ивэсэп
ФИЛИАЛ НОУ ВПО “САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ
И ПРАВА” В Г. КИРОВЕ
ФИЛОСОФИЯ Учебно-методический комплекс
по всем направлениям и специальностям
Киров
2007
ББК 87
Ф 56 Философия: учебно-методический комплекс по всем направлениям и специальностям / авт.-сост. М.И. Ненашев. – Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, 2007. – 34 с.
Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к изданию на заседании кафедры общегуманитарных и естественно-научных дисциплин, протокол № 2 от 18.10.2007 г.
Автор-составитель: доктор философских наук, профессор
М.И. Ненашев
Ответственный редактор: директор филиала НОУ ВПО
«СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, доктор
педагогических наук, профессор И.М. Машаров
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначен для студентов юридического и экономического факультетов СПбИВЭСЭП заочной формы обучения.
© филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП»
в г. Кирове, 2007
© Ненашев М.И., 2007
Требования ГОС к обязательному минимуму
содержания учебной дисциплины «Философия»
по специальностям: 080109.65 – «Бухгалтерский учет,
анализ и аудит», 080105.65 – «Финансы и кредит»
Предмет философии; место и роль философии в культуре; становление философии; основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития; структура философского знания; учение о бытии; монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия; понятия материального и идеального; пространство, время; движение и развитие, диалектика; детерминизм и индетерминизм; динамические и статистические закономерности; научные, философские и религиозные картины мира; человек, общество, культура; человек и природа; общество и его структура; гражданское общество и государство; человек в системе социальных связей; человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость; формационная и цивилизационная концепции общественного развития; смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; свобода и ответственность; мораль, справедливость, право; нравственные ценности; представления о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести; сознание и познание; сознание, самосознание и личность; познание, творчество, практика; вера и знание; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности; проблема истины; действительность, мышление; логика и язык; искусство спора; основы логики; научное и вненаучное знание; критерии научности; структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смены типов рациональности; наука и техника; будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
Требования ГОС к обязательному минимуму
Содержания учебной дисциплины «Философия»
по специальности 030501.65 – «Юриспруденция»,
по направлениям: 0305000.62 – «Юриспруденция»,
080500.62 – «Менеджмент»
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
Пояснительная записка Цель курса – развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.
Задачи курса. Курс представляет собой введение в философскую проблематику. Его основная задача – способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию философского мировоззрения и мироощущения.
Освоение курса философии должно содействовать:
выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ;
формированию способностей выявления экологического, космопланетарного аспекта изучаемых вопросов;
развитию умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;
овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
Виды занятий и методики обучения
Учебным планом в Кировском филиале СПбИВЭСЭП предусмотрено изучение курса «Философия» в объеме 16 часов аудиторных занятий (12 часов лекций и 4 часа семинарских занятий) по всем направлениям и специальностям.
Изучение курса осуществляется в одном семестре с последующей подготовкой контрольной работы и сдачей зачета.
Основные формы получения знаний по данному курсу – лекции, семинарские занятия, консультации, научно-исследовательская и самостоятельная работа.
Лекции организуются по потокам. Общий объем лекционного курса – 12 часов. На лекциях преподавателем используются аудиторные доски для представления иллюстративного материла, световые доски для демонстрации слайдов и иных материалов через соответствующую аппаратуру, компьютерный мультимедийный проектор.
Семинарские занятия. Учебным планом предусмотрено два двухчасовых семинара. Семинарские занятия проводятся по группам. В процессе рассмотрения предусмотренных планом вопросов могут использоваться такие виды занятий, как сообщения, дискуссии и т.д. Могут применяться ТСО для демонстрации проблемного видеосюжета, мультимедийные средства для презентации выступлений и т.п.
Самостоятельная работа. Нормативный объем самостоятельной работы студентов для данной дисциплины установлен в объеме 100 часов для специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит» и в объеме 120 часов для специальности «Юриспруденция» и направлений «Юриспруденция» и «Менеджмент».
Самостоятельная работа включает в себя изучение учебной и учебно-методической литературы, их конспектирование и подготовку письменных контрольных работ.
Главная задача самостоятельной работы – приобретение научных знаний путем изучения рекомендованной литературы, поисков дополнительной информации для ответов на контрольные вопросы, изучение тематики курса в полном объеме. Формы контроля
Оперативный контроль. В процессе изложения теоретического материала лектор возвращается к ранее пройденным темам, заостряя внимание студентов на основных терминах и понятиях, спрашивая их мнение по существу поднимаемых вопросов. Рассмотрение очередного лекционного вопроса может начаться с проверки того, насколько студенты запомнили и поняли из предыдущего материала.
Рубежный контроль. В процессе семестра после изучения теоретического материала студенты, используя материалы УМК, самостоятельно отрабатывают соответствующие варианты контрольных заданий и готовят письменные работы, направляемые в установленном порядке для проверки преподавателем. При наличии серьезных замечаний контрольные работы возвращаются студентам для исправления и переработки. Кроме того, студент готовится к предстоящему экзамену, подбирая материал и готовя ответы на представленные в УМК вопросы.
Итоговый контроль. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусматривается экзамен. К экзамену допускаются студенты, получившие удовлетворительную оценку по контрольной работе в установленные учебным планом сроки. Экзамен сдается преподавателю устно по билетам.
Методические рекомендации
по изучению дисциплины Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы бытия и познания, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах. Кроме того, особое внимание уделяется реализации принципов конкурентности и взаимодополняемости различных концепций по отдельным философским проблемам.
Курс философии предполагает предварительное знакомство студентов с материалом курса истории.
В результате студент должен получить представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека; понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней; знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе; иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни; понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.
Учебно-тематический план курса
по специальностям: 080109.65 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105.65 – «Финансы и кредит» Наименование тем
| Количество часов
| Лекции
| Семинары
| Самост. работа
| Всего
| Философия, ее предмет и место в культуре человечества
| 2
| -
| 6
| 8
| Античная философия
| 2
| -
| 6
| 8
| Средневековая философия
| 2
| -
| 6
| 8
| Философия Нового времени (XVII-ХVIII вв.)
| 2
| -
| 6
| 8
| Классический этап философии Нового времени
| 2
| 2
| 12
| 16
| Современная западная философия
| 2
| -
| 8
| 10
| Русская философия XIX-XX вв.
| -
| 2
| 10
| 12
| Учение о бытии (онтология)
| 2
| -
| 4
| 6
| Учение о развитии
| -
| -
| 6
| 6
| Природа человека и смысл его существования
| -
| -
| 6
| 6
| Учение об обществе (социальная философия)
| -
| -
| 10
| 10
| Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
| -
| -
| 4
| 4
| Проблема сознания
| -
| -
| 4
| 4
| Познание (гносеология)
| -
| -
| 4
| 4
| Будущее человечества (философский аспект)
| -
| -
| 8
| 8
| Итого:
| 12
| 4
| 100
| 116
|
Учебно-тематический план курса
по специальности 030501.65 – «Юриспруденция»,
по направлениям: 0305000.62 – «Юриспруденция»,
080500.62 – «Менеджмент» Наименование тем
| Количество часов
| Лекции
| Семинары
| Самост. работа
| Всего
| Философия, ее предмет и место в культуре человечества
| 2
| -
| 8
| 10
| Античная философия
| 2
| -
| 8
| 10
| Средневековая философия
| 2
| -
| 8
| 10
| Философия Нового времени (XVII-ХVIII вв.)
| 2
| -
| 8
| 10
| Классический этап философии Нового времени
| 2
| 2
| 10
| 14
| Современная западная философия
| 2
| -
| 10
| 12
| Русская философия XIX-XX вв.
| -
| 2
| 12
| 12
| Учение о бытии (онтология)
| 2
| -
| 6
| 8
| Учение о развитии
| -
| -
| 8
| 8
| Природа человека и смысл его существования
| -
| -
| 10
| 10
| Учение об обществе (социальная философия)
| -
| -
| 12
| 12
| Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
| -
| -
| 4
| 4
| Проблема сознания
| -
| -
| 4
| 4
| Познание (гносеология)
| -
| -
| 4
| 4
| Будущее человечества (философский аспект)
| -
| -
| 8
| 8
| Итого:
| 12
| 4
| 120
| 136
|
содержание курса Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
Мировоззрение и его историко-культурный характер. Мироощущение и мировосприятие. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. Два подхода к духовному освоению мира: с позиции природы и с позиции человека. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное. Мировоззрение и убеждения. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи.
Предмет философии. Влияние обыденного опыта и теоретических установок на формирование философских взглядов. Философия как самосознание культуры. Основные аспекты философского знания. Функции философии. Роль философии в кризисные периоды развития общества. Изменение предмета философии в ходе истории. Тема 2. Античная философия
Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Начальный этап – философия физиса (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты) – постановка и решение проблемы первоосновы мира. Изменение представлений о сути философии (софисты). Значение творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага. Классический период философии античности. Открытие идеальной реальности, соотнесение ее с познавательными возможностями человека и идеальным социумом (Платон). Энциклопедическая философская система Аристотеля. Эллино-римский период античной философии (эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники).
Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии. Ее место в историко-культурном развитии человечества. Тема 3. Средневековая философия
Теоцентризм – системообразующий принцип философии Средневековья. Влияние идей Библии и Корана на становление и развитие философской культуры эпохи. Основные этапы средневековой философии: апологетика (Тертуллиан), патристика (Аврелий Августин), схоластика (Боэций, Абеляр, Альберт Великий). Классическая философия Средневековья (Фома Аквинский). Философская мысль в Византии (Иоанн Дамаскин). Арабская философия (Авиценна, Аверроэс). Мистика (Бонавентура, Майстер Экхарт).
Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, теодицея, разум и воля, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное. Проблема доказательства бытия Бога. Понятие высшего Блага как основы средневековой этики. Спор о природе общих понятий – номинализм и реализм. Философия истории в Средние века. Тема 4. Философия Нового времени (XVII – XVIII вв.)
Научная революция XVII в. и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). Связь гносеологии и онтологии: монизм, дуализм, плюрализм. Обоснование новой картины мира и ее динамика (И. Ньютон, Г.В. Лейбниц). Взаимовлияние и взаимообусловленность методов науки (естествознания) и философии в Новое время. Пантеистический монизм Б. Спинозы во взглядах на материю, природу, познание, человека, общество.
Философия эпохи Просвещения. Разработка модели нового исторического субъекта, формирование понятия «гражданское общество», развитие взглядов о господстве человека над природой, обоснование идеи об отсутствии целей в естественно-научном познании. Наука, прогресс, цивилизация в философии Нового времени. Тема 5. Классический этап философии Нового времени
Максима философского сознания ХIХ в. – принципиальное различие природы и культуры. Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности. Принцип тождества бытия и мышления, его трансформации в немецкой классической философии. Философское учение И. Канта: априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания; автономия нравственной области человеческой деятельности; развитие философии от наукоучения к философии духа. Трансцендентальный идеализм последователей Канта. Энциклопедия философских наук Гегеля. Система и метод в его учении. Философия истории Гегеля.
Кризис традиционной формы философского знания в середине ХIХ в. Социокультурные основания мировоззренческого плюрализма. Модернизация антропологизма (Л. Фейербах, С. Кьеркегор) и натурализма (А. Шопенгауэр, О. Конт). Формирование новых типов философствования: консервативно-традиционных (неогегельянство, шелленгианство), новаторско-традиционных (марксизм), антиклассических (иррационалистических и сциентистских). Тема 6. Современная западная философия
Роль философии как интегрирующего фактора культуры (конец ХIХ-ХХ вв.). Европейская культура и трансформация основных философских проблем, смена ценностей и ориентиров. Максима общественного сознания ХХ в.: проблема смысла истории и проблема комплексного изучения человека. Новые типы философствования: сциентистский и антропологический.
Сциентизм как способ преодоления «кризиса» классической философии при помощи ее же методов. Позитивизм: проблема метода в «первом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и источника познания в эмпириокритицизме (Э. Мах, Р. Авенариус). Позитивистские философские направления: аналитический эмпиризм (Л. Витгенштейн, Б. Рассел), философия науки (К. Поппер); постпозитивизм /историческая школа/ (Т. Кун, И. Лакатос). Прагматизм и проблема понимания истины (Ч. Пирс, Д. Дьюи). Герменевтика и ее взгляд на познание (В. Дильтей, Г.Х. Гадамер).
Антропологизм (иррационалистической направленности). “Философия жизни” и ее противопоставление «наук о духе» и «наук о природе» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон). Феноменология о психологизме и интуитивизме, о проблеме времени (Э. Гуссерль). Существование, бытие, человек и его свобода, сознание в экзистенциализме (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр). Психоанализ (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм). Тема 7. Русская философия XIX-XX вв.
Возникновение русской философии /ХVIII – I половина ХIХ в. / (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев). Просветительская мысль в России и попытки философского осознания ее пути (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы). Русская религиозная философия и ее основные направления (К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков). «Философия естествознания» в России и ее основные проявления (позитивистские, социологические, космистские). Русская философия после 1917 г.: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья.
Проблема Запада-Востока-России в науке и философии. Преемственность и самобытность. Проблема духовности. Диалог культур.
Влияние русской философии на социально-политическую жизнь России, на состояние российского общества. Философские традиции в русской литературе, искусстве и публицистике. Русская философия в контексте мировой философской мысли. )
Бытие, небытие, ничто. Основные виды бытия. Реальность объективная и субъективная. Монистические и плюралистические концепции бытия. Бытие вещей, процессов и состояний. Бытие, субстанция, материя, природа. Материальное и идеальное. Человеческое бытие. Общественное бытие. Пространство и время: сущности или свойства. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной.
Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная. Идея единства мира. Становление и развитие научной картины мира; коперниковский переворот и его последствия. Философские и физические основания космологии. Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной. Динамика картин мира в ХХ столетии. Тема 9. Учение о развитии
Идея развития и ее исторические изменения. Хаос и порядок; упорядоченности и гармоничность. Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию. История метафизического метода. Исторические формы диалектики и ее современные разновидности. Взаимодействие диалектики и метафизики. Софистика, схоластика, формализм. Категории, принципы и законы развития. Самоорганизация. Устойчивость и изменчивость; прерывность и непрерывность. Цикличность, круговорот и поступательность в развитии. Изменение, движение, развитие. Прогресс, регресс, завершенность, конец.
Детерминизм как концепция всеобщей закономерности. Детерминизм и индетерминизм. Формы детерминизма. Статистические и динамические закономерности. Упорядоченность бытия. Принцип системности. Дискуссия по поводу детерминизма в естествознании и обществознании. Тема 10. Природа человека и смысл его существования
Проблема человека в историко-философском контексте. Многокачественность, многоуровневость, многомерность человека, его бытия, жизнедеятельности. Человек как родовое существо. Объективистские (природно-объективная, идеально-заданная, социологическая) и субъективистские (психоаналитическая, экзистенциальная и др.) концепции человека.
Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Специфика человеческой деятельности. Человек как духовное существо. Философия, антропология, психология, теология о духовности человека. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Человеческая судьба. Концепции предопределения и судьбы человека в учениях прошлого и в настоящее время.
Человек в системе социальных связей. Человек, индивид, личность. Личность и массы. Роль социальной и культурной среды в формировании личности. Генезис личностного начала в истории. Роль культуры в социализации личности. Индивидуализм и конформизм. Обезличенность культуры. Проблема типизации личности. Историческая и выдающаяся личность. Личность в эпохи социальных катастроф. Личность в компьютеризованном мире. Тема 11. Учение об обществе (социальная философия)
Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Структура общества и его система. Общество как саморазвивающаяся система. Культура и цивилизация; критерии их типологии. Аналитические и синтетические концепции цивилизаций. Проблемы кризиса, распада, взлета и упадка, становления и уровня развития культур и цивилизаций.
Логика истории и ее смысл. Вариативность конкретных исторических процессов. Специфика необходимости в историческом процессе. Соотношение стихийности и сознательности. Проблема типологизации исторического процесса (О. Шпенглер, К. Маркс, А. Тойнби, М. Вебер). Философия истории о динамике общественного развития (Н. Бердяев, Н. Данилевский) и социальном прогрессе (Дж. Вико, Ж.А. Кондорсе, Ж.-Ж. Руссо). Человек в историческом процессе. Насилие и ненасилие: их разновидности. Стимулы и потенциалы общественного развития. Тема 12. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей (философский аспект). Критерии оценки прошлого и будущего. Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма.
Мораль и нравственность: общее и особенное. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики. Морально ценное и моральная ценность. Иерархия нравственных ценностей. Ценностная характеристика добра и зла. Проблема формирования или обновления нравственных ценностей.
Модификации эстетических ценностей. Этические и эстетические ценности. Эстетическое и художественное. Историческая эволюция эстетического идеала. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности.
Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентаций. Свобода совести. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. Межконфессиональные различия и их проявления в системе религиозных ценностей. Ценностная ориентация религиозной личности в истории человечества.
Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия. Тема 13. Проблема сознания
Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Идеальное и материальное. Попытки определения сознания в истории философии. Генезис сознания с позиции естествознания, психологии, теологии, космологии. Сознание, подсознательное, бессознательное. Язык и мышление. Знак и значение, информация и сигнал. Проблема «искусственного интеллекта». Взаимосвязь психического, интеллектуального, духовного и культурного в сознании. Активность сознания и особенность ее проявления. Самосознание и личность. Структура самосознания (убеждения, самооценка, самоконтроль). Духовная жизнь общества. Общественное и массовое сознание.
Тема 14. Познание (гносеология)
Многообразие форм духовно-практического освоения мира: язык, труд, игра, познание, мораль, искусство, религия, философия. Познание как предмет философского анализа. Сознание и познание. Агностицизм. Знание и вера. Доверие, уверенность, вера. Вера и мнение, вера и предрассудок.
Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Познание и творчество. Понимание и объяснение. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы. Роль абстракций в процессе познания. Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма. Проблема истины в философии и науке. Исторические разновидности понимания истины. Абсолютное и относительное в истине. Истина и заблуждение. Критерии истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, «экономия мышления», практика, верификация, когеренция, корреспонденция, фальсификация и др. Истина, оценка, ценность.
Логика как наука о принципах правильного мышления. Этапы ее развития и современное состояние. Понятие, суждение, умозаключение. Законы формальной логики. Аналогии. Доказательство, опровержение. Спор, полемика, дискуссия.
Вненаучные формы познания: обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное. Тема 15. Будущее человечества (философский аспект)
Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Комфорт как высшая ценность техногенной цивилизации. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Перспективы ноосферной цивилизации. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем.
Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Человечество перед историческим выбором. Коэволюционные сценарии будущего. Концепция устойчивого развития. Космические перспективы развития социума.
Семинарские ЗанятиЯ Семинар 1
Тема: Немецкая классическая философия
Вопросы для обсуждения:
Основные проблемы немецкой классической философии. Принцип тождества бытия и мышления.
Философское учение И. Канта: априоризм, автономия нравственной области. Трансцендентальный идеализм последователей Канта. Система и метод в философии Гегеля.
Кризис традиционной формы философского знания в середине ХIХ в. Формирование новых типов философствования: неогегельянство, шелленгианство, марксизм, неклассические направления.
Семинар 2
Тема: Русская философия XIX-XX вв.
Вопросы для обсуждения:
Русская религиозная философия и ее представители: К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков.
«Философия естествознания», ее основные проявления (позитивистские, социологические, космистские). Русская философия после 1917 г.: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья.
Проблема Запада-Востока-России в науке и философии. Преемственность и самобытность. Проблема духовности. Диалог культур.
Подготовка к семинарским занятиям
Основные вопросы, предусмотренные тематическим планом, будут рассмотрены в ходе лекций. На лекциях предполагается постановка проблемных вопросов, обсуждение которых выносится на семинарское занятие.
По вопросам, требующим углубленного изучения и всестороннего рассмотрения, студентам может быть дано поручение подготовить реферат и выступить с сообщением, используя для этого материалы из рекомендованного списка литературы и последние данные науки и практики.
Выступление по материалам реферата должно быть рассчитано на 7-10 минут с последующим коллективным обсуждением.
Активное участие в семинаре будет положительно влиять на оценку в ходе экзамена.
Рекомендуемая литература приведена в соответствующем разделе УМК.
|