Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования"Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"Факультет Экономики Программа дисциплины Научно - исследовательский семинар "Современные проблемы анализа финансовых рынков и их участников" для направления 080300.68 – «Финансы и кредит» подготовки магистра 1 года обучения специализация «Финансовые рынки» Автор программы: Теплова Т.В., tamarateplova@mtu-net.ruОдобрена на заседании кафедры Фондового рынка и рынка инвестиций « »_ 20 г Зав. кафедрой Берзон Н.И. Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] « »_ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета [Введите название факультета] « »_ 20 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] [подпись] Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями универ- ситета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы и автора. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины Научно - исследовательский семинар "Современные проблемы анализа финансо- вых рынков и их участников" для направления 080300.68 – «Финансы и кредит», магистерская программа Фи- нансовые рынки и финансовые институты факультета Экономики НИУ ВШЭ, специализация Финансовые рынки, ру- ководитель специализации – д.э.н., профессор Теплова Т.В.
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа научно-исследовательского семинара (НИС) определяет основные темы для обсуждения и формулирует задания для самостоятельного выполнения студентами магистер- ской программы Финансовые рынки исследований по тематике НИС.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов.
Программа разработана в соответствии со стандартом НИУ-ВШЭ, образовательной про- граммой подготовки магистров по направлению 080300.68 «Финансы и кредит», и рабочими учебными планами университета по направлению подготовки 080300.68 «Финансы и кредит».
Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины Научно - исследовательский семинар (НИС) "Современные проблемы анализа финансовых рынков " является развитие навыков проведения самостоятель- ной исследовательской работы с акцентом на выявление закономерностей, аномалий и специ- фики принятия решений, регулирования на финансовых рынках развитых и развивающихся стран. НИС способствует подготовке магистерской диссертации через помощь в выборе темы, обосновании ее актуальности и практического применения, структурирование исследования, развитие навыков презентации.
Для достижения этой цели решаются ряд методических и аналитических задач: объясне- ние современных требований по проведению исследований, формированию доказательной ба- зы; ознакомление с современными тенденциями в построении регулирующих механизмов на финансовых рынках и направления дискуссий об эффективности реализуемых мер и адаптации практик; освоение современной методологии эмпирического тестирования теорий и гипотез финансовой экономики; разбор моделей, объясняющих поведение цен инвестиционных акти- вов (акций и других); получение навыков презентации исследований, проведения дискуссий (оппонирование), написание рецензий.
НИС - это интерактивная форма обучения, предполагающая активное участие сту- дентов в обсуждении и изучении тем специализации, в получении навыков изложения, раз- бора и представления значимых для изучения проблематики финансовых рынков, а также спорных (дискуссионных) научных работ, их обсуждения, оппонирования, написания рецен- зий, отзывов, сопоставления с ранее проведенными исследованиями (написание обзоров и проведение сопоставительного анализа) и представления (защиты) частей магистерской дис- сертации.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
особенности современной методологии исследований в области финансовой эко- номика;
особенности современного этапа развития финансовых рынков и практик их регу- лирования, основные направления дискуссий по оценке эффективности регули- рующих механизмов;
источники информации для проведения исследований (базы Блумберг, Торсон- Рейтерс, СПАРК, FIRA, Ван Дайк);
методики работы с финансовыми данными (данными бирж, макроэкономической статистики и прогнозов, оценок аналитиков) и проведения эмпирических иссле- дований в области финансовой экономики;
возможности и ограничения в применении современных эконометрических мето- дов с учетом доступности данных и наличия аномалий на рынках.
ставить гипотезы научных исследований, обосновывать актуальность заявлен- ной темы;
работать с базами данных, собирать данные для эмпирического тестирования гипотез;
обобщать эмпирический материал по анализу рынков, делать обзоры исследо-
ваний по теме;
проводить самостоятельные исследования и презентовать их результаты.
Иметь навыки
самостоятельной исследовательской работы
презентации исследований;
проведения научной дискуссии;
оппонирования и написания рецензий;
подачи заявок на конференции и другие научные мероприятия, подготовки докладов (презентаций) для конференций.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
|
Код по ФГОС/ НИУ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения,
способствующие формиро- ванию и развитию компе- тенции
|
а) общекультурные:
|
|
| Дискуссия, оппонирова-
ние, защита реферата
| - способен совершенст-
| ОК-1
| демонстрирует уровень интел-
| Самостоятельный поиск,
| вовать и развивать свой
| лектуального и общекультурно-
| изучение и освоение про-
| интеллектуальный и об-
| го развития через представле-
| фессиональной научной
| щекультурный уровень;
| ние обзоров ранее проведенных
| литературы
| исследований, подготовку ре-
| ферата;
| - способен к самостоя-
тельному освоению но- вых методов исследова- ния, к изменению науч- ного и научно- производственного про- филя своей профессио- нальной деятельности;
| ОК-2
| самостоятельно осваивает от-
дельные методы исследования (по подсказке преподавателя); модифицирует известные моде- ли и методы, алгоритмы для решения задач научного иссле- дования;
| На основе разбора науч-
ных статей выявление слабых мест проводимого исследования, ошибочных предпосылок, упрощений.
| - способен самостоя-
тельно приобретать (в
| ОК-3
| применяет имеющиеся знания
при развитии научного и науч-
| Изучение достоинств и
слабых мест существую-
|
Компетенция
|
Код по ФГОС/ НИУ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения,
способствующие формиро- ванию и развитию компе- тенции
| том числе с помощью
информационных техно- логий) и использовать в практической деятель- ности новые знания и умения, включая новые области знаний, непо- средственно не связан- ных со сферой деятель- ности;
|
| но-производственного профиля
своей профессиональной дея- тельности;
использует в практической дея- тельности новые знания;
| щих профессиональных
баз данных и аналитиче- ских материалов, само- стоятельный поиск дан- ных для исследования, разработка рекомендаций по совершенствованию баз данных.
| - владеет навыками пуб-
личной и научной речи;
| ОК-6
| Демонстрирует способность к
представлению результатов ис- следований перед учебной ау- диторией и перед профессио- нальными специалистами, к ве- дению публичных дискуссий;
| Изложение результатов
самостоятельной работы на семинарских занятиях в форме доклада, постанов- ки вопросов, их обсужде-
ние в аудитории и оппо- нирование.
| б) социально-
личностные компе- тенции
|
|
|
|
| СЛ-1
| Способен делать выбор направ-
лений исследований и профес- сиональной деятельности руко- водствуясь социально- этическими нормами
| Разбор лучших практик
ведения бизнеса, подачи заявок на гранты
|
| СЛ-2
| Умение работать в группе, на-
выки командной работы и пре- зентации результатов
| Деловые игры (обсужде-
ния исследовательских проектов с позиции инте- ресов разных участников процесса)
| в) профессиональные:
|
|
| Семинары, дискуссия
| научно- исследовательская деятельность
|
|
|
| - способен обобщать и
критически оценивать результаты, полученные отечественными и зару- бежными исследовате- лями, выявлять перспек- тивные направления для исследования, состав- лять программу (план) исследований;
| ПК-1
| Демонстрирует умение обоб-
щать и критически оценивать результаты, полученные отече- ственными и зарубежными ис- следователями по заданным на- правлениям;
| Защита и обсуждение ре-
феративной работы, со- поставительный анализ ранее проведенных иссле- дований;
| - способен обосновывать
актуальность и практи- ческую значимость ис-
| ПК-2
| Демонстрирует умение ставить
цели собственного исследова- ния, задачи и проблемные во-
| Обоснование актуально-
сти темы, значимости ее для различных заинтере-
|
Компетенция
|
Код по ФГОС/ НИУ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения,
способствующие формиро- ванию и развитию компе- тенции
| следования;
|
| просы;
| сованных лиц (инвесторы,
регуляторы и т.п.), само- стоятельная формулиров- ка гипотезы (гипотез), разработка временного (календарного) плана ис- следования.
| - способен проводить
самостоятельные иссле- дования в соответствии с разработанной про- граммой;
| ПК-3
| Владеет современными инфор-
мационными технологиями; Демонстрирует знание основ- ных информационных систем и умение применять их на прак- тике;
| Самостоятельный поиск
данных, формирование выборки (отсечение вы- бросов)
| - способен представлять
результаты проведенно- го исследования науч- ному сообществу в виде статьи или доклада;
| ПК-4
| Демонстрирует способность
представлять результаты про- веденного исследования;
| Презентация докладов на
семинарах, написание анонса доклада, ключевых положений.
| - способен осуществлять
сбор, анализ и обработку статистических данных, информации, научно- аналитических материа- лов, необходимых для решения поставленных экономических задач
| ПК-5
|
Демонстрирует знание основ- ных информационных систем и умение применять их
|
Доказательство достаточ- ности найденных данных, возможности по ним ис- следовать проблему и проверить гипотезы
| - способен выбрать ин-
струментальные средст- ва для обработки эконо- мических данных в со- ответствии с поставлен- ной задачей, проанали- зировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы
| ПК-6
|
Демонстрация умения приме- нять статистические, математи- ческие, эконометрические ме- тоды и модели
|
Сопоставление методов и моделей, обоснование адекватности применен- ных методов.
| - способен на основе
описания экономических процессов и явлений строить теоретические и эконометрические моде- ли, анализировать и со- держательно интерпре- тировать полученные результаты
| ПК-7
|
Умеет объяснить и защитить традиционно используемые ме- тоды и модели и демонстрирует предлагаемые модификации с учетом выявленных недостат- ков
| Самостоятельная подго- товка исследования по учебной дисциплине
| - способен анализиро-
| ПК-8
| Демонстрация знаний различий
| Разбор требований,
|
Компетенция
|
Код по ФГОС/ НИУ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения,
способствующие формиро- ванию и развитию компе- тенции
| вать и интерпретировать
финансовую, бухгалтер- скую и иную информа- цию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собст- венности, организаций, ведомств и т.д. и ис- пользовать полученные сведения для принятия управленческих реше-
ний
|
| в стандартах и формах учета и
отчетности компаний (РСБУ, МСФО), в статистических стандартах
| предъявляемых в научных
исследованиях по выборке анализируемых компаний
| аналитическая дея-
тельность
|
|
| Семинары, дискуссия
| - способен выявлять
достоинства и недостат- ки ранее проведенных исследований, а также исследований студентов группы (магистерской программы), формули- ровать рекомендации по совершенствованию ис- следований.
| ПК-9
| Способен подготовить рецен-
зию, отзыв на представленное исследование, дать рекоменда- ции по доработке и исправле- нию ошибок.
| Научные дискуссии, про-
верка правильности про- ведения расчетов, сбора и использования данных
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку к научным исследованиям и служит основой для профессиональной ориентации студентов при выборе темы курсовой работы и магистерской диссертации. НИС разработан для магистров 1 года обучения по программе «Финансовые рынки и финансовые институты (специализация – Финансовые рынки», данная дисциплина является обязательной.
|