Скачать 373.53 Kb.
|
Работа выполнена в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова Научный руководитель – доктор философских наук, профессор Лежников Валерий Петрович Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор Кудрин Альберт Константинович Ярославская государственная медицинская академия доктор философских наук, профессор Иванов Владимир Александрович Ярославская государственная сельскохозяйственная академия Ведущая организация – Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского Защита состоится 14.11.2008 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.062.01 при Ивановском государственном университете по адресу: 153025, г. Иваново, ул. Ермака 39, ауд. 459. С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Ивановского государственного университета. Автореферат разослан «11» октября 2008 г. Ученый секретарь диссертационного совета Д.Г. Смирнов ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования В бытии и развитии человеческой цивилизации роль понятий и феноменов добра и зла трудно переоценить. Способность человека, сообществ людей различать добро и зло – фундамент нравственности – является истоком культурной цивилизации. Поэтому весьма необходим теоретико-методологический анализ представлений о добре и зле, их места и роли в социальной практике, выявление их диалектики. Социально-философское исследование феноменов добра и зла позволяет осмыслить их как своего рода механизмы взаимосвязи человека с миром вообще, понять, что они очерчивают не только этическую сторону активности человека, но и отношение человека к самому себе, природе, социальному. Вообще, изменения, привносимые человеком в мир, в конечном итоге максимально отражаются прежде всего на нем самом – основополагающий факт, позволяющий не только оценить деяние индивида, социальных сообществ с позиций добра и зла, но и выявлять их роль, взаимосвязь, взаимообусловленность в жизни человека и общества. Выявляя диалектику добра и зла в бытии человека, социума, автор исходит из положения, что «термин «добро» – в широком смысле слова понимаемое как благо – означает ценностное представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некоему стандарту или сам этот стандарт»1. «Зло – ценностное представление, противоположное добру (благу). Оно охватывает негативные состояния человека, и силы, вызывающие эти состояния»2. В самом общем смысле понятия добра и зла означают положительные и отрицательные ценности вообще. В праксиологическом плане добро и зло являются и универсальными инструментами оценки различных сторон социальных и культурных явлений и процессов. Отсюда особую значимость приобретает исследование функционирования в культуре представлений о добре и зле, соответствующих явлений, в связи с пониманием общества как организма, системы, в которой «все связано со всем», взаимообусловлено. Поэтому для конструктивного и плодотворного воздействия на эту систему необходимо не только знание ее устройства, но и диалектики сущностных связей в ней, в том числе сути и диалектичности связи добра и зла, выражения их в воззрениях индивида, в общественном сознании. Развитие социума предполагает активное взаимодействие индивидов и социальных групп с целью совместной выработки и творческого воплощения на практике представлений об общественном идеале. В мировоззренческом плане общественный идеал является результатом диалектической взаимосвязи общего, особенного и единичного; то есть взаимного влияния представлений о наилучшем социальном устройстве, которое сформировалось в культуре человечества вообще, в среде какой-либо социальной группы или народа, в миропонимании конкретного человека. Закономерно возникает вопрос: «Существуют ли общечеловеческие ценности, которые можно было бы положить в основу теоретического осмысления и практического воплощения общественного идеала для всего человечества?» Ведь, в таком случае, данные ценности должны служить конкретизацией понятия добра, их значение должно совпадать с общей тенденцией положительного, прогрессивного развития. В своем исследовании мы опирались на методологические регулятивы, основанные на законах и категориях диалектики. Это означает, во-первых, что в качестве источника развития социальной практики, нравственного сознания как ее части рассматриваются противоречия: социально-философские (не только единство, но и рассогласование общего, особенного и единичного), этические (конфронтация сущего и должного), гносеологические (различие в оценивании явлений с позиций категорий добра и зла). Во-вторых, в соответствии с принципом историзма, в процессе развития общественной практики выделяются определенные этапы, качественно отличающиеся друг от друга, что выражено в изменении социального идеала. В-третьих, ход реализации социального идеала, выкристаллизовавшихся общечеловеческих ценностей, прослеживается в целом как закономерный, поступательный прогресс человечества. Поэтому в данной работе особое внимание уделено анализу факторов, которые обусловливают процесс, состоящий в попытке превратить общечеловеческий идеал добра в живую социальную реальность, то есть анализу движения активности человека от теоретических представлений об идеале к их реализации в практике. Эта сторона проблемы разработана пока недостаточно, в том числе и потому, что при реализации самых благих намерений могут возникать негативные последствия, которые способны дискредитировать первоначальные мотивы поведения субъекта социального действия. Уже в силу этого необходимо выявлять диалектику добра и зла как на теоретическом уровне, так и в конкретных явлениях общественной жизни. При этом анализ проявлений добра и зла в социальной практике будет результативным, если будет учитывать основополагающий факт: светская этика во многом явилась результатом секуляризации предшествующей культуры, вырастая исторически на базе религиозной. Данное обстоятельство сделает правомерным анализ проблематики и в контексте религиозного мировоззрения, что в известной мере определило структуру диссертации. Светская этика подвергает добро теоретическому анализу, выясняет его смысловое содержание, природу и происхождение. Религиозная этика истолковывает добро как выражение воли Бога. Добру противостоит зло, олицетворенное в образе противника Бога. Моральное зло следует отличать от социального зла вообще. Последнее может проявлять себя в ипостаси не только морального, но и более широко, обнимая совокупность явлений, противоречащих культурным интересам и жизненным потребностям человека. Моральное зло тоже характеризует общественные явления, поскольку эти явления рассматриваются нравственным сознанием как проявление воли определенного лица, которое отступило от должного поведения. Идея различения добра и зла при таком подходе переплетается с мыслью об активной эволюции взаимоотношений человеческого общества и Вселенной, основанной на целостности нравственных, познавательных, творческих созидательных стремлений каждого человека. Актуальность анализу диалектики добра и зла в ее социально-философском аспекте придают и серьезные изменения в российском общественном сознании, смешение нравственных ориентиров, растущая популярность позиции морального релятивизма. Вместе взятое это делает необходимым исследование проблемы добра и зла в вышеуказанном плане. Ряд положений диссертации, помимо их теоретической значимости, могут найти применение в учебных курсах философии, обществоведческих дисциплин, в социально-культурных проектах. Степень разработанности проблемыПервые попытки осмысления добра и зла имеют место уже в философии стран Древнего Востока, античности. Ведь уже в учениях тех эпох в общем плане содержится программа культурного развития человека и общества. Философская мысль античности исследует соотносительность понятий добра и зла, их разнообразное объединение в человеческой деятельности, полярность оценок одного и того же явления, необходимость познания добра и зла как условие моральности, нравственное поведение граждан как условие развития государства. В дальнейшем авторы масштабных социально-философских учений в той или иной степени явно обращались уже к проблеме диалектики добра и зла и их роли в жизни человека и общества. В научной литературе, социально-философской и этической проблематики можно условно выделить несколько групп работ, в целом объединяющих разноплановые трактовки социальной роли добра и зла, их диалектики в культуре человеческого общества. Первая объединяет труды, в которых основу понимания взаимосвязи добра и зла составляет феномен морального выбора как самоопределения человека по отношению к надындивидуальному идеалу и деятельность по его «воплощению в жизнь». В эту категорию попадают исследования Р.Г. Апресяна, В.Н. Назарова, В.Ш. Сабирова, В.В. Сербиенко, А.П. Скрипника, О.С. Соиной, С.С. Хоружего и другие работы. Авторы второй группы работ больше внимания уделяют рассмотрению анализируемых проблем в русле единства нравственного и социального прогресса. Трактовка социальной роли добра в трудах, ориентированных на данную парадигму, обобщается в понимании добра как динамичного объединения личных и общественных интересов. Такими исследованиями являются труды Л.М. Архангельского, В.С. Барулина, А.А. Гусейнова, О.Г. Дробницкого, Н.Н. Моисеева, В.С. Семенова, Ю.М. Смоленцева, В.Н. Шердакова, В.Г. Федотовой и ряд других. Работы третьей группы отличаются от двух предыдущих последовательной реализацией диалектического метода в изучении общественной жизни. Согласно этой концепции построены труды В.А. Андрусенко, А.Н. Бугреева, Р.И. Ивановой, Э.В. Ильенкова, В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзона, З.М. Оруджева, Ю.А. Харина, В.К. Шановского. Зарубежные авторы затрагивают проблемы, исследуемые в диссертации, преимущественно в связи с анализом категорий этики. Такой подход использован в работах: Т. Адорно, Ф. Брентано, Дж. Мура, B.N. Moore, R.M. Stewart и других. В целом анализу морального значения добра и зла исследователи уделяют несравненно больше внимания, чем исследованию их диалектики, выявлению их социальной значимости в более широком плане, невольно указывая, таким образом, на необходимость изучения последней. Подобный подход привел к подробной разработке понимания регулятивной роли добра и зла как фактора деятельности субъекта, его приверженцы лишь кратко затрагивают влияние представлений о добре и зле, их диалектичности на жизнедеятельность человека, социальных сообществ разных масштабов. Жизненная потребность изучения именно этих аспектов состоит в том, что они не исчерпываются только теоретическим значением. Необходимость исследовать диалектику добра и зла, ее проявления в социальной жизни порождена и практическими проблемами – сохранения человеческого общества, выявления и преодоления в нем деструктивных тенденций (преображение зла), и достижения гармоничного, целостного развития его на пути реализации добра. Объект исследования – диалектика добра и зла в различных формах социально-культурных проявлений. Предмет исследования – генезис идеи диалектики добра и зла, анализ функций диалектики добра и зла в формировании целостной личности, построении гуманистического общества. Цель и задачи исследования Автор диссертации ставит цель осуществить комплексное исследование диалектики добра и зла в социально-философском контексте. Для достижения цели диссертант решает следующие задачи:
Теоретическими и методологическими основаниями диссертационного исследования служат: диалектика как всеобщий метод научного познания, предметно-практической деятельности; метод сравнительного анализа; системный подход; философская герменевтика. |
Национализм как фактор социально-политических трансформаций: опыт... Работа выполнена на кафедре социально-гуманитарных дисциплин ано впо центросоюза РФ «Российский университет кооперации» | Рассказа Е. И. Носова «Кукла». Цель урока В этом рассказе? Проблемы добра и зла | ||
Урок по теме «Добро и зло» Цель. Формирование нравственных ценностей: добра и зла, скромности, милосердия, дружелюбия, честности | Тема: «Зимние забавы» Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки | ||
Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака» Познакомить учащихся с текстом рассказа и проанализировать его содержание в соответствии с темой урока | Методическая разработка урока по теме «Добро и зло» Цель. Формирование нравственных ценностей: добра и зла, скромности, милосердия, дружелюбия, честности | ||
Урока Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки | Занятие по развитию речи «Животные Севера» Программное содержание Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки | ||
Конспект непосредственно образовательной деятельности по икт тема: «Животные севера» Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки | Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности... Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Помочь обучающимся задуматься о сущности добра и зла, предназначении совести, значении раскаяния | Проект долгосрочный на тему: «Чудо-огород»( недель) Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: приобщение к общечеловеческим ценностям, создание условий для понимания значения понятий добра и зла | Конкурс (2009г.) Конспект занятия по изобразительной деятельности... Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: мультимедиапроектор, условные изображения добра и зла, фломастеры, карточки раздаточного материала, кроссворд для домашнего... | Борьба добра и зла в героях романа М. А. Булгакова Мастер и Маргарита План содержания реферата простой, что несколько затрудняет обзор его идейного своеобразия, но в то же время усиливает чёткость логического... |