Скачать 232.36 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Б3. Б.3. Возрастная анатомия, физиология и гигиена Б3. Б.4 Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата 050100.62 Педагогическое образование, профиль «Математика, информатика», 050100.62 Педагогическое образование, профиль «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)»,050100.62 Педагогическое образование, профиль «Физическая культура, дополнительное образование (физкультурно-оздоровительная, спортивная и туристско-рекреационная деятельность)», 050100.62 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование, музыка», 050100.62 Педагогическое образование, профиль «Иностранный язык, второй иностранный язык (по выбору)» Практическое занятие № 1 Тема: Скелет туловища. Особенности строения позвоночного столба, грудины и ребер. Скелет поясов и свободных конечностей. Особенности строения и соединений. Движения в суставах Материал и оборудование: скелет человека, наборы позвонков и других костей скелета туловища, конечностей, скелеты мужского и женского таза, плакаты и атласы по анатомии человека. Краткое содержание работы, задания для студентов Демонстрация и изучение строения позвонков, ребер, грудины, соединений костей туловища. Работа с муляжами и атласами. Зарисовать позвонки, на рисунке указать тело, дуги, позвоночные вырезки и отверстие, отростки, ямки. Демонстрация и изучение скелета поясов и свободных верхней и нижней конечностей. С помощью атласа и муляжей рассмотреть строение лопатки, ключицы, плечевой кости, а также костей предплечья и кисти, обратить внимание на их особенности. Изучить соединение ключицы с грудиной и лопаткой, плечевой и локтевой суставы, соединения костей кисти. Используя атласы и муляжи, рассмотреть тазовую кость, ее особенности, строение большого и малого таза. Изучить строение бедренной кости, костей голени и стопы. Провести сравнительную характеристику верхней и нижней конечностей. Описать движения в суставах поясов и конечностей, особенности строения в скелете конечностей в связи с прямохождением и приспособлением к труду. Вопросы для коллективного обсуждения Скелет туловища: позвоночный столб и грудная клетка. Особенности строения позвонка. Отделы позвоночника, их свойства, физиологические изгибы и их функциональное значение. Строение грудины и ребер. Особенности соединений костей туловища. Межпозвоночные соединения, соединения между затылочной костью и первыми шейными позвонками, соединения ребер с позвонками и др. Скелет поясов и свободных верхней и нижней конечностей. Строение и движение в суставах поясов и конечностей. Таз в целом, его особенности. Строения большого и малого таза. Особенности строения в скелете конечностей в связи с прямохождением и приспособлением к труду. Сравнительная характеристика верхней и нижней конечностей. Развитие костей скелета в филогенезе и онтогенезе. Возрастные изменения скелета. Рекомендуемая литератураБезруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиоло-гия развития ребенка). – М.: AKADEMIA, 2003. – 412 с. Курепина М.М. и др. Анатомия человека. – М.: Владос, 2002-2003 – 384 с. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. – М.: Учпедгиз, 1963. – 128 с. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 464 с. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Атлас анатомии человека. – М.: АПП Дангар, 2000. – 248 с. Практическое занятие № 2 Тема: Кости мозгового и лицевого черепа. Череп в целом. Особенности строения и соединений костей черепа. Возрастные особенности черепа Материал и оборудование: скелет человека, наборы костей черепа, модели черепа, атласы и плакаты по анатомии человека. Краткое содержание работы, задания для студентов Демонстрация и изучение костей мозгового и лицевого черепа. Используя атласы и муляжи, рассмотреть особенности строения затылочной, клиновидной, теменной, височной, лобной, решетчатой, небной и других костей, верхней и нижней челюсти. Составить таблицу, в которой будут перечислены описанные выше кости мозгового и лицевого черепа и указаны их особенности. Череп в целом, его топография. С помощью атласа и муляжей изучить особенности внутренней и наружной поверхностей основания черепа. Изучение соединений костей черепа, работа с муляжами, плакатами и атласами. Вопросы для коллективного обсуждения Скелет головы. Кости мозгового и лицевого черепа. Особенности строения затылочной, клиновидной, теменной, височной, лобной, решетчатой, небной и других костей, верхней и нижней челюсти. Череп в целом, его топография. Особенности соединений костей черепа. Особенности скелета черепа в антенатальном и постнатальном периодах. Рекомендуемая литератураБезруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиоло-гия развития ребенка). – М.: AKADEMIA, 2003. – 412 с. Курепина М.М. и др. Анатомия человека. – М.: Владос, 2002-2003 – 384 с. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. – М.: Учпедгиз, 1963. – 128 с. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 464 с. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Атлас анатомии человека. – М.: АПП Дангар, 2000. – 248 с. Практическое занятие № 3 Тема: Мышцы туловища (груди, живота и спины), их обзор и функциональная характеристика. Обзор движений туловища Материал и оборудование: наборы планшетов мышц туловища (груди, живота и спины), плакаты и атласы по анатомии человека. Краткое содержание работы, задания для студентов Демонстрация и изучение мышц туловища. Используя атласы и планшеты, рассмотреть собственные мышцы груди и мышцы-пришельцы, мышцы передней, задней и боковых стенок живота, поверхностные и глубокие мышцы спины. Изучить их функциональную характеристику и провести обзор движений туловища: сгибание и разгибание, движение в сторону, скручивание, круговые движения. Особенности движения ребер. Определить основные и вспомогательные мышцы акта дыхания. Для работы использовать планшеты, муляжи и атласы.
Скелетные мышцы, их строение, кровоснабжение и иннервация. Классификация мышц. Функциональная характеристика. Сила и работа мышц. Синергизм и антагонизм. Типы мышечного сокращения. Динамический и статический режимы мышечной работы. Особенности развития и роста мышц. Мышцы туловища (груди, живота и спины), их обзор. Функциональная характеристика мышц туловища, обзор движений. Развитие мышечной системы в антенатальном и постнатальном периодах. Рекомендуемая литератураБезруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиоло-гия развития ребенка). – М.: AKADEMIA, 2003. – 412 с. Курепина М.М. и др. Анатомия человека. – М.: Владос, 2002-2003 – 384 с. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. – М.: Учпедгиз, 1963. – 128 с. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 464 с. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Атлас анатомии человека. – М.: АПП Дангар, 2000. – 248 с. Практическое занятие № 4 Тема: Мышцы головы и шеи. Мимические и жевательные мышцы, их обзор. Движение шеи и головы Материал и оборудование: наборы планшетов мышц головы и шеи, плакаты и атласы по анатомии человека. Краткое содержание работы, задания для студентов Дать морфофункциональную характеристику мышц головы. С помощью атласа и муляжей рассмотреть жевательные и мимические мышцы: мышцы свода черепа, мышцы, окружающие глазную щель, носовые отверстия, ротовую щель и мышцы ушной раковины, а также поверхностные и глубокие мышцы шеи. Изучить движение шеи и головы (сгибание и разгибание, наклон в стороны, повороты вокруг вертикальной оси, круговые движения) и участие мимической мускулатуры в речевом акте человека. Вопросы для коллективного обсуждения Мышцы головы, их морфофункциональная характеристика. Обзор мимических и жевательных мышц головы, поверхностных и глубоких мышц шеи. Движение шеи и головы. Речевой акт человека, участие в нем мимической мускулатуры.Рекомендуемая литератураБезруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиоло-гия развития ребенка). – М.: AKADEMIA, 2003. – 412 с. Курепина М.М. и др. Анатомия человека. – М.: Владос, 2002-2003 – 384 с. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. – М.: Учпедгиз, 1963. – 128 с. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 464 с. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Атлас анатомии человека. – М.: АПП Дангар, 2000. – 248 с. Практическое занятие № 5 Тема: Мышцы конечностей, плечевого и тазового поясов. Обзор движений и мышц поясов и свободных верхней и нижней конечностей Материал и оборудование: наборы планшетов мышц, атласы по анатомии человека. Краткое содержание работы, задания для студентов Использовать атласы и планшеты и изучить мышцы пояса верхней конечности, плеча, предплечья и кисти, провести обзор движений пояса верхней конечности и суставов верхней конечности (плечевого, локтевого и лучезапястного). Описать мышцы, участвующие в движениях пальцев кисти. Изучить мышцы пояса нижней конечности, бедра, голени и стопы; группы мышц, участвующие в движениях бедра в тазобедренном суставе, в движениях голени в коленном суставе, в движениях стопы в голеностопном суставе и суставах стопы и движения пальцев стопы, а также мышцы, поддерживающие свод стопы.
Мышцы верхней и нижней конечности, плечевого и тазового поясов. Обзор движений и мышц поясов и свободных верхней и нижней конечностей. Особенности опорно-двигательного аппарата человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью. Развитие мышечной системы в антенатальном и постнатальном периодах. Возрастные особенности мышечной работоспособности. Особенности утомления у школьников разного возраста. Причины утомления при мышечной деятельности.Рекомендуемая литератураБезруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиоло-гия развития ребенка). – М.: AKADEMIA, 2003. – 412 с. Курепина М.М. и др. Анатомия человека. – М.: Владос, 2002-2003 – 384 с. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. – М.: Учпедгиз, 1963. – 128 с. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 464 с. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Атлас анатомии человека. – М.: АПП Дангар, 2000. – 248 с. Практическое занятие №. 6 Тема: Дыхательная система. Особенности строения пищеварительной системы. Физиология дыхания и пищеварения Материал и оборудование: разборная модель торса человека с внутренними органами, атласы по анатомии человека. Краткое содержание работы, задания для студентов Используя атласы и модель, провести общий обзор органов дыхания. Изучить строение воздухоносных путей и гортани. Рассмотреть строение трахеи, бронхиального дерева, легких. Изучить доли, корень и ворота легких, строение альвеолы и ацинуса. Изучить строение ротовой полости, глотки, пищевода и желудка, анатомию и топографию кишечника, печени, поджелудочной железы, обратить внимание на особенности трубчатых и паренхиматозных органов пищеварительной системы. Кроме того, изучить строение структурных и функциональных единиц печени и поджелудочной железы. Рассмотреть и зарисовать строение ворсинки и схему расположения органов брюшной полости (желудка, тонкого и толстого кишечника и др.). Заполнить следующие таблицы, в которых необходимо указать особенности строения стенки трубчатых органов пищеварительной системы и различных отделов кишечной трубки (тонкого и толстого кишечника), а также описать процессы, протекающие в разных отделах пищеварительной системы. В работе использовать атласы и модель. Особенности строения стенки пищеварительной трубки
Краткая характеристика отделов тонкого и толстого кишечника
Особенности физиологии пищеварения
Вопросы для коллективного обсуждения Общий обзор дыхательной системы. Воздухоносные пути, гортань, трахея, бронхи, их строение и функциональное значение. Легкие, их доли, корень и ворота. Ацинус – структурная и функциональная единица легкого. Плевра, ее листки, полость. Строение ротовой полости, языка, зубов, глотки, пищевода, желудка. Анатомия и топография кишечника, печени, поджелудочной железы. Их функции. Особенности трубчатых и паренхиматозных органов пищеварительной системы. Строение клеточной стенки основных трубчатых органов. Поджелудочный и печеночный ацинусы, их особенности. Физиология дыхания и пищеварения. Рекомендуемая литература Курепина М.М. и др. Анатомия человека. – М.: Владос, 2002-2003 – 384 с. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. – М.: Учпедгиз, 1963. – 128 с. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 464 с. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Атлас анатомии человека. – М.: АПП Дангар, 2000. – 248 с. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М.: Владос, 2000. – С. 325-419. Практическое занятие №. 7 Тема: Половая и выделительная система. Строение. Возрастные особенности. Процесс образования мочи. Особенности развития организма в период полового созревания. Материал и оборудование: разборная модель торса человека с внутренними органами, планшеты с изображением сагиттального разреза мужского и женского таза, почки, нефрона и т.д., атласы и плакаты по анатомии человека. Краткое содержание работы, задания для студентов Рассмотреть и изучить анатомию и топографию почек и других органов выделительной системы, женских и мужских половых органов. Зарисовать строение почки (в разрезе) и нефрона. На рисунке указать мозговое и корковое вещество почки, пирамиды, почечные чашки, столбы, основные части канальца, клубочек, его капсулу и др. В работе использовать атласы, модели, плакаты и планшеты. Вопросы для коллективного обсуждения Строение выделительной и половой систем человека. Их функции. Анатомия и топография почек, мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала, женских и мужских половых органов. Их функциональное значение. Особенности процесса образования мочи. Эмбриогенез и возрастные особенности половой системы, циклические особенности женской половой системы. Особенности развития организма в период полового созревания, влияние гормонов гипофиза, половых желез и надпочечников на рост и развитие детского организма. Рекомендуемая литератураБезруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиоло-гия развития ребенка). – М.: AKADEMIA, 2003. – 412 с. Курепина М.М. и др. Анатомия человека. – М.: Владос, 2002-2003. – 384 с. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. – М.: Учпедгиз, 1963. – 128 с. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 464 с. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М.: Владос, 2000. – С. 325-419. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Атлас анатомии человека. – М.: АПП Дангар, 2000. – 248 с. Практические занятия №. 8, 9 Тема: Понятие о внутренней среде организма. Кровь и лимфа, их состав и функции. Форменные элементы крови, их особенности. Иммунитет как защитная реакция организма, виды иммунитета, его возрастные особенности. Свертываемость крови. Понятие об органах кроветворения и иммунной системы Материал и оборудование: микроскоп, микропрепараты и микрофотографии крови человека, атласы по анатомии человека, наборы планшетов с изображением протоков, сосудов, узлов и капилляров лимфатической системы и др. Краткое содержание работы, задания для студентов Используя микрофотографии и атласы, изучить состав крови и ее функции, форменные элементы, их особенности. Используя микрофотографии и атласы, изучить состав и особенности лимфы, пути ее оттока от головы и шеи, туловища, конечностей. Рассмотреть строение и расположение лимфатических капилляров, сосудов, протоков и узлов, указать их особенности. Изучить органы кроветворения и иммунной системы, используя атласы, плакаты и модели. Рассмотреть и зарисовать строение форменных элементов крови. Заполнить следующую таблицу. Особенности строения некоторых форменных элементов крови
Вопросы для коллективного обсуждения
Рекомендуемая литератураГальперин С.И. Анатомия и физиология человека (Возрастные особенности с основами школьной гигиены). – М.:, 1974. – 468 с. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. – М.: Учпедгиз, 1963. – 128 с. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 464 с. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М.: Владос, 2000. – С. 325-419. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Атлас анатомии человека. – М.: АПП Дангар, 2000. – 248 с. Практическое занятие № 10 Тема: Органы грудной полости. Строение перикарда и сердца Материал и оборудование: разборная модель торса человека с внутренними органами, объемная модель сердца, плакаты и атласы по анатомии человека. Краткое содержание работы, задания для студентов
Обзор системы кровообращения. Артерии, микроциркуляторное русло, вены, их особенности. Большой и малый круги кровообращения. Общие закономерности хода и ветвления артерий, особенности формирования венозного русла. Топография, форма и размеры сердца. Его строение, кровоснабжение и иннервация. Околосердечная сумка. Особенности сердечной мышцы. Проводящая система сердца.Рекомендуемая литератураКурепина М.М. и др. Анатомия человека. – М.: Владос, 2002-2003 – 384 с. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. – М.: Учпедгиз, 1963. – 128 с. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 464 с. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Атлас анатомии человека. – М.: АПП Дангар, 2000. – 248 с. Практическое занятие № 11 Тема: Сердечно-сосудистая система. Обзор сосудов большого и малого кругов кровообращения. Особенности лимфатической системы Материал и оборудование: наборы планшетов с изображением протоков, сосудов, узлов и капилляров лимфатической системы и др., атласы и плакаты по анатомии человека. Краткое содержание работы, задания для студентов Изучить, используя атласы, плакаты и планшеты, артерии и вены малого круга кровообращения и сосуды большого круга. Обратить внимание на отделы и ветви аорты. Изучить артерии шеи, головы, мозга и верхней конечности, грудной и брюшной отделы аорты, их париетальные и висцеральные ветви, артерии таза и свободной нижней конечности. Изучить также вены большого круга кровообращения. Обратить внимание на системы верхней и нижней полых вен, воротную вену. Провести обзор лимфатической системы, рассмотреть строение и морфологию лимфатических капилляров, сосудов, протоков и узлов. Краткая характеристика сосудов большого и малого круга кровообращения
Вопросы для коллективного обсуждения Артерии и вены малого круга кровообращения. Сосуды большого круга кровообращения. Аорта, ее отделы и ветви. Артерии шеи, головы и верхней конечности. Грудной и брюшной отделы аорты, их париетальные и висцеральные ветви. Артерии таза и свободной нижней конечности. Вены большого круга кровообращения. Системы верхней и нижней полых вен. Воротная вена. Кровообращение плода. Онто- и филогенез сердечно-сосудистой системы. Обзор лимфатической системы. Лимфатические капилляры, сосуды, протоки и узлы.Рекомендуемая литератураКурепина М.М. и др. Анатомия человека. – М.: Владос, 2002-2003 – 384 с. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. – М.: Учпедгиз, 1963. – 128 с. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 464 с. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Атлас анатомии человека. – М.: АПП Дангар, 2000. – 248 с.
Тема: Центральная нервная система. Строение и функции отделов головного мозга, его желудочков. Особенности проводящих путей Материал и оборудование: планшеты с изображением долей и извилин большого мозга, сагиттального разреза головного мозга, проводящих путей, мозгового ствола и др., атласы и плакаты по анатомии человека. Краткое содержание работы, задания для студентов
Отделы головного мозга, их функции. Строение продолговатого мозга, моста, мозжечка и его ножек. Ядра мозжечка. Четвертый желудочек, ромбовидная ямка. Морфология ножек мозга и пластинки четверохолмия, структуры основания, покрышки. Водопровод мозга. Ретикулярная формация ствола, ее организация. Строение, организация и значение таламуса, метаталамуса, эпиталамуса и гипоталамуса. Большие полушария конечного мозга, их доли, основные борозды и извилины. Базальные ядра, их значение. Проводящие пути больших полушарий. Боковые желудочки мозга. Цитоархитектоника и миелоархитектоника коры. Морфологические основы динамической локализации функций в коре. Кора как система мозговых концов анализаторов. Лимбическая система мозга. Проводящие пути. Функциональное развитие коры головного мозга (функциональная асимметрия мозга). Возрастные особенности в строении и функционировании центральной нервной системы.Рекомендуемая литератураБезруких М.М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М.: «Академия», 2003. – С. 215-236. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. – М.: «Медицина», 1981. – С. 5-8. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: «Высш.школа», 1985 (2001). – С. 83-92; 106-131. Курепина М.М. и др. Анатомия человека. – М.: Владос, 2002-2003 – 384 с. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. – М.: Учпедгиз, 1963. – 128 с. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 464 с. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Атлас анатомии человека. – М.: АПП Дангар, 2000. – 248 с.
Тема: Периферическая нервная система Материал и оборудование: наборы планшетов, атласы по анатомии человека. Краткое содержание работы, задания для студентов Изучить шейное сплетение и лицевой нерв, плечевое сплетение и грудные нервы, крестцовое и пояснично-крестцовое сплетения, языкоглоточный и блуждающий, добавочный, подъязычный и другие черепные нервы, их основные ветви и области иннервации. Используя атласы и планшеты, составить таблицу, в которой будет отражено все выше сказанное. Рассмотреть области кожной иннервации нижней и верхней конечностей, изучить проводящие пути проприоцептивной, болевой, термической и тактильной чувствительности.
Общий план строения и функции периферической нервной системы. Ее рефлекторная дуга. Спинномозговые нервы. Нервные сплетения: шейное, плечевое, поясничное и крестцовое; их основные ветви и области иннервации. Общая характеристика черепных нервов. Их происхождение, состав волокон, основные области иннервации. Рекомендуемая литератураБезруких М.М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М.: «Академия», 2003. – С. 215-236. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. – М.: «Медицина», 1981. – С. 5-8. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: «Высш.школа», 1985 (2001). – С. 83-92; 106-131. Курепина М.М. и др. Анатомия человека. – М.: Владос, 2002-2003 – 384 с. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. – М.: Учпедгиз, 1963. – 128 с. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 464 с. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Атлас анатомии человека. – М.: АПП Дангар, 2000. – 248 с.
Тема: Определение функционального состояния нервной системы Краткое содержание работы, задания для студентов Рассмотреть возрастные особенности функционирования различных отделов нервной системы. Изучить и овладеть некоторыми методиками определения функционального состояния нервной системы. Провести оценку уровня функционального состояния нервной системы у студентов группы или самооценку функционального состояния нервной системы. Вопросы для коллективного обсуждения Функциональное значение соматической и вегетативной нервных систем. Структурно-функциональная организация коры головного мозга. Функциональ-ная асимметрия мозга. Процесс становления функциональной асимметрии моз-га у детей различного возраста. Рекомендуемая литература Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М., «Академия», 2003. – С. 237-243. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. –Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – С. 412-468. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа, 1985. – С.83-131; 162-232. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков.– М., 2000. – С.325-419. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена.– М.: Просвещение, 1990. – С. 23-38; 67-96.
Тема: Органы чувств. Строение органов зрения, обоняния, вкуса, слуха и равновесия. Особенности соответствующих анализаторов Материал и оборудование: наборы муляжей слуховых косточек, объемная модель глазного яблока, планшеты с изображением глаза и др., плакаты и атласы по анатомии человека. Краткое содержание работы, задания для студентов
Органы чувств и их проводящие пути. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Общие закономерности структурной организации анализаторов. Схема строения, периферический, проводниковый и центральный отделы. Развитие и строение органов зрения, обоняния, вкуса, слуха и равновесия.Рекомендуемая литератураКурепина М.М. и др. Анатомия человека. – М.: Владос, 2002-2003 – 384 с. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. – М.: Учпедгиз, 1963. – 128 с. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 464 с. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Атлас анатомии человека. – М.: АПП Дангар, 2000. – 248 с. Практическое занятие №. 16 Тема: Особенности развития внимания, памяти и эмоций у детей разного возраста Краткое содержание работы, задания для студентов Обсудить физиологические основы внимания, памяти и эмоций. Дать понятие непроизвольного и произвольного внимания, рассмотреть особенности их возрастного развития. Перечислить основные виды и типы памяти, особенности тренировки памяти. Рассмотреть потребности, мотивации и эмоции, классификации эмоций. Обсудить особенности формирования эмоциональных реакций у детей в различные возрастные периоды. Вопросы для коллективного обсуждения Физиологические основы внимания, памяти и эмоций. Понятие непроизвольного и произвольного внимания, особенности их возрастного развития. Основные виды и типы памяти. Тренировка памяти. Потребности, мотивации и эмоции. Классификации эмоций. Формирование эмоциональных реакций у детей в различные возрастные периоды. Рекомендуемая литература Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиоло-гия развития ребенка). – М.: AKADEMIA, 2003. – С.258-263 Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высш. шк., 1985. – С.208-222. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 478 с. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М., 2000. – С.325-419. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990. – 258 с. Хризман Т.П., Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1991. – 232 с. Практическое занятие №. 17 Тема: Особенности высшей нервной деятельности (ВНД) человека. Общие и частные типы ВНД. Две сигнальные системы действительности Краткое содержание работы, задания для студентов Рассмотреть учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Установить связь конституции человека и типов ВНД. Функциональная асимметрия и частные типы ВНД. Дать понятие сигнальных систем действительности (по И.П. Павлову). Рассмотреть развитие первой сигнальной системы действительности и особенности второй сигнальной системы. Вопросы для коллективного обсуждения Свойства нервных процессов (нервной системы). Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Общие и частные типы ВНД. Классификация типов ВНД по Красногорскому и Иванову-Смоленскому. Функциональная асимметрия. Первая и вторая системы действительности по И.П. Павлову, особенности их развития. Локализация речевых функции в коре головного мозга. Мозговая организация речи и формирование речевых функций. Рекомендуемая литература Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиоло-гия развития ребенка). – М., AKADEMA, 2003. – 412 С. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высш.шк., 1985. – С. 184-193. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. –Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 478 с. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. –М.: «Просвещение», 1986. – С. 184-187, 192-198. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М., 2000. – С.325-419. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990. Хризман Т.П., Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1991. – 232 с. |
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо... Тип урока: Совершенствование знаний по теме «Снятие измерений, анализ измерений» | «Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо... Г 52 Теоретическая механика. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов 2 курса заочной формы обучения... | ||
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо... Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004 | «Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | «Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | «Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо... Российской Федерации от 17. 12. 2012 №1069н «Об утверждении случаев, в которых возможна сдача крови и (или) ее компонентов за плату,... | «Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо... План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления | ||
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Автор программы: к фил н., доцент кафедры английского языка и английской филологии С. А. Виноградова | ||
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») программа Повторить технику выполнения одновременного одношажного конькового хода, подъема в гору «Елочкой», спуск с горы в высокой стойке... | «Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо... Урока физической культуры – участника второго (очного) этапа конкурса лучших учителей физической культуры общеобразовательных учреждений... | ||
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») Главного управления образования мэрии от 14. 09. 2011 №1103-од «Об организации работы городского экспертного совета в 2011/2012 учебном... | Методические рекомендации по изучению дисциплины ен. Ф. 7 Концепции современного естествознания ... |