«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации





Скачать 283.11 Kb.
Название«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации
страница1/3
Дата публикации22.09.2013
Размер283.11 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Право > Основная образовательная программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Б3.Б.13 Основы социальной медицины









Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)
по направлению
подготовки бакалавриата (магистратуры)

040400.62 Социальная работа

общий профиль


(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) с указанием
профиля (названия магистерской программы)

Тема 1. История развития социальной медицины в России

План

  1. Зарождение социальной медицины в России.

  2. Развитие социальной медицины в 18 веке.

  3. Развитие социальной медицины в 19 веке.

  4. Развитие социальной медицины в 20 веке.

  5. Перспективы развития социальной медицины в 21 веке.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Зарождение социальной медицины в России во времена князя Владимира.

  2. Роль российских государственных деятелей 16-18 веков в становлении социальной медицины.

  3. Деятельность М.В. Ломоносова в области социальной медицины.

  4. Земская реформа 1864 г., ее роль в развитии социальной медицины в России.

  5. Деятельность Ф.Ф. Эрисмана в развитии социальной медицины в России.

  6. Роль Н.А. Семашко в создании советской системы здравоохранения.

  7. Уникальность и главное достоинство советской системы здравоохранения.

  8. Достижения советской системы здравоохранения.

  9. Актуальные проблемы социальной медицины в России в XXI веке.

Задания для самостоятельной работы

1. Сделайте рабочие записи по каждому из пунктов плана.

2. Пользуясь источниками, указанными в списке основной литературы,

сформулируйте основную идею земской реформы 1864 г.

3. Заполните таблицу:

Ф.И.О.

Годы жизни

Вклад в развитие социальной медицины

Ломоносов М.В.







Эрисман Ф.Ф.







Семашко Н.А.







4. Составьте таблицу, отражающую преимущества и недостатки советской

системы здравоохранения.

5. Выпишите из источников, указанных в списке литературы,

основные этапы становления и развития социальной медицины в России.

6. Подготовьте реферативное сообщение.

Литература основная

  1. Артюнина, Г.П. Основы социальной медицины [Текст]: Учебное пособие для вузов / Г.П. Артюнина. - М: Академический проект, 2005. – 576 с.

  2. Тен, Е.Е. Основы социальной медицины [Текст]: Учебное пособие / Е.Е. Тен. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. - 256 с.

  3. Черносвитов, Е.В. Социальная медицина [Текст] /Е.В. Черносвитов.- .: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 624 с.

Литература дополнительная

1. Лисицын, Ю. П. Социальная гигиена и организация здравоохранения

[Текст]: проблем. лекции : учеб. пособие для мед. вузов / Ю. П.

Лисицын. - М.: Медицина, 1992. -512 с.

2. Мартыненко, А. В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование [Текст] / А.В. Мартыненко. - М.: Наука, 1999. -238 с.
Тема 2. Показатели здоровья населения (2 ч.)

План

  1. Определение понятия «общественное здоровье».

  2. Отдельные показатели общественного здоровья.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Определение понятия «общественное здоровье».

  2. Критерии оценки общественного здоровья.

  3. Три группы показателей общественного здоровья.

  4. Медико-демографические показатели общественного здоровья.

  5. Виды и показатели заболеваемости.

  6. Показатели инвалидности.

Задания для самостоятельной работы

  1. Сделайте рабочие записи по каждому из пунктов плана.

  2. Подготовьте реферативное сообщение.

  3. Выпишите из источников, указанных в списке основной литературы,

  4. определения понятий «общественное здоровье», «рождаемость», «смертность», «младенческая смертность», «естественный прирост населения», «механическое движение населения», «инвалидность».

  5. Выпишите из источников, указанных в списке основной литературы, критерии оценки общественного здоровья.

  6. Подберите статистические данные, характеризующие показатели общественного здоровья в г. Мурманске и Мурманской области.

  7. Пользуясь учебником Артюниной Г.П. «Основы социальноймедицины», сделайте сравнительный анализ структуры заболеваемости в прошлом (до середины ХХ века) и настоящем.

Литература основная

1. Артюнина, Г.П. Основы социальной медицины [Текст]: Учебное

пособие для вузов / Г.П. Артюнина. - М: Академический проект, 2005. –

576 с. – («Gaudeamus»).

2. Лисицын, Ю. П. Социальная гигиена и организация здравоохранения

[Текст]: проблем. лекции : учеб. пособие для мед. вузов / Ю. П.

Лисицын. - М.: Медицина, 1992. -512 с.

3. Ткаченко, В.С. Основы социальной медицины [Текст]: Учебн. пособие.

/ В.С. Ткаченко. - М.: Инфра-М, 2004.- 368 с. – (Высшее образование).

4. Тульчинский, Т.Г. Новое общественное здравоохранение: введение в

современную науку [Текст]: Пер. с англ. /Т.Г. Тульчинский, Е.А.

Варавикова; Предисл. И.Н. Денисова, М.И. Ромера. - Иерусалим,

1999. - 1027 с.

Литература дополнительная

1. Блинков, Ю.А. Медико-социальная экспертиза лиц с ограниченными

возможностями [Текст]: Уч. пособие для специалистов по социал.

работе /Ю.А. Блинков, В.С. Ткаченко, Н.П. Клушина: Курская рос. мед.

акад.: Сев.-Кавказ.гос. техн. Ун-т. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 314 с.

2. Веселкова, И.Н. Как сохранить нацию [Текст] / И.Н. Веселкова, Ю.М.

Комаров.– М.: Академкнига, 2002. – 428 с.

3. Гришина, Л.П. Анализ инвалидности в РФ за 1970-1999 гг. и ее

прогноз до 2015 г. [Текст] /Л.П. Гришина, Н.Д Талалаева, Э.К.

Амирова //Медико-социальная экспертиза и реабилитация.- 2001.-

№ 2.- С. 27-31.

4. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Текст]:

федеральный закон, офиц. текст, действующая ред.- [Офиц. изд.]. - М.:

Экзамен, 2005. -30 с.

5. Сидоренко, Г.И. Методические аспекты изучения оценки

состояния здоровья населения [Текст] / Г.И. Сидоренко, Е.Н. Кутепов

//Гигиена и санитария.- 1997.- № 2. - С. 55-58.

Тема 3. Меры по укреплению здоровья населения

План

        1. Факторы риска для здоровья отдельных возрастных и социальных групп.

        2. Меры по сохранению здоровья представителей отдельных возрастных и социальных групп.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Меры по укреплению здоровья младенцев.

  2. Меры по укреплению здоровья школьников.

  3. Меры по укреплению здоровья пожилых людей.

  4. Меры по укреплению здоровья людей, работающих во вредных и опасных условиях.

  5. Меры по укреплению здоровья социально незащищенных групп населения.

Задания для самостоятельной работы

1. Сформулируйте эффективные меры воздействия на факторы риска в

различных возрастных и социальных группах.

2. Пользуясь учебником Ткаченко В.С. «Основы социальной медицины»,

законспектируйте параграф 8 из главы 2 «Воздействие факторов

производства на здоровье работающих».

3. Выпишите из источников, указанных в списке основной литературы,

наиболее часто встречающиеся в России профессиональные

заболевания.

4. Подготовьте реферативные сообщения.

Литература основная

1. Артюнина, Г.П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и

образ жизни [Текст]: Учебное пособие для высшей школы /Г.П.

Артюнина, С.А. Игнатькова. – 2-е изд., перераб. - М.: Академический

проект, 2004.- 560 с. – («Gaudeamus»).

2. Ткаченко, В.С. Основы социальной медицины. [Текст]: Учебн. пособие.

/ В.С. Ткаченко. - М.: Инфра-М, 2004.- 368 с. – (Высшее образование).

Литература дополнительная

1. Сидоренко, Г.И. Методические аспекты изучения оценки

состояния здоровья населения [Текст] / Г.И. Сидоренко, Е.Н. Кутепов

//Гигиена и санитария.- 1997.- № 2. С. 55-58.

2. Черкасова, Е.М. Здоровье «уличных детей» Санкт- Петербурга

[Текст]/ Е.М. Черкасова, Е.А. Акимов //Социальная профилактика и

здоровье. – 2003.- № 2. С.15.

3. Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в разные

возрастные периоды [Текст]: учеб. для мед. училищ и колледжей

/ В. Р. Кучма и [др.]; под ред. В. Р. Кучмы, В. Н. Серова. - 2-е изд., стер.

- М.: Academia, 2002. -395 с.

Тема 4. Основные направления профилактики аддиктивного поведения

План

          1. Гуманизация макросоциума.

          2. Гуманизация микросоциума.

          3. Ужесточение законодательства.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Гуманизация макросоциума.

  2. Формирование личности ребенка.

  3. Формирование негативного отношения к аддиктивному поведению.

  4. Ужесточение правил торговли табачными изделиями, спиртными напитками и медикаментами.

  5. Ужесточение наказания за распространение наркотиков.

  6. Работа с подростками группы риска по аддиктивному поведению.

  7. Работа с лицами, зависимыми от алкоголя и наркотиков.

  8. Работа с созависимыми.

  9. Реабилитация больных алкоголизмом и наркоманией.

Задания для самостоятельной работы

1. Сделайте рабочие записи по каждому из пунктов плана.

2. Подготовьтесь к участию в обсуждении основных направлений

профилактики аддиктивного поведения.

3. Подготовьте реферативные сообщения.

4. Подготовьте аннотированный список современной литературы по

вопросам профилактики аддиктивного поведения.

Литература основная

  1. Анисимов, Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи [Текст] / Л.Н. Анисимов. - М., Юрид. лит., 1998.- 173 с.

  2. Артюнина, Г.П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни [Текст]: Учебное пособие для высшей школы /Г.П. Артюнина, С.А. Игнатькова. – 2-е изд., перераб. - М.: Академический проект, 2004.- 560 с.

  3. Бабаян, Э.А. Наркология [Текст]: учеб. пособие /Э.А. Бабаян, М.Х. Гонопольский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1990.- 336 с.

  4. Белогуров, С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманах. Книга для всех.

[Текст]: /С.Б. Белогуров. – СПб.,:М., «Невский Диалект» -«Издательство БИНОМ», 1998. - 128 с.

  1. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика : учеб.-метод. пособие/ Гоголева А. В; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - М. : МПСИ, 2003. - 240 с.

  2. Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. Пособие для студ. вузов, обуч. по направл.спец. психологии/Сирота Н.А., Ялтонский В.М. – 3-е изд., стер.-М.: Академия, 2008. – 176 с.Начало формы

  3. Конец формы


7. Технологии профилактики аддиктивного (зависимого) поведения : учеб.-метод.

комплекс : учеб.-метод. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. пед. образования /

[кол. авт.: Т. В. Маликова (отв. ред.), Е. Л. Шевченко и др.] ; Рос. гос. пед. ун-т им.

А. И.Герцена. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 189 с.

Литература дополнительная

  1. Белинская Е. Интернет-зависимость: аддиктивные формы поведения / Белинская Е.
    // Народное образование . - 2009. - № 7. - С. 268-275.

  2. Вайнер Э. Н. Профилактика аддиктивного поведения в молодежной среде / Вайнер Э. Н.// ОБЖ. Основы Безопасности Жизни. - 2011. - № 1. - С. 32-41; № 2. - С. 25-30.

  3. Галицын С. В.  Формирование оптимального уровня физического и психоэмоционального состояния "компьютерных аддиктов" путем совместного использования компьютерных и спортивных игр / Галицын С. В. // Адаптивная физическая культура . - 2005. - №1(21). - С. 27-31.

  4. Ениколопов С. Н. Психологические проблемы патологического влечения к азартным играм / Ениколопов С. Н., Умняшкина Д. А.// Вопросы психологии. - 2007. - №3. - С. 82 - 99.

  5. Жукова М. В. Проблема профилактики зависимого (аддиктивного) поведения в младшем школьном возрасте / Жукова М. В.// Начальная школа. - 2011. - № 3. - С. 98-103.

  6. Захарова Т. Зависимость от компьютерных игр / Захарова Т., Медведева С.
    // Социальная педагогика. - 2008. - № 2. - С. 107-112.
    Кавиева В. В. Влияние психоактивных веществ на организм человека / Кавиева В. В.
    // ОБЖ. Основы Безопасности Жизни. - 2011. - № 4. - С. 25-31;№ 5. - С. 30-33.
    Карр, А. Легкий способ бросить курить [Текст]: пер. с англ./А. Карр. –М.: Издательство «Добрая книга», 2007. – 208 с.

  7. Короленко Ц. Бегство от реальности. Проблемы аддиктивного поведения / Короленко Ц., Загоруйко Е.// Социальная педагогика. - 2005. - №2. - С. 43 - 44.

  8. Кочкина М. В. Взаимодействие педагогов, родителей и подростков как условие профилактики и предупреждения аддиктивного поведения / Кочкина М. В.
    // Искусство и образование . - 2007. - №4. - С. 114 - 126.

  9. Макушина О. П. Нарушения семейного воспитания как фактор развития зависимости у подростка / Макушина О. П.// Семейная психология и семейная терапия. - 2007. - № 2. - С. 44 - 49.

  10. Матасова И. Л. Особенности различных форм нехимических зависимостей / Матасова И. Л. // Психология в вузе. - 2008. - № 2. - С. 107-119.

  11. Наумова Ю. И. Внимание: компьютерная зависимость / Наумова Ю. И.
    // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №7. - С. 11 - 12.

  12. Полина, К. Нирвана [Текст] /К. Полина //Ровесник.-1997.- № 3.

  13. Решетникова О. Зависимость от компьютера / Решетникова О. // Школьный психолог (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2006. - №19. - С. 31 - 32.
    Семенов С. Ю. Адаптация подростков с химической зависимостью посредством механизмов психологической защиты / Семенов С. Ю.// Психология и школа. - 2007. - № 3. - С. 77-84.

  14. Смирнова И. Зависимость от виртуального мира : как уберечь подростков от этой напасти? / Смирнова И.// Директор школы. - 2004. - № 6. - С. 95 - 99.
    Федосов А. Диагноз - интернет -зависимость / Федосов А.
    // Учитель. - 2008. - № 3. - С. 80-83.

  15. Шик С. В. Особенности профессионального самопонимания студентов - педагогов с аддиктивным поведением : на примере табакокурения / Шик С. В. // Психология в вузе. - 2008. - № 1. - С. 37-46.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
«Новоубеевская основная общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Г 52 Теоретическая механика. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов 2 курса заочной формы обучения...
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу»)
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Российской Федерации от 17. 12. 2012 №1069н «Об утверждении случаев, в которых возможна сдача крови и (или) ее компонентов за плату,...
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Автор программы: к фил н., доцент кафедры английского языка и английской филологии С. А. Виноградова
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») программа
Повторить технику выполнения одновременного одношажного конькового хода, подъема в гору «Елочкой», спуск с горы в высокой стойке...
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо...
Урока физической культуры – участника второго (очного) этапа конкурса лучших учителей физической культуры общеобразовательных учреждений...
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу»)
Главного управления образования мэрии от 14. 09. 2011 №1103-од «Об организации работы городского экспертного совета в 2011/2012 учебном...
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») методические рекомендации iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины ен. Ф. 7 Концепции современного естествознания
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск