«Финансовый Менеджмент»
Преподаватель: Пантелеев Александр Петрович – профессор, из 409 ауд.
Мобильные телефоны просит выключать, требует от студентов понимания, а не только заучивание.
В плане:
- Курсовая работа из двух частей: теория (тема любая из методичке – но должна совпадать с темой диплома) и практика.
- экзамен.
-диплом (На кафедре список дипломных работ. Дипломную надо будет выполнить на основе конкретного предприятия (тему сами выбираем по своим пристрастиям). Диплом должен включать:
1. Изложение материала.
2. Анализ материала
3. Предложения по улучшению управления оборотными активами, исками и др. После определения с темой, пишется заявление с указанием темы. На заседании кафедры выделяется руководитель, которому надо будет представлять работу частями) - Госы (один экзамен, объединяющий три предмета:
- финансы предприятий
- финансовый менеджмент
- денежное обращение и кредит
Вопросы даст заранее. Всех разделят по комиссиям. Сначала экзамен, а потом защита диплома (выпускная квалификационная работа)). К 15 мая должен быть готов диплом. Кроме руководителя его будет читать еще представитель не из института. Диплом должен быть в твердом переплете (иначе не примут).
Средина апреля – диплом на столе у руководителя.
В марте сессия с экзаменами. До начала мая все экзамены сдать (иначе на следующий год. – у них отмаз – надо готовить документы, комиссия ради вас менять заседания не будет).
Со 2 января надо писать диплом. Курсовая (лучше как диплом – 75 стр.) : 30 стр. на теорию (практические данные не обязательны, но в дипломе должны быть). В дипломе не заострять внимание на налогах, бюджете, банках и пр.- только управление финансовыми потоками на коммерческих предприятиях. Лизинга в этом году не будет. Оформление курсовой: (12-14 шрифты, 10-нельзя!!!)
(1). Титульный лист.
(2). План.
(3). Теория.
(4). Практика.
(5). Список литературы (законы, подзаконные акты, книги, журналы). Рекомендуемая литература:
1). «Введение в финансовый менеджмент» Ковалев В.В.
2). Бланк «Основы финансового менеджмента»
3).Шохин.
4). Балабанов.
5). Павловой
6). Нашей кафедры устарел!!!!!!!!!! Финансовый менеджмент зародился в США и основа всей терминологии – английский язык. Одни и те же понятия называют разными словами. Тема 1: Необходимость и сущность финансового менеджмента. Вопросы:
Сущность и функции финансового менеджмента.
Финансовый менеджмент как объект управления.
Финансовый менеджмент как субъект управления.
Сущность и функции финансового менеджмента.
Финансовый менеджмент – (пер. с англ.) управление финансами.
Финансы предприятий – какие фонды формируются и какие отношения возникают.
Финансовый менеджмент занимается поиском эффективного управления потоками финансовых ресурсов.
Финансовый менеджмент – наука об эффективном управлении финансовыми ресурсами предприятия, об активном использовании финансовых отношений в целях достижения поставленных целей.
Зародился финансовый менеджмент в начале 20 века. Его необходимость вызвана положением предприятия на рынке. Когда РФ стала переходить к рынку. Появилась нужда в финансовом менеджменте (примерно 1994г.)
От принимаемых менеджерами решений зависит выживаемость предприятия на рынке. Предприятие должно зарабатывать деньги и не важно на чем они зарабатываются, чтоб платить собственникам. Поэтому в РФ до перехода к рынку директорами предприятий быль бывшие главные инженеры, а теперь люди которые не смыслят в технологии процесса производства. Нужно привлекать финансовые ресурсы из разных источников, но сначала их надо просчитать и решить в какие проекты вкладывать ресурсы. Важно эффективно управлять активами, которые дали собственники, чтоб обеспечить выживаемость предприятия и прибыль. Финансовый менеджмент – Это система финансовых отношений направленных на эффективное управление финансовыми ресурсами предприятия в целях повышения его доходности и обеспечения устойчивости его на рынке. Финансовый менеджмент – это отношения, возникающие по поводу эффективного управления финансами предприятий.
Материальной основой данных финансовых отношений являются финансовые ресурсы.
Финансовые ресурсы – денежные средства, находящиеся в распоряжении предприятия и используемые для образования денежных фондов и резервов.
Фонд денежных средств – сумма денег имеющих целевое назначение. Целевое назначение следует из названия фонда.
Для контроля за целевым использованием денежные средства делят по фондам. Источники привлечения финансовых ресурсов:
(1). Собственные – вклады собственников и выручка от продаж – то, что получено в результате текущей деятельности.
(2). Привлеченные – заемные средства: кредиты банков и др. заемные средства. Предприятия сами выбирают возможности привлечения и, следовательно, должны просчитать стоимость привлечения.
(3). Государственные источники – ассигнования из бюджета: финансирование из бюджета, госзакупки. Функции финансового менеджмента как экономической категории.
Обеспечение финансовыми ресурсами деятельности предприятия (сколько надо и откуда привлечь).
Распределительная. (Распределение по фондам и обеспечение целевого их использования через фонды денежных средств. Объективно обосновано определить состав фондов, чтобы обеспечить непрерывность процесса производства).
Контрольная функция. (Контроль за полнотой формирования фондов денежных средств, за целевым и эффективным использованием. Если какие-то вложения приводят к убыткам, то надо разобрать методы выхода из проекта с минимальными убытками).
Финансовый менеджмент как объект управления.
Финансовый менеджмент как объект управления направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями, возникающими в процессе движения финансовых ресурсов. Организация совокупности условий осуществления денежного оборота и кругооборота стоимости.
Организация этого управления возникает, когда определена цель.
Управление основывается на целях.
Главная цель финансового менеджмента - это обеспечение максимизации благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде.
Другие частные цели:
(1). Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов.
(2). Обеспечение наиболее эффективного их использования.
(3). Оптимизация денежного оборота.
(4). Обеспечение максимизации прибыли.
(5). Минимизация уровня финансового риска.
(6). Обеспечение приемлемых темпов роста. Управление финансовыми потоками на предприятии основано на определенных концепциях (принципах) управления:
(1). Концепция цены капитала
Стоимость, которую нужно заплатить за привлечение того или иного источника. Отсюда определяют средне взвешенную цену капитала. Нужно определить откуда и по какой цене привлекать источники и решать в какие проекты вкладывать, чтоб получить доход. К примеру, если средневзвешенная стоимость капитала составляет 18%, то проект, дающий 10%, будет убыточным. Меняется структура капитала – меняется и средневзвешенная цена капитала.
(2). Концепция временной стоимости.
Одна и та же по номиналу сумма денег в разные периоды времени имеет разную цену. Так как проекты имеют продолжительный характер, то надо учитывать, что одна и та же сумма сегодня стоит дороже, чем завтра. Будущие денежные потоки надо привести к сегодняшнему дню. Это особенно актуально для инвестиционных проектов (долгосрочных).
(3). Концепция предварительного риска.
Деятельность предприятия осуществляется в условиях некой неопределенности из-за изменений конъюнктуры рынка и, значит, надо рассчитать величину риска проекта.
(4). Концепция альтернативных вложений.
В каждый момент объем финансовых ресурсов ограничен. И, следовательно, вкладывая средства в один проект, мы отказываемся от другого. Поэтому надо оценить оба проекта и решить, на что тратить деньги. Рыночная экономика – экономика здравого смысла и требует просчитывать параметры.
Финансовый менеджмент как субъект управления.
Мы говорим о финансовом менеджменте как об управляющей системе. А прежде как о том, чем управлять. Это специальная группа людей, которая по средствам различных приемов осуществляет управление движением финансовых ресурсов.
В соответствие с выбранными целями разрабатывается стратегия и тактика управления финансовыми потоками.
Стратегия – общее направление движения финансовыми ресурсами и способы их использования, позволяющие достигнуть поставленной цели.
Тактика – конкретные методы и приемы обеспечивающие достижение стратегических задач. Структура финансовой службы определяется масштабами деятельности предприятия и организационной структурой. Основные задачи финансовых менеджеров:
(1). Разработка финансовой программы развития предприятия (в том числе на какие финансовые показатели надо выйти).
(2). Привлечение финансовых ресурсов на наиболее выгодных условиях.
(3). Планирование движения финансовых ресурсов.
(4). Разработка финансовых нормативов (#нормативы по оборотным активам).
(5). Разработка кредитной политики предприятия (продажа в рассрочу, в товарный кредит).
(6). Разработка инвестиционной политики предприятия (решают какие инвестиционные программы принимать, оценивают их стоимость и сравнивают с отдачей финансовых проектов).
(7). Разработка валютной политики (решают в какой валюте рассчитываться, какие риски из-за колебаний курсов, какова эффективность сделок в валюте).
(8). Налоговое планирование (заключается в определение того, какие налоги надо платить, в каком объеме и в какие сроки; задача в том, чтоб к нужной дате на счете были денежные ресурсы, для оплаты налога.
- под этим и понимается налоговое планирование, т.е. какие суммы и откуда платить;
- оптимизация, т.е. уменьшение величины налога или его обход)
(9). Разработка учетной политики предприятия (многие положения финансовой политики имеют налоговые последствия; необходимо просчитать все эти налоговые последствия и разработать подходящую учетную политику; к примеру, ФИФО – увеличивает прибыль, ЛИФО – уменьшает прибыль; ENRON завышала прибыль и увеличивала рыночную стоимость акций.
(10). Управление финансовыми рисками (определение потенциальных рисков, определение последствий отрицательного исхода, разработка методов выхода из проекта или уменьшения убытков).
(11). Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (позволяет определить влияние факторов)
(12). Контроль за кругооборотом стоимости и контроль за центрами ответственности (составляются сметы расходов на центры ответственности и контролируют фактические показатели, сравнивая их с плановыми).
(13). Составление финансовой отчетности.
Тема 2: Информационное обеспечение финансового менеджмента. Вопросы:
Основные пользователи финансовой информации, основные источники финансовой информации.
Основные принципы построения финансовой информации.
Формы финансовой отчетности и их содержание..
Основные пользователи финансовой информации, основные источники финансовой информации.
Для принятия решений необходимо иметь информацию о показателях характеризующих организацию.
Соответственно для различных пользователей требуется разная информация.
Пользователи финансовой информации делятся на:
(1). Внутренних пользователей. (Менеджеры, руководство, финансовые менеджеры. Собственников иногда относя в эту группу – так сложилось исторически, а иногда, когда их много – к внешним).
(2). Внешние пользователи. (Кредиторы, потенциальные инвесторы, контрагенты предприятия, налоговые органы, финансовый рынок в лице фондовой биржи и прочие.) У каждого пользователя свой круг интересов и, значит, его интересуют только те показатели, которые для него актуальны. Здесь появляется проблема с открытостью информации, которая тянется от прежних времен с их формой хозяйствования.
В условиях рынка требуется достоверная информация и остро встает вопрос качества информации. Вся финансовая информация, за исключением некоторых ее аспектов, должна быть публичной. Финансовая информация делится на:
(1). Внешнюю (та, что поступает со стороны в виде макроэкономических показателей, к примеру, уровень инфляции, процентная ставка, система нормативной информации и разъяснения к ней….)
(2). Внутреннюю (данные бухгалтерского учета и отчетности, данные управленческого, финансовый план и пр. – они показывают себестоимость продукции, рентабельность и пр.) 2. Основные принципы построения финансовой информации. Финансовая отчетность имеет значение как для внешних, так и для внутренних пользователей – именно эта информация подлежит публичному представлению. Некоторые другие виды информации носят характер коммерческой тайны, к примеру, себестоимость продукции.
Нужно определиться с таким уровнем финансовых показателей, чтоб они привлекали инвесторов, при подходе к организации работы предприятия и составления отчетности (на условиях достоверности). В международной практике сложились две системы финансовой отчетности:
(1). Европейская.
(2). Американская (GAAP – носит рекомендательный характер). Основные принципы(требования) построения финансовой отчетности
(1). Периодичность отчетности. Отчетность представляется через равные промежутки времени. Основной промежуток – финансовый год, который в РФ совпадает с календарным годом, в Англии – с 1 июля по 31 июня, в США зависит от конкретного штата.
(2). Полнота охвата. В отчетности должны быть представлены все расходы, осуществление которых было необходимо для получения доходов в отчетном периоде. Отсюда определяется финансовый результат.
(3). Принцип консерватизма (лучше подходит слово «осторожность»). В ситуации неопределенности изменения финансовых показателей в отчетности должны быть показаны наиболее реальные цифры (К примеру, ENRON нарушило именно этот принцип, стремясь завысить прибыль).
(4). Принцип ясности. Информация в отчетности должна быть изложена на таком уровне, чтоб ее мог воспринять читатель со средними представлениями об экономической жизни.
(5). Существенность. Т.е. отчет должен содержать информацию существенную для принятия решений и ориентированную на пользователей. Кроме того предполагает отражение реальных показателей.
(6). Преемственность. В отчетности должны быть использованы сопоставимые методы финансовых расчетов, для обеспечения сравнения учетных данных за различные периоды времени. Исходя из этих требований финансовая отчетность должна показывать:
- финансовое состояние предприятия на конец периода;
- полные доходы и расходы за период;
- потоки денежных средств за период;
- вкладу собственников и выплаты им за период. |