ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основании:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2012. - (Стандарты второго поколения).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /(сост. Е.С. Савинов).-М.: Просвещение, 2012. - (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам. География. 6-10 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2012. - (Стандарты второго поколения).
Программа по географии для 6 класса в свете требования ФГОС ООО, предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечение соответствия образовательной программы по предмету требованиям Стандарта;
- обеспечение преемственности изучения в начальной школе курса «Окружающий мир» и начального курса географии в 6 классе;
- достижение планируемых результатов освоения программы по предмету;
- формирование образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
- выявление и развитие способностей обучающихся, их профессиональных склонностей через систему организации проектной деятельности, наблюдения и практических работ в географической среде;
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности.
В основе реализации программы географического образования должен лежать системно-деятельностный подход.
При составлении рабочей программы необходимо учитывать психолого-педагогические особенности развития детей, связанные:
- с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы, к овладению этой учебной деятельностью;
- с осуществлением на каждом возрастном уровне качественного преобразования учебных действий от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;
- с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
- с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества.
Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии. Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в
приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников
географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Рабочая программа для 6 класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Преподавание курса ориентировано на использование учебника «Начальный курс Географии 6 класс» под редакцией Т.П.Герасимовой, Н.П. Неклюковой, М., Дрофа 2013 г. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде; формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней;
самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
Показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часов для обязательного изучения географии в VI классе из расчета 1 учебный час в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса географии являются:
Познавательная деятельность:
• "использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
• "формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
• "овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
• "приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
• "владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
• "использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
• "владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
• "организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки» который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности.
Формы и методы контроля Контроль – процедура получения информации о деятельности и ее результатах, обеспечивающая обратную связь. В зависимости от степени легкости и быстроты обучаемости учащихся, а также от структуры изученного материала, в каждом отдельном случае применяются следующие формы и методы контроля и самоконтроля: Устный контроль – индивидуальный и фронтальный опрос. Правильность ответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляются оценки. Продолжительность от 5 до 25 минут. Письменный контроль – выполняется с помощью контрольных работ, географических и топографических диктантов, письменных зачетов. Продолжительность: географический и топографический диктанты от 3 до 7 минут, проверочная работа от 5 до 30 минут, самостоятельная работа (работа с картами, нанесение номенклатур) от 10 до 40 минут, контрольная работа от 20 до 90 минут. Лабораторный контроль – практикум направлен на проверку умений учащихся работать практически, анализировать и делать выводы. Продолжительность лабораторной или практической работы от 10 до 45 минут. Тестовый контроль – метод диагностирования, в основе которого лежит тес. Продолжительность безмашинного контроля, в формате ГИА или ЕГЭ до 40. Самоконтроль – предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО ГЕОГРАФИИ Классы _____6____________
Учитель _____Киргинцева Н.Д.______
Количество часов
Всего ___34__ час; в неделю __1__ час.
№
| Тема
| Кол-во часов
|
| Введение
| 3
| 1
| Представление о Земле в древности
|
| 2
| Кругосветное плавание Магеллана
|
| 3
| Покорение Южного полюса
|
|
| План местности и карта
| 7
| 4
| План местности. Масштаб
|
| 5
| Масштаб плана местности
|
| 6
| Ориентирование по плану местности
|
| 7
| Градусная сеть
|
| 8
| Географическая долгота
|
| 9
| Изображение высот и глубин на физических картах
|
| 10
| Контрольная работа «Карта»
|
|
| Оболочки Земли. Литосфера
| 3
| 11
| Горные породы и минералы
|
| 12
| Вулканы, горячие источники
|
| 13
| Равнины суши
|
|
| Гидросфера
| 7
| 14
| Вода на Земле
|
| 15
| Части Мирового океана
|
| 16
| Свойства воды Мирового океана
|
| 17
| Течения в океане
|
| 18
| Реки
|
| 19
| Ледники
|
| 20
| Искусственные водоемы
|
|
| Атмосфера
| 5
| 21
| Атмосфера и ее строение. Атмосферное
давление.
|
| 22
| Температура воздуха. Годовой ход
температуры воздуха.
|
| 23
| Погода. Климат.
|
| 24
| Распределение солнечного тепла и света на Земле.
|
| 25
| Контрольная работа по теме «Атмосфера»
|
|
| Биосфера
| 2
| 26
| Распределение организмов. Природные зоны.
|
| 27
| Организмы в Мировом океане.
|
|
| Население Земли
| 2
| 28
| Расы.
|
| 29
| Государства на карте мира.
|
|
| Влияние природы на жизнь и здоровье человека.
| 1
| 30
| Стихийные природные явления.
|
| 31
| Повторение и обобщение.
| 1
| 32
| Контрольная работа за курс 6 класса
| 1
| |