Пояснительная записка Данная рабочая программа по Физике оставлена на основе нормативных документов: Федеральный образовательный стандарт по физике





Скачать 300.93 Kb.
НазваниеПояснительная записка Данная рабочая программа по Физике оставлена на основе нормативных документов: Федеральный образовательный стандарт по физике
страница1/2
Дата публикации20.09.2014
Размер300.93 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Физика > Пояснительная записка
  1   2
Пояснительная записка

Данная рабочая программа по Физике оставлена на основе нормативных документов:

  1. Федеральный образовательный стандарт по физике.

  2. Программы для общеобразовательных учреждений «Физика. Астрономия».

  3. Учебный план школы.

  4. Программа по физике Г. Я. Мякишев

Программа предусматривает изучение физики в 10 классе 2 часа в неделю, 70 часов в год. Место курса физики в школьном образовании определяется значением физической науки в жизни современного общества, в решающем ее влиянии на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике в школе служит целям образования и воспитания личности: вооружать учащихся знаниями и умениями, необходимыми для их развития, подготовки к работе  и продолжения образования.

В задачи обучения физике входит:

  • воспитание учащихся на основе разъяснения роли физики в ускорении научно-технического прогресса, раскрытия достижений науки и техники и перспектив их развития, ознакомления с вкладом отечественных и зарубежных ученых в развитие физики и техники;

  • формирование знаний об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки, современной научной картине мира техники , атомной энергетики, технологии производства и обработки новых материалов, с применением физических законов в технике и технологии производства;

  • формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления, а также умений пользоваться учебником, справочной и хрестоматийной литературой;

  • формирование некоторых экспериментальных умений: умений пользоваться приборами и инструментами, обрабатывать результаты измерений и делать выводы на основе экспериментальных данных, соблюдать правила техники безопасности;

  • развитие познавательного интереса к физике и технике, творческих способностей; формирование осознанных мотивов учения; подготовка к сознательному выбору профессии на основе тесной связи обучения физике с жизнью.

Решение задач образования и развития школьников, подготовки их к труду возможно лишь при условии усвоении ими основ физической науки. На это направлена реализация принципа генерализации учебного материала, такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий и методов физической науки, обобщению широкого круга физических явлений на основе теории. Отсюда вытекает повышение требований к умению учащихся применять основные положения науки для самостоятельного объяснения физических явлений, результатов эксперимента, действия приборов и установок.

В каждый раздел курса включен основной материал для глубокого и прочного усвоения учащимися: законы сохранения (энергии, импульса, электрического заряда); для первой ступени обучения физике — молекулярно-кинетические и электронные представления, понятия массы, плотности, силы, энергии, законы Паскаля и Ома; для механики—идеи относительности движения, законы Ньютона; для молекулярной физики — основные положения молекулярно-кинетической теории, основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа, первый закон термодинамики; для электродинамики —электронная теория, законы Кулона и Ампера. В основной материал также входят важнейшие следствия из законов и теорий, их практическое применение.

При изучении физических теорий, мировоззренческой интерпретации законов формируются знания учащихся о современной научной картине мира. В содержании школьного курса физики отражены теоретико-познавательные аспекты учебного материала — границы применимости физических теорий и соотношения между теориями различной степени общности, роль опыта в физике как источника знаний и критерия правильности теорий, сведения из истории развития науки.

Воспитанию учащихся служат сведения о перспективах развития физики и техники, о роли физики в ускорении научно-технического прогресса, из истории развития науки.

Задачи политехнического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении ими лабораторных работ и решении задач. Применение знаний по физике в производительном труде, а также привлечение на уроках физики примеров из трудовой практики играют важную роль в сознательном выборе школьниками профессии и их трудовой подготовке.

Реализация межпредметных связей в учебном процессе по физике создает условия для целостного восприятия единой научной картины мира. В программу включены вопросы, изученные по другим предметам; перечень этих вопросов помогает определить, на какие знания по другим предметам он может опираться при изучении данных тем курса физики. Например, при решении задач учитывается, что правила округления чисел уже изучены в математике, при изучении кинематики, газовых законов, колебаний используются знания о функциях и умение строить их графики. Вместе с тем некоторые знания о физических понятиях используются при изучении других предметов. Например, знания о механическом движении, о законах сохранения — в обществоведении и т. д.

Программой курса определен круг основных вопросов, знания которых следует требовать от учащихся:

  1. физические идеи, опытные факты, понятия, законы, которые учащиеся должны уметь применять для объяснения физических процессов, свойств тел, технических устройств и т. д.;

  2. приборы и устройства, которыми учащиеся должны уметь пользоваться, физические величины, значения которых они должны уметь определять опытным путем и др.;

  3. основные типы задач, формулы, которые учащиеся должны уметь применять при решении вычислительных и графических задач; физические процессы, технические устройства, которые могут являться объектом рассмотрения в качественных задачах.

Данная программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

Данная программа реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира


Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

1. Понимать сущность метода научного познания окружающего мира

1.1. Приводить примеры, показывающие, что:

наблюдения и эксперимент служат основой для гипотез и научных теорий;

эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов;

физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты;

физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления, их особенности;

при объяснении природных явлений используются модели этих явлений;

один и тот же природный объект или явление можно описать (исследовать) на основе разных моделей;

законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости.

1.2. Выдвигать гипотезы о связи физических величин на основе наблюдений, планировать и проводить исследование по проверке этих гипотез.

1.3. Объяснять результаты наблюдений и экспериментов:

независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела;

затухание свободных колебаний в реальных колебательных системах – маятнике, колебательном контуре;

невозможность вечного двигателя;

броуновское движение;

электризацию тел;

2. Владеть основными понятиями и законами физики

2.1. Формулировать основные физические законы и знать границы их применения.

2.2. Описывать изменения и преобразования энергии при свободных и вынужденных колебаниях в колебательном контуре.

2.3. Определять:

характер изопроцесса по графикам в координатах p,V; p, T и V,T;

вид движения электрического заряда в однородных магнитном и электрическом полях;

2.4. Измерять:

ускорение свободного падения;

удельную теплоемкость;

ЭДС и внутреннее сопротивление;

2.5. Вычислять:

дальность полета и высоту подъема тела, брошенного под углом к горизонту;

скорости тел после неупругого столкновения по заданным скоростям и массам сталкивающихся тел;

равновесную температуру по массам, температурам и фазовым состояниям тел, приводимых в тепловой контакт;

неизвестный параметр идеального газа по заданным его параметрам с помощью уравнения Клапейрона - Менделеева или основного уравнения молекулярно-кинетической теории;

изменение внутренней энергии вещества при теплопередаче и совершении работы;

силу, действующую на электрический заряд в электрическом поле (при заданных значениях заряда и напряженности электрического поля);

работу по перемещению электрического заряда между двумя точками в электрическом поле (при заданных значениях заряда и разности потенциалов поля);

силу взаимодействия двух известных точечных зарядов при заданном расстоянии между ними;

силу тока, напряжение и сопротивление в электрических цепях;

2.6. Приводить примеры:

физических явлений и процессов;

фундаментальных взаимодействий в природе и их проявлений.

3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической)

3.1. Излагать суть прочитанного текста.

3.2. Выделять в тексте учебника важнейшие категории научной информации (описание явления и опыта; постановка проблемы; выдвижение гипотезы; моделирование объектов и процессов; формулировка теоретического вывода и его интерпретация; экспериментальная проверка гипотезы или теоретического предсказания).

Учебно-тематический план

2 часа в неделю, всего - 70 часов





п/п


Название разделов и тем


Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

1


Механика


23

1


1


2

Молекулярная физика. Термодинамика


16

1
1


1


3

Основы электродинамики


26

2


3


4

Обобщающее повторение


5











Всего


70


5


5


Содержание учебного материала программы

Механика. (23 ч) Кинематика. (7 ч)

Основное содержание темы

Механическое движение и его относительность. Уравнения прямолинейного равноускоренного движения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Вращательное движение твердого тела.

Демонстрации

  1. Способы описания движения.

  2. Векторное сложение скоростей.

  3. Равномерное движение точки по окружности.

  4. Вращательное движение твердого тела

Учащиеся должны

знать:

понятия: материальная точка, система отсчета, координаты, радиус-вектор, перемещение, скорость, ускорение, свободное падение, угловая скорость;

законы и формулы: уравнение равномерного прямолинейного движения, уравнение равноускоренного прямолинейного движения точки, уравнение равномерного движения тела по окружности;

уметь:

приводить примеры ответов, обосновывающих относительность механического движения;

указывать границы применимости представления тела материальной точкой;

измерять ускорение свободного падения;

вычислять скорость и путь при ускоренном прямолинейном движении; центростремительное ускорение; дальность полета тела, брошенного горизонтально, и высоту подъема тела, брошенного вертикально;

определять характер прямолинейного движения по графикам зависимости скорости (координаты) от времени.

Динамика. (9 ч)

Основное содержание темы

Взаимодействие тел. Законы Ньютона и принцип причинности. Принцип суперпозиции сил. Принцип относительности Галилея. Закон всемирного тяготения. Законы трения скольжения. Закон Гука.

Демонстрации

  1. Взаимодействие тел.

  2. Виды деформаций.

  3. Сила трения в природе и технике.

Учащиеся должны

знать:

понятия: сила тяготения, первая космическая скорость, сила тяжести и вес, невесомость, сила упругости, сила трения;

законы и формулы: законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон трения скольжения, закон Гука;

уметь:

приводить примеры опытов, позволяющих проверить закон всемирного тяготения;

указывать границы применимости закона Гука;

измерять коэффициент трения скольжения, жесткость пружины;

Законы сохранения в механике . (7 ч)

Основное содержание темы

Импульс. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия, потенциальная энергия. Законы сохранения импульса и энергии в механике.

Демонстрации

  1. Реактивное движение.

  2. Превращение энергии.

  3. Способы уменьшения и увеличения механической энергии.

Учащиеся должны

знать:

понятия: импульс тела, импульс силы, кинетическая энергия, потенциальная энергия законы и формулы: другая формулировка 2 закона Ньютона, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии в механике.

уметь:

приводить примеры опытов, позволяющих проверить закон сохранения импульса;

указывать границы применимости закона сохранения импульса и закон сохранения энергии в механике.

вычислять скорости тел после неупругого столкновения по заданным скоростям и массам сталкивающихся тел; скорость тела, используя закон сохранения механической энергии;

описывать преобразование энергии при свободном падении тел; движении тел с учетом энергии.

Молекулярная физика. Основы термодинамики. (16 ч)

Основы молекулярно-кинетической теории. Твердые тела (16 ч)

Основное содержание темы

Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование. Броуновское движение. Масса и размеры молекул.

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Температура и ее измерение. Скорость молекул газа. Уравнение Менделеева — Клапейрона. Изопроцессы в газах. Насыщенные и ненасыщенные пары. Зависимость температуры кипения жидкости от давления. Влажность воздуха.

Свойства поверхности жидкости. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярные явления.

Кристаллические и аморфные тела. Механические свойства твердых тел и материалов: упругость, прочность, пластичность. Создание материалов с заданными техническими свойствами.

Демонстрации

  1. Механическая модель броуновского движения.

  2. Зависимость между объемом, давлением и температурой для данной массы газа.

  3. Изотермический процесс.

  4. Изобарный процесс.

  5. Изохорный процесс.

  6. Свойства насыщенных паров.

  7. Кипение воды при пониженном давлении.

  8. Устройство и принцип действия психрометра.

  9. Сокращение поверхности мыльных пленок.

  10. Капиллярное поднятие жидкости.

  11. Рост кристаллов.

  12. Упругая и остаточная деформации.

Учащиеся должны

знать:
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Данная рабочая программа по Физике оставлена на основе нормативных документов: Федеральный образовательный стандарт по физике iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих...
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ мо российской Федерации №373, от 06. 10....
Пояснительная записка Данная рабочая программа по Физике оставлена на основе нормативных документов: Федеральный образовательный стандарт по физике iconСборник задач по физике, А. П. Рымкевич, П. А. Рымкевич. 1983 Для учащихся
Рабочая программа составлена на основе сборника нормативных документов по Физике «Приметные программы по физике», Москва, Просвещение,...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по Физике оставлена на основе нормативных документов: Федеральный образовательный стандарт по физике iconПояснительная записка рабочая программа по физике для 8 класса составлена...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г
Пояснительная записка Данная рабочая программа по Физике оставлена на основе нормативных документов: Федеральный образовательный стандарт по физике iconРабочая программа учебного курса биологии в 7 классе Учитель: Кузнецова...
Федеральный закон «Об образовании» №3266-1 (с изменениями) (минобрнауки рф/документы/884)
Пояснительная записка Данная рабочая программа по Физике оставлена на основе нормативных документов: Федеральный образовательный стандарт по физике iconПояснительная записка Литература 8 класс Данная рабочая программа...
Федерального компонента государственного стандарта (Сборник нормативных документов для общеобразовательных учреждений рф, реализующих...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по Физике оставлена на основе нормативных документов: Федеральный образовательный стандарт по физике iconРабочая программа учебного курса биологии в 9 (VII) классе Учитель:...
Федеральный закон «Об образовании» №3266-1 (с изменениями) (минобрнауки рф/документы/884)
Пояснительная записка Данная рабочая программа по Физике оставлена на основе нормативных документов: Федеральный образовательный стандарт по физике iconПояснительная записка рабочая программа по биологии для 5-9-х классов...
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по Физике оставлена на основе нормативных документов: Федеральный образовательный стандарт по физике iconРабочая программа по физике 7 9 классы Новоселова Т. М, учитель физики...
Представленная программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по Физике оставлена на основе нормативных документов: Федеральный образовательный стандарт по физике iconРабочая программа по физике, 8 класс 2010-2011 учебный год Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Пояснительная записка Данная рабочая программа по Физике оставлена на основе нормативных документов: Федеральный образовательный стандарт по физике iconПояснительная записка данная рабочая программа составлена на основании
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / м-во образования и науки Рос. Федерации. М.:...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по Физике оставлена на основе нормативных документов: Федеральный образовательный стандарт по физике iconПояснительная записка Особенности организации учебного процесса по предмету
Рабочая программа по физике ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов
Пояснительная записка Данная рабочая программа по Физике оставлена на основе нормативных документов: Федеральный образовательный стандарт по физике iconРабочая программа по физике 11 класс
Данная рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основании следующих документов
Пояснительная записка Данная рабочая программа по Физике оставлена на основе нормативных документов: Федеральный образовательный стандарт по физике iconПояснительная записка в настоящее время целью изучения курса «Основы...
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов
Пояснительная записка Данная рабочая программа по Физике оставлена на основе нормативных документов: Федеральный образовательный стандарт по физике iconПояснительная записка. Данная рабочая программа по физике для 10...
Планирование составлено на основе г. Я. Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 кл. / Н. Тулькибаева,...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по Физике оставлена на основе нормативных документов: Федеральный образовательный стандарт по физике iconТ. В. Леонова Н. А. Варакина Приказ №141/1 от 09. 13 г рабочая программа...
Данная рабочая программа по физике для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования...
Пояснительная записка Данная рабочая программа по Физике оставлена на основе нормативных документов: Федеральный образовательный стандарт по физике iconРабочая программа по физике пояснительная записка
Примерной программы основного (общего) образования по физике (базовый уровень) и авторской программы «Физика. 7-9» (авторы Л. Э....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск