На доске даны значения слов.
Идиллия –
ПЕРЕН. мирное, счастливое существование
Эдем – рай, место изобилия
Архетип – первосмысл
Прерогатива – исключительное право
Сакральный - священный
Таблица «Светлые и тёмные» стороны Обломова
Символы: сон, овраг, письмо, пирог
Домашнее задание. Сочинение-миниатюра «Все мы родом из детства»
Все мы родом из детства.С. ЭкзюпериМой идеал теперь – хозяйка,Мои желания – покой.А.С. ПушкинХОД УРОКАСЛАЙД «ПОРТРЕТ ГОНЧАРОВА»
УЧИТЕЛЬСообщает тему и цели урока.
Смысл названия произведения—
О чём говорит название произведения?
Имя главного героя, вынесенное в название, подчёркивает особенность его места в поэтическом мире произведения, подчёркивается тот интерес, который представляет именно его жизненная позиция для автора.
СЛАЙД « ИЛЛЮСТРАЦИЯ К РОМАНУ»УЧИТЕЛЬОбломов. Кто он? Посредственная личность ничем не примечательной эпохи или исключительной человечности идиллический человек голубиной чистоты, в молчании которого можно расслышать всё: и резкое неприятие, и совестливый укор, и открытый вызов? Чистый флегматик или человек, страдающий от своего безволия? Глубже понять характер Обломова, его отношение к миру нам поможет эпизод «Сон Обломова».
— В каких ранее изученных произведениях описываются сны? Каковы были его функции?
А.С. Пушкин — «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»;
Сон — как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.
Сон — как идиллия, мечта.
Сон — как предвидение будущего.
— Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?
Сон — выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон — символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна. (на доске)
Сон — показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое. Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ.
УЧИТЕЛЬПеречитаем начало эпизода. Выясним, какой образ создаётся автором и какими художественными средствами он пользуется для этой цели.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯУЧЕНИК ВЫРАЗИТЕЛЬНО ЧИТАЕТ ОТРЫВОК
СОН ОБЛОМОВА
(1)Где мы? (2)В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова?
(3) Что за чудный край!
(4)Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов — нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.
(5)Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? (6) Море, например? (7)Бог с ним! (8)Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. (9)Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.
(10)Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они все твердят свою, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. (11)Птицы не щебечут вокруг; только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.
(12)Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! (13)От этого, может быть, так и тяжело ему смотреть на море.
(14)Нет, бог с ним, с морем!..
(15)Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. (16)Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя... (17)И небо там, над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей.
(18)Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой.
УЧИТЕЛЬПроверяем домашнее задание, которое вы выполняли по группам. Каждая группа искала определённые художественные средства в приведённом отрывке и должна была определить их роль в тексте.
1-ая группа
1-ый УЧЕНИК 1-ой группыНаша группа искала лексические повторы.
В тексте содержатся следующие лексические повторы:
уголок (1, 18),
море (4, 6, 13, 14),
горы (4, 15),
скалы (4, 17),
пропасти (4, 15, 17),
грандиозное (4, 5),
дикое (4, 5),
человек (8, 12, 15), в 17-ом предложении слово
человек повторяется в форме множественного числа:
людей. Они помогают выделить главное в тексте, акцентируют внимание читателей на то, что речь пойдёт о явлениях, предметах, которые вызывают у человека чувство тревоги, беспокойства.
Автор разворачивает перед читателями грандиозную и устрашающую картину моря, поэтому здесь несколько раз использовано слово
море.2-ой УЧЕНИК 1-ой группыСлово
море заменяется следующими описательными оборотами:
необозримая пелена вод, бесконечная картина, широкая картина, бешеные раскаты валов. Такие обороты речи называются перифразами.
СЛАЙД Перифраза — это оборот речи, который состоит в замене слова или имени описательным сочетанием, содержащим элемент характеристики описываемого предмета, явления или лица. Перифразы помогают избежать повторов, в образной форме выражают оценку объекта и являются богатым резервом синонимических средств языка.
Перифразы могут быть как общеупотребительными и общепонятными, так и контекстуальными, то есть
относящимися к данному лицу или предмету только в определенном контексте.
Здесь используются контекстуальные перифразы, так как в другом контексте они могут быть отнесены, например, к океану или озеру, а словосочетания
бесконечная картина и
широкая картина — к степи, к небу и т. д.
1-ый УЧЕНИК 2-ой группыВ тексте использован контекстуальный оценочный синоним слова
море.Это слово
чудовище, то есть нечто страшное, враждебное человеку. Гончаров создает образ моря — громадного, ревущего и стонущего, вечно существующего чудовища:
грандиозное, дикое, необозримая пелена вод, бесконечная картина, рев, бешеные раскаты валов, мрачное и неразгаданное, стон, чудовище, зловещие голоса.Интересен синтаксис. Прямой порядок слов в 12 предложении сменяет инверсия. Логическое ударение перемещается на слово «бессилен». Эмоционально выделяя это слово, автор даёт нам понять, что человек слаб в сравнении с природой.
2-ой УЧЕНИК 2-ой группыЯ бы хотел обратить внимание на звуковой образ моря в тексте. Он создается фонетическими средствами - аллитерацией и ассонансами.
Звуковой образ моря сложен: это то ревущее, то стонущее чудовище. Поэтому аллитерации тут чередуются и сочетаются с ассонансами. Например, в предложении 10 звуковой образ моря создается чередованием повторов согласных звуков [р], [в], [б], передающих рев и рокот, и аллитераций [с], [н], [ж] в сочетании с ассонансами [о], [у], которые создают впечатление стона, завывания.
1-ый УЧЕНИК 3-ей группыВ тексте я нашёл синонимы слов
горы и
пропасти.Контекстуальные синонимы слов
горы и
пропасти —
когти и
зубы дикого зверя. Такая контекстуальная синонимия создает образ дикой, угрюмой, враждебной человеку природы.
Рассматривая заданные предложения 15, 16, я обнаружил здесь аллитерации. Они используются не только для создания звукового образа, но и для передачи эмоционального впечатления, определенного восприятия дикой природы слабым человеком.
Горы, пропасти, грозны, страшны, устремленные, зверя — повторение звуков [р], [р'] одновременно и передает рычание зверя, и усиливает впечатление страха, угрозы, исходящей от дикой природы.
2-ой УЧЕНИК 3-ей группыНашей группе надо было найти такие литературные тропы, которые использует И. А. Гончаров для создания образа дикой природы.
Я выписал разные фигуры речи:
эпитеты (в том числе и метафорические): необозримая
(пелена вод), бесконечная (картина), бешеные (раскаты
валов), мрачное и неразгаданное (содержание), зловещие
(голоса), дикого (зверя) и пр.;
сравнения: безмолвные чайки, как осужденные, уныло
носятся... и кружатся, Они (горы и пропасти) грозны,
страшны, как выпущенные и устремленные на него ког-
ти и зубы дикого зверя...;
олицетворения: рев валов; валы твердят свою... песнь,
в которой слышится стон и жалобы будто обреченного
на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие
голоса; вопли природы; небо... отступилось от людей.
1-ый УЧЕНИК 4-ой группыМы должны были вспомнить, что такое градация и привести примеры.
Градация — это фигура речи, основанная на постепенном возрастании или убывании качества, свойства, значимости явления или предмета. Как правило, градация строится на нагнетании синонимов.
Примеры градации в тексте: море
наводит грусть —
хочется плакать —
сердце смущается робостью; ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины.2-ой УЧЕНИК 4-ой группыЯ нашёл все перифразы, заменяющие в этом тексте наименование «Обломовка».
Обломовка —
благословенный уголок земли —
чудный край —
мирный уголок. Этот край оценивается с точки зрения обломовцев и главного героя, который тоже к ним принадлежит. Обломовцы не просто любят свою деревню, но даже считают ее идеалом жизни. Так же думает и Илья Ильич Обломов, поэтому во сне он с умилением и радостью видит
чудный край.1-ый УЧЕНИК 5-ой группыНашей задачей было найти примеры антонимов.
С какой целью они используются здесь?
Здесь есть контекстуальные антонимы:
благословенный уголок —
грандиозное, дикое и угрюмое, а также лексические антонимы:
мирный (уголок) —
грозны (горы и пропасти).
Антонимы — это слова одной части речи с противоположными лексическими значениями. В этом тексте они используются для того, чтобы подчеркнуть основное противопоставление: мир Обломовки — дикая природа.
2-ой УЧЕНИК 5-ой группыМоим заданием было проанализировать композицию текста. Обратить внимание на начало и конец отрывка. Как они соотносятся?
Весь текст можно разделить на три основные части:
1) два первых абзаца (чудный уголок);
2) с 5-го по 17-е предложения — картина дикой природы;
3) последний абзац (мирный уголок). Большую среднюю часть также можно подразделить на более мелкие, связанные с главными образами текста: человеком, морем, горами и пропастями.
Композиция текста основана на противопоставлении и градации. Чудный край противопоставляется дикой природе; ей же противопоставляется человек. Изображение самой дикой природы основано на градации —усилении впечатления чего-то безграничного, страшного, враждебного человеку. Состояние человека перед лицом дикой природы также передается при помощи градации: сначала говорится, что человеку становится грустно при виде моря, и постепенно доходит до утверждения, что он совсем исчезает на фоне величественной картины, даже небо отступилось от людей. Этим усиливается впечатление одиночества, ничтожности и беспомощности человека перед лицом дикой природы.
Начало и конец отрывка как бы замыкают круг, обрамляя центральную часть. Это обрамление и несет в себе главную мысль: подчеркнуть благословенность того мира, в котором живут обломовцы.
УЧИТЕЛЬПочему Гончаров для противопоставления мирному уголку (Обломовке) выбирает море, горы, пропасти?
УЧЕНИКМоре, горы и пропасти — это излюбленные образы романтической литературы, связанные в романтизме с такими понятиями, как вечная неуспокоенность, борьба, постоянное стремление к свободе, к преодолению обыденности. Противопоставляя эти образы мирному уголку, Гончаров усиливает впечатление от 06ломовки как от замкнутого, тихого, благословенного мира, где царствует покой, и одновременно как бы подчеркивает свою литературную позицию: отказ от романтизма как метода, изображающего нечто необычное, исключительное, далекое от обыкновенной жизни.
РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМУЧИТЕЛЬВ девятой главе романа перед нами предстает мир детства Обломова, идиллический мир, «ограниченный основными, немногочисленными реалиями жизни: любовь, рождение, смерть, брак, труд, еда и питье... но все эти основные реальности жизни даны в идиллии, в смягченном и до известной степени сублимированном» (М. М. Бахтин), то есть утонченном, одухотворенном, виде.
Перенесёмся в блаженную Обломовку с её русским привольем, где царят патриархальная любовь, покой и бездеятельность. «Отчего я такой?» на этот вопрос попытаемся дать ответ, обращаясь к детству Обломова. Кто рассказывает нам сон и каков тон повествования?
УЧЕНИКСон передаёт повествователь. Он словно находится вне изображаемого мира Обломовки. За сказанным угадываются определённые оценки и отношения к тому, что видит герой.
УЧИТЕЛЬ— Как автор изображает Обломовку, «благословенный край»? Какими средствами создаётся идилличность образа Обломовки?
СЛОВАРЬИДИЛЛИЯ – ПЕРЕН. мирное, счастливое существование
Отметить особенности изображения пространства и времени в эпизоде «Сон Обломова»
Найдите описание течения времени в Обломовке. Отметьте его особенности, изобразите схематически.
Объясните символическое значение образов письма и оврага.
Учащиеся по указанию учителя фиксируют в тетрадях те черты характера, которые сформировала в Обломове старая Обломовка.