«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации





Скачать 161.35 Kb.
Название«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации
Дата публикации08.08.2013
Размер161.35 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Физика > Методические рекомендации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Б3. Б.6.2 Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения


Основная образовательная программа подготовки бакалавриата 050700.062 Специальное (дефектологическое) образование

профиль Специальная психология

очная форма обучения

Практическое занятие № 1. Основные понятия и физиология органа слуха (2 часа).

Ход занятия.

Теоретическая часть занятия.

Предмет и задачи курса «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения». Значение данного курса в системе подготовки педагогов. Основные задачи курса. Связь предмета с ме­дицинскими и педагогическими дисциплинами. Понятие об анализаторах. Строение и функция анали­затора по Павлову: периферический, проводниковый, корковый отделы. Взаимосвязь всех сенсорных систем в организме.

Практическая часть занятия.

  1. Составить схему строения анализатора.

  2. Привести примеры взаимосвязи всех сенсорных систем в организме.

  3. Проверка конспектов самостоятельной работы.


Практическое занятие № 2. Анатомическое строение и возрастные особенности органа слуха (2 часа).
Ход занятия.

Теоретическая часть занятия.

Строение, функции наружного уха и его возрастные особенности. Строение, функции среднего уха и его возрастные особенности. Строение, функции внутреннего уха и его возрастные особенности. Строение и функции проводникового отдела слухового анализатора. Строение и функции центрального отдела слухового анализатора.

Практическая часть занятия.

  1. Составить схему строения и функций всех отделов слухового анализатора.

  2. Проверка конспектов самостоятельной работы.


Практическое занятие № 3.. Физиологические основы деятельности слухового анализатора (2 часа).

Ход занятия.

Теоретическая часть занятия.

Физические и акустические свойства звука. Звукопроводящая функция органа слуха. Звуковоспринимающая функция органа слуха. Чувствительность органа слуха.

Практическая часть занятия.

  1. Составить схему звукопроведения.

  2. Проверка конспектов самостоятельной работы.


Практическое занятие № 4. Особенности исследования слуховой функции у детей (2 часа).

Ход занятия.

Теоретическая часть занятия.

Основные задачи исследования слуха у детей. Объективные и психоакустические методы исследования слуха. Особенности исследования слуха у детей. Исследование слуха шепотом и громкой речью. Исследование слуха камертонами. Исследование слуха аудиометром. Речевая аудиометрия. Акустическая импедансометрия (позволяет определить ха­рактер и степень нарушения звукопроводящего аппарата сред­него уха). Особенности проведения обследования этим методом.

Практическая часть занятия.

  1. Проведение исследования слуха шепотом и громкой речью.

  2. Составить таблицу методов исследования слуха, отразив в ней особенности метода, ограничения использования, приоритетность использования.


Практическое занятие № 5.. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушениях слуха у детей. (2 часа)

Ход занятия.

Теоретическая часть занятия.

1. Медико-генетические консуль­тации для профилактики наследственных форм нарушения слу­ха. Охрана здоровья женщины во время беременности.

Санитарно-гигиенические условия быта и труда; правильный режим труда и отдыха; рациональное, полноценное питание. Профилактика инфекционных заболеваний, лечение. Профи­лактика приобретенной глухоты и тугоухости: меры личной профилактики; уход за ребенком; нормальное свободное дыха­ние через нос; правильное лечение насморка; профилактика и лечение аденоидов, полипов, искривления носовой перегород­ки, хронических форм воспалительных процессов в среднем ухе. Значение общего состояния здоровья ребенка. Правильный режим дня. Значение закаливания и занятий физкультурой. Роль педагога и воспитателя при проведении профилактичес­ких и лечебных мероприятий у детей с нарушением слуха.

2. Структура специализированных дошкольных учрежде­ний и школ для детей с нарушением слуха. Детские сады для тугоухих и глухих. Показания и порядок направления детей в детские сады.

Школы для глухих детей. Показания и порядок направле­ния в школы.

Школы для тугоухих и позднооглохших детей. Показания и порядок направления в школы.

Задачи и функции спецшкол для слабослышащих. Два отде­ления в школах данной категории.

3. Задачи и функции специализированных детских садов для детей с нарушением слуха. Задачи специализированного детского сада: формирование навыков восприятия и воспроизведения устной речи; организация и проведение комплекса ле­чебно-компенсаторных мероприятий; всестороннее воспитание детей с нарушением слуха; подготовка детей к поступлению в школу. Организация режима дня: общеобразовательные заня­тия; игровая деятельность; деятельность детей в быту. Вся ра­бота детских садов строится по принципу двух потоков: глухие и слабослышащие с недоразвитой речью; слабослышащие и позднооглохшие, владеющие речью или ее остатками.
4. Взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы. Педагогические аспекты медицин­ского обслуживания детей с нарушением слуха. Педагог дол­жен иметь представления о следующих вопросах: течение бе­ременности и родов; состояние наследственности; особенности физического, интеллектуального развития ребенка. Когда и как впервые обнаружено снижение или отсутствие слуха. Какое лечение проведено. Состояние слуха в момент обследования ре­бенка; состояние речи; общее состояние здоровья: психоневро­логическая сфера, эндокринная система, сердечно-сосудистая система, дыхательная система, состояние зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата.

Использование методов компенсации нарушений слуха.

Практическая часть занятия.

  1. Методы исследования слуха: овладение педагогическим методам проверки слуха.

  2. Изучение схемы «Обследование слуха детей дошкольного и младшего школьного возраста».

  3. Проверка конспектов самостоятельной работы.

Практическое занятие № 6.. Периферический и центральный отделы речевого аппа­рата

Ход занятия.

Теоретическая часть занятия.

Речь как особое средство общения. Основные отделы ре­чевого аппарата: периферический и центральный. Организа­ция, регуляция и контроль речевой деятельности. Речь сенсор­ная и моторная.

Практическая часть занятия.

  1. Составить выступление по теме: «Речь в жизни человека и общества». Приведите примеры.

  2. Сравните в таблице два понятия: «речь», «язык».

  3. Объясните, как мышление связано с речью.

  4. Проверка конспектов самостоятельной работы.


Практическое занятие № 7. Анатомическое строение, функции и возрастные особенности органов речи

Ход занятия.

Теоретическая часть занятия.

Анатомия органов речи. Нос, рот, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, анатомическое строение, функции, грудная клетка и диафрагма.

Практическая часть занятия.

  1. Подписать все учебные схемы анатомического строения органов речи.

  2. Проверка конспектов самостоятельной работы.


Практическое занятие № 8. Физиология органов речи

Ход занятия.

Теоретическая часть занятия.

Дыхание. Фонация (голосообразование). Артикуляция (образование звуков речи).

Практическая часть занятия.

  1. Определите с помощью зеркала активные и пассивные органы артикуляционного аппарата. Сопоставьте артикуляцию разных звуков на основе таблицы «Фонемы русского языка».

  2. Назовите отличия речевого и физиологического типов дыхания. Материал занесите в таблицу: Особенности речевого и физиологического типов дыхания.

  3. Проверка конспектов самостоятельной работы.


Практическое занятие № 9.. Особенности исследования органов речи у детей

Ход занятия.

Теоретическая часть занятия.

Сбор анамнеза. Исследова­ние общего состояния здоровья ребенка; состояния слуха. Пе­ренесенные заболевания. Особенности речевой среды.

Детальный осмотр органов речи проводится врачом с помо­щью оториноларингологического исследования.

Функциональное исследование губ, зубов, челюстей, языка, нёба, зева, задней стенки глотки проводят с помощью шпателя.

Практическая часть занятия.

  1. Разобрать схему обследования органов речи детей дошкольного и младшего школьного возраста.

  2. Проверить и обсудить проведенное исследование органов речи одного ребенка. Сдать отчетную документацию на проверку.

  3. Проверка конспектов самостоятельной работы.


Практическое занятие № 10.. Патология (аномалия развития и заболевания) органов речи у детей: клиническая характеристика и особенности течения у детей

Ход занятия.

Теоретическая часть занятия.

Аномалии развития и заболевания носа. Заболевания полости рта. Дефекты языка. Дефекты челюстей и зубов. Заболевания глотки. Нервно-мышечные нарушения голоса и речи. Расстройства голосообразования. Хриплый голос. Фаль­цет. Патологическая мутация. Афония. Дисфония. Изменение голоса и речи при общих заболеваниях организма.

Практическая часть занятия.

  1. Защита рефератов по темам: «Аномалии развития и заболевания носа», «Ринолалия», «Заболевания полости рта», «Дефекты языка», «Дефекты челюстей и зубов», «Заболевания глотки», «Заболевания гортани», «Нервно-мышечные нарушения голоса и речи», «Изменение голоса и речи при общих заболеваниях организма».

  2. Проверка конспектов самостоятельной работы.


Практическое занятие № 11.. Роль педагога и воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей (2 часа).

Ход занятия.

Теоретическая часть занятия.

1. Роль речи педагогов и воспитателей в профилактике и устранении нарушений речи у детей. Совершенствование речи окружающих взрослых. Необ­ходимость развития произношения слов, фраз. Контроль пра­вильности артикуляции. Учитель должен научить детей пра­вильно дышать, говорить четко, спокойно, без напряжения го­лосовых связок с последующими симптомами: хрипота, слабость голоса, афония.

2. Гигиена, охрана голоса и речи у детей. Отрицательное воздействие вредных примесей (табачный дым, выхлопные газы и т. д.) к вдыхаемому воздуху. Разъяснительная работа среди детей о вреде курения. Препятствия, мешающие нормальному носовому дыханию. Пение, разговор при быстрой ходьбе, беге, в холодную сырую погоду. Ограничение речи при простудных заболеваниях. Гигиена и охрана певческого голоса у детей и подростков.

Профилактика врожденных и приобретенных патологичес­ких состояний органов речи. Закаливающие мероприятия.

3. Профилактика и лечение при функциональных наруше­ниях голоса и речи. Воспитание ребенка в семье и в дошколь­ных учреждениях. Необходимость нормального «речевого ок­ружения» в раннем и старшем дошкольном возрасте.

Роль речи родителей и воспитателей.

Раннее выявление недостатков слуха с одновременным раз­витием речи.

Практическая часть занятия.

  1. Овладение навыками правильного дыхания.

  2. Составление рекомендаций для родителей и педагогов по профилактике нарушения голоса у детей.

  3. Составление общих требований к голосу и речи педагога.


Практическое занятие № 12.. Основные вопросы офтальмологической помощи детям (2 часа).

Ход занятия.

Теоретическая часть занятия.

1. Система офтальмологической помощи детям

Краткий очерк развития детской офтальмологии и ее направ­лений в борьбе со слепотой. Крупнейшие детские офтальмологические школы в нашей стране: научно-исследовательские и учебные глазные институты; ведущие офтальмологи: М.И. Авербах, Э.С. Аветисов, Е.И. Ковалевский, М.М. Краснов, В.П. Филатов, А.В. Хватова и др. Достижения современной детской офтальмологии. Структура и уровень детских глазных заболе­ваний. Неотложная офтальмологическая помощь детям. Рабо­та детских офтальмологов в стационарах, поликлиниках и ка­бинетах по охране зрения детей.

2. Структура специальных дошкольных учреждений и школ-интернатов для детей с нарушениями зрения

Методы совместной работы органов образования и здравоох­ранения по охране зрения детей. Специализированные дошколь­ные учреждения для детей с косоглазием и амблиопией:

— детские сады и ясли-сады с круглосуточным пребывани­ем детей;

— детские сады и ясли-сады с дневным пребыванием (12 ча­сов) детей;

— глазной санаторий с круглосуточным пребыванием детей;

— дошкольные группы для детей с нарушением зрения при детских садах, садах-яслях, дошкольных детских домах обще­го типа и школах-интернатах для слабовидящих детей.

Специализированные школы-интернаты для слепых и сла­бовидящих детей. Показания и порядок направления детей в дошкольные учреждения и школы-интернаты для детей с на­рушениями зрения.

Практическая часть занятия.

  1. Изучение нормативно-правовой документации, регулирующей порядок и показания направления детей с на­рушениями зрения в дошкольные учреждения и школы-интернаты.

  2. Написание доклада на темы:

    • «Крупнейшие детские офтальмологические школы в нашей стране».

    • «Ведущие офтальмологи России».


Практическое занятие № 13.. Анатомия и физиология органов зрения с учетом возрастных особенностей детей

Ход занятия.

Теоретическая часть занятия.

Строение и функции оболочек глазного яблока: наружная оболочка (склера, роговая оболочка); средняя оболочка (сосу­дистый или увеальный тракт, состоит из радужки, цилиарного или ресничного тела, хориоидеи); внутренняя оболочка (сет­чатка). Зрительный нерв, строение, функции. Защитный аппарат органа зрения: строение и функции глаз­ницы и век. Вспомогательный аппарат органа зрения: глазодвигатель­ный аппарат; слезные органы; соединительная оболочка. Их строение и функции. Физиология органа зрения. Зрительный анализатор, его отделы: периферический, про­водниковый, центральный. Функциональные особенности зрительного анализатора. Значение зрительного анализатора в развитии ребенка.

Практическая часть занятия.

  1. Зарисовать и подписать анатомические схемы зрительного анализатора.

  2. Проверка конспектов самостоятельной работы.

Практическое занятие № 14.. Основные зрительные функции и методы их исследования у детей (2 часа).

Ход занятия.

Теоретическая часть занятия.

  1. Преломляющая, оптическая система глаза. Рефракция: едини­ца измерения рефракции — диоптрия. Виды рефракции: эммет-ропия, миопия, гиперметропия. Метод определения рефракции.

  2. Аккомодация. Спазм и паралич аккомодации, их причины.

  3. Зрительное утомление — астенопия.

  4. Аномалии рефракции: миопия, гиперметропия, астигма­тизм.

    • Миопия — близорукость. Факторы, способствующие воз­никновению и развитию близорукости: наследственность, ус­ловия напряженной зрительной работы на близком расстоя­нии, ослабление аккомодации, изменение склеры. Врожден­ная и приобретенная близорукость, особенности течения, осложнения, исход. Прогрессирующая близорукость, особен­ности течения, осложнения. Коррекция близорукости: очко­вая, контактная. Профилактика близорукости. Современные виды лечения близорукости: терапевтическое, хирургическое. Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с бли­зорукостью: ограничение непрерывной зрительной работы; противопоказана работа с различимостью мелких деталей — конструкторы, мозаики; ограничение физической нагрузки. Занятия спортом.

    • Гиперметропия — дальнозоркость. Возникновение, разви­тие и особенности течения дальнозоркости. Факторы, обуслов­ливающие остаточное зрение и слабовидение при дальнозорко­сти: сочетание с астигматизмом и рефракционной амблиопией. Коррекция дальнозоркости: очковая, контактная. Профилак­тика и лечение дальнозоркости. Рекомендации к процессу обу­чения и воспитания детей с дальнозоркостью: ограничение не­прерывной зрительной работы вблизи; ранняя коррекция и ее рациональное использование во время занятий.

    • Астигматизм: виды, особенности течения и коррекции.

Практическая часть занятия.

  1. Исследования остроты зрения.

  2. Нахождение слепого пятна.

  3. Просматривание двойных изображений.

Практическое занятие № 15.. Врожденная и приобретенная патология органов зрения. Офтальмологические рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с той или иной патологии (2 часа).

Ход занятия.

Теоретическая часть занятия.

Аномалии и заболевания век, слезных органов, конъюнктивы. Особенности течения у детей. Лечение. Аномалии и заболевания преломляющих оптических сред глаза. Особенности течения и лечения. Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с аномалиями и заболеваниями роговой оболочки. Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с патологией хрусталика.

Аномалии развития и заболевания сетчатки и зрительного нерва. Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с патологией сетчатки и зрительного нерва: при зрительной и физической нагрузке — строго дифференцированный, индиви­дуальный подход в зависимости от формы, течения, глубины процесса.

Глаукома врожденная и приобретенная. Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с гла­укомой: противопоказаны состояния организма и условия внеш­ней среды, способствующие повышению внутриглазного давле­ния. Косоглазие содружественное и паралитическое. Профилактика и лечение косоглазия и амблиопии в поли­клиниках, кабинетах охраны зрения, специализированных дет­ских садах, санаториях для детей с косоглазием. Роль педагога, воспитателя в процессе профилактики и при лечении косоглазия и амблиопии. Тесная взаимосвязь с семьей ребенка. Роль родителей в проведении лечебно-восстановитель­ной работы при косоглазии и амблиопии. Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей с косоглазием и амблиопией; все педагогические мероприятия должны согласовываться с лечебно-восстановительной работой.

Поражение органа зрения в целом. Микрофтальм, анофтальм, альбинизм: причины возник­новения, особенности течения и исходы. Профилактика и ле­чение.

Рекомендации к процессу обучения и воспитания детей при данной патологии: зрительная и физическая нагрузка долж­ны соответствовать зрительным возможностям (т.е. состоянию зрительных функций), физическому развитию ребенка, его возрасту.

Практическая часть занятия.

  1. Проверить конспект по теме: «Повреждения органа зрения у детей». Обсудить по плану:

  • Частота повреждений органа зрения у детей.

  • Виды поврежде­ния органа зрения у детей делятся: тупые травмы — конту­зии органа зрения; ранения — проникающие и непрободные; ожоги — термические, химические, лучевые, комбинирован­ные; отморожения; укусы насекомыми в области органов зре­ния.

  • Особенности течения и первая помощь при повреждениях органа зрения у детей.

  • Профилактика повреждений органа зре­ния.


Практическое занятие № 16. Причины глубоких нарушений зрения у детей (2 часа).

Ход занятия.

Теоретическая часть занятия.

Врожденные и приобретенные заболевания органа зрения у детей. Врожденные заболевания наблюдаются в результате воздей­ствия отрицательных факторов на плод или эмбрион, а также при наличии наследственного фактора (врожденная близору­кость, гидрофтальм, микрофтальм и др.). Роль наследственно­го фактора в появлении глубоких нарушений зрения у детей. Роль отрицательных факторов, воздействующих на плод или эмбрион, к которым относятся: инфекционные и вирусные за­болевания матери, перенесенные во время беременности; хроническое заболевание или его обострение; общесоматическое заболевание; различные интоксикации (медикаментозные, ал­когольные, никотиновые, наркотические, бытовые, химичес­кие и др.); облучения; токсикозы беременности; авитаминозы; травмы; недоношенность плода и т.д. Приобретенные заболевания органа зрения, обусловливаю­щие слепоту, остаточное зрение, слабовидение у детей. Причи­ны их возникновения: детские инфекционные заболевания; травмы органа зрения; поражение центральной нервной систе­мы (менингиты, менингоэнцефалиты, травмы и опухоли голов­ного мозга). Профилактика появления глубоких нарушений зрения у детей. Дети с глубокими нарушениями зрения делятся на слепых и слабовидящих по определенным показателям. В свою очередь слепые дети делятся на две группы: тотально слепые и дети с остаточным зрением. Определенная часть де­тей имеет инвалидность по зрению. Установление групп инва­лидности.

Практическая часть занятия.

  1. Проверка таблицы «Этиология нарушений зрения у детей».

  2. Обсуждение содержания конспекта по теме: «Причины глубоких нарушений зрения у детей»


Практическое занятие № 17.. Основные вопросы гигиены и охраны зрения у детей (2 часа).

Ход занятия.

Теоретическая часть занятия.

Гигиена учебно-воспитательного процесса, особенности ре­жима дня для детей с нарушением зрения; организация заня­тий в течение недели, дня, урока; допустимая зрительная на­грузка для детей с нарушением зрения; ограничение физичес­кой нагрузки; гигиена физического воспитания; гигиена окружающих внешних условий (освещенность, мебель, требо­вания к дидактическому материалу и наглядным пособиям). Технические средства коррекции остаточного зрения и слабовидения (очки, контактные линзы, лупы, тифлоприборы и др.).

Практическая часть занятия.

  1. Обсудить плана мероприятий по гигиене учебно-воспитательного процесса для детей с нарушениями зрения.

  2. Обсудить составленные рекомендаций для родителей по гигиена окружающих внешних условий для детей, в рамках домашней реабилитации.

  3. Обсудить содержание доклада и презентации по теме: «Основные вопросы гигиены и охраны зрения у детей»

  4. Провести анализ материалов соблюдения гигиены и охраны зрения у детей в специализированных учреждениях для детей с нарушением зрения (детский сад № 65, Бийская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 3-4 вида).

  5. Сделать отчет.


Практическое занятие № 18.. Связь лечебно-воспитательной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушением зрения (2 часа).

Ход занятия.

Теоретическая часть занятия.

Специализированный детский сад для детей с косоглазием и амблиопией. Задачи специализированного детского сада: 1) организация и проведение полного комплекса лечебных мероприятий для вос­становления зрительных функций; 2) всестороннее воспитание детей с нарушениями зрения; 3) подготовка детей к поступле­нию в школу. Показания к приему детей в специализированные детские сады. Состав групп для детей с косоглазием и амблиопи­ей, а также групп для слабовидящих детей. Организация режи­ма дня с учетом зрительных нагрузок: 1) общеобразовательные занятия; 2) игровая деятельность; 3) деятельность детей в быту. Педагогические аспекты медицинского обслуживания детей с нарушением зрения. Взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы. Развитие способности зрительного вос­приятия, зрительной ориентации. Виды детской деятельности: игры, труд, занятия, бытовая деятельность. Дидактические игры и упражнения для активизации, стимуляции, упражне­ний зрительных функций. Особенности общеобразовательных занятий на разных этапах лечения.

Практическая часть занятия.

  1. Обсудить конспект по теме: «Связь лечебно-воспитательной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушением зрения».

  2. Проверка конспектов самостоятельной работы.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
«Новоубеевская основная общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Тип урока: Совершенствование знаний по теме «Снятие измерений, анализ измерений»
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Г 52 Теоретическая механика. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов 2 курса заочной формы обучения...
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу»)
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Автор программы: к фил н., доцент кафедры английского языка и английской филологии С. А. Виноградова
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») программа
Повторить технику выполнения одновременного одношажного конькового хода, подъема в гору «Елочкой», спуск с горы в высокой стойке...
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Урока физической культуры – участника второго (очного) этапа конкурса лучших учителей физической культуры общеобразовательных учреждений...
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу»)
Главного управления образования мэрии от 14. 09. 2011 №1103-од «Об организации работы городского экспертного совета в 2011/2012 учебном...
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины ен. Ф. 7 Концепции современного естествознания
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск