ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по обучению грамоте «Звуки [д], [д’]. Буквы Д, д» (с. 104 - 106)
| ФИО (полностью)
| Шамсутдинова Елена Львовна
|
| Место работы
| МБОУ СОШ № 4 г. Гусь Хрустальный
|
| Должность
| Учитель начальных классов
|
| Предмет
| Обучение грамоте
|
| Класс
| 1
|
| Тема и номер урока в теме
| №32 «Звуки [д], [д’].Буквы Д,д»
|
| Базовый учебник
| «Азбука» В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин
|
Цель урока:
Образовательная: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.
Развивающая: учить детей работать с текстом, закреплять знания о звонких и глухих парных согласных, развивать внимание, мышление, фонематический слух, речь.
Воспитательная: воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, интерес к школе, самостоятельность в работе, чувство ответственности за качество своего труда.
Здоровьесберегающая: создание благоприятных условий на уроке для учащихся
Формирование УУД.
9. Задачи:
Планируемые результаты –
Предметные умения: Сформировать умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует; освоить способы определения мягкости и твёрдости согласного звука; сформировать умения различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику.
Универсальные учебные действия: Личностные универсальные учебные действия: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, способность к самооценке. Регулятивные универсальные учебные действия: преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия. Познавательные универсальные учебные действия: использовать таблицы, модели, схемы, строить речевые высказывания в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям. Коммуникативные универсальные учебные действия: формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, в группе)
Тип урока: «Урок открытия нового знания». Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период).
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, электронное приложение к «Азбуке», интерактивная доска.
Структура и ход урока
Этап урока
| Содержание
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Формирование
УУД
| I.Организационный момент
| – Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.
Мы умные, мы дружные
Мы - внимательные, мы- старательные
Мы в первом классе учимся
Всё у нас получится!
| Приветствует учащихся, настраивает их на работу.
| Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.
| Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
| II. Актуализация опорных знаний.
| - На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные).
- Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (Ударные и безударные).
- Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие).
| Повторение системы ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала, осознание необходимости получения новых знаний
| Учащиеся вспоминают ранее изученные буквы и звуки. Характеризуют их.
| Познавательные УУД
| II. Работа над новым материалом.
1. Звукобуквенный анализ
2. Физминутка под музыку.
3. Работа над развитие речи
| - О какой букве идёт речь в загадке?
Буква - домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.
(Буква Д)
- Кто догадался, какая тема нашего урока?
(Знакомство с буквой Д)
- Какую цель мы поставим себе на уроке? (Познакомиться с буквой Д, научиться читать слоги и слова с буквой Д)
- Проведем небольшую исследовательскую работу. Что же это за звук? (Согласный; при произнесении этого звука воздух встречает преграду.)
- Произнесите слова, выделяя эти звуки интонационно. Что вы заметили? (Звуки произносятся твердо и мягко.)
- Что еще устанавливаем у согласных звуков? (Звонкий или глухой звук.)
- Узнаем, какие это звуки. Кладем пальчики на горлышко: если чувствуем дрожь, значит, звук звонкий.
- Какой же это звук? (Звонкий.) (Дети выходят к интерактивной доске, указывают на слово, открывается название слова с буквой Д).
Звуко-буквенный анализ открывшихся картинок
(Дом, дятел, дерево, дудочка, крокодил, медуза.)
-В какой части слова вы слышите звук [д], [д’].
- Составим схемы слов.
(работаем на интерактивной доске)
- Назовите букву, которой можно обозначить звуки [д], [д’]. Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.
(Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
(Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери!
(Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?
(Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.
(Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили.
Работа с интерактивной доской и электронным приложением к «Азбуке»
- Посмотрите на картинку, найдите 8 слов со звуками [д], [д’].
- Составьте рассказ по картинкам, используя слова со звуками [д], [д’].
- Посмотрим результат нашей работы (просмотр мультфильма)
- Прочитайте текст.
- О ком говорится в тексте?
- Где живёт дрозд?
- Как вы думаете, почему дрозд живёт у Димы?
- Когда Дима может выпустить дрозда?
| Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний
Развитие фонематического слуха Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать букву и звук
Показ рифмованных движений для снятия переутомления
Учитель задаёт наводящие вопросы.
| Ученики самостоятельно пытаются сформулировать тему и цель урока
Учащиеся составляют схемы слов, делят слова на слоги, выделяют ударный слог. Дают характеристику звука
Повтор рифмованных движений для снятия переутомления за учителем или учениками
Ученики пытаются составить рассказ по сюжетным картинкам.
Читают слоги, слова и предложения с буквой Д
| Познавательные УУД.
Самостоятельное формулирование познавательной цели. ЕК ЦОР
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a3a12-0a01-0180-008b-b9d1aa91b914/%5BNS-RUS_1-17%5D_%5BMA_146%5D.swf Познавательные УУД.
Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук. Коммуникативные УУД.
Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
| III. Закрепление.
IV. Итог урока.
Рефлексия деятельности
| 1.Работа по учебнику с.98-99.
- Итак, с какой буквой мы сегодня знакомились? Послушайте загадки и отгадайте их..
Загадки.
Вот какой забавный случай
Поселилась в ванной туча.
Дождик льется с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик теплый, подогретый.
На полу не видно луж,
Все ребята любят… (душ).
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
– Выполните звукобуквенный анализ слов «душ», «дятел».
(Работа в парах составление схемы слов)
– Рассмотрите схемы слов.
– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. Каким может быть звук [д])? (Твёрдым и мягким)
2. Дифференцированная работа.
Задание для читающих детей: с. 104 прочитать пословицы.
- Как вы понимаете смысл этих пословиц?
Задание для всех детей: с. 105 чтение слогов, слов. Учитель:
Слов на Д ты встретишь много,
Слов на Д полно вокруг:
Дом, долина, день, дорога,
Доброта, доверье, друг.
Мы с вами хорошо потрудились, сегодня.
-Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?
– Какие задания вы выполнили с удовольствием?
– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности? Продолжите мои предложения:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы… Спасибо за урок.
|
Учитель наблюдает за работой в группах, в конфликтных ситуациях приходит на помощь
Развитие фонематического слуха.
Оценивает усвоение учащимися новой темы.
Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.
Учитель помогает ребятам оценить свою работу на уроке.
|
Учащиеся учатся работать в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Ученики анализируют пословицы Учащиеся извлекают необходимую информацию из стихотворения
Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности Оценка своей деятельности на уроке.
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
| Познавательные УУД
ЕК ЦОР
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a39eb-0a01-0180-01d7-bd04728c4f85/%5BNS-RUS_1-17%5D_%5BMA_145%5D.swf Познавательные УУД.
Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель. где выделены существенные признаки объекта. Познавательные УУД.
Смысловое чтение.
Познавательные УУД
Познавательные УУД.
Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.
Регулятивные УУД.
Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.
Личностные УУД
смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок.
- нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.
|
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№п/п
| Название ресурса
| Ссылка, обеспечивающая доступ к ЭОР
| 1.
| Согласные звуки [д] и [д'].
Знакомство
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a3a12-0a01-0180-008b-b9d1aa91b914/%5BNS-RUS_1-17%5D_%5BMA_146%5D.swf
| 2.
| Согласные звуки [д] и [д'].
Закрепление
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a39eb-0a01-0180-01d7-bd04728c4f85/%5BNS-RUS_1-17%5D_%5BMA_145%5D.swf
| |