Скачать 62.2 Kb.
|
Урок в 9 классе по теме: «Явление электромагнитной индукции»Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению явления электромагнитной индукции
Педагогические технологии:
Постановка проблемы
После опыта Х.Эрстеда, который показал, что электрический ток порождает магнитное поле, стало понятно насколько тесно связаны электрические и магнитные явления Можно ли с помощью магнитного поля получить электрический ток? В 1820 г. Фарадей узнает об открытии Эрстеда, и с этих пор его мысли поглощают электричество и магнетизм. Майкл Фарадей (22 сентября 1791 г.- 25 августа 1867 г.) -великий английский учёный В 1821 г. великий английский учёный записал в своём дневнике: “Превратить магнетизм в электричество”, т.е. нельзя ли с помощью магнитного поля «создать» электрический ток. Через 10 лет эта задача была им решена. Тема нашего урока – «явление электромагнитной индукции». Электрический ток, рассуждал Фарадей, способен намагнитить кусок железа. Не может ли магнит в свою очередь вызвать появление электрического тока? Долгое время эту связь обнаружить не удавалось. Какого рода случайности могли помешать открытию, показывает следующий факт. Почти одновременно с Фарадеем получить электрический ток в катушке с помощью магнита пытался швейцарский физик Колладон. При работе он пользовался гальванометром, лёгкая магнитная стрелка которого помещалась внутри катушки прибора. Чтобы магнит не оказывал непосредственного влияния на стрелку, концы катушки, в которую Колладон вдвигал магнит, надеясь получить в ней ток, были выведены в соседнюю комнату и там присоединены к гальванометру. Вставив магнит в катушку, Колладон шёл в соседнюю комнату и с огорчением убеждался, что гальванометр не показывает тока. Трудно было додуматься до главного, а именно: только движущийся магнит, или меняющееся во времени магнитное поле, может возбудить электрический ток в катушке. Стоило бы ему всё время наблюдать за гальванометром, а кого-нибудь попросить заняться магнитом, замечательное открытие было бы сделано. Но этого не случилось. Покоящийся относительно катушки магнит не вызывает в ней тока. До конца своих дней Колладон, проживший 90 лет, упрекал себя за то, что допустил такую досадную ошибку. Опыты, на которых мы попытаемся понять в чем заключается явление электромагнитной индукции. Опыты проводятся двумя разными способами.
ВыводыУсловия возникновения электромагнитной индукции:Переменное магнитное поле Замкнутый проводникПеременное магнитное поле порождает электрический ток в замкнутом контуре.Опыт с замкнутым и разомкнутым алюминиевым кольцом.Способы получения переменного магнитного поля:Движение катушки, движение магнита, замыкание и размыкания ключа (цепи).Железный сердечник усиливает магнитное поле.
М. Фарадей работал с ассистентом. В этом качестве артиллерийский сержант Андерсен пребывал в течение сорока лет. Андерсен отличался интересной чертой - он серьезно считал, что сам выдумывает и исполняет фарадеевские опыты и оставляет на долю того "пустые разговоры" Когда Фарадей вдвигал в катушку сердечник, именно Андерсен заметил отклонение стрелки прибора. Вот как об этом писал Фарадей: ''Я взял цилиндрический магнитный брусок и ввел один его конец в просвет спирали из медной проволоки, соединенной с гальванометром. Потом я быстрым движением втолкнул магнит внутрь спирали на всю его длину, и стрелка гальванометра испытала толчок. Затем я так же быстро вытащил магнит из спирали, и стрелка опять качнулась, но в противоположную сторону. Эти качания стрелки повторялись всякий раз, как магнит вталкивался или выталкивался. Это значит, что электрическая волна возникает только при движении магнита, а не в силу свойств, присущих ему в покое''. Явление электромагнитной индукции заключается в возникновении электрического тока в проводящем контуре, который либо покоится в переменном во времени магнитном поле, либо движется в постоянном магнитном поле таким образом, что число линий магнитной индукции, пронизывающих контур, меняется. Оно было открыто 29 августа 1831г. Первоначально была открыта электромагнитная индукция в неподвижных друг относительно друга проводниках при замыкании и размыкании цепи. Затем, ясно понимая, что сближение или удаление проводников с током должно приводить к тому же результату, что и замыкание и размыкание цепи, Фарадей с помощью опытов доказал, что ток возникает при перемещении катушек друг относительно друга. Знакомый с трудами Ампера, Фарадей понимал, что магнит – это совокупность маленьких токов, циркулирующих в молекулах. 17 октября, как зарегистрировано в его лабораторном журнале, был обнаружен индукционный ток в катушке во время вдвигания (или выдвигания) магнита. В течение одного месяца Фарадей опытным путём открыл все существенные особенности явления электромагнитной индукции. В настоящее время опыты Фарадея может провести каждый. Для этого надо иметь две катушки, магнит, батарею элементов и достаточно чувствительный гальванометр. Сам Фарадей уловил то общее, от чего зависит появление индукционного тока в опытах, которые внешне выглядят по-разному. В замкнутом проводящем контуре возникает ток при изменении числа линий магнитной индукции, пронизывающих поверхность, ограниченную этим контуром. И чем быстрее меняется число линий магнитной индукции, тем больше возникающий индукционный ток. При этом причина изменения числа линий магнитной индукции совершенно безразлична. Это может быть и изменение числа линий индукции вследствие движения контура в неоднородном магнитном поле, густота линий которого меняется в пространстве (рис.1): Применение электромагнитной индукции: Трансформаторы (опыты: контур с лампочкой, две катушки и лампочка, алюминиевое кольцо) Индукционный генератор (основной источник энергии) - опыт Индукционная сварка и плавка металлов Генератор переменного тока. Динамо машина Фонарь жучок. Техника безопасности Во время грозы срабатывают предохранители, отключение антенн, выключение телевизора и холодильника (или других электрических приборов). Отключать мобильный телефон. Домашнее задание: записи в тетради, Учебник параграф 49, Упражнение 39 (1,2) Изучить и проработать лабораторную работу 4 стр235 |
Конспект урока по физике Явление электромагнитной индукции. Фио (полностью)... Информационный модуль «Явление электромагнитной индукции» демонстрирует на экране | А. А. Белоногова фгбоу впо «шгпи», г. Шадринск к п. н., доцент И.... Информационный модуль «Явление электромагнитной индукции» демонстрирует на экране | ||
Урок на тему «Явление электромагнитной индукции» Содержание учебного материала: действие электрического тока, магнитная стрелка, магнитное поле, магнитное поле проводника с током,... | Конспект урока явление электромагнитной индукции. Опыт Фарадея. Фио... Формы работы учащихся: овладение новыми знаниями, фронтальная работа, самостоятельная работа | ||
Конспект урока по физике Тема урока: «Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца» В каком случае вектора называются линейно зависимыми и в каком – линейно -независимыми? | Цель работы: изучение явления электромагнитной индукции; измерение... Приборы и принадлежности: измерительная установка с вращающейся катушкой и интегрирующим усилителем | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок 27 Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции» | Конспект урока по физике Тема урока: «Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца» Продолжить знакомство с Красной книгой, расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности,продолжить... | ||
Урок по теме: Электромагнитная индукция Основная часть магнитофона. (Громкоговоритель Ученый, открывший явление э-м индукции. (Фарадей). Вещество с ярковыраженными магнитными... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Опытное обоснование открытия явления электромагнитной индукции (эми). Правило Ленца | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование понятия: электромагнитная индукция, индукционный ток Демонстрации и объяснения физических особенностей явления электромагнитной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: познакомить с явлением электромагнитной индукции; ввести понятие «индукционный ток»; уметь анализировать экспериментальные... | ||
Урок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей» Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства» | Урок литературы в 7 классе по теме: В. В. Маяковский «Необычайное... В. В. Маяковского, показать роль поэта в литературе революционной поры; познакомить учащихся со стихотворением В. Маяковского, миром... | ||
Урок в 5 классе по теме «Степень числа» Урок в 5 классе по теме «Степень числа» разработан по учебнику В. Г. Дорофеева «Математика 5»--м.: Просвещение: Дрофа,2003 | Название раздела, темы урока Взаимодействие токов. Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции |