Скачать 68.56 Kb.
|
Окислительно – восстановительные реакции.Урок в 10 классеИз опыта работы учителя химии высшей категории МБОУГ №5 Клавдии Гавриловны Иващенко2013 уч. годТема урока: Окислительно-восстановительные реакции Цель урока: Сформировать мышление учащихся через активацию представлений об окислительно-восстановительных реакциях, их особенностях. Составлять окислительно - восстановительные реакции методом полуреакций, в кислой, нейтральной, щелочной средах. Отработка записи уравнений химических реакций; Задачи. Образовательные: Находить в реакции восстановитель, окислитель, среду химического процесса. Научить объяснять с точки зрения теории строения атома изменение степеней окисления в ОВР Почему одни вещества проявляют восстановительные свойства, другие окислительные, какую роль в этих процессах играют среды. Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся, причинно- следственные явления в процессах ОВР. Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, умение анализировать и сравнивать, участвовать в проблемном диалоге. Тип урока: повторение с углублением новых понятий об ОВР Оборудование: KClO3 ,S, спиртовка, Ход урока I. Организационный момент: Вступительное слово учителя. 1.Сообщение цели и задачи урока. Подчеркнуть значение материала изучаемой темы. 2. Какие реакции называются ОВР? Ответ: Реакции, которые протекают с изменением степеней окисления элементов, называют ОВР. 3.Почему одни вещества проявляют восстановительные свойства, другие окислительные? Ответ: Одни вещества повышают степень окисления, другие понижают 4. Что такое окислитель? Восстановитель? Как изменяется их степень окисления в ОВР? Ответ: Окислитель это атом или ион , который принимает электроны в процессе восстановления. При этом степень окисления понижается. Восстановитель- атом или ион, который отдает электроны в процессе окисления. При этом степень окисления повышается. 5. Перечислите важнейшие окислители? Ответ: к важнейшим окислителям относятся K Mn +7O4, K2Cr2 +6O7, cтепень окисления центрального атома в этих соединениях соответствует номеру группы 6. Перечислите важнейшие восстановители? Ответ: к важнейшим восстановителям относятся HCI-, H2S-2,Na2S-2, N -3H3, и др. cтепень окисления элементов в этих соединениях – низшая, отрицательная, равная разности: 8 – номер группы. Также вещества в промежуточной степени окисления, например: Na2 S +4O3 1.Вспомним: Взаимодействие серы со сложными веществами - окислителями. 2 KCl+5O3 + 3 S0 = 2 KCl- + 3 S+4O2 2 / C 12 l+5 + 6ē → Cl- окислитель, восстановление 3 / S0 - 4ē → S+4 восстановитель, окисление Cl+5 в составе KClO3 окислитель S0 - восстановитель Эта реакция лежит в основе «работы» спичек. В них красный фосфор и сульфид сурьмы (III) с помощью клея наносится на боковую поверхность спичечного коробка, а головка спички готовится обычно из бертолетовой соли, серы, стеклянного порошка и клея. Под действием теплоты трения мельчайшие частички красного фосфора превращаются в белый фосфор, который воспламеняется на воздухе и поджигает головку спички. Вывод: по отношению к сильным окислителям сера проявляет восстановительные свойства. II. Рефлексия учащихся на начальном этапе урока Учитель: Прошу вас уважаемые ребята в схемах конспектах отметить свое настроение на данном этапе урока:
III. Новое на уроке: 1. Метод полуреакций или электронно-ионный метод составления ОВР: Порядок написания ОВР: А) Составить схему реакции при участии окислителя K Mn +7O4, Б) Найти окислитель, восстановитель, среду реакции (кислой, нейтральной, щелочной) В) Составить электронно- ионные уравнения (полуреакции) для процесса окисления и восстановления, руководствуясь следующим: Г) правилом ионных уравнений (в виде ионов пишут только сильные электролиты)
Например: а) ОВР в кислой среде. 2KMn+7 O4 +5 S+4 O2 +2H2O = 2 Mn +2SO4 + 2Н2S+6 O4 + K2SO4 2│ Mn+7 O4-+ 8H++5e = Mn2+ + 4 H2O окислитель, 5│ S+4 O2 + 2 Н2О -2 e = ( S+6 O4)2_ +4Н+ восстановитель, 2 Mn+7 O4-+ 16H++ 5S+4 O2 + 10 Н2О= 2Mn2+ + 8 H2O + 5( S+6 O4)2_ +20Н+ 2 Mn+7 O4- + 5S+4 O2 + 2 Н2О= 2Mn2+ + 5( S+6 O4)2_ +4Н+ б)ОВР в щелочной среде. Na CI+5 O3 + 3Mn+4 O2 + 6 Na OH→ 3 Na2 Mn+6 O4 + NaCI +3 H2O Окислитель восстановитель щелочная среда │ (CI+5 O3)- + 3Н2О + 6 e = CI- +6ОН- 3│Mn+4 O2 +4ОН- -2e = (Mn+6 O4)2-+2Н2О ______________________________________________ (CI O3)- + 3Н2О + 3 Mn O2 +12ОН- = CI- +6ОН-+3(Mn O4)2-+6Н2О (CI O3)- + 3 Mn O2 +6ОН- = CI- + 3(Mn O4)2-+ 3Н2О в) В нейтральной среде, происходит как и в щелочной. Выполнение ЛО№4 стр. 85 «Окислительно – восстановительные реакции» Оборудование к уроку: Zn-гранулы, CuSO4 р-р, Задание: провести эксперимент, описать: что наблюдали в процессе химической реакции? Написать уравнение реакции ОВР, указать окислитель, восстановитель. Закрепление материала:
Рефлексия учащихся на итогом этапе урока:
Задание на дом §19 упр 1,2 стр 86 дать объяснения к выполнению упражнений. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно–восстановительные реакции» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции, урок 7 | ||
Темы вашего учебного проекта Окислительно-восстановительные реакции, значение процессов окисления и восстановления в живых организмах. Практикум по составлению... | Окислительно-восстановительные реакции Уметь определять степени окисления элементов в простых и сложных веществах, различать понятия: степень окисления, составлять уравнения... | ||
Тема урока: Окислительно-восстановительные реакции. Составление овр... Обучающие: обеспечение формирования понятий “окислительно-восстановительная реакция”, “окисление”, “восстановление”, “окислитель”,... | +2 их акцептором. В реакции (2) происходит перемещение электронов... Окислительно-восстановительные реакции – реакции, протекающие с изменением степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме: тема Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Урок №6 | Урока химии по теме «Окислительно-восстановительные реакции и реакции ионного обмена» Овр, окислитель и восстановитель, процесс окисления и восстановления, закономерности протекания ионных процессов с участием растворов... | ||
Занятие Окислительно-восстановительные реакции в природе и промышленности Цели Цели: Познакомиться с ролью окислительно-восстановительных процессов в природе и промышленности | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «окислительно-восстановительные реакции», «окисление», «восстановление», «окислитель», «восстановитель» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данное занятие является четвертым в теме «Окислительно- восстановительные реакции» | Урок на тему окислительно- восстановительные реакции Итак, давайте вспомним, что входит в водную часть любого исследования? /Решаем с учащимися в процессе беседы | ||
Пояснительная записка Данный курс, предназначенный для учащихся 9-11-х... Круговороты азота, углерода и кислорода в природе это то же окислительно-восстановительные реакции. Данные реакции протекают при... | Ульяновский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки Работников... Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Окислительно-восстановительные реакции. Коррозия металлов... | ||
Примерный шаблон технологической карты урока Основополагающий урок, закладывающий необходимые знания для изучения следующих тем: электролитическая диссоциация, генетическая связь... | Методические рекомендации по использованию цора Но, не усвоив данную тему, невозможно будет полноценно решать экспериментальные задачи на распознавание веществ, составлять окислительно... |