Федеральное агентство по образованию федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 494.71 Kb.
НазваниеФедеральное агентство по образованию федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/4
Дата публикации07.08.2013
Размер494.71 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ «философии и культурологии»

Рассмотрено и рекомендовано

на заседании кафедры «философии и методологии науки»

Протокол № 7

«1» марта 2010 г.

Зав. кафедрой _________

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

(зам. декана по учебной работе)

___________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «Теория и практика аргументации»

федерального компонента цикла ОПД (Ф.01)

по специальности ( ) Культурология.

Составитель: Ляшов В.В.

Ростов-на-Дону

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………4

  2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН…………………………………….....…10

  3. МОДУЛЬ 1. История и логические основы аргументации……….…………11

    1. Методическое руководство………………………………………… …..12

    2. Система контроля………………………………………………………...19

    3. Учебно-методическая литература к модулю…………………………...22

  4. МОДУЛЬ 2. Стратегия и тактика аргументации………………………….…..23

    1. Методическое руководство……………………………………….……..24

    2. Система контроля………………………………………………………...33

    3. Учебно-методическая литература к модулю…………………………...39

  5. МОДУЛЬ 3. Эротетика и паралингвистика в аргументации………………...40

    1. Методическое руководство…………………………………………….42

    2. Система контроля………………………………………………………..48

    3. Учебно-методическая литература к модулю…………………………..57




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Цели и задачи курса.


Изучение данной дисциплины бакалаврами по специальности «философия» обусловлено тем, что их профессиональная деятельность будет связана, так или иначе, с вербальной коммуникацией. Поэтому, наряду с владением специальными знаниями, одним из критериев современного профессионала-журналиста является овладение аналитическим стилем мышления и высоким интеллектуальным потенциалом, развитие коммуникативных способностей, умений обосновывать, доказывать, критиковать, то есть убеждать. Изучение данного курса, несомненно, должно помочь в развитии у студентов таких навыков и умений, так как курс «Теория и практика аргументации» имеет преимущественно прикладную функцию.

ЦЕЛЬ изучения дисциплины «Теория и практика аргументации»: формирование общих представлений об аргументации как способе речевого воздействия; приобретение и развитие навыков аргументации для повышения эффективности коммуникативных способностей; развитие систематического, доказательного мышления.

ЗАДАЧИ (знания и умения, приобретаемые в процессе обучения):

- освоение логических основ аргументации (доказательства и опровержения);

- получение знаний о составе, способах и основных правилах аргументации;

- умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами и способность оценивать эти умения у других;

- выявление и анализ различных видов ошибок в процессе аргументации;

- овладение общими принципами диалога и полемики;

- приобретение культуры ведения дискуссии, переговоров, спора;

- умение получать новую (скрытую) информацию через интенсивный обмен информацией в процессе аргументации;

- развитие навыков аналитической деятельности;

- проявление креативности мышления в процессе принятия решений.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.




Модуль

Лпр/з

СРС

Всего

Подмодули

1. История и логические основы аргументации.

12

6

18

  1. Предмет и цели теории аргументации.

2

-

2

  1. Основные исторические этапы становления развития теории аргументации.

6

4

10

  1. Логические основы аргументации.

4

2

6

2. Стратегия и тактика аргументации.

12

2

14

1. Стратегические модели аргументации: диалог, полемика, спор и дискуссия.

6

2

10

2. Тактические приемы аргументации.

6




6

3. Эротетика и паралингвистика в аргументации.

12

6

18

  1. Вопросно-ответные процедуры в теории и практике аргументации.

6

2

8

  1. Паралингвистические средства в теории и практике аргументации.

6

4

10

Всего

36

14

50



  1. МОДУЛЬ I. ИСТОРИЯ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ.

Модуль может содержать 3 подмодуля и промежуточный контроль:

Модуль

Модуль «История и логические основы аргументации»

Подмодули

Предмет и задачи теории аргументации

Основные исторические этапы становления и развития теории аргументации.

Логические основы аргументации.

Учебные единицы

лпр/з

срс

лпр/з

срс

лпр/з

срс

часы

2

-

6

4

4

2


Методическое руководство.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ РЕЗЮМЕ КУРСА.

Подмодуль 1. Предмет и задачи теории аргументации.

Предмет теории аргументации. Определение аргументации. Особенности процедур обоснования в реальной речевой деятельности. Аргументация как отрасль научного знания, соединяющая исследование, обоснование и убеждение. Проблема обоснования в познании и общении.

Междисциплинарный характер исследований аргументационного процесса.  Различные подходы к аргументации (логический, когнитивный, психологический, прагматический). Основные задачи  аргументации. Основные подходы к построению теории аргументации. Культурно-семиотические системы аргументации (миф, искусство, наука, политика, философия, повседневность). 
Подмодуль 2. Основные исторические этапы становления и развития теории аргументации.

Возникновение интереса к силе слова в Древнем мире. Формирование западной традиции аргументации. Софисты: формирование риторики как искусства красноречия, эристики - как искусства спора и диалектики - как искусства доказательства. Диалектика Сократа и Платона. Аристотелевский анализ логических и психологических основ процесса аргументации. Аристотелевская традиция в риторике. «Топика» как систематическое рассмотрение принципов рациональной дискуссии. Компоненты речи, способы убеждения, роль примеров. Римское ораторское искусство и его значение в античном Риме. Цицерон об ораторском искусстве. Принцип уместности как базовый принцип риторической практики. 

Проблемы аргументации в период господства средневековой схоластики. Грамматика, диалаектика и риторика в средневековых университетах. Отрыв риторики от философии и логики в период Возрождения. Ф.Бэкон: аргументация как метод убеждения в научном познании. Картезианская логика. Грамматика и логика Пор-Рояля. Х.Вольф о теоретической и прикладной логике. Возрождение интереса к проблемам аргументации, диалога и убеждения в 40-х гг. ХХ века. "Новая риторика" Х.Перельмана.  Модель аргументации Ст. Тулмина. "Критическое мышление" и неформальная логика. Прагма-диалектический подход к исследованию аргументации и его основные принципы. 

Подмодуль 3. Логические основы аргументации.

Аргументация как вид деятельности, форма мышления и способ рассуждения. Структурные элементы аргументации - спорное положение, тезис, аргументы. Понятие поля аргументации. Правила корректной аргументации.

Понятие доказательства. Структура доказательства: тезис, аргументы (основания), демонстрация. Прямое и косвенное доказательство. Виды косвенных доказательств. Правила проведения доказательства и возможные ошибки в доказательствах. Софизмы, паралогизмы, парадоксы.

Опровержение как логический процесс обоснования ложности некоторого положения. Способы опровержений: опровержение тезиса, опровержение аргументов, опровержение демонстрации. Критика, ее цели и способы. Структура доказательства и аргументации: сравнительный анализ. 

Глоссарий

Аргументация – это операция обоснования каких-либо суждений, в которой наряду с логическими применяются также речевые, эмоционально-психологические и другие нелогические методы и приемы убеждающего воздействия.

Аргументы, или доводы, - это исходящие теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис.

Антитезис – суждение, противоречащее тезису, истинность которого необходимо влечет ложность тезиса, тогда как ложность его достоверно свидетельствует об истинности тезиса.

Демонстрация – это логическая связь между аргументами и тезисом.

Доказательство – это логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.

Критика – неполное обоснование ложности тезиса.

Неориторика (греч.) — новая риторика, возникла во вто­рой половине XX в. на основе идей классической риторики как поиск оптимальных алгоритмов общения, речевого воз­действия на людей. В основу неориторики положены новые научные направления — психолингвистика, теория коммуни­кации, лингвистика текста и др.

Оппонент - участник аргументативного процесса, который выражает несогласие с позицией пропонента.

Опровержение – это логическая операция полного обоснования ложности какого-либо суждения.

Подтверждение – неполное (с вероятностью) подтверждение тезиса.

Пропонент – участник аргументативного процесса, который выдвигает и отстаивает определенное положение.

Тезис – это выдвинутое пропонентом суждение, которое он обосновывает в процессе аргументации.

Практический блок учебных единиц.

Вариативные задания:

Подмодуль 2. Основные исторические этапы становления и развития теории аргументации.

  1. Прочитайте высказывания Аристотеля о стариках и юношах. Приведите по 3 аргумента «За» и по 3 аргумента «Против» на тему необходимости овладения искусством аргументации для юношей и для стариков.

«Юноши по своему нраву склонны к желаниям, а также склонны исполнять то, чего пожелают… По отношению к страстям они переменчивы и легко пресыщаются ими, они сильно желают и ско­ро перестают желать; их желания пылки, но не сильны, как жажда и голод у больных. Они страстны, вспыльчивы и склонны следовать гневу. Они любят почет, но еще более любят победу, потому что юность жаждет превосходства, а победа есть некоторого рода пре­восходство. Они не злы, а добродушны, потому что еще не видели многих низостей. Они легковерны, потому что еще не во многом были обмануты.. Они преимущественно живут надеждой, потому что надеж­да касается будущего, а воспоминание — прошедшего; у юношей же будущее продолжительно, прошедшее же кратко… Их легко обмануть вследствие сказанного: они легко поддаются надежде […] Они во всем грешат крайностью и излишеством, они все делают через меру: чересчур любят и чересчур ненавидят и во всем остальном также.

Они считают себя всеведущими и утверждают это. Они любят посмеяться и ска­зать острое словцо, так как остроумие есть отшлифованное высоко­мерие».

Характеристика старого возраста:

«Что же касается людей более старых и пожилых, то их нравы слагаются, можно сказать, по большей части из черт, противополож­ных вышеизложенным: так как они прожили много лет и во многом были обмануты и ошибались, так как большая часть человеческих дел оказывается ничтожной, то они ничего положительно не утвержда­ют и все делают в меньшей мере, чем следует. И все они «полага­ют», но ничего не «знают»; в своей нерешительности они всегда прибавляют «может быть» и «пожалуй» и обо всем они говорят так, ни о чем не рассуждая решительно. Они злонравны, потому что зло­нравие есть понимание всего в дурную сторону.

Они подозрительны вследствие своей недоверчивости, а недовер­чивы вследствие своей опытности. Они ма­лодушны, потому что жизнь смирила их: они не жаждут ничего ве­ликого и необыкновенного, но лишь того, что полезно для существования. Они не щедры, потому что имущество — одна из необходимых вещей, а вместе с тем они знают по опыту, как труд­но приобрести и как легко потерять. Они трусливы и способны всего заранее опасаться, они настроены противоположно юношам: они охлаждены годами, а юноши пылки; таким образом, старость пролагает дорогу трусости, ибо страх есть охлаждение. Они привя­заны к жизни, и чем ближе к последнему дню, тем больше, пото­му что желание касается того, чего нет, и в чем люди нуждаются, того они особенно желают. Они не поддаются надеждам вследствие своей опытности, ибо житейское по большей части ничтожно, и по большей части оно оканчивается дурно; они таковы еще вследствие своей трусости. И они более живут воспо­минаниями, чем надеждой, потому что для них остающаяся часть жизни коротка, надежда относится к будущему, воспоминание же — к прошедшему.

В этом же причина их болтливости: они постоянно говорят о прошедшем, потому что испытывают наслаждение, предаваясь вос­поминаниям. И гнев их пылок, но бессилен, а из страстей одни у них исчезли, другие утратили свою силу, так что они не склонны желать и не склонны действовать сообразно своим желаниям, но сообразно выгоде. Поэтому люди в таком возрасте кажутся умерен­ными, ибо страсти их ослабели и подчиняются выгоде. И они в своей жизни более руководятся расчетом, чем сердцем, потому что расчет имеет в виду полезное, а сердце — добродетель. Они посту­пают справедливо вследствие злобы, а не вследствие высокомерия».

  1. Френсису Бэкону принадлежит следующая мысль: «Мало есть писателей, которые достигнув шестидесяти лет, не желали бы зачеркнуть то, что они написали, будучи двадцати или тридцати лет».

Как вы думаете, каковы основания для высказывания утверждения? Приведите примеры подтверждающие мысль Бэкона.
Подмодуль 3. Логические основы аргументации.

  1. Проанализируйте следующие доказательства:

  1. Длины всех окружностей равны. Возьмем два произвольных диска различных диаметров, через центры которых проденем общую ось и жестко скрепим диски (склеим). Начнем катить больший диск по плоскости, тогда меньший будет "катиться" по мысленной плоскости, находящейся над первой. Поскольку диски жестко скреплены, то количество оборотов, сделанных большим диском при качении всегда будет равно количеству оборотов, сделанных меньшим диском. И в то же время путь, пройденный большим диском, равен пути, пройденному меньшим диском. Но путь, пройденный диском при качении равен длине его окружности, умноженной на количество сделанных оборотов. Таким образом, поскольку пути, пройденные большим и меньшим дисками, равны и диски сделали одинаковое число оборотов, длины их окружностей также равны.

  2. Трое путников заплатили за обед в придорожном ресторане 30 рублей (сложившись каждый по 10 рублей). Однако - только они вышли - официант решил, что обсчитал их слишком сильно и послал мальчика вернуть им 5 рублей. Мальчик же решил, что хватит им и 3 рублей, которые тут же отдал путникам, а себе оставил 2 рубля за услугу. Таким образом, в итоге путники заплатили за обед 27 рублей + 2 рубля остались у мальчика, и получается всего 29 рублей, т.е. 30 = 29.

  3. В «Апологии Сократа» Платона Сократ говорит: «...велика ли надежда, что смерть есть благо? Умереть, говоря по правде, значит одно из двух: или перестать быть чем бы то ни было, так что умерший не испытывает никакого ощущения от чего бы то ни было, или же это есть для души какой-то переход, переселение ее отсюда в другое место, если верить тому, что об этом говорят. И если бы это было отсутствием всякого ощущения, все равно что сон, когда спят так, что даже ничего не видят во сне, то смерть была бы удивительным приобретением... Так если смерть такова, я со своей стороны назову ее приобретением, потому что таким-то образом выходит, что вся жизнь ничем не лучше одной ночи. С другой стороны, если смерть есть как бы переселение отсюда в другое место и если правду говорят, будто там все умершие, то есть ли что-нибудь лучше этого, о мужи судьи? ...чего бы не дал всякий из вас за то, чтобы быть с Орфеем, Мусеем, Гесиодом, Гомером? Что меня касается, то я желаю умирать много раз, если все это правда».




  1. Исходя из жизненного опыта и здравого смысла проиллюстрируйте в доказательной форме, что:

  1. пользуетесь уважением и доверием у своих кол­лег, сокурсников;

  2. умеете трудиться от зари до зари, не получая не­медленной отдачи;

  3. личное для вас не важнее общественного;

  4. умеете руководить людьми, и что это у вас по­лучается;

  5. мудрость всегда в моде.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное агентство по образованию федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию федеральное государственное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное...
Охватывает все основное содержание программного материала
Федеральное агентство по образованию федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
Федеральное агентство по образованию федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное...
Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7
Федеральное агентство по образованию федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное...
Методические рекомендации по усвоению учебного материала и организации самостоятельной работы 18
Федеральное агентство по образованию федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию информационное сообщение об...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное...
Темы рефератов к разделу Проблемы теории и практики применения уголовного наказания в России и Германии
Федеральное агентство по образованию федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по физической культуре и спорту примерные программы...
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию федеральное государственное...
Изотова Елена Анатольевна – учитель биологии муниципальной средней общеобразовательной школы №1 г. Галича
Федеральное агентство по образованию федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...

Федеральное агентство по образованию федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное...
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»...
Федеральное агентство по образованию федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма рассмотрена на заседании
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство морского и речного транспорта РФ федеральное...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск