Окислительно-восстановительные реакции





Скачать 68.56 Kb.
НазваниеОкислительно-восстановительные реакции
Дата публикации17.08.2014
Размер68.56 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок

Окислительно – восстановительные реакции.

Урок в 10 классе

Из опыта работы учителя химии высшей категории МБОУГ №5 Клавдии Гавриловны Иващенко

2013 уч. год


Тема урока: Окислительно-восстановительные реакции

Цель урока:

Сформировать мышление учащихся через активацию представлений об окислительно-восстановительных реакциях, их особенностях.

Составлять окислительно - восстановительные реакции методом полуреакций, в кислой, нейтральной, щелочной средах.

Отработка записи уравнений химических реакций;

Задачи.

Образовательные: Находить в реакции восстановитель, окислитель, среду химического процесса. Научить объяснять с точки зрения теории строения атома изменение степеней окисления в ОВР

Почему одни вещества проявляют восстановительные свойства, другие окислительные, какую роль в этих процессах играют среды.

Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся, причинно- следственные явления в процессах ОВР.

Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, умение анализировать и сравнивать, участвовать в проблемном диалоге.

Тип урока: повторение с углублением новых понятий об ОВР

Оборудование: KClO3 ,S, спиртовка,

Ход урока

I.

Организационный момент:

Вступительное слово учителя.

1.Сообщение цели и задачи урока.

Подчеркнуть значение материала изучаемой темы.

2. Какие реакции называются ОВР?

Ответ: Реакции, которые протекают с изменением степеней окисления элементов, называют ОВР.

3.Почему одни вещества проявляют восстановительные свойства, другие окислительные?

Ответ: Одни вещества повышают степень окисления, другие понижают

4. Что такое окислитель? Восстановитель? Как изменяется их степень окисления в ОВР?

Ответ: Окислитель это атом или ион , который принимает электроны в процессе восстановления. При этом степень окисления понижается.

Восстановитель- атом или ион, который отдает электроны в процессе окисления. При этом степень окисления повышается.

5. Перечислите важнейшие окислители?

Ответ: к важнейшим окислителям относятся

K Mn +7O4, K2Cr2 +6O7, cтепень окисления центрального атома в этих соединениях соответствует номеру группы

6. Перечислите важнейшие восстановители?

Ответ: к важнейшим восстановителям относятся

HCI-, H2S-2,Na2S-2, N -3H3, и др. cтепень окисления элементов в этих соединениях – низшая, отрицательная, равная разности: 8 – номер группы. Также вещества в промежуточной степени окисления, например: Na2 S +4O3

1.Вспомним: Взаимодействие серы со сложными веществами - окислителями.

2 KCl+5O3 + 3 S0 = 2 KCl- + 3 S+4O2

2 / C
12
l+5 + 6ē → Cl- окислитель, восстановление


3 / S0 - 4ē → S+4 восстановитель, окисление

Cl+5 в составе KClO3 окислитель

S0 - восстановитель

Эта реакция лежит в основе «работы» спичек. В них красный фосфор и сульфид сурьмы (III) с помощью клея наносится на боковую поверхность спичечного коробка, а головка спички готовится обычно из бертолетовой соли, серы, стеклянного порошка и клея.

Под действием теплоты трения мельчайшие частички красного фосфора превращаются в белый фосфор, который воспламеняется на воздухе и поджигает головку спички.

Вывод: по отношению к сильным окислителям сера проявляет восстановительные свойства.

II. Рефлексия учащихся на начальном этапе урока

Учитель: Прошу вас уважаемые ребята в схемах конспектах отметить свое настроение на данном этапе урока:

Хорошее

Все понятно

Удовлетворительное

Понял, но не все

Плохое,

многое не понятно












III. Новое на уроке:

1. Метод полуреакций или электронно-ионный метод составления ОВР:

Порядок написания ОВР:

А) Составить схему реакции при участии окислителя K Mn +7O4,

Б) Найти окислитель, восстановитель, среду реакции (кислой, нейтральной, щелочной)

В) Составить электронно- ионные уравнения (полуреакции) для процесса окисления и восстановления, руководствуясь следующим:

Г) правилом ионных уравнений (в виде ионов пишут только сильные электролиты)

Кислая среда

MnO4- +8H+ +5e = Mn2+ +4 H2O

на 1 атома кислорода после реакции водят молекулу воды, а до реакции вводят 2 иона водорода

Нейтральная среда

MnO4- +2 H2O = MnO2 +4ОН-

На один кислород берется одна молекула воды и образуется два гидроксид иона 2 ОН-

Щелочная среда

СrO2 -+4ОН- = СrO42 - +2 H2O

На один кислород берется 2 ОН-, и образуется одна молекула воды

Например: а) ОВР в кислой среде.

2KMn+7 O4 +5 S+4 O2 +2H2O = 2 Mn +2SO4 + 2Н2S+6 O4 + K2SO4

2│ Mn+7 O4-+ 8H++5e = Mn2+ + 4 H2O окислитель,

5│ S+4 O2 + 2 Н2О -2 e = ( S+6 O4)2_ +4Н+ восстановитель,

2 Mn+7 O4-+ 16H++ 5S+4 O2 + 10 Н2О= 2Mn2+ + 8 H2O + 5( S+6 O4)2_ +20Н+

2 Mn+7 O4- + 5S+4 O2 + 2 Н2О= 2Mn2+ + 5( S+6 O4)2_ +4Н+

б)ОВР в щелочной среде.

Na CI+5 O3 + 3Mn+4 O2 + 6 Na OH→ 3 Na2 Mn+6 O4 + NaCI +3 H2O

Окислитель восстановитель щелочная среда

(CI+5 O3)- + 2О + 6 e = CI- +6ОН-

3│Mn+4 O2 +4ОН- -2e = (Mn+6 O4)2-+2Н2О

______________________________________________

(CI O3)- + 2О + 3 Mn O2 +12ОН- = CI- +6ОН-+3(Mn O4)2-+2О

(CI O3)- + 3 Mn O2 +6ОН- = CI- + 3(Mn O4)2-+ 2О

в) В нейтральной среде, происходит как и в щелочной.

Выполнение ЛО№4 стр. 85

«Окислительно – восстановительные реакции»

Оборудование к уроку:

Zn-гранулы, CuSO4 р-р,

Задание: провести эксперимент, описать: что наблюдали в процессе химической реакции? Написать уравнение реакции ОВР, указать окислитель, восстановитель.

Закрепление материала:




1 вариант




2 вариант


1

Составить окислительно- восстановительные уравнения методом электронного баланса, указать окислитель и восстановитель:

B a + HNO3 = B a(NO3)2 + N2O + H2O


1

Составить окислительно- восстановительные уравнения методом электронного баланса, указать окислитель и восстановитель:

B a + HNO3 = B a(NO3)2 + NO + H2O

2

Cu (NO3)2 → Cu O + NO2 + O2


2

Ag NO3 → Ag + NO2 + O2

3

NH3 + O2 → N2 + H2O


3

NH3 + O2 → NO + H2O

4

Реши задачу:

Вычислить объем газа, который выделится при нагревании 120 грамм калийной селитры? KNO3

4

Реши задачу:

Вычислить объем газа, который выделится при нагревании 24 грамма кальциевой селитры? Ca(NO3)2

Рефлексия учащихся на итогом этапе урока:

Хорошее

Все понятно

Удовлетворительное

Понял, но не все

Плохое,

многое не понятно










Задание на дом §19 упр 1,2 стр 86 дать объяснения к выполнению упражнений.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Окислительно-восстановительные реакции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно–восстановительные реакции»
Окислительно-восстановительные реакции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции, урок 7
Окислительно-восстановительные реакции iconТемы вашего учебного проекта
Окислительно-восстановительные реакции, значение процессов окисления и восстановления в живых организмах. Практикум по составлению...
Окислительно-восстановительные реакции iconОкислительно-восстановительные реакции
Уметь определять степени окисления элементов в простых и сложных веществах, различать понятия: степень окисления, составлять уравнения...
Окислительно-восстановительные реакции iconТема урока: Окислительно-восстановительные реакции. Составление овр...
Обучающие: обеспечение формирования понятий “окислительно-восстановительная реакция”, “окисление”, “восстановление”, “окислитель”,...
Окислительно-восстановительные реакции icon+2 их акцептором. В реакции (2) происходит перемещение электронов...
Окислительно-восстановительные реакции – реакции, протекающие с изменением степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих...
Окислительно-восстановительные реакции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме: тема Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Урок №6
Окислительно-восстановительные реакции iconУрока химии по теме «Окислительно-восстановительные реакции и реакции ионного обмена»
Овр, окислитель и восстановитель, процесс окисления и восстановления, закономерности протекания ионных процессов с участием растворов...
Окислительно-восстановительные реакции iconЗанятие Окислительно-восстановительные реакции в природе и промышленности Цели
Цели: Познакомиться с ролью окислительно-восстановительных процессов в природе и промышленности
Окислительно-восстановительные реакции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«окислительно-восстановительные реакции», «окисление», «восстановление», «окислитель», «восстановитель»
Окислительно-восстановительные реакции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данное занятие является четвертым в теме «Окислительно- восстановительные реакции»
Окислительно-восстановительные реакции iconУрок на тему окислительно- восстановительные реакции
Итак, давайте вспомним, что входит в водную часть любого исследования? /Решаем с учащимися в процессе беседы
Окислительно-восстановительные реакции iconПояснительная записка Данный курс, предназначенный для учащихся 9-11-х...
Круговороты азота, уг­лерода и кислорода в природе это то же окислительно-восстановительные реакции. Данные реакции протекают при...
Окислительно-восстановительные реакции iconУльяновский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки Работников...
Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Окислительно-восстановительные реакции. Коррозия металлов...
Окислительно-восстановительные реакции iconПримерный шаблон технологической карты урока
Основополагающий урок, закладывающий необходимые знания для изучения следующих тем: электролитическая диссоциация, генетическая связь...
Окислительно-восстановительные реакции iconМетодические рекомендации по использованию цора
Но, не усвоив данную тему, невозможно будет полноценно решать экспериментальные задачи на распознавание веществ, составлять окислительно...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск