Скачать 6.81 Mb.
|
Святитель Иоанн Златоуст Полное собрание творений Том 7 (Часть 2) Толкование на святого Матфея евангелиста БЕСЕДА СОРОК ПЯТАЯ. Изъяснение 13:10-23. Благоразумие учеников. - Благодать не уничтожает свободы. - Иудеи сами были причиною того, что не понимали учения Христова. - Христос хотел их обращения и спасения. - Грех не есть дело природы или необходимости. - Многообразие путей спасения. - Увещание к милостыне и сострадательности к бедным. БЕСЕДА СОРОК ШЕСТАЯ. Изъяснение 13:24-33. Отличие притчи от предыдущей. - Дьявол придает заблуждению подобие истины. - Необходимость постоянного бодрствования. - Не должно убивать еретиков; не запрещается их обуздывать. Действие и сила апостольской проповеди. - Не чудотворения, а добродетели соделали великими апостолов и других святых. - Благодать чудотворений и привлекается добродетельною жизнью, и дается для исправления других. - В чем состоит истинно добрая жизнь. БЕСЕДА СОРОК СЕДЬМАЯ. Изъяснение 13:34-52. Для чего Христос учил в притчах. - Не должно понимать притчей буквально. - Важность и многоценность проповеди. - Отречение от всего житейского есть не потеря, а приобретение. - Одной веры не довольно для спасения. -Вред нерадения о чтении Писания. - Глава и члены добродетели. - Ев. Матфей, как пример добродетели. - Без милостыни невозможно спасение. - Превосходство души произвольно-убогого над душою богатого. БЕСЕДА СОРОК ВОСЬМАЯ. Изъяснение 13:53 - 14:11. Незнатность происхождения Христа должна была вызывать большее удивление к Его учению. - Почему в отечестве своем Христос сотворил немногие чудеса. Мнение Ирода о Христе. - Преступление Иродиады и Ирода. - В чем состоял закон, нарушенный Иродом. - Вред пляски и пиршеств. - Страдания, причиняемые праведнику, увеличивают его награду. - Распутство бывает причиною многих преступлений. - Грех покрывается не присовокуплением греха, а покаянием. - Должно не осмеивать, а прикрывать грехи ближних. - Преступность пиршеств, устрояемых для тунеядцев. - Должно исправлять тунеядцев, употребляя их на служение добрым делам. БЕСЕДА СОРОК ДЕВЯТАЯ. Изъяснение 14:13-32. Почему Христос после известия о смерти Иоанна удаляется в пустыню. - Привязанность народа ко Христу. - Несовершенство веры учеников. - Почему одни чудеса Христос совершал собственною властью, другие именем Отца. - Умножение хлебов свидетельствует, что Христос есть Творец всего видимого. - Способ совершения чуда и цель его. - Не должно искать людской славы. - Духовные блага должно предпочитать чувственным. - Милосердие превосходнее всех искусств. - Всякое искусство достойно своего имени, доколе служит к удовлетворению необходимого. - Против роскоши в обуви и одежде. БЕСЕДА ПЯТИДЕСЯТАЯ. Изъяснение 14:23-36. Для чего Христос попускает ученикам обуреваться волнами и страхом. - Бог посылает сильнейшее испытание, когда хочет избавить от опасностей. - Сила любви Петра ко Христу; его маловерие. - Действие чуда на учеников и народ. - Христос и ныне предлагает Себя всем в евхаристии. - Евхаристия ничем не отличается от вечери, совершенной Самим Христом. - Евхаристия требует совершенной чистоты от приступающего к ней. - Милостыня угоднее Богу, чем богатые приношения во храм. БЕСЕДА ПЯТЬДЕСЯТ ПЕРВАЯ. Изъяснение 15:1-20. Иудейские священники виновны были во введении новых постановлений и в предпочтении их заповедям Божиим. - Почему ученики Христа ели неумытыми руками. - Фарисеи учили под видом благочестия презирать заповеди закона. - Христос отвергает постановления о пище и - прикровенно - все другие обрядовые предписания. - Христос не порицает закона. - Человека оскверняет нечистота сердца. - Должно приступать к молитве с чистыми устами и сердцем, свободным от гнева. - Не должно молиться против врагов. - Обижающий причиняет вред только самому себе. БЕСЕДА ПЯТЬДЕСЯТ ВТОРАЯ. Изъяснение 15:21-31. Христос отверзает дверь язычникам. - Сила веры и смирения хананеянки. - Почему Христос медлил исполнением ее просьбы. - Милостыня ценится не по количеству подаваемого, а по силе расположения. - Превосходство милостыни пред всеми другими искусствами. - Наклонность к милосердию положена в самой природе. - Милосердие - отличительный признак человека. - Хищник не может получить плода милостыни. БЕСЕДА ПЯТЬДЕСЯТ ТРЕТЬЯ. Изъяснение 15:32 - 16:12. Несомненность чудесного насыщения. - Несовершенство веры учеников. - Их любомудрие. - Почему Христос не дал знамения просившим иудеям. - Малые по видимости чудеса Христовы по своей силе превосходили великие. - Строгость бывает так же полезна, как и снисходительность. - Настоящая жизнь есть смена радостей и печалей. - Ничто не доставляет большей радости, как добродетель. - Память добрых дел служит великим утешением в час смерти. БЕСЕДА ПЯТЬДЕСЯТ ЧЕТВЕРТАЯ. Изъяснение 16:13-23. Для чего Христос спрашивает учеников предварительно о мнении народа о Нем. - В каком смысле Петр исповедал Христа Сыном Божиим. - Единосущие Христа с Отцом. - Почему до страданий Спаситель запрещал разглашать, что Он есть Христос. - Тайна креста и воскресения неизвестна была и апостолам. - Не должно стыдиться креста Христова. - С какими мыслями и расположениями должно совершать знамение креста. - Сила креста. - Христианин не должен иметь ничего общего с землею. - Легкоисполнимость заповедей. БЕСЕДА ПЯТЬДЕСЯТ ПЯТАЯ. Изъяснение 16:24-27. По примеру Христа должно всегда быть готовым на смерть. - Почему Христос не принуждает, а приглашает к последованию за Собою. - Что значит отвергнуться самого себя. - До чего должно простираться самоотвержение. - Не всякое страдание является последованием Христу. - В чем истинное спасение и истинная погибель души. - Равночестие и единосущие Сына с Отцом. - Похвала жизни иноков. - Изъяснение употребляемой ими молитвы после принятия пищи. - Увещание подражать образу жизни иноков. БЕСЕДА ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТАЯ. Изъяснение 16:28 - 17:9. Почему Христос более говорит о наградах, чем угрожает наказаниями. - Почему являются при преображении Моисей и Илия. - От учеников Христовых требуется большее совершенство, чем показали Моисей и Илия. - Любовь Петра ко Христу. - Равенство Сына с Отцом. - Почему Христос запрещал разглашать о Своем преображении до страданий. - Слава будущего пришествия Христова. - Добродетель легка, порок тягостен. - Против ростовщичества. БЕСЕДА ПЯТЬДЕСЯТ СЕДЬМАЯ. Изъяснение 17:10-21. Двоякое пришествие Христа. - Илия - предтеча второго пришествия. - Почему Иоанн называется Илиею. - Чудо может совершаться как по вере посредника, так и одною силою чудотворца. - Маловерие отца бесноватого отрока. - Почему бесноватые называются лунатиками. - Апостолы не всегда были одинаково совершенны. - Для изгнания демонов необходим пост, соединенный с молитвою. - Роскошь и пьянство источник всех зол. - Должно осуждать не вино, а пьянство. - Пагубные следствия пьянства. БЕСЕДА ПЯТЬДЕСЯТ ВОСЬМАЯ. Изъяснение 17:22 - 18:6. Значение смерти Христовой и воскресение непонятны были ученикам. - Что такое дидрахма, которую спрашивали со Христа. - Христос - истинный Сын Божий и владыка вселенной. - Страсть тщеславия не чужда была ученикам. - Примером отрока Христос научает смирению и простосердечию. - Великость награды и наказания презирающим людей смиренных. - Высокомерие делает человека безумным. - Знатность происхождения не дает никакого действительного преимущества. - Богатство лишает благородства и свободы. - Почести не приносят пользы телу и вредят душе. БЕСЕДА ПЯТЬДЕСЯТ ДЕВЯТАЯ. Изъяснение 18:7-14. Для чего говорит Христос о пришествии соблазнов. - Непреложность пророчества не уничтожает свободы воли. - Погибель не зависит от соблазнов. - Польза соблазнов. - Всякий бывает добродетелен или порочен по своей воле. - Зло не совечное Богу начало. - Зло есть неповинение Богу, происходящее от беспечности. - Путь для избежания соблазнов, указанный Христом. - Должно заботиться о спасении ближних. - Одно благочестие должно утверждать узы дружества. - В заботе о спасении ближних должно быть терпеливым. - Для спасения не достаточно одной собственной добродетели. - Увещание заботиться о надлежащем воспитании юношей. БЕСЕДА ШЕСТИДЕСЯТАЯ. Изъяснение 18:15-20. Как должно обличать согрешающих. - Почему Спаситель посылает оскорбленного к оскорбившему и повелевает обличать ему, а не кому другому. - Цель обличения. - Почему молитва живущих согласно не всегда бывает услышана. - Любовь к ближним должна иметь основанием Христа. - Непостоянство любви, проистекающей из житейских выгод, и твердость любви ради Христа. БЕСЕДА ШЕСТЬДЕСЯТ ПЕРВАЯ. Изъяснение 18:21-35. Прощение обид - всегдашняя наша обязанность. - Сколь велико различие между грехами против Бога и против человека. - Величие благодеяний Божиих усугубляет тяжесть грехов против Бога. - Обличение пороков воинов, ремесленников, землевладельцев. - Изъяснение притчи о прощенном и оказавшемся неблагодарным должнике. - Польза безропотного перенесения обид. - Должно скорбеть о причиняющих нам зло. БЕСЕДА ШЕСТДЕСЯТ ВТОРАЯ. Изъяснение 19:1-15. Злоба и коварство фарисеев. - Нерасторжимость брака. - Христос научает предпочитать девство браку. - Отсечение членов- дело дьявольское. - Необходимость благодатной помощи для избирающих девство. - Должно уподобляться по душевным свойствам детям. - Незлобивый сильнее злого. - Примеры Давида и Саула. - Страсти причиняют вред обладаемым ими в настоящей жизни. БЕСЕДА ШЕСТЬДЕСЯТ ТРЕТЬЯ. Изъяснение 19:16-26. Намерение вопрошавшего юноши. - Смысл и цель ответа Христа. - Приращение богатства усиливает страсть к нему. - Нужна особая помощь благодати, чтобы при богатстве жить благочестиво. - Христос не усвояет дела спасения одному Богу. - Как должно ослаблять страсть к богатству. - Богатство бывает причиною бедствий в здешней жизни. - Размышление о бедствиях и опасностях, соединенных с богатством, предохраняет от обольщения им. БЕСЕДА ШЕСТЬДЕСЯТ ЧЕТВЕРТАЯ. Изъяснение 19:27 - 20:16. Бедность не препятствует быть совершенным. - Обетования Божии условны. - В каком смысле апостолам обещается суд над двенадцатью коленами. - Смысл и цель притчи о виноградаре и делателях. - Призвание зависит от готовности человека повиноваться Богу. - Для спасения нужны правая вера и добродетельная жизнь. - Пренебрежение одной какой-либо добродетели приводит к погибели. - Милосердие делает душу непобедимою для дьявола. - Не должно соблазняться примером ленивых. БЕСЕДА ШЕСТЬДЕСЯТ ПЯТАЯ. Изъяснение 20:17-28. Почему Христос о своих страданиях говорит ученикам наедине. - Апостолы не имели ясного знания о тайне страдания и воскресении. - Чего и с каким намерением просили сыновья Зеведеевы. - Как Христос исправляет их просьбу. - Степень прославления обусловливается достоинством дел. - Степень совершенства апостолов до и после сошествия Св. Духа. - Смирение умножает славу. - Нет ничего выше смирения и ниже гордости. - Доказательство превосходства смиренного над гордым. БЕСЕДА ШЕСТЬДЕСЯТ ШЕСТАЯ. Изъяснение 20:29 - 21:11. Настойчивая молитва преклоняет Бога. - Милосердие Христа простиралось только на достойных. - Чему научает событие беспрекословного отдания ослицы. - Жизнь Христа должна быть примером для нас. - Прообразовательное значение входа Христа на осляти. - Увещание к милостыне. - Недостаточность подаваемой милостыни сравнительно с богатством города (Антиохии). - Неизвинительность предлогов для отказа в милостыни. - Милостыня есть лучшее приобретение. БЕСЕДА ШЕСТЬДЕСЯТ СЕДЬМАЯ. Изъяснение 21:12-32. Ожесточение иудеев. - Значение хвалы отроков. - Для чего проклята смоковница. - Почему Христос не говорит иудеям о праве Своей власти. - Христос заставляет их осудить самих себя. - Для чего представляет им в пример блудниц и мытарей. - Никакой грешник не должен отчаиваться в исправлении, равно как добродетельный не должен предаваться беспечности. - Превосходство труда для добродетели пред мирскими трудами. БЕСЕДА ШЕСТЬДЕСЯТ ВОСЬМАЯ. Изъяснение 21:33-46. Толкование притчи о винограднике. - Христос предрекает отвержение иудеев и принятие язычников. - Иудеи сами виновны в своей погибели. - Блага будущие должно предпочитать настоящим. - Жизнь монашеская вожделеннее мирской жизни. - Описание образа жизни монахов. - Сравнение удовольствий, даваемых театром и монастырем. - Увещание поучаться жизни среди монахов. БЕСЕДА ШЕСТЬДЕСЯТ ДЕВЯТАЯ. Изъяснение 22:1-14. Сходство и различие притчей о винограднике и о брачном пире. - Почему царство небесное называется браком. - Три вины иудеев. - Попечение Божие об иудеях и их непризнательность. - Отвержение иудеев и призвание язычников. - Призвание бывает по благодати; должно соответствовать благодати послушанием. - Должно заботиться об одеянии души, не тела. - Указание на пример пустынников. - Простота жилища и трапезы монахов. - Безмятежность их жизни. - Презрение земных достоинств и отличий. БЕСЕДА СЕМИДЕСЯТАЯ. Изъяснение 22:15-33. Намерение иудеев уличить Христа в возмутительстве против власти. - Как обличает их Христос. - Кто были саддукеи. - Вымышленность их рассказа о жене, имевшей семь мужей. - Свойства и действительность будущего воскресения. - Изображение брани, подвигов и побед пустынников над пьянством и чревоугодием. - Сравнение трапезы сластолюбцев и пустынников. БЕСЕДА СЕМЬДЕСЯТ ПЕРВАЯ. Изъяснение 22:34-46. Связь заповедей о любви к Богу и ближнему. - За что Христос похвалял вопрошавшего законника. - Христос утверждает учение о Своем Божестве. - Тщеславие обращает в свою пищу и добрые и худые дела. - Против тщеславящихся раздаянием милостыни. - Милостыня должна быть тайной. - Ищущий славы чрез милостыню навлекает на себя осуждение и бесславие. БЕСЕДА СЕМЬДЕСЯТ ВТОРАЯ. Изъяснение 23:1-13. Согласие Христа с Отцом. - Должно слушать учителей, хотя бы развращенных. - Учитель, преступающий закон, заслуживает особенного осуждения. - Жестокость и тщеславие фарисеев. - Что такое хранилища и воскрылия. - Учитель во всем должен являться образцом. - Христос предохраняет от любоначалия и внушает смирение. - Пример смиренномудрия показывают отшельники. - Образ жизни пустынников удаляет их от гордости. - Общественная жизнь не может служить извинением гордости. БЕСЕДА СЕМЬДЕСЯТ ТРЕТЬЯ. Изъяснение 23:14-28. Прикрывающий злые дела личиной благочестия заслуживает сугубого наказания. - Фарисеи были губителями желавших спасения. - Цель ветхоз. предписаний о внешних очищениях. - Добродетели, очищающие душу: правда, человеколюбие, истина. - Против не заботящихся о душевной |