наводнение или вымирание рыб и пр.). Об отрицательном влиянии человека на среду обитания свидетельствует и разрушение почвенного покрова, и сокращение площади ле­сов, и уничтожение видов животных и растений. Подобная не­обдуманная эксплуатация естества грозит гибелью самому чело­веку. Очевидно и то, что циклы техногенных процессов во много крат превышают скорость восстановления природных ресурсов и ландшафта. Путь технического конструирования часто свиде­тельствует о человеческой недальновидности, просчетах и произволе. Реализация сиюминутного интереса делает инновационное конструирование весьма конфликтным, основанным на проти­воестественных, т.е. сопротивляющихся природе, решениях.

Осмысление последствий развития техногенной цивилизации приводит к выводу, что неопределенность и риски сопутствуют как глобальному НТП, так и поэтапному внедрению технологи­ческих разработок. Императив современного существования го­ворит о необходимости соорганизации технических разработок и закономерностей мира естественного, коэволюционной стра­тегии, т.е. органичного взаимодействия технической и природ­ной реальности.

Позиция беззаботного технологического оптимизма неоправ­данна, так как задумки техногенного разума не соответствуют (а во многом и противоречат) природной разумности. Диктат конт­ролирующего влияния, установка на сознательную регулируемость техногенного развития во многом преувеличены. Они каждый раз обнаруживают свою несостоятельность, сталкиваясь с реальной спонтанностью новообразований как последствий и реакций на нарушенный гомеостазис.

Современный техногенный мир сложен. Прогнозирование тех­нического развития — одна из наиболее ответственных сфер, со­пряженных с действием многообразных эффектов сложных си­стем, не поддающихся полному контролю. В современном про­гнозировании рассматривается не просто система «техническое устройство — человек», а комплекс, где заявлены параметры ок­ружающей среды, социокультурные ориентиры, динамика ры­ночных отношений. Наряду с настоятельной потребностью уси­ления контроля социального сообщества над тенденциями современного технического развития методологи фиксируют парадоксальную ситуацию: возможны такие негативные послед­ствия, о существовании которых лучше не знать, ибо эти «опас­ные откровения» рождают технологический пессимизм и депрес­сию.

В условиях опасности ядерной катастрофы сама жизнь поко­ления становится рискованным технологическим экспериментом, что в корне меняет отношение к жизни, заставляет жить одним днем, игнорировать отдаленные последствия собственной деятель­ности и целеполагания.

О том, что техника есть инструмент в человеческих руках, мож­но говорить лишь в сослагательном наклонении: техника пре­одолевает человека. Представление о том, что человек опреде­ляет параметры техногенной цивилизации, в современных условиях заменяется представлением о человеке как простом техническом средстве. Абсолютной гарантии от технологических катастроф не существует. Радиоактивное заражение биосферы, генетические мутации ведут к усилению социального напряжения, весьма оригинальна «эпидемиологическая» модель развития и распространения технических инноваций, указывающая на их динамику, подобную волнам распространения инфекционных заболеваний.

В этих условиях весьма злободневно звучат предостережения против пролонгирования техногенного типа развития и призывы к оформлению третьего (кроме традиционного и техноген­ного) типа цивилизационного развития, предусматривающего новые стратегии научно-технического развития — экологическую этику, этику ненасилия, стратегию регулирования сложных человекоразмерных систем.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство внутренних дел россии московский университет iconМинистерство внутренних дел россии московский университет
Учитель думать, уметь сформулировать математическую мысль. Развивать интерес к математике
Министерство внутренних дел россии московский университет iconМинистерство внутренних дел российской федерации прика з «18» марта 2013 г. №150
Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних...
Министерство внутренних дел россии московский университет iconМинистерство внутренних дел россии московский университет
Р-52 Раджабова Н. Н., Умарова Б. Х хусанова Т. К. Методические разработки для самостоятельной работы по русскому языку для студентов...
Министерство внутренних дел россии московский университет iconМинистерство внутренних дел Российской Федерации Московский университет...
Когда умцик накопил достаточный опыт и достиг наглядных результатов в практической и научной деятельности, Министерство здравоохранения...
Министерство внутренних дел россии московский университет iconМинистерство внутренних дел россии московский университет
Тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения...
Министерство внутренних дел россии московский университет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство внутренних дел российской федерации краснодарский университет мвд россии
Министерство внутренних дел россии московский университет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство внутренних дел российской федерации краснодарский университет мвд россии
Министерство внутренних дел россии московский университет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство внутренних дел российской федерации краснодарский университет мвд россии
Министерство внутренних дел россии московский университет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство внутренних дел российской федерации краснодарский университет мвд россии
Министерство внутренних дел россии московский университет iconЛ. В. Карнаушенко «17» сентября 2012 г
Министерство внутренних дел российской федерации краснодарский университет кафедра философии и социологии
Министерство внутренних дел россии московский университет iconМинистерство внутренних дел российской федерации приказ от 20 июня...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Преображенка Катангского района Иркутской...
Министерство внутренних дел россии московский университет iconР. С. Белкин криминалистическая энциклопедия
Рекомендовано Министерством внутренних дел России в качестве справочного пособия для курсантов, слушателей и преподавателей учебных...
Министерство внутренних дел россии московский университет iconРасширенная рабочая группа при м инистре внутренних дел российской...
Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. –М.: Ооо «тид «Русское слово-рс»,...
Министерство внутренних дел россии московский университет iconМинистерство образования и науки
Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект
Министерство внутренних дел россии московский университет iconПлан: |Введение |с. 2 | Место добра и зла в категориях этики. Их...
«основные категории и принципы этики в деятельности органов внутренних дел» необходимо отметить, что деятельность сотрудников внутренних...
Министерство внутренних дел россии московский университет iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство...
«Об утверждении Порядка осуществления служебной и научной деятельности адъюнктов очной формы обучения»; приказа Минобрнауки России...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск