Каким должен быть учитель?





Скачать 106.64 Kb.
НазваниеКаким должен быть учитель?
Дата публикации13.08.2014
Размер106.64 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Физика > Вопрос
Жить - интересно

Каким должен быть учитель? Над этим вопросом общественность вечно ломает голову, выдвигая всё новые и новые требования к этой массовой и публично ответственной профессии. Суждений о настоящем профессионализме педагогов много. Учитель должен быть и умным, и строгим, и весёлым, и обаятельным, и талантливым, наконец. Одним подавай незаурядную личность. Другим – энциклопедическую эрудированность. И все вроде бы правы. Собственно репутацию школы, её славу всегда обеспечивает наличие яркого созвездия учителей. В истории гимназии № 23 одним из таких замечательных педагогов была Серкова Галина Георгиевна, отличник образования , ныне кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой развития образовательных систем в Челябинском институте развития профессионального образования.
Открытие физики

Многие ищут своё призвание всю жизнь. Иным, если повезёт, с этим вопросом успевают разобраться после окончания ВУЗа. Галина Георгиевна Серкова наметила свой главный жизненный вектор ещё в детстве.

-В нашей семье трое детей, - вспоминает Галина Георгиевна, - Я младшая. Средняя сестра на два года меня старше. Она училась в школе в шестом классе. Я была в четвёртом и свои учебники и книжки пролистала не раз. Открыла её учебники. Занимательней всех мне показалась физика. Столько опытов было нарисовано и столько интересных формул, которых сначала я не понимала. Хотя учебник не был цветным. Стала этот учебник физики внимательно-внимательно рассматривать и постепенно постигать смысл содержания. Кончилось это тем, что я помогала учиться сестре по физике и математике, а она мне по истории и географии. Сестра моя – глубокий гуманитарий. Её сочинениями зачитывались. Но как доходило до формул, она расстроено говорила: «Посмотри, может, ты решишь?»

Когда бы Галину Георгиевну ни спрашивали в детстве: «Галочка, ты кем будешь?». Она всегда решительно отвечала: «Учителем физики».

-И у меня не было каких-то других идей, рассказывает Галина Серкова, - один раз, правда, появилась мысль поступить в музыкальное училище после окончания школы. Но быстро исчезла. Я хотела на струнное отделение, поскольку уже прилично играла на домре. В струнный ансамбль ходила. Но победила физика. Дунаев Борис Михайлович замечательный был педагог, участник войны. Он привил любовь к физике. Хотя учитель математики не сомневалась, что я стану математиком. Она огорчилась, что я выбрала физику. Поступала я без экзаменов. Серебряная медаль по окончании школы давала такое право. «Серебро» получилось из-за единственной «четвёрки» по сочинению. Одной запятой не хватило в эпиграфе Маяковского. Сейчас дети пишут сочинение и имеют право пользоваться первоисточниками. А раньше нельзя было. И если ты какой-то эпиграф используешь, то все знаки должен точно поставить. А вот по грамотности всё было правильно.
Характер закаляется в степях

Студенческие годы начинались с …целины.

Галина долго не знала, как люди поступают в институт. За дверями не стояла, не волновалась. Подала документы. Ей говорят: «Ждите». Уехала к себе в Копейск, ждала – ждала. Никаких ответов. Решила наведаться в институт. А ей удивляются: «Вы почему не в колхозе? Надо был давно дать о себе знать». И отправили на целину, в Варненский район. Девушка крошечного ростика, весом в 36 килограммов поехала «подымать» дикие земли.

-Сейчас там обжито, - рассказывает Галина Серкова, - а тогда голая степь и стоит одна юрта. Это было в 1957 году. С нами всего было три мужчины. Остальные девочки. Руководил нами Тяжельников Евгений Михайлович. В институте он был секретарём парторганизации. Работали мы ударно. Но очень удивились, когда нас здесь задержали ещё на месяц. Выдержали и это.
Монолог учителя об учениках

-Уже после института, по распределению попала в одну из школ Красногорска. Об этом периоде мои впечатления одни из лучших. Там оказался замечательный директор школы Владимир Алексеевич Черкасов, в какую я попала. Он молодой, энергичный, «закрутил» всех так, что бегали. Пришлось вести физику, математику, даже иностранный язык. Естественно, электротехнику. Классы были по 40 человек. С учениками мне всегда было легко. Никогда не было проблем. Детей я любила и люблю. Есть на моей памяти несколько мальчиков, которые были , как мне кажется, самыми сложными. Но это считанное число. Говорят: «Трудные дети». Я не согласна. Дети очень хорошие. На мой взгляд, каждое новое поколение детей становится всё интереснее и интереснее. С первого дня в школе пришлось учить детей разного возраста. В основном мне давали старшие классы. И со старшеклассниками было очень интересно работать. Но как-то особенно творческих ребят было меньше. Они много знали, но я тогда теоретически и практически знала и умела больше, чем они. Но дети развиваются, радиотехника не стоит на месте – ребята стали во многом опережать учителей, особенно в конструировании приёмников, мультивибраторов. Я же этим не занималась. Поэтому мне было интересно работать в школе №23. Конкурсы по физике у нас всевозможные проходили, не только в школе, но и районные. Некоторые темы учебных занятий я стала готовить вместе с ребятами, где они лучше меня знают вопрос. Определяю, кто будет вместе со мной вести занятие. Озадачиваю, что мне надо от них. Они рассказывали, схемы объясняли, показывали приборы, объясняли их действие. Если ученик сделал электронную удочку, не буду же я его удочкой управлять.

От года к году ученики становились интересней. Но и в смысле испорченности характеров, поведения они тоже стали ярче. Если раньше ученик мог просто где-то нахамить, надерзить, пропустить уроки. То постарше дети уже стали связываться с компаниями. Их уже откуда-то вытягивать приходилось, работать с ними индивидуально. А сейчас сложнее. Впрочем, интересные дети есть и будут всегда. Мне, наверное, всегда везло с людьми.
Школа №23

Галина Георгиевна в «двадцать третью» пришла в мае 1975 года, когда заканчивался учебный год. Не очень удобный момент для перехода на новое место работы. В это время она трудилась в 103й школе в Металлургическом районе.

-Меня стали уговаривать перейти в школу №23, - вспоминает она, - предложение мне понравилось. Но все тормозы в жизни, которые со мной случались – движение по служебной лестнице – они все происходили из одного: не могу бросить детей. Но в итоге я пришла в эту школу. Любой умный директор умеет хорошо уговаривать. Кстати, я сюда однажды заходила, интересовалась: нет ли вакансии. И мне отказали. Оказалось впоследствии, что мне отказали, потому что место берегли для ….меня. Они же не знали , что я сама приходила.

Первые впечатления на новом месте. Галина Георгиевна осматривает выделенный кабинет. Бросается в глаза его неустроенность. Для физика это важно. Но зато оказалась замечательная лаборантская.

-Сам кабинет ничего особого не представлял собой, - признаётся Галина Серкова, - я не люблю говорить о людях плохо. Но до этого был интересный учитель физики. Замечателен он был тем, что его ребята обязательно участвовали в олимпиадах и часто были победителями. Но его особенность состояла в том, что он работал с «олимпиадными» детьми, а на остальных не обращал внимания. Я получила этот «подарок» в наследство от него. Три человека в классе по физике - асы, все остальные ничего не знают. То, что школа была ведущей на олимпиадах по физике – это точно. Предыдущий учитель поддерживал имидж школы. Пришлось трудно. Всё-таки десятые классы, впереди выпускные экзамены. Надо было успеть подготовить. Я даже растерялась, ведь в моём распоряжении оставался только месяц. И когда я стала с ними работать, как обычно, вдруг к себе приглашает директор:

-На вас дети жалуются!

-Что случилось? - Я ведь даже успела их полюбить.

-Они говорят, что ничего не понимают.

Но я – то говорю на языке физики. Если они десятиклассники, я же не подбираю фразы для шестиклассника. «Максимум» – есть «максимум», «дифракция» – есть «дифракция». И вот они пошли не жаловаться, а советоваться. Что же им теперь делать? Пришлось разрабатывать маленькую программку ускоренного ликбеза по физике. Всё окончилось нормально.

Немного позднее Галине Георгиевне дали классное руководство в четвёртом классе. Там, по её словам, вообще неописуемая любовь возникла. У ребят ещё не было физики по программе. Случилось вот что, тяжело заболел учитель математики, и Галину Георгиевну попросили его заменять.

-Но через полгода выяснилось, что я этих ребят не могу бросить, а они меня. Им очень полюбился кабинет физики. И мне оставили этих детей, несмотря на то, что у меня два года не было с ними ни одного учебного часа. В десятом классе я их выпустила.
Легендарная чистота

В то время, когда Галина Серкова появилась в школе №23, директором была Лапина Людмила Георгиевна.

-Если бы сейчас меня спросили, признаётся Галина Георгиевна, -перечислите лучших директоров, под руководством которых приходилось работать, я бы, прежде всего, назвала Лапину. Это талантливый человек был. На меня она произвела сильнейшее впечатление. Да вот хоть и сама школа. Едва ли можно было найти такую больницу или поликлинику чище, чем эта школа. Представляете, всё блестело. Чистота феноменальная! И ученики не бросали бумажки. Хоть были и трудные детей. И уроки срывали. Но чистота была просто идеальная. Здесь была замечательная техничка, к сожалению, не помню её имя-отчество. Она была великой труженицей. Постоянно что-то мыла, тёрла. Ребята её побаивались, хотя она не ругалась. Говорила спокойно. Бросалась в глаза чистота стёкол, чистота пола. Но главное – краники, где пьют воду, казалось, были злотыми. Настолько они были отполированы и начищены. Куда ни придёшь – краны блестели золотом.

По воспоминаниям Галины Серковой, в школе её встретил очень тёплый, дружный коллектив преподавателей. Не было такого, чтобы кто-то там о ком-то что-то плохо говорил. В женском коллективе такое бывает. Но только не здесь. Старшие коллеги почти покровительственно относились к молодым учителям. Хотя она никогда не нуждалась в особом покровительстве. Галине Георгиевне сразу после института пришлось работать в базовой школе свердловского института. Очень часто на уроках были студенты, преподаватели. И даже автор учебника по физики присутствовал. Закалка была такая – работать только идеально.
Доверительность – основа педагогики

У кого-то урок сорван, дело дошло до присутствия классного руководителя. Заслышав знакомый стук каблучков, ученики выкрикивают: «Тихо, наша идёт!» Спешно умолкает ученическое бурное море. Входит классный руководитель, и в наступившей тишине раздаётся спокойный голос Галины Георгиевны: «Что случилось?»

Всякие бывали ситуации за долгую педагогическую карьеру.

Галина Серкова справлялась со своими «трудными переростками» удивительно легко. Практически не было ни одного конфликта с ребятами, которыми обычно встречаются на тревожном учительском пути. Её педагогический метод – доверительное отношение.

-Хоть какой он сумасшедший, хоть какой он невоспитанный, но разговаривать с ним менторским тоном бесполезно, - убежден Галина Георгиевна. Многие, обращаясь к озорнику, начинают допрашивать: «Почему ты так поступаешь?» Это не действует. Лучше: «Какие у тебя глазки внимательные и красивые, я даже не представляю, что ты можешь что-то плохое сделать». Через всю мою жизнь проходит этот способ общения с ребёнком.

В первый год работы, по признанию Галины Серковой, относилась она к самой процедуре обучения как-то свысока: «Я их должна научить, а они должны слушать меня, выполнять всё, что я сказала. И буквально в первый год поняла, что они мне ничего не должны, это я им должна. Я зарплату получаю. А они у меня не занимали».

Однажды встретилась с трудным учеником. Он совершенно не давал вести урок.

-Я говорю. Он говорит. Я замолкаю. Он замолкает. На всю жизнь запомнила. Приходила домой, в подушку рыдала. Думала, что всё, никогда больше не буду педагогом, уйду в библиотеку работать. Потом мне пришла в голову мысль: нужно чем-то ему рот закрыть! Я принесла «Весёлые картинки» на урок физики. Начала говорить. Он опять за своё. Дала ребятам задание. Подхожу к нему: «Саша, мне твоя помощь нужна, страшно! Посмотри эти картинки, выбери из них, где едут на велосипеде, где машины движутся. Если рисуешь хорошо – срисуй, если не умеешь, я тебе разрешаю вырезать картинки и наклеить на картон, чтобы сделать пособия для уроков. И вот этот мальчик седьмого класса, который не давал вести уроки, погрузился в эту работу. Даже стал проситься помогать работать в лаборантской. Потом его научила пользоваться киноаппаратом. И он потихоньку втянулся в физику.

Надо отметить, что особенность преподавательской методики Галины Серковой – ни одного урока без демонстрационного и лабораторного эксперимента. От этого правила она не отступила ни разу за всю педагогическую карьеру.

Лучшие годы – работа с детьми

В 23й жизнь не стояла на месте. Лидия Георгиевна ушла в 4й интернат. Это считалось повышением. Новым директором стала Ирина Владиславовна Оссовская. Преподаватели, как водится, настороженно отнеслись к переменам в школе. Ведь директор с собой привела свою команду завучей. Но, к счастью, два заместителя Зоя Ивановна Чмут и Альбина Николаевна Зайцева работали очень хорошо. Ирина Владиславовна оказалась необыкновенно творческим человеком. У неё было много интересных начинаний. Видно было, что она стремилась к новизне. Галина Серкова в то время уже увлеклась наукой. Статьи писала, много читала. Галину Георгиевну разыскал Владимир Алексеевич Черкасов, тот самый директор из Красногорска. Теперь он уже доктор наук, профессор.

-Я ему бесконечно благодарна, - вспоминает Галина Серкова, - этот замечательный человек и учёный, который из меня сделал учёного.

Тема диссертации «Развитие самостоятельной деятельности учащихся на основе оптимизации обучения» вырастала из каждодневной практики. Хотя в жизненном круговороте времени просто не хватало. Много энергии уходило на конкурсы, конференции, семинары. А ведь каждый день надо заниматься воспитанием ребят, обучением, развивать и обустраивать кабинет. А тут ещё зовут делиться опытом работы на открытом заседании академии наук, которое проходило в Челябинске под руководством Бабанского Ю.К.

В школе был взят курс на обновление содержания образования. Пришлось вести научнометодические семинары. Но большим увлечением Галины Серковой стал клуб «Эрудит» - истинное детище энтузиазма учителя и его учеников. На всё хватало сил. Естественно рос авторитет не только педагога, преподавателя, но и как методиста. Не удивительно, что стали уговаривать Галину Георгиевну перейти в другую школу на должность завуча. Отказывалась. Но потом была вынуждена дать согласие. Ушла в школу №78. И там стала внедрять многие свои научные идеи. Через несколько лет перешла в управление образования.

-Как только оторвалась от детей, - смеётся Галина Серкова, -так и пошла карьера. Но я учитель природный, а не администратор. Доработала до пенсии. Пригласили в Челябинский Институт развития профессионального образования. И уже через месяц поставили на заведование кафедрой развития образовательных систем. И вот 15 лет заведую кафедрой. Много чего интересного было. Я считаю, что если мой жизненный путь проследить, то самое благое, комфортное, лучшее, самое яркое – это вот здесь, в школе №23.
Глазами управленца

-Раньше я была просто свидетелем фактов, говорит Галина Серкова,- теперь на прошлые события в школе можно смотреть профессионально, так сказать, глазами управленца. Я считаю, что Ирина Владиславовна Оссовская достаточно мудро вела управленческий процесс. Во-первых, она создала себе команду. Сейчас мы все говорим о командном управлении, она уже тогда создала командное управление. Люди работали действительно в унисон друг с другом. Во-вторых, сумела сберечь и укрепить коллектив, который стал работать ещё слаженнее, потому что появились целевые задачи перед людьми. Не просто добиться успеваемости, посещаемости. А использовать новые методы, новые средства, внедрять новые приёмы. У нас исследовательские семинары проходили. Люди выступали на них, готовились, давали открытые уроки, была разработана система таких уроков. И потом у нас были сильные учителя. Нина Михайловна Ежова, Тамара Петровна Малярова, Фаина Александровна Ускова, многие другие педагоги – преподаватели высочайшего уровня. Коллектив был очень дружный. У нас обязательно проходили поздравительные вечера, на которых мы друг другу, как это обычно бывает, писали поздравления. Целый сборник стихов получился.
От автора

Кстати, одним из авторов стихотворений этого сборника была Галина Георгиевна. Оказалось, в душе физика блестяще уживается лирик. Во время нашей краткой встречи всё время думал: откуда в этой замечательной женщине столько доброй энергии и обаяния. Чуть позже понял: сильная личность всегда относится к миру с любопытством. Вот и словечко у неё любимое «интересно», «интересный». Очевидно, просто потому, что сама она человек интересный. Следовательно, и жить, и работать ей чрезвычайно интересно. Галина Георгивна пользуется огромным уважением среди коллег, неиссякаемой любовью учеников вполне заслуженно. Так реагируют люди на высочайшее мастерство и жертвенную самоотдачу.

Сергей ТАРАН

Фото Екатерины Галкиной

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Каким должен быть учитель? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок сегодня Каким он должен быть образец современного урока? Какой должна быть его структура, форма, методика? Каким требованиям...
Каким должен быть учитель? iconКаким он должен быть?
Каким он должен быть? Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методика его проведения? Конечно же, нет. Триединство...
Каким должен быть учитель? iconАнализ урока что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный...
Что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство преподавателя соединятся?...
Каким должен быть учитель? iconКаким должен быть учитель?
Этот вопрос очень сложно. Я считаю, что учитель – важный человек в жизни любого школьника, потому что помимо родителей и преподаватели...
Каким должен быть учитель? iconМуниципальное общеобразовательное учреждение
Выявить и углубить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг
Каким должен быть учитель? iconКаким должен быть современный урок?
Эти вопросы, я поняла, что любопытство не удовлетворено. Так родилась презентация «История тригонометрии»
Каким должен быть учитель? iconСовременный учитель творец, создающий урок как произведение педагогического...
Современный учитель – творец, создающий урок как произведение педагогического мастерства. А современный руководитель? Что создает...
Каким должен быть учитель? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Новые открытия. Новое образование. Новая школа. И в этой школе современный учитель. Каким он должен быть? В чем суть его мастерства?...
Каким должен быть учитель? iconТак ли важен завтрак для учащихся начальных классов?
Каким должен быть завтрак?
Каким должен быть учитель? iconЧто мы знаем об уроке? Каким должен быть
Хороший урок имеет свое лицо, своеобразие, которое обеспечивается индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников....
Каким должен быть учитель? iconКакими компетенциями должен владеть современный учитель?
От наших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме,...
Каким должен быть учитель? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Каким должен быть управляющий магазином: составляем требования к профессиональным и личным качествам
Каким должен быть учитель? iconКаким должен быть хороший учитель (ученик)?
Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы...
Каким должен быть учитель? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование инновационных технологий на примере деловой игры Каким должен быть современный школьный учебник иностранного языка
Каким должен быть учитель? iconТип урока
Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей
Каким должен быть учитель? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск