Скачать 494.71 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ «философии и культурологии»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины «Теория и практика аргументации» федерального компонента цикла ОПД (Ф.01) по специальности ( ) Культурология. Составитель: Ляшов В.В. Ростов-на-Дону 2010 ОГЛАВЛЕНИЕ
Цели и задачи курса.Изучение данной дисциплины бакалаврами по специальности «философия» обусловлено тем, что их профессиональная деятельность будет связана, так или иначе, с вербальной коммуникацией. Поэтому, наряду с владением специальными знаниями, одним из критериев современного профессионала-журналиста является овладение аналитическим стилем мышления и высоким интеллектуальным потенциалом, развитие коммуникативных способностей, умений обосновывать, доказывать, критиковать, то есть убеждать. Изучение данного курса, несомненно, должно помочь в развитии у студентов таких навыков и умений, так как курс «Теория и практика аргументации» имеет преимущественно прикладную функцию. ЦЕЛЬ изучения дисциплины «Теория и практика аргументации»: формирование общих представлений об аргументации как способе речевого воздействия; приобретение и развитие навыков аргументации для повышения эффективности коммуникативных способностей; развитие систематического, доказательного мышления. ЗАДАЧИ (знания и умения, приобретаемые в процессе обучения): - освоение логических основ аргументации (доказательства и опровержения); - получение знаний о составе, способах и основных правилах аргументации; - умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами и способность оценивать эти умения у других; - выявление и анализ различных видов ошибок в процессе аргументации; - овладение общими принципами диалога и полемики; - приобретение культуры ведения дискуссии, переговоров, спора; - умение получать новую (скрытую) информацию через интенсивный обмен информацией в процессе аргументации; - развитие навыков аналитической деятельности; - проявление креативности мышления в процессе принятия решений.
Модуль может содержать 3 подмодуля и промежуточный контроль:
Методическое руководство. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ РЕЗЮМЕ КУРСА. Подмодуль 1. Предмет и задачи теории аргументации. Предмет теории аргументации. Определение аргументации. Особенности процедур обоснования в реальной речевой деятельности. Аргументация как отрасль научного знания, соединяющая исследование, обоснование и убеждение. Проблема обоснования в познании и общении. Междисциплинарный характер исследований аргументационного процесса. Различные подходы к аргументации (логический, когнитивный, психологический, прагматический). Основные задачи аргументации. Основные подходы к построению теории аргументации. Культурно-семиотические системы аргументации (миф, искусство, наука, политика, философия, повседневность). Подмодуль 2. Основные исторические этапы становления и развития теории аргументации. Возникновение интереса к силе слова в Древнем мире. Формирование западной традиции аргументации. Софисты: формирование риторики как искусства красноречия, эристики - как искусства спора и диалектики - как искусства доказательства. Диалектика Сократа и Платона. Аристотелевский анализ логических и психологических основ процесса аргументации. Аристотелевская традиция в риторике. «Топика» как систематическое рассмотрение принципов рациональной дискуссии. Компоненты речи, способы убеждения, роль примеров. Римское ораторское искусство и его значение в античном Риме. Цицерон об ораторском искусстве. Принцип уместности как базовый принцип риторической практики. Проблемы аргументации в период господства средневековой схоластики. Грамматика, диалаектика и риторика в средневековых университетах. Отрыв риторики от философии и логики в период Возрождения. Ф.Бэкон: аргументация как метод убеждения в научном познании. Картезианская логика. Грамматика и логика Пор-Рояля. Х.Вольф о теоретической и прикладной логике. Возрождение интереса к проблемам аргументации, диалога и убеждения в 40-х гг. ХХ века. "Новая риторика" Х.Перельмана. Модель аргументации Ст. Тулмина. "Критическое мышление" и неформальная логика. Прагма-диалектический подход к исследованию аргументации и его основные принципы. Подмодуль 3. Логические основы аргументации. Аргументация как вид деятельности, форма мышления и способ рассуждения. Структурные элементы аргументации - спорное положение, тезис, аргументы. Понятие поля аргументации. Правила корректной аргументации. Понятие доказательства. Структура доказательства: тезис, аргументы (основания), демонстрация. Прямое и косвенное доказательство. Виды косвенных доказательств. Правила проведения доказательства и возможные ошибки в доказательствах. Софизмы, паралогизмы, парадоксы. Опровержение как логический процесс обоснования ложности некоторого положения. Способы опровержений: опровержение тезиса, опровержение аргументов, опровержение демонстрации. Критика, ее цели и способы. Структура доказательства и аргументации: сравнительный анализ. Глоссарий Аргументация – это операция обоснования каких-либо суждений, в которой наряду с логическими применяются также речевые, эмоционально-психологические и другие нелогические методы и приемы убеждающего воздействия. Аргументы, или доводы, - это исходящие теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис. Антитезис – суждение, противоречащее тезису, истинность которого необходимо влечет ложность тезиса, тогда как ложность его достоверно свидетельствует об истинности тезиса. Демонстрация – это логическая связь между аргументами и тезисом. Доказательство – это логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Критика – неполное обоснование ложности тезиса. Неориторика (греч.) — новая риторика, возникла во второй половине XX в. на основе идей классической риторики как поиск оптимальных алгоритмов общения, речевого воздействия на людей. В основу неориторики положены новые научные направления — психолингвистика, теория коммуникации, лингвистика текста и др. Оппонент - участник аргументативного процесса, который выражает несогласие с позицией пропонента. Опровержение – это логическая операция полного обоснования ложности какого-либо суждения. Подтверждение – неполное (с вероятностью) подтверждение тезиса. Пропонент – участник аргументативного процесса, который выдвигает и отстаивает определенное положение. Тезис – это выдвинутое пропонентом суждение, которое он обосновывает в процессе аргументации. Практический блок учебных единиц. Вариативные задания: Подмодуль 2. Основные исторические этапы становления и развития теории аргументации.
«Юноши по своему нраву склонны к желаниям, а также склонны исполнять то, чего пожелают… По отношению к страстям они переменчивы и легко пресыщаются ими, они сильно желают и скоро перестают желать; их желания пылки, но не сильны, как жажда и голод у больных. Они страстны, вспыльчивы и склонны следовать гневу. Они любят почет, но еще более любят победу, потому что юность жаждет превосходства, а победа есть некоторого рода превосходство. Они не злы, а добродушны, потому что еще не видели многих низостей. Они легковерны, потому что еще не во многом были обмануты.. Они преимущественно живут надеждой, потому что надежда касается будущего, а воспоминание — прошедшего; у юношей же будущее продолжительно, прошедшее же кратко… Их легко обмануть вследствие сказанного: они легко поддаются надежде […] Они во всем грешат крайностью и излишеством, они все делают через меру: чересчур любят и чересчур ненавидят и во всем остальном также. Они считают себя всеведущими и утверждают это. Они любят посмеяться и сказать острое словцо, так как остроумие есть отшлифованное высокомерие». Характеристика старого возраста: «Что же касается людей более старых и пожилых, то их нравы слагаются, можно сказать, по большей части из черт, противоположных вышеизложенным: так как они прожили много лет и во многом были обмануты и ошибались, так как большая часть человеческих дел оказывается ничтожной, то они ничего положительно не утверждают и все делают в меньшей мере, чем следует. И все они «полагают», но ничего не «знают»; в своей нерешительности они всегда прибавляют «может быть» и «пожалуй» и обо всем они говорят так, ни о чем не рассуждая решительно. Они злонравны, потому что злонравие есть понимание всего в дурную сторону. Они подозрительны вследствие своей недоверчивости, а недоверчивы вследствие своей опытности. Они малодушны, потому что жизнь смирила их: они не жаждут ничего великого и необыкновенного, но лишь того, что полезно для существования. Они не щедры, потому что имущество — одна из необходимых вещей, а вместе с тем они знают по опыту, как трудно приобрести и как легко потерять. Они трусливы и способны всего заранее опасаться, они настроены противоположно юношам: они охлаждены годами, а юноши пылки; таким образом, старость пролагает дорогу трусости, ибо страх есть охлаждение. Они привязаны к жизни, и чем ближе к последнему дню, тем больше, потому что желание касается того, чего нет, и в чем люди нуждаются, того они особенно желают. Они не поддаются надеждам вследствие своей опытности, ибо житейское по большей части ничтожно, и по большей части оно оканчивается дурно; они таковы еще вследствие своей трусости. И они более живут воспоминаниями, чем надеждой, потому что для них остающаяся часть жизни коротка, надежда относится к будущему, воспоминание же — к прошедшему. В этом же причина их болтливости: они постоянно говорят о прошедшем, потому что испытывают наслаждение, предаваясь воспоминаниям. И гнев их пылок, но бессилен, а из страстей одни у них исчезли, другие утратили свою силу, так что они не склонны желать и не склонны действовать сообразно своим желаниям, но сообразно выгоде. Поэтому люди в таком возрасте кажутся умеренными, ибо страсти их ослабели и подчиняются выгоде. И они в своей жизни более руководятся расчетом, чем сердцем, потому что расчет имеет в виду полезное, а сердце — добродетель. Они поступают справедливо вследствие злобы, а не вследствие высокомерия».
Как вы думаете, каковы основания для высказывания утверждения? Приведите примеры подтверждающие мысль Бэкона. Подмодуль 3. Логические основы аргументации.
|
Федеральное агентство по образованию федеральное государственное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное... Охватывает все основное содержание программного материала | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию | Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное... Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7 | ||
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное... Методические рекомендации по усвоению учебного материала и организации самостоятельной работы 18 | Федеральное агентство по образованию информационное сообщение об... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное... Темы рефератов к разделу Проблемы теории и практики применения уголовного наказания в России и Германии | Федеральное агентство по физической культуре и спорту примерные программы... Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное агентство по образованию федеральное государственное... Изотова Елена Анатольевна – учитель биологии муниципальной средней общеобразовательной школы №1 г. Галича | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... | ||
Федеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное... Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное агентство по образованию государственное образовательное... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»... | ||
Программа рассмотрена на заседании Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное агентство морского и речного транспорта РФ федеральное... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |