Общественное здоровье и здравоохранение





НазваниеОбщественное здоровье и здравоохранение
страница1/6
Дата публикации20.11.2017
Размер0.79 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Право > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6






МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


Кафедра общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы.

(название кафедры)

Учебно-методический комплекс по дисциплине


Общественное здоровье и здравоохранение.

(название)

Основная образовательная программа Стоматология


(наименование ООП)

Утверждено на заседании

кафедры:

Протокол № 6

«28» января 2013 г.

Зав. кафедрой профессор, д.м.н. Вязьмин А.Н

Автор-составитель:

Спирина М.В

старший преподаватель кафедры





МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине общественное здоровье и здравоохранение

По направлению подготовки стоматология 060201

Курс III

Вид промежуточной аттестации - зачет

Кафедра общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы

Трудоемкость дисциплины 72 (час.) / 2 (зач. ед.)

Архангельск, 2013

1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины -
дать знания и умения, необходимые будущему врачу для работы в сфере охраны здоровья и организации стоматологической помощи населению.
Задачи изучения дисциплины - научить студентов:


  • исследованию состояния здоровья населения с целью его сохранения, укрепления и восстановления;

  • организации медицинской (в том числе стоматологической) и медико-профилактической помощи населению;

  • анализу показателей здоровья населения и деятельности медицинских организаций для предложения мероприятий по повышению качества и эффективности оказания медицинской помощи;

  • организации проведения экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности в стоматологической практике;

  • основам экономики, маркетинга, планирования и финансирования менеджмента, инновационных процессов в здравоохранении, правовых и этических аспектов медицинской деятельности.


2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки специальности Стоматология 060201.

Дисциплина общественное здоровье и здравоохранение относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин и является базовой частью в медицинском образовании.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-5

способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности.

ОК-8

способность и готовность осуществлять свою деятельность с учётом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.

ПК -№

Профессиональные компетенции

ПК-1

способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками.




Профилактическая деятельность:

ПК-13

Способность и готовность проводить профилактические мероприятия по предупреждению возникновения стоматологических заболеваний, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и больными.

ПК-17

Способность и готовность к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья.




Организационно-управленческая деятельность:

ПК-44

Способность и готовность понимать иерархию правления отраслью, структуру организации медицинской помощи населению и значение стоматологической службы в системе здравоохранения Российской Федерации, роль врача-стоматолога в охране здоровья граждан, нормативно-правовую базу деятельности врача-стоматолога.

ПК-45

Способность и готовность управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса.

ПК-47

Способность и готовность решать вопросы экспертизы трудоспособности пациентов.

ПК-48

Способность и готовность оформлять текущую документацию, оценивать качество и эффективность диспансеризации, использовать формы и методы профилактики стоматологических заболеваний.




Психолого-педагогическая деятельность:

ПК-49

Способность и готовность к обучению пациентов правилам медицинского поведения, обучению пациентов гигиене полости рта.




Научно-исследовательская деятельность:

ПК-51

Способность и готовность к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине.



В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:

- основы законодательства Российской Федерации, основную нормативно-правовую документацию по охране здоровья населения;

- методику исследования здоровья населения с целью его сохранения, укрепления и восстановления;

- вопросы организации медицинской и медико-профилактической помощи населению;

- системы охраны, укрепления и восстановления здоровья населения;

- методики анализа деятельности (организации, качества и эффективности) лечебно-профилактических учреждений;

- вопросы организации медицинской экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности в стоматологической практике.


Уметь:

- применять методики анализа здоровья населения и деятельности лечебно-профилактических учреждений;

- проводить гигиеническое обучение и воспитание населения с целью формирования здорового образа жизни, сохранения, укрепления здоровья и профилактики стоматологических заболеваний;

- использовать информацию о здоровье населения и деятельности лечебно-профилактических учреждений для предложения мероприятий по повышению качества и эффективности медицинской и медико-профилактической помощи.
Владеть:

- методиками сбора, статистической обработки и анализа информации о здоровье населения и отдельных его групп;

- методиками анализа деятельности (организаций, качества и эффективности) лечебно-профилактических учреждений;

- навыками оформления учётно-отчётной медицинской статистической документации.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

48

5

В том числе:




Лекции (Л)

16

Практические занятия (ПЗ)

32

Самостоятельная работа (всего)

24

Зачёт




Общая трудоемкость (час.)


72






5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

Блок 1

Теоретические основы дисцилины обществнное здоровье и здравоохранение. Политика в области охраны здоровья населения

Общественное здоровье и здравоохранение как наука об общественном здоровье, воздействии социальных условий, факторов внешней среды и образа жизни на здоровье, способах его охраны. Становление и развитие социальной гигиены и организации здравоохранения в России. Принципы охраны здоровья граждан РФ. Основные направления реформирования здравоохранения. Национальный проект "Здоровье". Модернизация здравоохранения. Медицинское страхование. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.

Блок 2

Основы медицинской статистики и организации статистического исследования. Статистический анализ.

Определение медицинской статистики. Этапы статистического исследования. Относительные величины. Методика расчёта показателей. Правила оформления статистических таблиц и графиков. Динамические ряды и их показатели. Вариационные ряды. Средние величины. Методика расчёта параметров средних величин. Достоверность разности средних и относительных величин. Стандартизация показателей. Этапы прямого метода стандартизации.

Блок 3

Общественное здоровье и факторы, его определяющие.

Общественное здоровье. Схема и методы изучения здоровья населения и отдельных его групп. Важнейшие факторы и условия, определяющие уровень индивидуального и общественного здоровья. Демография и её медико-социальные аспекты. Статика и динамика населения. Применение демографических показателей в практической деятельности врача-стоматолога, их значение для оценки деятельности органов и учреждений здравоохранения. Заболеваемость населения, виды и методы изучения заболеваемости. Международная классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ - 10). Особенности учёта заболеваний полости рта и зубов. Стоматологическая заболеваемость, возрастно-половая структура.

Блок 4

Охрана здоровья населения.

Структура системы охраны здоровья населения. Номенклатура учреждений здравоохранения. Организация первичной медико-санитарной помощи населению. Поликлиника и её роль в организации медицинской помощи населению. Организация скорой медицинской помощи. Организация стационарной помощи населению, стационарозамещающие технологии. Особенности организации медицинской помощи отдельным группам населения: городским и сельским жителям, работникам промышленных предприятий, женщинам и детям. Анализ деятельности ЛПУ и оценка качества лечебно-профилактической работы. Стандарты и стандартизация в здравоохранении. Ведомственная и вневедомственная экспертиза качества медицинской помощи. Организация экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности в практике врача стоматолога. Организация стоматологической помощи населению. Номенклатура, структура и функции стоматологических учреждений. Вычисление и анализ показателей деятельности врача стоматолога. Учётно-отчётная документация. Организация стационарной помощи больным с заболеваниями челюстно-лицевой области.

Блок 5

Укрепление здоровья населения. Современные проблемы профилактики.

Современные проблемы профилактики. Виды профилактики. Профилактика стоматологических заболеваний. Диспансеризация населения, особенности диспансерного наблюдения в стоматологической практике. Плановая санация полости рта, оценка эффективности. Гигиеническое обучение и воспитание населения - цели, методы и формы.

Блок 6

Важнейшие неинфекционные и инфекционные заболевания как медико-социальная проблема.

Медико-социальная проблема - определение, критерии значимости. Болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, травматизм, туберкулёз, СПИД, алкоголизм и наркомания, заболевания зубов и полости рта как медико-социальные проблемы.

Блок 7

Основы планирования, маркетинга, управления, экономики и финансирования здравоохранения.

Планирование здравоохранения - определение, цель, задачи. Методы планирования. Основы маркетинга в здравоохранении. Маркетинговые исследования. Бизнес - план. Менеджмент в здравоохранении: цель, принципы, методы. Экономика здравоохранения. Медицинская, социальная и экономическая эффективность деятельности стоматологических учреждений. Финансирование здравоохранения. Источники финансирования медицинских организаций различных форм собственности. Ценообразование в системе здравоохранения.


5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Теоретические основы дисциплины общественное здоровье и здравоохранение. Политика в области охраны здоровья населения.

6
















6

2

Основы медицинской статистики и организации статистического исследования. Статистический анализ.




10










5

15

3

Общественное здоровье и факторы, его определяющие.

6

4










2

12

4

Охрана здоровья населения.

4

10










5

19

5

Укрепление здоровья населения. Современные проблемы профилактики.




4










2

6

6

Важнейшие неинфекционные и инфекционные заболевания как медико-социальная проблема.
















8

8

7

Основы планирования, маркетинга, управления, экономики и финансирования здравоохранения.




4










2

6



6. Интерактивные формы проведения занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1

Основы медицинской статистики и организации статистического исследования.

Разбор конкретной ситуации.

0,5

2

Общественное здоровье и факторы, его определяющие.

Групповое обсуждение.

0,5

3

Охрана здоровья населения.

Работа в малых группах.

0,5

4

Укрепление здоровья населения. Современные проблемы профилактики.

Разбор конкретной ситуации. Дискуссия.

0,2

5

Важнейшие неинфекционные и инфекционные заболевания как медико-социальная проблема.

Групповое обсуждение.

0,5

6

Основы планирования, маркетинга, управления, экономики и финансирования здравоохранения.

Работа в малых группах.

0,2

Итого (час.)

2,4

Итого (% от аудиторных занятий)

5,0%


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1

Основы медицинской статистики и организации статистического исследования.

Решение ситуационных задач по вычислению относительных величин, показателей динамического ряда, средних величин и стандартизованных показателей.

Проверка правильности расчётов, оформления таблиц и графиков. Тестовый контроль.

2

Общественное здоровье и факторы, его определяющие.

Решение ситуационных задач по вычислению демографических показателей и показателей заболеваемости.

Проверка правильности расчётов, оформления таблиц и графиков.

3

Охрана здоровья населения.

Вычисление и анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности по поводу стоматологических заболеваний.

Проверка правильности расчётов.

4

Укрепление здоровья населения. Современные проблемы профилактики.

Вычисление и анализ показателей диспансеризации населения в стоматологической практике.

Проверка правильности расчётов

5

Важнейшие неинфекционные и инфекционные заболевания как медико-социальная проблема.

Написание рефератов с презентацией материала.

Проверка реферата. Просмотр презентаций.

6

Основы планирования, маркетинга, управления, экономики и финансирования здравоохранения.

Вычисление и анализ показателей деятельности врача-стоматолога, стоматологической поликлиники (отделения, кабинета) по материалам курсовой работы с проведением планирования объёма стоматологической помощи.

Проверка правильности расчётов, оформления таблиц и графиков.


8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование, доклад);

- письменные (проверка тестов, контрольных работ, курсовых работ, рефератов, решение ситуационных задач по статистике и экспертизе временной нетрудоспособности).

8.2. Формы промежуточной аттестации - зачет.
Этапы проведения зачета:
1. Этап - тестовый контроль.

2. Этап - собеседование по вопрсам.
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
9.1. Основная литература


  1. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: Учебное пособие для практических занятий / Под редакцией В.З. Кучеренко. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006г. – 192с.

  2. Избранные лекции по общественному здоровью и здравоохранению: Учебное пособие./Под ред. В.З. Кучеренко. - М.: ОАО "Издательство Медицина", 2010г. - 464с.

  3. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – М.: Гэотар-Медиа, 2007г. – 512с.

  4. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – М.: Гэотар-Медиа, 2009г. – 512с.

  5. Организация стоматологической помощи населению: учебное пособие:/Под ред. А.С. Оправина, А.М. Вязьмина. - Архангельск: Издательство Северного государственного медицинского университета, 2012г. - 626с.


9.2. Дополнительная литература


  1. Вялков А.И., Райзберг Б.А., Шиленко Ю.В. Управление и экономика здравоохранения. Учебное пособие. – Москва, ГЭОТАР – Медиа. – 2002г. – 328с.

  2. Куценко Г.И., Вялков А.И., Агарков Н.М. и др. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебное пособие. – М.: Медицина, 2003г. – 495с.

  3. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению (в 3 частях) – Москва, Медицина, 2003г.

  4. Медик В.А., Толмачёв М.С. Математическая статистика в медицине: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007г. - 800с.

  5. Решетников А.В. Экономика здравоохранения. Учебное пособие. – Москва, ГЭОТАР – Медиа. – 2004г. – 272с.

  6. Санников А.Л., Варакина Ж.Л., Беляков Н.Г. Смертность населения Европейского Севера: Монография. – Арх-ск: Изд-во СГМУ, 2003 г. – 156с.


9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы
Перечень программного обеспечения:

- Microsoft Office;

- SunRav TestOfficePro 5;

- Adobe Reader 9.
Интернет ресурсы:

- www.garant.ru;

- www.bibliomed.ru;

- Электронная библиотечная система "Констультант студента"www.studmedlib.ru;

- www.consilium-medicum.com;

- www.medportal.ru.

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Перечень:

- оборудована аудитория на 10 мест для компьютерного тестирования студентов;
- Технические и компьютерные средства обучения:

мультимедийные презентации лекций, электронные варианты тестов, электронные варианты методических разработок по всем разделам дисциплины;

- наглядные пособия:

приказы и инструкции МЗ РФ, бланки учётно-отчётной статистической документации, таблицы, диаграммы, логически-структурные схемы по темам практических занятий; ситуационные задачи по статистике и экспертизе временной нетрудоспособности, курсовые работы "Анализ деятельности стоматологических поликлиник (отделений, кабинета)".

11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Примерная анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!
Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Старший преподаватель

Спирина М.В
























Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись




































  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общественное здоровье и здравоохранение icon«Общественное здоровье и здравоохранение» для специальности «Лечебное дело»
Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение» является федеральным компонентом базовой части профессионального цикла очной...
Общественное здоровье и здравоохранение iconРабочая программа учебной дисциплины «общественное здоровье и здравоохранение....
Целью освоения учебной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение. Экономика здравоохранения» являются подготовка выпускника...
Общественное здоровье и здравоохранение iconСамостоятельная работа 60 (часов) Приложение 1 «Общественное здоровье и здравоохранение»
Второй раздел «Общественное здоровье» содержит программу (схему) и методы изучения общественного здоровья, критерии его оценки, роль...
Общественное здоровье и здравоохранение iconIsbn 978—5—89774—998—0 © Прихожан А. М., 2007
...
Общественное здоровье и здравоохранение iconТесты для проведения I этапа курсового экзамена для студентов 5 курса...
Для обучения по курсу «Статистика (Введение в обработку данных)» студенты должны обладать базовыми знаниями по курсам «Математический...
Общественное здоровье и здравоохранение iconАнкета для сопредседателей конгресса (дополнение к приложению №1) Приложение №2 Код
...
Общественное здоровье и здравоохранение iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Философские проблемы науки...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Философские проблемы науки и техники: введение в общественное здоровье/здравоохранение»
Общественное здоровье и здравоохранение iconТемы рефератов* на цикле сертификационного усовершенствования (СУ)...
Слушатель цикла может выбрать тему реферата, не входящую в ниже перечисленный перечень тем
Общественное здоровье и здравоохранение iconРабочая программа учебной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»...
Россия, Германия и др., и в системе общего права, используемой в Англии, сша, и др., а также на основе права ес
Общественное здоровье и здравоохранение iconОбщественное здоровье и здравоохранение
В цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, в том числе: философия; биоэтика, история Отечества; экономика; психология...
Общественное здоровье и здравоохранение iconПути совершенствования организации лечения больных туберкулезом 14....
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кировская государственная медицинская академия...
Общественное здоровье и здравоохранение icon2. Вопросы организации медицинской и медико-профилактической помощи населению
Цель преподавания дисциплины – общественное здоровье, здравоохранение – дать знания и умения, необходимые будущему врачу для работы...
Общественное здоровье и здравоохранение icon2. Вопросы организации медицинской и медико-профилактической помощи населению
Цель преподавания дисциплины – общественное здоровье, здравоохранение – дать знания и умения, необходимые будущему врачу для работы...
Общественное здоровье и здравоохранение iconТемы рефератов для поступающих в аспирантуру по направленности «Общественное...
Здоровьесберегающая медицина и профилактика как приоритетное направление в медицине для улучшения качества жизни различных групп...
Общественное здоровье и здравоохранение iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения» относится к циклу профессиональных дисциплин
Общественное здоровье и здравоохранение iconОсновной образовательной программы по направлению подготовки: Педиатрия...
Философия предшествует изучению таких дисциплин, как: Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения; Психиатрия,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск