Скачать 443.14 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра оториноларингологии с курсом ДПО « Утверждаю» проректор по учебной работе профессор А. Б. Ходжаян «_____ » ________ 20____ г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАДИСЦИПЛИНЫОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯдля специальности - 060201. 65 – стоматология Всего ЗЕТ - 2 Всего часов - 72 из них:
в том числе: - лекций - 12 часов - практических занятий - 36 часа
г. Ставрополь 2014 г. Рабочая учебная программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060201 «Стоматология», утвержденным приказом Минобрнауки России № 16 от 14. 01. 2011 г.; - рабочим учебным планом специальности 060201.65 «Стоматология», утвержденным Ученым советом академии от 31. 08 2011. Протокол № 1; - типовой учебной программой по оториноларингологии. Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры оториноларингологии с курсом ДПО « _____»2014 г. Протокол № 1 Зав. каф., проф. ______________________ (В.И Кошель) Согласована: Председатель цикловой методической комиссии, проф._____________________________(И.В. Суздальцев) «_____» ___________ 20____ г. Декан стоматологического факультета, доцент ____________________________(Н. И. Ивенский) Начальник УМУ _________________________________ (Н.П. Вышковский) Руководитель ЦУКО, доцент _________________________ (В. Н. Новиков) Рецензенты: 1. 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Образовательный процесс на кафедре оториноларингологии с курсом ПДО организован с учетом требований к модели врача-стоматолога общей практики. Поэтому все разделы дисциплины излагаются в объеме, необходимом стоматологу для успешной постановки предварительного диагноза больному, умению грамотно оказать ему экстренную и неотложную помощь, и при необходимости, направить его к оториноларингологу. Студенты стоматологического факультета изучают оториноларингологию единым циклом в 7 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, из них чтение лекций - 12 часов, практические занятия - 36 часов и самостоятельная работа - 24 часа. Лекции читают профессор и доцент кафедры по наиболее важным теоретическим разделам дисциплины, имеющим общемедицинское значение. Изложение материала проводится с использованием современных технических средств обучения. Практические занятия (36 часов) проходят на кафедре в учебных помещениях с использованием наглядных пособий, компьютерных программ, специального инструментария и аппаратуры. В процессе обучения преподаватели проверяют у студентов исходный и конечный уровень знаний с помощью тестовых заданий, ситуационных задач, а также других видов контроля знаний и умений студентов. Работа студентов на занятиях оценивается в рамках внедренной на кафедре балльно-рейтинговой системы оценки образовательной деятельности и в соответствии с положением, принятым в университете. Самостоятельная работа студента слагается из самоподготовки к следующему занятию, самостоятельной работы на занятии и самостоятельному изучению части материала. Самостоятельная работа на занятиях осуществляется под контролем преподавателя по плану, который имеется в методических разработках практических занятий для студентов. Основными формами самостоятельной работы на занятии являются: - освоение инструментальных и лабораторных методов исследования в оториноларингологии, - написание историй болезни и заполнение амбулаторных карт, - курация больного, участие в перевязках, обходах и клинических конференциях, - участие в несложных манипуляциях в операционной и перевязочной под руководством преподавателя. Вместе с заданием на следующее занятие студенты получают вопросы для самоподготовки и самоконтроля, список литературы, методические разработки. Консультирование студентов по сложным вопросам дисциплины осуществляется преподавателями на занятиях и на дежурствах. Часть вопросов дисциплины (история оториноларингологии, инфекционные гранулемы, некоторые вопросы онкологии и заболеваний внутреннего уха и др.) отведены для самостоятельного изучения студентами в связи с недостатком аудиторного учебного времени. Для углубленного изучения программы и освоения дополнительного материала используется учебно-исследовательская работа студентов (УИРС). Темы УИРС студенты выбирают либо самостоятельно, либо по существующему на кафедре списку тем для учебно-исследовательской работы студентов стоматологического факультета. На кафедре приняты и утверждены следующие формы УИРС: - написание рефератов; - создание мультимедийных презентаций и учебных пособий по избранным темам; - подготовка санитарно-просветительских лекций; - дежурства в клинике; - работа под руководством преподавателя в операционной, перевязочной и у постели больного; - изучение архивного материала и т.п. В процессе научно-исследовательской работы (НИРС) студенты осваивают современные методы исследования и лечения больных, пишут рефераты по избранным темам и проводят научные исследования. Результаты своих исследований кружковцы ежегодно докладывают на итоговой конференции студентов и молодых ученых. Большинство работ осуществляется в рамках научной тематики кафедры: «Заболевания верхних дыхательных путей и уха. Эпидемиология, течение, комплексное лечение». Результаты обучения студентов на кафедре оториноларингологии оцениваются зачетом. Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя: федеральный государственный образовательный стандарт, типовую учебную программу, методические разработки для студентов и преподавателей к каждому практическому занятию, перечень практических навыков, материалы для контроля и оценки знаний студентов, тексты лекций, перечень информационного и методического обеспечения образовательного процесса. Дисциплина «оториноларингология» согласована с базовыми дисциплинами, изучаемыми в университете, с дисциплинами ниже- и вышестоящего уровня и оформлена протоколом согласования. Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебного процесса. Они направлены на воспитание у студентов обязательности, пунктуальности, толерантности, аккуратности, бережному отношения к имуществу, умению вести себя с сокурсниками, коллегами и пациентами.
Целью освоения оториноларингологии студентами стоматологического факультета является получение знаний, умений и компетенций для первичного обследования стоматологического больного с сопутствующей патологией ЛОР-органов, постановки предварительного диагноза, оказания экстренной медицинской помощи и проведения реабилитационных мероприятий. Для достижения поставленной цели студенты должны решить следующие задачи: а) изучить:
б) научиться:
в) составить представление:
Оториноларингология относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (С.3). Она изучает строение, функцию и патологию носа, глотки, гортани, уха и смежных с ними областей у взрослых и детей. Для успешного освоения оториноларингология студентам необходимы знания в области: 1) естественнонаучных дисциплин: - физика, математика, - гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта, - биология, - анатомия человека, анатомия головы и шеи, - топографическая анатомия, - нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области, - патологическая анатомия - патологическая анатомия головы и шеи, - патофизиология - патофизиология головы и шеи, - микробиология, вирусология, микробиология полости рта, - фармакология; 2) дисциплин базовой части профессионального цикла: - пропедевтика - лучевая диагностика, - неврология, - инфекционные болезни, фтизиатрия, - общая хирургия, хирургические болезни, - дерматовенерология. В свою очередь знания оториноларингологии необходимы студентам для освоения клинических дисциплин, изучаемых на старших курсах: - офтальмология, - челюстно-лицевая хирургия, - местное обезболивание - внутренние болезни, клиническая фармакология, - онкология, лучевая терапия. 3. Требования к результатам освоения дисциплины Перечень компетенций В результате освоения оториноларингологии студенты стоматологического факультета должны обладать следующими компетенциями: а) общекультурными (ОК):
б) профессиональными (ПК): - в диагностической деятельности:
- в лечебной деятельности:
Перечень знаний, умений и навыков студентов В результате освоения оториноларингологии студенты педиатрического факультета должны: знать: 1) строение и функцию уха и верхних дыхательных путей, а также их анатомическую и функциональную взаимосвязь с зубочелюстной и другими органами и системами человека; 2) современные методы диагностики ЛОР заболеваний (включая эндоскопические, рентгенологические, УЗИ-диагностику); 3) этиологию, патогенез, классификацию и клиническую картину наиболее распространенных и связанных с зубочелюстной системой ЛОР заболеваний; 4) основы оказания амбулаторной и стационарной медицинской помощи, принципы диспансерного наблюдения, методы медицинской и психологической реабилитации; 5) этические, юридические и деонтологические осо-бенности работы с ЛОР больными; уметь: 1) применять на практике простейшие методы исследования ЛОР-органов; 2) сформулировать предварительный клинический диагноз в соответствии с современными классификациями ЛОР болезней; 3) определить показания к избранному методу лечения; 4) выполнять простые лечебные и диагностические манипуляции, 5) оказывать неотложную помощь пациенту в экстренных ситуациях; 6) применять методы профилактики ЛОР заболеваний; владеть / быть в состоянии продемонстрировать: 1) основные и доступные стоматологу методы исследования ЛОР-органов: - отоскопия, - передняя риноскопия, - мезофарингоскопия, - пальпация регионарных лимфоузлов, - исследование слуха речью и с помощью камертонов, - исследование состояния вестибулярной функции (определение наличия спонтанного нистагма, указательные и статические пробы, проба с походкой); - определение наличия или отсутствия менингеальных симптомов у больного; 2) основные и доступные стоматологу методы лечения ЛОР больных: - введение жидких, порошкообразных и мазевых лекарственных средств полости ЛОР органов; - смазывание слизистой оболочки ротоглотки лекарственными препаратами; - удаление инородных тел из передних отделов полости носа и слухового прохода; - переднюю тампонаду полости носа и другие методы остановки кровотечений из ЛОР - органов; - оказание неотложной помощи при травмах и инородных телах ЛОР-органов; - наложение повязок на ЛОР - органы. Распределение компетенций по видам и темам занятий
4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы или 72 часа
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1 Содержание тем оториноларингологии Введение История оториноларингологии. Оториноларингологии-лауреаты Нобелевской премии Предмет и задачи оториноларингологии. Порядок изучения дисциплины, отчетность. Литература. Тема 1. Методы исследования ЛОР-органов Особенности опроса и сбора анамнеза у больного с патологией ЛОР-органов. Лобный рефлектор Симановского. Общий набор ЛОР инструментария. Порядок и методика осмотра ЛОР-органов у взрослых. Особенности осмотра ЛОР-органов у детей. Самостоятельная работа: отработка методов осмотра ЛОР-органов на муляжах и друг на друге. Современные эндоскопические и интерактивные методы исследования в оториноларингологии. Тема 2. Клиническая анатомия, физиология и методы исследования носа и околоносовых пазух Наружный нос: костно-хрящевой скелет, клинически важные особенности кровоснабжения и иннервации, венозная связь с кавернозным синусом. Полость носа: топографические взаимоотношения с соседними органами, особенности строения слизистой оболочки, мукоциллиарный аппарат, носовой клапан, носовые ходы, остиомеатальной комплекс, взаимосвязь с придаточными пазухами носа. Особенности в детском возрасте. Связь с ростом и развитием зубочелюстной системы. Физиология носа и придаточных пазух носа Функциональные связи с другими органами и системами. Методы исследования носа и околоносовых пазух: пальпация, передняя, средняя и задняя риноскопия, исследование дыхательной и обонятельной функций, риноманометрия. Чтение типичных рентгенограмм. Тема 3. Заболевания носа и околоносовых пазух Фурункул наружного носа. Причины заболевания. Возможные осложнения, связанные с особенностями кровоснабжения (тромбоз кавернозного синуса) и заболеваниями внутренних органов (диабет). Острый и хронический насморк. Хронический аллергический насморк. Современные представления об этиологии и патогенезе, новые эндоскопические и функциональные методы диагностики и лечения. Значение состояния окружающей среды в развитии заболевания. Достижения кафедры оториноларингологии СГМА в диагностике и лечении некоторых видов аллергических и полипозных насморков. Острые и хронические риносинуситы. Классификация. Отонтогенный гнойный верхнечелюстной синусит. Современные методы диагностики и лечения этих заболеваний. Гематома и абсцесс перегородки носа. Деформация наружного носа и искривление перегородки носа. Демонстрация больных и работа с пациентами в перевязочной под руководством преподавателя. Присутствие на амбулаторном приеме. Правила описания риноскопической картины. Тема 4. Клиническая анатомия, физиология и методы исследования глотки и гортани Топографические особенности расположения глотки, этажи, мышцы, кровоснабжение и иннервация, лимфоидное глоточное кольцо. Современные представления о строении и функции небных миндалин и их влиянии на состояние здоровья человека. Топография гортани, хрящевой, связочный и мышечный аппараты, этажи, особенности строения слизистой оболочки, кровоснабжение и иннервация. Заглоточное и боковое окологлоточные клетчаточные пространства. Пути распространения инфекции. Связь с клетчаточными пространствами челюстно-лицевой области и шеи. Физиология глотки и гортани. Современные представления о роли лимфоидного глоточного аппарата в развитии патологических процессов в организме. Иммунологические аспекты проблемы. Понятие о фониатрии, стробоскопический и эндоскопические методы исследования. Тема 5. Заболевания глотки Острый и хронический аденоидит, аденоидные вегетации. Влияние на формирование и развитие зубочелюстной системы. Тонзиллярная проблема: ангина и хронический тонзиллит. Современные представления о причинах заболеваний и механизме его развития. Иммунологические аспекты проблемы. Классификация. Клиническая картина. Дифференциальная диагностика с дифтерией, сифилисом и другими заболеваниями. Современные методы лечения. Показания и противопоказания к тонзилэктомии. Понятие о сопряженных с хроническим тонзиллитом и сопутствующих заболеваниях Профилактика. Диспансеризация. Социальная значимость проблемы. Паратонзиллярный, заглоточный и боковой окологлоточный абсцессы, одонтогенные причины заболеваний. Неотложная помощь. Тема 6. Заболевания гортани Стенозы гортани. Причины, клинико-патоморфологические параллели развития острой дыхательной недостаточности. Тактика врача общей практики. Принципы оказания неотложной специализированной помощи, лечение, профилактика и прогноз. Острый ларингит. Флегмонозный ларингит, неотложная помощь. Острый стенозирующий ларинготрахеит. Причины, механизмы развития, классификация, методы диагностики, клиническая картина. Неотложная помощь и лечение. Функциональные и органические расстройства двигательной функции гортани, парезы и параличи. Их значение в диагностике заболеваний нервной системы и органов грудной клетки. Трахеотомия, трахеостомия, коникотомия. Современные показания и противопоказания, техника выполнения и осложнения. Тема 7. Клиническая анатомия, физиология и методы исследования наружного и среднего уха Наружное ухо: ушная раковина и наружный слуховой проход. Топография. Среднее ухо: барабанная полость, сосцевидный отросток и слуховая труба. Топография, возрастные особенности строения, связь с анатомическими образованиями носоглотки и полости носа. Физиология слухового анализатора, понятие о звукопроводящей системе. Методы исследования: особенности сбора анамнеза у больных с заболеваниями уха. Отоскопия, пальпация сосцевидного отростка, исследование проходимости слуховой трубы, типичные рентгенограммы. |
Самостоятельная работа 132 часов Форма контроля: -зачет в 9,10 семестре... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Самостоятельная работа 36 часов форма контроля: зачет в 9 семестре... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Самостоятельная работа 120 часов формы контроля: экзамен в 12 семестре... Фгос впо по специальности «Педиатрия», Утвержденным приказом Минобрнауки России от 8 ноября 2010 года №1122 | Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060201. 65 стоматология Всего зет 5 Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060201 Стоматология, утвержденным приказом Минобрнауки... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология,... Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению подготовки (специальности) 060201. 65 Стоматология,... | Рабочая программа Патологическая физиология Специальность 060201 «Стоматология» Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности 060201 «Стоматология», утвержденным приказом Министерства... | ||
Рабочая программа по дисциплине химия по направлению подготовки (специальности) Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности 060201 «Стоматология» утвержденным приказом Министерства... | Рабочая учебная программа дисциплины Фгос впо по направлению подготовки (специальности) 060201. 65 Стоматология, Утвержденным приказом Минобрнауки России от 14 января... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине физико-химические методы... ... | Рабочая учебная программа дисциплины зубопротезирование Фгос впо по направлению подготовки (специальности) 060201- стоматология, утвержденному приказом №16 Министерства образования и науки... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины фармакология (наименование учебной... Фгос – впо по направлению подготовки (специальности) 060201 стоматология, утвержденного приказом Министерства образования и науки... | Рабочая учебная программа дисциплины протезирование зубных рядов Фгос впо по направлению подготовки (специальности) 060201- стоматология, утвержденному приказом №16 Министерства образования и науки... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины лучевая диагностика направление... Фгос впо по направлению подготовки (специальности) 060201 «Стоматология», утвержденный Министерством образования и науки РФ «14»... | Программа дисциплины «менеджмент» для студентов специальности ( направления)... Учебная дисциплина «Менеджмент» входит в раздел «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» фгос по направлениям... | ||
Общественное здоровье и здравоохранение Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки специальности Стоматология 060201 | Рабочая программа Дисциплина: хирургическая стоматология и челюстно-лицевая... Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности Стоматология 060201, утвержденным приказом Министерства... |